Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)
346585 Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Авилов, ул. Советская, 1.
тел.: 8(86340)-2-54-37 , е-mail: avilsh@mail.ru
Номер работы: 55051.1.8.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Авиловская СОШ»
____________С.В. Петров
(подпись, печать)
Проект «Люди труда»
Срок реализации: одна четверть
Возраст детей: 12-15 лет
Работу выполнила
Кочковая Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы, ОДНКНР
х. Авилов Родионово-Несветайского района Ростовской области
Шахтинская епархия
Донская митрополия
lkochkovaya@mail.ru
8-919-891- 13- 52
2024 г.
I. Введение
В рамках предмета ОДНКНР изучается тема «Люди труда», главной целью которой является прививать школьникам любовь к труду, уважение к труженикам села, стремление приносить пользу своей стране. Во время изучения этого материала учащиеся знакомятся с семейными архивами, собирают информацию о трудовых династиях своей семьи или села. Каждая трудовая династия – это не просто история, а это неравнодушные люди, которые последовали примеру своих родителей в выборе профессии и помогли детям найти свой путь в жизни.
Отрадно осознавать, что во многих семьях бережно хранятся реликвии, которые могут рассказать ребятам о трудовых подвигах их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Изучая семейные архивы, ребята с удивлением обнаруживают в них пожелтевшие вырезки из районных газет, старые потертые фотографии, правительственные награды, медали и ордена.
Данная форма работы воспитывает у подрастающего поколения чувства заботы, любви к родительскому дому, к своей малой родине, уважения к историческому наследию, чувство гордости за свою родословную, осознания себя в качестве посредника между прошлым и будущем, предками и потомками.
Так как 2024 год объявлен Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным Годом семьи, возникла идея изучить трудовые династии нашего хутора, познакомить учащихся с Почётными жителями малой Родины. Проведённый опрос показал, что ученики знают жителей хутора, но не знают, почему ими гордится район. Возникло желание у ребят исследовать трудовой путь всех тружеников хутора, которым было присвоено звание «Ветеран труда».
В рамках данного проекта рассматривалась жизнь замечательных людей: Щербаковой А.В. и Щербакова Н.А. Александра Васильевна – жена родного брата Николая Алексеевича (Григория).
Проблема: Обучающиеся не знают своих земляков, которые заслуживают особого внимания, почёта и уважения. Эти люди в тяжёлое послевоенное время трудились на благо своей страны, своего края, своего хутора.
Идея проекта: узнать, как Щербакова А.В. и Щербаков Н.А. добивались огромных результатов в своей работе, как они заслужили почётное звание «Ветеран труда»
Гипотеза- чтобы стать уважаемым человеком, необходимо трудолюбие, прилежность в работе, неутомимое стремление к совершенству своего профессионального мастерства.
Цель: выяснить, почему семья Щербаковых является гордостью хутора Авилов.
Задачи:
- изучит трудовой героический путь членов семьи Щербаковых;
- выяснить, как они смогли добиться высоких результатов в трудовой деятельности;
- определить, какой вклад они внесли в историю колхоза «Заря» и Родионово-Несветайского района;
- узнать, каких успехов добивались, чтобы получить почётное звание «Ветеран труда».
Методы исследования: беседа, изучение документов из семейного архива, из архива администрации Родионово-Несветайского района, сравнительный анализ, обобщение.
Практическая значимость
Результаты проекта помогут:
Ø составить цикл рассказов о жизни замечательных людей, тружеников села, которые внесли большой вклад в развитие нашего хутора и района и заслужили почётное звание «Ветеран труда»;
Ø пополнить материал школьного музея;
Сроки реализации: учебная четверть.
II. Основная часть
2.1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что только «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины".
Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
Колоссальные возможности нравственного воспитания заложены в учебном материале предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Проект «Люди труда» предназначен для развития логического мышления при решении поставленных проблем, нацелен на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, формирует навыки сравнительно – сопоставительного анализа.
Основной вопрос: как заслужить уважение?
Вопрос учебной темы: как труд влияет на жизнь человека?
Дидактические цели проекта:
-формирование
умения видеть проблему и намечать пути её решения;
-приобретение навыков самостоятельной работы с семейными архивными
материалами;
-прививать школьникам любовь к труду, уважение к людям труда;
-вызвать интерес у учащихся к изучению истории своей малой Родины;
-повышать интерес к предмету ОДНКНР.
Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
Ø Как Щербакова А.В. стала уважаемым человеком, «Ветераном труда»?
Ø Как Щербаков Н.А. стал уважаемым человеком?
Этапы проекта:
1 этап: Выбор и формулировка темы, определение цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы, определение методов работы
2 этап: Составление плана работы
3 этап: Исследование
4 этап: Оформление результатов работы
5 этап: Презентация работы
Пути достижения цели:
1. Беседа с героями труда для сбора необходимой информации
2. Работа с литературой и архивными документами
3.Работа с материалами школьного музея
4. Теоретический анализ собранного материала
5. Результаты исследования
2.2. Класс был поделён на две группы:
Первая группа предоставила исследовательскую работу «Щербакова А.В. – гордость хутора Авилов» (Приложение №1) https://cloud.mail.ru/public/E3gA/Fi2mhYpLz
Вторая группа - исследовательскую работу «Жизнь замечательных людей: Щербаков Н.А. и его семья» (Приложение №2) https://cloud.mail.ru/public/DCH6/rbyPSZoJr
III. Заключение
В ходе исследований ученики подтвердили выдвинутую гипотезу:
- в своей трудовой жизни Александра Васильевна и Николай Алексеевич всегда добивались высоких результатов;
- их трудовые подвиги высоко были оценены районом и областью;
- их награждали несколько раз в году;
- Александра Васильевна и Николай Алексеевич постоянно совершенствовали своё профессиональное мастерство, добросовестно относились к своим обязанностям, являлись примером подрастающему поколению.
IV.Список используемых источников:
1. Статьи из газеты «Знамя»
2. Материалы из семейных архивов Щербакова Н.А. и Щербаковой А.В.
3. Фото из семейных альбомов
4. Материалы из школьного музея
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.