Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
ПРОЕКТ
«МАМА, ПАПА, Я –
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ»
Воспитатели:
Разгайлова Е.А.
Чернова Н.Ю.
Учитель-логопед
Богаткина Е.Г.
г. Каменск-Уральский
2024г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет;
- родители;
- педагоги.
ВИД ПРОЕКТА
- практико-ориентированный;
- познавательный;
- семейный.
ТИП ПРОЕКТА
- коллективный;
- краткосрочный.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
с 02.05.2024 по 08.05.2024.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Родители мало уделяют внимания этой теме в семье. Поэтому педагогам ДОУ отводится особая роль в воспитании у детей патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине и гордость за свой народ. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений – мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. И детям необходимо рассказывать о Великой Отечественной войне, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала их жизнь в военное время, рассказывать о военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем больше вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
Один из эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Мама, папа, я – патриотическая семья» позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Дня Победы.
ЦЕЛЬ: Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, родителей, педагогов. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
ЗАДАЧИ:
· Создать условия для развития осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.
· Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.
· Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет.
· Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет.
· Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
· Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы |
Содержание |
Подготовительный этап
|
Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Разработка мероприятий. |
Основной этап
|
Познавательное развитие Занятие: «Этот День Победы». Беседы: «Что такое героизм?»; «По дорогам войны»; «День Победы» Просмотр видеороликов, презентаций «Детям о войне» с последующим обсуждением. Рассматривание открыток «Ордена и медали». |
Речевое развитие Заучивание и чтение стихов о войне, солдатах и ветеранах. Чтение пословиц и поговорок о мужестве. Рассматривание иллюстраций о ВОВ. Пересказ коротких рассказов. Составление рассказов по плану о родственниках, участвовавших в великой отечественной войне. Чтение художественной литературы: Г. Алмазов «Горбушка». В. Драгунский Арбузный переулок». С. Маршак «Разговор с внуком». С. Щипачев «22 июня 1941 года». В. Карасева «Хлебные крошки». Т. Белозеров «Майский праздник». С. Михалков «День Победы». |
|
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Медицинская часть»; «Моряки»; «Разведчики». Дидактические игры: «Военные профессии»; «Что нужно артиллеристу»; «Кто защищает наши границы»; «Отгадай военную профессию»; «Соберем картину»; «Найди флаг»; «Узнай герб нашей страны». Подвижные игры: «Разведчики»; «Чья машина быстрее привезёт снаряд»; «Переправа»; «Снайпер»; «Пройди по трапу». |
|
Художественно-эстетическое развитие Самостоятельная художественная деятельность: рисование по замыслу по теме «Великий день». Конструирование из бумаги «Салют». Рисование: «Праздничный салют». Лепка: «Танки». Аппликация: Открытка к 9 мая. Слушание музыкальных произведений: «С чего начинается Родина», «Священная война», «День Победы», «Журавли», «Алеша». Разучивание танцевальной композиции. |
|
Физическое развитие Подвижные игры: «Разведка» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, меткость. «Встречные перебежки» Цель: закрепить умение детей бега наперегонки. «Попади в цель» Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре. «Меткий стрелок». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. |
|
Заключительный этап |
Организация выставки ко Дню Победы (совместная работа детей, родителей, педагогов). Музыкальный праздник «Я помню! Я горжусь!» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
· Консультации, практические советы, рекомендации: «Как рассказать детям о войне».
· Использование наглядной агитации (папки-передвижки «9 Мая»).
· Изготовление альбома «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». (Дети расспрашивают родителей о родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Затем совместно с родителями они оформляют страничку альбома. На занятиях в детском саду, каждый ребенок рассказывает о своих родных – фронтовиках. Эта деятельность помогает детям лучше узнать историю своей семьи, укрепить связь поколений. Дети станут бережнее относиться к семейным фотографиям и наградам, у них появляется гордость за своих родственников.)
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
· Расширится представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях ВОВ, о наградах, о жизни народа в военное время, работе тыла.
· Пополнится словарь, дети узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет.
· Появится чувства гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны.
· Родитель, активно участвующий в проекте, способен расширить знания детей о легендарном прошлом нашей Родины, о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о памятных местах родного края, о земляках-героях, о героях своей семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Подвижные игры
«Чья машина быстрее привезёт снаряд»
Ребёнок в машине везёт кеглю, объезжая препятствия, доезжая до корзины, оставляет в ней кеглю и возвращается назад.
«Переправа»
Это конкурс на время. Дети строятся в шеренгу за командиром, им необходимо передать груз в шеренге над головой, так чтобы он не упал. Побеждает та команда, которая первая переправит груз.
Конкурс «Снайпер»
Это конкурс на меткость. Для него понадобится корзина и небольшой мячик Возможны два варианта этого конкурса: в первом случае необходимо мячиком попасть в корзину, во втором – сбить всевозможные предметы со стула мячиком. Побеждает самая меткая команда.
«Разведчики»
Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные – «отряд». В группе расставлены хаотично стулья. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь и другой «командир» повторяет его и т. д.
«Пройди по трапу»
На полу - верёвка (или трап), нужно пройти с завязанными глазами и не оступиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Борис АЛМАЗОВ
Горбушка
Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.
В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
— Ну как дела? — спросил он.
— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?
Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.
— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…
— Горбушкой?
— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
— За что тебя наказали? — спросил он.
— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
— Так!.. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки ни дедушки?
— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…
— А почему их нет? — спросил папа.
— Они погибли на войне.
— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.
— А бабушки?
— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.
— И без хлеба?
— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
— И всё?
— И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…
Папа достал фотографию.
— Ну, — сказал он, — найди меня.
Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
Я бы её никогда не узнал.
— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…
Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты!.. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…
— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…
— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.
Виктор Драгунский
Арбузный переулок
Я пришел со двора после футбола усталый и грязный как не знаю кто. Мне было весело, потому что мы выиграли у дома номер пять со счетом 44:37. В ванной, слава богу, никого не было. Я быстро сполоснул руки, побежал в комнату и сел за стол. Я сказал:
— Я, мама, сейчас быка съесть могу.
Она улыбнулась.
— Живого быка? — сказала она.
— Ага, — сказал я, — живого, с копытами и ноздрями!
Мама сейчас же вышла и через секунду вернулась с тарелкой в руках. Тарелка так славно дымилась, и я сразу догадался, что в ней рассольник. Мама поставила тарелку передо мной.
— Ешь! — сказала мама.
Но это была лапша. Молочная. Вся в пенках. Это почти то же самое, что манная каша. В каше обязательно комки, а в лапше обязательно пенки. Я просто умираю, как только вижу пенки, не то чтобы есть. Я сказал:
— Я не буду лапшу!
Мама сказала:
— Безо всяких разговоров!
— Там пенки!
Мама сказала:
— Ты меня вгонишь в гроб! Какие пенки? Ты на кого похож? Ты вылитый Кощей!
Я сказал:
— Лучше убей меня!
Но мама вся прямо покраснела и хлопнула ладонью по столу:
— Это ты меня убиваешь!
И тут вошел папа. Он посмотрел на нас и спросил:
— О чем тут диспут? О чем такой жаркий спор?
Мама сказала:
— Полюбуйся! Не хочет есть. Парню скоро одиннадцать лет, а он, как девочка, капризничает.
Мне скоро девять. Но мама всегда говорит, что мне скоро одиннадцать. Когда мне было восемь лет, она говорила, что мне скоро десять.
Папа сказал:
— А почему не хочет? Что, суп пригорел или пересолен?
Я сказал:
— Это лапша, а в ней пенки…
Папа покачал головой:
— Ах вот оно что! Его высокоблагородие фон барон Кутькин-Путькин не хочет есть молочную лапшу! Ему, наверно, надо подать марципаны на серебряном подносе!
Я засмеялся, потому что я люблю, когда папа шутит.
— Это что такое — марципаны?
— Я не знаю, — сказал папа, — наверно, что-нибудь сладенькое и пахнет одеколоном. Специально для фон барона Кутькина-Путькина!.. А ну давай ешь лапшу!
— Да ведь пенки же!
— Заелся ты, братец, вот что! — сказал папа и обернулся к маме. — Возьми у него лапшу, — сказал он, — а то мне просто противно! Кашу он не хочет, лапшу он не может!.. Капризы какие! Терпеть не могу!..
Он сел на стул и стал смотреть на меня. Лицо у него было такое, как будто я ему чужой. Он ничего не говорил, а только вот так смотрел — по-чужому. И я сразу перестал улыбаться — я понял, что шутки уже кончились. А папа долго так молчал, и мы все так молчали, а потом он сказал, и как будто не мне и не маме, а так кому-то, кто его друг:
— Нет, я, наверно, никогда не забуду эту ужасную осень, — сказал папа, — как невесело, неуютно тогда было в Москве… Война, фашисты рвутся к городу. Холодно, голодно, взрослые все ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно… Ну, все понятно, не правда ли? Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было, и, главное, я тогда очень быстро рос, тянулся кверху, и мне все время ужасно есть хотелось. Мне совершенно не хватало еды. Я всегда просил хлеба у родителей, но у них не было лишнего, и они мне отдавали свой, а мне и этого не хватало. И я ложился спать голодный, и во сне я видел хлеб. Да что… У всех так было. История известная. Писано-переписано, читано-перечитано…
И вот однажды иду я по маленькому переулку, недалеко от нашего дома, и вдруг вижу — стоит здоровенный грузовик, доверху заваленный арбузами. Я даже не знаю, как они в Москву попали. Какие-то заблудшие арбузы. Наверно, их привезли, чтобы по карточкам выдавать. И наверху в машине стоит дядька, худой такой, небритый и беззубый, что ли, — рот у него очень втянулся. И вот он берет арбуз и кидает его своему товарищу, а тот — продавщице в белом, а та — еще кому-то четвертому… И у них это ловко так цепочкой получается: арбуз катится по конвейеру от машины до магазина. А если со стороны посмотреть — играют люди в зелено-полосатые мячики, и это очень интересная игра. Я долго так стоял и на них смотрел, и дядька, который очень худой, тоже на меня смотрел и все улыбался мне своим беззубым ртом, славный человек. Но потом я устал стоять и уже хотел было идти домой, как вдруг кто-то в их цепочке ошибся, загляделся, что ли, или просто промахнулся, и пожалуйте — тррах!.. Тяжеленный арбузище вдруг упал на мостовую. Прямо рядом со мной. Он треснул как-то криво, вкось, и была видна белоснежная тонкая корка, а за нею такая багровая, красная мякоть с сахарными прожилками и косо поставленными косточками, как будто лукавые глазки арбуза смотрели на меня и улыбались из середки. И вот тут, когда я увидел эту чудесную мякоть и брызги арбузного сока и когда я почуял этот запах, такой свежий и сильный, только тут я понял, как мне хочется есть. Но я отвернулся и пошел домой. И не успел я отойти, вдруг слышу — зовут:
«Мальчик, мальчик!»
Я оглянулся, а ко мне бежит этот мой рабочий, который беззубый, и у него в руках разбитый арбуз. Он говорит:
«На-ка, милый, арбуз-то, тащи, дома поешь!»
И я не успел оглянуться, а он уже сунул мне арбуз и бежит на свое место, дальше разгружать. И я обнял арбуз и еле доволок его до дому, и позвал своего дружка Вальку, и мы с ним оба слопали этот громадный арбуз. Ах, что это была за вкуснота! Передать нельзя! Мы с Валькой отрезали большущие кусищи, во всю ширину арбуза, и когда кусали, то края арбузных ломтей задевали нас за уши, и уши у нас были мокрые, и с них капал розовый арбузный сок. И животы у нас с Валькой надулись и тоже стали похожи на арбузы. Если по такому животу щелкнуть пальцем, звон пойдет знаешь какой! Как от барабана. И об одном только мы жалели, что у нас нет хлеба, а то бы мы еще лучше наелись. Да…
Папа отвернулся и стал смотреть в окно.
— А потом еще хуже — завернула осень, — сказал он, — стало совсем холодно, с неба сыпал зимний, сухой и меленький снег, и его тут же сдувало сухим и острым ветром. И еды у нас стало совсем мало, и фашисты все шли и шли к Москве, и я все время был голодный. И теперь мне снился не только хлеб. Мне еще снились и арбузы. И однажды утром я увидел, что у меня совсем уже нет живота, он просто как будто прилип к позвоночнику, и я прямо уже ни о чем не мог думать, кроме еды. И я позвал Вальку и сказал ему:
«Пойдем, Валька, сходим в тот арбузный переулок, может быть, там опять арбузы разгружают, и, может быть, опять один упадет, и, может быть, нам его опять подарят».
И мы закутались с ним в какие-то бабушкины платки, потому что холодюга был страшный, и пошли в арбузный переулок. На улице был серый день, людей было мало, и в Москве тихо было, не то что сейчас. В арбузном переулке и вовсе никого не было, и мы стали против магазинных дверей и ждем, когда же придет грузовик с арбузами. И уже стало совсем темнеть, а он все не приезжал. Я сказал:
«Наверно, завтра приедет…»
«Да, — сказал Валька, — наверно, завтра».
И мы пошли с ним домой. А назавтра снова пошли в переулок, и снова напрасно. И мы каждый день так ходили и ждали, но грузовик не приехал…
Папа замолчал. Он смотрел в окно, и глаза у него были такие, как будто он видит что-то такое, чего ни я, ни мама не видим. Мама подошла к нему, но папа сразу встал и вышел из комнаты. Мама пошла за ним. А я остался один. Я сидел и тоже смотрел в окно, куда смотрел папа, и мне показалось, что я прямо вот вижу папу и его товарища, как они дрогнут и ждут. Ветер по ним бьет, и снег тоже, а они дрогнут и ждут, и ждут, и ждут… И мне от этого просто жутко сделалось, и я прямо вцепился в свою тарелку и быстро, ложка за ложкой, выхлебал ее всю, и наклонил потом к себе, и выпил остатки, и хлебом обтер донышко, и ложку облизал.
Вера Карасёва
Хлебные крошки
В магазине было холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб.
У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха, который ленинградцы называли «дурандой».
А у другой стороны прилавка кучкой столпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги — в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.
Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нёс её в рот.
Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь.
Продавщица не бранилась, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили.
А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.
Самуил Маршак
Разговор с внуком
Позвал я внука со двора
К открытому окну.
— Во что идет у вас игра?
— В подводную войну!
— В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав совет.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: — Дед,
А как же в мир играть?..
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
Сергей Михалков
День Победы
Спать легли однажды дети —
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете —
В окнах свет, и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель —
Красной Армии солдат!
Степан Щипачев
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Тимофей Белозеров
День Победы
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.