Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 369» г. Перми
Проект
«Мамочка любимая моя»
Автор:
Воспитатель
Коваленко Наталья Николаевна
г. Пермь
2021
Тема проекта: «Мамочка любимая моя»
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках МАДОУ
Разработчики проекта: Коваленко Наталья Николаевна, Доронина Нина Алексеевна – воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: февраль - март 2021г.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность
Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретает в дошкольном возрасте опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным.
Актуальность формирования любви к матери у старших дошкольников мы видим в следующем: укрепить близкие, доверительные отношения между ребенком и мамой.
Нам очень хочется, чтобы дети были чуткими, добрыми, отзывчивыми,
воспитанными, беспокоились о своих матерях и не приносили им неприятности, поэтому мы считаем, что необходимо сформировать у них ценностное отношение, любовь, привязанность к самому родному и близкому человеку – МАМЕ.
Цель: формировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества, способствовать сближению семьи с детским садом.
Задачи:
· Дать представление детям об образе мамы через произведения искусства, художественной литературы.
· Закреплять в игре знания социальных ролей, обязанностей, правил поведения.
· Развивать коммуникативные навыки детей, поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
· Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок, рисунков.
· Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.
· Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками МДОУ.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
· Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, музыке, художественной литературе.
· Осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме.
· Проявление уважения к маме, заботе о ней, осознания значимости её труда.
· Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.
Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный (формирование проблемы, выбор темы).
II этап- планирование проекта (сбор информации).
III этап – совместная деятельность детей, родителей, воспитателей (реализация проекта).
IV этап – заключительный (презентация проекта, итоги проекта).
Виды деятельности
Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Мамины помощники», «Все работы хороши», «Чьи детки?», «Где чья мама?», «Бусы для мамы» (из геометрических фигур), «Накрой стол для мамочки», «Покупки для наших мам»,
- Сюжетно-ролевые игры: «Помогаем маме», «Ателье» (сюжет «Платье для мамы», сюжет «Мама приходит с работы», «Дочки матери», «Накрываем на стол», «Семья»)
- Словесные игры: «Мамочка», «Мама устала», «Признание в любви»,
«Угадай настроение?», «Кто больше назовет добрых, ласковых, нежных слов своей маме»
- Подвижные игры: «Принеси покупки», «Сушим белье».
- Упражнения по развитию эмоций: «Мое настроение», «Мамино настроение».
Коммуникативная деятельность:
Этическая беседа «Мама самый близкий человек».
Беседы — обсуждения бытовых ситуаций на тему:
«Добрые дела для самых близких», «Чем я порадовал маму?», «Быть мамой трудно или легко?», «Когда мама огорчается, радуется?», «Почему я люблю маму?», «Любимый праздник моей мамы» и др.
Записывание пожеланий для мам.
- просмотр мультипликационных фильмов «Умка», «Мама для мамонтенка», «Крошка енот»
Продуктивная деятельность:
- художественное творчество (рисование) «Милой мамочки портрет»;
- художественное творчество (лепка) «Угощение для мам»;
- художественное творчество (рисование) «Тарелочка»;
- коллективная работа (аппликация) «Сердечко для мамы».
Конструкторская деятельность
Конструирование: «Дом для мамы»; плоскостное моделирование – составление бус, цветов из мозаики для мамы.
Чтение художественной литературы:
А. Барто «Разговор с дочкой», Е. Пермяк «Как Миша хотел перехитрить маму», М. Садовский «Вот бы как мама», Е. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Рядом с мамой», Я. Аким «Мама, так тебя люблю» Е. Благинина «Вот какая мама».
Стихи и загадки о маме.
Совместное обсуждение смысла пословиц о маме.
Музыкальная деятельность:
- слушание «Песенка мамонтенка», П. Чайковский «Мама»;
- разучивание песен «Мы запели песенку» (музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой), «Я маму люблю» (музыка Ю. Михайленко), «Маме песенку пою» (музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко), «Кто нас крепко любит?» (музыка и слова Аресева).
Развлечение в группе ко Дню матери: «Мамочка моя»:
- чтение стихов о маме;
- вручение подарков мамам;
- танец с мамами;
- игра с мамами «Угадай, чей голосок?».
Организация деятельности с родителями:
- участие в фотовыставке «Мама милая моя»;
- участие в выставке поделок «Наши мамы не простые – у них руки золотые!»;
IV этап Заключительный (подведение итогов, презентация)
Вернисаж детских работ «Портрет моей мамы».
Развлечение «Мамочка моя».
ВЫВОД: мы считаем, что цель, которая была нами поставлена, достигнута. В ходе реализации проекта ребята стали более доброжелательны, вежливы, корректны по отношению к своим мамам и друг к другу.
Приложение 1
Этическая беседа «Мама самый близкий человек»
Цель: Формировать у детей образ мамы. Воспитывать
у дошкольников любовь и уважение к самому дорогому человеку – к матери.
Ход беседы:
- Ребята, давайте поговорим с вами о самом близком человеке.
Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе.
Мама - жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе…
Вы догадались, можете назвать самого близкого человека. Конечно,
это мама. А все ли дети знают имена своих мам? (ответы детей).
- От маминой улыбки становится тепло и светло. Мы сравниваем
маму с солнышком:
«Что солнышко в небе, что мама в дому».
Кто хочет прочитать добрые стихи о своей мамочке?
(Дети читают стихи, которые заучили к утреннику).
Мама учит нас быть добрыми, даёт советы,
заботится о нас, оберегает.
Дети послушайте мудрые пословицы о маме:
Птица рада солнышку, а младенец – матери.
Материнская ласка конца не знает.
У ребёнка заболит пальчик, а у мамы – сердце.
Воспитатель.
- Дети, а вы знаете, какие у мамы глаза? (голубые,
добрые, внимательные, ласковые, понимающие).
А что мы знаем о маминых руках, какие они? (заботливые, нежные,
тёплые). Почему мамы защищают своих детей? (ответы детей). « Мамины руки не
знают скуки». Мы верим и знаем, что мамины руки всё могут, вот почему едва лишь
что-то заболит у нас или поцарапаем руки, ушибёмся – сразу бежим к маме. Мама!
Мама! И, о чудо! Едва лишь мама прижмёт нас к себе, погладит там, где заболит и
вот уже боль вполовину меньше, а то и вовсе пропала.
Наши добрые отношения к мамочке можно выразить словом. Почему бы
не назвать мамочку солнышком, небушком, давайте попробуем… (дети добавляют
ласковые слова о маме : ягодка, звёздочка, золотиночка, картиночка и т.д).
А ещё я знаю, что ваши мамы трудолюбивые, что же умеют делать ваши мамы, кем
они работают? (ответы детей).
А кто уже научился своей маме помогать? А вы любите своих мам?
- Часто ли вы говорите своей маме спасибо?
- Помогаете ли мамам, когда она устаёт?
- Назовите поступки, которыми вы можете огорчить свою маму, или
обрадовать?...
Предложить закрыть глазки, послушать музыку и представить букет
любви, который вы хотели бы подарить своей маме. Рассказать о нём после
прослушивания, предложить нарисовать и подарить мамам.
Приложение 2.
Конспект занятия «Портрет мамы»
Цели и задачи
- Продолжать знакомить детей с жанром портрет.
- Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу, мимику) .
-Учить правильно располагать части лица.
- Учить соблюдать последовательность при рисовании
-Продолжать вызывать интерес к художественному творчеству.
-Поощрять проявление активности и творчества.
-Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
-Развивать внимательность, эстетический вкус, творческое мышление и воображение.
- Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства.
Методы и приёмы: создание обстановки, беседа, вопросы детям, художественное слово(стихи, загадки), использование иллюстраций, физкультминутка, выполнение задания, поощрение детей.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий различных людей, рисование автопортрета, Рассматривание портретов художников и поэтов.
Оборудование:
Для педагога:
Для детей:
Ход занятия
Организационный момент.
1. Теоретическая часть.
Введение в тему занятия.
Ребята, в каждом доме хранятся фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы, друзей. Мы смотрим на них и вспоминаем, где были, как жили, как одевались.Фотографии могут рассказать о многом. Раньше, когда не было фотоаппаратов, разные события в жизни людей отражали художники. Чаще рисовали портреты людей.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется (портрет)
Что такое портрет?
Портрет – это изображение одного человека или группы людей.
Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет.
Портреты бывают: мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами.
-А теперь скажите.
Кто Вас, детки крепко любит,
Кто вас нежно так голубит.
Не смыкая ночи глаз
Всё заботится о вас?
(Мама дорогая)
Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы.
Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет женщины, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
Устное рисование лица (при помощи пальчика).
-Какой формы голова? (обвести пальцами голову).
(При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза, их расположение).
- Что находится над глазами? (Брови)
- Между глазами и подбородком находится кончик носа.
- Где он находится? (Посередине)
- Что находится посередине между кончиком носа и подбородком? (Рот, губы)
- Голова переходит в шею.
2. Практическая часть.
Показ поэтапного рисования портрета.
1.Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал.
Вот овальное лицо, оно похоже на яйцо.
Педагог рисует мелом на доске овал.
2. Посередине овала рисуем глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.Глаза у людей разные по цвету. Например, у меня серые, значит, кружок у меня будет серый.Не забудем нарисовать ресницы. На верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
3.Что находится над глазами? (брови). Это дугообразные полосы.
4.Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется
плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку
пририсовываются
крылья носа и ноздри.
5.Рот находится ниже носа. Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).
6.По сторонам на уровне глаз и носа рисуем уши...
7.Шею удлиняем, плечи закругляем.
8. Затем пышные волосы. Вот и портрет готов.
Осталось портрет раскрасить.
Давайте ещё раз вспомним, что где находиться.
-А теперь сядьте удобно, закройте глаза и вспомните, какие у мамы глаза, нос, волосы прямые или волнистые, есть ли на лице улыбка.
- Мы будем рисовать портрет мамы.
- Цвет глаз, волос, прическу постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.
- Кто уже вспомнил, может приступать к выполнению.
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом.В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо.
Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.
- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.
Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.
Я портрет рисую мамы
Акварелью на листе.
И пускай портрет без рамы,
И пускай не на холсте.
Удалось не всё в портрете,
Но для мамы дорогой
Я старался. Ведь на свете
Лучше мамы нет другой!
Приложение 3
Беседа «Добрые дела для самых близких»
Цели:1. Формировать умение детей различать понятия «добро» и
«зло».
2. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким
людям.
3. Формировать осознание моральной стороны поступков.
Ход:
Появляется игровой персонаж — Незнайка приносит
детям две книжки-малютки. Одна книжка — в черной обложке, на которой написано «ЗЛО»,
а другая — в зеленой, на ней написано слово «ДОБРО». Незнайка просит помочь
разобраться, почему такого цвета книжки?
Воспитатель:
- Когда вы смотрите на черный цвет, то какие чувства, мысли у вас возникают
(неприятные, грустные и т.п.), а на зеленый? (Радостные, веселые, добрые.)
Незнайка предлагает детям записывать в черную книгу некрасивые поступки, злые
мысли и чувства, а в зеленую — добрые поступки, мысли и чувства.
— А какие добрые дела вы сделали для своих родителей?
Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель
записывает в зеленую книгу Доброты.
Детям предлагается прочитать стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
— В какую книгу можно записать поступок ребенка? Почему?
Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда
я вижу уставшую маму,то...».
Приложение 4
Игровое упражнение «Мама устала»
Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на
роль матери и садится или становится в круг.
Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с
работы. Вы хотите ей помочь.
Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»?
Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью
мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные
варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на
стол, убрать со стола, помыть посуду и др.
Игра «Угадай настроение»
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое,
доброе, счастливое и т.п.).
После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на
пары.
Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение,
которое на ней изображено.
Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером.
После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или
иную пиктограмму для определения настроения.
Дидактическая игра «Что делает?»
Глаголы (слова – действия):
Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает
пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает
сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со
мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.
Дидактическая игра «Мамочка, какая?»
Мама улыбается – улыбчивая
Мама грустит – грустная
Мама смеётся – веселая
Мама плачет – плаксивая
Мама злится – злая
Мама задумалась – задумчивая и т.д.
Пальчиковые игры
«Этот пальчик – бабушка»
Этот пальчик – бабушка, загибаем и разгибаем пальчики попеременно на
Этот пальчик – дедушка, правой и левой руке, сопровождая движения
словами
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, движения прямыми ладонями вверх, вниз
Мы капусту солим, солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев
Мы капусту трём, трём, потирать кулачок о кулачок
Мы капусту жмем, жмём. сжимать и разжимать кулачки
Приложение 5
Развлечение в старшей группе
Тема: «Мама милая моя, с праздником тебя»
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,
способствующих приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Задачи: создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами.
Укреплять сотрудничество между детским садом и семьёй.
Предварительная работа:
Подготовка подарков для мам.
Оформление фото-стенда «С моей мамочкой тепло».
Праздничное оформление группы.
Конкурс осенних поделок «Краски осени».
Подготовка викторины для родителей.
Оборудование: магнитофон, подборка музыкального оборудования, подарки для мам, выставка портретов.
Ход:
Приглашаем мам и бабушек в празднично оформленную группу. На столах приготовлен материал для совместного творчества родителей и детей. Мамы присаживаются напротив детей.
Ведущий:
Дорогие наши мамы и мамы наших мам! Разрешите Вас поздравить с праздником «День матери». Кто же это -мама?
Предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение А. Шатохина «Мама».
Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!
Послушаем наших ребят, что они думают.
Стихотворные поздравления мамам:
1 ребенок:
Мама - золотая, мама - самая родная,
Мама - это доброта, мама выручит всегда.
Мама, нет тебя дороже, мама все на свете может.
Мам сегодня поздравляем, мамам счастья мы желаем!
2 ребенок:
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
3 ребенок:
Маму любят все на свете, мама — первый друг
Любят мам не только дети, любят все вокруг
Если что-нибудь случится, если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь, выручит всегда.
Мама много сил, здоровья отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете лучше наших мам.
4 ребенок:
Мамин труд я берегу,
Помогаю, чем могу.
Нынче мама на обед
Наготовила котлет
И сказала: «Слушай,
выручи, покушай! »
Я поел немного,
Разве не подмога?
5 ребенок:
Кто пришел ко мне с утра? — мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора»? — мамочка.
Кашу кто успел сварить? — мамочка.
Чай — в пиалу мне налить? — мамочка.
Кто косички мне заплёл? — мамочка.
Целый дом один подмёл? — мамочка.
Кто цветов в саду нарвал? — мамочка.
Кто меня поцеловал? — мамочка.
Кто ребячий любит смех? — мамочка.
Кто на свете лучше всех? — мамочка.
Ведущий:
А сейчас, мамы, мы вам покажем, как можно весело работать! Присоединяйтесь к нам.
Танец «Мамины помощники». (Музыка Н. Коваленко)
Викторина для родителей.
1. В какой сказке впервые показан механизм семейного подряда? (“Репка”)
2. Сколько раз старик ходил к морю в “Сказке о рыбаке и рыбке”? Что приносил невод и что просил старик? (Шесть раз ходил старик к морю: пришел невод с одною тиной, первый раз ходил – пришел невод с травою морскою, пришел невод с одною рыбкой; второй раз – просил корыто, третий раз – избу, четвертый – жена хочет быть столбовою дворянкой, пятый – вольною царицей, шестой раз – владычицей морскою.)
3. В какой сказке говорится о плохой работе режиссера, о его злом характере и тяжелой судьбе актеров? (А. Толстой. “Приключения Буратино, или Золотой ключик”.)
4. Сколько раз князь Гвидон летал в царство царя Салтана и в кого он при этом превращался? (Три раза: комар, муха, шмель.)
5. Как звали героев сказки “Теремок”? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щёлк, Медведь.)
Молодцы, хорошо знаете сказки, да и не только!
Ведущий:
Ребята, недавно у нас проходил конкурс осенних поделок «Краски осени». Позвольте вручить дипломы нашим победителям!
Спасибо всем вам за ваше творчество, за то, что вы не остались равнодушными и все без исключения приняли участие.
Ведущий:
Дорогие наши мамы для вас есть сюрприз, его приготовили сами дети.
Ребенок:
«Мамочка, ты лучшая на свете! »
Мамочка, ты лучшая на свете
Мне с тобой, не страшно на планете,
Мамочка, я так тебя люблю,
И в день мам, цветы тебе дарю!
(Дети дарят живой букет из пророщенной пшеницы, украшенной цветами из бросового материала) .
Ведущий: Еще один сюрприз – танцевальный!
Игровой танец «Помогатор» (из м/ф «Фиксики»)
Еще раз разрешите поздравить вас с Днём Матери, а сегодняшние сувениры и подарки ещё долго будут напоминать вам о вашем счастье быть мамами ваших замечательных и талантливых детей!
Приложение:
Музыкально - литературный репертуар.
А. Шатохина «Мама».
«Мамина подмога» (автор Н. Грозовский)
«Кто пришел ко мне с утра? » (автор Р. Убайт)
Танец «Мамины помощники». (Музыка Н. Коваленко)
Игровой танец «Помогатор» (из м/ф «Фиксики»)
Рекомендации по организации проведения мероприятия:
Педагог рекомендует использовать в своей работе следующие принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с родителями.
2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
3. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Продумать количество необходимого материала для выполнения творческого задания. При изготовлении «живого подарка» детьми просчитать сроки прорастания пшеницы (2 недели).
4. Динамичность. При составлении план-конспекта необходимо учитывать смену видов деятельности и временной фактор.
Как правило, родители – люди очень занятые, поэтому необходимо выбрать время, подобрать правильные слова и убедить их принять участие в празднике.
Спасибо за внимание!
Мамы берите своих деток и вставайте в круг.
Проводится игра «Ищи маму»
(под русскую народную мелодию «Калинка»)
Пары двигаются друг за другом по кругу спокойным шагом. Как только музыка остановится, дети бегут в центр круга. Садятся на корточки и закрывают глаза ладошками. Мамы остаются на своих местах. Снова звучит музыка ,мамы продолжают двигаться легким бегом, когда музыка заканчивается, мамы останавливаются лицом в круг. Дети открывают глаза и подбегают к своим мамам. Игра повторяется наоборот-мамы находят своих детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.