проект "Мир оригами"

  • docx
  • 02.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект_Нелепина Измененый (1).docx

Школьная научно - практическая конференция «Шаг в науку»

 

 

 

 

 

 

«Мир оригами»

 

 

 

 

 

Автор: Нелепина  Екатерина Владимировна

                                                              ученица 9 класса МКОУ Заречная СОШ

                                                              Руководитель:

                                                              Тихомирова Ольга Ивановна

                                                              учитель технологии и ИЗО

 

 

 

 

 

 

с.Заречный

2025г

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1  Теоретические основы оригами

 

1.1Что такое оригами?..................................................................................

4

1.2 История оригами………………………………………………………

5

1.3 Виды оригами………………………………………………………….

7

ГЛАВА 2  Практические особенности оригами

 

2.1  Технологии создания изделий  оригами…………………………...

9

         2.2    Мастер-классы по обучению оригами…………………………...

12

Заключение……………………………………………………………………..

14

Список используемых источников……………………………………………

15

Приложение………………………………………………………………………

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Однажды увидев замечательные фигурки, сделанные из бумаги, возник интерес, а как же они создаются и какие бывают их виды.  Большую популярность   набирает  техника оригами.

Оригами — это не просто простое складывание бумаги, а настоящая арт-техника, в которой соединяются математические расчеты и творческое самовыражение. Это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которого создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок. Искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии. Актуальность работы  состоит в том, что несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру. 

Цель: освоение техники оригами.

Задачи:
-
изучить литературу и другие источники информации по данному вопросу;
-познакомиться с видами оригами;
- научиться создавать изделия в технике оригами

-обучить учащихся школы искусству оригами.

Предмет исследования: искусство оригами

Объект исследования: способы изготовления поделок из бумаги

Методы исследования:

-поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет-ресурсы);

-практическая работа

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРИГАМИ

1.1 Что такое оригами?

Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а «гама» – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т.е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа. ……………………………
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей. 
Сейчас первоначальный смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» — складывать оригами из листа обычной бумаги стандартного формата.[1;14]
…………………………………………………………….
Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты — тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему.(Приложение1)
…………………………………………………………

 

 

 

 

1.2 История оригами.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.[1;26]………………………………....................................
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.
……………………………………… 
К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей странВостока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя - оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами. 
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день. 
…………………………
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством». .
[1;41]
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев ТолстойВ черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство". 
Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы.(Приложение 2.)Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами. 
К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера - оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции.

1.3 Виды оригами.

Существуют различные виды оригами, которые различаются по степени сложностии технике выполнения. Рассмотрим наиболее распространенные виды.

Классическое (простое) оригами

Этот вид оригами является самым простым в исполнении. С него обычно начинается знакомство с техниками складывания фигурок из бумаги, классическое оригами по праву можно считать оригами для начинающих. С его помощью можно складывать красивых журавликов из бумаги, драконов и многие другие фигурки..(Приложение 3.)

Модульное оригами

Этот вид оригами отличается тем, что поделка будет выполнена не из одного листа бумаги, а из отдельных предварительно собранных модулей, которые соединяются между собой. .[2;59]

Все элементы, участвующие в сборке фигурки, одинаковые – это отличает модульное оригами от обычного, где применяются несколько листов..(Приложение 4.)…………………………………………………………
Оригами паттерн

Паттерн – весьма необычная техника складывания фигурок из листа бумаги. На бумаге, из которой будет выполняться поделка, заранее отмечаются все линии сгибов, по ним необходимо складывать лист. Паттерн является одним из самых сложных видов оригами..(Приложение 5.)

Искусство кусудамы

Не менее популярная сегодня разновидность модульного оригами – кусудама, в котором вся фигура собирается из множества одинаковых модулей (частей). Каждая часть складывается по всем канонам классики из одного листа. .[2;72].(Приложение 6.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2  ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИГАМИ

2.1  Технологии  создания изделий  оригами

Изучив теоретические основы было принято решение попробовать оригами разных видов. Начав делать с простого, красивое украшение из журавликов. .[4;23]

Для создания необходимо взяла большое деревянное колечко, нитки и несколько листов бумаги формата А4. Первое что нужно сделать из бумаги квадрат, согнула его в треугольник, а потом этот треугольник сложить пополам, потом расправить верхний треугольник в квадрат, перевернуть и сделала тоже самое. Дальше уголки квадрата загнуть к середине заготовки перевернуть её и сделать тоже самое. Потом разогнуть уголки и по намеченным линиям развернуть заготовку с одной стороны и с другой. Расположить заготовку закрытым углом от себя и загнула на свободных концах. Заготовку развернуть в другой плоскостью так получилось, что сверху образуется два свободных угла, а нижние углы я согнуть так чтобы касались верха. Потом развернуть заготовку, немножко согнуть один из заострённых углов и расправить его крылья.

Всего было сделано четыре больших и три маленьких журавликов, при помощи иголки я сделала в них дырочки и продела туда нитку и завязала узелок, дальше я взяла кольцо и привязала к нему нитку с журавликом и так все оставшиеся. Потом я взяла три нитки и привязала их к кольцу, а оставшиеся верхние концы нитки связала друг с другом. Украшение из журавликов готово.  (Приложение 7)

Для создания динозаврика понадобится лист бумаги формата А4. Из него необходимо сделать квадрат. Согните квадрат по диагонали. Две близлежащие стороны сложите к диагонали.

Переверните заготовку и согните по линиям сгиба к середине. Далее, разогните подогнутые уголки из-под заготовки и согните их в противоположную сторону. Затем согните нижнюю часть заготовки по линии, чтобы сформировать ласты динозавра.

Сложите заготовку пополам. Ласты согните так, чтобы они выступали из-под брюшка и были хорошо видны с обеих сторон.

Из длинного уголка сформируйте шею динозавра, загнув его вовнутрь и сделав шею тоньше. Сформируйте хвост. Динозавр готов.(Приложение 8)

Для создания кусудами понадобилось лист формата А4, клей карандаш. Из листа сделать квадрат и сложить его по диагоналям, также сделать сгибы по горизонтали и по вертикали. Потом перевернуть квадрат и согнуть уголки к центру, позже обратно разогнуть и обратно перевернуть квадрат. Дальше загнуть боковые стороны к середине, а потом верхнею и нижнею часть сложить к центру фигуры. Аккуратно вытянуть верхние уголки изнутри, разровнять, чтобы верхние уголки были ровные, и сделать тоже самое снизу. Дальше из уголков сделать четыре квадратика. У маленького квадратика два уголка загнуть к середине и сделать тоже также у остальных квадратиков. Потом получившиеся треугольники аккуратно раскрыть и расправить. Сделать ещё пять таких деталей и с помощью клея карандаша соединить две детали за уголки, дать клею высохнуть и таким образом постепенно соединить остальные детали до готовности. Кусудами готов. .[4;39] (Приложение 9)

Для изготовления поделки цыпленка будут использованы бумажные модули белого и жёлтого цвета.

Размер бумажного полотна для создания одного модуля 6 см на 4 см. Необходимо согнуть прямоугольник пополам. Согнуть и разогнуть, чтобы наметить линию середины. Повернуть горой к себе. Согнуть края к середине. Перевернуть и поднять края вверх. Загнуть уголки, перегибая их через большой треугольник. Разогнуть и снова сложить маленькие треугольнички по намеченным линиям и поднять края вверх. Согнуть пополам.

Сначала соберём цыплёнка из бумажных модулей. Собираем сразу три ряда 1, 2 и 3 ряды. Все эти ряды состоят из 16 жёлтых модулей. Начинаем соединять модули. Взять три жёлтых модуля и расположите их друг в друга. Повторяем свои действия, собрав 5 модулей. Когда несколько модулей первого и второго рядов будут соединены, начинаем добавлять модули третьего ряда. По этой схеме (добавляя жёлтые модули последовательно в каждый ряд) собираем три ряда и замыкаем их в круг. 1-й ряд – 16 жёлтых модулей; 2-й ряд – 16 жёлтых модулей; 3-й ряд – 16 жёлтых модулей. Аккуратно надавите на центр детали, так чтобы середина ушла внутрь, а края приподнялись вверх. Сделайте это очень осторожно, придерживая всю деталь. В четвёртом ряду надеваем 16 жёлтых модулей. Формируйте стенки тела. Для этого осторожно нажимайте на модули изнутри, как бы выдавливая их наружу. 5-й ряд – 16 жёлтых модулей; 6-й ряд – 16 жёлтых модулей; 7-й ряд – 16 жёлтых модулей; 8-й ряд – 16 модулей жёлтого цвета. Ставим модули острым углом внутрь и прямым наружу. 9-й ряд. Собираем из 16 жёлтых модулей, ставя острым углом наружу, а прямым внутрь. Собираем ещё 4 ряда по 16 модулей. Формируйте стенки головы. Для этого осторожно нажимайте на модули изнутри, как бы выдавливая их наружу. Придайте голове округлую форму. Сведите модули в последнем ряду как можно ближе. Оформляем мордочку цыплёнка. Приклеиваем пластиковые глазки и красный клювик из красной бумаги.

Соберём скорлупу. Собираем 3 модуля белого цвета.Собираем 3 первых ряда по 14 модулей белого цвета.И ещё добавим 1 ряд – 14 белых модулей.В 5-м ряду увеличиваем количество модулей до 21 в ряду. Чередуем модули таким образом: первый модуль соединяется как обычно, 2-й и 3-й модули вставляем на один кармашек и так до конца.6-й ряд – 21 белый модуль; 7-й ряд – 21 белый модуль.

В завершении нижней части создадим эффект разбитой скорлупы, добавив местами модули (в произвольном порядке) в 8-м ряду. Цыплёнок в этой скорлупе.Собираем верхнюю часть скорлупы. Собираем 3 ряда по 8 белых модулей.В 4-м ряду увеличиваем количество модулей в два раза – 16 модулей, одеваем каждый модуль на один кармашек.5-й ряд – 16 белых модулей.6-й ряд – 16 белых модулей. 7-й ряд – 16 белых модулей. 8-й ряд – 16 белых модулей. Цыплёнок в скорлупе готов! (Приложение 10)

 

2.2    Мастер-классы по обучению оригами

Изучив основные основы оригами и попробовав создание нескольких фигур, решили научить и других этому искусству. Было принято решение провести мастер-классы для учащихся начальной школы. Первым шагом стало планирование проведения мастер-классов и подбор фигур с учетом возрастных особенностей. .

С учениками 1 класса было принято создать гадалку. За основу взяли квадратный лист бумаги, который аккуратно сложили по диагоналям и пополам, сформировав базовую форму. Далее каждый ребенок выбрал четыре любимых цвета и разместил их на внешних гранях гадалки. Под цветами разместили числа от одного до восьми, написанные яркими фломастерами. Самым интересным этапом стало придумывание веселых предсказаний. Дети предлагали самые разные варианты: "Сегодня тебя ждет сюрприз!", "Ты получишь пятерку!", "Съешь вкусную конфету!", "Поиграешь с другом!". Каждый записывал свои предсказания под числами внутри гадалки. После завершения создания, каждый ученик попробовал погадать своим одноклассникам. Веселью не было предела! Гадалка стала не только интересным занятием, но и развила моторику, фантазию и умение работать в команде.(Приложение 11)

С учениками 2 класса были созданы лягушки оригами, которые умеют прыгать, для создания лягушки нам понадобилась цветная бумага, ножницы. Сначала мы вырезали квадрат из бумаги, затем складывали его по диагонали и пополам, чтобы получились линии сгиба. Следующий этап – формирование основания, что оказалось немного сложным, но с помощью учителя все справились. Затем следовала кропотливая работа над лапками и головой лягушки, чтобы она могла хорошо прыгать. Самый волнительный момент – запуск! Каждая лягушка прыгала по-своему, некоторые дальше, некоторые ближе, но все были довольны результатом. Это был увлекательный и познавательный мастер-класс, развивающий мелкую моторику и пространственное мышление. А еще у каждого теперь есть своя собственная прыгающая лягушка-оригами!(Приложение 12)

В 4 классе ребята совместно с нами создали пингвинов в технике оригами, превратив обычные листы бумаги в милых обитателей Антарктиды. Мастер-класс начался с небольшого рассказа о пингвинах, их образе жизни и особенностях. Дети с интересом слушали, а затем приступили к самому увлекательному – созданию бумажных фигурок. .

Сначала у многих возникали трудности, но наша помощь и терпеливое объяснение позволили каждому справиться с задачей. Ребята старательно складывали, разглаживали и формировали клювы, крылья и животики своих пингвинов.

В конце занятия у всех на столах стояли маленькие бумажные пингвины, каждый со своим характером и индивидуальностью. Дети были очень довольны результатом, и мы тоже.(Приложение 13)

Мастер-классы прошли успешно, вызвав живой интерес у детей. Мы старались создать атмосферу творчества и радости, подбадривая каждого участника. Ребята с удовольствием осваивали новые навыки, помогали друг другу и проявляли фантазию, украшая свои поделки. После завершения занятий многие выразили желание продолжить заниматься оригами, что стало для нас лучшей наградой. Мы планируем и дальше проводить подобные мастер-классы, расширяя репертуар фигур и охватывая большее количество классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Оригами — это не просто простое складывание бумаги, а настоящая арт-техника, в которой соединяются математические расчеты и творческое самовыражение. Это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которого создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок. Искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии.

Это увлекательное занятие позволяет создавать удивительные произведения искусства с помощью простых материалов. Такими украшениями были созданы украшение из журавликов, динозавр, кусудами, модульное оригами(цыплёнок).

Мастер-классы помогли ученикам начальной школы осознать, что оригами — это не только интересное, но и вполне доступное занятие.Такое увлечение может стать отличным способом провести время с пользой, развить мелкую моторику, улучшить концентрацию и научиться работать с деталями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Все об оригами", "История возникновения и развития оригами»-245с.

2.     Долженко Г.И. « 100 оригами», г.Ярославль:Академия развития,2011год;-86с.

3.     Згурская М.П. Серия «Мастер-класс» Оригами . Харьков.Фолио.2011.-96с.

4.     Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами, М.АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2012 – 46с.

5.     Журнал «Школа и производство №3»,  2008

6.     http://www.liveinternet.ru/users/sem_9011/post2595455072

7.     http://www.vlasta-idea.ru/articles/istoriya_origami.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Модель, сплетенная из бесконечной ленты

 

 

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR6EaYtDAHmfs1NFF_zgDC4r6P_V1HulHN-qLEeLOkU2D55YPUP

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

АкираЙошизава

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3
Классическое (простое) оригами

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u180430/t1512425189ad.jpgобычное оригами котик

 

Приложение 4

Модульное оригами

павлин модульное оригамимодульное кусудама

Приложение 5

Оригами паттерн

развертка виды оригамивиды оригами складывание по развертке

Приложение 6

Искусство кусудамы

кусудама 1кусудама 3

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 Украшение Журавлики

5343798344499193133.jpg

Приложение 8

Динозавр

5343798344499193142.jpg

 

 

 

 

 

 

 



Приложение 9

Кусудами

08835b43-9bf5-4690-9017-c9ac05dba642.jpg


Приложение 10

 Цыпленок из модульного оригами

071afc8e-6830-4e35-99a0-b1076c83a723.jpg


Приложение 11

Мастер класс в 1 классе

5343798344499193207.jpg

Приложение 12

Мастер класс во 2 классе

5343798344499193206.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

Мастер класс в 4 классе

5343798344499193208.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru