Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Проект «Мои зеленые друзья!»
(Подготовительная группа)
Подготовила: Поздеева Л.В.
«Вся природа вокруг нас, как из кубиков, сложена из удивления и загадок»
(Н.Сладков)
Форма работы: проектная деятельность.
Тип: групповой.
Вид: познавательно – творческий проект.
По длительности: долгосрочный (ноябрь-март).
Проблема: слабые экологические знания о деревьях, умении их классифицировать.
Участники: воспитатели, дети (6-7лет), родители.
Цель: Расширение знаний детей о деревьях, их питании, произрастании.
Задачи:
Формирование системы знаний о многообразии растительного мира.
Знакомство детей с приспособлениями растительных организмов к среде обитания.
Расширение знаний о законах роста и развития живых организмов.
Моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями растительного мира, культуры контактов с природными объектами и друг с другом, проявление элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.
· систематизировать знания о классификации деревьев;
· учить правильному поведению в природной среде;
· воспитывать бережное отношение к природе;
· формировать желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в практической деятельности;
· повысить уровень экологической культуры личности родителей.
Актуальность: В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно помочь ребенку открыть тайны зеленого мира ,осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, привить ему ответственность за все живое вокруг.
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о деревьях. Дети зачастую путают лиственные и хвойные деревья. Также у детей недостаточно развиты знания о их произрастании. Следовательно, мы решили реализовать проект «Деревья и их питание».
Планируемый результат: Изучая деревья и наблюдая за ними, у детей расширятся и углубятся знания о деревьях, что послужит формированию бережного отношение к растительному миру, осознанию того, что необходимо ухаживать за деревьями. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к деревьям, тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разных природных зонах;
2. Наблюдения за деревьями в разные времена года;
3. Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
4. Составление описательных рассказов о деревьях;
5. Практические (рисование, лепка, конструирование) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы, развитие речи), просмотр мультфильмов;
6. Изготовление дидактических игр;
7. Проведение подвижных игр;
8. Проведение викторины «Что мы знаем о деревьях?»
Работа с родителями:
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой информации;
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: Создание необходимых условий для реализации проекта
· обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями;
· обоснование, предсказание путей реализации проекта;
· подбор познавательной, художественной литературы;
· проведение бесед по проекту.
2. Основной(практический) этап:
· изготовление дидактической игры: «Расскажи о своем зеленом друге.
· С какого дерева листок?
«Узнай дерево по силуэту кроны».
· беседы с детьми: «Деревья, какие они?», «Учитесь жалеть и беречь природу», «Лиственные и хвойные деревья», «От чего зависит толщина листьев» «Загадки хвойного леса», «Лесная колдунья- шептунья». «Тайна необыкновенных листьев».
· НОД: «Как узнать дерево?», «Подкормка деревьев «Составление описательного рассказа о деревьях», «Лес – наше богатство», «Самая печальная книга – Красная книга», «Воздушный санитар и пылеуловитель»;
продуктивная деятельность: «Осенний лес», «Деревья зимой», «Хоровод березок», «Портрет друга-березки», « Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна», оформление плаката «Защитим зеленого друга».
· экспериментальная деятельность: «Корневое питание деревьев» с рисованием схем, как рождаются хвойные деревья;
· работа с художественной литературой: Х.Поливанова «Недовольное деревце», И.Лавров «Алая осинка», Л.Н. Толстой «Как ходят деревья», «Путешествие елового семечка», И.Мазнина «У каждого листочка есть Родина своя», П.П.Дудочкин «Тополиная беда», Драматизация сказки «У елки»; Стихи( «Березонька» , «Убили тополь под моим окном», «Осинник»;
· вечер загадок и отгадок «Лесная колдунья-шептунья»;
3. Заключительный этап: Подведение итогов реализации проекта:
· выставки детских рисунков, плакатов «Рука помощи зеленому другу
· проведение викторины «Что мы знаем о деревьях?»
В итоге проведенной нами работы дети научились: распознавать лиственные и хвойные деревья, наблюдать и вести дневник наблюдений. Сделали выводы: почему деревья сбрасывают листву, почему хвойные деревья всегда остаются зелеными(кроме лиственницы), что необходимо для роста растений и как они питаются, откуда берут питание. Изучая деревья и наблюдая за ними, у детей расширились знания о необходимых условиях для роста и питания растений, что некоторые деревья растут в определенные природных зонах, а некоторые приживаются в любой из них. У детей сформировалось эмоциональное отношение к миру живой природы. Дети научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, ощущать себя творцами и созидателями природы, осознавать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, приобрели статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев»
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Дидактическая игра « Расскажи и о своем друге»:
|
|
|
|
До работы по проекту выяснила, что знания у детей о деревьях не значительные, мало знают о пользе деревьев и, конечно, совсем не знали особенности хвойных деревьев, кроме того, что они всегда зеленые.
После проведенных бесед, экскурсий, экспериментов, чтения произведений о деревьях, заучивании стихотворений, знания детей расширились, они научились видеть мир деревьев другими глазами:
Деревья тоже живые, как и люди питаются, болеют, их лечат;
Какую пользу приносят деревья;
Почему одни деревья «золушки», другие «няньки», «санитары»;
Научились по корням и листьям определять, где это дерево может расти.
И я надеюсь, что, работая по этой технологии, помогла детям открыть удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес, не скользнет его холодный взгляд по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или , наоборот, возмущение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.