Проект "Моя малая родина" Эко-традиции и эко-культура казачьего края
Оценка 4.9

Проект "Моя малая родина" Эко-традиции и эко-культура казачьего края

Оценка 4.9
pdf
12.11.2022
Проект "Моя малая родина" Эко-традиции и эко-культура казачьего края
Проект Моя малая родина.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение казачья средняя общеобразовательная школа № 16 им. Л.Н. Толстого муниципального образования Тимашевский район

 

 

Проектная работа

для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

 

Номинация «Эко-традиции»

 

Тема: «Эко-традиции и эко-культура казачьего края»

 

                                             

                                       Авторы проекта: Новичков Илья Алексеевич,                                                 Пасмор Анастасия Сергеевна,

                                                учащиеся 5 «Б» класса МБОУ казачья СОШ № 16

 

                                                Руководитель кружка: «Юные экологи»                                                 учитель биологии МБОУ казачья СОШ № 16

                                                Камышников Роман Сергеевич

 

 

 

 

 

г. Тимашевск 2022 г.

Пояснительная записка

 

Мы, учащиеся 5 «Б» класса МБОУ казачьей средней общеобразовательной школы № 16 им. Л.Н. Толстого МО Тимашевский район Новичков Илья Алексеевич и Пасмор Анастасия Сергеевна хотим представить свой проект «Эко-традиции и эко-культура казачьего края».

Родились мы в казачьем крае, в замечательном Тимашевском районе в небольшом кубанском городе Тимашевске, которая находится в 70 км от краевого центра – славного города Краснодара. В 2022 году жители нашего района отмечают 95-летие своего рождения и 85-летия Краснодарского края. Конечно, мы, школьники, тоже помогали готовить праздник и открыли очень много нового для себя в укладе жизни кубанских казаков – своих предков.

В рамках нашего проекта мы решили собрать интересную информацию о быте и жизни кубанских казаков, их ценностях, обрядах и эко-традициях.

Наше исследование можно разделить на две части: теоретическую и практическую.

В рамках теоретической части мы изучили и описали быть кубанских казаков, их обычаи и традиции.

В рамках практической части исследования мы исследовали и рисовали сувенирную продукцию, собирали рецепты приготовления старинных кубанских блюд.

Мы, школьники Тимашевского района гордимся тем, что живем и учимся на территории такого богатого региона как Кубань, имеющего разнообразную, прежде всего гастрономическую сувенирную продукцию, но и продукцию умельцев-ремесленников.

Наша работа наполнена уважением и любовью к своей малой родине, Тимашевскому району, родному Краснодарскому краю, его культуре и этнической уникальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение............................................................................................................. 4

I.  Основная часть............................................................................................. 6

1.1 Жилища казаков........................................................................................... 6

1.2 Казачье подворье.......................................................................................... 7

1.3 Внутреннее убранство казачьей хаты.......................................................... 7

2  История возникновения кубанских традиций и быта................................... 9

3  Семейные традиции и обряды.................................................................... 10

3.1 Рождение казака. Посвящение в казаки. Крещение................................... 10

3.2 Свадебный обряд........................................................................................ 12

3.3 Проводы на службу.................................................................................... 13

3.4 Православные традиции казаков................................................................ 15

II.  Практическая часть................................................................................. 17

4  Старинные рецепты кубанских блюд......................................................... 18

Заключение....................................................................................................... 22

Список литературы........................................................................................... 23

 

Приложения…………..……………..…………………………………………..     24

Введение

 

Кубань – многонациональный и самобытный регион нашей родины. На территории Краснодарского края сосредоточены богатейшие природные ресурсы, интересная культура и быт, национальные ценности, и уникальные традиции. Среди ценностей Кубанского казачества на первом месте всегда стояло православие. Православная вера пронизывала все стороны жизни казачьего войска, станицы, казачьей семьи.

Актуальность нашего исследования обусловлена сохранения уникального культурного кода казачьего края, который передается из поколения в поколение.

Цель исследования: изучить историю возникновения и сохранения экотрадиций и быта казачьего общества, познать их роль в настоящем.

Задачи исследования:

-                     собрать документальный и теоретический материал о жизни и быте кубанских казаков;

-                     узнать, об интересных традициях на Кубани;

-                     провести анализ полученных материалов и обобщить данные.

Предмет исследования – традиции, жизнь и быт кубанских казаков.

Объект исследования: кубанские казаки как этнос.

Методы исследования: анализ фактов, опрос, наблюдение за уникальной природой родного края, сбор старинных рецептов.

Для написания своей работы мы использовали энциклопедическую, научно-популярную и художественную литературу по истории кубанского казачества и воспоминания представителей старшего поколения.

Практическая значимость нашего исследования заключается в сборе рецептов старинных кубанских блюд и изучение разнообразной сувенирной продукции.

Новизна исследования заключается в том, что при изучении экотрадиций кубанского казачества мы узнали рецепты уникальных кубанских блюд, изучили природные объекты нашего края, познали культуру казаков и решили использовать эти знания на своих уроках в нашей казачьей школе, чтобы собрать фактологический материал для последующего изучения культуры Кубани следующим поколением школьников.

Следует сказать, что о подвигах казаков написано много, но гораздо меньше – об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие страницы. Казачество всегда стремилось создать своё справедливое общество, и поэтому намного дороже, чем материальный достаток, казаки ценили волю. Несмотря на постепенное подавление казачьих вольностей государством, установка на волю и самостоятельность сохранялась даже в первые десятилетия советской власти. Очень ценились взаимопомощь, дружба и братство.

Единство и взаимопомощь были важны и жизненно необходимы казакам. Станичники вместе уходили на службу, служили в одном полку или батальоне. Через одни и те же воинские подразделения проходило несколько поколений жителей станицы. 

Значительное место занимали представления о малой и большой Родине. Кубанские казаки принимали самое активное участие в обороне и освоении рубежей Российской империи. Защиту Отечества кубанцы рассматривали как одну из основных, святых обязанностей. Отношение к малой родине – Кубани было искренним, трепетным. Тяжело переживали казаки расставание с родным краем. Обязательное несение военной службы предопределило высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств, как отвага, физическая сила и ловкость, выносливость. В кулачных станичных боях, в скачках и джигитовках закалялся характер, казачья молодёжь набиралась сил и сноровки. Отважные и заслуженные казаки, Георгиевские кавалеры пользовались всеобщим уважением. Высоко ценились в казачьей среде трудолюбие, честность, щедрость. Порицались – жадность, жестокость, воровство. Важная роль отводилась твёрдым нравственным устоям, трезвому образу жизни. В семейной и станичной жизни характерным было уважительное отношение к старшим, особенно к старикам. К родителям обращались на «Вы».

Особое место среди ценностей отводилось исторической и духовнонравственной памяти. Благодаря устной традиции, передаче информации от деда к отцу, от отца к сыну, от бабушки к внучке кубанцы сохраняли свою самобытную культуру на своей малой родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

                                                              1.       Быт Кубанских казаков

 

1.1 Жилища казаков

Для описания жилища казаков мы взяли за основу сохранившееся жилище, расположенное на х. Первое мая Тимашевского района (филиал музея семьи Степановых), подворье солдатской матери-казачки, Епистиньи Федоровны Степановой.   

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон

глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы. На Кубани первые поселенцы строили турлучные хаты без фундамента, прямо на земле. По периметру постройки устанавливали сохи и подсошки, между которыми закрепляли плетень из ивовых прутьев или это пространство заполняли камышом или хворостом. Верхние концы сох соединялись досками или бревнами. Поверх бревен укрепляли потолочные балки – сволока, на которые укладывались тонкие жерди, все заплетали хворостом или засыпали камышом. Затем это сверху и снизу обмазывали толстым слоем глины с соломой. Так получался потолок. Стены с двух сторон обмазывались толстым слоем глины, смешанной с соломой.

Мазка хаты совершалась в 4 этапа. Первую мазку «под кулакы» делали, созывая родственников, смешивая глину с соломой и забивая ее кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – под «пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк. Была и четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» – размывали стены, нанося на них аккуратным слоем глину. Побелку делали глиной. Полы забивали глиной так, чтобы они возвышались над поверхностью земли на 20-30 см.

Крыли ее путаной соломой – в натруску или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – грубу (грубку). Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. Позже стали ставить саманные хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков или сырцового кирпича, изготовляемого из глины с примесью соломы. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Общественные здания – атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

1.2 Казачье подворье

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит,

никакого расширения не предвидится.

В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.

На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы.

На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб.

За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке.

 

                                           1.3    Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» – «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры (ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Все выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать.

На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью.

Рушники – традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди, и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачке для ведения домашнего хозяйства были необходимы предметы быта, посуда, утварь. В старину пользовались следующими предметами быта: глэчик – глиняный кувшин, корец (корчик) – ковш (глиняный), макитра – большая глиняная посуда для квашни, махотка – низкий кувшин с широким горлом, салотовка – ступка с пестиком (из дерева), цибарка – ведро, посуда для собаки, чуванец (чугунок) – чугун, казан – большой чугун с выпуклым дном, барыло – деревянный бочонок, бодня – кадушка, бохлач (баклага) – сосуд для воды или вина, ваганы – корыто, ночва – посуда для теста, корыто из дерева, долбленое, дижа – квашня, посуда для теста (низкий широкий деревянный бочонок с ручками), горнец – печной горшок. Гладили бельё хозяйки чугунными утюгами, большими и маленькими, паровыми и жаровыми. А еще ранее рубелем. Рубель – большое ребристое деревянное приспособление. Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Да и не любили они праздность, безделье и пустые разговоры. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

 

2. История возникновения кубанских традиций и быта

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Основу всей народной традиционной культуры составляют обряды.

Обряд – совокупность обычаев и ритуалов, в которых воплощаются какие-либо представления или бытовые традиции. Обряд – это традиционный порядок совершения каких-либо действий – встреча Нового года, свадьба, похороны. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная этика и эстетика.

Соблюдение казаками религиозной веры и традиций являлось обязательным условием принятия в казачье братство.

Чтобы понять значение традиций и быта кубанского казачества, следует углубиться в историю. И начать с заселения Кубани казаками.

 После присоединения Правобережной Кубани в 1783 г. к России и юридического закрепления Ясским договором (1791 г.) новой границы по реке Кубани царское правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и       защиты       от      внешнего    нашествия. Жалованной грамотой    от      30      июня          1792 г. императрица Екатерина II даровала кубанские земли Черноморскому казачьему войску, сформированному в 1787 г. из бывших запорожцев. В царской грамоте подчеркивалось, что казаки получают земли «в полное владение и распоряжение» за «усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность, строгое повиновение и похвальное поведение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах». Им же предписывались охрана южно-российских границ и освоение кубанских земель. Переселение черноморцев из-за Буга на Кубань проходило двумя путями: морским и сухопутным. В августе 1792 г. первыми на гребных судах по Черному морю прибыли пешие казаки во главе с полковником Саввою Белым и высадились на Таманском полуострове. Кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепега шел с конными полками, семейными казаками и войсковым имуществом сухопутным путем. На кубанскую землю он прибыл глубокой осенью и зимовал в Ейском укреплении. Оставшихся черноморцев собрал и привел в следующем, 1793 г. на новые земли войсковой судья Антон Васильевич Головатый. Всего на Кубань переселилось 17 тыс. бывших запорожцев, составлявших тогда основу Черноморского войска.

Весной 1793 г. казаки принялись укреплять кордонами кубанскую границу и строить курени (станицы). Уклад своей жизни в Запорожские Сечи они постарались перенести на новые земли.

По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы. В постепенно формирующемся цикле календарных праздников тесно переплетались древние языческие и христианские воззрения; (Причем со временем христианские традиции на Кубани все более вытесняли языческие, высветляя и возвышая понятие праздника). Обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние – привносимые на Кубань новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь, и дополняя друг друга, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о взаимосвязи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли важнейшие функции социализации молодежи, солидаризации всего казачьего сообщества, которое начиналось с рождения.

 

3. Семейные традиции и обряды

 

3.1 Рождение казака. Посвящение в казаки. Крещение

 У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровного отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный, у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор, и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке. Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать

жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения ребёнка особо не торопились распелёнывать, быстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования. До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? Казачья атрибутика, кресты и медали (на груди деда, отца, дядьки или крёстного), кони. В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать. И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.). Кроме того, казачата проходили обучение под руководством опытных казаков. На специально отведённом месте собирались они на своём коне и с оружием. Здесь они совершенствовали боевые приёмы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло, рубить пламя свечи на подставке. Учились они вплавь преодолевать с конём реки, ползать по-пластунски. С пиками наперевес казачата на конях ходили лавой в атаки, поражая пиками камышовые чучела противника, пикой же на ходу учились поразить врага с ходу, метнув пику как копьё. И когда наступал день сдачи экзаменов, то их принимал сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Самым отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные сёдла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

В сословной культуре младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи. Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов.

Тяжелая работа в воспитании ребенка ложилась на плечи крестных.  На них была огромная ответственность, ведь русские люди знали, что крёстным родителям придется отвечать на суде перед Богом за своих крестников. Крёстные родители старались воспитать своего крестника в православии, обязательно посещая храм, брали с собой и своих крёстных сыновей и дочерей, терпеливо объясняя им как вести себя в церкви во время богослужения в различные дни. Так стирались грани и различия между сословиями и народами. Так воспитывалась с детства дружба между народами.

 

3.2 Свадебный обряд

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами.

В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда      не      была показом материального         богатства   родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак

полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и, если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по-праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

У казаков был такой обычай: на глазах у понравившейся девушке казак бросал шапку в окно или во двор, и, если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог прийти с отцом и матерью свататься.

В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого. Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Свадебные традиции на Кубани имели свои особенности. Основной формой брака являлся договорной, но в XVIII и даже начале XX века встречались умыкание (выкрадывание) и брак побегом, – несмотря на то, что молодёжи предоставлялась определённая свобода в выборе брачного партнёра (на «улицах», «посиделках», во время праздничных гуляний и летних ночных встреч парней и девушек во время полевых работ в степи), определяющей была воля родителей.

Свой особый колорит кубанской свадьбе придавало включение в обряд казачьей символики и атрибутики: плеть, сабля, верховые во время приглашения гостей и сопровождающие жениха (иногда с шашками наголо), поезд, стрельба на различных этапах свадьбы: во время движения «поезда», выкупов, при переходе жениха и невесты через огонь, разложенный в воротах и т.п.

Наибольшим количеством особенностей обладал свадебный обряд тех селений, которые лишь во второй половине XIX в. были преобразованы в станицы, а население было причислено к казачьему сословию. В них можно обнаружить следы таких ритуалов, как сжигание девичьей «постели» (невесты и подружек), остатки банного ритуала, «вождение журавля» и др. В целом же, к концу XIX века свадебная обрядность кубанских казаков существенно унифицировалась.

 

3.3 Проводы на службу

У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов:

Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов.

Собственно, проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков.

За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотными» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой.

После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание.

Проводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен: «Прощай ты, Уманьска станица», «Последний нынешний денёчек», «В саду дерево цветёт», «Вы казачки, казачки» и др.

Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в том числе «земля родная».

Своими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с

продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом.

Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, дары станичной церкви и молебен, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам.

 

3.4 Православные традиции казачества

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не

только искренне верующим, но и бесстрашным. Верная поговорка: «В бою атеистов не бывает». Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы, исходящими от воды и степи. Веру рассматривали, как совершенное духовное состояние, стоящее выше сознания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!».

Основными праздниками, отмечающимися казачеством, являются календарные церковные праздники.

Святки начинались с празднования Рождества Христова (7 января) и продолжались почти две надели до Крещения Господня (19 января). К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом. Канун праздника проводился в особо строгом посту. День Рождества Христова еще назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом, или послащенной сахаром – «кутья»). По всей России в сочельник не ели до первой звезды, но подготовка к этому празднику немного отличалась, друг от друга, согласно тем обычаям, которые бытовали в данной местности. На Северном Кавказе, в канун великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья). С появлением первой звезды на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

Пасха. Начинается подготовка к празднику Пасхе с Великого поста. Ведь именно он – период духовного и физического очищения. Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха – светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть всё

новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками.

Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу. Красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный – кровь; желтый – солнце; голубой – небо, вода; зеленый – трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок – «писанки». Обрядовый хлеб паска был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном. По преданию наших предков: паска – это дерево жизни, поросенок – символ плодородия, яйцо – начало жизни, жизненная энергия. Возвратившись из церкви после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Катание на качелях имело обрядовое значение – оно должно было стимулировать рост всего живого.

В середине июня солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму, и дни начинают убывать. День этот наступает 24 июня, и называют его Иванов день. Само слово «купала» созвучно слову «купать» – погружать в воду. По традиции этот праздник связан с обрядом массового купания в реке и росистой траве. Казаки считали, что в ночь на святого Ивана, самую короткую в году, совершаются главные чудеса. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую траву, которая не пускает нечистую силу в избу. По поверьям, в эту ночь нельзя спать, потому что нечистая сила совершенно распоясывается. Казаки в эту ночь разжигали костер, купались в реках и источниках. Считалось, что вода в эту ночь имеет такую же силу, как и огонь, избавляя от всего злого, вредного, нечистого. Казачья молодежь в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь. Именно в этот день надо было запасаться лечебными растениями. Растения должны быть сорваны на заре Иванова дня – прежде, чем обсохнет роса. Многие в этот день искали заветный цветок папоротника, который, по преданию, цветет только один раз в году – именно в эту летнюю ночь накануне Ивана Купалы. Считалось, что если увидишь его, то любое желание исполнится.

Некоторые традиции имеют силу и в наше время, но с довольно сильными изменениями и превращениями.

Многие обряды начинались в жилищах казаков. А что они собой представляют? Из чего строятся? И проводятся ли при этом какие-либо обряды?

 

 

 

Практическая часть

 

 

Сувенирная продукция Кубани

 

 

Сувенирная продукция Кубани включает в себя как гастрономию, так и изделия из дерева, и фарфоровую посуду.

Любой гость, побывав на гостеприимной кубанской земле мечтает привести домой кубанское сало, краснодарский чай и шоколад, кубанское вино и мед.

 

 

 

 

 

 

 

Старинные рецепты кубанских блюд

 

Рецепт кубанских блинов

 

Ингредиенты:

-   мука гречневая – 150 гр.  - масло сливочное – 20 гр.

-   молоко – 250 мл.

-   яйца – 2 шт. - соль – ¾ ч ложки - вода – 125 мл. - масло подсолнечное (для жарки) – 1 л.

 

Приготовление

Необходимо смешать все ингредиенты, кроме воды. Взбить смесь и поставить в холодильник не менее чем на 3 ч.

После настаивания в холодильнике необходимо добавить холодной воды. Еще раз взбить. Жарить на сковородке в растительном масле до зарумянивания, затем перевернуть.

 

Рецепт кубанского борща Ингредиенты:

-   говядина -300 гр.

-   капуста белокочанная – 500 гр.

-   свекла борщевая – 1-2 шт.  

-   картофель – 3-4 шт.

-   морковь – 2 шт.

-   лук репчатый – 1 шт.

-   паста томатная – 2 ст. ложки - масло подсолнечное - 4 ст. ложки - лавровый лист – 1-2 шт.

-   черный перец горошком – 2-3 шт.

-   масло растительное – 4 ст. ложки

-   соль – 2-3 ч. ложки

-   чеснок – по вкусу

-   зелень – по вкусу

-   сметана (для подачи) – по вкусу.

 

Приготовление

Мясо залить в кастрюле водой (1,5-2 л) и поставить на огонь. Когда закипит вода в кастрюле осторожно убрать накипь и оставить варить говядину на малом огне около 2 ч.

Свеклу очистить, вымыть, нарезать соломкой, затем обжарить (5 мин.), затем залить небольшим количеством бульона (0,5 стакана) и тушить около 20-25 минут до мягкости. 

Картофель очистить, вымыть и нарезать небольшими кубиками или крупной соломкой.

Капусту необходимо помыть и нарезать крупной соломкой, когда мясо будет готово добавить капусту в бульон.

Лук и морковь очистить, вымыть и мелко нарезать. Затем лук с морковкой обжарить в растительном масле до золотистого цвета.

Картофель с зажаркой добавить в бульон с капустой в кастрюле. Когда бульон снова закипит добавить соль и черный перец горошком по вкусу, далее варить на малом огне 5 минут.

Затем через 15 минут добавить в борщ тушеную свеклу и томатную пасту. Варить еще на медленном огне 5-7 минут. За 3-5 минут до конца варки добавить лавровый лист. Готовый борщ разлить по тарелкам, добавить при желании сметану.

 

Пампушки (к борщу)

Ингредиенты:

-   вода – 150 мл.

-   яйцо куриное – 1 шт.

-   сахарный песок – 1 ч ложка - соль – 1,5 ч ложки - сухие дрожжи – 10 гр.  

-   масло сливочное – 70 гр.

-   мука – 3 стакана

-   масло подсолнечное – 4 ст. ложки

-   чеснок – 4 зубка - соль – по вкусу

-   зелень – по вкусу.

 

Приготовление

В миску влить теплую воду, всыпать сахар и дрожжи, перемешать. Оставить настояться 5 минут.

В отдельную емкость просеять муку, смешать ее с солью. Затем 1/3муки добавить к дрожжевой массе, накрыть миску полотенцем и поставить опару в теплое место.

Когда опара подойдет, вбить в нее яйцо и положить сливочное масло и оставшуюся муку. Тесто хорошо вымесить. После этого тесно снова укрыть полотенцем и оставить в теплом месте. Тесто должно подняться и увеличиться в 2 раза. 

Когда тесто поднимется нужно смазать руки подсолнечным маслом и сформировать из теста шарики одинакового размера.

Противень смазать растительным маслом, выложить шарики-пампушки. Следует оставить их на 15-20 минут для растомления. Затем выпекать в духовке 10-15 минут.

Когда пампушки будут готовы, следует доставить их из духовки, смазать смесью с чесноком и зеленью. Дать выпечке немного остыть и подавать к первому блюду.

 

Уха кубанская из сазана

Ингредиенты:

-   рыба (сазан) – 2 кг - картофель – 5 шт.

-   морковь – 2 шт.

-   лук репчатый – 3 шт.

-   укроп – 1 пучок

-   лук зеленый – 1 пучок

-   перец черный – 10 горошин - кориандр – 1 ч. ложка - лавровый лист – 2 шт. - соль – по вкусу

-   вода – 3 л.

 

Приготовление

Необходимо почистить сазана, удалить все лишнее и промыть, затем порезать на кусочки. В большую кастрюлю сложить рыбу, залить водой. После этого кастрюлю с рыбой поставить на огонь, довести до кипения, снять пенку. Затем добавить соль, перец, лавровый лист и кориандр. После этого выложить в кастрюлю лук репчатый, порезанный полукольцами. Не перемешивать. Затем сверху выложить картофель, нарезанный кубиками среднего размера. Накрыть крышкой и варить на среднем огне до готовности картофеля. Когда уха будет готова необходимо в кастрюлю посыпать мелко рубленную зелень, и подавать порционно.

 

Рагу из утки с картофелем

Ингредиенты:

-   утка – 700 гр.

-   картофель – 1 кг

-   лук репчатый – 1 шт.

-   морковь – 2 шт.

-   перец болгарский – 2 шт.

-   масло растительное – 100 гр.

-   паста томатная – 2 ст. ложки

-   зелень (укроп, петрушка) – 0,5 пучка

-   чеснок – 4 зубка

-   приправа для мяса – 2 ч. ложки

-   лавровый лист (по желанию) – 2 шт.

Приготовление

Утку помыть, удалить лишнее и порезать на кусочки, выкладывать на сковородку с растительным маслом. Обжарить на среднем огне до золотистого цвета, добавить специи. Затем переложить все в кастрюлю, налить воду так, чтобы она полностью покрыла мясо. Варить утку на медленном огне 1 час.

Тем временем необходимо почистить картофель, репчатый лук и морковь. Все начищенные и вымытые овощи порезать и отправить в кастрюлю, добавить томатную пасту. Пока варится картофель помыть и нарезать болгарский перец и зелень (укроп и петрушку). Мелко нарубить чеснок и выложить все нарезанные продукты в кастрюлю, посолить по вкусу и перемешать.

Оставить рагу томиться на медленном огне 15 минут (при закрытой крышке). После приготовления блюда выключить огонь и дать настояться еще 10 минут.

 

Рецепт вареников с картофелью и луком «По-кубански» Ингредиенты:

-                     вода – 1 стакан - мука - 1 стакан - яйцо – 1 шт.

-                     соль (по вкусу). Для начинки:

-                     картофель – 5 шт.

-                     лук репчатый – 1 шт.

-                     масло растительное (для жарки лука)

-                     перец черный (по желанию) – по вкусу.

 

Приготовление

Замесить тесто из муки, воды и яйца. Картофель отварить и растолочь.

Лук обжарить на растительном масле, добавить к картофелю, перемешать и поперчить.

Из теста раскатать пласт. Вырезать формы для лепки вареников (стаканом). Положить начинку. Скрепить края теста. Заморозить вареники. Варить в кипятке, добавив соли 10 мин. Подавать с зеленью и сметаной.

 

Рецепт кубанских вареников со шкварками

Для приготовления этих совсем непостных вареников понадобится в первую очередь свиной шпик. Нарезав его небольшими кубиками, обжарьте на сухой сковородке до получения шкварок, а на смальце от шпика поджарьте мелко рубленный лук. Это основа начинки, которую смешивают либо с картофельное пюре, либо с брынзой, а уж затем заворачивают в тесто, не забывая поперчить и посолить.

 

Заключение

 

Свободолюбивые казаки очень любили свою Родину. В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему, чувство личной веры, умение ценить свободу и храбро защищать ее.

Окраинное положение казачества на границах государства, необходимость защищать свою самостоятельность и свободу, а в последующем – обязательное несение воинской службы предопределяли высокое положение в системе ценностей казачества таких личных качеств, как мужество, отвага, смелость, физическая сила и ловкость.

Однако казаки были не только воинами, но и хлеборобами. В казачьей среде высоко ценились трудолюбие, честность, справедливость, доброта, щедрость и гостеприимство. И наоборот, порицались воровство, жадность, жестокость.

В наше время казачьи традиции не забываются. Поэтому мы от всего сердца благодарим каждого жителя за его большие и малые дела. Все наши достижения состоят из результатов общего труда. Только благодаря совместным стараниям любимый край динамично развивается и живет полноценной жизнью, возрождая казачьи традиции. Ведь главное – мы (как и казаки помним) помним, что трудности закаляют!

Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки кубановедения, классные часы) и иных учреждений (музеи и т.д.), а также для продолжения исследования. Мы считаем, что настоящий гражданин России и своей малой родины должен любить и знать её прошлое, для того, чтобы сохранить его для последующих поколений, мы – жители России должны хорошо знать свою малую родину, чтобы преумножать её богатство, и по-хозяйски, умело использовать природные и людские ресурсы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.

2.     Гринь Л. Природа родного края. – Краснодар, 2005.

3.     Лотышев И. П. Путешествие по родному краю. – Краснодар, 1999.

4.     Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.

4.                 Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.

5.                 Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред.            Н. И. Бондаря. Т. 1. – Москва-Краснодар, 2002.

6.                 Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. – Краснодар, 2005.

7.                 Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994.

8.                 Трехбратов Б. А. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001.

9.                 Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках. – Краснодар, 2002.

10.             История Кубанского казачьего войска / Сост. чл.- кор. Акад. наук...

Ф. А. Щербина. Т. 1-2. – Екатеринодар: тип. Кубан. обл. правл., 1910-1913. – 2 т.; 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Фото основных достопримечательностей Тимашевского района, связанных с казачеством

 

 

 

 

             Памятник матери-казачки Епистиньи Федоровны Степановой

  

Музей-мемориал казачьей семьи Степановых

 

 

 

Посижу я рядом, Епистиньюшка,

В ту же даль с тобою посмотрю – Может быть вернется какой сынушка, Я ему калитку отворю.

В Тимашевском парке Епистиньюшке Монумент ... Запечатленный взгляд. Девять елей, словно ее детушки, С ней о чем-то тихо говорят.

 

Автор: Жанна Цикало, 2002 г.

 

 

 

 

 

 

Памятник казаку Ивану Попко в г. Тимашевске

 

 

Памятник воинам - казакам, от потомков станицы Медведовской

МО Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение казачья средняя общеобразовательная школа № 16 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение казачья средняя общеобразовательная школа № 16 им

Тимашевск 2022 г. Пояснительная записка

Тимашевск 2022 г. Пояснительная записка

Оглавление Приложения…………

Оглавление Приложения…………

Актуальность нашего исследования обусловлена сохранения уникального культурного кода казачьего края, который передается из поколения в поколение

Актуальность нашего исследования обусловлена сохранения уникального культурного кода казачьего края, который передается из поколения в поколение

Значительное место занимали представления о малой и большой

Значительное место занимали представления о малой и большой

Быт Кубанских казаков 1

Быт Кубанских казаков 1

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей

Центральным местом в доме бы «красный угол» – «божница»

Центральным местом в доме бы «красный угол» – «божница»

А еще ранее рубелем. Рубель – большое ребристое деревянное приспособление

А еще ранее рубелем. Рубель – большое ребристое деревянное приспособление

Таманском полуострове. Кошевой атаман

Таманском полуострове. Кошевой атаман

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина

И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого

И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого

Свадебный обряд Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами

Свадебный обряд Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами

Свой особый колорит кубанской свадьбе придавало включение в обряд казачьей символики и атрибутики: плеть, сабля, верховые во время приглашения гостей и сопровождающие жениха (иногда с…

Свой особый колорит кубанской свадьбе придавало включение в обряд казачьей символики и атрибутики: плеть, сабля, верховые во время приглашения гостей и сопровождающие жениха (иногда с…

Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание

Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание

Либо вера есть, либо ее нет!»

Либо вера есть, либо ее нет!»

Катание на качелях имело обрядовое значение – оно должно было стимулировать рост всего живого

Катание на качелях имело обрядовое значение – оно должно было стимулировать рост всего живого

Сувенирная продукция Кубани

Сувенирная продукция Кубани

Старинные рецепты кубанских блюд

Старинные рецепты кубанских блюд

Мясо залить в кастрюле водой (1,5-2 л) и поставить на огонь

Мясо залить в кастрюле водой (1,5-2 л) и поставить на огонь

Когда опара подойдет, вбить в нее яйцо и положить сливочное масло и оставшуюся муку

Когда опара подойдет, вбить в нее яйцо и положить сливочное масло и оставшуюся муку

Приготовление Утку помыть, удалить лишнее и порезать на кусочки, выкладывать на сковородку с растительным маслом

Приготовление Утку помыть, удалить лишнее и порезать на кусочки, выкладывать на сковородку с растительным маслом

Лук обжарить на растительном масле, добавить к картофелю, перемешать и поперчить

Лук обжарить на растительном масле, добавить к картофелю, перемешать и поперчить

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1 Фото основных достопримечательностей

Приложение 1 Фото основных достопримечательностей

Памятник матери-казачки Епистиньи

Памятник матери-казачки Епистиньи

Посижу я рядом, Епистиньюшка,

Посижу я рядом, Епистиньюшка,

Памятник казаку Ивану Попко в г

Памятник казаку Ивану Попко в г

Памятник воинам - казакам, от потомков станицы

Памятник воинам - казакам, от потомков станицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022