Проект на тему : Семейные традиции-сказка.
Оценка 4.8

Проект на тему : Семейные традиции-сказка.

Оценка 4.8
doc
27.06.2021
Проект на тему : Семейные традиции-сказка.
Проект Сказка.doc

 

Проект на тему:

«Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством сказок. Семейная традиция - сказка»

 

Содержание

I. Введение стр. 2

2. Актуальность проекта стр. 2

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты стр.2-3

4. Аннотация проекта стр.3

5. Этапы реализации проекта программы стр. 6

6. План мероприятий стр. 8

7. Ресурсы стр.10

8. Риски и пути преодоления рисков стр. 10

9. Выводы стр. 11

10. Литература стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

 

 Актуальность создания проекта

 

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Средний дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

- продолжать знакомить со сказками;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

 

Ожидаемые результаты

Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Продукт

развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;          

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

 

 Аннотация проекта

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и

справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. изучение  и анализ  научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;

- разработка  диагностических методов  и игровых  тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов  деятельности детей.

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

 

Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.

 

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

 

Содержание проекта строится на принципах:

  Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

  Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

  Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

  Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

  Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

  Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

  Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

  Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

 

Пути решения проекта:

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

 

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана с «11.01.2021»  по «31.05.2021»

 

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

 

1.

Подготовительно-проектировочный этап

 

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Выявление уровня нравственных качеств у детей.

 4.Разработка диагностического инструментария к  материалу.

 5.Разработка перспективного плана работы.

 6.Проведение диагностики развития детей.

 7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

 

Январь-февраль

2.

Практический этап

 

1.  Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок   ( составление плана работы с детьми, плана работы с родителями)

2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие

 

март

3.

Обобщающе - результативный этап

 

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников

 

Апрель-май

4.

Презентация проекта

 

 

31 Мая

 

 

План мероприятий.

 

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

 

«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

 

Чтение и обсуждение сказки

«Теремок»

 

3.

«Познавательное развитие»

«Доброта важнее всего»

(цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

 

НОД с фрагментами

сказкотерапии, чтение сказки « Лисичка сестричка и серый волк» обр. М.Булатова.

 

4.

«Речевое развитие»

«Волшебство добрых слов»

(цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость,  доброжелатель-ность; тренироваться

в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

 

Беседа, инсценировка

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

«Вежливые слова»,

«Добрые поступки»,

«Желание помочь другим», «Азбука доброты».

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

Папки-передвижки

 

 

 

 

 

 

Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»

 

 

 

 

 

НОД с участием сказочного персонажа

 

 

 Ресурсное обеспечение проекта:

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• аудиотека;

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

 

Риски и пути преодоления рисков.

Выводы:  Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

     Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

     В среднем  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

      В результате проведенных исследований мной  были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием русских народных  сказок.  В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.

Таким образом, в результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников.

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств с организацией и применением сказок у старших дошкольников, что полностью подтверждает гипотезу.

     Я  полагаю, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок  как педагогического средства если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

 Литература

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность  и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.  

  1.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
  4. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы  нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

         18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

        19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

20.    Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

21. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.

22.  Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.


Проект на тему: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством сказок

Проект на тему: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством сказок

Введение Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка

Введение Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка

Ожидаемые результаты Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке

Ожидаемые результаты Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости; • единство воспитательных, развивающих…

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости; • единство воспитательных, развивающих…

Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития

Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития

Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо

Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо

Январь-февраль 2.Практический этап 1

Январь-февраль 2.Практический этап 1

Апрель-май 4.Презентация проекта 31

Апрель-май 4.Презентация проекта 31

НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «

НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «

Художественно-эстетическое развитие» «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты»

Художественно-эстетическое развитие» «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты»

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных…

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных…

Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /

Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2021