Проект на тему "Слова-паразиты в нашей речи"
Оценка 5

Проект на тему "Слова-паразиты в нашей речи"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
11 кл +1
17.11.2022
Проект на тему "Слова-паразиты в нашей речи"
Мне стало интересно откуда появились слова-паразиты и почему их используют. Всё это собрано в моём индивидуальном проекте:)
ProektMakarovaElizaveta (копия).docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Алехино

 

 

 

Муниципальная научно-практическая конференция

«Открытие. Успех. Перспектива»

 

Секция «Русский язык»

 

Слова – паразиты в нашей речи

 

 

 

 

 

Автор: Макарова Елизавета,

обучающаяся 9 класса

 

Руководитель: Гузова Лариса Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

2022 год

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………2-4

 

I.      Теоретическая часть

1.1. Определение значения термина «слова-паразиты».............................................................. .5-6

1.2. Зарождение речевой паразитологии……………………………………………………..5-6

1.3. Список “мусорных слов”…………………………………………………………………6-7

1.4. Причины их употребления………………………………………………………………….8

II.    Практическая связь

2.1. Исследование речи людей на наличие слов-паразитов…………,,,,,,,,,,……..………8-9

2.2. Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами…………………………9-10

 

Заключение…………………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………………...10

Приложения……………………………………………………………………...…………11-19

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     


 

Введение

            Вы... это самое... того...

            Когда вы говорите,

            То значит, это... как его...

            Ну, в общем, не тяните...                                      

            Вот, между прочим, так сказать,

            Что мне хотелось вам сказать.

                                                                                                                      А. Шибаев

          Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.

Актуальность данной темы. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Цель исследования: выявление наличия слов-паразитов в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.

Задачи исследования:

1.      Определить значение термина «слова-паразиты».

2.      Выяснить причины употребления слов-паразитов в речи.

3.      Исследовать речь обучающихся на наличие слов-паразитов.

4.      Исследовать речь учителей.

5.      Дать советы «Как избавиться от слов-паразитов?»

Объект исследования: речь окружающих людей.

Предмет исследования: употребление в речи окружающих слов-паразитов.

Гипотеза: привлечение внимания учащихся к проблеме употребления слов-паразитов позволит быть более внимательным и к своей речи, и к речи собеседника, соблюдать культуру речи.

        Новизна работы: данную проблему до меня в нашей школе никто не изучал, а также новизна заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование.

         Используемая литература и источники:

-  речь окружающих нас людей (учителей, родственников, друзей…);

-  интернет- ресурсы.

Степень изученности данного вопроса: проблема изучается. Это подтверждается, прежде всего тем, что в качестве материалов для исследования были использованы энциклопедические и словарные статьи, интернет-ресурсы.

 Личный вклад работы в решении проблемы: в результате исследования заметила, что ученики и взрослые стали более внимательны к своей речи.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при изучении русского языка, они помогут обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Теоретическая часть

1.1. Определение значения термина «слова-паразиты»

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Итак, познакомившись с этим определением, пришла к такому выводу, что слова-паразиты питаются нашей речью и вредят ей. Как говорится, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, всем понятно.

                        1.2. Зарождение речевой паразитологии

Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

«Слова-паразиты» – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв.

Существует целый ряд терминов, дающих определение словам-паразитам:

«слова-заменители»

«слова сорняки»

«мусорные слова»

«вставные элементы»

«незнаменательная лексика»

«вредные слова»

«лишние слова»

Однако, самое употребляемое среди филологов его определение: «Это слова и звуки, засоряющие устную речь».

Но далеко не все слова становятся таковыми. Никогда в роли подобных словесных штучек не выступают глаголы, существительные и прилагательные, предлоги и союзы. В своем большинстве, это слова со слабым лексическим значением:

1)местоимения (это, как его)

2)частицы (указательная — вот, модальная - пожалуй, вопросительная — да, утвердительная — значит, сравнительная — как бы, резюмирующая — ну)

3)вводные слова (кажется, вообще, вероятно, допустим, стало быть)

1.3. Список «мусорных слов», какие наши тайны раскрывают эти слова?

Существует теория о том, что «слова – паразиты», живущие в лексиконе человека, могут рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Зачем выбалтывать о себе больше, чем вы сами хотите сделать достоянием общественности? Практически о каждом человеке можно узнать все, просто прислушавшись к его речи. Теория любопытная, и в качестве примера ниже вы можете ознакомиться с заметкой  «Слова – паразиты выдают наши секреты»:

1) «Типа» - любят повторять настоящие консерваторы. Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.

2) «Короче» - показатель торопливости, нервозности и агрессии. Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента. Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной нервной системы. Можно встретить также частое употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством. Человек хочет сократить свою речь, когда не расположен к общению и не любить болтать. Но этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.

3) «Так сказать» - это признак творческой натуры, которая часть проводит время в своем выдуманном мире. Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума  и всю относительность каждого события в собственной жизни.

 4)  Речь — словно живой организм, который отражающий нашу действительность. Если человек употребляет слишком часто в своей речи «как бы» — это говорит о его несостоятельности и о неспособности сделать выбор. Он не сможет взять на себя личную ответственность, чтобы это ни было. Захотите ли вы иметь рядом такого товарища, коллегу, друга? Скорее всего, нет.

    Поэтому, если вы хотите изменить ситуацию, отчистите свою речь от паразита «как бы»:

    Я делаю, мы живем, она любит, он работает, они знают.

    Чувствуете совсем другую энергетику слов? Кроме того, это ощущается уверенность в том, что мы делаем все правильно: с серьезными намерениями, обязательно и компетентно.

5) «Вообще» - используют неуверенные люди. Эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте.

6) «Вот» - обычно заканчивают фразы те, кто хочет продолжить разговор, но не знает, о чем еще поговорить. Или просто ему наскучила эта тема.

7) «На самом деле» - проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей. Они доверяют только своему мнению и своему опыту, а все остальное просто-напросто не интересует. Он тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его жизненных выступлений.

8) «Просто» - часто произносят в речи те люди, мнения которых не бывает самостоятельным. Они зависят от своего окружения и боятся взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.

9) «Ёшкин кот», «ё-мое», «ёклмнэ», «ёпрстэ», «ёлки-палки», «ёкарный бабай», «ёмасэ» -вероятнее всего, эти слова являются аналогами матерного слова на букву «ё». Отсутствует какое-либо значение слова – оно используется для связки или для того, чтобы попросту выругаться.

10) «Ну» - это говорят люди, когда волнуются, даже если не отдают себе в этом отчет. Зная это, можно точно определить состояние вашего собеседника, если в его речи появилось «Ну» - его что-то явно беспокоит, о чем он не хочет вам говорить.

11) «То есть» - входит в список самых опасных «слов – паразитов». После этой фразы обычно следует уточнение или пояснение ситуации, причем длинное и развернутое. Чаще всего этим словосочетанием пользуются люди дотошные.

12) «Это самое» - часто говорят люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности. Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливают свою вину на ближайших, подходящих для этого жертв.

13) «Кстати» - любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.

1.4. Причины употребления слов-паразитов в речи

Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».

Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.

Таким образом, употребление слов-паразитов можно разделить на четыре группы:

1.Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово).

2.Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями.

3.Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.

4.Мода на некоторые слова.


 

II.                Практическая часть

2.1. Исследование речи обучающихся на наличие слов-паразитов

Проводя исследование, решила выяснить, употребляют ли в своей речи слова-паразиты, ученики и какие «мусорные слова» присутствуют в их речи.

Для этого наблюдала за речью исследуемых и вела дневник наблюдений, сделала опрос в гугл-форме.

Очень часто на уроках замечала: каждый раз, вставая из-за парты для ответа или выходя к доске ребятам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. Решила выяснить, что знают сами ученики об употреблении таких слов? Для проведения исследования была составлена анкета для учителей и учеников «Слова-паразиты в нашей речи» (Приложение I). В анкетировании принимали участие ученики нашей школы и учителя (32 человек). Результаты опроса «Слова-паразиты в речи учеников». (Приложение II), «Слова – паразиты в речи учителей» (Приложение III).

В итоге пришла к следующим выводам. Школьники очень много используют в своей речи слов-паразитов. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают такие слова: короче, типа, блин, ну, так, да, как бы. Так же ребята замечают слова-паразиты в речи своих родителей, наиболее часто встречаемые: короче, блин, ё-моё, так же встречаются матерные слова. Можно сделать вывод, что в речи родителей и речи детей встречаются одни и те же слова. (Приложение II)

Ещё мною был проведён опрос среди учителей. Учителя признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи. В речи других они их тоже замечают. Чтобы их речь была чище, педагоги стараются бороться со своим недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. (Приложение III). Это характеризует наших учителей как высокообразованных, культурных людей. Наблюдения за речью отдельных учителей оказались очень интересными, так как в их речи на самом деле заметила присутствие некоторых слов-паразитов. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м»,  слышала их во время объяснения нового материала на уроке. Вероятнее всего, учителя используют их в своей речи в те моменты, когда стараются подобрать нужное слово в монологической речи. Смею также предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, и они сами называли эти слова: блин, короче, капец, но перед нами они стараются следить за своей речью. Этому обязывает их профессия.

Итак, использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом это относится больше к ученикам. Однако нельзя упрекнуть учителей в ограниченности кругозора и бедности языка. Хотя и в небольшом количестве, но слова-паразиты в их речи обнаружены . Всё-таки их речь может служить образцом культурной речи, на которую можно ориентироваться в стремлении говорить правильно.

 

 

2.2. Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами

Проведя исследование и доказав, что слова- паразиты засоряют нашу речь, предлагаю следующие рекомендации и меры борьбы с речевыми паразитами (Приложение IV).

На основе предложенных советов был выпущен буклет-памятка «Как избавиться от слов-паразитов!» (Приложение VI)


 

Заключение

Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Гипотеза подтвердилась. Сделала многое, чтобы привлечь внимание окружающих к вредной привычке употреблять слова-паразиты в своей речи. В результате, после проведенной работы я заметила, что ученики стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ребята предлагают интересные советы по борьбе с речевыми паразитами. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.

Русский язык является родным миллионам жителей России, на нём говорят люди различных национальностей, населяющих её территорию. Мы стараемся в совершенстве овладеть иностранными языками, а к своим корням равнодушны! «Наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Поэтому можно с уверенностью сказать: «Осторожно, слова-паразиты!» Необходимо объединить наши усилия для борьбы с ними.

Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

 

 


 

Список литературы

1.    Кожемян Е. Слова-паразиты в нашей речи. [электронный ресурс] – URL: https://www.surwiki.admsurgut.ru;

2.    Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1976.

3.    Марченко Е.А. Немного о словах-паразитах. [электронный ресурс] – URL:  https://feyapushinka-school11.edusev.ru

4.        Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., Просвещение, 2004г. -79с.

5.           Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2005г. – 256с.

6.    Давыдова И. 12 шагов, чтобы избавиться от слов-паразитов в речи – инструкция. [электронный ресурс] – URL: https://www.colady.ru;

7.      Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Москва, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение I

Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»

 

1. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?

2. В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?

3. Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?

4. Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?

5. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение II

 

Результаты анкетирования «Слова – паразиты в речи учеников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение III

            Результаты анкетирования «слова-паразиты в речи учителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение IV

Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами

1.Для начала запишите любой ваш диалог или монолог на диктофон. Десяти-пятнадцати минут будет достаточно. Затем прослушайте – все ли ваши слова несут информацию или хотя бы эмоцию? Интересно ли вас слушать? Наверняка, что-нибудь из «горячей десятки» слов-паразитов вы у себя точно подметите.

2.Ведите разъяснительную работу среди детей и взрослых.

3.Попросите кого-нибудь из друзей или из членов своей семьи проследить за чистотой сказанной вами речи.

4.Используйте метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту.

5.Начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает.

6.Попробуйте заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком, как это делается с нецензурными словами на ТВ.

7.Наказывайте себя штрафом за каждое сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком.

8.Устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их бесполезности.

9.Читайте больше – это обогатит ваш словарный запас!

10.Употребляйте в своей речи чаще русские пословицы, поговорки и фразеологизмы!

Вывод: сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села

Введение ………………………………………………………………………………………2-4

Введение ………………………………………………………………………………………2-4

Введение Вы... это самое

Введение Вы... это самое

Новизна работы: данную проблему до меня в нашей школе никто не изучал, а также новизна заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов…

Новизна работы: данную проблему до меня в нашей школе никто не изучал, а также новизна заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов…

I. Теоретическая часть 1

I. Теоретическая часть 1

Но далеко не все слова становятся таковыми

Но далеко не все слова становятся таковыми

Поэтому, если вы хотите изменить ситуацию, отчистите свою речь от паразита «как бы»:

Поэтому, если вы хотите изменить ситуацию, отчистите свою речь от паразита «как бы»:

Причины употребления слов-паразитов в реч и

Причины употребления слов-паразитов в реч и

I. Практическая часть 2

I. Практическая часть 2

Итак, использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом это относится больше к ученикам

Итак, использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом это относится больше к ученикам

Заключение Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи

Заключение Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи

Список литературы 1. Кожемян

Список литературы 1. Кожемян

Приложение I Анкета «Слова-паразиты в нашей речи» 1

Приложение I Анкета «Слова-паразиты в нашей речи» 1

Приложение I I Результаты анкетирования «Слова – паразиты в речи учеников»

Приложение I I Результаты анкетирования «Слова – паразиты в речи учеников»

Проект на тему "Слова-паразиты в нашей речи"

Проект на тему "Слова-паразиты в нашей речи"

Приложение III

Приложение III

Приложение IV

Приложение IV

Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами 1

Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022