Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 города Шимановска»
Экологический проект
2 группа раннего возраста (с 1,6 до 2 лет)
«Мы посадим огород…»
Проект подготовили воспитатели:
Демко Елена Витальевна,
Роутенберг Галина Викторовна.
Шимановск. 2023 год
Актуальность проекта: Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Данный проект направлен на формирование знаний о культурных огородных растениях у детей раннего возраста, особенностей ухода за растениями. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание ими своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Адресация проекта: дети и родители 2 группы раннего возраста №1.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители 2 группы раннего возраста №1.
Возраст воспитанников: 1,6 – 2 года.
Характер контактов: внутригрупповой.
Продолжительность: среднесрочный проект - 3 месяца (октябрь - декабрь 2023года).
Особенности проекта: по характеру создаваемого результата – практико-ориентированный.
Предметно-содержательная область: межпредметный проект (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество).
Постановка и обоснование проблемы: дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Гипотеза: если создать условия для формирования у детей раннего возраста представлений о культурных огородных растениях и уходу за ними, то это будет способствовать формированию предпосылок экологической культуры и познавательного развития у детей.
Цель проекта: формирование
экологической культуры у детей и родителей, создание условий для
познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность
и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
· Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
· Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
· Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
· Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
· Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Во взаимодействии с детьми:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей; Во взаимодействии с родителями:
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Объект: растения: овощи высаженные на имитируемом огороде.
Предмет: формирование представлений у детей об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность.
Методы проекта:
Словесные:
1. Беседы, указания, словесные инструкции
2. Чтение художественной литературы.
3. Чтение стихотворений, сказок.
4. Разгадывание загадок.
5. Развлечения.
Наглядные:
1. Организация выставок.
2. Сбор фотоматериалов.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Информационные стенды.
5. Личный пример взрослых.
Практические:
1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности детей.
2. Высаживание семян и растений.
3. Наблюдения за растениями, расширяющие кругозор ребенка.
4. Дидактические игры.
5. Подвижные игры.
Формы реализации проекта:
· беседы (стихи, сказки, загадки);
· познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, рассматривание иллюстраций с овощами);
· организация ОД и дидактические игры на закрепление представлений об овощах;
· художественно – продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
· творческая деятельность (создание паспорта огорода на окне);
· трудовая деятельность (посадка семян, уход за растениями);
· обогащение развивающей среды группы по теме овощи.
Средства реализации проекта: иллюстративный материал, художественнная литература, сказки, рассматривание книг, музыкальные произведения, слайды, короткие мультфильмы об овощах.
Ресурсы проекта:
- материально – техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, цветной принтер, ламинатор, ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки;
- кадровые: родители, дети, воспитатели группы;
- информационные: методическая, художественная литература, предметные картинки, дидактические материалы и иллюстрации на тему «Огород. Овощи».
Продукт проектной деятельности:
- получение детьми элементарных знаний о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян;
- знакомство детей с первичными представлениями о труде взрослых, воспитания трудолюбия, бережного отношения к растениям;
- повышение речевой активности детей;
- положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители);
- улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического проекта детского сада);
Итог проекта: паспорт огорода на окне в группе раннего возраста
Разработка и организация проекта: создать развивающую среду: подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, предметных картинок на тему «Огород. Овощи», дидактических, пальчиковых и подвижных игр для реализации проекта, фотографий, стихотворений, песен, загадок, сказок об овощах, ОД, театрализация.
Прогноз негативных последствий и способы их коррекции:
- низкая заинтересованность родителей – распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
I. Подготовительный этап – начало марта.
- Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.
- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.
- Обогащение развивающей среды группы по теме «Огород. Овощи».
- Создание условий для организации работы в «огороде на окне»: подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудий труда по уходу за растениями.
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Беседа на тему «Что такое огород и что на нём растёт» Беседа на тему «Кто такие овощи?».
Беседа на тему «Какие растения можно вырастить на подоконнике» ОД «Вот такой у нас лучок!».
ОД «Посадка лука».
Использование в работе с детьми дыхательной и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи».
Экспериментальная работа: «Посадка семян: огурцы, лук, помидоры, свекла».
Опыт: «Где семена быстрее взойдут?».
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой».
Опыт: «Если долго не поливать растение».
Чтение сказки «Репка». Чтение «Овощная сказка».
Заучивание русской народной песенки «Огуречик – огуречик». Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
Чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок про овощи. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей.
Аппликация: «Лук».
Рисование губкой с использованием трафаретов «Помидор». Аппликация «Овощи в банке».
Рисование пальчиками «Горох». Театрализованное занятие «Репка».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Золушка», «Корзинка овощей», «Найди что назову», «Куда положить урожай зайки», «Что сажают в огороде», «Вершки - корешки», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».
Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи».
Сюжетно-ролевые игры: «Готовим салат», «В магазин за овощами».
Подвижные игры: «Веселые овощи»; «Капуста», «Урожай», «Кто скорее соберет».
Уход за рассадой.
Сбор урожая лука.
Высадка окрепших растений на участке группы. Обмен впечатлениями по итогам работы.
Оформление паспорта огорода на окне в группе
Оказание помощи в подборе иллюстрационного материала по теме «Огород. Овощи».
Помощь в декорировании огорода на окне группы раннего возраста №1.
Используемые литературные источники при разработке проекта:
1. Бардышева Т. Ю. Речевые и пальчиковые игры (рассказываем стихи руками) для малышей.2014г.
2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1999г.
3. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2010 г.
5. Жукова А. С. Игры на ладошке.- М.: АСТ,- (Академия раннего развития).-
2014.
6. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
7. Николаева С. Н. «Юный эколог» программа. М., 2017 г.
8. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
9. Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста 2-3 года.-М.:МОЗАЙКА -СИНТЕЗ,2015
10. Штейнле Н. Ф. «Изобразительная деятельность младшая группа (от 2 до
3 лет)»
11. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей.
12. Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.