Проект Огород

  • docx
  • 09.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект огород.docx

 

 

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №16  города Шимановска»        

 

 

 

 

 

 

 

Экологический проект

2 группа раннего возраста (с 1,6 до 2 лет)

«Мы посадим огород…»

 

 

 

 

 

 

Проект подготовили воспитатели:

Демко Елена Витальевна,

Роутенберг Галина Викторовна.

 

 

 

 

Шимановск. 2023 год


 

Актуальность проекта: Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Данный проект направлен на формирование знаний о культурных огородных растениях у детей раннего возраста, особенностей ухода за растениями.  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание ими своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

 

Адресация проекта: дети и родители     2 группы раннего возраста №1.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители 2 группы раннего возраста №1.

Возраст воспитанников: 1,6 2 года.

Характер контактов: внутригрупповой.

Продолжительность: среднесрочный проект - 3 месяца (октябрь - декабрь 2023года).

Особенности      проекта:     по      характеру   создаваемого       результата  – практико-ориентированный.

Предметно-содержательная область: межпредметный проект (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество).

Постановка и обоснование проблемы: дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

 


Гипотеза: если создать условия для формирования у детей раннего возраста представлений о культурных огородных растениях и уходу за ними, то это будет способствовать формированию предпосылок экологической культуры и познавательного развития у детей.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

·                      Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

·                      Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

·                      Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

·                      Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

·                      Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Во взаимодействии с детьми:

-   формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

-      расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

-          привлекать   детей    к    активной    самостоятельной   деятельности    по выращиванию растений;

-   воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

-   активизировать речь и обогащать словарь детей; Во взаимодействии с родителями:

 

-   формировать  партнерские   взаимоотношения  между   педагогами, детьми и родителями.

Объект: растения: овощи высаженные на имитируемом огороде.

Предмет: формирование представлений у детей об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность.

Методы проекта:

 

Словесные:

1.   Беседы, указания, словесные инструкции

2.   Чтение художественной литературы.

3.   Чтение стихотворений, сказок.

4.   Разгадывание загадок.

5.   Развлечения.

Наглядные:

1.   Организация выставок.

2.   Сбор фотоматериалов.

3.   Рассматривание иллюстраций.

4.   Информационные стенды.

5.   Личный пример взрослых.

Практические:

1.    Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности детей.

2.       Высаживание семян и растений.

3.   Наблюдения за растениями, расширяющие кругозор ребенка.

4.   Дидактические игры.

5.   Подвижные игры.

Формы реализации проекта:

·        беседы (стихи, сказки, загадки);

·        познавательно-исследовательская           деятельность           (наблюдение, рассматривание иллюстраций с овощами);

·        организация ОД и дидактические игры на закрепление     представлений об овощах;

·        художественно продуктивная деятельность (аппликация, рисование);

·        творческая деятельность (создание паспорта огорода на окне);

·        трудовая деятельность (посадка семян, уход за растениями);

·        обогащение развивающей среды группы по теме овощи.

Средства реализации проекта: иллюстративный материал, художественнная литература, сказки, рассматривание книг, музыкальные произведения, слайды, короткие мультфильмы об овощах.

Ресурсы проекта:

-    материально – техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, цветной принтер, ламинатор, ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки;

-   кадровые: родители, дети, воспитатели группы;

-    информационные: методическая, художественная литература, предметные картинки, дидактические материалы и иллюстрации на тему «Огород. Овощи».

Продукт проектной деятельности:

-     получение детьми элементарных знаний о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян;

-       знакомство детей с первичными представлениями о труде взрослых, воспитания трудолюбия, бережного отношения к растениям;

-   повышение речевой активности детей;

-     положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители);

-   улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического проекта детского сада);

Итог проекта: паспорт огорода на окне в группе раннего возраста

Разработка и организация проекта: создать развивающую среду: подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, предметных картинок на тему «Огород. Овощи», дидактических, пальчиковых и подвижных игр для реализации проекта, фотографий, стихотворений, песен, загадок, сказок об овощах, ОД, театрализация.

Прогноз негативных последствий и способы их коррекции:

-      низкая заинтересованность родителей распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Планирование работы с детьми группы раннего возраста в рамках работы над проектом «Мы посадим огород…»

I.  Подготовительный этап начало марта.

 

-   Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.

-   Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.

-   Обогащение развивающей среды группы по теме «Огород. Овощи».

-   Создание условий для организации работы в «огороде на окне»: подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудий труда по уходу за растениями.

-     Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

 

II.   Основной этап конец марта середина мая.

Беседа на тему «Что такое огород и что на нём растёт» Беседа на тему «Кто такие овощи?».

Беседа на тему «Какие растения можно вырастить на подоконнике» ОД «Вот такой у нас лучок!».

ОД «Посадка лука».

Использование в работе с детьми дыхательной и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи».

Опытно-экспериментальная деятельность:

Экспериментальная   работа:   «Посадка   семян:   огурцы,   лук,   помидоры, свекла».

Опыт: «Где семена быстрее взойдут?».

Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой».

Опыт: «Если долго не поливать растение».

 

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Репка». Чтение «Овощная сказка».

Заучивание русской народной песенки «Огуречик – огуречик». Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок про овощи. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей.

Художественное творчество:

 

Аппликация: «Лук».

Рисование губкой с использованием трафаретов «Помидор». Аппликация «Овощи в банке».

Рисование пальчиками «Горох». Театрализованное занятие «Репка».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Золушка», «Корзинка овощей», «Найди что назову», «Куда положить урожай зайки», «Что сажают в огороде», «Вершки - корешки», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».

Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи».

Сюжетно-ролевые игры: «Готовим салат», «В магазин за овощами».

Подвижные игры: «Веселые овощи»;   «Капуста», «Урожай», «Кто скорее соберет».

III.   Заключительный этап конец мая.

Уход за рассадой.

Сбор урожая лука.

Высадка окрепших растений на участке группы. Обмен впечатлениями по итогам работы.

Оформление паспорта огорода на окне в группе

Работа с родителями

Оказание помощи в подборе иллюстрационного материала по теме «Огород. Овощи».

Помощь в декорировании огорода на окне группы раннего возраста №1.


Используемые литературные источники при разработке проекта:

 

1.     Бардышева Т. Ю. Речевые и пальчиковые игры (рассказываем стихи руками) для малышей.2014г.

2.     Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1999г.

3.     Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

4.     Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2010 г.

5.     Жукова А. С. Игры на ладошке.- М.: АСТ,- (Академия раннего развития).-

2014.

6.     Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.

7.     Николаева С. Н. «Юный эколог» программа. М., 2017 г.

8.     Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.

9.          Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста 2-3 года.-М.:МОЗАЙКА -СИНТЕЗ,2015

10.     Штейнле Н. Ф. «Изобразительная деятельность младшая группа (от 2 до

3 лет)»

11.   Янушко   Е.   А.   Рисование   с   детьми   раннего   возраста   (1-3   года) Методическое пособие для воспитателей и родителей.

12.   Интернет ресурсы.