Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 241»
Проект
«Осень золотая»
для детей младшего дошкольного возраста
Подготовили:
Казанцева Ольга Владимировна, старший воспитатель
Третьякова Елена Викторовна воспитатель
Барнаул-2024
Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Тип проекта.
Познавательно - творческий.
Сроки реализации:
Среднесрочный проект (16.09.2024-4.10.2024) .
Участники проекта:
Дети, педагоги, родители.
Возраст детей.
Вторая младшая группа (3-4 года)..
Цель проекта:
Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
ЗАДАЧИ.
Дать воспитанникам элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада) .
Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Предварительная работа:
-подготовка дидактических игр
-подбор методических разработок и конспектов
-подготовка иллюстрационного материала по теме «Осень»: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
-оповещение родителей о проведении выставки поделок «Осенние фантазии»;
План реализации проекта
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный
-Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.
-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
-Подбор методической литературы по теме.
-Сотрудничество с родителями: участие в выставке работ из природного материала.
Второй этап - основной
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые
игры:
«Одень куклу на прогулку»
«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Дидактические игры:
«Найди такой же листик»
«Собери урожай»
«Какое время года»
«Когда это бывает?»
«Что нам осень подарила?»
Речевое развитие:
Беседы:
«Время года – осень».
«Когда на улице дождь, то…».
«Что мы видели по дороге в детский сад».
Рассматривание иллюстраций осень
Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Грибы»
Чтение художественной литературы:
Я. Тайц «По грибы, по ягоды»
М. Пришвин «Листопад»
А. Плещеев «Осень наступила»
Н. Калинина «В лесу», «Осеннее»
И. Токмакова «Осенние листья»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Раздувайся пузырь»
« У медведя во бору»
«Поедем в лес»
Пальчиковая гимнастика : «Осень»
Дыхательная гимнастика:»Сдуй листочек».
Познание:
· М/И.«Собери листочек»,
·
Игры с прищепками «Иголки для ёжика»
Наблюдение«Как изменилась одежда людей»
Наблюдение«Какая сегодня погода»
«Художественно \эстетическое развитие»
· Рисование: «Листочки танцуют», «Дождик – кап. Кап, кап…», «урожай»
· Слушание муз. П. Чайковского «Осенью». «Дождик»; «Птичка» муз. М. Раухвергера
Работа с родителями:
· Привлечение родителей к участию в изготовлении поделок по теме «Осенние фантазии»
· Консультации для родителей «Какие добавить витамины в питание ребенка осенью», «Золотая осень».
Заключительный этап:
Продукт проекта
· Выставка детской коллективной работы «Осеннее дерево».
· Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Осенние фантазии».
· Праздник «Осенние встречи»
· Альбом проекта «Золотая осень»
· Подготовка картотеки пальчиковых игр
· Подготовка д\и Собери урожай, Собери листочек
· Подготовка игр с прищепками иголки для ёжика.
Вывод:
· Многие дети умеют называть осенние природные явления, показывать их на иллюстрациях с изображением осени.
· У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования,.
· Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
· Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
· Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
План мероприятий
Дата |
Мероприятие |
16.09.24 Понедельник |
Беседа «Время года – осень». Рассматривание иллюстраций Белозёровой «Осень» Пальчиковая гимнастика Осень |
17.09.24 вторник |
С/Р «Одень куклу на прогулку» Наблюдение «какая сегодня погода» Пальчиковая гимнастика Осень |
18.09.24 среда |
Рассматривание иллюстраций «Овощи» Я. Тайц «По грибы, по ягоды» Слушание муз. П. Чайковского «Осенью» Пальчиковая гимнастика Осень |
19.09.24 четверг |
Д/И с липучками «Собери урожай» П/И « У медведя во бору» Пальчиковая гимнастика Осень |
20.09.24 пятница |
Рисование ватными палочками «Осенний листопад» Н. Калинина «В лесу», «Осеннее» Пальчиковая гимнастика Осень |
23.09.24 Понедельник |
Рассматривание иллюстраций Белозёровой «Осень» Д/И «Какое время года» Пальчиковая гимнастика Ветер |
24.09.24 вторник |
Д/И с липучками «Собери урожай» Наблюдение «Какая сегодня погода» Пальчиковая гимнастика Ветер |
25.09.24 среда |
Рассматривание иллюстрации Осенний лес Дыхательная гимнастика: «Сдуй листочек», Слушание муз. П. Чайковского «Дождик» |
26.09.24 четверг |
А. Плещеев «Осень наступила» П/И « У медведя во бору» Пальчиковая гимнастика Ветер |
27.09.24 пятница |
Коллективное рисование (отпечаток ладошкой) Осеннее дерево И. Токмакова «Осенние листья» Пальчиковая гимнастика Ветер |
30.09.24 Понедельник |
Рассматривание иллюстраций Белозёровой «Осень» Д/И с липучками «Собери урожай» Пальчиковая игра «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) |
1.10.24 вторник |
М. Пришвин «Листопад» Пальчиковая игра «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) |
2.10.24 среда |
Рассматривание иллюстраций «Грибы» Дыхательная гимнастика: «Сдуй листочек», Слушание Птичка» муз. М. Раухвергера Пальчиковая игра «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) |
3.10.24 четверг |
П/И « У медведя во бору» Наблюдение «Как изменилась одежда людей» Пальчиковая игра «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) |
4.10.24 пятница |
Рисование «Осенний урожай». Раскрашивание овощей (краски, мелки, карандаши) Пальчиковая игра «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) |
ОД по ИЗО ( отпечаток ладошкой)
(первая младшая )коллективная работа
Тема: Осеннее дерево.
Материал и оборудование:
Гуашь в тарелке, ватман, влажные салфетки.
Ход занятия:
(дети сидят на ковре)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите в окошко, как на улице красиво! Солнце ярко светит и пока я к вам сегодня шла, очень много повстречала я красивых деревьев и кустарников с необычной окраской, разными листьями! И вам я сюрприз принесла! Показываю большой разноцветный букет из листьев.
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним: А какое сейчас время года?
Дети: осень.
Воспитатель: Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете?
Дети: желтые, красные, зеленые, оранжевые.
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: Сегодня ребята, я вам предлагаю стать волшебниками и создать самим красивое осеннее дерево.
Пальчиковая игра:
«Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Дети у меня есть для вас еще один сюрприз (показываю дерево, нарисованное на ватмане). Ребята, что это?
Дети: Дерево!
Воспитатель: Правильно, а чего не хватает нашему дереву?
Дети Листочков!
Воспитатель: Правильно! Давайте подарим нашему волшебному дереву листочки (приглашаю детей за заранее сдвинутые столы и накрытые клеенкой).
Дети встают с ковра одевают фартучки (с помощью воспитателя и помощника воспитателя) и содеяться за стол. Воспитатель кладет на стол ватман и крепит его бумажным скотчем. А теперь мы с вами начнем колдовать.
Воспитатель окунает ладонь в краску и показывает детям, как сделать отпечатки ладошек, что бы получились листочки на дереве (воспитатель вытирает руки вл. салфеткой).
Воспитатель: Дети, а давайте теперь вместе сделаем наше осеннее дерево, дети поочерёдно с помощью воспитателя делают отпечатки своих ладошек (помощник воспитателя сразу вытирает детям ручки вл. салфеткой).
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Дерево) Правильно!
А на деревьях что растут? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? (красного, желтого, оранжевого, зеленого).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравиться! Вы настоящие волшебники! А теперь пойдем мыть наши ручки, что бы они были чистыми.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности
2. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования, отпечаток ладошкой
3. Закрепления красного и желтого цвета
4. Развивать моторику рук.
Материал и оборудование:
Гуашь в тарелке, ватман, влажные салфетки.
Ход занятия:
(дети сидят на ковре)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите в окошко, как на улице красиво! Солнце ярко светит и пока я к вам сегодня шла, очень много повстречала я красивых деревьев и кустарников с необычной окраской, разными листьями! И вам я сюрприз принесла! Показываю большой разноцветный букет из листьев.
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним: А какое сейчас время года?
Дети: осень.
Воспитатель: Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете?
Дети: желтые, красные, зеленые, оранжевые.
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: Сегодня ребята, я вам предлагаю стать волшебниками и создать самим красивое осеннее дерево.
Пальчиковая игра:
«Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Дети у меня есть для вас еще один сюрприз (показываю дерево нарисованное на ватмане). Ребята, что это?
Дети: Дерево!
Воспитатель: Правильно, а чего не хватает нашему дереву?
Дети Листочков!
Воспитатель: Правильно! Давайте подарим нашему волшебному дереву листочки(приглашаю детей за заранее сдвинутые столы и накрытые клеенкой).
Дети встают с ковра одевают фартучки (с помощью воспитателя и помощника воспитателя) и содеяться за стол. Воспитатель кладет на стол ватман и крепит его бумажным скотчем. А теперь мы с вами начнем колдовать.
Воспитатель окунает ладонь в краску и показывает детям, как сделать отпечатки ладошек, что бы получились листочки на дереве (воспитатель вытирает руки вл. салфеткой).
Воспитатель: Дети, а давайте теперь вместе сделаем наше осеннее дерево, дети поочерёдно с помощью воспитателя делают отпечатки своих ладошек (помощник воспитателя сразу вытирает детям ручки вл. салфеткой).
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Дерево) Правильно!
А на деревьях что растут? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? (красного, желтого, оранжевого, зеленого).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравиться! Вы настоящие волшебники! А теперь пойдем мыть наши ручки, что бы они были чистыми.
ОД по ИЗО (рисование гуашью) в 1 младшей группе «Осенние листья»
Цель: Расширять представление детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество.
Материалы:
- букет осенних листьев, игрушка-ёжик, бумага размером альбомного листа, гуашь зелёная, желтая, красная, кисти на каждого ребёнка, салфетки.
Методические приёмы:
-словестный,
-игровая мотивация,
-наглядный,
-проблемная ситуация,
-творческая деятельность детей.
Предварительная работа:
-наблюдение за листопадом на прогулке;
-любование осенним букетом в группе
-чтение художественной литературы об осени;
-беседа по репродукциям разных художников;
-заучивание стихотворения Токмаковой «Листопад»;
-дидактическая игра «Признаки осени».
Индивидуальная работа: помочь Владу З. и Владу Б. в изображении листопада способом прикладывания кисточки всем ворсом (мазок).
ХОД:
1. Игровой момент
Воспитатель - Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится? Посмотрите, кто же к нам пришёл? (появляется игрушка-ежик)
Дети -Ёжик.
Воспитатель -Давайте с ним поздороваемся.
Дети и воспитатель -Здравствуй, Ёжик!
Воспитатель - Ёжик, а почему ты такой грустный?
(Воспитатель прикладывает мордочку ёжика к своему уху, создавая иллюзию того, что ёжик разговаривает).
2. Рассказ о том, где и как Ежик зимует
Воспитатель -Ребята, Ёжик грустный от того, что не успел построить себе норку. Зимой он будет спать и чтобы ему было тепло и уютно ему нужно много листочков, чтобы укрыться от холода и снега в своей норке. Вы хотите помочь Ежику?
Дети - Да!
Воспитатель - Тогда я сейчас вам расскажу из чего ежик делает свою норку. Вы хотите узнать?
Дети: -Да!
Воспитатель:- Норку Ёжик строит из опавших листьев, и делает это осенью. А кто знает, какое сейчас время года?
Дети - Осень
Воспитатель -Правильно, осень. Посмотрите, какой осенний букет стоит у нас в вазе.
(воспитатель подводит детей к букету из осенних листьев для рассматривания)
3. Рассматривание осеннего букета
Воспитатель -Что это?
Дети -Листочки.
Воспитатель -Какие они?
Дети -Разные, красивые, желтые. (разнообразные ответы детей)
Воспитатель -Да, это листочки они красивые, яркие.
-Давайте и мы нарисуем ежику много листочков.
-Вы хотите нарисовать ежику много листочков?
Дети -Да.
Воспитатель:- Скажите, какого цвета листочки в нашем красивом осеннем букете?
Дети:-красные, желтые, зеленые
Воспитатель:-Правильно, молодцы!
4. Рассматривание предметов для рисования (гуашь, кисточка).
Воспитатель - Посмотрите, что я приготовила.
(показывает детям гуашь, кисточки,) Что это?
Дети: - краски, кисточки (ответы детей)
Воспитатель: -Для чего?
Дети: -Рисовать
Воспитатель:-Правильно, сегодня я хочу вам предложить нарисовать листочки для Ежика? Вы хотите?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Давайте посмотрим какие краски я приготовила?
(подводит детей к столам, где приготовлено все для рисования)
Посмотрите и скажите, какого они цвета?
Дети -(называют цвета) -Красная, желтая, зеленая
Воспитатель: - Молодцы, значит у нас листочки получаться разноцветные - красные желтые зеленые.
-Какие у на получатся листочки?
Дети (примерные ответы) - красные, желтые, зеленые, разноцветные
5. Показ воспитателем "приёма примакивания".
Воспитатель: - Молодцы! Как хорошо вы знаете цвета красок!
- А теперь посмотрите, как можно нарисовать листочки
(воспитатель показывает на примере одной краски)
-Я беру в руки кисточку, обмакиваю ее в краску и посмотрю, есть ли на ней краска, затем приложу кисточку с краской на листок бумаги, затем еще раз, еще раз. Затем опять обмакну кисточку в эту же краску и еще нарисую много листочков. Сколько листочков у меня получилось.
Дети: - Много.
Воспитатель: - Какого цвета у меня листочки?
Дети называю цвет -Желтые!
Воспитатель: - Правильно, у меня много желтых листочков, а какие листочки вы хотите нарисовать?
(дети называют цвета)
Воспитатель:- Покажите мне как вы будите рисовать.
(дети имитируют процесс рисования листочков сухой кисточкой)
Воспитатель: -Молодцы, теперь я вижу, что вы все сможете нарисовать много листочков для Ежика.
(на трех столах разные краски, воспитатель предлагает выбрать ту краску, которой он будет рисовать)
Воспитатель: -Какие листочки, Владик хочет нарисовать? и т. д (дети еще раз называют выбранную краску и распределяются по рабочим местам.
6. Выполнение работ детьми.
Включается грамм запись "Времена года"
7. Анализ детских работ.
Воспитатель -Какие вы молодцы! Сколько красивых листочков нарисовали.
Полина, какие листочки нарисовала ты? А у тебя Дима? Коля?
Посмотрите, какая разноцветная поляна из листьев у нас получилась.
Давайте покажем, как наши листочки летят и кружатся.
(дети имитируют движения - кружатся, приседают)
Воспитатель: -А тебе Ежик, нравится полянка с листочками?
Ежик: -Да, понравились, они такие красивые, что у меня сразу поднялось настроение.
8. Дети дарят свои работы Ёжику.
Воспитатель: -Тогда мы сможем подарим тебе эти листочки. Ребята, а вы хотите подарить эти листочки Ежику?
Дети: - Да!
Ежик: -Спасибо ребятки, теперь я смогу построить себе норку.
9. Дети прощаются с Ёжиком.
Воспитатель:- Посмотрите, ребятки, как обрадовался Ежик, и я рада за вас, что мы смогли помочь Ежику, замечательная у него получиться норка.
Давайте попрощаемся с Ежиком
(Дети прощается с Ежиком)
До свидания!\
10. Итог:
Воспитатель: -Ребятки, кто приходил к нам в гости?
Дети: -Ежик!
Воспитатель: -Что мы подарили Ежику?
Дети: - Листочки
Воспитатель:-Какие листочки
Дети -разные, разноцветные, желтые, красные, зеленые и т. п.
Воспитатель:-А кто запомнил зачем Ежику листья?
(ответы детей, если дети затрудняются воспитатель еще раз говорит, зачем Ежику листочки)
Воспитатель: -Молодцы, ребятки, мне сегодня очень понравилось, как вы помогали Ежику! Рисунки у вас получились замечательные, вы так старалась, работали аккуратно. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.