Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»
Предметная цикловая комиссия общественно-гуманитарный цикл
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Сравнение систем образования России, Великобритании и США»
по дисциплине Иностранный язык (английский)
Выполнили: Куц София,
Красильникова Ольга
обучающиеся 1 курса
специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Руководитель: Докучаева Анна Андреевна
преподаватель иностранного языка
Допущен к защите
«____» _________ 202___ г.
_______________________
подпись преподавателя
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США…………………………………………………………………………….5
1.1 Система образования в России……………………………………………….5
1.2 Система образования в Великобритании……………………………………6
1.3 Система образования в США………………………………………………...8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США……………………………………………….15
2.1 Сравнение образовательных систем США и России………………………15
2.2 Сравнение систем образования России и Великобритании………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ.
«Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь». (Джеймс Уотсон)
Со слов американского ученого, образование – это жизнь; это настолько длительный и сложный процесс, что ему просто необходимо уделять очень и очень много внимания, времени и сил.
Ежедневно происходит процесс развития всех сфер человеческой жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. И для их дальнейшего прогресса необходимо, в первую очередь, совершенствоваться человеку, чтобы в состоянии решить различные глобальные вопросы, которые постоянно возникают.
Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить высшее образование или закончить те или иные курсы, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать все усилия на общественное и экономическое развитие.
Сегодня все чаще ссылаются на американскую систему образования и систему образования Великобритании как на образец, которому надлежит следовать при реформировании нашей собственной, российской системы образования. Становится интересно так ли сильно отличается российская система образования от систем образования Великобритании и США.
Актуальность работы заключается в том, несмотря на достаточное количество информации о системах образования за рубежом, сравнительный анализ этих систем проводится крайне редко и, в основном, по общим вопросам, как в учебниках по педагогике, так и в сети Интернет. На наш взгляд, студентам необходимо знать достоинства и недостатки образовательных систем ведущих стран мира чтобы оперативно ориентироваться в современных нестабильных образовательных системах для получения качественного образования.
Гипотеза – система образования Великобритании и американская система образования имеют значительные различия от российской системы образования.
Объектом исследования являются образовательные системы России, Великобритании и Америки, а его предметом выступает сравнительный анализ систем образования в этих странах.
Цель исследования: выявить сходства и различия между американской и российской системами образования, а также различия между системами образования России и Великобритании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· изучить литературу по проблеме исследования;
· проанализировать образовательные системы США и России;
· выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран.
Методы исследования:
1. Анализ литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
ГЛАВА 1. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США.
1.1 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
Школьное образование – важный элемент образования в современном обществе. Школы в России дают обучаемым так называемая среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, имеются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»). В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет. Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего среднего образования:
· I ступень (начальное общее образование) – 4 года;
· II ступень (основное общее образование) – 5 лет;
· III ступень (среднее (полное) общее образование) – 2 года.
Начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Школьный курс делится на три этапа: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету. На момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет. В первом классе школьники учатся пять дней в неделю. Основная школа – вторая ступень общего образования в России. В течение пяти лет, с 5-ого по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. По окончании основной школы ученики сдают экзамен (ОГЭ): математика, русский язык и ещё два по выбору. По результатам обучения и сдачи экзаменов выдаётся документ – «Аттестат об основном общем образовании».
Старшая школа – это последние два года обучения – 10 и 11 класс. В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день. По завершению обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
1.2 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Британское школьное образование — одно из самых многослойных и престижных в Европе. Детям (и родителям) предлагается масса вариантов: частная школа, государственная школа, раздельное обучение, совместное обучение, выбор предметов, выбор профессии.
Начальное школьное образования.
Обязательное школьное образование в Англии включает две ступени – начальную и среднюю. Начальная школа начинается в 5 лет и делится на две ступени:
· 1 ступень (с 5 до 7 лет)
· 2 ступень (с 7 до 11 лет)
В двухлетней prepreparatory school дети ещё не учатся, а, скорее, готовятся к младшим классам – primary school (она же preparatory school и elementary school). Обучение на следующей ступени – это основные предметы: языки, элементарная математика, история, естествознание, физкультура, музыка. В младших классах очень распространена проектная работа – ученики объединяются в группы и работают над общими заданиями вместе. Вообще, принцип «вместе» в английской школе очень развит, если не сказать культивируется. Учителя в большинстве случаев знают всех детей поименно (и многих родителей) и помогают детям подружиться друг с другом, одобряют инициативу старших по отношению к младшим. Большое внимание уделяется отношениям между школьниками: агрессия наказывается строго, вплоть до исключения из школы.
Среднее школьное образование.
В 11 лет ребёнок переходит в среднюю школу. По окончании школы в 16 лет подросток получает сертификат GCSE (свидетельство о получении общего среднего образования) и может либо продолжить учебу на следующем уровне, либо пойти работать.
· Первая ступень (с 11 до 14 лет). Дети изучают 10-15 предметов и начинают посещать занятия по профориентации.
· Вторая ступень (с 14 до 16 лет). Школьники готовятся к экзаменам GCSE, определяют свой путь на последние два года обучения в школе и выбирают предметы, на основании которых будут поступать в университет.
Послешкольное образование.
Последние 2 года в школе называют этапом Further Education или Sixth Form. Некоторые школы предлагают британскую национальную программу A-Levels, а другие – Международный бакалавриат (IB). В этот период с 16 до 18 лет ребята готовятся к поступлению в ВУЗ, углублённо изучают выбранные предметы, соответствующие будущей специальности. В конце их ждут выпускные экзамены, по результатам которых проходит зачисление в университет.
Высшее образование.
Чтобы получить высшее образование в Британии, необходимо пройти серьёзную подготовку. По сути, именно этому посвящены последние 2 года в школе: на программе A-Levels школьники выбирают ряд предметов, необходимых им для поступления, и изучают их на продвинутом уровне.
Одна из особенностей высшего образования в Великобритании заключается в высокой степени ответственности и самостоятельности, ожидаемой от студентов.
Ступени высшего образования в Англии:
· 1 ступень – бакалавриат (3 года), затем магистратура (1-2 года) и докторантура (2-3 года).
Профессиональное образование.
В Великобритании после окончания школы можно поступить на академическую или профессиональную программу среднего образования. Академические программы развивают аналитическое и критическое мышление студентов, готовят к поступлению в высшие учебные заведения. Профессиональные программы ориентированы на конкретные знания и навыки, необходимые для работы.
Существует несколько типов профессиональных учебных заведений в Великобритании:
1. Школы
2. Колледжи шестого класса
3. Колледжи профессионального и высшего образования
4. Частные учебные заведения
5. Университеты
В зависимости от учебной программы и места ее прохождения, после окончания учебы можно получить одну из следующих квалификаций:
1) Диплом
2) NVQ
3) ND
1.3 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В США.
Обучение в США – это отличный старт для молодёжи. Цель системы образования в этой стране – воспитать разностороннюю личность с активной жизненной позицией. Поэтому в американских школах, кроме академической составляющей, много внимания уделяется внеклассной деятельности ученика.
Дошкольное образование в США.
В США образованием дошкольников занимаются ясли, детские сады. Отправить в них ребенка можно с раннего возраста, с полугода:
Детсады в этой страны платные, средняя цена за месяц – 1000 - 1400 долларов. В таких учреждениях дети проводят практически весь день, с утра до 17 - 18 часов.
Дошкольное образование в Америке носит факультативный характер – посещать детский сад или подготовительные группы необязательно. Система образования в США подразумевает обязательное школьное образование. Обучение начинается с пяти-восьми лет, его продолжительность – двенадцать лет.
Школа в америке.
Учебный год в американской школе начинается в сентябре, заканчивается летом – в конце июня. Обычно дети учатся пять дней в неделю, ежедневно уроки занимают до восьми часов, с обязательным обеденным перерывом.
Каникулы:
· летние – в июле и августе;
· зимние – рождественские (24.12-03.01), февральские (одна неделя);
· осенние – четыре дня на День благодарения;
· весенние – в апреле (одна неделя).
Начальная школа.
Перед поступлением в начальную школу будущие ученики сдают вступительный тест. Это письменное испытание, которое показывает уровень развития и интеллекта, помогает определить способности ребенка. По результатам тестов учеников распределяют по классам.
Иностранные граждане могут поступить в начальную школу при условии, что ребенок проживает в США. Он может жить с опекунами или родителями.
Продолжительность обучения на этом этапе – пять или шесть лет, это зависит от штата. Занятия проходят в свободной форме, за парты дети садятся ближе к окончанию младшей школы. Основные предметы – математику, чтение, английский язык, естествознание, литературу – преподает один учитель. Помимо них, дети изучают искусство, занимаются творчеством, спортом. Такие уроки ведут другие учителя.
Средняя школа.
Этот этап делится на два: младшая и старшая средняя школа. Единая образовательная программа – с шестого по восьмой класс. Для старшей средней школы каждое учебное заведение разрабатывает ее самостоятельно.
С восьмого класса ученики могут выбрать предметы, которые хотят изучать. Помимо этого, они обязательно учат математику, социальные и естественные науки, историю, английский язык, искусство. Могут дополнительно изучать иностранные языки.
Американские школьники не только посещают уроки, но и занимаются в школе спортом, участвуют в кружках, клубах по интересам, выполняют общественно-полезную работу.
Еще одна особенность американской школы среднего звена – система кредитов. Ученики получают зачетные кредиты, которые позже учитывают при поступлении в университет. За изучение одного предмета в течение семестра школьник получает 2,5 кредита, в течение года – 5 кредитов.
Старшая школа.
Ученики 9-12 классов обязательно изучают математику, естественные и общественные науки, английский язык, занимаются спортом, искусством. Обучение носит не только теоретический характер: школьники выполняют лабораторные работы, практические задания.
Помимо обязательного школьного курса ученики выбирают, дополнительные дисциплины, которые понадобятся при поступлении в вуз на выбранную специальность. Среди факультативов популярны: основы ЗОЖ; ораторское искусство; основы ведения бизнеса; музыка; информатика, компьютерные науки; иностранные языки театральное искусство экология.
Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). Успешная сдача Advanced Placement обеспечивает ученикам льготы при поступлении в американские университеты, а также многие британские, немецкие, израильские, канадские вузы.
По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test) или ACT.
Их результаты учитывают при поступлении в высшие учебные заведения, колледжи.
Как проходят уроки в американской школе.
Американские уроки – это не монолог учителя с редкими ответами учеников, а дискуссии и лекции. Занятия направлены на формирование навыков совместной работы, на развитие логики, умения выражать свои мысли, отстаивать и аргументировать точку зрения. Ученики самостоятельно приходят к определенным выводам, строят логические цепочки.
Большое внимание уделяется работам в группах: школьники совместно создают различные проекты, работают над общей задачей.
Как оценивают успеваемость.
Оценки в американской школе – буквенные, их выставляют по пятибалльной шкале, где А – эквивалент российской пятерке, а F – двойке. В основном оценивают письменные работы: самостоятельные, домашние задания. Их можно сдать в электронном виде.
Ученики получают оценки за совместные большие проекты, презентации. Устные опросы в школе проводят редко.
Государственные и частные школы в сша.
В Америке существуют два вида школ:
· public school – государственные, бесплатные, только для граждан США или тех, у кого есть вид на жительство;
· private school – частные, обучение платное, поступить в такое учреждение могут иностранные граждане;
Профессиональное образование.
Профессиональное образование в США подразделяется следующим образом:
1. Высшие учебные заведения;
2. Местные колледжи, технические и колледжи начального образования;
3. Колледжи, специализирующиеся на техническом и профессиональном обучении;
4. Четырёхгодичные колледжи и университеты.
1. Высшее образование.
Начать следует с того, что университеты и колледжи являются заключительным этапом в образовании.
Процедура приема, в частности, отбора абитуриентов в вузы США находится в прямой зависимости от их типа и престижности, и может быть конкурсной, открытой и селективной. При поступлении в вуз существует общее для всех требование, а именно предоставление документов, подтверждающих окончание полной средней школы. К числу таких документов относятся: перечень предметов, изученных в школе, а также перечень оценок, которые были получены в школе, общее количество баллов по тестам, которые, в свою очередь, определяют способности.
Важную роль также играют документы, которые свидетельствуют об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, различных научно-технических кружках, различного рода спортивных мероприятиях, а также художественной самодеятельности.
Абитуриенты часто подают заявления сразу в несколько вузов, учитывая желания и склонности, успеваемость в школе, материальные возможности. В основном, вступительные экзамены проводятся специальными уполномоченными службами. Университеты и колледжи заранее объявляют, какие тесты предполагается пройти абитуриентам, а также какую сумму баллов нужно набрать для того, чтобы поступить в учебное заведение.
2. Местные колледжи, технические и колледжи начального образования.
Все эти учебные заведения предлагают программы обучения, которые можно сравнить с первыми двумя годами обучения в университете. Упомянутые программы обучения могут вести к получению степени по результатам четырехгодичного обучения в колледже. Кроме того, местные колледжи имеют особенность, выражающуюся в том, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, дающие студентам специальность. Вследствие того, что их задача заключается в предоставлении возможности получения образования любым желающим, местные колледжи часто принимают большинство студентов, которые отвечают основным требованиям, а также они предлагают широкий спектр возможностей при сравнительно невысокой стоимости обучения.
3. Техническое и профессиональное обучение.
В США местные, технические колледжи и колледжи начального обучения предлагают обучение различным техническим профессиям. Двухгодичные колледжи предоставляют широкий выбор программ, рассчитанных на год или более с отрывом от производства. Обычно студенты, которые успешно закончили учиться по таким программам, получают удостоверение или диплом о начальном высшем образовании.
Местные колледжи, колледжи начального образования и технические колледжи также предоставляют технические программы краткосрочного периода повышения квалификации, которые рассчитаны на обучение в течение нескольких недель или месяцев.
Большинство студентов поступают в колледжи с правом выбора расписания и режима посещения, что включает не только обучение по системе неполного учебного дня, но также занятия в выходные дни или во время каникул.
4. Четырёхгодичные колледжи и университеты.
Обычно колледжи предлагают четырёхгодичную программу обучения, которая ведёт к получению степени бакалавра. Колледжи могут существовать независимо и предлагать только программы высшего начального образования, или также являться частью университета, обучение в котором позволяет получить диплом о начальном высшем или о полном высшем образовании. Университетами уделяется пристальное внимание исследовательской работе. Также они часто включают профессиональные школы, колледжи начального образования в области гуманитарных и точных наук и колледжи, которые дают полное высшее образование.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США.
2.1 Сравнение образовательных систем США и России
Рассмотрим сравнительные характеристики систем образования США и России:
1. Сходность структурного строения систем образования. Система образования России и США имеет сходную структуру - уровни дошкольного, начального, среднего и старшего школьного обучение, среднее и высшее профессиональное образование и научная подготовка специалистов.
2. Отсутствие единой государственной системы образования в США, тогда как в России она имеется. В США же, каждый штат обладает правом создания своей образовательной системы.
3. Разность сроков получения общего образования. В России освоение общеобразовательных программ реализуется в течение одиннадцати лет обучения, а в США в течение двенадцати лет.
4. Реализация дифференцированного комплектования классов в США. В России такое комплектование отсутствует. Дифференцированный подход в обучении присутствует, но он применяется к отдельному коллективу учащихся в виде дифференцированных заданий.
5. Средняя образовательная школы США представлена в видовом разнообразии: академические, профессиональные, многопрофильные школы. В России такого разнообразия не имеется.
6. Отсутствие единых учебных планов, учебной литературы, образовательных программ в системе школьного обучения в США, тогда как в России установлены единые образовательные программы, учебные планы и учебная литература.
7. Тестирование учащихся как контроль знаний и средство поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения было перенято системой образования России (сдача ОГЭ и ЕГЭ) от образовательной системы США.
8. Буквенная система оценивания в США и пяти бальная система оценивания в России.
9. Самостоятельный выбор предметов обучения в колледжах и вузах США студентами. В России имеется четкий перечень обязательных предметов к изучению по выбранному направлению образования.
10. Выбор будущей профессии реализуется в вузах США студентами не сразу, а ход обучения и может быть изменен. В России такой практики не имеется на сегодняшний день.
2.2 Сравнение систем образования России и Великобритании
Система образования Великобритании имеет такое же устройство, как и система образования России. Она, также, имеет государственное финансирование на этапе получения общего образования детьми.
Среди отличительных черт образовательной деятельности Великобритании и
функционирования ее образовательной системы можно отметить следующие:
1. Обязательное школьное обучение начинается с пятилетнего возраста и продолжается до шестнадцати лет. Таким образом обучение в школах занимает тринадцать лет. Обязательно получение одиннадцатилетнего общего образования, после которого можно поступить в колледж для получения конкретной рабочей профессии.
2. Видовое разнообразие государственных школ Великобритании: грамматические, объединенные и современные школы.
3. Обучение реализуется, как и в нашей стране, по единым учебным планам и программам, утверждаемым органами местного самоуправления.
4. Тестирование – основная форма контроля знаний учащихся.
5. После завершения обучения в школе – имеется в виду тринадцатилетнее обучение,
ребенок не может претендовать на поступление в высшее учебное заведение. В Великобритании предусмотрено прохождение академической или профессиональной предварительной подготовки. Они являются программами подготовки к обучению в высшем учебном заведении и дают определенные знания и навыки.
6. Система высшего образования включает в себя обучение в университетах и колледжах. Университеты бывают коллегиального устройства – в их составе имеются колледжи и унитарного- наличие факультетов и отделений (подобно вузам России).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав вышеизложенное можно наблюдать что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.
Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ системы образования Великобритании, американской и российской систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования подтверждает гипотезу, система образования Великобритании и американская система образования имеют значительные различия от российской системы образования.
Конечно, в каждом образовании есть преимущества и недостатки, но в целом можно прийти к заключению, что образование каждой страны по-своему уникально и обладает всеми качествами для воспитания и становления компетентной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. "Образование в США". Социально-политический журнал, 1997, № 1.
2. Пилиповский В.Я. "Поиски новой модели школьного образования в США". Педагогика, 1996, № 3.
3. Разумовский В.Г. "Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году". Педагогика, 1993, №3.
4. Владимиров А.Т. "США: Общая характеристика среднего образования". Народное образование, 1992, №№ 11,12.
5. Бердели Т. "О реформе школьного образования в США". В мире науки, 1992, № 12.
6. Ощепкова В.В. "The USA: Geography, History, Education, Painting (a reader). Москва, "Лист", 1997.
7. Рябов Г. "American English". Н. Новгород, 1994.
8. Английский язык. Страноведческий справочник. - Саратов, 2010г.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_образования_США
10. http://usimmigrant.com/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=105&lang=ru Система образования в США
11. http://scisne.net/a-1240 Школьное образование в США
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России
13. http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-rossii.html Отличительные особенности российской системы образования
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.