ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ УЧАСТКА ГРУППЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР»

  • docx
  • 30.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ УЧАСТКА ГРУППЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР».docx

    

 

Проект по благоустройству участка группы  «Мы познаем мир»

[Подзаголовок документа]

АРМАВИР, 2019


 

I.                   Введение.

1.      Актуальность.

Грамотно организованная среда – это система условий, обеспечивающая развитие всех сторон личности ребенка: физического, познавательного, социального, эстетического. Во многих педагогических работах, освещающих вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды (С.Л. Новоселова, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Н.А. Реуцкая, Н.Я. Михайленко, Т.Н. Доронова и др.), поднимается проблема о воспитательном потенциале предметно-пространственной среды, её роли в интеллектуальном развитии ребенка.

 

Раннее детство - особенный стадия развития органов и систем человека. Обосновано, что функции коры головного мозга не передаются наследственно, они формируются в следствии взаимодействия организма с находящимся вокруг окружением. Особенно насыщенно это происходит в первые 3 года жизни. В ходе всевозможных разновидностей деятельности происходит познание качеств, свойств предметов, явлений, усвоение обобщенными знаниями и умениями, объединенные с ориентировкой в окружающем. (В.А. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедев)

 

Таким образом, сенсорное становление ребенка дошкольного возраста является основой общего интеллектуального становления детей. Установлено, что чем больше количество сенсорных систем задействовано в ходе воспитания и обучения ребёнка, там эффективнее и успешнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт нехватку сенсорного опыта ребенка, заменяя его зрительными и виртуальными формами. А для полного сенсорного формирования нужна сенсомоторнаярная направленность развивающей предметно-пространственной среды, координирование сенсорных систем, подбор форм и методов деятельности.

 

 

2.       Цель проекта:

Формирование у детей представления о сенсорных эталонах через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на прогулочном участке.

3.      Задачи:

 

Педагоги

Дети

Родители

Развивающие

Стимулировать сенсорные функции(зрение, осязание, слух);

Активизировать когнитивные процессы(мышление, внимание, восприятие, память)

Сформировать креативные способности, любознательность, внимательность;

Развить мелкую моторику рук

Активизировать творческий потенциал родителей

Образовательные

Сформировать и наполнить окружение материалами с целью стимуляции сенсорных функций, а так же  в пользу формирования мелкой моторики, стимуляции двигательной деятельности.

Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;

Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы.

 

Повысить педагогическую грамотность в области сенсорного развития ребенка

Воспитательные

Сформировать благоприятный, эмоциональный климат, улучшить активность ребёнка;
Повысить мотивацию к самостоятельной и эмпирической деятельности дошкольников

Сплотить детский коллектив;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности

Создать единое эмоционально- положительное пространство детей, родителей, педагога

 

 

4.      Ожидаемые результаты:

- Преобразование участка с наличием новых зон, предметно-развивающей среды, привлекательных для детей даст возможность свободному выбору деятельности, познанию окружающего мира

- Обогащение и накопление сенсорного опыта детей.

- Укрепление отношений «детский сад – семья».

 

II.                План-график мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

1.1.Анализ РППС на прогулочном участке группы.

 

На прогулочном участке группы №2 установлены песочница, горка, скамьи, конструкции для лазания, веранда.

 

На веранде мебель и оборудование расположено по периметру помещения, т.к. организуется пространство для подвижных игр детей. Применен принцип зонирования, зоны созданы в соответствии с программой и рекомендациями по развивающей среде, учтены основные требования и основные принципы организации среды.

Все пространство группы разделено на определенные зоны:

Уголок сюжетно-ролевой игры ( «Семья» )

Книжный уголок (художественная литература, соответствующая возрасту и тематике);

Уголок театрализованной деятельности (Настольный театр)

Уголок художественного творчества (листы разной формы и размера, наборы цветных карандашей.);

Уголок конструирования (напольный и настольный строительный);

Уголок физического развития (массажная дорожка, мячи).

Сделан уголок «Информация для родителей»

Схема прогулочного участка группы №2

Центр С-КИЦентр С-КИЦентрфизкультурыЦентртворчестваЦентруединенияЦентр
Книги
Центр
Дидактики
Центр
конструирования
Приложение

shkaf_stelaj_dvoinoi_n1-600x600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ   развивающей предметно -  пространственной среды прогулочного участка младшего дошкольного возраста показал, что оборудование группового пространства    соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Но так же нами было отмечено, что во многих зонах уделено недостаточно внимания сенсомоторному развитию детей.

 

1.2.Изучение литературы, нормативных документов, сетевых ресурсов

Одним из основных условий становления личности ребёнка считается среда, в которой он живётиграетувлекается и отдыхаетПри построении предметно-пространственной среды мы придерживались ориентиров, которые обоснованы в следующих следующих нормативных документах:

-в рамках Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» предполагается осуществлять мероприятия по развитию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) дает определение предметно-развивающей среды дошкольной организации и устанавливает ряд требований к ее формированию. Созданную развивающую предметно-пространственную среду называет важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.

-СанПиН устанавливает санитарно-гигиенические требования к организации пространства, к оборудованию и его содержанию.

-реализуемая в детском саду основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

-материальные и архитектурно-пространственные условия (планировка, набор помещений, их площадь, конструктивные особенности);

-особенности контингента детей (состав, физиологические и психологические особенности развития, и т.п.).

Необходимо дополнить РППС группы ,обогатить с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

 

1.3.Разработка совместных действий сотрудников д/с и родителей.

Развивающая предметно – пространственная среда в группах дошкольной образовательной организации имеет огромное значение для формирования ребенка как личности, именно в детском саду они проводят большую долю своего времени. С целью учета пожеланий родителей в формировании условий в группе мы провели анкетирование. В выборочном опросе приняли участие родители воспитанников 2 младшей группы – 30 человек.

1.Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?

Вариант ответа

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

%

56

10

34

 

3. Какие из перечисленных условий созданы в группе:

а)Для познавательного развития детей;

б)Для речевого развития детей;

в)Для художественно-эстетического развития детей;

г)Для физического развития детей;

д)Для социально-коммуникативного развития детей.

Результаты представлены в следующей диаграмме.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

90%

87%

70%

80%

76%

Из приведенных выше результатов можно сделать вывод, что родители удовлетворены условиями предметно-пространственной среды, созданной в ДОО; некоторые образовательные области нужно преобразовать.

4. Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?

Вариант ответа

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

%

70

11

19

5. Присутствуют ли в оформлении интерьера творческие работы воспитателей и детей?

а) присутствуют в достаточном количестве в групповом помещении;

б) присутствуют в достаточном количестве на игровой площадке;

в) изобилие творческих работ портит интерьер группы;

г) творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.

Вариант ответа

присутствуют в достаточном количестве в групповом помещении

присутствуют в достаточном количестве на игровой площадке;

изобилие творческих работ портит интерьер группы

творческие работы отсутствуют

%

93

50

0

0

93% родителей отметили, что  в оформлении интерьера группы присутствуют творческие работы детей  и воспитателей; при этом 50 % родителей отмечают  присутствие творческих работ на игровой площадке недостаточным.

6. Принимаете ли вы участие в оформлении развивающей предметно-пространственной среды в группе?

Вариант ответов

Да

Нет

Частично

%

54

36

10

 

7. Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в нашей

группе?

Вариант ответов

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

%

54

49

7

 

Из приведенных выше результатов анкетирования можно сделать следующий вывод: в ДОО созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей,  но несмотря на это, необходимо улучшение материальной базы и развивающей предметно-пространственной среды;

 

1.4  Подготовка материалов

В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, принятие государством приоритета семейного воспитания, запрашивает  совместной работы педагогов и родителей, взаимодействия и доверительности. Каждая ДОО не только воспитывает детей, но и консультирует родителей в области проблемам воспитания ребенка. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Мы отметили пять уровней участия родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды :

 – оказание разовой помощи;

– способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

– родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

– родители помогают определять основные направления работы в группе;

– родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на воспитании детей.

3. Разработка эскизов различных вариантов оформления участка д/с.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах. В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов.

Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание малышами свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В дальнейшем при появлении в жизни ребенка новых объектов он будет их сравнивать с уже знакомыми.

Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей, таким образом, при пополнении предметно-пространственной среды нашим приоритетным направлением стало развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Этап.

Основной.

2.1. Совершенствование предметно-развивающей среды

Развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». (Ясвин В. А.).

План пополнения РППС:

Центр

Оборудование

Задачи

Центр конструирования

 

Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Центр уединения

Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Центр сюжетно-ролевой игры

 

Развивать умение различать и называть основные цвета

Центр дидактической игры

 

Что внутри?

 

 

 

развитие внимательности, мышления,

воображения,мелкой моторики рук

«Радуга»

закрепить представления об основных цветах

 

2.2.  Взаимодействие педагога с родителями по созданию РППС

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, даже маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. При таком подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Основные принципы организации работы с семьёй:

- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок) ;

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Участвуя в проекте и родители проявили свое творчество, и фантазию, смекалку.

Реализация проекта была направлена не просто на изготовление мамами каких-либо поделок своими руками, а на расширение предметно- развивающей среды в группе. Все Мамы оказались большими рукодельницами, а поделки, которые были изготовили, малыши в последующем используют в своих сюжетно-ролевых играх, в театральной и познавательной деятельности

Всякий раз, привлекая родителей к изготовлению поделок, наглядного пособия я объясняю значимость и нужность этого пособия в развитии ребенка.

Таким образом, используя различные формы работы с родителями, выстраиваю сотрудничество с семьями воспитанников, так, чтобы способствовать вовлечению родителей непосредственно в образовательный процесс детского сада, это позволяет повысить уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с детьми. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним

Все эти мероприятия способствуют тому, что родители становятся активными участниками жизни группы, заинтересованными сторонниками воспитания детей. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье», – В.А. Сухомлинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Этап.

Заключительный

 

 

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru