Проект «Дошколята в стране Бережливости»
в рамках фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче
для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Авторы проекта: учитель-логопед Дувакина М.Б.,
воспитатель Панафидина Н.Н.
Актуальность проекта:
Вопрос разумного использования энергии, природных ресурсов сегодня является одним из главных вопросов человечества. Энергосбережение - это не только способ экономии денег, но и забота о нашей планете в целом. Каждый из нас является частью человечества. Бережное отношение к природе, ее ресурсам, бережное отношение к энергии – очень важно, так как нам и нашим потомкам жить на планете Земля!
Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры бережного отношения к ресурсам и энергии во взрослой жизни сегодняшних малышей принесёт свои плоды, они будут бережливыми, экономными, станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.
Совместная работа всех участников единого образовательного пространства над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.
Цель проекта:
Сформировать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов, энергосбережения и элементарных правилах безопасности.
Задачи проекта:
Для воспитанников:
ü Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения
ü Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.
ü Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.
ü Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.
ü Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.
Для родителей:
ü Привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности, развитие интереса к участию в проектах ДОУ.
ü Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.
ü Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта
Вид проекта:
ü познавательный;
ü краткосрочный.
Продолжительность проекта: 5 дней
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская
деятельность, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты проекта:
· Дети понимают необходимость бережного отношения к природным
и энергетическим ресурсам;
· Дети под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях.
Продукты проекта:
Выставка аппликаций, рисунков.
Презентация проекта:
Квест – игра для детей «Путешествие дошколят в страну Бережливости»
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
1. Определение темы и составление матрицы и проектной карты.
2. Определение целей, задач.
3. Изучение методической литературы, подбор художественной литературы,
стихотворений для разучивания, подбор наглядно-дидактического материала, подбор материала для опытно-экспериментальной деятельности.
2 этап – реализация проекта осуществляется через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
1 день
1. Беседа - чтение сказки «История электричества» автор Никифорова В.И.
Цель: Воспитание экологической грамотности, формирование бережного отношения к природным ресурсам, энергосбережения, познавательное развитие.
2. Словесная игра «Нельзя. Надо»
Педагог: Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если можно – хлопаете в ладоши. Затем вы объясните подробнее свой выбор. Слушайте внимательно.
1) Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.
2) Можно играть с включенными электроприборами.
3) Нужно, уходя, выключать электроприборы.
4) Можно близко садиться к включенному телевизору.
5) Таня с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.
6) На день рождения к Леше пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, чтобы взять очередное угощение, где всё время горел свет. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и в коридоре.
(ребята выполняют задание и объясняют свой выбор)
3. Разучить физкультминутку «Провода»
Педагог: Я буду розеткой, а вы проводом. (Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (педагог), на другом электроприбор (ребенок). Педагог берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) - дети встают поочередно, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается аудиозапись звука какого –либо электроприбора. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Педагог отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.
4. Дидактическая игра «Что для чего?»
Задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних
электроприборов способом соотнесения; расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.
На столе приготовлены натуральные или игрушки-электроприборы, ребенок должен назвать электроприбор и назвать простейшие способы экономии света. Приглашается по одному участнику к столу. Пример беседы:
- Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество?
- Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.
- А как быть опрятным и беречь электричество?
- Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.
Другие дети могут дополнить ответ.
5. Консультация для родителей «Берегите энергию»
2 день
1. Беседа на тему: " Откуда в нашем доме тепло»
Цели: систематизировать представления детей об источниках тепла в квартирах; формировать потребность в бережном отношении к теплу; содействовать развитию познавательной практической деятельности творческого мышления, речевой активности; воспитывать бережливость.
2. Раскраски по теме энергосбережения с сайта #ВместеЯрче
Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования.
3. Разучивание стихотворения Сергея Малахова
Кто любит свою Родину,
В ком патриот живет,
Тот и богатство Родины
Хранит и бережет.
Кто экономит топливо,
Не жжет напрасно свет,
Тот сбережет энергию
На много, много лет.
Суровыми законами
Страну нам не спасти,
Стремленье к экономии
Должно в тебе расти.
4. Словесная игра «Если мы замерзнем- знаем, как согреться»
Дидактические задачи: развивать речевую и двигательную активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения; расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.
5. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи.
Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки. Детям нужно убрать лишнюю картинку.
6. Просмотр мультипликационного фильма «Фиксики. Ночник».
3 день
1. Беседа по теме: «В нашем доме тепло»
Цель: способствовать воспитанию экологического сознания у детей.
2. Занятие по энергосбережению «Электричество наш друг»
Цели и задачи:
Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения; развивать творческие способности; воспитать бережное отношение к энергоресурсам.
3. Сюжетно-ролевая игра «Салон-магазин «Бытовая техника» Цель: создать условия для расширения и обобщения знаний детей о бытовой технике, ее назначении, правилах пользования.
4. Дидактическая игра «Нельзя, надо»
Задачи: закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций; развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;
развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.
5. Просмотр мультфильма «История одной лампочки»
4 день
1. Беседа на тему "Учимся беречь энергию"
Цели и задачи: способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению.
2. Аппликация «Бережем электроэнергию» Цель: Развитие творческих способностей детей; воспитание бережного отношения к электроэнергии.
3. Словесная игра «Закончи предложение».
(Дети должны придумать разнообразные ответы на заданный вопрос, закончить предложения из письма.)
— Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.д.)
— Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что
— Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что…
— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…
— Если не выключать свет днем и ночью, то…
— Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…
— Фонари на улице перестали светить, поэтому… и т.д.
4. Игра «Что мы знаем о воде?»
Капля: Дети садитесь в круг. Сейчас мы будем обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы, а вы должны будете на них ответить:
1.Что такое вода? (Жидкость)
2.Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
6. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот)
7. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
8. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
9. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
10. Почему воду надо беречь? (Большую часть поверхности Земли занимает морская соленая вода. Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
5. Квест-игра «Путешествие в страну Бережливости».
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об энергосбережении.
6. Просмотр мультфильма «Берегите электроэнергию».
5 день
1. Беседа по энергосбережению "Опасности вокруг нас".
Цель: расширить и закрепить знания детей по энергосбережению.
Задачи: формировать у детей потребность в экономии тепла, электричества, воды, газа. Закреплять знание правил безопасного использования энергоресурсов. Расширять активный словарь детей.
2. Чтение сказки о сбереженной энергии. Цель: Формирование устойчивых навыков бережного отношения к энергоресурсам.
3. Настольно-печатная игра «Парные картинки».
Дидактические задачи:
-расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;
-развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;
-воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.
4. Дидактическая игра «Раздели на группы»
Дидактические задачи: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека; учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.
5. Проведение интеллектуальной викторины по энергосбережению.
Цели и задачи: обобщить знания детей об электричестве;
расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла, электроэнергии.
3 этап – результаты проекта:
- у детей присутствуют навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
- уточнены и расширены представлений детей о бережном отношении энергоресурсов;
- Проведение квест-игры «Путешествие в страну Бережливости», которая поможет обобщить знания детей по энергосбережению
- Интеллектуальная викторина по энергосбережению.
- Представление продуктов творчества детей.
Список использованной литературы:
1. Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г
3. Савич Н., Шатько Е. Из опыта работы по формированию культуры энерго- и
ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. http://vscolu.ru/articles/nashebogatstvo-v-vashix-rukax.html
4. Степанова С. Программа по энергосбережению в детском саду «Мы живем
экономно». http://vscolu.ru/articles/my-zhivyom-ekonomno.html
5. Филипчик И. Учись быть бережливым. http://vscolu.ru/articles/uchis-berezhlivym-byt.ht
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.