Муниципальное общеобразовательное учреждение
Калининский район Тверская область
«Бурашевская СОШ»
Проект на тему:
«Старинные меры длины»
Подготовили: ученики 3 «А» класса
Панькив Владислав
Меденков Максим
Бурлай Виктория
Руководитель: учитель нач. классов
Карпухина Т. А.
Январь 2020
Оглавление.
1.Введение.
1.1 Актуальность темы. 2
1.2 Гипотеза 2
1.3 Цели и задачи исследования 2
2. Основная часть.
2.1 История появления мер длины 3
2.2 Как измеряли длину на Руси 4
2.3 Измерение–эксперимент среди одноклассников 6
2.4Анализ эксперимента по измерению старых мер длины 7
2.5 Создание закладки-памятки для учебника математики 8
3. Заключение
3.1 Выводы по работе. 8
Литература 9
Приложение
Актуальность
В нашем классе на уроках математики при изучении темы «Единицы длины» учительница сказала, что около 70-80 лет назад люди во всём мире договорились и стали измерять длину миллиметрами, сантиметрами, дециметрами, метрами и километрами. У нас возник вопрос о том, как же раньше люди измеряли длину и чем пользовались в качестве эталона? Поэтому мы решили найти ответ на этот вопрос.
Гипотеза
Старинными мерами длины можно пользоваться и сегодня.
Цель работы:
Узнать старинные меры длины и возможно внедрить их в нашу жизнь.
Задачи исследовательской работы:
- изучить информацию о старинных мерах длины
- узнать прочему старинные меры длины решено во всём мире заменить на современные единицы измерения
- провести соотношение старых эталонов измерения с помощью современных единиц измерения
- создать закладку для учебника математики с информацией о старинных мерах измерения длины
- сделать выводы о проделанной работе
История появления мер длины
Изучив информацию по теме, мы выяснили, что люди в прошлые века использовали для измерения то, что было под рукой всегда. А это конечно были руки, ноги, то есть части человеческого тела. Об очень интересных способах определения длины нашими предками мы узнаем из летописей и старинных грамот. Это и «вержение камня», то есть его бросок, и «пушечный выстрел», и «перестрел» (дальность полета стрелы), и многое другое. Порой единица измерения обозначала расстояние, на котором еще был слышен крик того или иного животного. Это был «петушиный крик», «бычачий рев» и т. д. Интересная мера длины существовала у народов Сибири. Ее называли «бука», и подразумевала она под собой то расстояние, на котором у человека зрительно в единое целое сливались рога быка. Из дошедших до нас летописей можно сделать вывод о том, что старинные меры измерения на Руси появились в 11-12 веках. Это были такие единицы, как верста, сажень, локоть и пядь. Однако в те времена придуманные человеком способы определения длины были еще крайне неустойчивы. Они несколько различались в зависимости от княжества и постоянно изменялись во времени.
Старинные меры измерения физических величин не отличались особой точностью. Это же касается и определения длины шагами. Такую единицу использовали еще в Древнем Риме, Древней Греции, Персии и Египте. Человеческим шагом, средняя длина которого составляет 71 см, определяли расстояния даже между городами. Подобная единица используется и в наше время. Однако сегодня специальные приборы шагомеры определяют не расстояние, а количество шагов, пройденных человеком. Мерой длины, которая использовалась в странах Средиземноморья, служила такая единица, как стадий. Упоминание о ней можно найти в рукописях, датируемых первым тысячелетием до н. э. Стадий был равен тому расстоянию, которое человек в спокойном темпе мог пройти от рассвета до того момента, когда солнечный диск полностью покажется над горизонтом. По мере развития общества людям стали необходимы более крупные величины. В связи с этим появилась древнеримская миля, равная 1000 шагам. Старинные меры измерения длины различных народов отличались друг от друга. Так, эстонские моряки определяли расстояние трубками. Это был путь, который корабль проходил в течение времени выкуривания полностью набитой табаком трубки. Такая же мера длины у испанцев назвалась сигарой. Японцы определяли расстояние «лошадиными башмаками». Это был путь, который могло пройти животное до полного истирания соломенной подошвы, заменявшей ему подкову.
Как измеряли длину на Руси
На Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Точная первоначальная длина той и другой меры неизвестна. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца и равнялась половине английского ярда. Название сажень происходит от славянского слова сяг - шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени - маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Маховая или мерная сажень - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см или 4 локтя) - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) - расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки. Трубная сажень применялась только для измерения длин труб на соляных промыслах.
Небольшие расстояния на Руси измерялись вершками, четвертями, пядями и аршинами.
Перст – ширина указательного пальца(позднее размер перстня)
Вершок - мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).
Четверть - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. К наиболее мелким старинным русским мерам длины относится точка, равная линии. Возможно, отсюда появилось слово точность.
Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен ее появляется верста. Название верста происходит от слова «вертеть», которое означало расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной - от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая - ею измеряли расстояние пути и межевая - ею меряли земельные участки. В XVII в. в результате развития торговли с восточными народами вошла в употребление мера аршин(от персидского «арш» - локоть). Он равен 71 см 12 мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран.
Измерение–эксперимент среди одноклассников
Мы решили в нашем классе у всех учеников измерить перст, дюйм, вершок, локоть, аршин и сажень, чтобы сравнить и сделать вывод о том, удобно ли пользоваться старыми единицами длины. Измеряли современными единицами: сантиметрами и миллиметрами. Вот что мы получили.
Посмотрев на данные в таблице, мы пришли к выводу, что у наших одноклассников перст имеет разную длину (в мм)
И длина дюйма, вершка, локтя, аршина и сажени тоже у всех разная.
Есть у некоторых учеников одинаковые данные, но в основном это получаются разные числа(в см и мм). И что из этих данных считать эталоном? Невозможно измерять длину предмета, если у всех разная длина пяди(вершка) или локтя.
Анализ эксперимента по измерению
старых мер длины
Если измерять перстами, аршинами и т.д. какие-то изделия, например ткань, то получатся совсем разные куски. Ведь на примере наших измерений мы получили очень разные результаты. А это очень неудобно. Значит, старинные меры длины в наше время применять нельзя. Не даром ещё Пётр1 старался навести порядок в единицах измерения. Он вырезал аршин из дерева, и чтобы его не смогли обрезать и укоротить, он запаял концы в металл. Метрическая система мер в России претерпевала много изменений, Россия хотела измерять одинаково со всем миром. Окончательный вариант МЕТРИЧЕСКОЙ системы мер во всём мире был разработан и утвержден XI Генеральной конференцией в 1960 году. И все страны в 20 веке перешли на Международную систему единиц СИ.
Создание закладки-памятки
для учебника математики
Работая по данной теме, мы создали для ребят нашего класса закладку-памятку со старинными мерами длины. Думаем, что всем будет интересно знать, как назывались старинные меры длины и чему они примерно были равны в пересчёте на см, мм или метры.
Выводы по работе
Изучив старинные единицы длины, мы пришли к выводу, что ими действительно пользоваться неудобно, так как у людей разная длина пальцев, рук и ног. Мы опровергли свою гипотезу.
Используемая литература
1. Клименченко Д. Величины и их измерения
2. Шабалин С. А. Измерения для всех
3. Математика. 5класс:учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. ,- М : Просвещение, 2009
4. Литература 5 класс: ч.1,2,3,4, / В. Я. Коровина и др., М: Просвещение,2006
5. Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984.
6. Романова Г.Я. Наименование мер длины в русском языке. – М., 1975
7. Интернет ресурсы:
-.https://fb.ru/article/225613/starinnyie-meryi-izmereniya-dlinyi-ploschadi-massyi-znachenie-starinnyih-mer-izmereniya-velichin-na-rusi
- https://fb.ru/article/225613/starinnyie-meryi-izmereniya-dlinyi-ploschadi- massyi-znachenie-starinnyih-mer-izmereniya-velichin-na-rusi
- https://fb.ru/article/148207/metricheskaya-sistema-mer-tablitsa-edinitsyi-izmereniya-i-etalonyi-metricheskaya-sistema-mer-i-mejdunarodnaya-sistema-edinits
- https://fb.ru/article/304731/starinnyie-edinitsyi-izmereniya-spisok-starinnyie-edinitsyi-izmereniya-dlinyi
Приложение.
1. Фото о проведении измерений среди одноклассников
2. Закладка-памятка для учебника математики
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.