Актуальность проекта «Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству Д. С. Лихачев
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско - родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям не понятны понятия страна, патриотизм, Родина…. Но наша задача – воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее.
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребенку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие.
Цель проекта:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста элементарные
представления о своем родном городе – городе Нижневартовск. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
Задачи:
§ Сформулировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширить кругозор детей и словарный запас.
§ Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
§ Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
§ Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, педагоги ДОУ
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный;
Продолжительность: краткосрочный (06.02 -06.03).
Ожидаемый результат:
§ Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувство гордости за свой край.
§ Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
§ Дети знают и называют место проживания, свой домашний адрес.
Этапы реализации проекта «Моя семья, мой дом, моя малая Родина»
№ |
Этап |
Срок реализации |
Цель |
1 |
Подготовительный
|
06.02- 12.02 |
Формирование целей и задач проекта. Сбор необходимого материала. Подбор и изучение литературы по данному вопросу. Подбор интернет - ресурсов по теме. Подбор необходимого дидактического материала, с учетом выбранного алгоритма проекта. Привлечение родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников. Разработка перспективного плана для данной возрастной категории детей. Разработка организованной образовательной деятельности, целевых прогулок, досуга и развивающих игр. Подбор соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей дидактических и сюжетно-ролевых игр. |
2 |
Основной |
13.02 -02.03 |
Внедрение проекта: Ознакомить детей с произведениями о Родине. Расширение у детей знаний о себе, о городе (герб, улицы), о профессиях родителей. Развитие речи и моторики рук. Развитие творческих способностей детей, привитие аккуратности в работе, воспитание любви к труду. Расширение кругозора детей, привитие любви к родному городу. Вовлечение родителей в совместную работу по патриотическому воспитанию детей. Педагогическое просвещение родителей. Создание предметно - развивающей среды. Создание макета своего микрорайона. |
3 |
Заключительный
|
03.03-06.03 |
Обобщение и систематизация знаний детей о своей «малой» Родине. Обогатить предметно - развивающую среду. Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.
|
Перспективно - тематический план работы по проекту «Моя семья, мой дом, моя малая Родина»
|
|||
Вид деятельности |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Работа с родителями |
Сроки |
Познавательноисследовательск ая
|
Беседы на тему: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Беседа с детьми по вопросам: «Что делает ваша семья утром (вечером)?», «Где живёт твоя семья?», «В какие игры играют с вами ваши родители?». Беседы с детьми: «Я люблю тебя, Нижневартовск», «Символы города», «Традиции семьи», «Чем помочь родному городу?». Беседы с детьми «Улица, на которой я живу».
Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов: «Расскажи, с кем ты живёшь»; «Я люблю маму ( папу) потому, что…», «Как близкие заботятся о своих детях», «Мы дружная семья», «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные, друзья, соседи»
Рассказы детей о членах своей семьи: «Как я помогаю дома», «В нашей семье все трудятся», |
Анкетирование родителей на тему «Нравственнопатриотическое воспитание ребенка».
Папка-передвижка: «Что такое для человека семья?»
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Что должен знать ребенок о родном городе».
|
13.02- 02.03 |
|
|
|||
|
«Любимые занятия членов нашей семьи» |
|
|
Игровая деятельность
|
Дидактические игры и упражнения: Д/и: «Назови какой», «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», Обыгрывание сюжетов: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья переезжает на новую квартиру)», «Поездка на автобусе», «Семья», «Дочки - матери», «Поездка в магазин». Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом». |
Анкета для родителей: «Игра в жизни ребенка»
|
|
Трудовая деятельность
|
Моделирование ситуаций: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку». Цель: Обучать детей правильной последовательности одевания, раздевания, |
Наблюдение за трудом взрослых в семье. Цель: Формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов |
|
|
|
|||
|
складывания снятой одежды после прогулки, умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол. Воспитывать эстетичность и красоту. |
труда. |
|
Продуктивная деятельность
|
Конструирование: «Дом для большой семьи», «Домик для маленьких друзей», «Дом, в котором я живу» Рисование: «Дома разные бывают», «Красивые воздушные шары для мамы», Лепка: «Дом», «Любимой мамочке испеку я прянички», «Самолёты». Аппликация «Дом, в котором я живу», «Красивый цветок для мамы». Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в городе. |
|
|
Чтение художественной литературы
|
Сказки: К. Чуковский «Цыплёнок», «Волк и семеро козлят»,"Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» А.Маршак, стихотворения «Вот какая мама», «Посидим в тишине», Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.Капутикян, С.Баруздин «Мамина работа»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». Чтение потешки «Ладушки – ладушки» Стихотворения: «Что мы |
Заучивание дома стихов, чистоговорок по теме «Семья».
|
|
|
|
|||
|
Родиной зовем» В.Степанов, Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, Отгадывание загадок. |
|
|
Музыкальная деятельность
|
Пение колыбельных песен; «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. ритмические движения «Пляска с платочками»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, Прослушивание песен о Родном крае. |
|
|
Коммуникативн ая деятельность
|
Беседа «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «Папа и его увлечения», «У меня есть брат (сестра), «Дом, в котором я живу», «Что значит любить родителей?», «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика по теме «Семья». Пальчиковые игры «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Транспорт» |
Рассматривание семейного альбома. Консультация: «Моя семья –моя крепость».
|
|
Физическое развитие |
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель». Подвижная игра с речевым |
|
|
|
|
|||
|
сопровождением «Кто живет у нас в квартире?» |
|
|
|
Рассматривание фотографий с видами нашего города. |
Фотогазета «Мой любимый город»
|
03.03-06.03 Заключите льный этап |
Список литературы: 1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. 2. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г. 3. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г. 4. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 5. Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая группа) М., ЦГЛ, 2004. 6. Л.В. Логинова Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)
|
Приложение к проекту «Моя семья, мой дом, моя малая Родина».
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... (мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама, Кто же это? — Моя... (мама)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает, Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Ты трудилась, ты устала И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить Утром в окна не светить:
— Не вставай так рано, Не буди ты... (маму)
Кто же трудную работу Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... (бабушка) Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Стихи «Что мы Родиной зовем»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. В.Степанов
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края! П.Воронько Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах нравственно-патриотического воспитания?
Да.
Нет.
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
__________________________________________________________________ ___________________________
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
Да.
Нет.
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе.
В семье.
В детском саду.
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?
Да.
Нет.
Иногда.
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о городе Нижневартовске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да.
2.Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? Какие игрушки для него наиболее интересны?_____________________________________
_______________________________________________________
3.Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребёнка?
а) из игр детского сада
б) телевидения и компьютерных игр
в) другое
4.Чем преимущественно занимается Ваш ребёнок в свободное время? а) играет
б) ходит за вами следом
в) гуляет на улице
г) другое_______________________________________________
5.Какая любимая игра у Вашего ребёнка?______________________
_______________________________________________________
6.Сколько времени проводит Ваш ребёнок за компьютером и телевизором в день?______________________________________
7.Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?_________________________________________________
8.Играете ли вместе с ним?
а) да
б) нет
Благодарим за участие в анкетировании!
Консультация для родителей на тему:
«Моя семья – моя крепость»
Любовь – это встреча навсегда.
Мать – теплица любви.
Отец – открыватель возможностей.
Сердце матери – это бездна,
в глубине которой всегда найдётся прощение. О. Бальзак. Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Вывод один: счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён. Кого во все века считали и считают обиженным судьбой, самым обездоленным и достойным жалости? Сироту – человека по тем или иным причинам лишённого отца и матери. И нет напасти хуже, чем семейный разлад. На первое место выходит семья – самое главное понятие для маленького человека, несоизмеримое ни с чем. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему имея всё это, многие дети часто страдают? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ребёнку нужно, чтобы его любили, понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы рядом были отец и мать.
Старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей духовно-нравственных чувств. В данной ситуации семья – главный источник воспитания ребёнка. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, гуманность, регулирующие поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. А этим правилам научиться ребёнок может в семье, члены которой соблюдают эти правила. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде семьи.
Итак, семья.
Очертим функциональный образ семьи.
Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве родителями новой жизни, в продолжение рода.
Хозяйственная функция в общественном производстве жизненных средств, необходимых для нормальной жизни семьи.
Воспитательная функция. Семья выступает как активный фактор формирования личности, его духовно-нравственной стороны. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции и обычаи, атмосфера родного дома часто имеют решающее значение в воспитании детей.
Функция общения. Общение родителей и детей имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального, волевого, духовно-нравственного развития. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, сочувствие зависит от качества семейного общения. Дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками.
Функция досуга и отдыха. Для ребёнка семья является организатором его отдыха.
Она осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к традициям семьи, художественной деятельности, самообразованию, труду, здоровому образу жизни.
Функция творческого развития. Семья предоставляет пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей, так, как в семье ребёнок наиболее свободен, окружён любовью и поддержкой.
Ядром всех отношений, которые царят в семье, является функция любви. Любовью должна быть наполнена жизнь ребёнка с самого рождения. Любовь матери – счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Любовь предполагает принятие ребёнка таким, каков он есть, принятие всех его интересов, восприятие ребёнка всегда как части своего «я». Родитель должен «не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не комкать, а формировать, не диктовать, а учить, не требовать, а спрашивать». В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, его духовно-нравственное становление глубоко индивидуально и неповторимо. Оно закладывается в семье, основывается на достойном примере родителей. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого маленького человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни и в духовном, и в материальном мире. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет защиту и безопасность внутреннего, эмоционального, духовного мира ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственность и развить духовность, только любовь способна научить любить.
Наши нынешние семьи совсем крохотные по меркам древних. А вот навести в такой семье порядок, удержать от бед и невзгод мы порой не умеем. А в результате страдают дети. Современный мир очень сложен, насыщен информационно, технически, научно. Но о самом главном мы, порой, забываем. Семья – это крепость для детей, защита, помощь, опора. Очень важно, чтобы она стала для ребёнка не просто формальным понятием. Издавна церковь и родители прививали молодым людям самые чистые и глубокие чувства к семейным узам,
благословляли на брак духовно, с чистыми помыслами. Очень важно удержать эти понятия для молодых семей и прививать их нашим детям. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер.
Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит духовно-нравственное здоровье не только самого маленького человека, но и нации в целом.
Консультация для родителей:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.