Проект по рассказу " КУсака"
Оценка 4.9

Проект по рассказу " КУсака"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
3 кл—6 кл
18.05.2020
Проект по рассказу " КУсака"
К предыдущей презентации прилагается разработка урока на ту же тему.
Проект по рассказу.docx


Проект по рассказу « Кусака»

 

Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.
Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. В нашей стране сложившаяся ситуация усложняется переходным состоянием общества, что обуславливает затруднительное положение экономики, образования и других сфер жизнедеятельности.
Люди поставлены в экстремальные условия выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру. Статистика свидетельствует: за 5 лет 1795 женщин убили своих перворожденных детей; 6 тысяч матерей оставили детей в Домах Ребёнка. Деструктивность сознания подтверждают разрушенные детские площадки; испорченные, разбитые автобусные остановки; изуродованные подъезды, которые мы видим каждый день. Жёсткость условий толкает человека к осознанию одиночества и покинутости. Данные проблемы затрагивают не только людей взрослых (с устоявшейся точкой зрения), но и людей ещё маленьких, которым предстоит сделать выбор и научиться жить в обществе.
Дети и подростки ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мир, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.
Всё вышеописанное подводит общество к осознанию необходимости обращения к культурным ценностям, одной из которых является милосердие. Оно противопоставляется агрессии и равнодушию, потому что милосердие (по определению Румии Калининой) есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое (соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный и конкретно-практический).

Место урока в теме
Данная тема из раздела «Произведения писателей 20века» (по программе Коровиной В.Я.) составляет единое целое: их объединяет общечеловеческая значимость поставленных нравственных проблем, актуальных для подростка.
Цель урока: показать, что отношение к животным – один из критериев нравственности.
Цель будущих уроков: равнодушие, жестокость по отношению к окружающим – это прямой путь к бездуховности.
Тип урока: изучение нового материала и обобщение.
Структура урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, изучение нового материала и обобщение, подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
Содержание обучения. Работа над способностью учеников откликаться на вечные проблемы, поднятые автором: человек и его умение общаться с миром природы.
Работа над особенностями данного произведения: наблюдение над  языком, место и роль пейзажа в рассказе, композиция. Все это работает на идею произведения.
Урок нацелен на умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развиваются специальные навыки: умение находить в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять цитатный план, определять и формулировать тему и идею произведения.
Исходя из содержания, темы и типа урока используется общеклассная и индивидуальная форма деятельности.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный, проблемный.
ТДЦ:
•    Образовательные: активизировать знания, умения анализа вновь изучаемого произведения, повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя;
•    Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, уметь анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать;
•    Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, дети должны понять, что основой отношений людей в обществе должны быть доброта и любовь.

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де С. Экзюпери).
Леонид Андреев «Кусака»

Ход урока.

I Вопросы классу.
У кого из вас есть собака или кошка?  За что вы ее любите? Расскажите о ней. Смогли бы ее обидеть? Приходилось ли вам встречаться с обиженными животными в жизни?
Вспомним произведения русской и зарубежной литературы, героями которых является собака. К какому жанру они принадлежат? Что такое рассказ?
Во всех этих рассказах собака предстает как добрый верный друг, надежный защитник.
Дома вы узнали историю еще одной собаки, прочитав рассказ Л. Андреева «Кусака». Но прежде чем мы обратимся к ней, послушаем рассказ об авторе (после него нужно обратить внимание на то, что писатель испытывал ужас перед жизнью с ее уродствами и жестокостью).
Героями большинства рассказов Андреева являются  люди, а в рассказе «Кусака» - собака. Почему?  - для Андреева «все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними и теми же страданиями». Так ли это на самом деле? Мы должны увидеть эти страдания.

II Работа по тексту 
1гл.
Какая собака при первой встрече с ней читателя? - чтение начала рассказа. Почему так много слов с отрицательным значением? - нет дома, нет нужности кому-то, отсюда одиночество, страх и злоба. Как автор описывает ее отношение к людям в этот момент? - не доверяла, набрасывалась со злобой.  Почему? - обижали, эпизод с мужиком. Чем она живет теперь? - бескорыстно сторожит дом. Что при этом испытывает? - довольство и гордость собой, т.к. нашла свой дом, а, значит, обрела нужность.
Гл. 2 «наступила весна….»
Какие перемены принесла она в жизнь Кусаки? - выборочный пересказ.
Приехали на дачу люди. Писатель называет их добрыми. Правда, они вначале хотели застрелить собаку, но потом привыкли к ней, и она приобрела хозяев и имя. Зачитать «всею своею собачей душой…». Все это отразилось и на ее внешности. Если раньше Кусака была грязная и некрасивая, то сейчас как она выглядит? – зачитать. Изменилось ли отношение к людям сейчас? - перестала бояться. Но страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца. Как она выражает свою любовь? - пересказ, близкий к тексту. Почему же при гостях Кусака не играла и убегала? - для нее это не игра, а выражение своих чувств: любви, восторга, благодарности.
Гл.4. Но это чудо, счастье, в которое боялась поверить Кусака, продолжалось недолго (прочитать абзац «желтыми огнями загорелась осень»). Прочитать диалог Лели с мамой. Почему не берут в город собаку? Может быть, действительно негде держать? - дворняжку негде, а породистой место найдется. На протяжении всего разговора Леля готова была заплакать, но не заплакала. Почему? - не такие глубокие чувства к собаке. Вместо этой обещали другую, породистую. Кусака – игрушка, которую можно заменить другой, более красивой. Да и все отношения с Кусакой для «добрых» людей были игрой. Случилось то, чего так боялась собака. Вспомните «странную мольбу» в глазах, когда он ласкалась. Ее снова поманили, как тот мужик, приласкали и снова ударили. Кто ударил больнее: мужик или Леля? – Леля, т.к. ушибы и раны на теле можно зализать, да и получены они от незнакомых людей. А девочка – самый близкий ей человек, причинила душевную боль, а ее не залижешь. Как заканчивается рассказ? – прочитать эти строки. «Наступила ночь...». Почему выла собака? – раньше болело тело, а теперь душа. Опять одна! Все вернулось к прежнему. А есть ли надежда, что весной все снова повторится? – нет. Что вызывает ужас у Л. Андреева в истории Кусаки? – равнодушие взрослых порождает равнодушие, бессердечие детей.
Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности. Какими художественными средствами выражает автор свое отношение к поднятой проблеме? – индивидуальное сообщение по пейзажу и его роли в рассказе. Писатель останавливается не только на жестоком отношении людей к Кусаке. Есть в рассказе еще один пример душевной черствости (гл.4, эпизод с дурачком Илюшей). Что общего между Кусакой и Илюшей? А, может быть, эти люди не знают или забыли, что «все живое имеет одну и ту же душу…». А мы, как читатели, сможем ли остаться равнодушными? – нет, т.к. «все живое имеет одну и ту же душу…».

III Домашнее задание.
Еще раз проследить за событиями рассказа. Составить цитатный план, обратив особое внимание на те слова, в которых содержится главное в каждой главе.


 

Проект по рассказу « Кусака»

Проект по рассказу « Кусака»

Развиваются специальные навыки: умение находить в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять цитатный план, определять и формулировать тему и идею произведения

Развиваются специальные навыки: умение находить в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять цитатный план, определять и формулировать тему и идею произведения

Но страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца

Но страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020