Семей
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
Министерство образования и науки Республики Казахстан Восточно-Казахстанская область Коммунальное государственное учреждение «Экономический лицей»
Секция: русская литература
Автор
Гришина Дарья Денисовна,
лицеист 103 группы
КГУ «Экономический лицей»
г.Семей ВКО
Руководитель
Подольская Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей»
г.Семей ВКО
1
Содержание
| Введение | 3 |
Глава 1 | Не случайное-случайно, встреча Сони и Раскольникова | 4-5 |
Глава 2 | Путь к покаянию и воскрешению: | 6-12 |
- покаяние перед народом | ||
- внутреннее состояние | ||
- любовь и преданность Сони | ||
- отношение с каторжниками | ||
- муки совести | ||
- сон, как разоблачение теории | ||
- путь к Любви | ||
- путь к вере в Бога | ||
| Заключение | 13 |
Список литературы | 14 | |
Приложение | 15-26 |
2
Введение
Актуальность выбранной темы в том, что в любое время человек может оступиться, запутаться, как наш герой, Раскольников. Но Ф.М. Достоевский показал нам, что «раскол в душе» еще можно воскресить. Всегда есть надежда, всегда есть человек, ради которого стоит жить.
Цель: показать, в чем видит писатель источник воскрешения, какой путь воскрешения.Объект исследования: герои романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родион Раскольников и Соня Мармеладова.
Задачи: - изучить литературу по теме проекта; - дать характеристику героев: Раскольникова и Сони романа Ф.М. Достоевского; - составить цветограмму, график эмоций, ПОПС-формулу Родиона Раскольникова, подтверждающие изменение его душевного состояния на протяжении всего романа;- проанализировать и сделать вывод о влиянии Сони на Раскольникова и о его воскрешении. Методы исследования: изучение литературы, справочно-информационный; наблюдение; анализ, обобщение. Гипотеза: воскрешение человека в Раскольникове происходит через страдание наказание любовь осознание своей вины муки совести раскаяние искупление прощение и любовь к людям.
3
Глава I Не случайное - случайно, встреча и соединение Сони и Раскольникова
Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Судьба свела героев в такой момент жизни, когда они были необходимы друг другу. (Приложение № 1,3,4) Она тоже «переступила», она тоже преступница, но сделала это не ради себя, а ради близких ей людей. Чтобы накормить семью, детей Катерины Ивановны, она жертвует собой.
Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И Соня понимает, понимает не разумом, а сердцем. Вся ее жизнь показывает поверхность и неверность теории Раскольникова. Соня не «вошь» и не «тварь дрожащая». Поставленная в такие же, как и Раскольников, нечеловеческие условия жизни, еще более, чем он, униженная, Соня - другая. Ее тело греховно, но душа чиста. Путь Сони - это путь христианки, это путь к Христу как идеалу.
Как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению, к выходу. Соне глубоко чужды представления Раскольникова о безграничной и непоправимой бессмыслице всего существующего. Она верит в некий исконный, изначальный, глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия.
4
Сонечка переступила, но существует огромная разница между преступлениями Сони и Раскольникова. Раскольников был готов делать добро, но он допускал возможность совершать также и зло.(Приложение № 2) Сонечку же ведет ее самопожертвование, ее необыкновенная любовь и сострадание к близким. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Ведь это же Соня предлагает делать и Раскольникову, отвечая на его вопрос: «что делать?».
Писатель видит источник обновления мира не в борьбе и протесте, а в нравственном совершенствовании личности.
5
Путь покаяния у Раскольникова начался с признался в преступлении и перед народом: «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием...», но это не имело ничего общего с признанием своей вины перед Порфирием, перед государственным судом. Исповедь на площади должна была помирить Раскольникова с народом. Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию иронично. Это был всего лишь первый шаг к воскрешению, т.к. разум не соглашался раскаиваться в своём преступлении и признавать ошибочность его теории.
Внутреннее состояние (Приложение № 5,6) героя говорит лишь о его душевном «расколе». На каторге он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало. Изжить поработившую душу и сознание гордыню непросто. Ему было безразлично, что он ест, что
пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам
по несчастью, даже сторонился их. Целиком отдавая
себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не
видел в жизни никаких надежд и перспектив на
будущее. Поэтому к собственному положению
относился без эмоций, наблюдая за собой со
стороны, как за кем-то посторонним.
Глава II Путь к покаянию и воскрешению (Приложение № 11)
6
7
И только здесь, на каторге, приходит понимание, осознание в совершенном. Поэтому для него каторга становится началом его новой жизни и искупления греха.
Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.
Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный. Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца. Опровергается его теория о том, что великая цель, направленная на благое дело, может быть осуществлена недостойными средствами.
Как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя. Процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого.
Отношения с каторжниками у Раскольникова не складывались, хотя он был одним из них, но они не считают его за «своего». Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником: "Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины были на самом деле так глубоки и сильны... Его же самого не любили и избегали все.
8
Любовь и преданность Сони. Она не покидала его, поехала за ним в Сибирь, поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова. Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми. Но она понимала и помогала ему: непрерывными мыслями о нем, молитвами, незаметной заботой, робким пожатием руки, тем, что терпеливо сносила его «презрительное и грубое обращение», своим постоянным присутствием рядом с ним.
Его даже стали под конец ненавидеть... Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее". "Ты барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело".
Раскольников
Соня
Соню же заключённые любили. И Раскольников задавался вопросом, почему каторжане, которые его самого не любили, презирали, «почему все они так полюбили Соню?» И здесь происходит переломный период у Раскольникова: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага народа - его теория рушится. Соня в каторжниках не видела изгоев общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека - Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком. Она писала им письма, передавала вещи, родственники, жёны арестантов знали её, ходили к ней; каторжники, завидев её, все снимали шапки, кланялись: «Матушка ты наша, София Семеновна, мать ты наша…» Душа Сони открыта и отзывчива к чужому горю. Её простота,
скромность, желание делать добро людям, которых Бог посылает ей на пути,
притягивает к ней этих грубых людей. От искренней самоотверженной Сони
исходит тихий свет, который «и светит, и лечит, и согревает…»
9
Муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик. Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. (Приложение № 8) Преступление - это не самое страшное. Самое страшное - наказание. А точнее - самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести.
Сон (в эпилоге, последний) - колоссальное пророческое видение. В видении Раскольникову открывается сущность его духовной болезни и то, что немочь эта общечеловеческая. Он
ощутил свое душевное помутнение как часть духовного заражения
общества. «…Целые селения, целые города и народы заражались и
сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий
думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на
других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как
судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали,
кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то
бессмысленной злобе…
10
Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек; это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.» Это катастрофический переход из одного мира в другой, сопровождающийся разрушением старого и становлением нового сознания. Идеологическая болезнь выходит, возвращается духовное здоровье. Идея покидает его ум после видения, где она показана в полном развитии своей разрушительной силы — в виде мировой язвы, уничтожающей чуть ли не все человечество.
Путь к Любви. И как спасение от этих страшных грез – желание Раскольникова видеть Соню, которую он замучил своим равнодушием и высокомерием. И первым живым чувством, воскресившим его, была любовь к Соне. До сих пор на протяжении всего романа он только пользовался ее любовью как единственной нитью, связывающей его с людьми, но отвечал ей одной холодностью, жестоко мучая и безжалостно перекладывая часть своей тоски на ее хрупкие плечи. Теперь же, по выздоровлении от болезни его безотчетно потянуло к ней и “бросило к ее ногам”. Это уже не демонстративный жест, подобно поцелую ноги при первом свидании, но символический знак смирения в любви “гордого человека”. Теперь “сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого”.
11
Робкая, кроткая Соня учит понимать важные вечные истины: любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию.
Путь к вере в Бога. Верить или не верить в Бога – это вопрос совести. Путь к вере у каждого человека свой, и он должен пройти его сам. Раскольников прошел его благодаря Сони. Христианская мораль Сони заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня.» В итоге он взял в руки «Евангелие» и это говорит о многом.
12
Заключение
К полному «жизненному знанию», к истине Раскольников идет через страдание. Он страдает от социального зла, бросается к ложному выходу из него, обрекает себя на муки нравственного отчуждения и, наконец, через болезненную ломку ложных убеждений постепенно обретает общность с людьми. И только благодаря Сони, ее вере в Бога, христианской морали, любви, доброте, душевной невинности и чистоте, смиренности к людям, Раскольникова по‑другому посмотрел на людей, увидел, что его теория расходится с жизнью. Это и заставляет его сделать первый шаг к раскаянию - признаться в своем преступлении. Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Безусловно, он убийца, он совершил преступление, но он осознал свое деяние и понес за него наказание и понял, что ни один злой поступок не может быть совершён во имя добра. Он смыл грязь со своей души, искренне раскаиваясь в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей.
Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере и любви, без которой не может жить человек. (Приложение № 9, 10)
И мы видим, как в конце романа происходит объяснение героев, все проникнуто взволнованной нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. В ясный и тёплый день, Соня в старом зелёном платке (символ обновления), похудевшая, побледневшая после болезни Рскольникова, который наконец-то понял, «что Соня теперь с ним навеки», «он плакал и обнимал ее колени», «их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
(Приложение № 7).
Любовь к ближнему – единственный выход из
безвыходных страданий.
13
Список используемой литературы:
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание; Интернет Библиотека Алексея Комарова: https://ilibrary.ru/author/dostoevski/index.html
Характеристика Родиона Раскольникова, образ, описание внешности и характера: https://www.literaturus.ru/2020/07/harakteristika-rodion-raskolnikov-obraz-opisanie-vneshnost-harakter.html?m=1
Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние: https://www.literaturus.ru/2020/07/dushevnoe-sostojanie-raskolnikova-posle-prestuplenija.html?m=1
Родион Раскольников, цитаты из романа:https://ggn64.ru/tsitaty/rodion-raskol-nikov-citaty-iz-romana.html
«Воскрешение» Раскольникова через любовь (Достоевский Ф. М.): https://kritika24-ru.turbopages.org/kritika24.ru/s/page.php?pcgi=id%3D75082
"Воскрешение души Родиона Раскольникова" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"): https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/510785
Презентация на тему Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?: https://theslide.ru/literatura/kakuyu-rol-sygrala-sonya-marmeladova-v
Раскольников и Соня Мармеладова. О самопожертвовании и воскрешении в романе «Преступление и наказание»: https://www.livelib.ru/readers-blog/post/28953-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-o-samopozhertvovanii-i-voskreshenii-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
Воскрешение Лазаря.: http://www.li.ru/interface/pda/?jid=4059776&pid=159175342&redirected=1&page=0&backurl=/users/_domain_/post159175342/
Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»:https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2437-sonya_ma
«Трагедия героя и пути спасения в романе «Преступление и наказание»: https://ref31.ru/russkaya-literatura/voskreshenie-cheloveka-cherez-lyubov.html
Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) :https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/ih-voskresila-lyubov-prestuplenie-i-nakazanie.html
14
Приложение
1. Значение имён и фамилий в романе. 16 2. Нравственные качества присущие героям. 173. Сравнительная характеристика Раскольникова и Сони. 18 4. Они преступники, но разные. 19
5. График эмоций главного героя. 206. Цветограмма внутреннего состояния Родиона Раскольникова. 21
7. Коллаж из фото Раскольникова и Сони, с цитатами. 22
8. ПОПС-формула, воскрешение Раскольникова. 23 9. Диамонд, Раскольников; Диаманта, Соня. 2410. Хокку, Синквейн (Раскольников, Соня). 25
11. Вопросы по таксономии Блума. 26
15
слайд
Значение имён и фамилий в романе
Соня Мармеладова
Родион Романович Раскольников
Родион
Соня
Романович
«раскол» -
старообрядчество, со словом «раскольник»; религиозно-общественное движение в России, направленное против официальной церкви; отвергая основные течения и его принципы
раскол-раздвоение
= означает раскол в душе, раздвоение сознания, поведения героя
раскол, раскольничество как символы фанатизма, одержимости, упрямства, отвергает принятые в обществе законы нравственности и морали, оправдывая свои поступки великими целями.
можно связывать с «идеей родины, матери-земли», которая его породила и которую он «раскалывает»
раскол родины Романовых
библейское происхождение: Софья – мать трех дочерей (Веры, Надежды и Любови), пострадавших за веру в Христа.
С гр. языка означает «мудрость», «разумность», «наука»; мудрость Софии-
за «сладкой» фамилией скрывается несчастная жизнь неправильно устроенного общества
Мармеладова
Раскольников
социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми
великодушный человек с большим сердцем
«смиренномудрие»
16
Нравственные качества присущие героям
чистота и красота души
гуманность
вера
истина
милосердие
добро
человечность
божеское
не гордость
смиренность
жестокость
безверие
ложь, зло
равнодушие
бессердечие
дьявольское
гордость
самолюбие
высокомерность
угрюмость
необщительность
мрачность
вспыльчивость
мнительность
тщеславность
заносчивость
смелость
циничность
добро
отзывчивость
великодушие
благородство
щедрость
честность
искренность
убила себя
убил других физически и себя морально
« Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»
Ф.М. Достоевский
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.»
Ф.М. Достоевский
17
РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ |
| СОНЯ МАРМЕЛАДОВА | ||
Образован, хорошо говорит, одаренный, наделенный острым умом | образование | Полуграмотная, плохо говорит, читает только Евангелие | ||
Верит в «теорию» | вера | верит в Бога | ||
бунтарь |
| смиренная | ||
«-» | «+» | «+» | «-» | |
23 года: "...к тому же и двадцать три года сказались." | возраст | около 18 лет: "...лет восемнадцати..." | ||
бедный молодой человек: «Был он очень беден...» (нищий) | материальное положение | бедная девушка, дочь мелкого чиновника (нищая): "...бедная, но честная девица..." "...просто-запросто о голодной смерти дело идет..." | ||
Раскольников умеет постоять за себя и требует к себе уважения: «...а я студент и кричать на себя не позволю» | умение постоять за себя | Соня - безответная девушка. Ее можно обидеть почти безнаказанно: «...обидеть ее всякий мог почти безнаказанно...» | ||
нравственный и уголовный законы общества, ради абстрактного человечества, чтобы проверить правильность своей теории, приносит в жертву других - «убив их» | преступили | нравственный закон общества, ради близких людей, приносит себя в жертву - «убив себя» | ||
Воскрешает их двоих любовь! Их спасает вера, сострадание и любовь! |
Сравнительная характеристика Р.Раскольникова и С. Мармеладовай
преступники,
грешники
18
Цветограмма внутреннего состояния Родиона Раскольникова
Весь фон и сам Раскольников в черно- сером цвете (безысходность, депрессия, болезнь, грусть), местами проблёскивают пятна коричневого (отчаяние), белого (искренность) его очень мало, красного (агрессия) цветов: это его внутренне состояние, которое он испытывал, что до совершения преступления(подавленное состояние, апатия, хандра), что после (чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Его душа, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглощают все его силы.) "А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…" (часть 4 глава II); "Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал..." (часть 6 глава VII) Красный топор (злость, агрессия)- это преступление, которое совершил герой и вера в свою теорию, раскол в душе, раздвоение сознания; злость и агрессия на все окружение, на несправедливое мироустройство, условия жизни, нищету. Но он не совсем потерян, его мучает совесть (это белый воротничок чуть-чуть выглядывающий из пальто- надежда), а значит есть шанс на спасение и исцеление души. Его оранжевая (сильная радость) шляпа говорит о его душевном воскрешении, первым живым чувством, воскресившим его, была любовь к Соне.. Желтые лучи -свет, тепло, надежда в светлое будущее с любимой женщиной- Соней, которая его ждет, любит и молится. Белое (чистота, искренность) сердце и божественный крест- это то, что его спасло=любовь и вера. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»
21
«Уничтожьте любовь- и наша земля превратится в могилу».
Роберт Браунинг
«Только любовь спасет наш мир и нашу цивилизацию, любовь даже к врагу».
Мартин Лютер Кинг
«Великая цель всякого
человеческого существа-
осознать любовь. Любовь-
не в другом, а в нас самих, и
мы сами ее в себе пробуждаем. А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашим чувством.» Пауло Коэльо
«Любовью все покупается, все спасается…Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь.»
Ф.М. Достоевский
22
ПОПС-формула, воскрешение Раскольникова в романе М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
П - позиция: Я считаю, что воскрешение человека в Раскольникове произошло через любовь!
О – обоснование: Потому что, «жизнь сердца- это любовь, а его смерть- это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце, цель нашего существования», Иоанн Кронштадский. После убийства Раскольников духовно умер, его мучает совесть, он терзается в нравственных страданиях и муках, борется с самим собой. И только Соня Мармеладова помогает избавиться ему от его внутренних проблем. Они являются спасением друг для друга, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Родион выбирает ее, потому что она является грешницей, как и он сам. Добрая натура Сони помогает очиститься Раскольникову от зла, которое выразилось в его теории и стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей. Её любовь и преданность сумели растопить застывшее сердце Раскольникова и снова пробудить в нём добрые стороны его души. Молодой человек начинает переоценивать свои ценности, новый взгляд на жизнь также влияет на его чувства к девушке.
П - пример: Порфирий Петрович советовал Раскольникову: »Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, т.е. не только светить, но и греть...». Но не Раскольников, а Соня становится тем солнцем и тем теплым светом. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»
С - следствие: Исходя из этого я делаю вывод о том, что Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей, как говорится в одной из заповедей Христа: «Возлюби ближнего своего». Любовь открывает перед героем обновленное будущее, он словно перерождается и переходит из одного мира в другой.
23
ДАЙМОНД
Раскольников
бедный, благородный
помогает, раскаивается, любит,
воскрешенный любовью, заблудший ум
убивает, страдает, болеет
гордый, безразличный
демон-деспот-дьявол
ДИАМАНТА
Соня
ангел
самоотверженная, смиренная
помогающая, любящая, верующая
широкая душа (доброта, святость), «непристойная работа»(позор и низость)
продает, жертвует, страдает
грешная (порочная, бесчестная), униженная
«блудница»
«Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.»
Ф.М. Достоевский
24
ХОККУ
Раскольников- спасатель иль Наполеон?
Убив старушек и СЕБЯ в придачу.
Теория пошла вся под откос, а
исцеление души-благодаря любви!
***
Соня- ангел с чистою душой,
Спасая, жертвует собой.
Путь вне куда, спасен –Любовью,
Источник жизни для сердец обоих.
***
Раскольников- топор, а Соня –крест.
Она –блудница, он – убийца.
В «теорию» он верит, она нет (в Бога).
Но воскресила их двоих -Любовь!
СИНКВЕЙН
Раскольников
Гордый, замкнутый
Убил, страдает, признается
Тварь ли я дрожащая, или права имею.
«Воскрешенный».
***
Соня
Набожная, смиренная
Жертвует, любит, верует
Приносит себя в жертву.
Мученица.
25
по роману
М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
вопросы по таксономии Блума
Кто: Раскольников: человек, совершивший преступление или искупающий свою вину через наказание? Что явилось причиной преступления? Кто Раскольников « вошь .., как все, или человек»? Как понять теорию Раскольникова? Что помогло Раскольникову вера в Бога или Любовь Сони?
Правильно ли я поняла, что
Соня, как никто другой понимает, что происходит с Раскольниковым?
Правильно ли я поняла, что благородная цель не оправдала преступление? Правильно ли я поняла, что любовь воскресила их двоих (и Соню и Родиона) ?
Почему Раскольников
признался в преступлении Соне?
Почему считая себя «сильным»- имеющим право совершить любое злодеяние для высших дел и целей, Раскольников испытывал душевные муки? Почему Раскольников, совершивший преступление, увидел в Соне «родственную душу?
Что было бы, если
Раскольников не признался?
Что было бы, если Раскольников не встретил Соню? Что было бы, если Соня не поехала за ним на каторгу?
Что было бы, если Раскольников не убил?
Как Вы относитесь к тому, что Раскольников берет в руги Евангелие? Согласны ли Вы с тем, что нельзя прийти к счастью , преступив законы нравственности? Согласны ли Вы, что роман «Преступление и наказание» является уроком совести во все времена? Согласны ли Вы, что финальные строки романа наполнены чувствами: любви, надежды и обновления?
Как герой относится к вере в Бога?
Как Вы считаете, теория «малое зло ради большого добра» работает? Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне? Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как относятся там к Раскольникову и к Соне?
«Человек есть тайна…
Ее надо разгадать .»
Ф.М. Достоевский
«Обрести Христа – значит обрести собственную душу.»
Ф. М. Достоевский
26
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.