Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город – Нижний Новгород»
Воспитатель: Курочкина Т. В.
Нижний Новгород
2022г.
Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город – Нижний Новгород»». Средняя группа
Нижний
Новгород любимый
До чего же ты красивый!
С древнейшей историей,
С богатейшей территорией.
Город славный, златоглавый
Город сильный, величавый!
Там, где две реки встречаются,
Твоя история начинается.
Как давно уж прошли эти дни
Когда Великий князь огни
Зажег на крепости опорной,
Разросся град с тех пор, бесспорно!
Вид
проекта: информационно-творческий.
Срок
реализации: 1месяц
Проблема
Проведенный
среди детей и родителей воспитанников средней группы опрос показывает, что у
большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе,
в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией,
родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за
высокой занятости; некоторые родители затрудняются в знании истории города.
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания
в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и
возрастные группы граждан России. К сожалению, приходится констатировать, что в
современном обществе материальные ценности стали всё больше доминировать над
духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии,
великодушии, справедливости. Родители смещают акценты в сторону интеллектуализации,
когда природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст
наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной
сфер.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным
городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с
людьми, которые прославили наш город.
Цель
проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,
воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений о культурном
облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его
достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и
активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих
земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;
-
Заинтересовать родителей и привлечь их к реализации проекта.
Участники
проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели,
родители.
Прогнозируемый
результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей
о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в
учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое
сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую,
родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры
города Нижний Новгород, поможет сформировать заботливое отношение к родному
городу.
Следовательно, данный проект способствует
формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное
значение.
Реализация
проекта
Реализация
проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
· Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях;
· Диагностирование детей, с целью выявить уровень осведомлённости детей среднего дошкольного возраста о родном городе;
· Анализ программы детского сада и включение в содержание перспективного планирования мероприятий по ознакомлению с родным городом.
· Проектирование развивающей среды группы: оформление уголка «Край родной», «Уголка семьи», мини-музея группы.
II
этап - основной,
включает в себя:
• Занятия с детьми в соответствии с
перспективным планом.
• Совместные мероприятия с семьями
воспитанников.
• Пополнение развивающей среды.
• Выставки детских работ, семейных коллекций,
коллекций сотрудников.
Перспективный
план работы по ознакомлению с родным городом детей.
Период |
Содержание |
Работа с родителями |
18 октября |
1. Целевая прогулка
по близлежащим улицам. Цель: Закрепить названия близлежащих улиц, объектов
культурного и социального назначения, располагающихся на них. |
Анкетирование
родителей. Привлечь родителей к прогулке по городу. |
20 октября |
1.
Составление рассказов «Дом, в котором я живу» 2.
Место работы родителей |
Организовать конкурс для детей и родителей «Дары земли Нижегородской» (Поделки из природного материала). |
8 ноября |
1. НОД
«Мой город – Нижний Новгород»» 2.
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов |
Привлечь родителей к оформлению мини-музея группы, пополнения его семейными фотографиями. Рекомендации родителям по домашнему чтению. |
10 ноября |
1.
Рассказы о достопримечательностях |
Планирование совместно с родителями маршрутов выходного дня к историческим местам города. |
12 ноября |
1.
Оформление газеты «Шагая по улицам города» |
Привлечь родителей к оформлению газеты «Шагая по улицам города». |
15 ноября |
1.
Беседа «Чем помочь родному городу?» |
Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки, подкармливайте зимующих птиц). |
16 ноября |
1. Фотовыставка
«Природа родного края». |
Привлечь родителей к оформлению фотовыставки в мини-музее «Природа родного края». |
17 ноября |
НОД
«Что мы знаем о родном городе» |
Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на воспитание нравственных качеств детей.
|
18 ноября |
1.
Боевая слава города. Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород в ходе реализации проекта. |
Оформление совместно с
родителями стенгазеты «Боевая слава города».
Повторное анкетирование родителей. |
III
этап: заключительный.
-Награждение победителей конкурсов и родителей
благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной
деятельности.
-Обобщение опыта на педсовете.
Литература
1. Н. Г. Комратова, Л, Ф, Грибова «Моя малая родина» - Нижний Новгород 2005 г.
2. «Мир на моей ладошке» под общей редакцией Т, А, Серебряковой, А. В. Удовика - Нижний Новгород 2013 г.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.
4. Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу» – Нижний Новгород 1998 г.
5. Т. А. Серебрякова «Край родной» – Нижний Новгород 2004 г.
6. Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Музей в детском саду» – Москва 2011 г.
7. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» – Москва «Просвещение» 1984 г.
8. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край» – Москва «Просвещение» 1990 Г.
9. Т. П. Виноградова, И. Г. Дементьева, Т. В. Кучерова, О. И. Наумова «Нижний Новгород 790 вопросов и ответов» - Нижний Новгород «Кварц» 2011 г.
Консультация для родителей «Мой любимый город Нижний Новгород»
Патриотизм – это сложное чувство, которое формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в частности – чувства патриотизма.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что это все Родина.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит пред собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе. И хотя не все впечатления еще осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Поэтому мы должны показать ребенку, что его родной город славен своей историей и традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
· Формирование бережного отношения ко всему живому;
· Воспитание уважения к труду;
· Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
· Формирование элементарных знаний о правах человека;
· Расширение представлений о России;
· Знакомство детей с символами государства – гербом, гимном, флагом;
· Развития чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
· Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
· Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности - в играх, в труде, в быту и т.д., так как все это воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь (в детском саду и дома), его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу «от близкого к далекому», от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным городом следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой находится детский сад, и улицы на которой живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.)
Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; основные достопримечательности.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что страну нашу населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.
Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме усваиваются достаточно сложные понятия, закрепляются навыки и умения. Хочу предложить вашему вниманию игры, в которые мы играем с детьми в детском саду, а вы сможете поиграть с вашим ребенком дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.