Проект "Приемы формирования УУД у учащихся моалших классов"
Оценка 5

Проект "Приемы формирования УУД у учащихся моалших классов"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
07.03.2024
Проект "Приемы формирования УУД у учащихся моалших классов"
В работе приведены приемы, способствующие формированию УУД у учащихся 1-4 классов
Проект Формирование УУД.docx

Луценко М.Е.

МОУ СОШ 20 ,г.Тверь

« Приемы формирования у младших школьников

познавательных универсальных учебных действий »

Основная задача учителя начальных классов создать такие условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной, а так же сформировать положительное, радостное, восторженное отношение ребёнка к самым первым шагам по долгой лестнице образовательной программы. В этом смысле уроки следует строить, прежде всего, исходя из постоянного вовлечения ученика в суть изучаемых предметов, правил и производимых действий. Именно от того, насколько глубоко и эмоционально будет воспринимать ребёнок предметные знания, будет зависеть его желание полноценно изучать содержание учебных предметов.

Познавательные универсальные учебные действия младших школьников в процессе изучения учебных предметов можно рассмотреть, как систему познавательных действий младших школьников, которая формируется в процессе плодотворного сотрудничества учащихся и учителя, направленного на самостоятельный процесс освоения учебных предметов, являющаяся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника, как в учебной, так и во внеурочной деятельности с целью обучения приемам самостоятельного добывания и применения знаний, саморазвития и самовоспитания младшего школьника. Для меня, как начинающего специалиста, важно определить, каким образом мне необходимо построить систему моей работы и организацию учебной деятельности детей для усвоения необходимых программных результатов  в условиях внедрения ФГОС НОО, какие познавательные УУД мне необходимо будет формировать у детей, какие методы для этого использовать.

 

 

 

В рамках данной исследовательской работы, определить, какие познавательные УУД необходимо сформировать у детей на конец начального общего образования в условиях ФГОС, привести примеры заданий для формирования познавательных УУД на разных учебных предметах.

Практическая часть.

Универсальные учебные действия (УУД) — это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. В отличие от знаниевой парадигмы, которая предполагающей механическое запоминание и заучивание учебного материала, без особого участия самого ученика как личности, взаимодействие ученик — учитель непосредственно влияет на развитие мотивации учащихся и на формирование учебных действий, непосредственно связанных с различными аспектами личности ученика. Иными словами, знания у него остаются не только на уровне запоминания и последующего воспроизведения — ребёнок как бы «пропускает» информацию через себя, что способствует как развитию личности, так и большей эффективности процесса обучения.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.

Познавательные универсальные учебные действия – действия, которые включают общеучебные, логические, знаково-символические учебные действия. В целом, это действия направленные на познавательное развитие ребенка, т.е. формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной  и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;  развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение структурировать знания;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 Универсальные логические действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К концу 1 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:

1.     Общеучебные УД – ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

2.     Логические УД – сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

3.     Постановка и решения проблем – ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

   К концу 2 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:

1.     Общеучебные УД – ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях.

2.     Логические УД – сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

3.     Постановка и решения проблем – определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.  Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

   К концу 3 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:

1.     Общеучебные УД – самостоятельно предполагать, информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

2.     Логические УД – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

3.     Постановка и решения проблем – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)  для решения проблем, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

К концу 4 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:

1.     Общеучебные УД – самостоятельно предполагать информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста.  Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

2.     Логические УД – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3.     Постановка и решения проблем – самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Наиболее подробно рассмотреть какие познавательные учебные действия и в каком классе формируются, с помощью чего можно диагностировать уровень  сформированности познавательных учебных действий, можно в Приложении 1. Информация представлена в виде таблицы «Технологическая карта формирования познавательных УУД».

Рассмотрим типовые задачи по формированию познавательных УУД. Познавательные УУД обеспечивают ребёнку успешность обучения в школе. Их применение позволяет учителю формировать у ребёнка общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества происходит более результативно формирование таких действий, как:

·        Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

·        Узнавание, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности в соответствии с содержанием: Рассмотри рисунки. Назови каждый предмет.

В этой работе важны задачи на:

·        Организацию взаимной проверки: Сравни свой рассказ с рассказом одноклассников. Чей рассказ тебе показался наиболее интересным?

·        Умение устанавливать причинно-следственную связь событий и действий героев произведения: Выскажи предположение, чем могла бы закончиться эта история. Предположи, из-за чего могла произойти эта ссора. Назови как можно больше причин ссоры. Догадайся, о чём беседуют дети.

Таблица 2

Примеры типовых задач на формирование познавательных УУД для детей 1 класса на уроках литературного чтения и математики

Познавательные УУД

Примеры типовых задач

Вид задачи

Передача информации графическим способом
(информационные)

1.     Нарисуй Кляксича

2.     Нарисуй три корзины.

Задача с ответом в виде рисунка

Установление причинно-следственных связей (логические)

1. Предположи. Из-за чего могла произойти эта ссора? Назови как можно больше причин.

к

 
2. Раскрась рисунок. Про какие фигуры можно сказать, что их больше всего? Про какие фигуры можно сказать, что их столько же?

 

 

 

 

 


Задача со свободным полным ответом

Интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу) (информационные)

1.     Запиши, каким должен быть друг

Друг

 

2.     Рассмотри рисунки и схемы. Заполни записи.

Задача с записью краткого ответа в виде слова на отведенном месте

 

Задача с записью краткого ответа в виде выражения  на отведенном месте

Узнавание, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов (общеучебные)

1.     Напиши. О ком так говорят?

 

 

 

2.     Начерти из трёх звеньев ломаную с тремя вершинами. Какая фигура получилась?

Задача со свободным кратким ответом, с записью краткого ответа в виде слова на отведённом месте

Чертёж ломаной с заданными параметрами, с кратким ответом в виде слова

Устанавливать аналогии (логические)

1.Соедини стрелками букву с тем действием, которое она может выполнять. Соедини стрелками героя и качество, по которым этот герой обладает

2. Выбери для каждого рисунка подходящую запись

Задача на установление взаимосвязей частей текста с помощью стрелок

 

 

 

Задача на установление взаимосвязей рисунка и записи с помощью стрелок

Использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач (знако-символические)

1.Запиши, как менялось настроение девочки. Используй схему.

 Девочка − → −→

2.Опиши по-разному ситуацию, изображенную на рисунке, используя слова «больше», «меньше», столько же». Составь соответствующие математические записи, используя знаки « <», «>» и «=».

Задача на установление взаимосвязей частей текста с помощью стрелок

 

Задание предусматривает перевод словесного текста на язык математических записей, развивает логическое мышление, учит анализу ситуации

 

В самом начале обучения важно научить детей сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу – формировать логические познавательные УУД. Проследим, каким образом можно продолжать формировать умение устанавливать аналогии. Для этого на уроках литературного чтения и математики будем использовать задание на развитие этого действия. Рассмотрим, какие задания можно использовать при изучении раздела «Числа от 1 до 10. Нумерация» на уроках математики.

П/п

Название темы

Пример задания

Анализ задания

1

Понятия «много», «один». Число и цифра 1

Раскрась рисунок. Про какие фигуры можно сказать «один», «одна»? как отобрать фигуры, чтобы фигур каждого цвета и каждой формы было по одной?

Задание направлено на формирование навыка правильного употребления числительных и их согласования с существительным, а так же на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами.

Отвечая на первый вопрос задания, дети должны увидеть: 1 красный треугольник, 1 синий круг, 1 зелёный круг, 1 квадрат, 1 фигуру зеленого цвета.

При ответе на второй вопрос задания, дети выдвигают версии и проверяют их (на наборном полотне представлены соответствующие фигуры).

2

Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.

1.В каком порядке нужно расположить картинки, чтобы они соответствовали записям?

2.что и в каком количестве можно купить на эти деньги?

Задание направлено на формирование умения соотносить рисунок с математической записью. Способствует развитию логического мышления.

 

 

Задание носит творческий характер, так как допускает различные варианты решения. Задание содержит элемент игры. При его выполнении происходит активизация познавательной деятельности детей.

3

 Число и цифра 3. Письмо цифры 3

Расскажи, что нарисовано. Соотнеси картинку с числом.

Выполняя задание, дети закрепляют умение устанавливать соответствие между мощностью предметного множества, изображенного на рисунке, и числом натурального ряда.

4

Число и цифра 4. Письмо цифры 4

Выбери для каждого рисунка подходящую запись

Задание направлено на формирование умения соотносить рисунок с математической записью. Способствует развитию логического мышления.

 

5

Понятие «длиннее»,  «короче»

Самые длинные реки на Земле – это Амазонка, Миссисипи и Нил. Нил длиннее Амазонки, а Миссисипи короче Амазонки. Какая река длиннее: Нил или Миссисипи? Какая река самая длинная на Земле? Какой отрезок какой реке соответствует?

Направлено на развитие логического мышления, на формирование представления о таком свойстве отношения «длиннее», соотнесение по аналогии

 

  Рассмотрим, какие задания можно использовать на уроках литературного чтения.

п/п

Тема урока

Пример задания

Анализ задания

1

Аля, Кляксич и буква «А»

Какой ты представляешь букву «А»? Какой у нее характер? Соедини стрелкой буквы по характеру похожие на букву «А»

Задача на установление похожих по характеру букв с помощью стрелок

2

Почему «А» поётся, а «Б» нет Ф. Кривин

Соедини стрелками букву с тем действием, которое она может выполнять.

 Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами.

3

Про медведя Г. Сапгир

Что умел делать медведь? Выбери и подчеркни нужные слова.

Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами.

4

Помощник М. С. Пляцковский

Обсудите с товарищами, какая из пословиц подходит к этому рассказу. Подчеркни.

Каким должен быть друг? Выбери нужные слова.

Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами.

5

Самое страшное

Каким словом можно назвать поведение Вовы? Подчеркни.

Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами.

 

  Формировать данный вид  действий очень важно с первых учебных дней, поэтому одна из рекомендаций использовать предложенные виды заданий на уроках, начиная с первого класса, усложняя уровень выполняемых заданий. Разрабатывать систему заданий по каждому предмету с учетом особенностей предмета, используя различные варианты заданий.

Формируя логические познавательные УУД, у детей формируются не только предметные, но и метапредметные учебные действия, такие как: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие,  группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Сформированность этих действий в первом классе дает хорошую платформу для формирования более сложных УУД в последующих классах.

      В данной работе были подобраны и рассмотрены типовые задания по формированию логических познавательных УУД. Наиболее подробно были рассмотрены и подобраны задания по математике и литературному чтению для первого класса по УМК «Школа России». Задания подбирались не только из учебников, но и дополнительной методической литературы. При подборе заданий учитывалось вариативность решения заданий, возрастные особенности детей, программные требования в соответствии с ФГОС.

    Работа по формированию умения устанавливать аналогии должна проводиться по возможности на каждом уроке. При выполнении таких заданий у детей развиваются логическое мышление, ребёнок учится анализировать, выделять по заданному признаку.



 

Луценко М.Е. МОУ СОШ 20 ,г

Луценко М.Е. МОУ СОШ 20 ,г

В рамках данной исследовательской работы, определить, какие познавательные

В рамках данной исследовательской работы, определить, какие познавательные

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

Универсальные логические действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,…

Универсальные логические действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,…

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть

Умение устанавливать причинно-следственную связь событий и действий героев произведения:

Умение устанавливать причинно-следственную связь событий и действий героев произведения:

Запиши, каким должен быть друг

Запиши, каким должен быть друг

Составь соответствующие математические записи, используя знаки « <», « >» и « =»

Составь соответствующие математические записи, используя знаки « <», « >» и « =»

Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.1.В каком порядке нужно расположить картинки, чтобы они соответствовали записям? 2

Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.1.В каком порядке нужно расположить картинки, чтобы они соответствовали записям? 2

Амазонки, а Миссисипи короче Амазонки

Амазонки, а Миссисипи короче Амазонки

Про медведя Г. Сапгир

Про медведя Г. Сапгир

В данной работе были подобраны и рассмотрены типовые задания по формированию логических познавательных

В данной работе были подобраны и рассмотрены типовые задания по формированию логических познавательных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2024