Луценко М.Е.
МОУ СОШ 20 ,г.Тверь
« Приемы формирования у младших школьников
познавательных универсальных учебных действий »
Основная задача учителя начальных классов создать такие условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной, а так же сформировать положительное, радостное, восторженное отношение ребёнка к самым первым шагам по долгой лестнице образовательной программы. В этом смысле уроки следует строить, прежде всего, исходя из постоянного вовлечения ученика в суть изучаемых предметов, правил и производимых действий. Именно от того, насколько глубоко и эмоционально будет воспринимать ребёнок предметные знания, будет зависеть его желание полноценно изучать содержание учебных предметов.
Познавательные универсальные учебные действия младших школьников в процессе изучения учебных предметов можно рассмотреть, как систему познавательных действий младших школьников, которая формируется в процессе плодотворного сотрудничества учащихся и учителя, направленного на самостоятельный процесс освоения учебных предметов, являющаяся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника, как в учебной, так и во внеурочной деятельности с целью обучения приемам самостоятельного добывания и применения знаний, саморазвития и самовоспитания младшего школьника. Для меня, как начинающего специалиста, важно определить, каким образом мне необходимо построить систему моей работы и организацию учебной деятельности детей для усвоения необходимых программных результатов в условиях внедрения ФГОС НОО, какие познавательные УУД мне необходимо будет формировать у детей, какие методы для этого использовать.
В рамках данной исследовательской работы, определить, какие познавательные УУД необходимо сформировать у детей на конец начального общего образования в условиях ФГОС, привести примеры заданий для формирования познавательных УУД на разных учебных предметах.
Практическая часть.
Универсальные учебные действия (УУД) — это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. В отличие от знаниевой парадигмы, которая предполагающей механическое запоминание и заучивание учебного материала, без особого участия самого ученика как личности, взаимодействие ученик — учитель непосредственно влияет на развитие мотивации учащихся и на формирование учебных действий, непосредственно связанных с различными аспектами личности ученика. Иными словами, знания у него остаются не только на уровне запоминания и последующего воспроизведения — ребёнок как бы «пропускает» информацию через себя, что способствует как развитию личности, так и большей эффективности процесса обучения.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.
Познавательные универсальные учебные действия – действия, которые включают общеучебные, логические, знаково-символические учебные действия. В целом, это действия направленные на познавательное развитие ребенка, т.е. формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К концу 1 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:
1. Общеучебные УД – ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
2. Логические УД – сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
3. Постановка и решения проблем – ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
К концу 2 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:
1. Общеучебные УД – ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
2. Логические УД – сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
3. Постановка и решения проблем – определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
К концу 3 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:
1. Общеучебные УД – самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
2. Логические УД – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
3. Постановка и решения проблем – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) для решения проблем, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
К концу 4 класса должны быть сформированы следующие познавательные УД:
1. Общеучебные УД – самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
2. Логические УД – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
3. Постановка и решения проблем – самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Наиболее подробно рассмотреть какие познавательные учебные действия и в каком классе формируются, с помощью чего можно диагностировать уровень сформированности познавательных учебных действий, можно в Приложении 1. Информация представлена в виде таблицы «Технологическая карта формирования познавательных УУД».
Рассмотрим типовые задачи по формированию познавательных УУД. Познавательные УУД обеспечивают ребёнку успешность обучения в школе. Их применение позволяет учителю формировать у ребёнка общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества происходит более результативно формирование таких действий, как:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
· Узнавание, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности в соответствии с содержанием: Рассмотри рисунки. Назови каждый предмет.
В этой работе важны задачи на:
· Организацию взаимной проверки: Сравни свой рассказ с рассказом одноклассников. Чей рассказ тебе показался наиболее интересным?
· Умение устанавливать причинно-следственную связь событий и действий героев произведения: Выскажи предположение, чем могла бы закончиться эта история. Предположи, из-за чего могла произойти эта ссора. Назови как можно больше причин ссоры. Догадайся, о чём беседуют дети.
Таблица 2
Примеры типовых задач на формирование познавательных УУД для детей 1 класса на уроках литературного чтения и математики
Познавательные УУД |
Примеры типовых задач |
Вид задачи |
|||||||||||||||||||||||
Передача
информации графическим способом |
1. Нарисуй Кляксича 2. Нарисуй три корзины. |
Задача с ответом в виде рисунка |
|||||||||||||||||||||||
Установление причинно-следственных связей (логические) |
1. Предположи. Из-за чего могла произойти эта ссора? Назови как можно больше причин.
|
Задача со свободным полным ответом |
|||||||||||||||||||||||
Интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу) (информационные) |
1. Запиши, каким должен быть друг Друг
2. Рассмотри рисунки и схемы. Заполни записи. |
Задача с записью краткого ответа в виде слова на отведенном месте
Задача с записью краткого ответа в виде выражения на отведенном месте |
|||||||||||||||||||||||
Узнавание, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов (общеучебные) |
1. Напиши. О ком так говорят?
2. Начерти из трёх звеньев ломаную с тремя вершинами. Какая фигура получилась? |
Задача со свободным кратким ответом, с записью краткого ответа в виде слова на отведённом месте Чертёж ломаной с заданными параметрами, с кратким ответом в виде слова |
|||||||||||||||||||||||
Устанавливать аналогии (логические) |
1.Соедини стрелками букву с тем действием, которое она может выполнять. Соедини стрелками героя и качество, по которым этот герой обладает 2. Выбери для каждого рисунка подходящую запись |
Задача на установление взаимосвязей частей текста с помощью стрелок
Задача на установление взаимосвязей рисунка и записи с помощью стрелок |
|||||||||||||||||||||||
Использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач (знако-символические) |
1.Запиши, как менялось настроение девочки. Используй схему. Девочка − → −→ 2.Опиши по-разному ситуацию, изображенную на рисунке, используя слова «больше», «меньше», столько же». Составь соответствующие математические записи, используя знаки « <», «>» и «=». |
Задача на установление взаимосвязей частей текста с помощью стрелок
Задание предусматривает перевод словесного текста на язык математических записей, развивает логическое мышление, учит анализу ситуации |
В самом начале обучения важно научить детей сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу – формировать логические познавательные УУД. Проследим, каким образом можно продолжать формировать умение устанавливать аналогии. Для этого на уроках литературного чтения и математики будем использовать задание на развитие этого действия. Рассмотрим, какие задания можно использовать при изучении раздела «Числа от 1 до 10. Нумерация» на уроках математики.
№ П/п |
Название темы |
Пример задания |
Анализ задания |
1 |
Понятия «много», «один». Число и цифра 1 |
Раскрась рисунок. Про какие фигуры можно сказать «один», «одна»? как отобрать фигуры, чтобы фигур каждого цвета и каждой формы было по одной? |
Задание направлено на формирование навыка правильного употребления числительных и их согласования с существительным, а так же на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами. Отвечая на первый вопрос задания, дети должны увидеть: 1 красный треугольник, 1 синий круг, 1 зелёный круг, 1 квадрат, 1 фигуру зеленого цвета. При ответе на второй вопрос задания, дети выдвигают версии и проверяют их (на наборном полотне представлены соответствующие фигуры). |
2 |
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. |
1.В каком порядке нужно расположить картинки, чтобы они соответствовали записям? 2.что и в каком количестве можно купить на эти деньги? |
Задание направлено на формирование умения соотносить рисунок с математической записью. Способствует развитию логического мышления.
Задание носит творческий характер, так как допускает различные варианты решения. Задание содержит элемент игры. При его выполнении происходит активизация познавательной деятельности детей. |
3 |
Число и цифра 3. Письмо цифры 3 |
Расскажи, что нарисовано. Соотнеси картинку с числом. |
Выполняя задание, дети закрепляют умение устанавливать соответствие между мощностью предметного множества, изображенного на рисунке, и числом натурального ряда. |
4 |
Число и цифра 4. Письмо цифры 4 |
Выбери для каждого рисунка подходящую запись |
Задание направлено на формирование умения соотносить рисунок с математической записью. Способствует развитию логического мышления.
|
5 |
Понятие «длиннее», «короче» |
Самые длинные реки на Земле – это Амазонка, Миссисипи и Нил. Нил длиннее Амазонки, а Миссисипи короче Амазонки. Какая река длиннее: Нил или Миссисипи? Какая река самая длинная на Земле? Какой отрезок какой реке соответствует? |
Направлено на развитие логического мышления, на формирование представления о таком свойстве отношения «длиннее», соотнесение по аналогии |
Рассмотрим, какие задания можно использовать на уроках литературного чтения.
№ п/п |
Тема урока |
Пример задания |
Анализ задания |
1 |
Аля, Кляксич и буква «А» |
Какой ты представляешь букву «А»? Какой у нее характер? Соедини стрелкой буквы по характеру похожие на букву «А» |
Задача на установление похожих по характеру букв с помощью стрелок |
2 |
Почему «А» поётся, а «Б» нет Ф. Кривин |
Соедини стрелками букву с тем действием, которое она может выполнять. |
Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами. |
3 |
Про медведя Г. Сапгир |
Что умел делать медведь? Выбери и подчеркни нужные слова. |
Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами. |
4 |
Помощник М. С. Пляцковский |
Обсудите с товарищами, какая из пословиц подходит к этому рассказу. Подчеркни. Каким должен быть друг? Выбери нужные слова. |
Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами. |
5 |
Самое страшное |
Каким словом можно назвать поведение Вовы? Подчеркни. |
Задача на формирование умения выбирать на основании заданного признака из множества объектов, обладающих различными свойствами. |
Формировать данный вид действий очень важно с первых учебных дней, поэтому одна из рекомендаций использовать предложенные виды заданий на уроках, начиная с первого класса, усложняя уровень выполняемых заданий. Разрабатывать систему заданий по каждому предмету с учетом особенностей предмета, используя различные варианты заданий.
Формируя логические познавательные УУД, у детей формируются не только предметные, но и метапредметные учебные действия, такие как: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Сформированность этих действий в первом классе дает хорошую платформу для формирования более сложных УУД в последующих классах.
В данной работе были подобраны и рассмотрены типовые задания по формированию логических познавательных УУД. Наиболее подробно были рассмотрены и подобраны задания по математике и литературному чтению для первого класса по УМК «Школа России». Задания подбирались не только из учебников, но и дополнительной методической литературы. При подборе заданий учитывалось вариативность решения заданий, возрастные особенности детей, программные требования в соответствии с ФГОС.
Работа по формированию умения устанавливать аналогии должна проводиться по возможности на каждом уроке. При выполнении таких заданий у детей развиваются логическое мышление, ребёнок учится анализировать, выделять по заданному признаку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.