Проект "Профилактика жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях"

  • docx
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Затеченская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

Профилактика жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила педагог начальных классов

 

Миронова Юлия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г


 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов, социальную помощь и поддержку.

 

В     контексте ранней профилактики семейного неблагополучия основными направлениями деятельности специалистов отделения психолого-педагогической помощи (служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь»), является восстановление функций семьи, оптимизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, что обеспечивает нормальное воспитание и образование ребенка в семье, восстановления утраченных семейных связей и формирования осознанной родительской позиции. Акцент в деятельности специалистов отделения психолого-педагогической помощи (служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь») делается на работу с семейным окружением ребенка с позиции системного подхода.

 

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

 

·         семьи, подверженные кризисным ситуациям, воспитывающие несовершеннолетних детей;

 

·         родители и несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной помощи

 

и   поддержке;

·         семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

ЦЕЛЬ:

 

оказать психолого-педагогическую помощь и сопровождение семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации для обеспечения прав и законных интересов ребенка в семье.

 

 

 

ЗАДАЧИ:

 

1.   Изучить трудную жизненную ситуацию семьи и ее проблемы.


2.           Организовать психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей.

 

3.    Организовать психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.

4.   Мотивировать семью на самостоятельное решение создавшихся проблем.

 

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ

 

Организационные: планирование, координирование, информирование.

 

Диагностические: анкетирование, тестирование, наблюдение, сбор информации, изучение ситуации в семье.

 

Практические: Тренинги, индивидуальные и групповые занятия, праздничные мероприятия, информирование родителей, показ презентаций, социальных роликов, видео-слайдов.

 

Аналитические: диагностирование, экспресс-анкетирование, анализ, обобщение.

 

 

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ

 

·         массовая (праздничные мероприятия);

 

·         групповая (тренинги, тематические беседы, развивающие занятия);

 

·         индивидуальная (консультирование, опросы, беседы, анкетирование).


СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОГРАММЫ, ПРОЕКТА

 

1.  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Организационный этап:

 

·         выявление неблагополучных семей (КДН, ОДН, школа, личное обращение, ближайшее окружение);

 

·                   проверка полученной первичной информации о семье.

 

Практический этап:

 

·         изучение семьи и ее проблем: сбор предварительных данных о семье (ребенке);

 

·                   изучение ситуации в семье (оценку семейной ситуации как трудной,

 

кризисной либо опасной);

разработка ИПР;

 

·                   проведение коррекционных мероприятий с семьей;

         тестирование,    анкетирование    по     результатам              участия    в

 

мероприятиях;

 

·         определение эффективности выполнения ИПР; разработка памяток, буклетов

 

Аналитический этап:

 

·                   обобщение результатов ИПР;

 

·                   анализ и обобщение результатов акетирования,  тестирования

                                 

мониторинг эффективности реализации проекта, внесение коррективов.


2.   НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Направление

 

Содержание

 

 

Категории

 

 

Формы работы

 

 

 

 

 

работы

 

 

 

 

 

 

участников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-

 

педагогическое

 

 

Родители,

 

- тематические беседы «Благовест»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

просвещение

и

 

 

несовершеннолетние

 

акция «  Пусть сбудутся детские

 

 

 

педагогическое

 

 

 

 

 

 

педагогическая

 

 

 

 

мечты»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поддержка

родителей,

 

 

 

 

-   встречи  с  духовными  людьми,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

духовно-нравственное

 

 

 

 

творческими, известными для оказания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитание семей.

 

 

 

 

помощи достичь своей цели,   идеи,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мечты;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

организация

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

молодежных групп взаимоподдержки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- организация досуговой деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- праздничные мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-

 

профилактику семейных

 

 

Родители,

 

- психологические тренинги;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разводов,

 

 

 

несовершеннолетние

 

- консультации, рекомендации;

 

 

психологическое

 

 

 

 

 

 

 

психологическую

 

 

 

 

-родительский  всеобуч  «Стиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поддержку и

 

 

 

 

 

семейного воспитания и его влияние на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

психологическое

 

 

 

 

развитие личности ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

просвещение родителей.

 

 

 

 

- сминар-практикум для родителей детей,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

которые не посещают детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-

 

правовое

просвещение

 

Родители

 

- родительский всеобуч;

 

 

 

 

 

 

правовое

 

родителей

по  защите

 

 

 

- консультации, рекомендации

 

 

 

 

 

 

прав

и

законных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

интересов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

несовершеннолетних,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

права,

обязанности  и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

родителей

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержанию,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитанию,

развитию и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обучению детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема мероприятия

Сроки

Категория

Ответственный

 

 

 

 

проведения

 

 

 

 

 

 

 

Социально-правовой блок

 

 

 

 

«Школа родительского всеобуча»

 

 

 

 

Правовой тренинг

 

 

 

 

 

 

1

«Жестокое обращение с

 

 

Семьи,

Специалист

 

 

 

детьми»

1 квартал

 

несовершеннол

по

 

 

 

 

 

 

етние

социальной

 

2

Буклет «Жестокое обращение с

 

 

 

 

различной

 

 

 

 

детьми»

 

 

 

 

 

 

 

категории

 

 

3

Памятка в вопросах и ответах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Семейное право»

 

 

 

 

 

 

4

Правовой тренинг «Почему

 

 

 

 

 

 

 

 

ребенок совершает

 

 

 

 

 

 

 

 

правонарушения …»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 квартал

 

 

 

 

 

5

Буклет «Права, обязанности и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответственность родителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Памятка «Основные права и

 

 

 

 

 

 

 

 

свободы несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

7

Диспут «Права и обязанности

 

 

 

 

 

 

 

 

родителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Буклет «Административная

3 квартал

 

 

 

 

 

 

 

ответственность»

 

 

 

 

 

9

Памятка «Обязанности и

 

 

 

 

 

 

 

 

ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

10

Диспут «Правовая

 

 

 

 

 

 

 

 

ответственность родителей»

 

 

 

 

 

 

11

Буклет «Дисциплинарная

4 квартал

 

 

 

 

 

 

 

ответственность

 

 

 

 

 

 

 

несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

12                  Памятка «Виды правовой

 

ответственности»

 

Социально-психологический блок

«Семейные вечера»

1

Консультации для родителй:

В течение

Семьи,

психолог

 

Особенности

развития

года

ожидающие

 

 

ребенка

от

рождения до

по

ребенка.

 

 

года.

 

 

формирован

 

 

 

Возрастные

особенности

ию группы и

Семьи,

 

 

детей

 

дошкольного

индивидуаль

имеющие детей

 

 

возраста.

 

 

ному

дошкольного

 

 

Кризисы

 

дошкольного

обращению

возраста.

 

 

возраста.

 

 

 

 

 

 

Игрушки

которые всегда

 

Семьи,

 

 

со мной.

 

 

 

ожидающие

 

 

Эмоциональное состояние

 

ребенка.

 


 

женщины

ожидающей

 

 

 

 

 

 

ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризисные

периоды

 

в

 

 

 

 

 

 

семейной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

2

Тренинговое

 

занятие

 

с

 

 

 

 

 

 

родителями:

 

 

 

 

 

1 квартал

Молодые

 

психолог

 

 

«Стиль семейного воспитания и

март

семьи.

 

 

 

 

его влияние на развитие личности

 

 

 

 

 

 

ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Семинар-практикум для родителей

 

 

 

психолог

 

 

детей,   которые  не  посещают

2 квартал

Молодые

 

.

 

 

детский сад

 

 

 

 

 

май

семьи.

 

 

 

4

Развивающие занятия с детьми:

 

 

 

Семьи с детьми

 

психолог

 

 

«Путешествие

в

страну

3 квартал

3-х лет.

 

 

 

 

красок».

 

 

 

 

 

 

июль

Родители

 

 

 

 

Развивающие

занятия

по

 

вместе с

 

 

 

 

выявленным

 

проблемам

В течение

детьми

 

 

 

 

«Занимательная логика»

 

 

года

Дети от 3 до 4

 

 

 

 

Коррекционно-развивающие

 

 

по

 

 

 

 

занятия

 

 

 

 

 

 

обращению

лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дошкольного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возраста от 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 7 лет

 

 

 

5

Психологический тренинг

 

 

 

 

 

психолог

 

 

«Психология семьи»

 

 

 

4 квартал

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

«Благовест»

-

тематические

Май

Родители всех

 

Психолог

 

 

беседы

 

по

 

духовно-

Сентябрь

категорий

 

 

 

 

нравственному

воспитанию

 

с

Декабрь

 

 

 

 

 

семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

«Пусть

сбудутся

детские

Август

Дети,

 

Психолог

 

 

мечты»:

 

 

 

 

 

 

Октябрь

подростки

 

 

 

 

Встречи  детей,   подростков  с

Ноябрь

 

 

 

 

 

творческими,

 

духовными

 

 

 

 

 

 

людьми,

известными для детей

 

 

 

 

 

 

подростков

из неблагополучных

 

 

 

 

 

 

детей для оказания им помощи

 

 

 

 

 

 

достичь своей цели, идеи, мечты.

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогический блок (для родителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Консультации

 

 

В течение года

семьями,

 

Социальный

 

 

«Семейные ценности».

 

по обращению

находящимися

 

педагог

 

 

«Как найти общий язык

 

 

 

в трудной

 

 

 

 

с ребенком».

 

 

 

 

жизненной

 

 

 

 

«Образ отца».

 

 

 

 

ситуации,

 

 

 

 

«Совместные

игры

 

 

 

многодетные

 

 

 

 

родителей и детей».

 

 

 

семьи,

 

 

 

 

 

 

 

неполные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

семьи, семьи

 

 

 


 

 

 

 

СОП и другие.

 

2

Праздничное мероприятие «От

май

Семьи,

 

 

предков к потомкам»

 

находящиеся в

 

 

 

 

 

трудной

 

 

 

 

 

жизненной

 

 

 

 

 

ситуации,

 

 

 

 

 

многодетные

 

 

 

 

 

семьи,

 

 

 

 

 

неполные

 

 

 

 

 

семьи

 

3

Праздничное

мероприятие

июнь

семьями,

Социальный

 

«День защиты детей»

 

находящимися

педагог

 

 

 

 

в трудной

 

 

 

 

 

жизненной

 

 

 

 

 

ситуации,

 

 

 

 

 

многодетные

 

 

 

 

 

семьи,

 

 

 

 

 

неполные

 

 

 

 

 

семьи, семьи

 

 

 

 

 

СОП

 

4

Праздничное

мероприятие

июль

семьями,

социальный

 

«Деньсемьи,    любви  и

 

находящимися

педагог

 

верности

 

 

в трудной

 

 

 

 

 

жизненной

 

 

 

 

 

ситуации,

 

 

 

 

 

многодетные

 

 

 

 

 

семьи,

 

 

 

 

 

неполные

 

 

 

 

 

семьи, семьи

 

 

 

 

 

СОП

 

 

Мероприятия,

посвященные

24 – 28  ноябрь

семьями,

социальный

 

Дню матери

 

 

находящимися

педагог

 

 

 

 

в трудной

 

 

 

 

 

жизненной

 

 

 

 

 

ситуации

 

5

Праздничное

мероприятие

Декабрь

семьями,

Социальный

 

«Новый год у ворот»

 

находящимися

педагог

 

 

 

 

в трудной

 

 

 

 

 

жизненной

 

 

 

 

 

ситуации,

 

 

 

 

 

многодетные

 

 

 

 

 

семьи,

 

 

 

 

 

неполные

 

 

 

 

 

семьи, семьи

 

 

 

 

 

СОП

 

«Пусть сбудутся детские мечты» блок для детей

1

Акция

«Ромашка-символ

июль

подростки

Социальный

 

верности

и

любви»,

 

 

педагог

 

посвященная

Дню

семьи,

 

 

 

 

любви и верности

 

 

 

 

2

Праздничное

мероприятие.

июль

подростки

Социальный


 

День  молодежи  «Мы  из

 

 

педагог

 

будущего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Праздничное

мероприятие

сентябрь

подростки

Социальный

 

«Веселый букварь»

 

 

педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Круглый стол «Наш район

июнь

подростки

Социальный

 

наша Родина», к

420летию со

 

 

педагог

 

дня образования п. Березово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Беседа

с

подростками

октябрь

подростки

Социальный

 

Автономный округ   Югра, к

 

 

педагог

 

60-летия  открытия  газа  на

 

 

 

 

территории ХМАО-Югры

 

 

 

7

К

420летию

со  дня

сентябрь

подростки

Социальный

 

образования п. Березово.

 

 

педагог

 

Акция «Наш природный газ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

 

 

 

 

 

 

анализ эффективности

 

результатов;

 

социальное

 

патронирование семьи

 

 

Механизм

 

профилактики и

 

реабилитации

 

социально

 

неблагополучных

установление                                                                семей

 

контактов

 

специалистов с

 

членами семьи,

 

определение

 

социального запроса

 

 

диагностика

 

внутрисемейной

 

ситуации, выявление

 

сущности семейных

 

проблем и причин их

 

возникновения


 

 

 

 

 

формирование механизмов самопомощи и стимулирование семейных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определение

 

индивидуальной

 

программы по

 

работе


РЕСУРСЫ

 

1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

 

№п/

Название должности

Количество единиц

п

 

 

 

 

 

1.

Заведующий отделением

1

2.

Психолог

2

3.

Социальный педагог

1

4.

Специалист по социальной работе

1

 

2.  МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ СМЕТА РАСХОДОВ

 

Наименование статей расходов

 

Расчет суммы затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оборудование

 

 

 

 

 

 

 

1.

Диапроектор

 

35000х 1

шт = 35000 руб

 

 

 

 

 

 

 

2.

Перчатки

 

25

руб. х

10

шт. = 250 руб.

 

 

 

 

 

3.

Краска

 

100 руб. х 1

бан. = 100 руб.

 

 

 

 

 

 

4.

Кисточки

 

30

руб. х

5 = 150 руб.

 

 

 

 

5.

Фотоаппарат

 

8000 руб. х1 шт. = 8000руб.

 

 

 

 

 

6.

Фотопринтер

 

8000. руб. х

1 шт = 8000 руб.

 

 

 

 

 

7.

Фотобумага

 

500 руб. х 2

уп. = 1000 руб.

 

 

 

 

 

2. Канцелярские товары

 

 

 

 

 

 

1

Фотоальбом

 

350 руб. х 1

шт. = 350 руб.

 

 

 

 

 

 

2

Ватман

 

21

руб. х

3 шт. = 63 руб.

 

 

 

 

 

 

3

Краски

 

25

руб. х

5 кор. = 125 руб.

 

 

 

 

 

 

 

4

Бумага цветная

 

15

руб. х

10

наб. = 150 руб.

 

 

 

 

 

5

Бумага офисная

 

240 руб. х 1

уп. = 240 руб.

 

 

 

 

 

 

 

6

Маркер

 

10

руб. х

10

шт. = 100 руб.

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

16

015 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 


3.   ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

Информационные ресурсы, созданные в рамках проекта, открыты и доступны для всех. Информирование о результатах деятельности проекта осуществляется через следующие каналы:

 

·         - написание и размещение статьи «Правонарушение и подросток» в СМИ;

 

·         распространение памяток и буклетов по профилактике семейного неблагополучия;

 

·         использование презентаций по профилактике семейного неблагополучия.

 

4.   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 

·         разработка конспектов мероприятий по правовому просвещению несовершеннолетних;

·                 разработка презентаций, видеороликов;

 

·         разработка памяток и буклетов по правовому просвещению несовершеннолетних.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

 

Годовой отчет, квартальный отчет, полугодовой отчет, ежемесячный отчет, освящение в СМИ.


РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В рамках проекта охвачено 78 семей (234 человека, 156 несовершеннолетние) по Далматовскому району, которые получили консультативную помощь и рекомендации специалистов, принимали участие в праздничных мероприятиях, тренингах, тематических беседах. Всего проведено 43 мероприятия. 98 % семей имеют положительную динамику, 2 % семей с отрицательной динамикой.

 

1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Реализация проекта через систему запланированных мероприятий способствует:

 

·         получению психолого-педагогических и правовых элементарных знаний родителей и детей;

 

·         восстановлению функций семьи;

 

·         налаживанию детско-родительских отношений;

 

·         повышению уровня семейной культуры;

 

·         формированию навыков самопомощи и саморазвития;

 

·         формированию осознанной родительской позиции;

 

·         снижению количества социально-неблагополучных семей на территории Березовского района на 3%, состоящие на учете в отделении психолого-педагогической помощи (служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь»);

 

·         сохранению семьи и родителей для ребенка.

 

2.   КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ

 

В   качестве параметров, отражающих состояние семьи используется:

 

·         анкета «Хорошие ли мы родители, сами вопросы которой как бы подвигают родителей на осознание себя, своей роли в воспитании;

 

·         анкета «Как ты чувствуешь себя дома можно предложить как родителям, так и детям. Самочувствие всех членов семьи является важным фактором в воспитании ребенка;

 

·         опрос методом незаконченного предложения дает более обширный материал для раздумий. Он труднее поддается систематизации и классификации, но для индивидуальной диагностики более полный. Дети или родители дают продолжение заданного предложения и, рассуждая на заданную тему, пишут мини сочинение объемом пол страницы страница. Данная методика при группировании ответов может дать рейтинговый показатель интересов, увлечений, предпочтений опрашиваемых. Примером служит исследования «Ценностные ориентации коллектива»:


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей и детьми. — М., 2007.

 

2.     Технология работы по взаимодействию социальной службы с семьей по проблемам ранней профилактики семейного неблагополучия. — М., 2007.

 

3.     Формирование механизмов самопомощи и саморазвития при ранней профилактике семейного неблагополучия. — М., 2007.

 

4.     Защита детства: формы, методы, технологии. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001.

5.     О социальном: сборник научных трудов преподавателей и студентов

 

кафедры «Социальная работа». – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003.

 

6.     Журнал «Социальное обслуживание» -1, 2005.

7.     Журнал «Беспризорник» -4, 2006.

 

8.     Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей и детьми. — М., 2007.

 

9.     Технология работы по взаимодействию социальной службы с семьей по проблемам ранней профилактики семейного неблагополучия . —

 

М., 2007.

 

10.Формирование механизмов самопомощи и саморазвития при ранней профилактике семейного неблагополучия . — М., 2007.

11.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М., 2006.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ»

 

(родительский всеобуч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Родительское собрание

 

«Правовая ответственность родителей»

 

Цель: акцентировать внимание родителей на системе мер семейно-правовой ответственности.

 

Задачи:

 

1.      Познакомить с системой законодательных актов, регулирующих вопросы правовой ответственности родителей и несовершеннолетних.

 

2.      Познакомить с видами юридической ответственности.

 

3.      Развивать умение анализировать, сопоставлять, объективно оценивать ситуацию.

 

4.      Способствовать формированию толерантного взаимоотношения.

 

Оборудование:

·         видеопроектор;

 

·         презентация «Правовая ответственность родителей»;

 

·         упражнение «Могу ли Я?».

 

Ход:

 

Ведущий: Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка созидательную или разрушительную. Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Тема «Правонарушения и подросток» на сегодняшний день очень актуальна.

 

Воспитание детей, забота о их здоровье и благополучии это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, дети совершают противоправные деяния. В связи с низкой правовой грамотностью многие родители не могут объективно оценить поведение и поступки своих детей, не осознают свою ответственность за совершенные ими правонарушения.

 

Правонарушение виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние лица или лиц, влекущее за собой правовую ответственность. Правонарушения делятся на две группы: проступки и преступления.

 

Проступок это нарушение правил поведения, вызывающее поведение, последствием которых является гражданско-правовая, административная, дисциплинарная ответственность.


Преступление виновно совершенное общественно0опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

 

За совершаемые правонарушения несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны.

 

.

 

Просмотр презентации «Правовая ответственность родителей»

 

Ведущий: Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми. Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является утрата семейных ценностей, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

 

Упражнение «Могу ли Я

·          Способствовать развитию и обогащению чувств, всей духовной жизни его?

 

·          Дать ему хотя бы то основное, что может обеспечить ему жизнь в соответствии с его представлениями о счастье (для этого нужно знать его жизненную ориентацию и его идеалы)?

 

·          Постоянно помогать ему, заботиться о нём, считать его интересы своими?

 

·          В чём   либо себя переделать ради своего ребенка?

 

·          Чем -либо пожертвовать ради своего ребенка?

 

·          Делиться со своим ребенком помыслами, намерениями, мыслями?

 

·          Помочь своему ребенку в продвижении (в работе, творчестве, науке)?

 

·          Обеспечить чувство спокойствия и безопасности для вашего ребенка с учётом особенностей вашего характера?

 

·          Сохранить или обеспечить то окружение, которое вы считаете предпочтительным для жизнедеятельности и дальнейшего развития своего ребенка, обеспечите ли вы такое окружение?

 

·          Не создавать дискомфорта, беспокойства своей экстравагантностью, шокировать своего ребенка и его окружение своим поведением?

 

·          «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место занимает ваш ребенок в вашей семье

 

Ведущий: Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения.

 

Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно. Старайтесь придерживаться положительного взгляда на жизнь. От трудностей и огорчений никто не застрахован, и оптимистичный, юмористический


взгляд на возникшие трудности помогает найти решения проблем и открыть новые горизонты в жизни.

 

Верьте в добро и добродетель! Именно вера в добро и созидание, поможет Вам преодолеть все, что касается процессов становления в жизни и убережет от необдуманных поступков.

 

Только от Ваших личных усилий зависит качество вашей жизни и жизни вашего ребенка. Как бы трудно не было, не опускайте руки!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Жестокое обращение с детьми»

 

(тренинг с замещающими родителями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Миронова Юлия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


Тренинг с замещающими семьями

 

«Жестокое обращение с детьми »

 

Цель: акцентировать внимание родителей на системе мер семейно-правовой ответственности.

 

Задачи:

 

5.      Познакомить с системой законодательных актов, регулирующих вопросы воспитания детей.

 

6.      Познакомить с правами и обязанностями в аспекте детско-родительских отношений.

 

7.      Развивать умение анализировать, сопоставлять, терпимо относиться к иному мнению.

 

8.      Способствовать формированию толерантного взаимоотношения.

 

Оборудование:

·         видеопроектор;

 

·         видео-слайды «Светик»;

 

·         видео-слайды «Жестокое обращение с детьми»;

 

·         видео-слайды «Письмо из детства»;

 

·         видео-слайды «Жестокость».

 

Ход:

 

Просмотр видео-слайдов «Светик»

 

Ведущий: Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. проявление жестокости могут быть:

 

·         преднамеренными или импульсивными,

 

·         сознательными или неосознанными.

Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:

·         вид поведения, приносящий вред другому существу

 

·         намерение с целью нанесения вреда

 

·         демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку

 

Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления как жестокость. Тем более что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЖЕСТОКОСТИ:

 

НАСИЛИЕ НАД ПОТРЕБНОСТЯМИ НАМЕРЕНИЯМИ

 

ЧУВСТВАМИ

 

УСТАНОВКАМИ ЧЕЛОВЕКА (ОСОБЕННО РЕБЕНКА)

 

УНИЖЕНИЕ РЕБЕНКА И ПРИНУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ, ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ЕГО УСТРЕМЛЕНИЯМ.


Однако если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивается с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей и других лиц.

 

Воспитание приемного ребенка, забота о его здоровье и благополучии это трудоемкий процесс, требующий от замещающих родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь

 

и   привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами.

 

В      связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

 

Просмотр презентации «Жестокое обращение с детьми»

 

1  часть: Жестокое обращение с детьми: что это такое?

 

2  слайд

 

СХЕМА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ:

 

ТИП ЖЕСТОКОГО

В ЧЕМ ОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

ОБРАЩЕНИЯ

 

«Ребенок –  мишень»

Ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень

 

активным, и как результат он становится объектом

 

агрессии в семье. Ребенок может быть и объектом

 

излишней любви одного из родителей, если он имеет

 

физические или умственные недостатки.

«Критическая

Потеря работы, разлука с любимым и др. ситуации

ситуация» (стечение

могут вызвать вспышки жестокого поведения.

обстоятельств).

 

«Отсутствие навыков

Родители не готовы к той ответственности, которую

отцовства и

налагает на них отцовство и материнство, и не имеют

материнства».

других стратегий поведения, кроме крика, запугивания,

 

избиения.

«Необразованный

Отсутствие элементарных знаний о возрастных

родитель»

особенностях развития детей и неумение учитывать

 

особенности детской психики в общении с детьми.

«Модель домашнего

Жестокое поведение чаще наблюдается у родителей,

насилия»

которые в детстве сами подвергались насилию или были

 

свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от

Нежелание и неумение налаживать контакты с другими

внешнего мира»

людьми и как следствие   потребность в уединении и


 

агрессии на любые попытки его нарушить.

«Семейные

Нарушение их жестоко карается родителями

стереотипы»

(подростковая беременность, нарушение традиций

 

семьи, этические нарушения и др.)

 

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

 

 

 

 

3  слайд

 

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

 

4   слайд

 

Физическое насилие это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

 

5   слайд

 

Сексуальное насилие   это вовлечение ребенка с его согласия или без такового

 

в        сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

 

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

 

6   слайд

 

Психическое (эмоциональное) насилие это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

 

7   слайд

 

К   психической форме насилия относятся:

 

-   открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-   угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

 

-   замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

 

-  преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

 

-     ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

 

-            однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

 

8   слайд


Пренебрежение нуждами ребенка это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

9   слайд

 

К   пренебрежению элементарными нуждами относятся:

 

-    отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

 

-    отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

 

10   слайд

 

Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.

 

2 часть: Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье

 

11   слайд

 

Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН и Совета Европы.

 

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

 

12   слайд

 

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

 

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

 

13   слайд

 

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип9).

 

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты:


Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка.

 

14   слайд

В    статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом

 

произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

 

15   слайд

 

Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

 

16   слайд

 

В      статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

 

Статья 27 о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

 

В  статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

 

17   слайд

 

Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

 

В   соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

 

18   слайд


Статья 39 обязывает государства принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.

 

Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях»

 

установила, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4).

 

19   слайд

Руководящие     принципы      ООН     для     предупреждения     преступности     среди

 

несовершеннолетних                  требуют       принять       и       обеспечить         соблюдение

 

законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).

 

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда

 

к     «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

 

20   слайд

 

В      российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ,

 

Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

 

21   слайд

 

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).

 

Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

 

Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей.

 

22   слайд

 

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года). Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

 

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)

 

В    статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

 

Статьей 36 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

 

23   слайд

 

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (120 – ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

 

В   качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей: 1/ семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении; 2/ семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

 

24   слайд

 

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

 

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

 

Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет в суд.

 

25   слайд

 

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:


за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

 

26   слайд

 

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (2202-1 от 17.01. 1992г.) наделяет прокуроров широкими полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия.

 

СЕМЬИ, ГДЕ ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТСЯ НА ОСНОВЕ СОХРАНЕНИЯ ВИДИМОЙ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, НО ЖИЗНЬ РЕБЕНКА НАПОЛНЕНА ПОСТОЯННЫМ ЧУВСТВОМ ТРЕВОГИ

 

ТИП СЕМЬИ

В ЧЕМ ОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ.

«Семья-санаторий»

Мелочная опека, жестокий контроль и чрезмерная защита

 

от мнимых опасностей в результате   чрезмерные

 

перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают

 

нервные срывы, формируются эмоциональные особенности

 

по типу повышенной чувствительности,

 

раздражительности. При повышенном контроле и опеке у

 

детей усиливаются реакции протеста, повышается

 

агрессивность,  и появляются желания решительного

 

изменения ситуации.

«Семья крепость»

Родители стараются поступать подчеркнуто правильно,

 

излишне принципиально. Это ведет к повышенной

 

неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих

 

случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на

 

собственных внутренних переживаниях, что приводит к его

 

психологической изоляции, вызывает трудности общения со

 

сверстниками. «Семья-крепость» обычно ставит ребенка в

 

противоречивую позицию, что приводит к постоянному

 

внутриличностному конфликту, следовательно ,к

 

перенапряжению нервной системы и создает повышенный

 

риск невротических заболеваний.

«Семья –  третий

В такой семье эмоционально преувеличенным значимым

лишний»

остаются супружеские отношения, а в контактах с

 

ребенком родители склонны внушать ему чувство

 

неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и

 

несовершенствах.  Что опять же порождает у ребенка

 

чувство неуверенности в себе , безынициативность ,

 

мучительные переживания собственной неполноценности при

 

усиленной зависимости, подчиняемости родителям. У таких

 

детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье

 

родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с

 

трудом находят контакт с окружающими.

 

 

37 - 32 слайд

 

Упражнение «Спроси себя»


·         Окружить заботой и опекой своего ребенка?

 

·         Способствовать развитию и обогащению чувств, всей духовной жизни его?

 

·         Дать ему хотя бы то основное, что может обеспечить ему жизнь в соответствии с его представлениями о счастье (для этого нужно знать его жизненную ориентацию и его идеалы)?

 

·         Постоянно помогать ему, заботиться о нём, считать его интересы своими?

 

·         В чём я согласен себя переделать ради своего ребенка?

 

·         Чем я согласен пожертвовать ради своего ребенка?

 

·         Будете ли вы делиться друг с другом своими помыслами, намерениями, мыслями?

 

·         Поможете ли вы друг другу в продвижении (в работе, творчестве, науке)?

 

·         Может ли вы обеспечить чувство спокойствия и безопасности для вашего ребенка с учётом особенностей вашего характера?

 

·         Сохраните или обеспечите то окружение, которое вы считаете предпочтительным для жизнедеятельности и дальнейшего развития своего ребенка, обеспечите ли вы такое окружение?

 

·         Не будете ли вы создавать дискомфорта, беспокойства своей экстравагантностью, шокировать его и его окружение своим поведением?

 

·         «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье

 

Ведущий: Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка. Подросткам «группы риска» было предложено написать сочинение на тему «Мое детство», на основании одного из сочинений был создан видео-материал «Письмо из детства»

 

Просмотр презентации «Письмо из детства»

 

Ведущий: Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим приемным детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.

 

Старайтесь придерживаться положительного взгляда на жизнь. От трудностей и огорчений никто не застрахован, и оптимистичный, юмористический взгляд на возникшие трудности помогает найти решения проблем и открыть новые горизонты в жизни.

 

Верьте в добро и добродетель! Именно вера в добро и созидание, поможет Вам преодолеть все, что касается процессов становления в жизни и убережет от необдуманных поступков.

 

Только от Ваших личных усилий зависит качество вашей жизни и жизни приемного ребенка. Как бы трудно не было, не опускайте руки!

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ»

 

(родительский всеобуч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Миронова Юлия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


Родительский всеобуч «Правовая ответственность

 

родителей…»

 

Цель: акцентировать внимание родителей на системе мер семейно-правовой тветственности.

 

Задачи:

 

9.      Познакомить с системой законодательных актов, регулирующих вопросы правовой ответственности родителей и несовершеннолетних.

 

10. Познакомить с видами юридической ответственности.

 

11. Развивать умение анализировать, сопоставлять, объективно оценивать ситуацию.

 

12. Способствовать формированию толерантного взаимоотношения.

 

Оборудование:

·         видеопроектор;

 

·         презентация «Правовая ответственность родителей»;

 

·         Правовая игра «Знаем ли мы права детей?»;

 

·         Просмотр социального ролика «Сделай правильный выбор».

 

Ход мероприятия:

 

(Под музыку «Аве Мария» Шуберта в зале звучит аудиозапись голос подростков.)

 

1.     Для некоторых мои проблемы покажутся пустяковыми. Но для меня они серьезны, очень. Отец каждый день пьет. Правда, мама и кот любят меня, но все равно я одинока, у меня нет друзей, чувствую себя неуверенно в жизни. С одноклассниками у меня нет контакта, со мной не часто разговаривают, а некоторые не замечают. Неужели моя судьба серого цвета?! Но ведь я могу быть веселой и жизнерадостной!

 

2.     Вы слышали когда - нибудь, как истошны, как безнадежны крики малышей из дома ребенка, зовущих мать и отца? Представьте, что в то же время в интернате для брошенных в истерику, в слезы, в долго непреходящее смятение срываемся мы, подростки, вспоминая про мать, отца живых, но предавших нас во имя собственных мнимых утех. От страждущего вопля до слез ненависти, - вот в какую рамку обрамлено наше детство. Мы ждем, чтобы нас хоть кто - нибудь погладил по голове, всего - то! Погладил...

 

3.     Мамы, не бейте своих детей, не проклинайте нас, нам так трудно. Ведь нас обижают старшие ребята, ругают в школе. Пусть нам хоть дома будет уютно и безопасно. Я хочу обратиться ко всем людям, я хочу прокричать на всю страну: «Берегите своих детей


 

4.     Здравствуйте, Ольга Ивановна! Привет вам из Тамбовской спецшколы от Вовки - косаря. Помните меня? Еще бы, сколько вам хлопот было со мной: и бил, и воровал, и хулиганил, перечислять не буду, листа не хватит. Покатилась моя жизнь под откос с большой горы... Кстати, мне сегодня 13 лет, вот и ударился в сопли. Вообще - то, здесь ничего. За ум взялся. Мать бывало, как трезвая была, все за подчерк хвалила. Жалко ее. Отца - сволочь не вспоминаю. А вы, верите в меня? Ох, если бы начать жизнь сначала. Я заклинаю Вас, делайте все, чтобы пацаны не попали сюда!

 

Ведущий: Сегодня вас, сидящих в этом зале, объединяют тревоги и заботы о судьбах наших детей, стремление найти ответ на вопросы: Кто виноват? Что делать? Как помочь? Как уберечь? На весах времени жизнь взвешивает милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. И человеком по праву зовется лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним. Если проверить себя такой правдой, то, пожалуй, сможем, спасти наше детство. Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок. Как часто к нашему горю, мы слышим цифры статистики: преступность подростков возросла на 50 %, возраст преступников 12-16 лет. Задумайтесь: ребенок, подросток убийца, вор. Кто виноват? Как отвести беду? Слово предоставляется иерею Храма Преображения Господня Отцу Артемию.)

 

(выступление Иерея Храма Преображения Господня Отца Артемия)

 

Ведущий: Наблюдения, общение с ребятами показывают, что наши дети, как теперь принято говорить живущие в правовом государстве, мало знакомы со своими правами, чуть лучше с обязанностями и плохо представляют, что существует юридическая ответственность за то, что им часто кажется совсем безобидной шалостью.

 

В   школе, к сожалению, не ведется такой предмет, как граждановедение, где дети смогли бы получать знания по правовой культуре в системе, но с вопросами правового характера нам приходится сталкиваться ежедневно и заниматься ими. Поэтому его по праву можно назвать одним из самых актуальных.

 

Под понятием правовой культуры мы понимаем знание о правах, обязанностях и ответственности человека в рамках закона, и если о правах мы более менее осведомлены и если нужно о них помним, обязанности так или иначе выполняем, то вопрос ответственности остается самым слабым звеном. Но ведь недаром говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности. И еще - предупрежден, значит вооружен.

 

Сами несовершеннолетние считают, что они хорошо знакомы с вопросами права, но при этом допускают возможность не задумываясь произносить в чей-то адрес слова угрозы, оскорбления, клеветы, выражаться в общественных местах нецензурной бранью, не соблюдение ПДД создавать опасные ситуации на дорогах. Думаю, что каждому из присутствующих


родителей есть над чем задуматься, так как по закону ответственность за воспитание детей несут родители, или лица их заменяющие, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом и в переносном смысле) за действия своего чада.

 

Вопрос родителям: Какие виды юридической ответственности Вы знаете? (Родители отвечают)

 

Просмотр слайдов «Правовая ответственность»

1- 3 слайд

Виды правовой ответственности.

 

4-15 слайд

Мера наказания за правонарушения.

 

16-18 слайд

Разбор правовых ситуаций.

 

Правовая игра «Знаем ли мы права детей»

Ведущий: Согласны ли вы с моим высказыванием? Если нет, то почему?

 

1.     «У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью».

 

(Ответ: это высказывание неправильное. Ст. 2 Конвенции о правах ребенка говорит, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.)

 

2.   «Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам».

 

(Ответ: Ст. 9 Конвенции о правах ребенка гласит: «Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит интересам ребенка». Ребенок также имеет право сохранить связь с любым родителем в случае разлучения.)

 

3.     Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

 

а) таких различий нет

 

б) национальная принадлежность в) состояние здоровья

 

(Согласно ст. 2, все права распространяются на всех детей, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).

 

4.   Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

 

б) родители

в) члены правительства


(Ст. 18 гласит, что родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, государство должно оказывать им надлежащую помощь).

 

5.   ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет б) 18 лет в) 19 лет

 

 

 

(Согласно ст. 1, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

 

Ведущий: Воспитание детей, забота о их здоровье и благополучии это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, дети совершают противоправные деяния. Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно. Старайтесь придерживаться положительного взгляда на жизнь. От трудностей и огорчений никто не застрахован, и оптимистичный взгляд на возникшие трудности помогает найти решения проблем и открыть новые горизонты в жизни.

 

Просмотр социального ролика «Сделай правильный выбор»

 

Ведущий: Верьте в добро и добродетель! Именно вера в добро и созидание, поможет Вам преодолеть все, что касается процессов становления в жизни и убережет от необдуманных поступков.

 

Только от Ваших личных усилий зависит качество вашей жизни и жизни вашего ребенка. Как бы трудно не было, не опускайте руки!

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей на тему:

 

«Жестокое обращение с детьми:

что это такое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

 

Миронова Юлия Алексеевна


 

 

Жестокое обращение с детьми это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

 

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

 

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

 

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

 

·          Физическое насилие преднамеренное нанесение физических повреждений.

 

·          Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

 

·          Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

 

К  психической форме насилия относятся:

 

·         открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

 

·         угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

 

·          замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

 

·         преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

 

·         ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

 

·          однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

 

·         Пренебрежение нуждами ребёнка   это отсутствие элементарной заботы о ребёнке,

 

в  результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

К  пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

 

·          отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи


·          отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

 

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

 

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

 

-   обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

 

-    защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

 

-   обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

 

-    признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

 

-   защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

-   защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

-   меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

 

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

 

-     за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

 

-   за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

 

Семейный кодекс РФ гарантирует:

 

-   право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

 

-   право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

 

-    лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

 

-   немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

 

Три способа открыть ребёнку свою любовь

 

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребенок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

 

1.  Слово.

 

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.


2.  Прикосновение.

 

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

 

3.  Взгляд.

 

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

 

Информация с сайта: materialy-dlya-roditelei/konsultaciya-dlya-roditeley-na-temu-zhestokoe-obrashchenie