Проект рабочей программы внеурочной деятельности.
Оценка 5

Проект рабочей программы внеурочной деятельности.

Оценка 5
docx
11.03.2020
Проект рабочей программы внеурочной деятельности.
Атестационное задание праграмма.docx

Аттестационное задание № 10

Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.

 

Выполнила: Фархутдинова Татьяна Николаевна

педагог-библиотекарь

МАОУ «СОШ №4»г.Мегиона,

претендующая на первую квалификационную категорию

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO). Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Для реализации программы применяются современные образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ, развитие критического мышления, игровая технология и др.

Проект рабочей программы внеурочной деятельности.

«Литературная гостиная»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиясоставлено на основании следующих  нормативно -правовых документов:

·  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

·  Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями)

·  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

·  Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №4

 

Актуальностьпрограммы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений устного народного творчества  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувство прекрасного,  приобщить к культуре и искусству.

Важно у школьников пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания в школе. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у ребенка навыков чтения. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей. Данная программа решает проблему развития познавательной деятельности. Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей. Работа по реализации данной программы организована в форме литературной гостиной. Данная программа представляет возможность достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.

Особенностьданной программы в том, что она способна сформировать основы библиотечной грамотности детей. Сказки являются неотъемлемой частью литературной гостиной. Дети и сказка – неразделимы. На занятиях дети знакомятся с творчеством и произведениями детских писателей. Им дается возможность ближе познакомиться со сказками.

Цель: формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение детей к библиотеке и систематическому чтению,  расширение и углубление читательских интересов, воспитание любви к книге и чтению.

Задачи:

1.                     Образовательные: расширение кругозора;

2.                     Воспитательные: воспитание любви к книге, к чтению;

3.                     Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность;

развитие читательских интересов.

4.                     Научно-познавательные: дети должны приобрести следующиезнания и умения:

- знания о роли и пользе книги;

- знания об источниках информации, информацию о детских писателях;

- знать правила пользования библиотекой;

- знать правила обращения с книгами;

- умение ориентироваться в библиотеке;

- умение самостоятельно выбирать книгу;

- умение бережно обращаться с книгами;

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа «Литературная гостиная» разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное усвоение материала во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 час в неделю, в третьем  классе – 34 часа.

Описание учебно-методического комплекта

Литература:

1.                     Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества 1- 4 класс [Текст] Мастерская учителя / Н.Н.Каландарова. - М.: ВАКО, 2009. - 176 с.

2.                     Бражников, А.И .Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению Текст / А.И. Бражников.- М.- Чистые пруды, 2006.-178с.

3.                     Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я Текст  / И.И.Тихомирова. -М.: Школьная библиотека,2004.-228с.

4.                     Фролова, Ю.Играем в библиотеке Текст / Ю.Фролова.- М.:Чистые пруды,2006.-32с.

5.                     Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

6.                     Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: - Баллас, С-Инфо, 1996.

7.                     Былины/Сост.Ю.Г.Круглов. – М:Просвещение.1985.

8.                     Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.

9.                     .Русские народные сказки/Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

10.                 Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

11.                 “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998

12.                 Пушкин А. С. Сказки. — М. Просвещение, 2002

13.                 Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М. Просвещение, 1989

14.                 Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М. Просвещение, 1995

15.                 “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005

 

Электронные ресурсы:

1.                     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01 /bolshaja-detskaja-jenciklopedija-б-12.html(09.03.11)

2.Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)

3.                     Детские электронные презентацииhttp://www.viki.rdf.ru

4.                     Детский портал “Солнышко”http://www.solnet.ee/

5.                     Сайт “Фактор роста”http://www.farosta.ru/

6.                     Сайт “Учительской газеты”http://www.ug.ru/

7.                     Сайт ИД “Первое сентября”https://my.1september.ru/

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

·Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

·Компьютер

·Мультимедийный проектор.

·Видеофильмы,готовые презентации к занятиям соответствующие тематике.

·Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Наглядные пособия:

·набор картинок с изображением сказочных героев.

· книги (сказки различных авторов, народные сказки, рассказы, загадки).

 

Уровни образовательной программы:

1 уровень результатов:приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2 уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3 уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Программа основана на следующих принципах:

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический  принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений.

Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.

Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

Формы деятельности: игры  комбинации с чтением и беседами, игры- путешествия, экскурсии, литературные викторины, конкурсы, чтение сказок, обсуждение, инсценировка сказок.

Использование игровых форм, красочных наглядных пособий, технических средств, проведение экскурсий, способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

Введение в урок игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание курса внеурочной деятельности

1.Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка?

Цель: привлечь внимание детей к сказкам, вызвать желание их читать; развивать память, логическое мышление. Расширение кругозора, приобщить к творчеству через игры, прививать любовь к сказкам.

Беседа-диалог: Может ли сказка быть живой? В сказке — живая душа народа. Сказка может любить и быть любима, она может наказывать и одухотворять, она учит добру и умению решать сложные жизненные вопросы. Посещение спектакля театра юного зрителя «Финист — ясный сокол» с последующим обсуждением. Практическая работа: подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни.

2.«С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие.

Цель:

·Развивать внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным. 

·Учить детей быть сообразительными и находчивыми в беде.

Беседа-диалог по сказкам: «Теремок», «Жихарка», «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Зимовье зверей», «Золушка», «Мороз Иванович», «Семь Симеонов — семь работников». Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Жихарка». Подобрать пословицы, поговорки, которые можно отнести к сказке «Жихарка».

3.«Доброе слово — что ясный день».

Цель:

·Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.

·Развивать чувство ответственности за свои поступки.

·Учить детей быть послушными, приветливыми.

Беседа-диалог: Доброе слово — доброе дерево — добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и сказкой братьев Гримм «Госпожа Метелица». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом.

4.Волшебный цветок.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению воспитывать любовь к отечественной литературе, развивать интерес к прошлому, способствовать развитию эстетического восприятия художественного произведения и поддержанию интереса к произведениям классики русской литературы.

Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек»; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.

5.«Что за прелесть эти сказки!»

Цель."Вызвать интерес к сказкам А.С.Пушкина

Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.

6.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

Цель: заинтересовать, увлечь, приобщить к миру книг

Выразительное чтение по ролям сказки А. С. Пушкина. Беседа-диалог о гордости и кротости, высокомерии и смирении, грубости и вежливости, жадности и доброте. Чем напоминает нам царевна русскую крестьянскую девушку из сказки «Морозко»? почему ее образ вызывает у нас сочувствие? Экскурсия в школьный музей «Теремок», чьи интерьеры подходят под описание горницы в доме богатырей: «лавки, крытые ковром», «под святыми стол», печь с лежанкой и другое. Инсценировки отрывков сказки. Репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Практическая работа: отработка сценической речи, тренинг по взаимодействию действующих лиц сказки на сцене, изготовление костюмов, реквизита и декораций.

7. Проектная деятельность Сочини свою сказку

Цель:

· закрепить знания об особенностях сказок, их разнообразии и основных признаках сказки;

· развитие речи учащихся, умения сочинять сказки в соответствии с определенными заданными требованиями;

· формирование умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга, афишировать совместную работу, корректировать результаты совместной деятельности группы учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся.

Писатели написали замечательные сказки и стихи.Я предлагаю и вам придумать своего героя и сочинить о нем сказку.

8.Наше творчество. «Книжки-малышки». Заключительный урок.

Цель:

· создать книжку-малышку с иллюстрациями своей любимой сказки; 

· развивать творческое мышление; познавательный интерес; 

· прививать интерес к книге; прививать навыки самостоятельности в работе.

Все дети знают, что информацию можно получать из книжек. Но вот книги можно купить фабричные, а можно сделать самим.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Формы организации

Виды деятельности

Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка?

Коллективная (фронтальная);

групповая;

парная.

Беседа.Урок-игра «Что узнали о сказках?».

Книжная выставка. Практическая работа.

«С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие.

Коллективная (фронтальная);

групповая;

парная;

индивидуальная

Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи. Подобрать пословицы, поговорки, которые можно отнести к сказке.

«Доброе слово — что ясный день»

Коллективная (фронтальная);

групповая;

индивидуальная.

Слушание и рассматривание книг.

Нарисовать символ доброты.Игра в «Вежливое слово» Сочинение-сказки

Волшебный цветок

Коллективная (фронтальная);

групповая;

индивидуальная.

Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»

Выразительное чтение сказки по ролям

Сделать поделку волшебный цветок.

«Что за прелесть эти сказки!»

Коллективная (фронтальная);

групповая;

индивидуальная.

Беседа-диалог. Работа с текстом.

Знакомство с выставкой сказок.Коллективная проектная деятельность.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Коллективная (фронтальная);

групповая;

 

Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Инсценирование сказки.Работа над голосом и жестами.

Проектная деятельность. Сочини свою сказку

Коллективная (фронтальная);

Групповая.

 

Творческая мастерская. Сочинить сказку и нарисовать любимого героя. Проектная деятельность

Наше творчество.  «Книжки-малышки»  Заключительный урок

Коллективная (фронтальная);

Групповая.

 

Коллективная проектная деятельность. Создать книжку-малышку с иллюстрациями своего любимого героя, придуманной сказки.

 

Календарно – тематическое планирование курса

«Литературная гостиная» 1год обучения

Учебная программа для обучающихся 3-го класса общеобразовательной школы

 

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка?

4

1

3

2.

«С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие.

4

2

2

3.

«Доброе слово — что ясный день»

6

2

4

4.

Волшебный цветок

4

2

2

5.

«Что за прелесть эти сказки!»

6

2

4

6.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

4

2

2

7.

Проектная деятельность Сочини свою сказку

3

1

2

8.

Наше творчество.  «Книжки-малышки»  Заключительный урок

3

1

2

Итого

34

13

21

 

Таким образом, программа курса «Литературная гостиная»способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, повышению учебной мотивации и результативности в изучении основных образовательных программ; согласуется со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, указанными в Государственной программе Ханты-Мансийского округа - Югры «Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014-2020 годы» и в «Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

 

Педагог-библиотекарь                                                   Фархутдинова Т.Н.


 

Скачано с www.znanio.ru

Аттестационное задание № 10 Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность?

Аттестационное задание № 10 Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность?

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в третьем классе – 34 часа

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в третьем классе – 34 часа

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы: ·

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы: ·

Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка

Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка

Познавательные учебные умения: — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться…

Познавательные учебные умения: — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться…

Развивать чувство ответственности за свои поступки

Развивать чувство ответственности за свои поступки

Инсценировки отрывков сказки. Репетиции

Инсценировки отрывков сказки. Репетиции

Доброе слово — что ясный день» 6 2 4 4

Доброе слово — что ясный день» 6 2 4 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020