Аттестационное задание № 10
Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.
Выполнила: Фархутдинова Татьяна Николаевна
педагог-библиотекарь
МАОУ «СОШ №4»г.Мегиона,
претендующая на первую квалификационную категорию
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO). Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Для реализации программы применяются современные образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ, развитие критического мышления, игровая технология и др.
Проект рабочей программы внеурочной деятельности.
«Литературная гостиная»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиясоставлено на основании следующих нормативно -правовых документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями)
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
· Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №4
Актуальностьпрограммы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений устного народного творчества возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувство прекрасного, приобщить к культуре и искусству.
Важно у школьников пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания в школе. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у ребенка навыков чтения. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей. Данная программа решает проблему развития познавательной деятельности. Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей. Работа по реализации данной программы организована в форме литературной гостиной. Данная программа представляет возможность достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.
Особенностьданной программы в том, что она способна сформировать основы библиотечной грамотности детей. Сказки являются неотъемлемой частью литературной гостиной. Дети и сказка – неразделимы. На занятиях дети знакомятся с творчеством и произведениями детских писателей. Им дается возможность ближе познакомиться со сказками.
Цель: формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение детей к библиотеке и систематическому чтению, расширение и углубление читательских интересов, воспитание любви к книге и чтению.
Задачи:
1. Образовательные: расширение кругозора;
2. Воспитательные: воспитание любви к книге, к чтению;
3. Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность;
развитие читательских интересов.
4. Научно-познавательные: дети должны приобрести следующиезнания и умения:
- знания о роли и пользе книги;
- знания об источниках информации, информацию о детских писателях;
- знать правила пользования библиотекой;
- знать правила обращения с книгами;
- умение ориентироваться в библиотеке;
- умение самостоятельно выбирать книгу;
- умение бережно обращаться с книгами;
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа «Литературная гостиная» разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное усвоение материала во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 час в неделю, в третьем классе – 34 часа.
Описание учебно-методического комплекта
Литература:
1. Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества 1- 4 класс [Текст] Мастерская учителя / Н.Н.Каландарова. - М.: ВАКО, 2009. - 176 с.
2. Бражников, А.И .Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению Текст / А.И. Бражников.- М.- Чистые пруды, 2006.-178с.
3. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я Текст / И.И.Тихомирова. -М.: Школьная библиотека,2004.-228с.
4. Фролова, Ю.Играем в библиотеке Текст / Ю.Фролова.- М.:Чистые пруды,2006.-32с.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
6. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: - Баллас, С-Инфо, 1996.
7. Былины/Сост.Ю.Г.Круглов. – М:Просвещение.1985.
8. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
9. .Русские народные сказки/Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
10. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
11. “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
12. Пушкин А. С. Сказки. — М. Просвещение, 2002
13. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М. Просвещение, 1989
14. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М. Просвещение, 1995
15. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01 /bolshaja-detskaja-jenciklopedija-б-12.html(09.03.11)
2.Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)
3. Детские электронные презентацииhttp://www.viki.rdf.ru
4. Детский портал “Солнышко”http://www.solnet.ee/
5. Сайт “Фактор роста”http://www.farosta.ru/
6. Сайт “Учительской газеты”http://www.ug.ru/
7. Сайт ИД “Первое сентября”https://my.1september.ru/
К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
·Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
·Компьютер
·Мультимедийный проектор.
·Видеофильмы,готовые презентации к занятиям соответствующие тематике.
·Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
Наглядные пособия:
·набор картинок с изображением сказочных героев.
· книги (сказки различных авторов, народные сказки, рассказы, загадки).
Уровни образовательной программы:
1 уровень результатов:приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3 уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений.
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Формы деятельности: игры комбинации с чтением и беседами, игры- путешествия, экскурсии, литературные викторины, конкурсы, чтение сказок, обсуждение, инсценировка сказок.
Использование игровых форм, красочных наглядных пособий, технических средств, проведение экскурсий, способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
Введение в урок игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание курса внеурочной деятельности
1.Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка?
Цель: привлечь внимание детей к сказкам, вызвать желание их читать; развивать память, логическое мышление. Расширение кругозора, приобщить к творчеству через игры, прививать любовь к сказкам.
Беседа-диалог: Может ли сказка быть живой? В сказке — живая душа народа. Сказка может любить и быть любима, она может наказывать и одухотворять, она учит добру и умению решать сложные жизненные вопросы. Посещение спектакля театра юного зрителя «Финист — ясный сокол» с последующим обсуждением. Практическая работа: подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни.
2.«С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие.
Цель:
·Развивать внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным.
·Учить детей быть сообразительными и находчивыми в беде.
Беседа-диалог по сказкам: «Теремок», «Жихарка», «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Зимовье зверей», «Золушка», «Мороз Иванович», «Семь Симеонов — семь работников». Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Жихарка». Подобрать пословицы, поговорки, которые можно отнести к сказке «Жихарка».
3.«Доброе слово — что ясный день».
Цель:
·Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.
·Развивать чувство ответственности за свои поступки.
·Учить детей быть послушными, приветливыми.
Беседа-диалог: Доброе слово — доброе дерево — добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и сказкой братьев Гримм «Госпожа Метелица». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом.
4.Волшебный цветок.
Цель: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению воспитывать любовь к отечественной литературе, развивать интерес к прошлому, способствовать развитию эстетического восприятия художественного произведения и поддержанию интереса к произведениям классики русской литературы.
Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек»; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.
5.«Что за прелесть эти сказки!»
Цель."Вызвать интерес к сказкам А.С.Пушкина
Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.
6.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Цель: заинтересовать, увлечь, приобщить к миру книг
Выразительное чтение по ролям сказки А. С. Пушкина. Беседа-диалог о гордости и кротости, высокомерии и смирении, грубости и вежливости, жадности и доброте. Чем напоминает нам царевна русскую крестьянскую девушку из сказки «Морозко»? почему ее образ вызывает у нас сочувствие? Экскурсия в школьный музей «Теремок», чьи интерьеры подходят под описание горницы в доме богатырей: «лавки, крытые ковром», «под святыми стол», печь с лежанкой и другое. Инсценировки отрывков сказки. Репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Практическая работа: отработка сценической речи, тренинг по взаимодействию действующих лиц сказки на сцене, изготовление костюмов, реквизита и декораций.
7. Проектная деятельность Сочини свою сказку
Цель:
· закрепить знания об особенностях сказок, их разнообразии и основных признаках сказки;
· развитие речи учащихся, умения сочинять сказки в соответствии с определенными заданными требованиями;
· формирование умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга, афишировать совместную работу, корректировать результаты совместной деятельности группы учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Писатели написали замечательные сказки и стихи.Я предлагаю и вам придумать своего героя и сочинить о нем сказку.
8.Наше творчество. «Книжки-малышки». Заключительный урок.
Цель:
· создать книжку-малышку с иллюстрациями своей любимой сказки;
· развивать творческое мышление; познавательный интерес;
· прививать интерес к книге; прививать навыки самостоятельности в работе.
Все дети знают, что информацию можно получать из книжек. Но вот книги можно купить фабричные, а можно сделать самим.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел |
Формы организации |
Виды деятельности |
Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка? |
Коллективная (фронтальная); групповая; парная. |
Беседа.Урок-игра «Что узнали о сказках?». Книжная выставка. Практическая работа. |
«С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие. |
Коллективная (фронтальная); групповая; парная; индивидуальная |
Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи. Подобрать пословицы, поговорки, которые можно отнести к сказке. |
«Доброе слово — что ясный день» |
Коллективная (фронтальная); групповая; индивидуальная. |
Слушание и рассматривание книг. Нарисовать символ доброты.Игра в «Вежливое слово» Сочинение-сказки |
Волшебный цветок |
Коллективная (фронтальная); групповая; индивидуальная. |
Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» Выразительное чтение сказки по ролям Сделать поделку волшебный цветок. |
«Что за прелесть эти сказки!» |
Коллективная (фронтальная); групповая; индивидуальная. |
Беседа-диалог. Работа с текстом. Знакомство с выставкой сказок.Коллективная проектная деятельность. |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях |
Коллективная (фронтальная); групповая;
|
Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Инсценирование сказки.Работа над голосом и жестами. |
Проектная деятельность. Сочини свою сказку |
Коллективная (фронтальная); Групповая.
|
Творческая мастерская. Сочинить сказку и нарисовать любимого героя. Проектная деятельность |
Наше творчество. «Книжки-малышки» Заключительный урок |
Коллективная (фронтальная); Групповая.
|
Коллективная проектная деятельность. Создать книжку-малышку с иллюстрациями своего любимого героя, придуманной сказки. |
Календарно – тематическое планирование курса
«Литературная гостиная» 1год обучения
Учебная программа для обучающихся 3-го класса общеобразовательной школы
№ |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка? |
4 |
1 |
3 |
2. |
«С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие. |
4 |
2 |
2 |
3. |
«Доброе слово — что ясный день» |
6 |
2 |
4 |
4. |
Волшебный цветок |
4 |
2 |
2 |
5. |
«Что за прелесть эти сказки!» |
6 |
2 |
4 |
6. |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях |
4 |
2 |
2 |
7. |
Проектная деятельность Сочини свою сказку |
3 |
1 |
2 |
8. |
Наше творчество. «Книжки-малышки» Заключительный урок |
3 |
1 |
2 |
Итого |
34 |
13 |
21 |
Таким образом, программа курса «Литературная гостиная»способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, повышению учебной мотивации и результативности в изучении основных образовательных программ; согласуется со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, указанными в Государственной программе Ханты-Мансийского округа - Югры «Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014-2020 годы» и в «Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Педагог-библиотекарь Фархутдинова Т.Н.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.