Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119»
Советского района города Воронеж
Проект «Русские валенки» в группе раннего возраста.
Воспитатели группы №9:
Гуляева С.М
Колупаева О.И
г. Воронеж 2020 год
Проект «Русские валенки» в группе раннего возраста.
Участники проекта: воспитатели и дети группы раннего возраста, родители.
Место проведения проекта: группа детского сада.
Тип проекта: информационно – творческий.
Сроки реализации: 18.03.2020 по 31.03.2020 (краткосрочный)
Актуальность. Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки – часть русской истории и культуры. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них и масленицу праздновали и свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение. Ручное производство валенок обходилось в «копеечку» и даже крестьяне среднего достатка с трудом покупали их. Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством.
Цель: знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей русской обуви (валенки).
2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам.
3. Развивать воображение, фантазию, творчество.
Методы:
• Рассматривание иллюстраций о разных видов валенок;
• Беседа;
• Чтение художественной литературы:
• Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки»
• Дидактические, подвижные игры;
• Расписывание валенка;
• Украшение валенка;
• Оформление выставки готовых работ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки»,
Дидактические игры: «Что лишнее?»
«Третий лишний», «Скажи, какой?»
Познавательное развитие
-Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
-Рассматривание разных видов валенок.
Речевое развитие
-Отгадывание загадок про валенки.
-Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.
-Чтение художественной литературы:
- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,
- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,
- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».
«Валенок-бываленок».
Художественно-эстетическое развитие
-ООД по изо деятельности:
-Аппликация «Валенки для скомороха Тимошки»
-Разучивание частушек про валенки;
-Творческие работы по украшению валенков родителями и детьми.
-Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
-Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.
-Танец «Валенки» русская народная мелодия.
Физическое развитие
-Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,
«Прыжки через скакалку».
Работа с родителями:
-Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.
-Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.
-Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий разных видов валенок.
СТИХИ:
А баиньки
-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Федотова Марина
На день рожденье Вареньке
Подарили валенки.
Красные-
прекрасные.
Вот
какие валенки.
Узорами расшитые.
Кожею подбитые.
Модные-
удобные.
Вот какие валенки.
С днем рожденья, Варенька!
Носи на радость валенки.
Малышев Влад
Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду
гулять.
Буду я с ребятами в них в снежки
Играть.
Крики раздаются и счастливый смех.
Радость и веселье охватили всех.
Вся в снегу одежда и валенки мои.
Хороши морозные, солнечные дни!
Гранильщикова Александра
Ходит в этой обуви Дед Мороз зимой.
Бегает по улице ребятня гурьбой.
Домовой в них ходит –
охраняет дом.
Круглый год их носит работящий гном.
Что это такое? Ну-ка, назови.
Милые и теплые валенки твои.
ЗАГАДКИ:
-Треплют, катают,
В морозы таскают,
И хоть это не сапожки,
Никогда не зябнут ножки. (Валенки)
-В них упрячешь две ноги —
И в мороз гулять беги. (Валенки).
Почитали СКАЗКИ:
Теплые валенки (Владимир Новиков).
Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:
— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.
— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.
Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:
— Я правый! — сказал первый валенок.
— Нет, я правый! — сказал второй.
— Нет, я! — сказал первый.
— Нет, я! — сказал второй.
И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.
О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.
Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:
— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!
— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.
С тем и договорились.
Волшебные валенки (Клименкова Евгения)
Жил-был лесник – трудолюбивый, добрый, вежливый человек. Никогда никого не обижал, а наоборот, помогал всем. Его лучшими друзьями были звери лесные. Попадет лисичка в капкан, а он ее освободит и лапку залечит.
Были у лесника валенки, которые спасали его в лютые морозы, берегли от разных болезней. Подарила ему их лесная фея, благодарная за то, что не раз спасал он ее лес от пожаров, жителей лесных – от охотников.
А дело было так. Однажды зимой пошел лесник проведать лесную фею. Налетела на него вьюга – злая колдунья, сбила с ног, заморозить захотела. Но лесная фея не дала ему погибнуть, помогла добраться до дома и подарила леснику валенки, которые спасали от лютых морозов и любых болезней.
Долго прожил лесник, состарился, да и валенки постарели вместе с ним, потеряли волшебную силу. Как-то раз пошел старик-лесник за хворостом. Налетела на него опять неугомонная вьюга – злая колдунья. Упал лесник в снег, не смог устоять против злодейки. Так и вьюжит, так и хочет его заморозить. Вовремя подоспела фея, прогнала колдунью и валенки наполнила новой силой. Стали они как новые. Поблагодарил старик лесную фею и спросил, что может сделать для нее.
Фея попросила лесника, чтобы взял он лопату и пошел к старому дубу, выкопал там яму и посмотрел, что будет. А о том, что увидит, людям рассказал.
Сделал лесник все, о чем она его попросила. Теперь вместо той ямы родник течет, а на ветках старого дуба висят валенки! Всяк, кто лес бережет, зверей любит, обязательно найдет это место и сможет взять валенки с дерева, которые будут оберегать доброго человека от хворей всяких и напастей.
Валя и Кубышка (Комаров Никита)
Жили в лесу два друга «не разлей вода» — мышка Кубышка и валенок Валя. Жили они, не тужили, друг о друге заботились. Летом Кубышка мыла и чистила валенок от грязи, а зимой Валя согревал мышку от мороза и холода. Но вот нежданно-негаданно случилась беда...
Заболел валенок, прохудился, появились в нем дыры. С каждым днем становилось Вале все хуже и хуже. В лесу этом жил мастер Валенковский. Говорят он делал валенки для всех жителей – от мала до велика. Знал свое дело хорошо и не зря слыл мастером. Решила мышка, что пойдет с валенком к нему за помощью. Собрались они ранехонько и отправились в путь. Вот только дороги Кубышка не знала, но понадеялась на добрую помощь жителей леса. Долго ли, коротко ли шли они, а на встречу им Лиса.
- Ну, здравствуй, мышка Кубышка, куда путь держишь?
- Здравствуй Лисичка сестричка. Не могла бы ты нам подсказать дорогу к мастеру Валенковскому?
- Какая мне выгода от этого?
- А я угощу тебя блинками с маслецом, сегодня утром напекла.
- Хорошо, — сказала лиса облизнувшись, — но я знаю только треть дороги. Идите прямо, никуда не сворачивайте до самой реки, а там будет берлога Михаила Потаповича.
- Спасибо тебе лисичка.
Мышка отдала лисе в благодарность за помощь блины, и отправились они с валенком дальше.
Дошли они до реки, а навстречу им Михаил Потапович, за ним его жена Варвара и их сын Мишутка.
- Не видели вы девчонку, — спрашивает медведь. Она наш весь дом разворотила: всю еду съела, стулья поломала, кровати помяла!
- Видели. Вон она на лодке через реку перебирается!
- Спасибо вам, друзья. Чем отплатить вам за добро? Подскажи, как нам добраться к мастеру Валенковскому?
- Идите воль реки, у большой канавы повернете налево. Там увидите нору волка и спросите у него как дальше добраться.
Поблагодарив друг друга, каждый отправился в свою сторону.
Идут они, а валенок совсем исхудал. Кругом глушь, темнота, вдруг услышали они страшный вой. Навстречу им волк бежит, хромает. Остановился он и стал просить помощи.
- Перебинтуйте мне, пожалуйста, лапу, а то я в капкан попал, еле выбрался.
- Конечно же. Мы сейчас тебе поможем. С этими словами Кубышка достала из сумки йод, бинт и обработала рану.
- Спасибо. Чем я могу вам помочь, — сказал благодарный волк.
- Подскажи, как нам добраться до мастера Валенковского?
- Видите, вон там, вдалеке виднеется дом, это его знаменитая мастерская.
- Спасибо тебе, волк за помощь.
С этими словами двинулись Кубышка и Валя дальше. Совсем уже стемнело и похолодало. Валя остановился, идти не может.
- Валя, Валя, не спи! Не спи, замерзнешь! Прошу тебя, поднимайся, пойдем, совсем немного осталось! Но валенок ее не слышал. Мышка взвалила друга на плечо и понесла к мастерской.
Очнулась мышка в ярко освещенной комнате. Справа – камин, слева – комод, напротив – стол с нитками, иголками и прочими вещами мастера. Вдруг открылась дверь, и мышка услышала родной голос Вали, который кого-то спрашивал: «Ну, как она, в порядке?» «Да, в полном! Вот, посмотри, пришла в себя и глаза открыла», — отвечал кто-то. Оказалось, что это был мастер Валенковский, который нашел под утро у своих дверей, обессиливших друзей. Валенок он починил, и Валя сразу почувствовал себя сильным и здоровым. А вот с мышкой Кубышкой пришлось повозиться – очень много сил она потеряла, пока донесла друга. Но и с ней теперь все в порядке. Очень скоро дела ее пошли на поправку. Мышка выздоровела, и отправились они счастливые домой.
Частушки про валенки:
Чтоб прогнать мороз и стужу
Мы в ладоши хлопаем
В валенках через сугробы
Радостные топаем!!1
Как надену валенки
Тепленькие, мягонькие,
Так скажу вам: "Нету мочи,
В них пляшу я днем и ночью"!!
Не хочу ботинок я,
Не хочу сапожек,
Валенок удобнее
Нет обуви для ножек!!
Подарила маменька
Беленькие валенки
С ними я не расстаюсь
Даже спать я в них ложусь!!
Если кто меня обидит,
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!!
Тетеньки и дяденьки
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!!
Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!!!
Наши работы:
Изготовление поделок для выставки в домашних условиях родителями с детьми:
Список литературы
1. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.