Проект "Русские валенки".

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русские валенки.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       «Детский сад №119»

                          Советского района города Воронеж

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Русские валенки» в группе раннего возраста.

 

  

 

 

 

 

 

 

                                                 Воспитатели группы №9:

                                                                          Гуляева С.М

                                                                         Колупаева О.И

 

                                        г. Воронеж 2020 год

 

Проект «Русские валенки» в группе раннего возраста.

Участники проекта: воспитатели и дети группы раннего возраста, родители.

Место проведения проекта: группа детского сада.

Тип проекта: информационно – творческий.

Сроки реализации: 18.03.2020 по 31.03.2020 (краткосрочный)

Актуальность. Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки – часть русской истории и культуры. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них и масленицу праздновали и свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение. Ручное производство валенок обходилось в «копеечку» и даже крестьяне среднего достатка с трудом покупали их. Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством.

Цель: знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.

 

Задачи: 

 

1.     Познакомить детей с историей русской обуви (валенки).

     2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам,         пословицам, поговоркам, частушкам.

     3.  Развивать воображение, фантазию, творчество.

Методы:

• Рассматривание иллюстраций о разных видов валенок;

• Беседа;

• Чтение художественной литературы:

• Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки»

• Дидактические, подвижные игры;

• Расписывание валенка;

• Украшение валенка;

• Оформление выставки готовых работ.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ

Образовательные области

 

Социально-коммуникативное развитие

Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки»,

Дидактические игры: «Что лишнее?»

«Третий лишний», «Скажи, какой?»

 

Познавательное развитие

-Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.

-Рассматривание разных видов валенок.

 

Речевое развитие

-Отгадывание загадок про валенки.

-Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.

-Чтение художественной литературы:

- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,

- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,

- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».

«Валенок-бываленок».

 

Художественно-эстетическое развитие

-ООД по изо деятельности:

-Аппликация «Валенки для скомороха Тимошки»

-Разучивание частушек про валенки;

-Творческие работы по украшению валенков родителями и детьми.

-Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

-Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.

-Танец «Валенки» русская народная мелодия.

 

Физическое развитие

-Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,

 «Прыжки через скакалку».

Работа с родителями:

-Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

-Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.

-Чтение художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий разных видов валенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03c4/000b13cb-7920fd8a/img11.jpg

 

СТИХИ:

А баиньки

-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

 

Федотова Марина

На день рожденье Вареньке

Подарили валенки.

Красные-

прекрасные.

Вот

какие валенки.

Узорами расшитые.

Кожею подбитые.

Модные-

удобные.

Вот какие валенки.

С днем рожденья, Варенька!

Носи на радость валенки.

 

Малышев Влад

Теплые удобные валенки мои.

Сделаны из шерсти, мех у них внутри.

Я надену валенки, в лес пойду

гулять.

Буду я с ребятами в них в снежки

Играть.

Крики раздаются и счастливый смех.

Радость и веселье охватили всех.

Вся в снегу одежда и валенки мои.

Хороши морозные, солнечные дни!

 

Гранильщикова Александра

Ходит в этой обуви Дед Мороз зимой.

Бегает по улице ребятня гурьбой.

Домовой в них ходит –

охраняет дом.

Круглый год их носит работящий гном.

Что это такое? Ну-ка, назови.

Милые и теплые валенки твои.

 

 

ЗАГАДКИ:

-Треплют, катают,

В морозы таскают,

И хоть это не сапожки,

Никогда не зябнут ножки. (Валенки)

 

-В них упрячешь две ноги —

И в мороз гулять беги. (Валенки).

 

 

Почитали СКАЗКИ:

Теплые валенки (Владимир Новиков).

Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:

— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.

— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.

Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:

— Я правый! — сказал первый валенок.

— Нет, я правый! — сказал второй.

— Нет, я! — сказал первый.

— Нет, я! — сказал второй.

И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.

О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.

Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:

— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!

— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.

С тем и договорились.

Волшебные валенки (Клименкова Евгения)

Жил-был лесник – трудолюбивый, добрый, вежливый человек. Никогда никого не обижал, а наоборот, помогал всем. Его лучшими друзьями были звери лесные. Попадет лисичка в капкан, а он ее освободит и лапку залечит.

Были у лесника валенки, которые спасали его в лютые морозы, берегли от разных болезней. Подарила ему их лесная фея, благодарная за то, что не раз спасал он ее лес от пожаров, жителей лесных – от охотников.

А дело было так. Однажды зимой пошел лесник проведать лесную фею. Налетела на него вьюга – злая колдунья, сбила с ног, заморозить захотела. Но лесная фея не дала ему погибнуть, помогла добраться до дома и подарила леснику валенки, которые спасали от лютых морозов и любых болезней.

Долго прожил лесник, состарился, да и валенки постарели вместе с ним, потеряли волшебную силу. Как-то раз пошел старик-лесник за хворостом. Налетела на него опять неугомонная вьюга – злая колдунья. Упал лесник в снег, не смог устоять против злодейки. Так и вьюжит, так и хочет его заморозить. Вовремя подоспела фея, прогнала колдунью и валенки наполнила новой силой. Стали они как новые. Поблагодарил старик лесную фею и спросил, что может сделать для нее.

Фея попросила лесника, чтобы взял он лопату и пошел к старому дубу, выкопал там яму и посмотрел, что будет. А о том, что увидит, людям рассказал.

Сделал лесник все, о чем она его попросила. Теперь вместо той ямы родник течет, а на ветках старого дуба висят валенки! Всяк, кто лес бережет, зверей любит, обязательно найдет это место и сможет взять валенки с дерева, которые будут оберегать доброго человека от хворей всяких и напастей.

Валя и Кубышка (Комаров Никита)

Жили в лесу два друга «не разлей вода» — мышка Кубышка и валенок Валя. Жили они, не тужили, друг о друге заботились. Летом Кубышка мыла и чистила валенок от грязи, а зимой Валя согревал мышку от мороза и холода. Но вот нежданно-негаданно случилась беда...

Заболел валенок, прохудился, появились в нем дыры. С каждым днем становилось Вале все хуже и хуже. В лесу этом жил мастер Валенковский. Говорят он делал валенки для всех жителей – от мала до велика. Знал свое дело хорошо и не зря слыл мастером. Решила мышка, что пойдет с валенком к нему за помощью. Собрались они ранехонько и отправились в путь. Вот только дороги Кубышка не знала, но понадеялась на добрую помощь жителей леса. Долго ли, коротко ли шли они, а на встречу им Лиса.

- Ну, здравствуй, мышка Кубышка, куда путь держишь?

- Здравствуй Лисичка сестричка. Не могла бы ты нам подсказать дорогу к мастеру Валенковскому?

- Какая мне выгода от этого?

- А я угощу тебя блинками с маслецом, сегодня утром напекла.

- Хорошо, — сказала лиса облизнувшись, — но я знаю только треть дороги. Идите прямо, никуда не сворачивайте до самой реки, а там будет берлога Михаила Потаповича.

- Спасибо тебе лисичка.

Мышка отдала лисе в благодарность за помощь блины, и отправились они с валенком дальше.

Дошли они до реки, а навстречу им Михаил Потапович, за ним его жена Варвара и их сын Мишутка.

- Не видели вы девчонку, — спрашивает медведь. Она наш весь дом разворотила: всю еду съела, стулья поломала, кровати помяла!

- Видели. Вон она на лодке через реку перебирается!

- Спасибо вам, друзья. Чем отплатить вам за добро? Подскажи, как нам добраться к мастеру Валенковскому?

- Идите воль реки, у большой канавы повернете налево. Там увидите нору волка и спросите у него как дальше добраться.

Поблагодарив друг друга, каждый отправился в свою сторону.

Идут они, а валенок совсем исхудал. Кругом глушь, темнота, вдруг услышали они страшный вой. Навстречу им волк бежит, хромает. Остановился он и стал просить помощи.

- Перебинтуйте мне, пожалуйста, лапу, а то я в капкан попал, еле выбрался.

- Конечно же. Мы сейчас тебе поможем. С этими словами Кубышка достала из сумки йод, бинт и обработала рану.

- Спасибо. Чем я могу вам помочь, — сказал благодарный волк.

- Подскажи, как нам добраться до мастера Валенковского?

- Видите, вон там, вдалеке виднеется дом, это его знаменитая мастерская.

- Спасибо тебе, волк за помощь.

С этими словами двинулись Кубышка и Валя дальше. Совсем уже стемнело и похолодало. Валя остановился, идти не может.

- Валя, Валя, не спи! Не спи, замерзнешь! Прошу тебя, поднимайся, пойдем, совсем немного осталось! Но валенок ее не слышал. Мышка взвалила друга на плечо и понесла к мастерской.

Очнулась мышка в ярко освещенной комнате. Справа – камин, слева – комод, напротив – стол с нитками, иголками и прочими вещами мастера. Вдруг открылась дверь, и мышка услышала родной голос Вали, который кого-то спрашивал: «Ну, как она, в порядке?» «Да, в полном! Вот, посмотри, пришла в себя и глаза открыла», — отвечал кто-то. Оказалось, что это был мастер Валенковский, который нашел под утро у своих дверей, обессиливших друзей. Валенок он починил, и Валя сразу почувствовал себя сильным и здоровым. А вот с мышкой Кубышкой пришлось повозиться – очень много сил она потеряла, пока донесла друга. Но и с ней теперь все в порядке. Очень скоро дела ее пошли на поправку. Мышка выздоровела, и отправились они счастливые домой.

 

 

Рисование на тему «Одежда» в старшей группе: изображения обуви и ...

Частушки про валенки:

Чтоб прогнать мороз и стужу

Мы в ладоши хлопаем

В валенках через сугробы

Радостные топаем!!1

 

Как надену валенки

Тепленькие, мягонькие,

Так скажу вам: "Нету мочи,

В них пляшу я днем и ночью"!!

 

Не хочу ботинок я,

Не хочу сапожек,

Валенок удобнее

Нет обуви для ножек!!

 

Подарила маменька

Беленькие валенки

С ними я не расстаюсь

Даже спать я в них ложусь!!

 

Если кто меня обидит,

Я не плачу, не реву,

Сразу валенок снимаю,

Подзатыльник им даю!!

 

Тетеньки и дяденьки

Все носите валенки.

Реже станете болеть

И начнете молодеть!!

 

Мы про валенки частушки

Еще долго можем петь

Так что, хлопая в ладошки,

Вы все можете вспотеть!!!

 

 

Творческий проект «Русский валенок»

 

 

Наши работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление поделок для выставки в домашних условиях родителями с детьми:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За что мы любим валенки: секреты успеха войлочной обуви

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.     О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4.     Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.     Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.     Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


 

Скачано с www.znanio.ru