Актуальность
В соответствии с Законом "Об образовании ” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья обучающихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.
Физическое развитие – основной показатель уровня здоровья школьников. Здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту, развитием.
Регулярные занятия физической культурой и спортом, осознанное соблюдение правил здорового образа жизни станут фундаментом, для укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня здоровья, физической подготовленности, формированию основ культуры здорового образа жизни, готовности к труду и обороне подрастающего поколения.
Проект призван привлечь наибольшее количество обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО, положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через организацию самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
проблема
По результатам входного диагностического исследования выявлено, что в процессе обучения в школе происходит ухудшение состояния здоровья школьников, которое характеризуется ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением физического развития, снижением числа абсолютно здоровых детей, как следствие низкого уровня двигательной активности и мотивации к соблюдению правил ЗОЖ.
Противоречия
между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью;
между модернизацией системы физического воспитания и необходимостью подбора новых технологий и методик организации физкультурно-оздоровительной и информационно-просветительской работы в школе.
Гипотеза
В результате полученных знаний об организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом у обучающихся повысится:
уровень валеологических знаний в области физической культуры;
уровень культуры здорового образа жизни;
интерес к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО;
реальная возможность сдать нормы комплекса ВФСК ГТО
Задачи
изучить теоретическую основу по данному вопросу;
разработать систему подготовки обучающихся к сдаче ВФСК ГТО по средствам самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
подобрать диагностический материал, провести диагностику и сделать выводы об эффективности выбранных форм и методов;
исследовать степень влияния самостоятельных занятий на уровень здоровья и физическую подготовленность обучающихся.
Аннотация проекта
Срок реализации:
май 2015 - май 2016
Аудитория: все участники образовательного процесса
Особое внимание будет уделяться следующим категориям учащихся:
учащимся, немотивированным к занятиям физической культурой и спортом;
детям со сниженным иммунитетом;
учащимся «группы риска»,
детям из неблагополучных семей;
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский
Направление: достижение планируемых результатов в области физической культуры.
Этапы работы над проектом
Информационно-аналитический: | Проанализировать теоретическую основу и практику использования самостоятельных занятий для выполнения ВФСК ГТО |
Практический: | Разработать индивидуальные маршруты с учётом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности |
Контрольно-аналитический: | Проанализировать работу |
Ожидаемые результаты
У обучающихся:
повысится мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни;
увеличится двигательная активность;
повысится общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
повысится уровень валеологической культуры;
возрастёт интерес к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО
Формируемые результаты
Личностные УУД | Метапредметные УУД |
Формируемые результаты
Предметные УУД | Коммуникативные УУД |
Циклограмма использования оздоровительных мероприятий в режиме дня
Утро | Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика |
Перед каждым приемом пищи | Мытье рук прохладной водой |
Во время еды | Посадка за столом; формирование культуро – гигиенических навыков |
После каждого приема пищи | Полоскание полости рта кипяченой водой |
ООД | Динамические паузы, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз; смена динамических пауз; массаж; самомассаж; музыкотерапия |
Перед дневным сном | Ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, ходьба босиком, релаксация |
После дневного сна | Зарядка пробуждения; ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, ходьба босиком |
Прогулка | Подвижные игры; элементы спортивных игр; ходьба босиком; воздушные и солнечные ванны; игры с водой и песком; индивидуальная работа по развитию основных движений; целевые прогулки; оздоровительный бег |
Вечером | Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; точечный массаж; самомассаж; дыхательная гимнастика |
Разработка Индивидуального маршрут а
Индивидуальный маршрут ученика (ФИО)………….
Цель: подготовка к сдаче Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО
Дата | Направления развития | Задачи | Содержание работы | Форма контроля |
Сентябрь | Общефизическая подготовка | повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма – дыхания, кровообращения, энергообеспечения | специфические упражнения с набивными мячами | тест Купера |
Развитие физических качеств | повышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость - координация) | комплексы специальных упражнений с атлетическим уклоном | комплекс тестов показателей УФП из «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11классов общеобразовательной школы» (1992 г.) | |
Теоретическая подготовка | знание теоретических основ физического воспитания и спорта, умение практически реализовать основные положения в процессе обучения и в быту | организация двигательного режима в течение дня | дневник самоконтроля |
Антропометрический профиль
Ортостатическая проба
(ЧСС в покое – ЧСС после нагрузки)
Проба Руфье
((Р1+Р2+Р3) -200 )/ 10
Проба по Квергу
(6 минутный бег)
Диагностические методики состояния здоровья
Метательный индекс =
дальность броска (м)
рост (м)
Скоростной индекс =
длина дистанции (м)
рост (м) * время бега (сек)
Силовой индекс =
вес груза (кг)
вес тела (кг)
Диагностические методики уровня физической подготовленности
Тесты для определения скорости
(бег 30 м, 60 м, ЧД в беге на месте)
Тесты для определения силы
( подтягивание на перекладине, бросок набивного мяча, отжимание, подъём туловища из п. лёжа)
Тесты для определения выносливости
(бег 1000-2000 м, количество повторений серии упражнений)
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
(прыжок в длину с места, в длину с разбега, прыжок с места вверх, многоскоки)
Тесты для определения гибкости
(наклон вперёд из п. стоя, из п. сидя)
Тесты для определения координации (бег «змейкой», челночный бег 3х10 м, метание мяча в цель из разных исходных положений)
Вывод
Самостоятельные занятия физической культурой и спортом позволили обучающимся повысить:
уровень валеологических знаний в области физической культуры;
уровень культуры здорового образа жизни;
уровень мотивации к увеличению двигательной активности;
интерес к сдаче норм комплекса ГТО.
Результативность
Рассмотрена теоретическая основа внедрения обновлённого комплекса ГТО
Создана модель недельной двигательной активности школьника
Отобраны наиболее эффективные средства, методы и формы организации самостоятельных занятий
Подобрана система подготовки обучающихся к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
Создана база методических разработок и рекомендаций к ним
Значимость проекта
В результате реализации проекта у обучающихся:
повысилась мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни;
повысился общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
повысился уровень валеологической культуры;
возрос интерес и реальная возможность сдать нормы ВФСК ГТО
Информационные ресурсы
Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.