Самостоятельныезанятия физической культурой, спортом и подготовка к выполнению ВФСК ГТО
Пузина Светлана Анатольевна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск
Тамбовская область
Актуальность
В соответствии с Законом "Об образовании ” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья обучающихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.
Физическое развитие – основной показатель уровня здоровья школьников. Здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту, развитием.
Регулярные занятия физической культурой и спортом, осознанное соблюдение правил здорового образа жизни станут фундаментом, для укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня здоровья, физической подготовленности, формированию основ культуры здорового образа жизни, готовности к труду и обороне подрастающего поколения.
Проект призван привлечь наибольшее количество обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО, положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через организацию самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
проблема
По результатам входного диагностического исследования выявлено, что в процессе обучения в школе происходит ухудшение состояния здоровья школьников, которое характеризуется ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением физического развития, снижением числа абсолютно здоровых детей, как следствие низкого уровня двигательной активности и мотивации к соблюдению правил ЗОЖ.
Противоречия
между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью;
между модернизацией системы физического воспитания и необходимостью подбора новых технологий и методик организации физкультурно-оздоровительной и информационно-просветительской работы в школе.
Гипотеза
В результате полученных знаний об организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом у обучающихся повысится:
уровень валеологических знаний в области физической культуры;
уровень культуры здорового образа жизни;
интерес к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО;
реальная возможность сдать нормы комплекса ВФСК ГТО
Цель:
Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом с целью успешного выполнения ВФСК ГТО
Задачи
изучить теоретическую основу по данному вопросу;
разработать систему подготовки обучающихся к сдаче ВФСК ГТО по средствам самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
подобрать диагностический материал, провести диагностику и сделать выводы об эффективности выбранных форм и методов;
исследовать степень влияния самостоятельных занятий на уровень здоровья и физическую подготовленность обучающихся.
Аннотация проекта
Срок реализации:
Этапы работы над проектом
Информационно-аналитический: | Проанализировать теоретическую основу и практику использования самостоятельных занятий для выполнения ВФСК ГТО |
Практический: | Разработать индивидуальные маршруты с учётом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности |
Контрольно-аналитический: | Проанализировать работу |
Ожидаемые результаты
У обучающихся:
повысится мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни;
увеличится двигательная активность;
повысится общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
повысится уровень валеологической культуры;
возрастёт интерес к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО
Формируемые результаты
Личностные УУД проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | Метапредметные УУД находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. |
Формируемые результаты
Предметные УУД представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элемент соревнований, осуществлять их объективное судейство характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; | Коммуникативные УУД Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Направления работы
Разработать модель двигательного режима школьника
Разработать индивидуальные маршруты с учетом пола, возраста и состояния здоровья
Диагностическая работа
Исследовательская работа
Циклограмма использования оздоровительных мероприятий в режиме дня
Утро | Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика |
Перед каждым приемом пищи | Мытье рук прохладной водой |
Во время еды | Посадка за столом; формирование культуро – гигиенических навыков |
После каждого приема пищи | Полоскание полости рта кипяченой водой |
ООД | Динамические паузы, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз; смена динамических пауз; массаж; самомассаж; музыкотерапия |
Перед дневным сном | Ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, ходьба босиком, релаксация |
После дневного сна | Зарядка пробуждения; ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, ходьба босиком |
Прогулка | Подвижные игры; элементы спортивных игр; ходьба босиком; воздушные и солнечные ванны; игры с водой и песком; индивидуальная работа по развитию основных движений; целевые прогулки; оздоровительный бег |
Вечером | Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; точечный массаж; самомассаж; дыхательная гимнастика |
Разработка Индивидуального маршрут а
Индивидуальный маршрут ученика (ФИО)………….
Цель: подготовка к сдаче Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО
Дата | Направления развития | Задачи | Содержание работы | Форма контроля |
Сентябрь | Общефизическая подготовка | повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма – дыхания, кровообращения, энергообеспечения | специфические упражнения с набивными мячами | тест Купера |
Развитие физических качеств | повышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость - координация) | комплексы специальных упражнений с атлетическим уклоном | комплекс тестов показателей УФП из «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11классов общеобразовательной школы» (1992 г.) | |
Теоретическая подготовка | знание теоретических основ физического воспитания и спорта, умение практически реализовать основные положения в процессе обучения и в быту | организация двигательного режима в течение дня | дневник самоконтроля |
Антропометрический профиль
Ортостатическая проба
(ЧСС в покое – ЧСС после нагрузки)
Проба Руфье
((Р1+Р2+Р3) -200 )/ 10
Проба по Квергу
(6 минутный бег)
Диагностические методики состояния здоровья
Метательный индекс =
дальность броска (м)
рост (м)
Скоростной индекс =
длина дистанции (м)
рост (м) * время бега (сек)
Силовой индекс =
вес груза (кг)
вес тела (кг)
Диагностические методики уровня физической подготовленности
Тесты для определения скорости
Тесты для определения силы
Тесты для определения выносливости
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
Тесты для определения гибкости
Тесты для определения координации (бег «змейкой», челночный бег 3х10 м, метание мяча в цель из разных исходных положений)
Вывод
Самостоятельные занятия физической культурой и спортом позволили обучающимся повысить:
уровень валеологических знаний в области физической культуры;
уровень культуры здорового образа жизни;
уровень мотивации к увеличению двигательной активности;
интерес к сдаче норм комплекса ГТО.
Результативность
Рассмотрена теоретическая основа внедрения обновлённого комплекса ГТО
Создана модель недельной двигательной активности школьника
Отобраны наиболее эффективные средства, методы и формы организации самостоятельных занятий
Подобрана система подготовки обучающихся к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
Создана база методических разработок и рекомендаций к ним
Значимость проекта
В результате реализации проекта у обучающихся:
повысилась мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни;
повысился общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
повысился уровень валеологической культуры;
возрос интерес и реальная возможность сдать нормы ВФСК ГТО
Информационные ресурсы
Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.