Проект "Самостоятельные занятия физической культурой, спортом и подготовка к выполнению ВФСК ГТО""

  • pptx
  • 02.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самостоятельные занятия физической культурой, спортом и подготовка к выполнению ВФСК ГТО .pptx

Самостоятельные занятия физической культурой, спортом и подготовка к выполнению ВФСК ГТО

Пузина Светлана Анатольевна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск
Тамбовская область

Актуальность

   В соответствии с Законом "Об образовании ” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья обучающихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.
    Физическое развитие – основной показатель уровня здоровья школьников. Здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту, развитием.
Регулярные занятия физической культурой и спортом, осознанное соблюдение правил здорового образа жизни станут фундаментом, для укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня здоровья, физической подготовленности, формированию основ культуры здорового образа жизни, готовности к труду и обороне подрастающего поколения.
Проект призван привлечь наибольшее количество обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО, положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через организацию самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Диагностика состояния здоровья (входная диагностика)

Уровень физической подготовленности (входная диагностика)

Мотивация к соблюдению правил ЗОЖ (входная диагностика)

проблема

По результатам входного диагностического исследования выявлено, что в процессе обучения в школе происходит ухудшение состояния здоровья школьников, которое характеризуется ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением физического развития, снижением числа абсолютно здоровых детей, как следствие низкого уровня двигательной активности и мотивации к соблюдению правил ЗОЖ.

Противоречия

между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью;

между модернизацией системы физического воспитания и необходимостью подбора новых технологий и методик организации физкультурно-оздоровительной и информационно-просветительской работы в школе.

Гипотеза

В результате полученных знаний об организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом у обучающихся повысится:
уровень валеологических знаний в области физической культуры;
уровень культуры здорового образа жизни;
интерес к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО;
реальная возможность сдать нормы комплекса ВФСК ГТО

Цель:

Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом с целью успешного выполнения ВФСК ГТО

Задачи

изучить теоретическую основу по данному вопросу;
разработать систему подготовки обучающихся к сдаче ВФСК ГТО по средствам самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
подобрать диагностический материал, провести диагностику и сделать выводы об эффективности выбранных форм и методов;
исследовать степень влияния самостоятельных занятий на уровень здоровья и физическую подготовленность обучающихся.

Аннотация проекта

Срок реализации:
май 2015 - май 2016
Аудитория: все участники образовательного процесса
Особое внимание будет уделяться следующим категориям учащихся:
учащимся, немотивированным к занятиям физической культурой и спортом;
детям со сниженным иммунитетом;
учащимся «группы риска»,
детям из неблагополучных семей;
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский
Направление: достижение планируемых результатов в области физической культуры.

Этапы работы над проектом

Информационно-аналитический:
май- август 2015

Проанализировать теоретическую основу и практику использования самостоятельных занятий для выполнения ВФСК ГТО
Изучить передовой педагогический опыт по данной теме
Определить  направление использования средств физической культуры и форм самостоятельных занятий физической культурой и спортом
Подобрать диагностический материал, с учётом методических рекомендаций комплекса ГТО
Провести входную диагностику

Практический:
сентябрь 2015 - апрель 2016

Разработать индивидуальные маршруты с учётом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности
Организовать работу по индивидуальным маршрутам
Определить механизмы реализации проекта и планируемых результатов
Апробировать формы организации самостоятельной деятельности детей направленные на повышение активности, самоорганизованности и заинтересованности

Контрольно-аналитический:
май 2016

Проанализировать работу
Провести итоговую диагностику, сделать выводы
Распространить опыт

Ожидаемые результаты

У обучающихся:
повысится мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни;
увеличится двигательная активность;
повысится общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
повысится уровень валеологической культуры;
возрастёт интерес к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО

Формируемые результаты

Личностные УУД

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные УУД

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Формируемые результаты

Предметные УУД

планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элемент соревнований, осуществлять их объективное судейство
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Результаты освоения предмета «Физическая культура»

Направления работы

Разработать модель двигательного режима школьника

Разработать индивидуальные маршруты с учетом пола, возраста и состояния здоровья

Диагностическая работа

Исследовательская работа

Циклограмма использования оздоровительных мероприятий в режиме дня

Утро

Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика

Перед каждым приемом пищи

Мытье рук прохладной водой

Во время еды

Посадка за столом; формирование культуро – гигиенических навыков

После каждого приема пищи

Полоскание полости рта кипяченой водой

ООД

Динамические паузы, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз; смена динамических пауз; массаж; самомассаж; музыкотерапия

Перед дневным сном

Ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, ходьба босиком, релаксация

После дневного сна

Зарядка пробуждения; ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, ходьба босиком

Прогулка

Подвижные игры; элементы спортивных игр; ходьба босиком; воздушные и солнечные ванны; игры с водой и песком; индивидуальная работа по развитию основных движений; целевые прогулки; оздоровительный бег

Вечером

Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; точечный массаж; самомассаж; дыхательная гимнастика

Формы организации самостоятельных занятий

физкультурные занятия в течение учебного дня

Главные принципы самостоятельных занятий

Разработка Индивидуального маршрут а

Индивидуальный маршрут ученика (ФИО)………….
Цель: подготовка к сдаче Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО

Дата

Направления развития

Задачи

Содержание работы

Форма контроля

Сентябрь

Общефизическая подготовка

повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма – дыхания, кровообращения, энергообеспечения

специфические упражнения с набивными мячами

тест Купера

Развитие физических качеств

повышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость - координация)

комплексы специальных упражнений с атлетическим уклоном

комплекс тестов показателей УФП из «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11классов общеобразовательной школы» (1992 г.)

Теоретическая подготовка

знание теоретических основ физического воспитания и спорта, умение практически реализовать основные положения в процессе обучения и в быту

организация двигательного режима в течение дня

дневник самоконтроля

Антропометрический профиль

Ортостатическая проба
(ЧСС в покое – ЧСС после нагрузки)

Проба Руфье
((Р1+Р2+Р3) -200 )/ 10

Проба по Квергу
(6 минутный бег)

Диагностические методики состояния здоровья

Метательный индекс =
дальность броска (м)
рост (м)

Скоростной индекс =
длина дистанции (м)
рост (м) * время бега (сек)

Силовой индекс =
вес груза (кг)
вес тела (кг)

Диагностические методики уровня физической подготовленности

Тесты для определения скорости
(бег 30 м, 60 м, ЧД в беге на месте)

Тесты для определения силы
( подтягивание на перекладине, бросок набивного мяча, отжимание, подъём туловища из п. лёжа)

Тесты для определения выносливости
(бег 1000-2000 м, количество повторений серии упражнений)

Тесты для определения скоростно-силовых качеств
(прыжок в длину с места, в длину с разбега, прыжок с места вверх, многоскоки)

Тесты для определения гибкости
(наклон вперёд из п. стоя, из п. сидя)

Тесты для определения координации (бег «змейкой», челночный бег 3х10 м, метание мяча в цель из разных исходных положений)

Сравнительный анализ Уровня физической подготовленности

Сравнительный анализ уровня Мотивации к соблюдению правил ЗОЖ

Динамика роста числа обучающихся желающих сдавать нормы комплекса ВФСК ГТО

Диагностика эффективности проекта

Вывод

Самостоятельные занятия физической культурой и спортом позволили обучающимся повысить:
уровень валеологических знаний в области физической культуры;
уровень культуры здорового образа жизни;
уровень мотивации к увеличению двигательной активности;
интерес к сдаче норм комплекса ГТО.

Результативность

Рассмотрена теоретическая основа внедрения обновлённого комплекса ГТО
Создана модель недельной двигательной активности школьника
Отобраны наиболее эффективные средства, методы и формы организации самостоятельных занятий
Подобрана система подготовки обучающихся к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
Создана база методических разработок и рекомендаций к ним





Значимость проекта

В результате реализации проекта у обучающихся:
повысилась мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни;
повысился общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
повысился уровень валеологической культуры;
возрос интерес и реальная возможность сдать нормы ВФСК ГТО

Информационные ресурсы

Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682.