Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области
Индивидуальный итоговый проект
Шарль Азнавур –
настоящий певец любви
Выполнила:
Путягина Елизавета,
учащаяся 9А класса
Научный руководитель:
Сизова Ольга Николаевна,
учитель музыки
высшей квалификационной категории
Галич
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
I. ГЛАВА. Жизнь, наполненная творчеством.. 3
1.1. Семья и детство. 3
1.2. Судьбоносная встреча. 4
1.3. Встреча с музой. 4
1.4. Путь на вершину славы.. 6
1.5. Грустный Пьеро. 7
1.6. Любовь и душа. Лучшие песни. 7
1.7. Нелегкий актерский хлеб. 8
1.8. Увлечение литературой. 9
1.9. «Для тебя, Армения». 10
1.10. Любовь к России. 12
1.11. Интересные факты.. 13
II. ГЛАВА. Создание мультимедийной ресурсной папки для проведения уроков и внеурочной деятельности. 14
ВЫВОД.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 18
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 19
«Потанцуем. Щека к щеке. Несмотря на дикие ритмы, сердце к сердцу. Пошли откроем для себя вышедшие из моды радости. В толпе, среди шума. И кажется, что на земле нет никого, кроме нас.»
Примерно так пел Шарль Азнавур, седой мужчина за восемьдесят. Старенький дедушка, приобнимая воображаемую партнершу. Этот француз армянского происхождения кружился на авансцене Кремля. Оркестр обволакивал его нежной музыкой, а зал находился в том блаженном состоянии. Зал проваливался в иное измерение - туда, где истеричная цивилизация отступает перед устаревшей прелестью «тет-а-тет».
Наверное, многие пришли в Кремль посмотреть на «динозавра». Уходящая натура, ретро, воспоминания о временах, когда вышел на экран «Тегеран-43» и звучала эта щемящая песня про жизнь ради слепой любви до последнего дыхания. Азнавур же просто, без нажима доказал, что динозаврами, готовыми к вымиранию, стали мы.
Почему? Да потому, что нам плевать. Потому, что мы не требовательны. Вышел какой-нибудь смазливый парниша, сбацал песняк под фонограмму, а мы в партере повизгиваем в такт. Проголосовали рублем за убожество и позволили убожеству и впредь продолжать фанерную карьеру.
Сегодня, в век падения нравственности и морали особенно важно напомнить людям об истоках человечности, о том, что преодолевая трудности и перипетии смутного времени можно оставаться человеком и нести окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Это нам доказывают люди с интересной судьбой и талантом. Вот об одном из таких мне и захотелось узнать побольше.
Однажды, на одном из уроков музыки мы знакомились с творчеством французских эстрадных певцов. Многие музыкальные композиции, звучащие на уроке нам были знакомы, но имен этих исполнителей мы не знали. И вот тогда-то я впервые и услышала имя Шарля Азнавура. Меня поразила история его становления как музыканта, запомнились слова, приведенные учителем из его биографии, что «достоинства человека ничего не значат, нужно знать, как извлечь выгоду из собственных недостатков».
Все свои недостатки — маленький рост, неброскую внешность, надтреснутый голос - он сумел превратить в достоинства и совершил настоящую революцию в умах и сердцах миллионов людей, показав, как звучит песня, когда у артиста поет душа.
Сегодня многие молодые люди могут даже не знать, как выглядит Азнавур, но стоит только напеть первые строки «Вечной любви», как люди сразу ее узнают. Мне кажется, она переведена чуть ли не на все языки мира. Что может быть большим счастьем для певца? А Азнавур был настоящим певцом любви.
Свой проект я и решила назвать «Шарль Азнавур – настоящий певец любви».
К биографии и истории становления этого человека, как личности, мне захотелось обратиться.
Гипотеза: Шарль Азнавур - человек-легенда, который всю жизнь преданно служил музыке.
Объект исследования – жизнь и творческая деятельность Шарля Азнавура.
Предметом исследования являются документальные материалы, творческое наследие певца, поэта и композитора, писателя и актера.
Целью исследовательской работы является рассмотрение роли Шарля Азнавура в истории французской эстрадной песни.
Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:
1. Познакомиться с биографией и творчеством Шарля Азнавура.
2. Определить какую роль в развитие французской эстрадной песни внес Азнавур.
3. Узнать как Шарль Азнавур относился к родине своих предков – Армении.
4. Сделать подборку аудио- и видеоматериалов с выступлениями певца и оформить материалы исследования в виде ресурсной мультимедийной папки для изучения предмета «Музыка» и проведения внеурочных мероприятий.
Методы исследования: анализ информационных источников, систематизация, сравнение, обобщение.
Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представление о жизни и творчестве французского шансонье Шарля Азнавура.
Практическим результатом будет создание ресурсной папки с мультимедийными материалами и результатами исследования. Данный материал будет полезен учащимся, педагогам и может быть использован на уроках и во внеклассной работе.
Обстоятельства рождения Шарля Азнавура служат прекрасной иллюстрацией библейской мудрости — пути господни неисповедимы. Он мог родиться в солнечной Грузии, как его отец — выходец из армянского рода. Его родиной могла стать Америка, куда стремились его родители, спасаясь, как весь армянский народ, от преследования турков. Но перевалочным пунктом на пути к американской мечте для семьи настрадавшихся армянских эмигрантов стала Франция. В ожидании американской визы семья обосновалась в Париже. Там в 1924 г. раньше положенного срока и появился на свет Шахнур Вахинак Азнавурян, которого весь мир сегодня знает под именем Шарль Азнавур.
К моменту рождения Шарля его родители настолько преисполнились любви и благодарности к приютившей их Франции, что об отъезде в США уже не было и речи. Отец будущей звезды французского шансона Миша Азнавурян открыл уютный ресторанчик, завсегдатаями которого были русские и армянские эмигранты. На ресторанной кухне колдовал дед Азнавура, ранее служивший шеф-поваром у тифлисского губернатора, но многочисленных посетителей привлекала не только возможность скоротать вечер за изысканным ужином.
Супруги Азнавурян сумели создать в своем заведении атмосферу, пронизанную духом творчества. Отец Азнавура в прошлом был профессиональным певцом и вечерами в ресторане частенько можно было услышать его красивый бархатный баритон. Мать в юности училась в школе актерского мастерства. Неудивительно, что при таких родителях артистический дебют Шарля состоялся довольно рано. Маленький, трехлетний Шарль впервые появился на публике перед эмигрантами, рассказывая армянское стихотворение. Так как его фамилия Азнавурян была слишком длинной, то для сценического амплуа она была сокращена до фамилии Азнавур. А в пять лет мальчик уже радовал публику игрой на скрипке. В девятилетнем возрасте он начинает выступать в театральных постановках. К десяти годам мальчик выходил на сцену с русскими народными танцами и пел в местном церковном хоре, а в 12 впервые попадает на съемочную площадку (приложение 1).
Вторая мировая война внесла большие перемены в жизнь семьи. Отец записался в добровольцы и ушел воевать, а заботы о хлебе насущном во многом легли на плечи юного Шарля. К тому времени семейный ресторанчик пришлось закрыть, содержать его было не на что. Шарль брался за любую работу – продавал газеты на улицах, колесил по провинции в составе театральной труппы, по вечерам играл в кафе и ночных клубах мелодии, которые сочинял сам.
И только в 19 лет Азнавур Шарль осмелился выступить на большой сцене (приложение 2). К сожалению, его ждал полный провал. Зрители не приняли маленького, тщедушного человека, не отличающегося особыми вокальными данными. Его освистала безжалостная публика, а критики посоветовали выбрать себе другое занятие. Но Шарль не мыслил больше своей жизни без музыки, поэтому он все равно продолжал ею заниматься.
В 1940-е Шарль начал делать первые шаги на пути к славе.
В 1943 году Азнавур познакомился с начинающим пианистом и композитором Пьером Рошем. Позднее Азнавур вспоминал, что именно Роше познакомил его с джазом и научил любить эту форму музыкального искусства. Молодые люди прониклись друг к другу симпатией, но начало их творческому тандему положил случай: однажды конферансье по ошибке вместо номера Роша объявила его выступление вместе с Азнавуром. Друзей это не смутило, и они вышли к публике вдвоем, экспромтом исполнив несколько песен Шарля. Так у них возникла мысль о создании дуэта, который они назвали «Рош и Азнавур» (приложение 3). Зрители принимали дуэт достаточно благосклонно, поэтому оба приятеля были желанными гостями в парижских ресторанчиках и барах.
В последующие восемь лет Роше, который играл на рояле, и Азнавур, который был у микрофона, успешно выступали в тандеме. Совместные годы их творчества принесли свои долгожданные плоды, такие, как запись 40 песен, контракт со звукозаписывающей студией и многочисленные выступления.
Внезапный успех пришел к Шарлю и Пьеру после 450 выступлений в различных кабаре Латинского квартала. Однако после того, как Роше нашел свою любовь в Канаде и остался там, дуэт распался, и Шарль вернулся во Францию один.
В одном из ресторанчиков Азнавура и приметила кумир французской публики Эдит Пиаф. Этот момент стал переломным и в жизни, и в карьере Шарля.
Шарль Азнавур и Эдит Пиаф познакомились в 1946 году (приложение 4).
Однажды в одно из ночных заведений заглянула популярная певица Эдит Пиаф, которая как раз готовилась к длительному гастрольному туру по Америке.
Простые и искренние песни Шарля зацепили её, Эдит задержалась в кабаре, чтобы познакомиться с автором. До утра они общались.
А потом Пиаф предложила Азнавуру лететь с ней в Америку, но он ответил, что не имеет столько денег. Певица сказала, что настоящий мужчина должен уметь находить деньги.
Он нашёл, занял у друзей, родственников, знакомых и полетел с Эдит в США. Многие были в шоке от такого союза. Оба маленького роста, некрасивые, лишённые самоуверенности, над носатым Азнавуром шутили, а над неказистой Пиаф посмеивались. Но Эдит оказалась гораздо прозорливее других, она видела насколько они оба с Шарлем обаятельные и талантливые.
Правда, поначалу к его творчеству отнеслась сдержанно. Азнавур выполнял обязанности её секретаря, водителя, носильщика багажа и лишь со временем стал показывать свои песни.
Их встреча определила дальнейшую творческую судьбу артиста. Певица очень нежно относилась к молодому человеку, всячески помогая и поддерживая его.
Азнавур стал для нее незаменимым помощником, выступая в роли конферансье, личного водителя и доброго друга.
В репертуаре Пиаф была песня Шарля «Jezebel» (Изабель), пользовавшаяся неизменным успехом у публики.
Великая Эдит сумела разглядеть за скромной внешностью артиста его богатый внутренний мир, большой талант и творческую харизму. Она вдохновляла Азнавура и стала для него настоящим учителем, мастером, сумев передать ему свое видение песни и особое творческое восприятие.
Именно Эдит научила его никогда не останавливаться на достигнутом, всегда искать пути совершенствования своего мастерства на сцене. Шарль подарил ей разные песни, среди которых были «Plus bleu que tes yeux» («Голубее, чем твои глаза»), «Il pleut» («Идет дождь»).
Их отношения сам шансонье называл «милым рабством», которое продолжалось около восьми лет. Благодаря этому Азнавур сформировался как самостоятельная и сильная личность, став полноценным создателем и исполнителем песен об одиночестве и неразделенной любви.
В то же время, обладая талантом написания песен, сам Шарль не находил себе места на сцене, как сольный исполнитель. Критики были строги по отношению к нему, они считали, что с таким голосом и физическими данными, внешностью, как у Азнавура, выступления на сцене были бы безумием. Тогда друг Эдит Пиаф посоветовал Шарлю сделать нос более импозантным. После операции Азнавур рассказывал: «Эта простая операция изменила мою жизнь, она позволила мне думать, что, в конце концов, я могу петь песни о любви, которые писал другим».
Один из авторитетных биографов Азнавура, Ив Салг, описывая пройденный певцом путь, вспоминает: «В 1953 году импресарио Сади Марли дал понять руководителю выезжавшей в Северную Африку концертной бригады, что лучшим способом угодить Эдит Пиаф является включение в ее труппу и Азнавура. После долгих колебаний и отказов эта «сделка» состоялась: общественность двухмиллионной Касабланки с бурным восторгом приняла приговоренного к неизвестности и безнадежности певца. Его не отпускали со сцены, каждый номер повторялся снова и снова.
И тем не менее… Ссылаясь на «ужасный голос», закулисные авторитеты предложили, чтобы герой Касабланки выступал лишь в пантомимах. Это были кошмарные дни для певца. «Судьба — оправдание для слабых, — позднее скажет он. — Она стандартный враг неудачников, ссылающихся на ее несправедливость. Тем не менее она покорима, покорима даже тогда, когда не улыбается человеку. Судьба куется, закаляется, лепится. Всяк своего счастья кузнец».
После успеха на гастролях в Африке Шарль начал собирать огромные залы, такие как Мулен-Руж и Олимпия. В июне 1955 года на протяжении трех недель Азнавур выступал в концертном зале «Олимпия» (приложение 5).
Настоящий успех пришёл к Азнавуру спустя восемь лет после его судьбоносного знакомства с Эдит Пиаф, и во многом благодаря этой великой женщине.
Судьба была окончательно покорена, когда в 1956 году знаменитая фирма звукозаписей «Барклей» предложила Азнавуру стать певцом номер один студии. И вот начинающий поэт сороковых годов, неуверенный композитор и поруганный певец первой половины пятидесятых в 1959 году поднялся на вершину олимпа. «Крестовый поход» был завершен, миссия озарена светом. Шарль Азнавур вышел из «Олимпии» коронованным и, дрожа от волнения, напряжения и радости, понял, что он назван Певцом.
Хоть критики и разносили в пух и прах Азнавура, им не нравился его тембр голоса, простых французских зрителей новый исполнитель покорил.
Его песни становились шлягерами, а уже спустя пару лет каждое новое выступление певца было событием для Франции.
В 1960 году Шарль покорил Америку, с триумфом прошли его концерты в Карнеги-холл, теперь признать его талант пришлось и критикам.
Безразличная к французской песне Америка в середине шестидесятых годов единогласно признала Шарля Азнавура «исключительным явлением в современном вокальном искусстве», сравнивая, сугубо по-американски, его голос с ногами Пеле и глазами Элизабет Тейлор. Американцы признали Шарля Азнавура наравне с Фрэнком Синатрой и Нат Кинг Колом. Непревзойденный в своем искусстве кинодублер Сэм Юниор, мастерски дублировавший голоса и артистизм таких мировых величин, как Луи Армстронг, Рей Чарльз, Морис Шевалье и других, отказался от имитации исполнения Шарля Азнавура. «Песни Азнавура — это его внешний облик, — писал он. — Неприкрытая искренность личности Азнавура исключает подражание. В теле этого грустного комедианта, готового к смертельному прыжку, скрывается трагик. Если попытаюсь подражать Азнавуру, зритель не поверит мне. Азнавур не принимает смеха».
Начались длительные турне по всему миру, диски с его песнями расходились миллионными тиражами. На всех континентах звучали его композиции:
· «Моя жизнь»;
· «Аве Мария»;
· «После любви»;
· «Богема»;
· «Потом что»;
· «Мама»;
· «Это молодость»;
· «Умереть за любовь»;
· «Унеси меня»;
· «Вчера ещё».
Самой популярной песней стала «Вечная любовь», которую позднее автор исполнил со знаменитой Мирей Матье (приложение 6).
Меня часто спрашивают, в чем секрет моих песен. Я всегда отвечаю: тексты. Я могу провести весь день в поисках нужного слова. Я работаю не как автор песен, а как писатель, и каждая моя песня — это одна история, один рассказ. Для меня важно, чтобы в тексте не было лишних слов и чего-то, что «сойдет». Каждое слово должно быть на своем месте, — рассказывал маэстро «Известиям» в апреле 2018 года. — Одна-единственная фраза, где-то услышанная, может стать источником моего вдохновения. Но иногда мне нужен день, неделя или даже годы, чтобы эту фразу закончить. Есть тексты, которые я начал писать несколько лет назад, и они до сих пор ждут часа, когда я смогу найти идеальное слово, чтобы наконец поставить точку.
Люди, которые в свое время и голос Эдит Пиаф оценили как «смесь гильотины и оперы», под влиянием времени и большого Искусства полностью изменили свое мнение, дав возможность Иву Салгу написать в своих мемуарах замечательные строки, посвященные голосу Азнавура: «Этот голос, который, кажется, стоит на грани катастрофы и в любое время может охрипнуть и смолкнуть, величавый голос страдающего одышкой, но мужественно покоряющего вершину альпиниста, глухой и растерзанный голос раненой птицы, роняющей на сцену вместе с перьями дивные песни любви, этот извивающийся в агонии страдивариус, этот голос кажущегося потухшим вулкана, который изливает слова скорее сердцу, нежели для слуха... слышен во всем мире».
Все песенное творчество артиста пронизано аурой светлой печали. Теме любви и душевных переживаний посвящены почти все произведения Азнавура.
Еще в начале творческой жизни он подметил, что людям всегда интересны лирические произведения, основанные на грусти и меланхолии, задевающие душу и заставляющие трепетать сердце.
Благодаря своим музыкальным вкусам, которым Азнавур остается верен уже более шестидесяти лет, за ним прочно закрепился образ романтичного и грустного Пьеро.
Им сочинены и спеты сотни историй о любви. О любви неразделенной. Для автора это принципиально. «Есть у нас такая пословица: «У счастливых – нет историй», – говорит певец. – Нельзя сочинить песни про людей без переживаний – они были бы не интересны и не цепляли бы слушателей. Поэтому я обращаюсь всегда к драмам и к таким чувствам как меланхолия и грусть».
«La Bohème» («Богемия»). Песня была написана в 1965 г. для оперетты «Господин Карнавал» («Monsieur Carnaval»), в связи с чем Азнавуру пришлось делить лавры исполнителя этой получившей широкую известность композиции с певцом Жоржем Гетари, выступавшим в этой оперетте. Текст написал поэт Жак Плант. Песня посвящена уличным парижским художникам, которые считались богемой на бульваре Монмартр. Впоследствии шансонье записал версии этого полюбившегося хита на пяти языках – английском, испанском, итальянском, немецком и португальском. Для этой песни Азнавур придумал мизансцену, которая стала визитной карточкой этого хита. Исполнит последний куплет, он бросает на пол белый платок — как символ отшумевшей юности. В последние годы он стал бросать платок в зал — на радость поклонникам, которым предоставляется шанс унести с концерта памятный сувенир.
«She» («Она»). Эту песню Азнавур написал для английского сериала «Seven Faces of Woman» («Семь лиц женщины»). Но, прозвучав впервые с телевизионного экрана, композиция обрела самостоятельную жизнь и позже украсила один из сборных альбомов автора. Но все рекорды популярности эта композиция побила в Великобритании. В 1974 году эта песня не сходила с верхних строчек хит-парадов почти месяц.
Самой известной песней Азнавура стала «Вечная любовь», которую он записал в 1981 году для альбома Autobiographie. В пластинку вошли три версии хита, в том числе на русском и в дуэте с Мирей Матье. Всемирной славе композиции способствовал фильм «Тегеран-43» Александра Алова и Владимира Наумова, где она стала лейтмотивом повествования. В копродукции СССР, Франции и Швейцарии снялись Ален Делон, Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова и другие звезды трех стран. И картина имела невероятный успех как в Европе, так и в Советском Союзе.
«Une Vie d’Amour» (дословно «Жизнь в любви», больше известна как «Вечная любовь») появилась неслучайно, а была написана специально для советского политического детектива «Тегеран-43» (приложение 7). Съемки картины проходили в нескольких странах, и мысль о том, чтобы в кадре зазвучал голос Азнавура, родилась у режиссеров картины Алова и Наумова после того, как были отсняты фрагменты в Париже. Азнавуру предложили написать текст песни, а в качестве композитора пригласили Жоржа Гарваренца, близкого родственника шансонье, в соавторстве с которым он создал многие свои песенные шедевры. Переговоры по этому поводу были длительными, и еще неизвестно, каким был бы их исход, если бы Азнавур не увидел Наталию Белохвостикову, исполнившую в этом фильме главную роль. Актриса произвела на него глубокое впечатление, и он сказал: «Я буду писать песню специально для этой мадемуазель». Изначально смысл песни носил исключительно любовный характер, она проецировалась на отношения главных героев фильма, которых играли Белохвостикова и Костолевский. Но в процессе стало ясно, что драматизм, который заложил в нее Азнавур как автор и исполнитель, гораздо глубже, он перерастает отдельную любовную историю, и это песня прежде всего о трагедии войны, разлучающей любимых людей, и о всепобеждающей силе любви.
— Когда мы ехали по Парижу в день премьеры «Тегерана-43», из всех окон машин звучала песня «Вечная любовь», — вспоминает народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова. — Шарль Азнавур — целый мир, космос. Он был великим музыкантом и великим певцом, потому что пел душой и сердцем. Наверное, поэтому он и был так любим слушателями. И, я уверена, он будет любим, его никто никогда не забудет. Люди могут не знать языка, на котором он пел, но тем не менее его песни знают, его мелодии звучали и будут звучать.
Уже в 1982 году версию «Вечной любви» на русском языке исполнила Людмила Гурченко в новогоднем «Голубом огоньке». И затем ее перепели множество наших артистов — от ветеранов сцены до молодых звезд. А зал всегда замирал, притихал…
Эта и другие песни Шарля Азнавура уже вошли в историю популярной музыки, но главное, что они прочно закрепились в сердцах его слушателей
Актерский дебют состоялся, когда Азнавуру было всего тринадцать лет – у него была ответственная роль короля Генриха IV в детстве. Долгие годы артист прозябал на вторых ролях в маленьких бульварных театрах, пел в провинциальных кинозалах в перерывах между фильмами.
Шарль Азнавур, певец и композитор, также успешно освоил профессию киноактера, впервые сыграв в 1955 году. Известность и узнаваемость ему принесла роль пианиста кабаре в фильме французского режиссера Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста» (приложение 8).
После фильма «Стреляйте в пианиста», вышедшего в 1960 году, Шарлю предложили выступить в американском Карнеги-холле.
Он так поразил своей игрой публику этого элитного мьюзик-холла, что в восторге были даже критики! Затем Шарль Азнавур отправился в гастрольный тур по всему свету и, пропутешествовав несколько лет, домой вернулся звездой мирового масштаба.
Он побывал в таких странах, как Ливия, Греция, Африка, Турция и СССР. Диски знаменитого шансонье расходились миллионными тиражами.
Вернувшись из турне, Азнавур двенадцать недель посвятил игре в спектакле One Man Show, в который вошли 30 песен. Действие спектакля разворачивалось на сцене «Олимпии». В то же время он успел сыграть в спектакле «Париж в августе».
А спустя полгода миру предстало новое творение Шарля Азнавура – кинокомедия «Господин Карнаваль», в которой впервые прозвучал всем полюбившийся шлягер «Богема». Через год он продолжил гастрольный тур и покорил Латинскую Америку.
Затем Шарль чередовал гастроли с выступлениями на родине, отдавая предпочтение «Олимпии».
Азнавур неоднократно снимался у ведущих режиссеров Жана Кокто, Клода Шаброля, Фолькера Шлендорфа, Клода Лелуш.
В 1983 году Шарль Азнавур, биография в кино у которого была уже достаточно богатой, блистательно сыграл в фильме Клода Лелюша «Эдит и Марсель». Роль стала для артиста особой, потому что это была история любви Эдит Пиаф и Марселя Седана.
Карьеру Шарля в кино можно назвать не менее успешной, на его счету около шестидесяти фильмов.
Самые знаменитые киногерои Азнавура:
· Джереми в фильме «Гвоздоед»;
· Кахудас в «Призраках шляпника»;
· любопытный человек в «Завещании Орфея»;
· Шарль Котрель в сериале «Китаец»;
· Сигизмунд Маркус в «Жестяном барабане»;
· инспектор Николиди в «Небесных наездниках»;
· Роже Перрин в фильме «Переход через Рейн»;
· Эрик в «Львиной доле»;
· Самуэль Гольдман в «Такси в Тобрук»;
· брат Катрины Денис Мокс в картине «Дьявол и десять заповедей»;
· Эдвард Сароян в «Арарате»;
· Жан-Йоахим Горио в «Отце Горио».
За свои творческие достижения Азнавур имеет множество наград не только в области музыки, но и в кино – кинопремию «Сезар», почётный приз кинофестиваля в Каире, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.
Шарлю с детства очень нравилось читать. Его любимый автор – французский писатель Анри Труайя, Азнавур прочитал все его произведения. Среди французов любит также Виктора Гюго, Эмиля Золя, Бальзака. Ещё в подростковом возрасте стал отдавать предпочтение русской литературе, до сих пор считает её одной из величайших в мире.
Его хороший друг, знаменитый французский поэт, писатель и художник Жан Кокто, составил перечень книг, которые обязан прочесть в жизни каждый человек, если считает себя интеллигентным и образованным. Все эти книги Шарль тоже прочитал. Ещё он изучает много исторической литературы.
Азнавур твёрдо уверен, чтобы научиться жить, нужно читать.
Шарль и сам пробовался на литературном поприще. Дважды выходили сборники его песенных стихов, публиковал он и автобиографию. А в 2007 году издал книгу «Мой папа – великан!»
Так, достигнув 83 лет, он явил себя миру в качестве талантливого писателя. Биография Шарля Азнавура и факты из жизни говорят о том, что он сильная личность.
"Ты – еврей?" — однажды спросила его Пиаф.
"Армянин", — ответил он.
"А как это?" — решила разобраться Эдит.
На что получила ответ: "Долго объяснять".
Он объяснял, как это – быть армянином, всю жизнь. Если кому объяснил, до кого-то достучался, хотя бы до одного из нас – значит, все было не зря. Не зря были эти 72 года на сцене, эти песни, и эта жизнь.
Давайте вдумаемся – семьдесят два года светлой и бескорыстной честности, преданности и правды. И планета, вся в овации длиной в семьдесят два года.
Наверное, среди армян нет ни одного, кто бы не знал Шарля Азнавура, не слышал бы его голоса и не гордился бы им (приложение 9). Его имя у всех на слуху, а многие песни стали уже классикой.
Помимо творчества, Азнавур – великий сын своего народа. О его колоссальной помощи Армении знают не понаслышке. На родине его ценят, испытывая к нему неподдельные чувства. Любовь к Азнавуру – поистине всенародная.
Выросший в атмосфере армянской культуры Азнавур всегда с трепетом относился к Армении. В день землетрясения, случившегося 7 декабря 1988 года, Шарль глубоко переживал за свою историческую родину.
Для помощи пострадавшим он совместно с Левоном Саяном организовал фонд «Азнавур для Армении», который поставлял продукты и одежду соотечественникам (приложение 10). Позже он говорил, что ни секунды не сомневался в принятии этого решения. После этих событий в его репертуаре появились песни, посвященные Армении, например «Pout toi, Arménie» («Для тебя, Армения»), клип на которую он снял вместе с режиссером Анри Вернеем, чье настоящие имя Ашот Малакян. На протяжении нескольких недель эта песня возглавляла хит-парады. Миллионные тиражи диска с песней Азнавура «Для тебя, Армения» были мгновенно раскуплены. Все вырученные средства пошли в фонд помощи.
В 1989 году с благотворительной акцией певец приезжал в Армению, чтобы оказать поддержать пострадавших от стихийного бедствия. Шарль помогал реконструировать школы и пытался решить вопрос об освобождении арестованных в Карабахе. После этой акции Азнавур стал постоянным послом ЮНЕСКО в Армении (приложение 11). В благодарность за поддержку было воздвигнуто две статуи с изображением Шарля, одна из которых находится на площади Азнавура в столице Армении – Ереване, другая – в городе Гюмри (приложение 12).
В 2008 году Шарль Азнавур стал почетным гражданином Армении и постоянным представителем страны своих предков в штаб-квартире ООН в Женеве.
Легендарный шансонье, по собственному признанию, любил вспоминать о семье и детстве.
Азнавур говорит, что, как и у многих армян, его семья была очень дружной. Все друг друга поддерживали в трудные минуты.
"У меня была хорошая юность, даже когда приходилось тяжело, всегда можно было положиться на семью и других иммигрантов. Я благодарен за все то, что жизнь дала мне", — сказал в одном из интервью Азнавур.
Азнавур, как известно, считает себя одновременно и армянином, и французом, считая, что одно от другого не отделить, как в кофе с молоком.
Но если бы один его дед был черным, другой – евреем или арабом, то он был бы другим человеком, считает маэстро.
Певец убежден, что если бы все думали, как он, в мире не было бы ксенофобии и антисемитизма.
Работоспособность — моя главная армянская черта, признается легендарный шансонье.
"Я как мастер выковываю каждое слово, оттачиваю каждую фразу. Если мне нужно провести дни, недели или даже месяцы, чтобы найти нужную фразу, я упорно ищу ее", — рассказал Азнавур.
Маэстро также отмечает, что не боится риска и всякий раз на сцене бросает вызов самому себе.
Его слушала целая планета: Азнавур всю жизнь объяснял, каково это – быть армянином.
Невысокий человек, умевший петь и еще, наверное, самое главное в жизни – всегда оставаться человеком – Азнавур один сделал для своей Армении больше, чем все политические деятели, вместе взятые, бывшие и нынешние. Больше, чем все политические деятели, вместе взятые, сделают в обозримом будущем – не требуя ничего взамен, просто так, бескорыстно и честно…
Какие странные слова, не правда ли, для нашего времени: "бескорыстие", "честность", "совесть", "Родина"…
Мы отвыкли от этих слов и понятий, но мы привыкли к тому, что все это олицетворял один Азнавур. Он пронес эту ношу без малого век своей жизни и семь с лишним десятилетий профессиональной карьеры. Интересно, а 72 года на сцене могут войти в Книгу рекордов? Хотя, кому это сейчас интересно…
Вот стоит человек на сцене и поет. Один, в обычном костюме и в свете простого прожектора – он не дрыгает ногами, он не ломается в конвульсиях, вокруг него и за ним не пляшет табун полуголых девиц, сцену не застилает разноцветный дым, а в зале не визжат истеричные поклонницы. Просто поет невысокий человек, а его слушает вся планета.
А еще он умел плакать, и не стеснялся своих слез в декабрьском Ленинакане в 1988-ом – быть может, это его отличало от всех нас: способность плакать, когда плохо и больно не тебе самому. Наверное, поэтому планета его слушала, она чувствовала, что этот невысокий человек обладает даром, ею забытым и утерянным. Планета слушала человека, выдающимися вокальными данными не обладающего, но он собирал огромные залы, а билеты расходились за много месяцев до концерта.
C его самого последнего концерта в Петербурге каждый, выходя на улицу из огромного "Октябрьского", вытирал слезы – столько прослезившихся людей. Не от горя, нет – от светлого чувства, которое он, щедрый, дарил скучающим по человеческому свету людям.
Он останется светлым – светлым, и очень честным. Каждый из нас сейчас погорюет и даже преисполнится на коротенькое время решимости тоже стать светлым и честным, только удастся это единицам. Тем редким экземплярам, благодаря которым эта планета еще держит на себе всех нас.
Шарль Азнавур считал родными еще две страны — Францию, которая в 1920-х дала его семье кров, и Россию.
По словам Азнавура, его любовь к России началась с русской кухни. Его дед был поваром и в ресторане под названием «Кавказ» готовил русский борщ. В этом же заведении общепита пели Вертинского и цыганские романсы. Юный Шарль более всего запомнил «Две гитары под окном», «Бублички», «Очи черные». Затем он увлекся театром, изучал метод Станиславского и Михаила Чехова и позже признавался, что своим актерским даром обязан русской театральной школе.
С нашей страной Азнавура связывал и русский язык. До последних дней он вставлял в свою речь русские слова, а в одном из своих последних интервью «Известиям» сказал: «Я вырос в семье, где говорили по-русски. Мой отец свободно владел русским языком, мама выучила его очень быстро. Поэтому русский, как и армянский, звучал в нашей семье всегда. Несмотря на то что свободно я им так и не овладел, у меня есть свой маленький франко-русский разговорник, который я часто пролистываю.»
В СССР воспринимали Азнавура не просто как заграничного гастролера, но как своего, истинно народного артиста (даром что без официального звания). Его приезд в Москву и Ленинград в начале 1960-х вызвал настоящий ажиотаж. Советская публика, совсем не привыкшая к такой, казалось бы, легкомысленной манере, но в то же время покоренная задушевностью и искренностью, прорывалась на концерты как в последний раз.
По воспоминаниям попавших на эти концерты счастливчиков, Азнавур выходил на сцену легкой танцующей походкой, словно прогуливался по весеннему Парижу, и пел J’Aime Paris au Mois de Mai… И все зрители в зале испытывали огромное желание немедленно поехать в Париж. На том же концерте звучала Tu T’Laisses Aller — потрясающая мужская исповедь, и знаменитый гимн любви Isabelle, который Азнавур, приезжая затем в Советский Союз, всегда бисировал.
В тот первый приезд в СССР он нашел в Армении свою бабушку, жившую в простой квартире в одном из домов на улице Арагац в Ленинакане (ныне Гюмри), и вписал в свой советский список еще один адрес.
«У него была масса поклонников по обе стороны океана, и особенно в России, куда он очень часто приезжал. Его музыка разноплановая, трогательная, берущая за душу; его голос стал символом второй половины XX века», — вспоминает историк моды Александр Васильев.
Французский шансонье Шарль Азнавур спел свой знаменитый хит "Вечная любовь" на русском языке перед переполненным залом Большого Кремлевского дворца на концерте, который состоялся всего чуть более чем за месяц до девяносто третьего дня рождения певца (приложение 13).
Мало где, за исключением Франции, Азнавур выступал так часто и с таким удовольствием. И мало где его так любили, как у нас. Отечественные артисты пародировали Азнавура, бесконечно перепевали, а некоторым даже повезло записать с ним совместные номера. Символично, что последней песней Азнавура стал дуэт с Полиной Гагариной — «Ты и я», и можно только поразиться, как выразительно, чисто и мощно звучал голос 94-летнего шансонье.
Мировая премьера трека состоялась в апреле 2018-го, в преддверии планировавшихся выступлений певца в Москве и Санкт-Петербурге. Именно перед этими гастролями он признался газете «Известия»: «Каждый приезд в Россию — особенный для меня. И время на это не повлияло».
Увы, те концерты не состоялись. Уже приехав в Санкт-Петербург, маэстро был госпитализирован. Вслед за тем отменилось и московское мероприятие — певец уехал во Францию. Но на осень было намечено возобновление мирового турне, в рамках которого Азнавур собирался снова вернуться в Россию. Этим планам не суждено было сбыться. Не стало певца, поэта, актера Шарля Азнавура 1 октября 2018 года (приложение 14). Ему было 94 года, и за этот немалый срок он прожил, кажется, несколько жизней. Его творческие достижения ошеломляли. За 80-летнюю карьеру Шарль Азнавур написал более тысячи песен, спел на шести языках, продал более 100 млн дисков, сыграл более чем в 60 фильмах.
Песни Шарля Азнавура останутся с нами всегда.
· Маэстро не любил отмечать свой день рождения и не оглядывается на возраст. По его мнению, человек и в преклонных годах должен жить так, как если бы ему было 30 лет.
· В своем доме Азнавур пожелал каждую комнату оформить в стиле какой-либо эпохи — от барокко до модерна.
· Столбик высотой 80 см и весом около 8 кг — так выглядит стопка из дисков с записями Азнавура.
· В 2010 году альпинист Сергей Кайфаджян покорил одну из вершин Памира. Пику высотой 5250 метров он решил дать имя Шарля Азнавура. На самой его верхушке альпинист установил табличку с портретом своего знаменитого соотечественника.
· У Азнавура был итальянский ресторанчик. Это своего рода дань семейной традиции. В ресторане «Кавказ», принадлежащем его отцу, в свое время собирался цвет русской и армянской эмиграции, а также парижской интеллигенции — сюда приходили поужинать актер Тифлисского армянского театра Ашо Шахатуни, ставший во Франции звездой немого кино, любимец французских кинозрительниц Иван Мозжухин и даже бывал сам Жорж Питоев, известный армянский и французский режиссер.
· Азнавур - страстный поклонник таланта русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.
· В ноябре 2000 году 76-летний шансонье был назначен министром культуры Франции.
· Во Франции существует специальная награда «Апельсин», которой журналисты отмечают публичных людей, отличающихся доброжелательностью к прессе. В 1970 году Шарль Азнавур получил целую корзину апельсинов как знак благодарности за открытость и уважение к работе журналистов.
· Во все свои поездки маэстро вместе с нотами прихватывал справочник лучших ресторанов, а перед концертом всегда плотно ел и выпивал пару бокалов вина. Отдавал предпочтение французской и итальянской кухням.
· Азнавуру присвоен почетный титул Рыцаря Канады. В списке 75 самых известных канадцев, обладающих этим титулом, французский шансонье является единственным иностранцем.
· Маэстро интересовался современными тенденциями в музыкальном искусстве и охотно оказывал помощь молодым музыкантам. В частности, в 2008 году он публично высказался в поддержку рэп-культуры и спел несколько композиций вместе с рэппером Кэри Джеймса, которые вошли в альбом молодого исполнителя.
· Шарль Азнавур знал 300 русских слов, но сложить из них связные предложения — для него проблема.
· В мае 2017 году в Ереванском театре оперы и балета прошла премьера балета «Богема», посвященная творчеству Азнавура. В основу спектакля легли 12 песен французского шансонье. Маэстро лично присутствовал на премьере.
· Знаменитый шансонье обладал незаурядным литературным даром. Он является автором трех автобиографических книг – «Азнавур об Азнавуре», «Прошлое и будущее», «Громким шепотом» и сборника рассказов «Мой папа- великан».
В современном образовательном процессе и педагоги, и обучающиеся являются пользователями мультимедиа-ресурсов. В широком смысле “мультимедиа” означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Образовательные мультимедиа-ресурсы включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса.
Мультимедиа (мультимедиа средства) - компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п. Мультимедийное средство обучения - электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
В настоящее время современные мультимедийные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании любого предмета, в том числе и музыки.
Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов.
Музыка непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, передает или формирует настроение и внутренние переживания слушателя. Видеоряд позволяет воплотить дополнительные впечатления, которое несет в себе музыкальное произведение, воплощать эмоции от прослушанного музыкального материала в ассоциативном визуальном ряде. Таким образом, создается симбиоз музыки и изображения.
А применение мультимедиа технологий в творчестве самих учащихся значительно активизирует их учебную работу.
Собранный мною материал о жизни и творчестве Шарля Азнавура в результате исследовательской работы я решила оформить в виде электронной ресурсной папки.
Весь материал был структурирован в соответствии с формой его подачи:
1. Текстовые документы: биографические данные, статьи, рецензии, книги автора
2. Фотоматериалы
3. Аудиозаписи
4. Видеозаписи
Данные материалы могут быть использованы в следующих педагогических ситуациях: для анонсирования темы, как сопровождение объяснения учителя, как информационно-обучающее пособие, для выполнения творческих заданий и проектной работы, для закрепления и обобщения знаний.
Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения (приложение 15). Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
Более семиидесяти лет голос Шарля Азнавура восхищал миллионы почитателей со всего света. Его долгий творческий путь настолько ярок и удивителен, что кажется нереальным. Певец относится к тем людям, о которых принято говорить только в превосходной степени: прекраснейший голос, великолепный актер, лучший композитор, прирожденный гений и т.д.
Азнавур был не только автором, подарившим миру великие мелодии, но и воплощением артиста, в котором человеческое измерение, то есть его достоинство и благородство, было соизмеримо с его божественным талантом. Это человек-легенда, который всю жизнь преданно служил музыке. Никого не удивляло, что в 94 года он едет на гастроли! Казалось, что время над ним не властно, что он будет жить вечно. И ведь, пока мы помним и поем его песни, так и будет. Вечная любовь. Вечная, светлая память.
По версии журнала Time и CNN, в 1998 году Шарль Азнавур был признан лучшим эстрадным исполнителем XX века. Кроме того, шансонье стал автором трех книг (две из них — автобиографические) и сборника собственных текстов.
Хотя пение – это призвание великого армянина, но у Азнавура были и другие увлечения, одно из них – литература.
Певец рассказывал, что любит книги и очень много читает.
"Я прочитал всего Бальзака, всего Дюма, всего Гюго. Я купил полное издание Анатоля Франса, но еще не прочел", — говорил шансонье.
Он отмечал, что всю жизнь не утратил тяги к новым знаниям.
"Я учусь не для того, чтобы блистать в обществе", — признался Азнавур.
А еще он был почетным гражданином Армении и постоянным представителем страны своих предков в штаб-квартире ООН в Женеве. Плюс считал родными еще две страны — Францию, которая в 1920-х дала его семье кров, и Россию, упоминание о которой он, как правило, сопровождал восклицанием: «О Россия, моя любимая Россия!»
Азнавур пел в основном на французском (хотя у него есть альбомы и на испанском, и на английском, это скорее исключения). Но его понимали и любили во всем мире. Он стал олицетворением французской романтики, чувственности, искренности. То, что Азнавур вкладывал в свое искусство, было понятно без слов. Правда, сам шансонье всегда особенно внимательно относился именно к текстам, считая их залогом хорошей песни.
Шарль Азнавур – один из наиболее прославленных представителей французской поэтической песни. Биография этого артиста служит примером творческой целеустремленности и высокой требовательности к себе, но и лишним доказательством непредсказуемости вкусов публики, поскольку Азнавур прошел на эстраде очень нелегкий путь, от полного и длительного непризнания его таланта до всемирной славы.
Он был никем, но мнения о себе был очень высокого. Однако в этом заключался секрет его силы. Чувствовалось, что он постоянно твердит себе: «У тебя всё получится».
Вера в себя не раз подвергалась испытаниям. «Вы никогда не сможете петь» - таков был диагноз ларинголога, с которым он консультировался в конце 40-х годов, чтобы выяснить, почему его голос был таким хриплым. «Я никогда не слышал более дурацкого исполнения!» - прокричал ему зритель из первого ряда в начале 50-х.
Тогда Азнавур с величайшей аккуратностью составил список своих собственных недостатков: «Достоинства человека ничего не значат. Нужно знать, как извлечь выгоду из собственных недостатков. Я двигаюсь так, как двигаются люди маленького роста. Быстро, скупо. Я должен двигаться плавно и ходить медленнее. В будущем, если я пройду через дверь высотой менее 170-ти сантиметров, я пригну голову так, как это делают высокие люди».
Годы неудач лишь закаляли его, и он сумел убедить и победить слушателей: те, кто совсем недавно готов был «перерезать ему горло, чтобы послушать, наконец, как он молчит», охотно признали, что песни Азнавура неотделимы от его голоса.
По прошествии нескольких лет, завоевав различные награды, выступив в сотрудничестве со многими звездами мирового масштаба, будучи признанным исполнителем французского шансона, Шарль говорил всем своим ранее существовавшим недоброжелателям: «Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто говорил, что я не умею ни петь, ни писать, что я мал и некрасив для сцены и, что мои голосовые связки не вибрируют, как у настоящего певца. Без этого я бы не сделал карьеру».
Жизнь Азнавура — пример обожженной и закаленной вдохновением беспредельной борьбы за право войти в мир искусства. Вдохновение его неиссякаемо, в нем аккумулирована сила вечной весны — Любви.
Добившись мирового признания, преодолев различные трудности на пути к славе и известности, Шарлю Азнавуру всегда удавалось оставаться искренним на сцене, воспевая самое прекрасное чувство на земле. Он в большей степени символизирует для публики тему любви со всеми её радостями и страданиями. Он пел о безвозвратно уходящем времени, и любовь у него окрашена в печальные тона.
Азнавур совершил революцию в классическом стиле французского шансона, создав свой уникальный стиль – смесь соула, блюза, джаза, попа и лирики.
Успех великого музыканта просто невероятный (приложение 16). В 2015 году он возглавил список самых высокооплачиваемых певцов, по данным журнала People With Money, с общим доходом в 46 миллионов долларов. Певца часто называют "Французским Фрэнком Синатрой".
Интересно: несмотря на всемирное признание и успех, шансонье не только не болел, что называется, "звездной болезнью", но и признавался, что тщеславие ему чуждо.
В одном из интервью он заявил, что его раздражает собственная слава.
"Мое имя блистает за меня, и это бесит", — отметил Азнавур.
Он не любил, когда его называли «живой легендой». Но если попытаться определить то место, которое занимал этот миниатюрный француз армянского происхождения в мировой музыкальной культуре, вернее не скажешь. Все свои недостатки — маленький рост, неброскую внешность, надтреснутый голос - он сумел превратить в достоинства и совершил настоящую революцию в умах и сердцах миллионов людей, показав, как звучит песня, когда у артиста поет душа. Граней его творческой натуры не счесть — поэт, композитор, писатель, сценарист, актер, режиссер. И все же в сознании многих он прежде всего исполнитель собственных песен, самый яркий представитель французского шансона. Недаром на рубеже веков по итогам международного голосования в интернете в тройке лучших певцов вместе с Элвисом Пресли и Бобом Диланом было названо имя Шарля Азнавура.
По всей вероятности, ни об одном певце в мире не было столько противоречивых мнений, сколько о Шарле Азнавуре. Оценка его голоса колеблется от «скрипа несмазанных колес» или «хрипа больного бронхитом» до «пения французского соловья», мнение о самом певце — от «...выходить на сцену с такой внешностью и голосом — позор» до «Вы покорите мир потому, что умеете волновать» (Шарль де Голь), «Шарль Азнавур — крупнейший драматический талант. Он сразу покоряет человека. Он — величайший в своем искусстве» (Морис Шевалье).
О жизни и творчестве Шарля Азнавура как шансонье, поэта, композитора и артиста кино написаны книги, многочисленные журнальные и газетные статьи. При различных мнениях и оценках, авторы солидарны в одном: кроме огромного таланта и фантастической работоспособности, причины его жизненных и творческих успехов кроются в его яркой, неповторимой индивидуальности, в его армянских корнях и французском воспитании, в удивительной гармонии его человеческих и артистических качеств.
О своей концертной деятельности Азнавур говорит: «...тем более что мне удалось создать такую манеру исполнения, которая позволяет больше ощущать себя актером, чем певцом. Да я и не настоящий певец. Скажем так: я сценический артист, который еще и поет, а не певец, который еще и актер. Вот в этом-то вся разница».
Оглядываясь на свои достижения, Азнавур с воодушевлением заявлял:
- Лучшие идеи посещают людей, которые прошли через трудности. Если бы я был высоким блондином с голубыми глазами и хорошим голосом, я бы никогда не достиг того, что имею, потому что мне не нужно было бы прикладывать к этому усилия. Мне повезло, потому что никогда не везло!
На протяжении почти семидесяти лет Шарль Азнавур принципиально не менял свой музыкальный стиль и вкусы, каждый раз демонстрируя, что настоящий шансон, конечно, французский. А Азнавур – его олицетворение. Раз и навсегда. С тех самых пор, когда он сумел уловить неутолимую человеческую потребность в светлой грусти.
Вечно юный ребенок французской поэзии Шарль Азнавур непредсказуем, как вечность, и желанен, как его «Вечная любовь».
Наверное, многие молодые люди сегодня скажут, что традиционная французская песня Азнавура устарела и жива лишь в воспоминаниях старших поколений. На мой взгляд, это не так. Даже когда самому Азнавуру говорили, что он немоден, тогда он парировал с легкостью: "Я никогда не был модным певцом. Ничто не устаревает так быстро, как модные вещи. А песня живет неизменно - так долго, как человек". И это правда. Где бы ни появился маленький мужчина в костюме цвета ночной синевы, хриплым голосом поющий о любви, его везде встречали бурными аплодисментами.
И мне кажется, что надо пропагандировать мелодичную лирико-философскую песню. Ведь мода проходит, песни-однодневки безвозвратно исчезают, а настоящая музыка, помогающая человеку пережить невзгоды и трудности, живёт.
· Туманов А., Васильева Н. Азнавур в нашем сердце: ушел из жизни великий шансонье//газета «Известия» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iz.ru/795311/andrei-tumanov-natalia-vasileva/aznavur-v-nashem-serdtce (дата обращения 30.03.2022 г.)
· Большой артист маленького народа.// Livejournal [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://utvamu.livejournal.com/108001.html
· "Мое имя блистает за меня"//Спутник Армения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.armeniasputnik.am/20180522/moe-imya-blistaet-za-menya-v-svoi-94-goda-sharl-aznavur-ne-perestaet-udivlyat-12187501.html (дата обращения 30.03.2022 г.)
·
· Шарль Азнавур// Творческий Центр «Звуки Времен» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://soundtimes.ru/frantsuzskij-shanson/sharl-aznavur (дата обращения 03.12.2021 г.)
· Шарль Азнавур: биография, лучшие песни, интересные факты//ART MUSIC.История музыки и живописи » [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://olga-dubova.ru/soderzhanie/sharl-aznavur-biografiya-luchshie-pesni-interesnye-fakty-slushat.html (дата обращения 20.02.2022 г.)
Приложение 1
Фото 1. Шарль Азнавур в детстве
Приложение 2
Фото 2. Азнавур в юности
Приложение 3
Фото 3. Шарль Азнавур и Пьер Рош
Приложение 4
Фото 4. Эдит Пиаф и Шарль Азнавур
Приложение 5
Фото 5. Шарль Азнавур в «Олимпии»
Приложение 6
Фото 6. Азнавур и Мирей Матье
Приложение 7
Фото 7. Афиша фильма «Тегеран-43»
Приложение 8
Фото 8. Азнавур в фильме французского режиссера Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста»
Приложение 9
Фото 9. Азнавур с армянскими детьми
Приложение 10
Фото 10. Фонд «Азнавур для Армении»
Приложение 11
Фото 11. Азнавур представитель ЮНЕСКО в Армении
Приложение 12
Фото 12. Памятник Азнавуру в Гюмри и Бюст в Степанакерте
Приложение 13
Фото 13. Афиша концерта Азнавура в Москве
Приложение 14
Фото 14. Прощание с маэстро
Приложение 15
Фото 15. Шарль Азнавур
Приложение 16
Фото 16. Звезда на аллее славы в Голливуде
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.