Проект "Школа плавания для семьи" в рамках Фестиваля педагогических идей дошкольных коллективов "Вернисаж открытий"

  • docx
  • 07.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект. статья.docx

Инструктор по физической культуре

частного общеобразовательного учреждения "РЖД начальная школа - детский сад № 34"

Тарнакина Мария Владимировна

 

Проект "Школа плавания для семьи" в рамках Фестиваля педагогических идей дошкольных коллективов "Вернисаж открытий"

         В нашем городе создана уникальная база для обучения детей плаванию. Многие детские сады ОАО «РЖД» оборудованы плавательными бассейнами, школы и лицеи ЮУЖД имеют бассейны для обучения плаванию младших школьников.

         Дошкольные учреждения плодотворно сотрудничают с общеобразовательными школами. Для обеспечения более профессионального и результативного уровня работы организовано методическое объединение инструкторов по плаванию ДОУ и тренеров-преподавателей.

         За многолетние годы существования учреждения было обучено плаванию более 8000 детей, 120 спортсменов I разряда, воспитано 27 кандидатов в мастера спорта, 11 мастеров спорта, 1 мастер спорта международного класса.

         Хочется раз подчеркнуть, что влияние плавания на организм человека необычайно благотворно и разнообразно. От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения пловца выполняются в горизонтальном положении. И то, и другое, да ещё в сочетании с плавательными движениями оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие.

         Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

         Я работаю в начальной школе – детском саду № 67 ОАО «РЖД» инструктором по физической культуре с 2011 г., специализируюсь на начальном обучении плаванию.

         Анализируя опыт работы, могу сказать, что приобретённый детьми за год обучения навык плавания неустойчив и его качество значительно снижается за летний период, так как учебный процесс прерывается.

         Работа с родителями показывает, что они не могут компетентно контролировать выполнение имитационных упражнений, заданных детям на дом, так как не владеют необходимыми навыками и знаниями. Не могут и адекватно оценить качество овладения навыком плавания, корректировать ошибки во время совместного досуга на воде, в частности в летний период.

         Следовательно, родители не могут быть компетентными помощниками в обучении плаванию детей. Кроме того, умение плавать – жизненно важное умение и овладеть им никогда не поздно и очень полезно.

         Анализ последних тенденций в системе образования, а также анализ общения с детьми и родителями показывает, что роль семьи в формировании ребёнка значительно снизилась. Акценты смещены в сторону школы и педагогов, тогда как ранее ведущую роль в воспитании ребёнка играла именно семья.

         В течение учебного года у нас в учреждении принято проводить показательные занятия для родителей, где они могут видеть степень освоения навыка плавания их детьми, динамику качества освоения навыка. На таких уроках физинструктор даёт подробные пояснения: как именно должно выполняться то или иное упражнение. Таким образом, родители могут оценить умения и навыки своего ребёнка на текущий момент, сравнить с ранее показанным результатом.

         Обсуждая и анализируя вышеприведённую информацию, мы пришли к выводу, что просто необходимо снабдить родителей некоторым багажом методических знаний, умений и навыков начального обучения плаванию.

Итак, переходим к главному!

Наша идея состоит в том, чтобы организовать

“Школу плавания для семьи”.

         Как только мы начали обсуждать эту идею, сразу стало ясно, насколько это актуально:

·                     совместная деятельность детей и родителей значительно улучшит взаимоотношения, взаимопонимание в семье, укрепит авторитет семьи;

·                     родители смогут компетентно содействовать начальному обучению плаванию своих детей, что обеспечит непрерывность обучения и что, в свою очередь, даст возможность улучшить качество освоения навыков плавания;

·                     родители смогут приобрести жизненно важные навыки плавания;

·                     совместные занятия плаванием будут способствовать формированию здорового образа жизни всей семьи;

·                     популяризируются занятия спортивным плаванием.

         Мы начали с разработки проекта.

         Разработку и реализацию проекта осуществляет инструктор по физической культуре – Тарнакина Марина Владимировна.

         Контроль реализации проекта осуществляют: Н.А. Сухова - заместитель директора по воспитательной работе,

         Проект реализуется на базе бассейна начальной школы – детского сада № 67 ОАО «РЖД».

         Цель проекта: способствовать укреплению института семьи посредством привлечения родителей к процессу обучения детей плаванию.

         Задачи:

·                     создать условия для освоения методики начального обучения плаванию;

·                     обучить начальным навыкам плавания кролем на груди, кролем на спине;

·                     повысить качество овладения детьми навыком плавания кролем на груди, кролем на спине;

·                     способствовать формированию здорового образа жизни;

·                     способствовать популяризации занятий спортивным плаванием.

I этап – организационный (август – сентябрь)

         На организационном этапе необходимо провести опрос и анкетирование на родительских собраниях в группах начальной подготовки 1 года обучения, с целью выявления заинтересованности родителей и детей в совместных занятиях плаванием, уточнения рабочего графика родителей.

         Изучив полученные данные, сформировать группу численностью 10–14 человек, куда каждый ребёнок зачисляется совместно с кем-либо из родителей (5 детей – 5 родителей).

         Разработать расписание занятий, распределить учебный материал.

         Родители и дети должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить допуск к занятиям плаванием.

II этап – практический (октябрь – июнь)

         График занятий:

         1 занятие в неделю (2 академических часа),

         4 занятия в месяц (8 академических часов),

         36 занятий в учебном году (72 академических часа).

         В основе учебного плана лежит 36-урочная программа Л. П. Макаренко.

         Для взрослой аудитории расширена теоретическая часть.

         В теорию включены:

·                     правила техники безопасности при занятиях на воде;

·                     основы знаний о гигиене и закаливании;

·                     правила техники безопасности на открытых водоёмах;

·                     основы техники плавания кролем на груди, кролем на спине; спадов, поворотов, ныряния.

·                     правила проведения соревнований;

         Для родителей дополнительно:

·                     методика начального обучения плаванию (раскрывается наиболее подробно на каждом занятии);

·                     оказание первой помощи при утоплении.

         На контрольных занятиях, начиная со второго месяца обучения, оценку техники выполнения упражнения детьми должны осуществлять родители с помощью тренера-преподавателя.

         Со второго полугодия, к оценке техники выполнения упражнения необходимо подключить и обучающихся.

         Домашние задания планируется выполнять совместно родителям с детьми, когда каждый является активным участником процесса обучения: как ребёнок, так и родители должны корректировать ошибки в технике выполнения упражнений.

         Таким образом, осуществляется взаимодействие: тренер - ребёнок – родители.

         Разработка методических пособий для родителей, содержащих “пошаговую” схему обучения плаванию кролем на груди, кролем на спине.

         В конце учебного года, как итог, проводится праздник – соревнование “Мама, папа, я – плавающая семья!”. Организация праздника осуществляется совместно тренерами и родителями.

         Дети, успешно освоившие программу, получают дипломы “Умею плавать 25 метров”.

         Родители получают сертификат “Семейный инструктор по плаванию”.

         Ежемесячно администрацией проводится контроль эффективности реализации проекта. На тренерских советах обсуждается и корректируется работа по реализации проекта.

         Контроль эффективности реализации проекта осуществляется через:

- мониторинг качества выполнения запланированной работы, мероприятий;

- мониторинг эффективности совместного обучения плаванию родителей с детьми;

- проведение зачёта для родителей по оказанию первой помощи при утоплении;

- анализ всех показателей.

 

III этап – заключительный (июнь)

         На заключительном этапе необходимо провести анкетирование среди детей и родителей, с целью выявить степень удовлетворения организационным уровнем проведения занятий, уровнем качества приобретённых умений и навыков.

         Затем, обобщить и проанализировать опыт работы за год; корректировать организационный и практический этапы.

Ожидаемый результат:

·                     родители освоят методику начального обучения плаванию;

·                     родители и дети освоят навыки плавания кролем на груди, кролем на спине;

·                     родители станут активными участниками процесса обучения, что позволит более эффективно выполнять домашние задания, осуществить непрерывность обучения плаванию в летний период, что даст возможность существенно повысить качество обучения плаванию;

·                     совместные занятия плаванием будут способствовать популяризации занятий спортивным плаванием, формированию здорового образа жизни и укреплению института семьи.