Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область
Направление: Исторические памятники Казахстана и
перспективные туристические маршруты
Секция: литература
Тема:
Сновидения и цветовой код в произведениях русской литературы XIX века
Авторы: Асаубаева Ақбота Жексенғалиқызы, Исмаилова Фариза Кайратовна лицеисты 115 группы КГУ «Экономический лицей» г.Семей ВКО
|
Руководитель проекта Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ
«Экономический лицей»
Научный консультант старший преподаватель кафедры иностранной
филологии Ф.И.О. |
Семей
202_ год
Содержание
Глава 1 |
Введение Сновидения и цветовой код, их значения и символика |
3-4 5 |
1.1. 1.2. 1.3. |
Сон и сновидения в жизни человека Символика и значение цветов Сновидения как художественныеприемы в произведениях русской литературы
|
5-6 7-11 12-13 |
Глава 2
2.1. |
Сновидения и цветовой код в произведениях русской литературы Роль сновидений в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
14
14 |
2.2. |
Анализ сна-кошмара Родиона Раскольникова о лошади |
15-16 |
2.3. |
Значение сна-грезы об оазисе в Египте |
16-17 |
2.4. |
Изучение сна-бреда об избиении Алены Ивановны |
17-18 |
2.5. 2.6.
2.7 |
Роль сна-разоблачения Сновидение о трихинах как предвестник будущего Роль цветового кода в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (желтый, красный, зеленый, синий, черный, белый, синий, розовый) |
18-19 19-20
20-25 |
2.8 |
|
|
Глава 3 |
Исследование «Сновидения и цветовой код» |
26-27 |
3.1. |
Заключение |
28 |
3.2. |
Список литературы |
29-30 |
3.3. |
Приложения |
31-57 |
|
|
|
Введение
Что такое сон? В чем разница между сном и сновидением? Есть ли прямая взаимосвязь между сном, сновидением, мыслями и переживаниями. Сновидения словно мост между сознанием и бессознательным, инструмент для исследования душевных процессов.Сновидения – этосложные психологические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях, вступающихв разнообразные, иногда нелепые или фантастические сочетания.Сны мы видим на протяжении всей своей жизни, но запоминаются только 10% извсех. Однако самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор почти не исследована. Это может показаться почти невероятным, но мы получаем сигналы из подсознания каждую ночь, а расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека - его психика - привлекает мало внимания, зачастую ей не доверяют и презирают ее. Одним из ведущих символов являются цвета. Существует ли связь между сновидением и цветом? Как цвета влияют на наши эмоции? Что означает каждый цвет? Психология цветаисследует то, как на нас влияет тот или иной цвет. Знания о значениях цветов – ключ к пониманию поведения людей.Цвет всегда имел и имеет большое значение в жизни человека, что находит отражение и в художественной литературе. Когда мы читаем какое-то произведение, в нашем воображении возникает картина происходящего со своими определёнными цветами. Цветовая гамма помогает глубже разобраться в поведении героев, окружающего их мира.С помощью цвета можно улучшить память и внимание, и даже убедить человека принять то или иное решение.Именно эти элементы художественной литературы помогают полностью раскрывают персонажей: их психологию, эмоциональное состояние.
Таким образом,актуальностьданной темы заключается в том, что именно сны позволяют нам общаться с внутренним собой, без масок и притворства. А цвета, окружающие людей, влияют на их психологическое и эмоциональное состояние,глубже раскрывают внутренний мир героя.Данное явление мы рассмотримна примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Из вышеизложенного мы сформулировали гипотезу: сны и цвета в русской литературе играют важную роль в раскрытии психологического портрета и состояния героя.
Целью проекта является выяснить, какова роль цвета, и сновиденийв произведениях русской литературы.
Для достижения цели были поставленытакие задачи как:
1. ознакомиться с теоретической и критической литературой по данной теме;
2. выяснить, когда появились первые исследования в данном направлении;
3. узнать, что такое сны и сновидения, в чем их психологическое значение в жизни человека;
4. выявить, какую роль играют сновидения и цветовой код в произведениях русской литературы;
5. изучить, какова роль цвета, его влияние на мир главного героя в романе «Преступление и наказание»;
6. проанализировать сны Родиона Раскольникова в следующей хронологии: их роль, библейское значениеснов, символика цветов, посыл автора;
7. путём анкетирования провести мониторинг мнения учащихся и учителей КГУ «Экономический лицей» и определить, насколько осведомлены в этом направлении учителя, учащиеся и родители школы;
8. рассмотреть особенности построения исследуемого жанра;
9. создать памятку для изучения, исследования художественной литературы, личностигероя через сны и цветовой код.
Объектом исследования являются сны и цвета в романе «Преступление и наказание»Ф. М. Достоевского. Для сравнительного анализа были рассмотрены произведения:А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»; роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
· обзор,изучение,анализ,сравнение,опрос,классификация.
Новизна и трудность исследуемой темы заключается в том, что в литературоведении данный вопрос рассматривается отдельно, однако изучение личности и поступков литературных героев редко рассматривается через призму цветового кода. В то время как,критической, теоретической литературы, изучающей цвета и сновидениями,было обнаружено и изученодостаточно.
Проштудировав данный вопрос, мы пришли к выводу, что «сновидения и цветовой код в произведениях русской литературы» в настоящее время ещё недостаточно изучены и рассмотрены как в методике, так и литературоведении. Так как происходит постоянное развитие психологии, меняются формы и методики преподавания предмета, это обусловило изучение направления как среди учителей, так и учащихся. Самостоятельно раскрытие личности героя через сны и символическое значение цвета может послужить развитию креативности, творческой личности учащихся.
Практической значимостью нашего проекта является: ознакомление, популяризация произведений, находящихся внутри и за пределами школьной программы, среди учащихся, развитие интереса к изучению личности героя через цветовой код, сновидения и создания цветовых графиков, линий для более точного исследования и понимания поступков героя.
Глава 1
Сновидения и цветовой код в произведениях русской литературы
1.1 Сон и сновидения в жизни человека
Сон –это естественный физиологический процесс пребывания в специфическом состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности, расслаблением мышц и минимальной реакцией на внешние раздражители [1].Фёдор Иванович Тютчев говорил: «Древние раны сном лечи» [2]. Действительно, значение сна заключается в накоплении и восстановлении энергии и сил, организм регенерируется и восстанавливается. Сомнология – наука, изучающая сон, – появилась сравнительно недавно, ибо возраст первых фундаментальных исследований не превышает 120 лет. До этого времени сну придавалось мистическое значение, как пограничному состоянию между жизнью и смертью.Аристотель говорил: «Сон, по-видимому, принадлежит по своей природе к такого рода состояниям, как, например, пограничное между жизнью и не жизнью, и спящий и не существует вполне, и существует» [3]. Великий врач древности Гиппократ полагал, что сон возникает в результате оттока крови и тепла от головы во внутренние области тела. Это объяснение владело умами европейских ученых и принималось на веру почти две тысячи лет [3]. В одном Гиппократ был прав: причины погружения человека в мир сновидений нужно было искать в голове, а точнее в мозгу. Сон состоит из двух фаз: медленной и парадоксальной, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.За всю свою жизнь человек проводит во сне около 20 лет, 5 лет из которых в быстром сне, то есть в сновидениях [4].
Сновидéние – субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека. Издревле сновидения связывались с подземным и потусторонним миром. Считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существамиименно с этой целью [5]. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с подсознанием. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом – австрийским психологом, психоаналитиком, неврологом. Он впервые заговорил о нормальной природе сна. Ученый заявлял, что в сновидениях всегда присутствует смысл – надо только провести тщательный анализ, чтобы выявить его. Толкование сна для каждого пациента должно быть индивидуальным – ведь люди испытывают разные эмоции и ощущения, у каждого из них разные представления и своя жизнь.Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.Зигмунд Фрейд был убежден, что в состоянии бодрствования человек не обращает внимания ни на какие ассоциации и посторонние мысли – они все относятся к области подсознания. Во сне эти эмоции оживают и предстают в виде неясных образов и символов. Причем иногда понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы творчески осмыслить тот или иной сон.Он считал, что сновидение– это прежде всего отражение желаний человека в его реальной жизни.Согласно его исследованиям, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.Сны, которые представляют собой желания человека, психолог разделил на несколько групп. В первую группу входят сны-желания. Большую часть сновидений составляют желания в замаскированном виде – они входят во вторую группу.Третья группа снов – это вытесненные желания, однако замаскированы они плохо. Это так называемые ночные кошмары. Когда-то данное представление было желанием человека, но оно было вытеснено и превратилось в страх. Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, австралийский психотерапевт предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым исследователь видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения – осуществление подавленного цензурой рассудка желания. При этом он уточнял, что мы сами можем не осознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными [6]. Его ученик, Карл Густав Юнг, писал, что на самом деле сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, жизнь души дополнена бессознательной,которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях. Разобравшись, что такое сновидения, и какое место они занимают в жизни человека, мы переходим к другой немаловажной теме нашего проекта – цветовой код в произведениях русской литературы.
1.2. Символика и значение цветов
Психологи (Базыма Б.А., Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Люшер М., Шварц Б.) [7] считают, что каждый цвет имеет своё значение, потому и влияет на сознание по-разному. Цвета вызывают определённые эмоции, повышают или понижают настроение. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал психологические состояния, связанные с восприятием цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете» [8]. И.В. Гёте писал: «Цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Выражения «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха»[8] мы не воспринимаем буквально, а связываем эмоциональные состояния человека с цветом, который способен их выразить. Эмоции и цвет «сцеплены» между собой. У каждого цвета есть своё значение, свой характер, который влияет на нашу жизнь и поведение гораздо больше, чем кажется. Что такое психология цвета? Как цвета влияют на наши эмоции? Что означает каждый цвет? Какова символика цветов в разных культурах? Каково значение цветов в психологии? Каждый тон и оттенок ассоциируется у нас с определёнными чувствами, мыслями.А цветовая гамма, преобладающая во сне может помочь пониманию, что именно нас волнует, о чем мы мечтаем, к чему стремимся, оценить физическое и эмоциональное состояние.Существует целая наука о цвете, которая включает знания о природе, составляющих, характеристиках цвета, цветовых контрастах, гармонии и т.д., называемая колористика. Психология цвета, в свою очередь, исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет. Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться.Знания о значениях цветов - ключ к пониманию поведения людей.Цвет используется и для того, чтобы отразить эмоции человека. Точно так же и во снах: цвет является символикой для передачи какого-либо состояния души. До сих пор ведутся споры о том, какие же сны мы видим: цветные или черно-белые. Кэлвин Холл [9], исследователь сновидений, записавший около тысячи снов, утверждал, что две трети снов – черно-белые. К.Холл считает, что лишь одно из трех сновидений цветное или в нем присутствует цвет. По мнению исследователя, лишь немногие люди видят только цветные сны, а в сновидениях некоторых индивидуумов цвет никогда не присутствует. Однако с его мнением согласны не все. Олдос Хаксли в своем эссе «Рай и ад» [10] говорит, что символам и знакам в снах цвет ни к чему. «Ценное замечание: опыт большинства людей показывает, что самые ярко раскрашенные сновидения - это ландшафты, в которых нет действия, нет знака конфликта. Простое безлюдное пространство, явившееся сознанию», - продолжает он. Хаксли считает, что знаку психологического конфликта цвет не нужен. Следовательно, цвет появляется там, где конфликта нет. Некоторые исследователи возражают Хаксли, утверждая, что в любом сновидении сокрыт определенный психологический конфликт. Ниже будут представлены значения различных цветов.
Значение желтого цвета
Жёлтый, по мнению ряда психологов, является символом общительности, лёгкости, непринуждённости, любознательности, раскованности, смелости, с древних времен воспринимается как застывший солнечный свет, означает богатство, юность, добро, радость. Это цвет осени, зрелых увядающих листьев и колосьев. (А.С. Пушкин. Осень. С.А. Есенин…)
Негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость» [11]. Общеизвестны, такие выражения, как «жёлтая пресса» (издание, которое специализируется на слухах, скандалах, сплетнях) и «жёлтый дом» (дом сумасшедших). Название «жёлтый дом» произошло от цвета Обуховской больницы в Петербурге (Германн попадает именно в эту больницу. Главный герой «Пиковой дамы» А. Пушкина).Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для Петербурга жёлтый цвет. Очень скоро эта идиома стала аллегорией всех домов сумасшедших. Желтый цвет находит отражение и в живописи. Картина Ван-Гога «Ночное кафе» изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет.«Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин. (Именно по жёлтому билету пойдет Сонечка Мармеладова, главная героиня романа Ф. Достоевского.)
Значение красного
цвета
«Гранатовый
браслет» А.И. Куприн, «Олеся» А.И. Куприн, «Красное и черное» Ф. Стендаль;
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский;
«Алые паруса» А. Грин; «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
Красный цвет – цвет власти, всего мистического, таинственного, ассоциируется с кровью и огнём. Его значения многообразны, а иногда и противоречивы. «Красный символизирует могущество, порыв, часто вызывает волнение, беспокойство» [12]. Во многих языках, в том числе в древнерусском, «красный» означает «красивый» — именно это значение заложено в словосочетаниях «красна девица», «красно солнышко» и в названии главной площади столицы России. Красный цвет – символ власти. (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» – белый плащ с красным подбоем прокуратора; «Роковые яйца» – красный луч).
Красный цвет занимает важное место и в мистике, в различных языческих верованиях. Всевозможные обереги плелись из нитей красного цвета – по сей день считается, что красная нить или шнурок, повязанный вокруг запястья, оберегает от сглаза, от болезней.
Значение белого
цвета
«Пиковая
дама» А.С. Пушкин;«Белый пудель» А.И. Куприн, «Мастер и Маргарита»М.А. Булгаков,
«Женщина в белом» У. Коллинз
Белый цвет символизирует невинность, чистоту (белое платье невесты), материнское начало, (белая лилия как символ Девы Марии), луну, безвременье, единство. Также мы часто встречаемся с тем, что белый цвет ассоциируется со смертью, а в некоторых культурах даже является цветом траура. В нашем языке, например, есть устойчивое выражение «мертвенная бледность». Недаром наши предки одевали умерших в белые одежды и покрывали белым саваном. Белый цвет – это абсолютная свобода, разрешение проблем и начало нового. (Выражение «дать карт бланш» (белую карту) означает дать неограниченные полномочия, полную свободу для действий, «получить белый билет» - освобождение от службы в армии).
Белый – духовный хранитель. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Он нравится людям разных типов и темпераментов. С точки зрения Макса Люшера«в христианстве белое обозначает родство с божеством» [14]. В белом изображаются святые, праведники, ангелы.
По мнению Мироновой Л.Н. «…в русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир». (Блок) Белый цвет символизирует не только бесхитростность и бескорыстность, но и трусость, слепоту, бесплодие и траур. Во многих сказках белый символизирует холод и ледяное спокойствие, ведь это цвет снега и зимы. С ног до головы в белое одета Снежная Королева, а также белая колдунья из киноленты «Хроники Нарнии».
Значение зеленого
цвета
«Зеленая
лампа» А. Грина, «Война и мир» Л.Н. Толстого,
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Зеленый цвет считается цветом самой жизни. Зелёный цвет у многих народов символизировал юность и веселье, хотя порой и недостаточное совершенство. Зелёный цвет действует как успокаивающе, так и угнетающе. С. Эйзенштейн так пишет о символике зелёного: «…цветвозрождения души и мудрости»[16]. И не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости. У иранцев зелёный цвет ассоциируется с несчастьем, скорбью, потому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом».
Как было сказано выше, главное значение зеленого цвета – это жизнь, рост, развитие. Многие древние божества, связанные с растительностью, изображались окрашенными в этот цвет. В качестве примера можно вспомнить египетского бога Осириса, которого рисуют с зеленой кожей.
Значение синего цвета
Синий цвет во многих странах – символ верности и открытости, доброты и честности.
Л.Н. Миронова пишет, что «в средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви»[17]. Знак высокого происхождения – «голубая кровь». Синий - цвет неба и моря, холодный и сдержанный, но в то же время дарящий умиротворение и безмятежность. Синий цвет – самый «спокойный» цвет для психоэмоционального восприятия. О его успокаивающем и позитивном воздействии на психику знали ещё в древности.
Этот цвет – также один из символов царской власти, благородного происхождения. «Он голубых кровей» – так часто говорят о представителях высшего сословия общества. Традиционно синий считается мужским цветом, ассоциирующимся с силой воли, логикой, духовностью.Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. отмечают: «В некоторых странах синий цвет имеет сходные с чёрным символические значения: считается траурным в Древнем Египте, французы называют ужас «синим страхом» [19], а у славянских народов синий – цвет печали, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.
Значение серого цвета
Ф.М. Достоевский (новая
одежда Раскольникова),
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Серый цвет чаще всего цвет ассоциируется с безразличием, скукой, апатией, однообразием. Это цвет дождливого хмурого дня. Чем темнее оттенок серого, тем более угнетающие ассоциации он может вызывать. Также серый цвет связан с некоторой нейтральностью, посредственностью. Часто люди употребляют устоявшееся словосочетание «серая мышь», характеризуя с его помощью неинтересных, неярких личностей, слившихся с толпой. В древности оттенки серого в одежде были признаком простолюдинов и нищих. Этот цвет образуется от смешения трех ярких оттенков: синего, красного и зеленого. В зависимости от того, какой из них доминирует, существуют разные виды серого, отличающиеся друг от друга насыщенностью.
Значение розового цвета
Розовый считается цветом безоблачного счастья. Свечи именно этого оттенка используются во время некоторых католических праздников, где они означают чистую радость. Данный цвет также считается символом беззаботного детства и юности. Не даром в розовый цвет окрашено множество детских товаров, маленькие девочки чаще всего носят платьица именно этого оттенка. Розовый – проблеск надежды после долгого периода застоя. Это первые цветы весны, новая жизнь, новые перспективы. В этом смысле розовый можно назвать цветом преображения. Это крылья юной бабочки после ее рождения из уродливой куколки. В Древнем Риме этот цвет ассоциировали с прекрасной Венерой, богиней любви и красоты. Возможно, именно поэтому многие косметические продукты для женщин, предметы ухода за собой до сих пор окрашивают в этот цвет.
Розовый также можно назвать символом сентиментальности и детской простоты. К примеру, на Западе выражения «розовое христианство», «розовый марксизм» обозначают крайнюю наивность некоторых последователей этих идей. Словосочетание «розовые мечты» обозначает те желания, которым не суждено сбыться из-за их оторванности от земных реалий.
Значение черного цвета
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
Черный цвет ассоциируется с чем-то зловещим, тайным, страшным. (Черная магия, черная кошка – символы злого колдовства, дьявольских сил, черная рука - персонаж детских страхов, черный ящик – сложная, закрытая система).
Черный цвет появляется, когда поверхность поглощает все лучи, которые ее достигают (черная дыра – область с очень большим притяжением, которая поглощает все объекты, даже фотоны света). Неудивительно и вполне закономерно, что черный цвет – цвет траура, ассоциируется со смертью, с поглощением, разрушением, печалью, страданием (черный ворон – предвестник смерти). В символах духовного роста, духовной трансформации, черный цвет символизирует этап закономерной смерти, уничтожения всего прежнего, ненужного, отжившего, этап черноты, за которым следует белый – обновление и переход в новое состояние. (Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» – чёрный кот снится главной героине.) Поэтому белый цвет тоже, как и черный, символизирует смерть, но смерть как следующий этап, переход на небеса, в высший мир, тогда как черный –это спуск вниз, превращение в ничто, погребение, смерть физического тела и превращение его в землю, прах под ногами. Также черный цвет обозначает тайну, таинство и священнодействие, плодородие и изобилие. Черным цветом наделялись богини, которые помогали переходу от небытия к рождению (Диана Эфесская), и те, которые являлись проводниками противоположного движения – от жизни к смерти (Персефона), (В. Набоков «Рождество». Появление черного махаона.)
1.3.Использование сновидений и цветового кода как художественных приемов в произведениях русской литературы
В русской литературе сны всегда играли большую роль. Сновидения во все времена интересовали писателей и поэтов со всего мира. Например: «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Сон» Дж. Г. Байрона, «Сновидение» А.С. Пушкина, «Сон» М. В. Лермонтова, «Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского и другие произведения. Сновидение в русской литературе можно классифицировать на несколько типов [20]:
Сновидение –предсказание, вещий сон |
Такой прием сновидения в русской литературе обычно помогает лучше прочувствовать сюжет произведения, переживания героев и эмоциональную окраску произведения. Видение, предрекающее будущие ситуации. |
Сновидение, передающее характер героя, отражающее его мысли |
Бывает, что такой тип сновидения отражает главную мысль произведения или является по своей сути «сконденсированным» сюжетом. |
Сновидение-совесть |
Такие сновидения предназначены для того, чтобы лучше понять переживания героя. Зачастую они несут в себе ярко-выраженную высокоморальную окраску. |
Непонятные или неясные сновидения героев |
Они предназначены для того, чтобы «отвлечь» читателя, перевести на другую тему или настроить на другой лад |
Сновидения, используемые как часть сюжета |
Эти сновидения являются, по сути, композиционной задумкой автора, частью сюжета и несут отдельный, самобытный смысл |
Творческие сны |
В таких видениях люди могут получать вдохновение и находить новые идеи. |
Компенсационные |
Человек во сне переживает похожие ситуации, чтобы найти ответ для решения реальных проблем. |
Повторяющие сны |
Являются символом того, что существует ситуация, которая требует повторного рассмотрения и переосмысления. |
Осознанные сны |
Это когда человек полностью осознает, что на данный момент он видит сон. |
Предупреждающие сны |
Являются своего рода подсказкой, как избежать возможных проблем. |
Экспрессивные сны |
Картинки, которые видит человек, не являются реальностью. Возникают они у людей с развитым воображением. |
Сны наяву |
Человек, который в реальности ограничен большим количеством запретов, может видеть знаки сновидений. |
Как мы уже раннее сказали, во сне подсознание человека освобождается, он снимает все маски и ярлыки, становится самим собой. Поэтому авторы часто используют сновидения как художественный прием. Также сныотлично подходят для формального построения художественной композиции всего произведения или же его отдельных частей; эмоциональной, нравственной, психологической, идеологической характеристики действующих в произведении лиц; отражения идейного замысла или переживания героя. Так, использование такого приема может помочь читателю в более глубоком понимании смысла произведения. К тому же имеет место быть выражение идейных взглядов самого автора. В этом случае сновидение является частью сюжета, помогающего раскрыть идейный замысел произведения.
Цвет всегда
имел и имеет большое значение в жизни человека, что находит отражение и в
художественной литературе. Когда мы читаем какое-то произведение, в
нашем воображении возникает картина происходящего со своими определёнными
цветами. Цветовая гамма влияет на наше представление описываемых героев,
окружающего их мира. Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и
вызывает особые эмоции. Каждый цвет воздействует на психологию человека и имеет
свое значение. Цветовое выражение используется как символ в литературных
произведениях. Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам
свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства.
Цвет в литературе – художественное выражение человеком его способности к
восприятию действительности во всем богатстве. Цветовые эпитеты выполняют в
художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый
цвет лица – признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог –
свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и.);
описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало
зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на
чувства.
Самыми яркими примерами сновидений и цветового кода в русской литературе
являются сон Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин»,сон Петра Гринева из
«Капитанской дочки»А.С. Пушкина, сны из романа-эпопеи «Война и мир» Л.
Н. Толстого, и сны Родиона Раскольникова из романа «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевского. Во всех этих произведениях авторы отводят снам серьёзную
идейно-художественную роль.
Глава 2
Роль сновидений в романе «Преступление и наказание»
«Сон – это жанр»,– говорил Х.Л. Борхес, аргентинский мыслитель и писатель. И этим жанром великолепно владел Федор Михайлович Достоевский. Он известен нам как русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Но также он является предшественником особых языковых стилистических решений и основателем психоанализа. Зигмунд Фрейд, о которомговорилось ранее, во многом последует Фёдору Михайловичу. Главным образом близость их взглядов угадывается при осмыслении сновидений. Но если у Фрейда семантическое изучение сна изначально носит систематический характер, как и положено в науке, то у Достоевского тонкие и глубокие замечания о сновидениях зачастую отрывочны и разбросаны по разным произведениям: сны Раскольникова, сон Ипполита в романе «Идиот», сон Дмитрия Карамазова о том, что «дите» плачет, наконец, – сон-апокалипсис «смешного человека» - все это законченные притчи, новеллы, в которых воплощена философия автора-художника. Рассуждения о снах рассыпаны и по страницам художественных произведений Достоевского. Достоевский как бы подсказывает читателю методику прочтения снов его героев: «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкостями, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека». «Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающею ясностью, с ювелирски мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы не замечая вовсе. Например, через пространство и время. Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце". Таким образом, мы можем сказать, что Достоевский не просто сочиняет сны, а вносит в них смысл как литературный, так и психоаналитический [21].
«Преступление и наказание»– самый насыщенный сновидениями роман Достоевского. Можно говорить не только о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте романа. Мы постараемся рассмотреть цикл снов Раскольникова, определить их вид, роль в романе и дать им названия. Можно выделить несколько подходов к изучению этих снов: 1) место снов в композиции и сюжете романа; 2) соотнесенность снов с романной реальностью; 3) соотнесенность снов между собой; 4) литературные источники снов; 5) анализ поэтики сновидений; 6) прочтение сновиденийи определение их смысловой значимости (символической, мифологической, психологической, психоаналитической, медицинской, архетипической.
2.1 Анализ сна-кошмара Родиона Раскольникова о лошади
Раскольникову приснился «страшный и безобразный сон». Во сне ему 7 лет, и он направляется в церковь со своим отцом. Атмосфера серая, удушливая. Они проходят мимо кабака, который всегда производил «неприятнейшее впечатление и страх» на маленького Родиона. Кабак – скопление разодетых мещанок, пьяных мужиков и другого сброда. Это символ зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. А церковь в свою очередь – небесное начало на земле, то есть духовность, нравственная чистота и совершенство. Церковь «каменная с зеленым куполом», камень – символ прочности, защиты, а зеленый цвет – это жизнь, рост и развитие. И оба совершенно противоположных по всем критериям места находятся в «трех шагах» друг от друга. Присутствует символика чисел: «Возле кабака дорога, проселок<…>и в трех шагах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленным куполом».Известно, что цифра 3 относится к наиболее значимым элементам числового ряда, как в мифологии, так и в литературе. В данном эпизоде цифра 3 имеет не одно значение. Смысл надежды и спасение по дороге в церковь, но если идти обратно, в сторону кабака, то и смысл тоже будет противоположный – предупреждение о наступающей беде, несчастье. Подробнее с символикой цифры 3 можно ознакомится в моей работе «Символика цифры 3 в романе «Преступление и наказание» в приложении 3. Это нам говорит о том, что каждому дано право выбора между бесчестием, пошлостью и духовной, чистой нравственностью. Между кабаком и церковью находится «городское кладбище». Но почему именно там? Достоевский таким образом дает нам понять, что кладбище – то некая золотая середина, символ духовной жизни на земле, имеет двоякий смысл: если ты выбираешь церковь, то проходя через кладбище, ты воскресаешь, возрождаешься; иначе, выбирая кабак, ты духовно умираешь, «закапываешь себя заживо».
Около кабака Раскольников замечает большую телегу, в которую впрягли маленькую, тощую, саврасую клячонку. Кругом все столпились и наблюдают за тем, как хозяин этой клячонки и другие бьют ее кнутами, и никто не пытается остановить их, кроме старичка в толпе и вырывающегося из рук отца Родиона, который так и не дождался помощи от него. Хозяин лошади в ярости решает убить ее от того, что она не сдвигается с места. «Топором ее, чего!»- кто-то кричит из толпы. В итоге «кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.» Раскольников прорывается сквозь толпу, не замечает ударов, падает перед лошадью, «обхватывает ее окровавленную морду и целует в ее глаза, в губы…» Отец забирает его со словами: «Не наше дело, пойдем!». Здесь, еще в самом детстве, Раскольников теряет веру в справедливость и в отца, который олицетворяет бога. После пробуждения Родион «весь в поту» отказывается от убийства: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп <...> Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»
Таким образом, сон и реакция Раскольникова на него показывает нам, что ему чужды беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, и возможное насилие над живым существом для него омерзительно, противоестественно. Неправильным считается мнение о том, что образ клячонки – это двойник старухи. Анализируя этот сон, Ромэн Гафанович Назиров предостерегал от прямого прочтения образов сна: "Ошибочными являются все попытки буквального прочтения этого сновидения ("лошадь - процентщица"), вызванное внешними причинами, сновидение раскрывает внутреннюю борьбу". И если перед сном он все еще думает об убийстве старухи, то после сна он готов отказаться от такой жестокой идеи. Но, к сожалению, не на долго. Это говорит нам о внутренней борьбе и души и разума главного героя. В образах этого сна можно выделить 4 роли, которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля несправедливости и страданий (толпа) и роль борца за униженных (мальчик). Все эти роли живут в Раскольникове и спорят за «выход в свет», но роль убийцы временно берет вверх [22].
Также можем заметить, что образы этого сна предшествуют будущей действительности. Например: после убийства перед третьим сном повествователь так передаст состояние Раскольникова: "Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван...". Также образ клячонки – двойник Катерины Ивановны, падающая с ног под грузом нереальных бед и забот: «Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!..» «Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла.» (с таким же описанием умирает клячонка во сне) [23].
Сон Раскольникова о лошади не просто дает нам понять о том, что он по своей натуре против насилия над живым существом, но также показывает всю сущность образа Родиона: от жертвы к убийце. Внутренняя борьба главного героя будет продолжаться в течении всего романа в его внутренних монологах. Автор наполнил сон множеством символов и отсылок, что приносит духовный подтекст и создает мистическое и загадочное настроение.
2.2. Значение сна-грезы об оазисе в Египте
Смысл понятия «грёзы» имеет несколько интерпретаций, но их можно свести к одной: это непроизвольное течение ярких, фантастических представлений о желаемом, на какой-то период времени ощущаемое как реальность.В отличие от снов, которые тоже могут выражать потаенное желание и не контролируются спящим, грёзы возникают во время бодрствования. Более тонкая грань лежит между ними и мечтой. Грезя о чем-нибудь, человек находится во власти своей фантазии, забывая об окружающем, он «витает в облаках».У него возникает иллюзия, будто окружающая действительность такова, какой он хотел бы ее видеть. Это приятное ощущение, сопровождаемое чувством удовольствия, эйфории.Мечта, особенно в юном возрасте, может стать толчком к дальнейшему достижению жизненных целей.
Такая греза снится Раскольникову перед убийством. Ему виделось, «что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают.» Сам Раскольников «пьет воду, прямо из ручья». Атмосфера явно противопоставлена душному и серому Петербургу: «И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому, с золотыми блестками песку…Вдруг он ясно услышал, что бьют часы.» Почему же Египет? Можно выделить несколько причин. Во-первых, Египет, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начиная именно с Египта. Во-вторых, Египет - страна, в которой на долю ветхозаветных персонажей выпадали всевозможные испытания. Испытания ожидают и героя романа. В-третьих, основываясь на символику сновидений по К.Г. Юнгу, тропическая страна – это царство подсознания и желаний. Красота образов этого сновидения на мгновение успокаивает Раскольникова. Это сон-обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. Мотив жажды и мотив недопитой воды свяжет этот сон-грезу с последующими событиями романа. После пробуждения, Раскольников понял, что он жаждет этого, берет топор и идет убивать. Он хочет заглушить свою жажду. Только перед развязкой Раскольников подумает: "Если уж надо выпить эту чашу <...> Пить, так пить все разом...". То есть жажда воды – это жажда достижения своей цели, убийства. Но в момент признания он, как отказывается от воды, от своего прошлой жажды, отводит рукой воду ("Принесли воды. – Это я...– начал было Раскольников. - Выпейте воды. - Раскольников отвел рукой воду..."
Проанализировав это грезу, можно сказать, что в ней главный герой как бы решил переступить, выбрал утоление жажды своих желаний, нежели чистоту перед богом, родными, а главное перед самим собой. Последствия убийства на эмоционально-психическое состояние героя мы можем наблюдать далее в сюжете и в его следующих снах.
2.3. Изучение сна-бреда об избиении Алены Ивановны
Раскольников после совершения убийства находится в полусознательном бреду, в лихорадке, и слышит «неестественные звуки, вой, вопль, скрежет, слезы, побои и ругательства.» Это Илья Петрович- квартальный надзиратель, бьет старуху «ногами, колотит ее головою о ступени.» Чуть ли не весь дом сбежался посмотреть. Место действия - лестница, символизирует борьбу добра и зла. Старуха умоляет отпустить ее, а тот ругался и грозил. Все это время Раскольников наблюдал из своей каморки и повторял «Но за что же, за что, и как так можно!». В сознании героя сон путается с реальностью. Он думает о пролитой им крови, об убитых людях. Всё существо героя противится совершённому убийству.
Роль этого сна-бреда в том, чтобы показать страх Раскольникова перед разоблачением, в том, чтобы показать ему его же действия со стороны, пережить этот ужас заново. В то же время он сам удивлялся тому, как же такое возможно: «Но, боже, разве все это возможно!». Это снова подтверждает внутреннюю борьбу Раскольникова: убийство ему чуждо, но он его совершил. Продолжается тема беззакония и унижения. Но несмотря на его возмущения и удивления, Раскольников как бы находит утешение в Илье Петровиче, что он не один такой, «право имеющий».
2.4. Роль сна-разоблачения
Поздним пыльным и влажным вечером Раскольников был грустным и озабоченным. Он увидел звавшего его мещанина, и последовал за ним. Мещанин играет роль проводника, который по символике Юнга означает душевную помощь.«Мещанин вошел в ворота одного большого дома» и Раскольников вошел за ним. Известно, что ворота часто символизируют не только непосредственно сам вход, но скрытое помещение за ними, таинственную силу («врата ада», «небесные врата»). В этой ситуации ворота – это некий переход, ступень на путь истины и осознания. Мещанин привел его к дому старухи, где Раскольникову все казалось знакомым: «Странно, лестница была как будто знакомая! <…> Это та самая квартира, в которой работники мазали…». В данном эпизоде Раскольников поднимается по лестнице вверх, что означает его скорую духовную осознанность и возрождение. Также квартира Алены Ивановны находится на 4 этаже. Символика цифры 4 в свою очередь означает духовное начало. Он зашел в квартирупроцентщицы, которая была залита лунным светом. Луна была «медно-красного цвета» из-за запыленности атмосферы и повышенной влажности. По символике Юнга, полная луна означает бессмертие, а медно-красный цвет – кровь. Раскольников увидел, что кто-то прячется за салопом. Это «сидит старушонка, скрючившись и наклонив голову…» Тут он взял из петли топор, который как мы уже выяснили является знаком верховной власти; и ударил ее по темени несколько раз. Своими действиями Раскольников хочет показать, что он еще не проиграл. Но она «точно деревянная», даже не шевельнулась. Старушонка сидела и смеялась. Он в бешенстве бил ее изо всех сил, но с каждым ударом смех и голоса толпы усиливались. «…вся прихожая полна людей, двери на лестнице отворены настежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз – всё люди.» Это самый большой страх Раскольникова – быть разоблаченным. «Он хотел вскрикнуть и – проснулся».
Несмотря на то, что он убил ее в реальной жизни, проблема, от которой он хотел избавиться не исчезла, она оказалась бессмертной, что и символизирует полнолуние. Основная идея сна – развенчание теории Раскольникова. Он оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели. Именно в этом сне наступает раскол между главным героем и его теорией.
Также, можно заметить схожесть между этим сном и третьим видением Германна из повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина. Когда Германну выпадает пиковая дама, вместо туза, она будто подмигивает и усмехается над ним. Это приводит Германна к сумасшествию. Также и у Раскольникова: его жертва – старуха также смеется над ним и над тем, что он не достиг своей цели. Бешенная погоня Германна за выигрышем и жажда Раскольникова быть «необыкновенным» привели их к поврежденному рассудку.
2.5. Сновидение о трихинах как предвестник будущего
Последнее, пятое сновидение эпилога существенно отличается от предыдущих. Это не один сон, а сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни в острожной больнице. Он называет их «бессмысленным бредом», «горячешными грезами». В этих снах нет самого Раскольникова как действующего лица. Это сны о какой-то страшной болезни, пришедшей из Азии в Европу. Ее разносят «микроскопические существа», «трихины», которые обладают умом и волей и вселяются в тела людей. Мир гибнет, но спасаются несколько, которые должны «начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей».
Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихин» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.
Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции. Одновременно – это и сон – предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.
Через весь цикл снов проходят сквозные образы и мотивы. В первом сне Миколка бьет лошадь по морде и по глазам, в третьем сне помощник надзирателя бьет хозяйку ногами и "колотит ее головою о ступени", в четвертом сне Раскольников в бешенстве "изо всей силы бьет старуху по голове" и не может убить. Сюжет об убийстве старухи максимально усилен в пятом сне, который представляет сцены коллективного убийства. Люди теряют свой разум и начинают убивать друг друга: "кололись и резались, кусали и ели друг друга". В снах присутствует образ толпы; толпа хохочет (первый сон), кричит (третий сон), смотрит и хихикает (четвертый сон), мучается в "бессмысленной злобе" (пятый сон). Если в трех снах толпа выступает как зритель, свидетель, то есть воплощает собой пассивное действие, то в последнем сне она активна.Единичный ужас главного героя трех сновидений сменяется коллективным отчаянием многих людей в сне-апокалипсисе из Эпилога.
Пятый сон Раскольникова очень схож со сном героя из исповеди «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского, о которой мы упоминали ранее. В обоих снах из-за действий главных героев происходит апокалипсис. В первом, люди будто поддались теории Раскольникова, заражены трихинами, и вообразили из себя необыкновенных существ, из-за чего разгорелся хаос и массовые убийства. А во втором произведении главный герой просветил «детей солнца» науке и другим знаниям, и теперь между ними возникли споры и разногласия.
2.7. Роль цветового кода в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Желтый цвет
Прежде всего, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе “Преступление и наказание” этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей — это болезненный цвет. Например,«Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару»; «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-точеловек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...»
Здесь «желтый сахар» сочетается с надтреснутым сломанным чайником и «слитым чаем», который также имеет желтый цвет. Во втором примере — “желтый стакан”, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей: «пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова.
Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... «Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...» Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями...» Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. К примеру Мармеладов — «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...»; лицо Порфирия Петровича было «цвета больного, темно-желтого».
Иногда в описании портретов героев определение «желтый» уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению «бледный»: «бледное, с горящими глазами лицо Сонечки…», «краска бросилась в бледное лицо Дуни». Желтизна и бледность — неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: «широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский...»
Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.
Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете.
Красный цвет
Красный цвет в романе характеризует опасность, которая грозит героям, например, в описании Мармеладова: «красноватые глазки» говорят не только о его нравственном падении, но и о болезненной опасности, которая может привести к смерти. Такая же опасность грозит жизни его супруги Катерины Ивановны, которая «в эту зиму простудилась и кашлять пошла уже кровью», а красные пятна на её щеках говорят о нездоровье.
Уже не в своем уме, больная Катерина Ивановна вывела своих детей на улицы города, заставляя их петь, плясать, нарядив их как уличных певцов и певиц: «На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недостало; была только надета на голову красная вязанная из гаруса шапочка». Использование красных цветов при описании детей показывает, насколько опасно жить им в больном обществе.
А яркое, красное солнце, которое видит Раскольников, гуляя по городу перед убийством, или маленькое золотое колечко с тремя красными камешками, которое он оставляет под заклад, становятся предзнаменованием опасности не только для жизни Алены Ивановны, но и для него.
Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы. Эпизод убийства Раскольниковым старухи-процентщицы окрашен в кровавый цвет: «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный сафьян», «красный гарнитур». Вытирая запачканные в крови руки, Родион думает: «Красное, ну а на красном кровь неприметнее». В данном случае красный цвет означает начало активности: повышается пульс, учащается дыхание, поднимается давление. После первого удара топором по голове Алёны Ивановны к Раскольникову пришли силы, чувствуется животная жажда крови. Не случайно, что мужики из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, тоже были пьяные и красные. Если в начале романа квартирка Алены Ивановны описывается в жёлтом цвете, то после убийства приобретает красный оттенок, напоминающий цвет крови. В квартире стояла «значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простынёй, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…». Контраст жёлтого и красного оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.
Зеленый цвет
На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.
В романе появляется церковь с зеленым куполом, куда не раз ходил Раскольников и любил её и старинные в ней образа. Она как символ пути очищения человека от греха.
Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга и дает надежду на лучшее будущее героев романа.
Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Нельзя не провести параллель: купол церкви из сна Раскольникова, платок Сони, зонтик в руках девушки… Они являются защитой, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, зелёная крона которого напоминает церковный купол, будто перенесённый в реальность. Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты.
Цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие – губительно сказывается на здоровье человека. Цвет – это жизнь. Сегодня многие учёные признают факт, что яркие краски мира необходимы человеку для здорового существования. Недостаток же цвета приводит к появлению «цветового голода», который оказывается причиной нервно-психических заболеваний. Именно это и происходит с Раскольниковым в Петербурге.
Знаменательно, что духовное «выздоровление» Раскольникова начинается в Сибири. Когда он посмотрел на противоположный берег, перед ним предстал пейзаж, в котором не было ни угнетающей желтизны, ни агрессивной красноты. В нём был только простор, переливающийся через край. И Раскольников наконец-то освободился от духоты тесных улиц, от мучительной тоски, сжимающей сердце. Он обрёл любовь и веру в благополучное будущее.
Синий (голубой) цвет
Голубой цвет символизирует бесконечность и верность. Внимательно созерцая этот цвет, можно ощутить, как возникает состояние умиротворения. Достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. Голубому цвету часто отдают предпочтение люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом.
В комнате Сони, кроме «желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев», есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Считается, что человек, который предпочитает синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит «мудрая», а синий и голубой, цвета чистого неба, подчёркивают глубину её души. Грезившиеся Раскольникову «чудесная голубая вода» и «замечательные голубые глаза» Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Как вода была спасением для него, так и Сонечка с её бездонными голубымиглазами - необходима герою.
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но производят они совершенно иное впечатление. По словам автора, «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво». Это «были слишком голубые глаза, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен». Можно сделать вывод, что, Ф.М. Достоевский по-разному использовал нюансы одного и того же цвета. Голубой цвет глаз порочного, внутренне опустошённого Свидригайлова приобретает странное, двойственное значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом «слишком», что сразу настораживает.
Черный цвет
В романе, в отличие от общепринятого, чёрный цвет символизирует власть зла. Когда Раскольников поднимался по «чёрной» лестнице, «тёмной и узкой», в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли на убийство. Когда он приходит туда во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты». Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул в тёмную, беспросветную ночь, в ночь, которая обрекает его на гибель. В видении Раскольников поднимался по «чёрной лестнице, совсем тёмной, а откуда-то доносился воскресный звон колоколов».
Интересны глаза Раскольникова: «прекрасные тёмные», «чёрные воспалённые», «разгоревшиеся гневом чёрные глаза». Немного светлее, чем у брата, были глаза у Авдотьи Романовны: «глаза почти чёрные». Пётр Петрович чувствовал глубокое негодование против «чёрной неблагодарности», «чёрный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце», ведь он «думал их (Дуню и её мать) в чёрном теле попридержать».
Белый цвет
Белый цвет – символ невинности, чистоты, но в то же время печали и скорби. У кроткой Сонечки были белокурые волосы, Лизаветта«вся белая как полотно», «на шее Дуни «был повязан белый прозрачный шарфик», в шапку Лёни был «воткнут обломок белого страусового пера». Странно, что у Свидригайлова волосы такие же, «чуть-чуть разве с проседью». Можно сделать вывод, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мёртвую девочку «в белом тюлевом платье», лежащую на столе, который покрыт «белыми атласными пеленами», белый граденапль, белый густой рюш, мраморные руки, светлые волосы. Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи-процентщицы.
Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников – намёк на возможное возрождение героя.
Серый цвет
Часто в романе «Преступление и наказание» встречается и мрачные серые оттенки. Слова «серый» и «серость» имеют один корень. Такой цвет символизирует человека, влачащего своё жалко существование. Серую одежду купил Разумихин для Раскольникова, а бывший студент не причислял себя к «тварям дрожащим», поэтому отказался не только носить её, но и даже примерить. Серые люди никчёмны, они не способны проявить себя или реализовать, главный герой не считал себя таковым, к их числу относился Пётр Петрович Лужин. Он почтенный человек, но душа его ничтожна и безлика. Ф.М. Достоевский наградил этого персонажа говорящей фамилией, произошедшей от слова «лужа», которая сама по себе ничего не значит. Весь Петербург изображён в романе с использованием тёмных и мрачных оттенков. Действие происходит в самой бедной части города, здесь сырая и гнетущая атмосфера, на каждом углу находятся распивочные. Вокруг сплошная грязь, узкие тёмные лестницы, мусор и вонь. Раскольников живёт в тёмной комнатке, бродит по мрачному городу и заходит в грязные мерзкие распивочные. Его тёмные мысли гармонично вписываются в окружающую обстановку. По такому описанию Петербурга становится понятно, что только психически нездоровый человек может жить подобным образом, а значит всё общество
Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, неспособности к проявлению и реализации самих себя. Пётр Петрович Лужин – человек весьма почтенный, но на самом деле пустой. Ф.М. Достоевский не раз подчёркивает его ничтожность, душевную несостоятельность.
Розовый цвет
Розовый цвет встречается крайне мало в самом романе, однако цветовым является имя самого Раскольникова. Родион по-гречески – розовый. Странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, желание уйти от реальности. И действительно в романе мы видим также и искренние, добрые поступки героя, что убеждает в возможной чуткости и ранимости его души.
Глава 3
Исследование
Мы проанализироваливсе сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» и не только, с уверенностью можем заявить, что сновидения – неотъемлемая часть характеристики портрета персонажа и сюжета романа. Одной из задач нашего проекта было выяснить какова роль сновидений у людей в XXI веке, и постараться сравнить с ролью снов в литературеXIX века. Для этого мы провели онлайн-опрос, который охватывал возрастную категорию от 10 лет и выше, и содержал следующие вопросы (приложение 2):
· возраст
· как часто вам снятся сны?
· какое количество снов из всех вы помните?
· снились ли вам сны, которые как-нибудь повлияли на вас, вашу жизнь или видение чего-либо?
· проводили ли вы анализ своих снов?
· какую значимость вы отводите сновидениям в вашей жизни?
Такие вопросы позволили определить отношение людей к сновидениям и выяснить какую роль они играют в их жизни. Из результатов опроса (см. приложение 2) мы видим, что большинству сны снятся каждый день, остальным сны снятся раз в месяц, раз в неделю, раз в полгода, чуть чаще чем 2 раза в неделю. Из всех снов большинство помнит только 10-20%, небольшое количество опрошенных помнят все свои сны, и такое же количество не помнит ни один сон. Сновидения никак не повлияли на большинство опрошенных, когда на четверть из них каким-то образом отразился на их жизни или видение чего-либо. 50% опрошенных иногда занимаются анализом своих сновидений, а одна четвертая часть занимается этим каждый раз основе, что говорит о важности снов для них. А оставшаяся четверть опрошенных никогда не занималась анализом своих снов. В итоге большинство (53,8%) опрошенных не отводят важную роль сновидениями в их жизни, но некоторые ответили таким образом (см. приложение 2):
· Как воспоминание о прошлом
· Иногда верю
· Значимую
· Через них анализирую свое внутренне состояние и отслеживаю скрытые переживания, тревожащие меня
· На сны влияет множество показателей из реальной жизни, например кошмары заставляют меня понять то, что мне нужно немного отдыха
· Мои сны – это то, что скрывается в моём подсознании. К сожалению, сложно понять их смысл, т.к. во снах происходит слишком много не связанных между собой событий. Я не отвожу своим снам большую роль, т.к. они даже не вещие.
Таким образом, отношения опрошенных ко снам разделились на две группы: те, кто не отводит снам значительную роль, и те, кто анализирует свои сны для того, чтобы провести анализ своего внутреннего состояния.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль сновиденийу людей в XXI векене такая большая, как в литературеXIX века. Скорее всего, люди не умеют или не хотят анализировать иногда беспорядочные образы в их сновидениях. Однако в литературе авторы уделяют одну из главных ролей снам для описания портрета и анализа психологии героя.
Во время анализа сновидений в романе «Преступление и наказание» мы задались вопросом: как поменяется смысл и сюжетная линия романа, если бы в нем отсутствовал 1 и более снов.
Взяв самый первый сон Раскольникова про лошадь, чтобы исследовать наш вопрос, мы пришли к такому выводу: читатель не смог мы понять, что Раскольникову в действительности не характерны беспощадное отношение к чужой жизни, насилие и издевательство. От нас была бы скрыта внутренняя борьба души и разума главного героя.
Исключив из романа последний сон о трихинах, то раскрытие персонажа иполноценности сюжета не достичь. Именно в этом сновидении мы узнаем, что Раскольников отрешается от своей теории. Без данного сна читатели не узнали бы, как Раскольников продолжил свою жизнь: в терзаниях или в спокойствии; поглотили бы его жажда крови и отрицание его неправоты окончательно или все-таки он бы достиг умиротворения.
Как мы выяснили, наряду со сновидениями цветовой код играет немаловажную роль в произведениях, а чтобы это доказать, мы исключили, два основных цвета – желтый и зеленый. Без желтого цвета роман «Преступление и наказание» будет иметь совершенно другую атмосферу. Например, Достоевский использует желтый цвет в описании комнаты Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…». Как говорилось ранее, без болезненно-желтого цвета бедственное положение и эмоциональная нестабильность Раскольникова не раскрылась бы в полной мере.
Учитывая, что зеленый цвет олицетворяет свежесть, надежду и развитие, убирая его из произведения, останется лишь нищета, деградация и опустошенность.
Также мы провели расчет, как часто встречаются вышеперечисленные цвета (см. глава 2) в произведении «Преступление и наказание (см. приложение 5)
Заключение
Целью нашего проекта является выяснить, какова роль и в чем значение сновидений Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Значимость темы заключается в том, что через сновидения человек познает себя, свои скрытые желания. Это мы рассмотрели на примере литературных произведений XIX века. Но, во время работы, мы задались вопросом: каково отношения к сновидениям в XXI веке? Для ответа на данный вопрос мы поставили себе следующие задачи (см. стр. 3-4). Все поставленные задачи благополучно решены.
В ходе работы мы подытожили значение сновидений в жизни человека, основываясь на научных работах Зигмунда Фрейда и Карла Юнга (см. стр. 6-7)
Однако сновидения в произведении теряют свою атмосферу без цветового кода, который Федор Достоевский умело использует. Именно цвета задают настроение месту действия во сне. Например, зеленый купол церкви – символ жизни, роста, а главное надежды; кровавая луна во сне-разоблачении создает угнетающую и напряженную атмосферу. Без использования цветовой гаммы во снах они были бы «пресными», не передавали бы истинные эмоции автора.
Вывод по роли сновидений во всех осматриваемых произведениях один: сны играют важную художественную и психологическую роль для описания портрета героя, его скрытых желаний и целей, а также для раскрытия идейного замысла автора. А использование цветов наиболее точно помогает передать положение ситуации и лучше понять состояние героев романа.
Из проделанной работе, мы можем сделать вывод, что сны способствуют предельной концентрации читателя на развитии сюжета романа, на описываемом образе; подготавливают к развитию сюжета и важнейшим эпизодам, которые помогают глубже понять основную идею романа. Без сновидений это все было бы скрыто от читателя. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
Но по результатам опроса мы получили другую позицию в отношении ко снам. Большинство людей в XXI веке не уделяют большое значение сновидениям, не занимаются их анализом и считают, что они никак не влияют на их жизнедеятельность и эмоциональное состояние.
На основе проделанной работы мы достигли своей цели путем различных методов исследований. Теперь нам известна разница в отношении людей разных поколений ко сновидениям. А самое главное, мы выяснили. какова роль сновидений в романе «Преступление и наказание» и почему восприятие сновидений меняется, если не использовать цветовой код. Данная работа будет полезна для старшеклассников, изучающих роман «Преступление и наказание», учителям литературы, как готовый материал, а также любителям творчества Федора Михайловича Достоевского.
Список литературы
1. Ковальзон В. М. Природа сна // Природа: журнал. – 1999. 1999. – № 8. –с. 172–179.
2. Тютчев Ф.И. «Не рассуждай, не хлопочи!..». 1850 г. https://rupoem.ru/tyutchev/ne-rassuzhdaj-ne.aspx
3. Аристотель ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СНАХ | Евразийский Союз Ученых (euroasia-science.ru)
4. Вейн А. М. Патология мозга и структура ночного сна. Материалы симпоз. «Механизмы сна». — Л.: Наука, 1971.
5. БОСHАK Робеpт: главы книги «В мире сновидений» в ж-л е «Hаука и религия», NN 7, 10 за 1990 г.
6. Фрейд, Зигмунд (1856-1939). Толкование сновидений / Проф. Зигмунд Фрейд; Пер. с 3-го доп. нем. изд. М.К. - Москва: Соврем. пробл., 1913. - [2], 448, VII с. : черт.; 24.
7. Онлайн-справочник https://spravochnick.ru/
8. Пушкин А. С. «Сочинения в трех томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзрум. Примечания К. И. Тюнькина. М., «Художественна литература», 1974.
9. Паршикова А. М. Анализ эпизода «Сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/epizoda-son-tatyany-v-romane-evgenij-onegin-a-s-pushkin/
10. Ирлык А. Сон Петра Гринева - анализ эпизода в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» https://nauka.club/literatura/s%D0%BEn-grineva.html
11. «Пиковая дама» А. С. Пушкинhttps://pushkin-sny.ucoz.ru/publ/analizy_snov/analiz_sna_germanna_v_povesti_pikovaja_dama/2-1-0-5
12. Статья на портале «Классическая литература»– «Сон смешного человека»: анализ. https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/son_smeshnogo_cheloveka_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_rasskaza/66-1-0-951
13. Кожаев М. «Достоевский и сны» https://m-kozhaev.ru/dostoevskiy-25/
14.
Савельева
В. В., Сны и циклы сновидений в произведениях
Ф. Достоевского // Москва: Портал «О литературе», LITERARY.RU.
15. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога // Жмуров В.А. «Большая энциклопедия по психиатрии» // «Оксфордский толковый словарь по психологии» Под ред. А. Ребера // Филиппов А.В., Романова
16. Н.Н., Летягова Т.В. «Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь»
17. ЖИВИЦА Е. Ю.: Русская традиция толкования слов/по данным архив кафедры русского устного народного творчества МГУ
18. Электронная книга И.В.Гёте «Учение о цвете» https://dshi1kgo.chel.muzkult.ru/media/2020/04/12/1252808773/Gyote_Uchenie_o_czvete_compressed.pdf
19. ГлизнуцаВасилийСимволика цвета в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/13/simvolika-tsveta-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
20. Статья на портале «Читаем о снах» - «Кэлвин Холл и его каталог человеческих сновидений» https://www.snovid.ru/stati/kelvin-kholl-i-ego-katalog-chelovecheskikh-snovideniy/
21. Электронная книга Олдоса Хаксли «Рай и ад» https://librebook.me/heaven_and_hell
22. Оксана Копенкина «Ночное кафе» Ван Гога. Самая депрессивная картина художника» https://www.arts-dnevnik.ru/nochnoe-kafe-van-gog/
23. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: МГУ, 1987. 207 с.
24. Рыжих Н.А. Научно-исследовательская работа «Символика цвета в контексте литературного произведения на примере повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» http://rodniki.asu.ru/wpcontent/uploads/2016/02/Рыжих.pdf#:~:text=С%20точки%20зрения%20Макса%20Люшера,обозначать%20зло%2C%20страдание%2C%20смерть%2C%20болезнь
Приложение №1
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап:
1.1. Выбор темы и обоснование актуальности;
1.2. Планирование научно-исследовательской работы:
• Формулирование гипотезы;
• Определение целей, задач, объектов исследования, новизны, практической значимости, этапов исследования, методики эксперимента, результатов и выводов.
2. Исследовательский этап:
2.1. Поиск необходимой информации, выбор источников;
2.2. Изучении теории;
2.3. Сбор материала, его обработка, анализ и обобщение;
2.4. Формулирование выводов;
3. Экспериментальный этап:
3.1. Проведение эксперимента (опрос, график, проведение лабораторных экспериментов и т.п.);
3.2. Выявление результатов и формулировка выводов.
4. Подготовка доклада и презентации для защиты проекта:
4.1. Определение композиции (вступление, основная часть и т.д.) работы;
4.2. Уточнение заглавий, названия глав и параграфов;
4.3. Подготовка доклада и его редактирование;
4.4. Оформление текста.
5. Заключительный этап:
5.1. Защита научно-исследовательской работы.
Методика эксперимента:
1. Эмпирический метод (тесты, опросы и т.д.);
2. Теоретический метод (моделирование);
3. Интерпретационный метод (графики, схемы, таблицы).
Приложение №2
Фрагмент работы
«Эмоциональная лестница сновидений Родиона Раскольникова по роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
1. Анализ символики цифры 3:
Символика
цифры 3 в романе «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский
План:
Значение числа в:
· Мифологиях (коротко)
· Литературе (коротко)
· В романе(с цитатами)
· Связь с библейскими мотивами
· Посыл автора
Число 3
1. Число 3 относится к наиболее значимым элементам числового ряда в мифологии:
o Число 3 имеет начало, середину и конец.
o Время люди делят на настоящее, прошедшее и будущее.
o Свое бытие человек разделяет на 3 части: жизнь, смерть и сон.
o Мир делится на 3 царства: земное, подземное и небесное.
o 3 периода жизни человека: молодость, зрелость, старость.
o Трех мерность пространства высота, ширина, длина.
o Три состояние веществ в природе: твёрдое, жидкое, газообразное.
o С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фигура и т.д.
2. Число 3, наверно, самое популярное, сказочное число в русской литературе: сказка «Три медведя», «Лебедь щука и рак», «Три мужика», всеми известное начало «В тридевятом царстве в тридесятом государстве…» и т.д. Все потому, что оно считалось волшебным, магическим. А свое магическое начало число берет из Библии. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М. Достоевский олицетворяет божественную сущность.
3. Число 3 играет важную роль в раскрытии персонажей, объектов, интерьеров и т.д. в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Оно встречается около 200 раз. Вот некоторые примеры:
o Раскольников совершает преступление на 3-ий день повествования в романе;
o Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления;
o Раскольников ударяет старуху 3 раза;
o Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней;
o Раскольников встречается со следователем 3 раза до того, как явиться с повинной;
o У Катерины Ивановны Мармеладовой есть трое маленьких детей;
o Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург:
o Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей;
o Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности;
o Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей "непристойной работы»(целковый - монета достоинством в один рубль);
o В семье Раскольниковых был третий ребенок (брат Родиона и Дуни),который умер в младенчестве;
o В каморке Раскольникова стоит три стула;
o У Сони в комнате три окна;
o Колечко, которое закладывает Раскольников у старухи, украшено «тремя какими-то красными камушками»;
o Кроме того, в романе часто встречается такое выражение, как "в трех шагах", содержащее в себе число "три":
o "в трех шагах от стола"
o "в трех шагах от него"
o "в трех шагах и нельзя не убить"
o "стоит перед ним в трех шагах"
4. Как было сказано, число три отображает божественную сущность явлений. Но в каждом случае число 3 имеет разное значение. Например, промежуток от начала повествования до совершения преступления Раскольниковым составляет 3 дня, Раскольников оставлял залог у старухи-процентщицы 3 раза, Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления; – предупреждение о наступающей беде.
Ясно виденсмысл несчастья: Раскольников ударяет старуху 3 раза; Родион убивает 3 человек, от смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны 3 дня и т.д.
Также мы выявили очертания предательства: Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (3 раза бил ее кнутом и покушался), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников.
Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург; Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней; Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей; Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности – здесь число 3 несет смысл надежды и спасения. Ведь именно эти люди в итоге спасают тех, кто в беде и дают им надежду на лучшую жизнь.
5. Используя число 3, через их значение, автор приносит высокий духовный подтекст во все произведение. Число 3 напрямую связано с верой в Бога и несет в себе смысл, который поможет в итоге главному герою превратиться из «необыкновенного человека» ,которым он себя считает в «обыкновенного», который верит в Бога. Число три «сопровождает» Раскольникова на протяжении всего сюжета. Это говорит о божьем присутствие на Земле, рядом с людьми. Таким образом автор создает мистическое и загадочное настроение в произведении.
Приложение 4
2. Итоги онлайн-опроса «Роль сновидений в жизни человека»
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
3. Семьи Мармеладовых и Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
4. Таблица частотности цветов в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цвета |
До совершения преступления (I глава) |
После совершения убийства |
Общее количество |
||||
Жёлтый |
9 |
|
15 |
|
24 |
||
Красный |
12 |
|
11 |
|
23 |
||
Белый |
3 |
|
18 |
|
21 |
||
Чёрный |
7 |
|
13 |
|
20 |
||
Зелёный |
3 |
|
11 |
|
14 |
||
Синий, голубой |
1 |
|
8 |
|
9 |
||
Розовый |
1 |
|
2 |
|
3 |
||
Коричневый |
- |
|
5 |
|
5 |
||
Серый |
- |
|
3 |
|
3 |
||
1. Символика цвета в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.