Проект "Театрализация"

  • doc
  • 27.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

5-7 лет
Иконка файла материала проект театрализация.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22 «РАДУГА»

С. Новоселицкое.

 

 

 

 

 

«Театрализованные игры и фольклор» 
Проект для детей подготовительной группы.
Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год

           

           

 

                                       

 

Автор :

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Джабарова Наталья Собитхоновна

 

                              

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя,                                     а в игре познаёт мир»                                                             

Мерзлякова С.И.

 ТЕАТР- самый доступный вид искусства для детей, он помогает решить проблемы педагогики и психологии, способствует развитию памяти, воображения, коммуникативных качеств, инициативности, создаёт положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребёнка!                                                                                                            Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.                                В театрализованных действиях, мы соприкасаемся и с народным искусством нашей страны.                                                                                                           Фольклор - устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и т.д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта.                                                                                                                                          Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре народа.                                                                                                            Богатейшее поле для творческого развития воспитанников - театрализованная деятельность, которая воспитывает и развлекает, развивает фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка.    Театрализованная деятельность воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение.                                                                                               Театрализованная деятельность ,помогает сделать жизнь воспитанника интересной, содержательной, наполненной радостью творчества, чем раньше начать работу по развитию творческих способностей ребенка, тем лучше будут результаты в песенном, танцевальном и игровом творчестве.                                                                                                                                    Навыки, полученные в процессе занятий театрализованной деятельностью, обязательно принесут детям пользу и в повседневной жизни.                                                                                                                                   Научить импровизировать детей - дело непростое.                                                  Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен сказкой, игрой. Театрализованная игра- одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоение способов позитивного взаимодействия.                                                                             В ходе совершенствования диалогов и монологов, наиболее эффективно происходит речевое развитие ребёнка.                                                                             В театрализованной игре, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,                                Самореализуются,  самовыражаются,  знакомятся с окружающим миром. через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности:                                  воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Вся работа по развитию у детей театрализованных умений и навыков ведется с учетом интеграции образовательных областей:

-Речевое развитие

- Познавательное развитие

 -Социально-коммуникативное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

Цель:

Приобщение детей к русскому народному творчеству, средствами музыкальной, театрализовано - игровой деятельности.  

Задачи:

- Всестороннее развитие личности ребенка, через театрализованную деятельность.

- Воспитание коммуникативной культуры.

- Знакомство с различными видами театра

- Повышение общей культуры ребенка, приобщение к духовным ценностям

                                          

Организация работы:

Театрализованная  деятельность в подготовительной группе :                             один раз в неделю 30 минут.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы , экскурсии, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена  по принципу дидактики (от простого к сложному);

Проблемность – направленная  на поиск разрешения проблемных ситуаций;                                                                                                                    Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Формы работы:

1.  Театрализованные игры.. 

2.  Организация спектаклей.

3.  Беседы-диалоги.

4.  Изготовление атрибутов и пособий.

5.  Чтение литературы.

6.  Показ представлений.

Структура проекта:

  Часть 1. Вводная

Установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

 Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр  иллюстраций, видеоматериалов.

  Часть 2. Продуктивная.

Художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя и музыкального руководителя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

 Элементы театрализованной деятельности :                                          инсценирование песенок, стихотворений , потешек, сказок, небольших рассказов.  

 Часть 3. Завершающая

Цель театрализованной деятельности  –                                                                   получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин.                                                                                                                                                    А так же, получение ребенком положительных эмоций.

Рекомендации по работе над ролью:

 В процессе работы над ролью использую следующие рекомендации:                                      Составление словесного портрета героя;                                                     Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев, из жизни героя, не предусмотренных  инсценировкой;

 Анализ придуманных поступков;

 Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных   действий, движений, жестов персонажа.

Подготовка театрального костюма;

 Правила драматизации:

 В театрализованных играх с дошкольниками я следую следующим правилам драматизации:

 Правило индивидуальности.                                                                             Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают, за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.                                                                                          Именно поэтому, герой сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком.                                                                             Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.                                                                                                                        Проигрывание упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

 Правило всеобщего участия.                                                                                                        В драматизации участвуют все дети.                                                                                    Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

 Правило свободы выбора.                                                                                                                 Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

 Правило помогающих вопросов.                                                                                          Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем, «проговариваем» каждую роль.                                                                                                      В этом  помогают вопросы детям: что ты хочешь делать?                                                    Что тебе мешает в этом?. Что поможет сделать это?.                                                                       Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает?                                                       Что он хочет сказать?                                                                                                                         Правило обратной связи.                                                                                                          После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:                                                         Какие чувства ты испытывал во время спектакля?                                                                            Чье поведение, чьи поступки тебе понравились?                                                               Почему? Кто тебе больше всего помог в игре?                                                                              Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?                                                                              Правило мудрого руководителя.                                                                              Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Атрибутика к драматизациям:

 Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.                                                                                                                Она создает, определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.

 

 

 

Результаты работы:

Дети импровизируют, проявляют творчество в разных видах деятельности;

Дети проявляют желание участвовать в играх – инсценировках, спектаклях;

Дети эмоциональны, выразительны в движениях;

Свободно общаются со своими сверстниками и взрослыми.

 

Литература

1. М.Ф. Литвинова. « Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»                                                Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева.                                                                                  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»                     Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

3. Артемова . «Театральные игры дошкольников».                                                       

4. И.М. Каплунова. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»


Скачано с www.znanio.ru