Проект ТЕМА «Развитие жизни в Триасовом периоде»
Оценка 4.6

Проект ТЕМА «Развитие жизни в Триасовом периоде»

Оценка 4.6
docx
04.09.2020
Проект  ТЕМА  «Развитие жизни в Триасовом периоде»
Шарапов.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

ТЕМА  «Развитие жизни в Триасовом периоде»

 

 

 

 

               

 

                                                                                                                 Выполнил:  обучающийся

группы МС12р

  Шарапова Льва Эдуардовича

 

                                                                                                                    Руководитель: Королева Ольга Павловна

                                                                                                                                    преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснокамск 2020

 

Содержание

 

 

стр.

Введение

3

Глава 1. Развитие жизни в Триасовом  периоде

 

1.1.    Место триасового периода в общей картине развития органического мира

5

1.2.          Климат триасового периода

5

1.3.          Флора триасового периода

6

1.4.          Фауна триасового периода

6

Глава 2. Разработка компьютерной презентации «Развитие жизни в Триасовом периоде»

 

2.1. Правила составления компьютерной презентации

13

Заключение

18

Список литературы

20

Приложения

21

 

 

 

Введение

 

Биологическая эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся образованием новых видов и преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Актуальность работы. На уроках биологии изучали развитие жизни на Земле. Наиболее заинтересовала  тема: «Развитие жизни в Триасовом периоде», захотелось более подробно изучить данный материал.

Проблема: Какие животные и растения существовали в Триасовом периоде.

Цель работы: Разработать  презентацию «Развитие жизни в Триасовом периоде». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.     Познакомиться с развитием жизни в Триасовом периоде;

2.     Описать растительный мир Триасовом периода;

3.     Описать животный мир Триасовом периода;

4.     Разработать компьютерную презентацию.

Проект по количеству участников является индивидуальным, среднесрочным, межпредметным, информационным.

При работе над проектом использованы методы: теоретические (поиск и изучение литературы, изучение материалов СМИ, анализ и синтез); эмпирические (сравнение, анализ).

Работа над проектом  велась в следующей последовательности:

1.      Постановка проблемы и формулировка темы;

2.      Определение актуальности цели;

3.      Постановка задач;

4.      Выбор методов работы над проектом;

5.       Работа по выбранной теме;

6.      Презентация проекта.

Наиболее полезной для моей работы была книга Вологдина А.Г. «Земля и жизнь». В ней известный советский палеонтолог А. Г. Вологдин рассказывает как развивалась жизнь на Земле в различные эпохи и периоды, как века и тысячелетия изменяли растительный и животный мир Земли. В книге использованы новейшие научные данные, полученные автором при изучении органических остатков древнейших геологических эпох.

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие жизни в  Триасовом периоде

 

1.1. Место Триасового периода в общей картине развития органического мира

Первый из трех периодов мезозойской эры. Триасовый период начался около 250 млн.л.н. и закончился около 199 млн. л. н.
Триасовый период в истории Земли ознаменовал собой начало мезозойской эры. Триасовый период - время, когда остатки животного мира, сохранившиеся из пермского периода сменялись новыми, революционными видами животных. Триасовый период - время появления первых динозавров. Хотя некоторые из форм жизни пермского периода существовали в течение всей мезозойской эры и вымерли вместе с динозаврами.

1.2.          Климат Триасового периода

Потепление климата вызывает высыхание многих внутренних морей. В оставшихся морях растёт уровень солёности. Происходит ослабление климатической зональности и сглаживание температурных различий.

В триасовом периоде концентрация кислорода в атмосфере составляла 10—15%
         Климат в начале триасового периода был одинаковым по всему земному шару. У полюсов и на экваторе погодные условия были похожи.
К концу триасового периода климат стал сухим и теплым. Озера и реки начали быстро пересыхать, и во внутренних областях материков образовались обширные пустыни. Сезоны дождей продолжавшиеся около трех месяцев сменялись девятимесячными сезонами засухи. По сравнению с пермским периодом климат триасового периода стал холоднее. Похолодание в триасовом периоде было незначительным. Сильнее всего оно проявилось в северных широтах. На остальной территории было тепло.

    Сезонное изменение температур триасового периода начало оказывать заметное влияние на растения и животных. Отдельные группы пресмыкающихся приспособились сезонным изменениям. Именно в триасовый период произошли предки млекопитающих и первые птицы.

1.3. Флора Триасового периода

        Органический мир. Растительный мир суши 1-й половины триасового периода во многом близок к верхнепермскому; в тропиках преобладают, ныне вымершие, птеридоспермы и древние хвойные, в умеренной над ними господствуют разнообразные палеофитные папоротники. На всех континентах широко распространены своеобразные плауновидные, специфические для триасового периода.

Основные мезофитные группы растений (диптериевые папоротники, саговники, беннеттиты, гинкговые, мезофитные хвойные) в значительном количестве появляются во 2-й половине триасового периода, но вплоть до конца триасового периода ещё велико значение древних групп. В морях триасового периода большую роль играли рифообразующие водоросли (Альпы).

1.3.          Фауна Триасового периода

   По предположения ученых в конце пермского периода произошла глобальная катастрофа, в результате которой 90% всех форм жизни вымерли. Это дало толчок к появлению и развитию новых видов животных.  
    Триасовый период стал переходным периодом между палеозоем и мезозоем. Интенсивно проходила смена одних животных и растительных форм другими. Лишь немногие семейства перешли из палеозойской эры в мезозойскую. И они существовали на протяжении многих миллионов лет уже в триасе. Но в это время появились и развились новые формы рептилий, которые вытеснили старые.
   В начале триасового периода животный мир был одинаков на всей суше. Пангея была единым материком и различные виды могли беспрепятственно распространяться по всей суше.

Одним из видов рептилий переживших пермскую катастрофу и живших в триасовый период были пеликозавры (Приложение 1 а) - звероподобные рептилии. Их название переводится как "Парусные ящеры".
Спину пеликозавров украшал веерообразный гигантский парус. Одним из самых ярких и удивительных пеликозавров был
диметродон.

На смену пеликозаврам пришла другая группа рептилий их называют терапсиды (Приложение 1б). Некоторые из них были растительноядными, а другие хищниками. Лапы терапсид были длиннее, чем у пеликозавров, а хвосты короче. Терапсиды были подвижнее и успешнее пеликозавров, но в триасе они сошли с эволюционной арены, не выдержав конкуренции динозавров.

    Еще одна группа триасовых рептилий составили цинодонты (Приложение 1в). Их название переводится как "собачьи зубы". Они появились около 220 млн.л.н. Тело цинодонтов было покрыто шерстью, а крепкие челюсти и зубы идеально подходили для пережевывания мясной пищи. Ценодонты были революционной ветвью рептилий. Не смотря на то, что они откладывали яйца, малыши питались молоком матери. Впоследствии из цинодонтов разовьется новая ветвь животных, которых назовут млекопитающими. На протяжении последующих 160 миллионов лет, млекопитающим суждено находиться в тени динозавров. Только после вымирания динозавров, потомки цинодонтов смогут развиться и править землей.

    В начале триасового периода появилась новая группа рептилий — архозавры  (Приложение 1г),  то есть "правящие рептилии". Архозавры были предками всех основных групп известных в мезозойскую эру. Потомками архозавров были все виды динозавров, крокодиломорфы, нотозавры, плиозавры и плезиозавры, ихтиозавры, плакодонты и птерозавры.

    Архозавры, адаптировавшиеся к жизни на суше были хищниками, которые охотились за дичью по берегам озер и рек. Их называли текнодонтами "ячеистозубыми"(Приложение 1д).  . Впоследствии из них развились куда более крупные ящеры.

Текодонты появились примерно 232 млн л. н. в середине триасового периода. Ярким представителей этой группы был огромный хищник - постозух.
         Вскоре текодонты стали великолепными ходоками и бегунами. Большую часть времени они передвигались по суше на четырех ногах. Однако у некоторых развилась способность превращаться в истинных спринтеров. Для этого текодонты отклонялись назад, опираясь на свои сверхразвитые задние конечности, и устремлялись вперед на двух ногах, балансируя на бегу длинным хвостом. В последующие несколько млн. л. текодонты развились в первых на Земле динозавров.

В последней трети триасового периода выделились две группы рептилий. Одни стали предками современных крокодилов. Другая группа развилась в динозавров.
        Первые динозавры появились в последней трети триасового периода они принципиально отличались от прочих других видов рептилий строением костей таза. В отличии от лап рептилий, лапы которых были расставлены в стороны, лапы динозавров находились под туловищем. Благодаря этому отличию динозаврам было легче передвигаться. Динозавры ходили либо на двух, либо на четырех лапах. Некоторые динозавры были массивными и медленными, а другие передвигались быстро благодаря чему динозаврам было легче находить пищу и скрываться от врагов. Одними из первых динозавров были проворные
целофизисы (Приложение 2а), крепкие герреразавры (Приложение 2б), и гигантские по тем временам платеозавры (Приложение 2в),
    Более совершенное строение скелета это всего лишь одна из причин такого успеха динозавров. Кроме этого кожа динозавров чешуйчатая и водоотталкивающая. Чешуя хорошо защищала динозавров от влаги и от хищников.
    Яйца динозавров имели прочную скорлупу и поэтому процент выживания детенышей был очень высок.

Кроме динозавров, из архозавров, развилась еще одна группа рептилий принципиально отличающиеся от других. Эти рептилии приспособились к полету и назывались птерозавры (Приложение 3). Первые птерозавры жили на берегах рек и питались насекомыми. В течение всей мезозойской эры птерозавры правили в воздухе.

Морская фауна:

Одними из ярких представителей морской фауны триасового периода были аммониты (рис.1). Они принадлежат к группе головоногих моллюсков. Аммониты были известны еще с палеозоя, но большая их часть вымерли при массовом вымирании пермского периода. Однако некоторым удалось выжить и впоследствии они снова распространились в мезозойских морях.

Рисунок 1. Аммониты

http://www.dinozavro.ru/paleontolog/images/amonit.jpg                                                           

 

 

 

 

 

 

    В триасовом периоде распространены двустворчатые моллюски. Их тонкие, как бумага, раковины с хрупкими ребрами образуют в отдельных случаях целые прослойки в отложениях данного периода. Жили двустворчатые моллюски в мелководных илистых бухтах— лагунах, на рифах и между ними. В конце триасового периода появляется множество двустворчатых моллюсков с толстыми раковинами, прочно прикреплявшихся к известняковым отложениям мелководных бассейнов.

    В открытом море обитали наиболее высокоорганизованные виды рыб. Акулы и костные рыбы оспаривали друг у друга добычу. Со временем у них развились челюсти, способные разгрызать панцири крабов и раковины моллюсков вроде мидий.

Разнообразие лучеперых рыб, в триасе выросло и они смогли составить достойную конкуренцию другим классам рыб. Среди лучеперых появились хищники наподобие современной щуки, крупнейшие триасовые лучеперые рыбы достигали 1 м в длину.

    Крупнейшими хищниками триасовых морей были недавно возникшие водные рептилии – нотозавры (рис.2).

Рисунок 2. Нотозавр

http://www.dinozavro.ru/paleontolog/images/notozavr.jpg
 

 

 

 

 

 

 


    Похожие на гигантских ящериц, нотозавры ловили рыбу при помощи своих острых зубов. Дельфиноподобные ихтиозавры могли догнать любую добычу благодаря своим выдающимся скоростным качествам.

Крупные плакодонты (рис.3), похожие на тритонов, ползали по морскому дну, выискивая раковины, а затем раздавливали их мощными плоскими зубами.
    У танистрофея была длинная и тонкая шея, вдвое длиннее его туловища. Это было наземное животное, и, вероятно, оно использовало свою изящную шею в качестве рыболовной удочки. Стоя у кромки воды, танистрофей мог дотянуться до рыб, плававших под водой в изрядном удалении от берега.

Рисунок 3. Плакодонт

http://www.dinozavro.ru/paleontolog/images/plakodont.jpg
 

 

 

 

 

 

 


    Еще одна группа рептилий появилась в триасе. Они называются плезиозавры. Плезиозавры (рис.4) делили морскую среду обитания со многими другими видами животных триаса. Но в триасе, плезиозавры только появились и еще не успели как следует распространиться. Они были сравнительно невелики, до 2 м в длину. В юрский период плезиозавры развились до гигантских размеров.

Рисунок 4. Плезиозавры

http://www.dinozavro.ru/juras/images/elasmozavr.jpg
 

 

 

 

 

 


    Кроме плезиозавров в водах триасового периода процветали различные виды ихтиозавров . Эти четвероногие, подобно современным дельфинам и китам, окончательно перешли к полностью водному образу жизни, приобрели гидродинамически совершенную форму и освоили живорождение. В отличие от китообразных, ихтиозавры не пользовались эхолокацией, а полагались в основном на зрение. Из-за этого их глаза были огромны, у некоторых видов – до 20 см в диаметре. Внешне ихтиозавры очень похожи на дельфинов, единственное заметное отличие – задние ноги. У ихтиозавров они превратились в брюшные плавники, у дельфинов - атрофировались.
    Самое большое семейство триасовых ихтиозавров – шастазавры. Самый крупный из них – шонизавр (рис.5).
Шонизавр был самым большим ихтиозавром всех времен. Шонизавр достигал в длину 23 м и весил до 40 тонн.

Рисунок 5. Шонизавр

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка компьютерной презентации «Развитие жизни в Триасовом периоде»

2.1.          Правила составления компьютерной презентации

Результатом работы над проектом является компьютерная презентация.

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

·                     динамический синтез текста, изображения, звука;

·                     яркие и доходчивые образы;

·                     самые современные программные технологии интерфейса;

·                     интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

·                     мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

·                     способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

·                     невысокая стоимость.

      С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:

·                     интерактивные презентации;

·                     презентации со сценарием;

·                     непрерывно выполняющиеся презентации.

Интерактивная презентация - диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации. При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется.

Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие. Например, после щелчка мышью на фотографии картины начинается звуковой рассказ об истории ее создания.

Презентация со сценарием - показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Такие презентации могут содержать "плывущие" по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.

Преимущества презентаций

1.                 Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.

2.                 Конспект. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.

3.                 Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.

4.                 Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.

5.                 Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование - и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально.

Мной разрабатывалась  обучающая презентация со сценарием.

Основное правило презентаций:

Простота, лаконичность (минимализм в подаче визуальной информации). Краткое изложение материала, максимальная информативность текста.

Следующие правила презентаций:

·                     Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств);

·                     Отсутствие накопления, четкий порядок во всем.

·                     Тщательно структурированная информация.

·                     Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.

·                     Важную информацию (например, выводы, определения, правила и т.д.) нужно подавать большим и выделенным шрифтом и размещать в левом верхнем углу слайда.

·                     Второстепенную информацию желательно размещать внизу слайда.

·                     Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.

·                     Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.

·                     Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.

·                     Графика должна органично дополнять текст.

·                     Объяснение надо размещать как можно ближе к иллюстраций, с которыми они должны появляться на экране одновременно.

·                     Инструкции к выполнению задач необходимо тщательно продумать относительно их четкости, лаконичности, однозначности.

·                     Использовать эмоциональный фон (художественная проза запоминается лучше, чем специальные тексты, а стихи — лучше, чем проза).

·                     Всю текстовую информацию нужно тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

·                     Производительность подаваемого материала увеличивается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации (зарубежные источники это называют принципом модальности). Поэтому рекомендуется там, где это возможно, использовать для текста и графических изображений звуковое сопровождение.

 Алгоритм составления презентации:

 

1. Подготовил текст и изображения по выбранной теме.

2. Открылд программу Microsoft PowerPoint.

3. Выбрал макет слайда.

4. Выбрал фон (тему) презентации.

5. Разместил информацию в соответствующих блоках.

6. Отредактировал презентацию.

7. Сохранил новый файл в папке жесткого диска (Приложение 4).

 

Заключение

 Первый из трех периодов мезозойской эры. Триасовый период начался около 250 млн.л.н. и закончился около 199 млн. л. н.
Триасовый период в истории Земли ознаменовал собой начало мезозойской эры. Триасовый период - время, когда остатки животного мира, сохранившиеся из пермского периода, сменялись новыми, революционными видами животных. Триасовый период - время появления первых динозавров. Хотя некоторые из форм жизни пермского периода существовали в течение всей мезозойской эры и вымерли вместе с динозаврами.

Цель информационного  проекта « Развитие жизни в триасовом периоде» - достигнута, для чего были решены задачи:  познакомился с климатическими условиями  жизни в триасовом периоде, описал растительный и животный  мир, разработал компьютерную презентацию.

          Автор считает ценным, что в ходе работы были приобретены умения проявлять самостоятельность в принятии решения, инициативу, приобретены навыки планирования, организации умственного труда, закреплены и углублены знания, полученные в процессе обучения биологии. Также получили развитие информационная и коммуникационная  компетенции автора, что выразилось в умении работать со специальной литературой и Интернет-источниками,  работать в команде.

Работая над проектом, автор узнал много интересного о жизни в триасовом периоде.

          В результате проекта был создана компьютерная презентация «Развитие жизни в триасовом периоде». 

Теоретическая значимость информационного  проекта заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа обобщены знания о жизни в триасовом периоде.

Практическая значимость исследовательского проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы для обогащения учебных занятий по биологии и экологии, а также во внеклассной работе

Список литературы

Учебники, брошюры:

1.                             Арустамов Э. А. «Биология с основами экологии»: учебное пособие / Э. А. Арустамов - М.: Дрофа, 2015;

2.                             Вологдин А.Г. «Земля и жизнь» - М., Академия, 2013.

3.                             Воронцов А.И. Развитие жизни. - М.: Академия, 2014;

4.                             Миркин Б М., Наумова Л.Г. Биология. - М., Академия, 2016.

5.                             Эткинз Питер «Десять великих дней науки. Как устроен наш мир» – М. Академия, 2015

                  Электронные источники:

1.     «Триасовый период» [Электронный ресурс].URL: www. dinozavro.ru

2.      «Триас» [Электронный ресурс].URL: http:// ru.wikipedia.org

3.     «Морские  ресурсы» [Электронный ресурс].URL: http://priroda..ru/hunt/

Приложение 1

Завры триасового периода

а)  Пеликозавр

 

б)  Терапсиды

 
 

 

 

 

 

 


           

 

в)  Цианодонты

 
 

 

 

 

 

 


г)  Архозавр

 
                         

 

 

 

 


                   

 

 

                                                                                     

Приложение 2

Первые динозавры

а)  Целофизис

 
 

 

 

 

 

 

 

 


                     

 

 

 

 

 

 

 


                             

 

 

 

 

                                                                                      

 

Приложение 3

Птерозавр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                               Приложение 4


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание стр

Содержание стр

Цель работы: Разработать презентацию «Развитие жизни в

Цель работы: Разработать презентацию «Развитие жизни в

Глава 1. Развитие жизни в Триасовом периоде 1

Глава 1. Развитие жизни в Триасовом периоде 1

Именно в триасовый период произошли предки млекопитающих и первые птицы

Именно в триасовый период произошли предки млекопитающих и первые птицы

Их название переводится как "Парусные ящеры"

Их название переводится как "Парусные ящеры"

Однако у некоторых развилась способность превращаться в истинных спринтеров

Однако у некоторых развилась способность превращаться в истинных спринтеров

Морская фауна: Одними из ярких представителей морской фауны триасового периода были аммониты (рис

Морская фауна: Одними из ярких представителей морской фауны триасового периода были аммониты (рис

Крупнейшими хищниками триасовых морей были недавно возникшие водные рептилии – нотозавры (рис

Крупнейшими хищниками триасовых морей были недавно возникшие водные рептилии – нотозавры (рис

Они были сравнительно невелики, до 2 м в длину

Они были сравнительно невелики, до 2 м в длину

Глава 2. Разработка компьютерной презентации «Развитие жизни в

Глава 2. Разработка компьютерной презентации «Развитие жизни в

При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется

При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется

Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение

Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение

Второстепенную информацию желательно размещать внизу слайда

Второстепенную информацию желательно размещать внизу слайда

Заключение Первый из трех периодов мезозойской эры

Заключение Первый из трех периодов мезозойской эры

Список литературы Учебники, брошюры: 1

Список литературы Учебники, брошюры: 1

Архозавр

Архозавр

Приложение 3 Птерозавр

Приложение 3 Птерозавр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2020