Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе
А. П. Гайдар «Ёлка в тайге»
Педагогическая цель: создать условия для отработки умений по выявленным затруднениям. Проявление самостоятельности в учебной деятельности в зоне ближайшего развития. Формирование читательской грамотности
Цели:
Предметные: устранение личных затруднений при работе с текстом.
Метапредметные:
регулятивные: работать по инструкции и осуществлять коррекцию деятельности;
познавательные: находить в тексте ответы на вопросы; работать с понятиями; обогащать читательский опыт;
коммуникативные: сотрудничать в группе, формулировать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия (ценностное отношение к освоению учебного материала).
Оборудование: учебник, нетбуки, документкамера, презентация, карточки с заданием.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент.
- Добрый день! Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач
В мир чтения отправляемся смело,
В мир рассказов, загадок, задач!
Развернитесь и поприветствуйте гостей нашего занятия.
Настроимся на работу - Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь скорости смены положений.
2. Постановка учебной задачи.
-Ребята, обратите внимание на экран. На сегодняшнем уроке мы будем работать над затруднениями, которые ещё встречаются при выполнении письменных контрольных и проверочных работ. Перед вами таблица, в которой можете увидеть, какие умения вы сформировали не достаточно хорошо.Выпишите их на свои листочки. И для того чтобы вы смогли плодотворно поработать над затруднениями, я предлагаю поработать в группах/парах.
Таблица затруднений учащихся
ФИО ученика |
Умение находить информацию в тексте |
Умение определять жанр произведения |
Умение составлять план к произведению |
Умение восстанавливать последовательность событий |
Умение описывать свои чувства к героям |
Ученик 1 |
+ |
|
+ |
|
+ |
Ученик 2 |
+ |
|
+ |
|
|
Ученик 3 |
|
+ |
|
|
|
Ученик 4 |
+ |
|
+ |
|
|
Ученик 5 |
|
|
+ |
|
+ |
Ученик 6 |
|
|
|
|
+ |
Ученик 7 |
|
+ |
+ |
+ |
|
…. |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
В чем ребята класса меньше всего затрудняются?..
В чем испытывают большие затруднения (в чем затрудняются больше всего)?......
А какие у вас личные затруднения? ……
3. Решение учебной задачи.
Нам их нужно исправлять. Будем работать в группах по затруднениям. Определим место работы с групп. У каждой группы есть рабочий лист с инструкцией и рабочими материалами. А также после выполнения заданий вы можете «ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ» заглянув в файлы нетбуков.
1 группа –РАБОТА НАД УМЕНИЕМ НАХОДИТЬ И ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЕРОЕВ. У кого такие затруднения? Кто идёт работать в эту группу? - Характеристика героев + приём «Да -нет»
Выбрать слова –характеристики героев, доказать! (с опорой на всё произведение)
Задание 1 группе. Прочитай и укажи стрелками, характеристики героям рассказа.
Инструкция:
1. Найти героев в тексте
2. Подобрать подходящие характеристики (указать стрелками)
3. Подготовиться рассказать классу и составить 3 коротких вопроса для ребят
Дети составляют примерные вопросы для класса (отвечать-«ДА» «НЕТ»)
-Мама была хмурой и неразговорчивой женщиной?
-Чук и Гек были тихими, скромными ребятами?
- Отец мальчиков был злым человеком?
«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Чук и Гек
Отец
Мать
Сторож |
весёлые, неугомонные, выдумщики, фантазёры, озорные; автор им придумал необычные имена.
сильный, добродушный, не умел танцевать
добрая, заботливая, смелая, решительная, строгая.
хмурый, нелюдимый, неразговорчивый, малообщительный |
Задание 2 группе. ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ. (выборочное чтение «с пометами» + приём «Ромашка Блума» простые вопросы: кто?, что?, когда?, где?, как?, зачем?, почему?)
Инструкция:
1. Найдите в тексте информацию об игрушках
2. Запишите в таблицу, какие это игрушки из чего они сделаны
3. Подготовьтесь рассказать классу
4. Подготовьте 6простых вопросов для класса (записать вопросы на ромашке)
Примерные вопросы:
-кто мастерил игрушки (Имена)?
-зачем нужны были игрушки?
-что смастерили Чук и Гек из папиросной бумаги?
-где (место) готовились встречать ребята Новый год?
-почему мальчики мастерили игрушки из «подручных средств»?
-из чего ребята сшили кукол и зайцев?
Задание. Из чего мастерили мальчики игрушки? Заполни таблицу
«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Пышные цветы |
из папиросной бумаги |
Зверьки и куклы |
Из лоскутов и ваты |
Шишки |
Из бумаги от упаковки чая |
Свечи |
Из воска |
Цветные картинки |
Старые журналы |
Задание 3 группе. РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ПЛАНА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
(Составление плана произведения и описания ёлки+ приём «Картинный план»)
Инструкция:
1. Прочитайте текст в книге
2. Составьте план из предложенных названий (оформите работу на «Рабочем листе»)
3. Подготовьтесь рассказать классу
4. Совместно с классом подберите смысловые картинки/знаки к плану.
Задание. Составить план произведения.
«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
1)Изготовление игрушек. |
2)Таёжная красавица-ёлка. |
3) Песня Гека. |
4) Встреча Нового года |
5)Поздравление с новым годом |
Задание 4 группе. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Найдите и объясните значения новых слов из произведения. ( приём «Верные и неверные утверждения»)
Инструкция:
1. Прочитать выражения
2.Прочитать пояснения
3.Подобрать к выражению подходящее пояснение (соедини линией)
4.Подготовься рассказать классу
Задание 5 группе. РАБОТА ПО ВОСТАНОВЛЕНИЮ ТЕКСТА (БИОГРАФИЯ АВТОРА)
Рассказ об авторе+ приём «Лови ошибку» для класса
Инструкция:
1. Прочитайте текст
2. Найдите и исправьте несоответствия событий в 3 предложениях.
3. Подготовьтесь рассказать классу
4. Подготовьте вопросы – «ловушки для класса»
Многие ребята считают биографию Аркадия Гайдара необыкновенной, словно вспышка. но яркую жизнь Он прожил короткую
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в Курской области. Детство прошло в городе Арзамас. В 1918 году, в 14 лет пошел в армию, где был командиром роты, а в 17 лет - командовал полком.
В Вот тогда и начал писать книги.1924 году после болезни он ушел из армии. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт военным корреспондентом. А схватке с фашистами в октябре 1941 года он погиб в.
Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие – свои книги. «Голубая чашка», «Дальние страны», «Тимур и его команда», «Военная тайна», «Дым в лесу»
Героями его произведений были в основном дети. По некоторым произведениям сняты художественные фильмы.
Задание 5 группе РАБОТА НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ
Смоделируйте обложку к произведению и поясните.
Техника чтения + приём «Словесное рисование» (способность выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного) я думаю что на обложке этой книги должно быть нарисовано…..
Инструкция:
1. Проверить технику чтения.
2. Смоделировать обложку к произведению на рабочем листе (можно воспользоваться файлом в нетбуке «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»).
3. Подготовить рассказать классу. Словесно нарисуйте рисунок на обложку книги. (Я думаю, что на обложке книги ЧУК и ГЕК должно быть нарисовано…. )
4.Задайте вопрос классу.
На работу группам отводится 8 минут.
4.Представление результатов работы в группах
«Защита работ»
1 ГРУППА - Восстановить биографию
2- обложка
3 - словарная работа
4- характеристика героев
5 - поиск ответов на вопросы
6- план
5. Итоги. Рефлексия (свой личный результат) Синквэйн
- Над какими затруднениями вы сегодня работали?
- Какие вопросы возникли?
- Какой вывод для себя сделали?
В файлах на столах лежат шары, на одной стороне напишите, какое или какие умения вы сформировали у себя (лично какие затруднения вам удалось исправить?), на обратной стороне вашего шара напишите синквейн сегодняшнего урока.
Украшаем ёлку шарами.
Задание гостям- (тоже в шарах, чтобы украсить ёлку). Синквэйн об уроке(впечатления)
Вы представили результаты своей работы, оценили результат. Но если есть ещё проблемы или желания потренироваться предлагаю карточки (ПО ВЫБОРУ)
6.Домашнее задание: На выбор:
Подготовить иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Подготовить рассказ о праздновании нового года у вас в семье.
Прочитать рассказ полностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.