Проект учебного занятия по окружающему миру "Открытие невидимого мира", 4 класс
Оценка 5

Проект учебного занятия по окружающему миру "Открытие невидимого мира", 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
21.10.2020
Проект учебного занятия по окружающему миру "Открытие невидимого мира", 4 класс
Проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода в обучении. Проведен самоанализ (письменный) занятия.
Проект учебного занятия.doc

Проект учебного занятия

         Проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода в обучении. Проведен самоанализ (письменный) занятия.

 

Ф.И.О. учителя:

 Кудинова Марина Павловна

 

Тема: «Открытие невидимого мира»

Класс: 4

Планируемые результаты

 (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Пользоваться цифровым микроскопом, соблюдать правила работы с ним.

Личностные: мотивация к изучению нового учебного материала; способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; понимать значение микроскопа в жизни человека и необходимость его использования; уметь фантазировать.

Метапредметные

Регулятивные:

 понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

планировать учебную деятельность;

соотносить учебную деятельность (устройство микроскопа) с заданным эталоном;

отвечать на итоговые вопросы;

 

Познавательные:

находить и выделять необходимую информацию в учебнике;

различать виды микроскопов в зависимости от их применения;

определять способы решения коллизий;

уметь производить простые логические действия анализа и сравнения;

Коммуникативные: 

уметь оформлять монологические высказывания, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения;

работать в парах, группах, учитывая мнение собеседника.

 

 

 

Предметные: иметь представление о разнообразии микроскопов; знать устройство микроскопа и уметь им пользоваться; соблюдать правила работы с цифровым микроскопом.

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

 

доказать, что с помощью микроскопа можно рассмотреть то, что невооруженным взглядом увидеть нельзя.

Задачи:

Создать проблемную ситуацию для мотивации к учебной деятельности и формулирования обучающимися учебной задачи о назначении и применении микроскопа. Организовать рефлексивную деятельность обучающихся на уроке.

Проблема:

Существует ли невидимый человеческому глазу мир? Можно ли его как – то увидеть?

Педагогические технологии:

1.                   Технология личностно – ориентированного образования.

2.                   Метод проектов.

3.                   Технология обучения в сотрудничестве.

4.                   Информационно – коммуникационные технологии.

5.                 Здоровьесберегающие технологии

 

Структура и содержание занятия

 

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: Создание проблемной ситуации

Цель: учиться делать умозаключения на основе высказываний людей и представленных изображений; взаимодействовать при работе в парах; отвечать на вопросы по изучаемой теме; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; планировать собственную деятельность.

Приветствие и начало

урока окружающего мира.

Ребята, я хочу начать урок

со знаменитого высказывания

Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Как вы можете объяснить ее смысл?

Можно ли это высказывание

применить к людям, которые сделали

различные научные открытия?

Как вы думаете, все ли окружающие нас

живые организмы мы видим?

А какие невидимы для нашего глаза?

Как же человек смог узнать о существовании

этих организмов?

Молодцы! А теперь посмотрите на

экран (появляются слова «Открытие невидимого

мира») –это тема нашего

урока и сформулируйте цель урока.

Обсудите ее в парах.

Слушаю ваши ответы.

 

 

 

 

 

Все верно. Мы будем узнавать, как

изобрели микроскоп, его устройство, будем

доказывать, что с его помощью можно

рассмотреть то, что невооруженным

взглядом увидеть нельзя.

(Цель вывешивается на доске).

Составим план нашей работы.

На доске деформированный план:

задать вопрос;

оценить свою работу;

определить пути их решения;

применить новые знания.

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Конечно, нет.

Микробы, бактерии и т.д.

 

Он смог увидеть их в

микроскопе.

 

 

 

 

 

Работают в парах, обсуждают.

Будем узнавать, как

люди открыли существование

мельчайших организмов, изобрели микроскоп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе коллективного

обсуждения составляется

план:

задать вопрос;

определить способы их

решения;

применить новые знания;

оценить свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулировать цель урока и обсудить ее в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить план работы.

Включаю элементы личностно-ориентированного обучения: для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

 

 

 

Информационно- коммуникационные технологии. Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю “Найти ошибки” в плане. Детям необходимо сначала самим правильно составить план. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, чей вариант правильный. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Основной формой организации учебного процесса обучения по предмету «Окружающий мир» считается урок. В данном случае это урок приобретения новых знаний, умений и навыков.

 

- фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- работа в парах

II этап: Знакомство с

новым материалом

на основе практической деятельности

Цель:  Учиться делать пред-

положения;

высказывать свои

суждения по результатам предположений;

самостоятельно определять способы и пути

решения проблемной

ситуации;

взаимодействовать

в группе.

 

Ребята, я предлагаю вам поработать в группе.

Вы решите кроссворд и определите ключевое

слово. Для этого

вспомним правила работы в группе (Приложение 1).

Приступайте. Желаю успеха!

 

Какое слово у вас получилось?

(Приложение 2).

А что нас может интересовать, какие

знания мы хотим получить, опираясь

на это ключевое слово? Это первый пункт

нашего плана работы.

 

 

 

Как много вы хотите узнать! Я рада.

Ребята, в настоящее время существует много

микроскопов, предназначенных

для разных функций. Есть школьные микроскопы,

электронные, а есть та-

кие, при помощи которых ученые рассматривают

 внутренние органы

человека (идет показ изображений

микроскопов на слайдах).

Работаем в дальше. У вас на столах стоят

микроскопы. В конверте лежат названия частей

микроскопа. Прочитайте

их и постарайтесь определить, как они

называются. Потом выделите эксперта от

 вашей группы, который

будет представлять ваш ответ.

Слушаю ваши ответы.

А кто изобрел микроскоп?

Как вы думаете, какая самая важная часть в микроскопе?

Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

Конечно. Это следующий пункт плана нашей

 работы. Откройте учебник

 на стр.70, найдите второй абзац.

Кто же случайно изобрел прибор?

Какая самая важная часть в микроскопе,

позволяющая увидеть невидимое?

Верно. Удаляя или приближая линзу,

мы можем уменьшать, увеличивать изображение.

Называют правила.

 

 

 

Отгадывают кроссворд

и находят ключевое слово «микроскоп».

 

Как появился микроскоп?

Кто его изобрел?

Что можно рассмотреть

при помощи микроскопа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

Эксперты рассказывают.

 

Ученые.

Ответы детей.

 

 

Скорее всего в учебнике.

 

 

 

Читают.

 

 

Дети.

 

 

Линза.

 

 

Решить кроссворд и определить ключевое слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах).

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультурная минутка

- групповая работа

 

3 этап: Применение

нового знания на

практике.

Цель: Применять новые

знания о свойстве

линзы в ходе рассмотрения препаратов;

применять правила

работы с микроскопом;

взаимодействовать

в группе.

 

Назовите следующую задачу.

Сейчас мы окажемся на месте этих детей.

Будем рассматривать в увеличенном виде

препараты. Для этого

нам нужно прочитать правила работы с

 микроскопом. (Правила высвечиваются на

слайде).

Пользуясь этими правилами, рассмотрите

изображение под микроскопом.

Кто увидел изображение?

Что вы рассматривали?

Да, это кожица лука.

Рассмотрите еще один образец. Это лапка мухи.

Изучением микропрепаратов

занимаются специальные ученые.

Кто может сказать, как называется наука,

которая занимается изучением мельчайших

организмов?

Составьте из букв, которые у вас на столах, это слово.

Из каких частей состоит это слово?

Кто может объяснить их значение?

Что изучает микробиология?

Прочтите самостоятельно последний абзац в

учебнике на стр.71.Про каплю.

Кто первым догадался рассмотреть каплю из

лужи?

Что он там увидел?

Применить новые

знания.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Читают название препарата на

предметном

стекле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

Составляют

микробиология.

Микро, био, логия.

Микро мельчайший,

био-организм,

логос-наука.

Микроорганизмы.

 

 

 

Левенгук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитать правила работы с микроскопом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотреть под микроскопом кожицу лука, лапку мухи

Технология проектно-исследовательской деятельности

Создаю условия для организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечения условий для раскрытия, развития и реализации способностей детей.

 

- индивидуальная работа

 

4.Рефлексия.

Цель: Оценивать себя и работу,

проделанную в

 группе.

 

Посмотрите на этого ученого (слайд)

Назовите заключительную

задачу.

Ответим на итоговые вопросы.

Как вы думаете, важным ли было изобретение

микроскопа для человека?

К чему привело изобретение этого

прибора? Составьте синквейн.

Вспомните изречение Сократа, о котором мы

говорили вначале урока.

Как теперь, получив новые знания, мы его можем

 применить по отношению

к себе?

Посмотрите на наши задачи.

Как вы считаете, мы их выполнили?

Как вы могли бы оценить свою работу по

 критериям:

-я ничего нового не узнал;

-я добавил новые знания к уже имеющимся;

-я узнал совершенно новые для себя знания.

Что больше всего понравилось на уроке?

Спасибо за урок.

Оценить свою работу.

 

 

 

 

 

Очень важным.

Люди смогли рассмотреть микробов, бактерии.

 

 

Смогли изобрести лекарства для борьбы с ними.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Разные ответы детей,

в зависимости от их

подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить синквейн «Микроскоп»

Использование приемов рефлексии.-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

 

 

 

 

Технологии развития критического мышления

«Написание Синквейна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- индивидуальная работа

 

 

Самоанализ занятия

1.     Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

Рецепт приготовления хорошего урока

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика. Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству. (шутка)

Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе, учтены государственные стандарты.

2.     Можно считать, что избранное сочетание методов, приемов, форм и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса? Обоснуйте.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. Цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей   проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 4 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

3.     За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

4.     Рационально было распределено время на этапы урока?

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

5.     Логичны были "связки" между этапами урока?

Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

6.     Произошло ли самостоятельное «открытие» детьми нового знания?

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Каждое «маленькое открытие» − результат аналитической деятельности самих школьников.

 

7.     Были запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?

На случай непредвиденных ситуаций были предусмотрены наводящие вопросы, раздаточный материал, который использовался в качестве подсказок при наличии затруднений.

8.     Какова психологическая атмосфера урока? Получили учащиеся удовлетворение от урока? Приведите примеры.

Благоприятный психологический климат на протяжении всего урока поддерживался за счет уважительного отношения к обучающимся со стороны преподавателя и сложившимся дружеским отношениям в группе. Дети получили удовольствие от урока. (правильно озвучили цель урока, составили план работы, отлично сработали в группах, решили кроссворд, применили правила при работе с микроскопом и т. д .)

9.     Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли решить все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

Урок был актуальным для детей. Опираясь на знания, они сами делали выводы. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная, спокойная. Дети чувствовали себя комфортно. Цели урока достигнуты, и план реализован полностью. Особенностью уроков с применением проблемного диалога является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, который стимулирует активность, самостоятельность. Я считаю, что данный подход позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузок детей.

10.  Насколько органична оказалась данная модель урока для Вас и учеников?

Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат; постановка целей и задач урока, создание учебной ситуации; «открытие» нового знания; творческая работа; поведение итогов, рефлексия) была рациональна для решения задач.


Проект учебного занятия

Проект учебного занятия

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию в учебнике; различать виды микроскопов в зависимости от их применения; определять способы решения коллизий; уметь производить простые логические действия…

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию в учебнике; различать виды микроскопов в зависимости от их применения; определять способы решения коллизий; уметь производить простые логические действия…

Приветствие и начало урока окружающего мира

Приветствие и начало урока окружающего мира

Открытие невидимого мира») –это тема нашего урока и сформулируйте цель урока

Открытие невидимого мира») –это тема нашего урока и сформулируйте цель урока

Составим план нашей работы.

Составим план нашей работы.

Ребята, я предлагаю вам поработать в группе

Ребята, я предлагаю вам поработать в группе

Работаем в дальше. У вас на столах стоят микроскопы

Работаем в дальше. У вас на столах стоят микроскопы

Как вы думаете, какая самая важная часть в микроскопе?

Как вы думаете, какая самая важная часть в микроскопе?

Цель: Применять новые знания о свойстве линзы в ходе рассмотрения препаратов; применять правила работы с микроскопом; взаимодействовать в группе

Цель: Применять новые знания о свойстве линзы в ходе рассмотрения препаратов; применять правила работы с микроскопом; взаимодействовать в группе

Кто может сказать, как называется наука, которая занимается изучением мельчайших организмов?

Кто может сказать, как называется наука, которая занимается изучением мельчайших организмов?

Что он там увидел?Применить новые знания

Что он там увидел?Применить новые знания

Рефлексия. Цель: Оценивать себя и работу, проделанную в группе

Рефлексия. Цель: Оценивать себя и работу, проделанную в группе

Добавьте в каждый урок по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго…

Добавьте в каждый урок по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго…

Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре

Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре

Какова психологическая атмосфера урока?

Какова психологическая атмосфера урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020