МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»
ИССЛЕДОВАЛЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Учимся по сказкам» или Кто живет в тайге?
Автор: Чуева Анастасия,
ученица 2 «А» класса
Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов
Нижневартовск
Оглавление
Введение…………………………………………………………..…………3
Основная часть
Раздел 1. Русские народные и авторские сказки о животных
1.1. Литературная справка.............................................................................4-6 1.2. Анкетирование........................................................................................6-8
Раздел 2. «Дикие животные»…………………….…………..…………..8
2.1. Лиса………………………….…..……………….………….…..….…..8-10
2.2. Заяц……………………………………………….………..……………10-12
2.3. Медведь…………………………………………….………..…………..2-15
2.4. Волк……………..……………………………….…………..…………...15-16
Раздел 3. Сказка «Лиса и Заяц»…………………………………………..17-18
Заключение…………………………………………………………..………19
Библиографический список ……………………………………..…………20
Раздел 4. Дополнительный материал……………………………..……...21-23
Введение.
В детстве мама мне очень часто читала разные сказки, которые я слушала с огромным удовольствием. А сейчас чтение книг стало моим самым любимым занятием. Этой работой я хочу показать ребятам, что чтение книг – это здорово, интересно, увлекательно, и если ребѐнок любит читать, то ему никогда не бывает скучно.
Прочитав большое количество сказок, я заметила, что чаще всего в сказках о животных встречаются такие герои как: Лиса, Заяц, Волк и Медведь. И решила узнать, почему именно этим зверям русский народ и писатели посвятили столько много сказок.
Во все времена люди ценили диких животных, ведь недаром они наделили каждого зверя своим качеством: Лиса – хитрая. Волк – злой. Заяц – трусливый, Медведь – добрый и т. д.
Я решила выяснить, почему именно этим животным русский народ посвятил столько сказок, и живут ли эти животные в наших сибирских лесах?
Цель данной работы: исследовать диких животных в их естественной среде обитания для объяснения их популярности как героев сказок.
В ходе работы над проектом необходимо решить такие задачи:
Ø Изучить русские народные сказки, в которых главными героями являются животные.
Ø Исследовать тему «Дикие животные».
Ø Исследовать сказку «Лиса и заяц».
Основная часть
Раздел 1. Русские народные и авторские сказки о животных
1.1. Литературная справка.
Работу над проектом я начала с того, что дома, в школьной и детской центральной библиотеке находила и читала сказки, загадки, стихи, героями которых являются различные животные. Кажется странным тот факт, что в литературе об одних и тех же животных написано много произведений разных жанров. Так чем же эти герои отличались от других зверей, за что люди их полюбили?
Далее в этом разделе описаны интересные факты, которые я нашла о каждом животном. Мне пришлось поработать с толковым словарѐм, энциклопедиями о животных, а также с книгами таких известных авторов, которые писали о природе и животных как И. Акимушкин и К. Ушинский. Они очень красиво и точно описывают своих героев. Отрывки я использовала в своей работе.
Мне нужно было найти ответ на такой вопрос: Какие животные чаще всего являются героями сказок? Я начала искать такие сказки и нашла более 20:
1. «Заяц и лиса».
2. «Теремок».
3. «Лиса и волк».
4. «Рукавичка».
5. «Маша и медведь».
6. «Серая Шейка».
7. «Заяц – хвастун».
8. «У страха глаза велики».
9. «Кот, Петух и Лиса».
10. «Красная Шапочка».
11. «Иван-царевич и Серый Волк».
12. «Мужик и Медведь».
13. «Лиса и Журавль».
14. «Сказке о хитрой лисе».
15. «Колобок».
16. «Лиса и тетерев».
17. «Три медведя».
18. «Волк и 7 козлят».
19. «Иван царевич и Серый волк».
20. «Петушок – золотой гребешок».
21. «Коза дереза».
22. «Три медведя» (Л. Толстой)
Результаты моей работы представлены в таблице.
Какие животные чаще всего являются героями сказок?
Лиса |
13 |
19.1 % |
Волк |
11 |
16.1 % |
Заяц |
9 |
13.2 % |
Медведь |
10 |
14.7 % |
Кот |
6 |
8.8 % |
Петух |
5 |
7.3 % |
Собака |
4 |
5.8 % |
Курица |
3 |
4.4 % |
Мышка |
3 |
4.4 % |
Ёж |
2 |
2.9 % |
Коза |
2 |
2.9 % |
«Диаграмма преобладания животных в сказках»
А ещѐ я наблюдала интересный факт, когда искала сказку «Колобок». Оказалось, что таких сказок четыре. Я нашла сказки, которые пересказали разные авторы. Есть сказка «Колобок» в обработке Алексея Николаевича Толстого, Константина Дмитриевича Ушинского, Марии Булатовой и народная. Эти сказки немного отличаются, но смысл одинаковый. Даже в песенке Колобка небольшие различия. Но главные герои Заяц, Лиса, Волк и Медведь не меняются.
А. Н. Толстой |
К. Д. Ушинский |
М. Булатова |
Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребѐн, По сусеку метѐн, На сметане мешен, Да в масле пряжен, На окошке стужен. Я от Дедушки ушѐл, Я от Бабушки ушѐл, Я от Зайца ушѐл, Я от Волка ушѐл, От Медведя ушѐл. От тебя, Лиса, Нехитро уйти. |
Я Колобок, Колобок! По амбару метѐн По сусекам скребѐн, На сметане мешен, В печку сажен. Я от Дедушки ушѐл, Я от Бабушки ушѐл, Я от Зайца ушѐл, Я от Волка ушѐл, От Медведя ушѐл. А от тебя, Лиса, Нехитро уйти. |
Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребѐн, По амбару метѐн В печке печен, На окошке стужен. Я от Дедушки ушѐл, Я от Бабушки ушѐл, Я от Зайца ушѐл, Я от Волка ушѐл, От Медведя ушѐл. От тебя, Лиса, Нехитро уйти. |
Вывод. Я выяснила, что чаще всего в сказках встречаются разные дикие и домашние животные. Но среди всех диких животных преобладают такие как Лиса (19.1 %), Волк (16.1 %), Заяц (13.2 %) и Медведь (14.7 %), которые являются главными героями многих сказок. А вот в сказках «Колобок», «Теремок» и «Рукавичка» присутствуют сразу все эти герои.
1.2. Анкетирование.
Следующим этапом моей работы было проведение анкетирования среди учащихся нашего класса (24 чел.).
Чтобы ответить на вопросы я:
• Разработала анкету для детей.
• Раздала эти анкеты ребятам класса.
• Получила результаты анкетирования.
• Сравнила данные результаты.
Анкета для детей:
1. Любишь ли ты сказки о животных?
2. Назови свою любимую сказку.
3. Кто из сказочных героев нравится тебе больше всего?
4. Чему учат тебя сказки?
Мы заранее приготовили и раздали анкеты, на которых попросили написать ответы. Причем, (для чистоты эксперимента) ребята отвечали в классе на отдельных листах. Далее эта информация была тщательно обработана. В этом мне помогали Оксана Михайловна и одноклассники. В каждой группе ответов мы расположили их по частоте употребления. А затем результаты оформили в виде таблицы. Было установлено, что каждая группа ответов имела такие результаты:
Результаты исследования:
Вопрос 1. Любишь ли ты сказки о животных?
Да |
17 ч. |
70.8 % |
Нет |
3 ч. |
12.5 % |
Люблю, но не очень |
4 ч. |
16.6 % |
Вопрос 2. Назови свою любимую сказку.
«Волк и семеро козлят» |
19.1 % |
«Заяц и лиса» |
16.1 % |
«Кот, Петух и Лиса» |
13.2 % |
«Колобок» |
14.7 % |
«Красная Шапочка» |
8.8 % |
«Теремок», «Рукавичка» |
7.3 % |
«Иван-царевич и Серый Волк» |
5.8 % |
Вопрос 3. Кто из сказочных героев нравится тебе больше всего? Почему?
Заяц |
Добрый, смешной, хороший, трудолюбивый |
Лиса |
Умная, красивая, |
Медведь |
Смешной, добрый, сильный, доверчивый, отзывчивый |
Кот |
Умный, рассудительный, |
Волк |
Добрый, доверчивый, |
Петух |
Умный, бесстрашный, |
Вопрос 4. Чему учат тебя сказки?
Помогать своим друзьям |
15 ч. |
62.5 % |
Часто добро побеждает зло |
9 ч. |
37.5 % |
Настоящий друг не бросит в беде |
19 ч. |
79.1 % |
Не быть чересчур доверчивыми |
13 ч. |
54.2 % |
Даже маленький может быть храбрым |
8 ч. |
33.3 % |
Не делай зла, оно к тебе вернѐтся |
16 ч. |
66.7 % |
Вывод. В сказках эти животные такие:
Лиса: Хитрая в сказке «Лиса и Журавль», «Лиса и Заяц»; плутовка в сказке «Волк и Лиса»; коварная в «Сказке о хитрой лисе», «Серая Шейка». смышленая в сказке «Кот, Петух и Лиса». А ещѐ лукавая, разбойница, притворщица, смышлёная. Друзей нет
Заяц: Трусливый в сказке «У страха глаза велики»; хвастун в сказке «Заяц – хвастун»; добрый в сказках «Теремок», «Рукавичка»; злой в сказке «Колобок». Друзья: петух, медведь, волк.
Медведь: Очень глупый в сказке «Мужик и Медведь»; доверчивый в сказке «Маша и медведь»; отзывчивый в сказке «Лиса и заяц», «Три медведя». Друзей нет
Волк: Злой в сказках «Колобок», «Красная Шапочка»; доверчивый в сказке «Лиса и волк»; добрый в сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Друзей нет
|
Характер героев |
|
|
Лиса |
Заяц |
Волк |
Медведь |
хитрая |
добрый |
добрый |
доверчивый |
разбойница |
трусливый |
доверчивый |
отзывчивый |
притворщица |
трудолюбивый |
злой |
глупый |
плутовка |
хвастун |
|
|
лукавая |
|
|
|
коварная |
|
|
|
Но не только в сказках этим животным уделяется столько внимания. Также я нашла много загадок, стихов, пословиц, поговорок и фразеологических оборотов с названиями данных животных.
2.1. ЛИСИЦА – хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Это вы все знаете. А вот почему она названа именно лисицей, а в сказках еще и Патрикеевной, сейчас узнаете.
Лиса образовано от слова лис. До сих пор кое-где у нас бытуют выражения лисий (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за желтую шерсть.
А откуда странное отчество Патрикеевна? Патрикей – имя старинное, происходит от латинского патриций, то есть аристократ. Но в старину «ц» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось – Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь причем, ведь ей до аристократических манер далеко?
Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью и хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным слову «хитрец». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то получила отчество Патрикеевна.
Лиса быстро бегает, умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Иногда может взбираться на нижние ветки деревьев и умеет плавать. Живет в норе под камнями или под корнями больших деревьев. Иногда живет в барсучей норе с барсуком. Но возле еѐ норы всегда беспорядок и неприятный запах. И случается, что чистюля - барсук не выдерживает этих лисьих беспорядков, бросает свою нору и уходит жить в другое место. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Ест насекомых и даже ягоды, но любит больше всего мышей. Чтобы лисе наесться, ей надо в день поймать мышей 20. Когда она мышкует, то прыгает на задних лапах, будто танцует. Боится волка, хищных птиц (беркута), человека.
У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. (К. Ушинский)
Загадки.
1. Хитрая плутовка, 2. За деревьями, кустами
Рыжая головка, Промелькнуло быстро пламя.
Пушистый хвост-краса. Промелькнула, пробежала –
Кто это? (лиса) Нет ни дыма, ни пожара.
3. Посмотрите-ка, какая
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Стихи
1. Лисичка-сестричка А бедный зайчишка Сидит под кустом, Глядит из куста.
Лисичка-сестричка У зайчика нет
Машет хвостом. Такого хвоста.
2. По лесам, по кустам Ходит рыжая Лиса. Ищет норку где-нибудь, Приютиться и уснуть.
Любопытный суслик.
Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были? – У Лисички!
- Что вы ели там? – Лисички!
Пословицы.
Старую лисицу хитростям не учат.
Лисичка всегда живет сытнее волка.
2.2. ЗАЯЦ. Врагов у зайца много. И все-таки живет заяц, не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка. Летом заяц серый, а русак буроватожѐлтого цвета, с серыми крапинками. К зиме у зайца-русака шубка светло-серая, а у беляков – совсем белая. Они легко передвигаются по глубокому и рыхлому снегу, потому, что широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег. Лѐжку заяц-беляк устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом, пнѐм, кустиком. В любом из этих мест он роет нору в снегу и забирается в неѐ. Зимой иногда переселяется поближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, а в садах обгрызает кору молодых деревьев. На ровном месте легко перепрыгивают через ручьи и ямы, а с разбегу могут перепрыгнуть и изгороди высотой 2-3 м.
А знаете ли вы, почему зайца называют косым? Глаза у зайца навыкат и расположены по бокам головы. Ими он может видеть, что делается впереди, сбоку и даже сзади. Уши у зайца длинные – ими он услышит самый слабый мышиный шорох, да еще определит, далеко ли шорох и в какой стороне.
Молоко у зайчих очень питательное, несколько дней зайчата сытыми остаются. Кормит зайчат не только мама, но и другие зайчихи.
Живут зайцы небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении или в норе, а ночью выходят на поиски пищи. Когда они в безопасности, то гуляют и при солнечном свете, а спят только днем.
Их врагами являются: волк, лиса, филин, ворона, рысь, сорока и человек.
Пословицы.
Хорош заяц белый, а охотник смелый.
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
Скороговорка
Заяц косой
Сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, Как девушка с косой Косит траву косой.
Загадки.
1. Чьи-то лапки на белом снегу наследили.
Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал, У березы кору обглодал.
Корешок чьи-то зубки точили.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
И, зачуяв стрелка, полетел
Через голову с белой горушки.
Куцый хвостик, глаза с косинкой
И пушистая белая шубка,
Рост не мал и не очень большой, И раздвоена верхняя губка.
2. Мчится без оглядки, 3. Я бежал к вам из лесочка
Лишь сверкают пятки. По хрустящему снежочку!
Мчится что есть духу, Очень я боюсь Лисички,
Хвост короче уха. Хитрой рыженькой сестрички.
Живо угадай-ка,
Кто же это? - … (зайка)
4. Что это за зверь лесной? |
5. Не барашек и не кот, |
Встал как столбик под сосной. |
Носит шубу круглый год. |
И стоит среди травы |
Шуба серая - для лета, |
Уши больше головы. (заяц) Для зимы – другого цвета.
Стихи
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
- Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет? (А. Шибаев)
Говорят: Заячий хвост, заячьи следы, заячье чутье, заячья душа.
2.3. МЕДВЕДЬ – зверь могучий и ловкий, хищный, осторожный и сильный.
Тело медведя покрыто длинной густой шерстью, как теплой шубой. Окрас шерсти – бурый. У медведя большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глазки.
Уши небольшие, круглые. Ноги у медведя короткие и толстые. При ходьбе он ставит ноги внутрь пальцами и наружу пятками, поэтому медведя называют косолапым. Лапы у него сильные, с голыми ступнями. Благодаря голым подошвам медведь тихо подкрадывается, даже веткой не хрустнет. Когти на лапах длинные, острые и очень крепкие.
У медведя, как и у каждого зверя, в лесу есть охотничья территория. Косолапый хозяин охраняет свои владения, Любит косолапый и забавы. Вот дерево, разбитое бурей, ствол его расщеплен. «Ухватится за щепу топтыгин лапой, отогнет ее вниз и отпустит. Упругая щепа ударит по расколотому стволу, задребезжит, загудит ствол. А косолапый богатырь не унимается, продолжает забавляться». Так писал о медведе И. Акимушкин.
От чего же произошло слово «медведь»? Кажется все ясно: мед-ведь – ведающий мед. Но на самом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд, как рассказывают родители своим маленьким деткам.
Посвятим медведю чуть больше времени, чем другим животным. Думаю, это будет оправдано вашим интересом, а главное – чуть-чуть большим проникновением в интересную и загадочную науку этимологию. Греческое и латинское названия медведя – арктос и урсус – прижились в языках многих народов.
Почему же нашим предкам не понравилось общее с другими языками старое медвежье имя? Медведь был самым грозным противником человека в европейских и сибирских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя – не одежда, которую можно накинуть и снова снять. Имя – часть человека, зверя, предмета; притом, может быть, самая важная их часть.
Отзвуки этих верований дошли и до наших дней, например, в поговорках. («Про серого речь – а серый навстречь».) Смысл: не называй, не произноси всуе имени опасного (или даже безопасного – убежит) существа – ты призовешь его самого.
Ну а как же быть? А надо вместо настоящего имени создать условное. Древним людям эта выдумка, вероятно, очень понравилась: страшное имя арктос они заменили очень удачным, на их взгляд, псевдонимом медоед (мед-у-едь, медведь). Теперь произноси сколько угодно это условное имя – никакой опасности не будет. Но интересно, что через несколько поколений наши предки, похоже, совсем забыли про этот запрет и про условное имя, данное дикому зверю.
Слово медведь стало известным, а потому снова опасным. И его понадобилось опять заменять. Можете не поверить, но даже в наши дни некоторые охотники, выходя на медведя, стараются даже не произносить слова медведь, заменяя его другим, например, называя его просто зверем. А вы обратили внимание на то, что в сказках слово медведь чаще всего заменяют прозвищами: Михаил Иванович, Михаил Потапович, Топтыгин, Косолапый и т.п. Может быть, это тоже попытка скрыть истинное название зверя?
Вот, оказывается, как все непросто обстоит с медведем.
Медведь – могучий, ловкий, хитрый и осторожный зверь. Он может бежать со скоростью скаковой лошади, перетаскивать ношу весом 400-500 кг.
Медведь всеяден, он ест плоды и ягоды, хлебные зерна, коренья, травы, почки деревьев, мед, улиток, насекомых, грызунов, птиц и их яйца, рыбу. Может нападать на лосей и кабанов. На людей нападает, только если его сильно раздразнят, напугают или ранят. Сосут они зимой лапу потому, что у них линяет кожа на ступнях. Вот и приходится сосать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было бы больно. Медвежата рождаются в феврале слепыми, весят 500 гр.
Загадки.
1. Он всю зиму в шубе спал, 2. Летом ходит без дороги Лапу бурую сосал, Возле сосен и берез,
А проснувшись, стал реветь. А зимой он спит в берлоге, Этот зверь – лесной …(медведь) От мороза прячет нос.
3. Хозяин лесной
Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
Стихи
1. Был сынок у маменьки – Уляжется медведица
Медвежонок маленький. Под деревом в тени,
В маму был фигурою - Сын рядом присоседится,
В медведицу бурую. И так лежат в тени. (А. Барто)
2. Не умеет петь медведь, 3. Я к зиме берлогу рою,
Нет у него слуха, Буду спать я в ней зимою!
Говорят, ему медведь Я зимой люблю поспать,
Наступил на ухо. (Л. Татьяничева) Лапу вкусную сосать.
4. Иду, бреду по ельничку, 5. Даже плюшевый медведь По хрусткому валежничку. Хочет к звездам полететь
Я за медом лазал в улей, И с Большой Медведицей
Так трудился, так устал! В синем небе встретиться. (Г. Бойко)
Злюки-пчелы искусали Нос, и уши, и глаза.
Не найду себе покоя,
Нос огнем вот так и жжет.
Говорят: Медведь на ухо наступил, медвежий угол.
2.4. ВОЛК - сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летом живут парами, выращивают появившихся весной волчат. Пока волчица кормит их молоком, волк приносит ей еду. Зимой волки собираются в стаи по 6 - 10 волков, а из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту выходят даже днѐм, близко к селениям и могут нападать на скот. Вожаку все подчиняются: его движения, взгляд, жесты – закон для всей стаи.
Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть по многу дней, при этом они не теряют силы и форму. Обычно волки нападают на больных и ослабленных животных, чем помогают нераспространению болезней на других животных. За это их называют санитарами леса.
Загадки.
1. Кто Зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
2. Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Стихи
1. Осень наступила, 2. Серый Волк бежит по лесу,
Звери ждут зиму. А за ним бежит Лиса. Волку, братцу серому, Поднялись у них трубою
Скучно одному. Два пушистые хвоста.
Спрятался куда-то Весь лесной народ.
Чья же это хата?
Кто же в ней живет?
Работая над проектом, я исследовала тему «Дикие животные»: изучила внешний вид, сезонные изменения у волка, лисы, медведя и зайца; узнала, где они живут, чем питаются, как выхаживают своих малышей. В таблице № 1 более подробно представлены все эти данные.
Сравнительная таблица № 1
|
ЛИСА |
ЗАЯЦ |
ВОЛК |
МЕДВЕДЬ |
Вид |
Хищная |
Травоядный |
Хищник |
Хищник |
Группа |
Дикая |
Дикий |
Дикий |
Дикий |
Питание |
Всеядная |
Травоядный |
Хищник |
Всеядный |
Питается птицами, зайцами, ежами, насекомыми, ест ягоды, любит больше всего мышей |
Ест траву, клочки сена, а в садах обгрызает кору молодых деревьев |
Нападает на больных и ослабленных животных, на домашний скот |
Медведь всеяден, ест плоды, ягоды, хлебные зерна, коренья, травы, почки деревьев, мед, улиток, насекомых, грызунов, птиц, их яйца, рыбу. Нападает на лосей, кабанов, на людей - если его сильно раздразнят, напугают или ранят |
|
Осенние изменения |
Меняет шубку рыжую на |
Меняет шубку серую на |
Не меняет
|
Не меняет |
|
коричневую |
белую |
|
|
Подготовка к зиме |
--- |
--- |
--- |
Запасает жир, впадает в спячку |
Потомство |
Живородящая |
Живородящий |
Живородящий |
Живородящий |
Место обитания |
Лес, степь, пустыня |
Лес |
Лес, степь |
Лес |
Их враги |
Боится волка, хищных птиц (беркута), человека |
Волк, лиса, филин, ворона, рысь, сорока, человек |
Врагов нет |
Врагов нет |
Клички животных |
Лисичкасестричка, Патрикеевна, плутовка, разбойница, рыжая |
Плутишка, заинька, косой, куцый, лопоухий, русак, беляк
|
Серый, Волчище, Волчок-серый бочок, зверь |
Зверь, чѐрный или лапистый зверь, лесник, ломака, костоправ, Михайло Иваныч Топтыгин, косолапый, куцый, косматый, космач, мохнатый, лесной чѐрт, чѐрная немочь. Мишка, мишук, потапыч |
Вывод. Оказывается, все эти животные обитают в лесах. В результате проведенного исследования я выяснила, что данные животные – дикие, тело у них покрыто шерстью, своих детенышей выкармливают молоком, и все они водятся и в наших сибирских лесах.
Раздел 3. Сказка «Лиса и Заяц».
Прочитав сказку «Лиса и Заяц», я нарисовала главных героев сказки и их домики. Что у меня получилось можно увидеть на слайдах.
На уроке окружающего мира мы решили проверить: могла ли Лиса жить в ледяной избушке и правда ли что ледяная избушка Лисы растаяла от теплого солнышка, а Заячья нет? В энциклопедии по географии я нашла рассказ о том, что в тундре люди живут в домах (иглу), построенных из снежных блоков и там внутри тепло. Сверху такой дом похож на большую черепаху. Значит и Лиса могла жить в ледяной избушке.
Вернувшись с прогулки, мы занесли немного снега и обледеневшую веточку с улицы в класс. Из снега сделали маленький снежный домик. Через время заметили, что снег и лѐд тает, превращаясь в воду, а с веточкой ничего не происходит. Вот так же весной растаяла снежная горка, построенная возле нашей школы. Когда солнце припекает, и температура становится “плюсовой” - тает снег. Вот и домик Лисы не смог устоять под лучами весеннего солнышка и растаял.
Мы пришли к выводу: зимой в лесу холодно, падает снег – ледяная избушка не тает. А когда пришла весна, ярко засветило солнце, стало тепло, снег и растаял, поэтому Лиса осталась без дома.
Дерево не боится ни сильного мороза, ни яркого солнца, поэтому избушка Зайца не растаяла.
А ещѐ, прочитав сказки, мы выяснили, что старшие должны заботиться о младших: помогать, защищать, опекать, т.к. младшие нуждаются в заботе и внимании старших. Смелым может быть любой: и большой, и маленький. Каждый может испугаться или растеряться в разных ситуациях, а может и наоборот – показать себя храбрым и отважным.
Хорошо, когда друзей много. Они всегда приходят на помощь. Много друзей только у хорошего героя. Герой не тот, кто большой и сильный, а тот, кто смелый и готов защищать обиженных.
Добрый никогда не обидит слабого, беззащитного. Золотое правило: «Не
делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе».
Добрым быть – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть!
Заключение:
Я исследовала тему «Дикие животные нашего края» и сказку «Лиса и Заяц». В результате проведенного исследования я выяснила, что данные животные – дикие и все они водятся в наших сибирских лесах. В сказках встречаются такие животные как Лиса (19.1 %), Волк (16.1 %), Заяц (13.2 %) и Медведь (14.7 %), которые являются главными героями многих сказок. Во все времена люди ценили диких животных и наделяли каждого зверя своим качеством: Лиса – хитрая. Волк – злой. Заяц – трусливый, Медведь – добрый и т. д. Например лиса издавна считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя – не одежда, которую можно накинуть и снова снять. Имя – часть человека, зверя, предмета; притом, может быть, самая важная их часть. Отзвуки этих верований дошли и до наших дней. Смысл: не называй, не произноси всуе имени опасного существа – ты призовешь его самого. Ну а как же быть? Надо вместо настоящего имени создать условное. Срашное имя арктос заменили псевдонимом медоед (мед-у-едь, медведь). Теперь произноси сколько угодно это имя – никакой опасности не будет.
А ещѐ я обратила внимание на то, что в сказках слово медведь чаще всего заменяют прозвищами: Михаил Иванович, Михаил Потапович, Топтыгин, Косолапый и т.п. Может быть, это тоже попытка скрыть истинное название зверя?
Ещѐ мы пришли к такому выводу: когда пришла весна, стало тепло, снег растаял, поэтому Лиса осталась без дома. А дерево не боится ни сильного мороза, ни яркого солнца, поэтому избушка Зайца не растаяла.
Прочитав сказки, мы выяснили, что старшие должны заботиться о младших: помогать, защищать, опекать, т.к. младшие нуждаются в заботе и внимании старших. Смелым может быть любой: и большой, и маленький. Хорошо, когда друзей много. Они всегда приходят на помощь.
Литература:
• Толковый словарь С. И. Ожегова, Москва, 2001г.
• Ушакова О.С. – Знакомим школьников с литературой: Конспекты занятий
• 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.
• Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в природу!»
• «Сказок мудрые уроки»: Методические материалы по творчеству С.В.Волковой
• энциклопедии о животных.
Раздел 3. Дополнительный материал.
Пословицы и поговорки.
Отзвуки древних верований дошли и до наших дней, например, в поговорках.
1. «Про серого речь – а серый навстречь».
2. Волка ноги кормят.
3. Волков бояться – в лес не ходить.
4. С волками жить – по-волчьи выть.
5. Как волка ни корми, а он всѐ в лес смотрит.
6. Не первая волку зима.
7. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
8. Либо с волками выть, либо съедену быть.
9. Кто волком родился, тому лисой не бывать.
10. Сказал бы словечко, да волк недалечко.
11. Смотрит как волк на телѐнка.
12. И волки сыты, и овцы целы.
13. Помяни волка, а он тут как тут.
14. Лисичка всегда живет сытнее волка.
15. Старую лисицу хитростям не учат.
16. Лиса семерых волков проведѐт.
17. Лиса и во сне кур считает.
18. Хорош заяц белый, а охотник смелый.
19. Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
20. Трус своей тени боится.
21. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
22. Без собаки зайца не поймаешь
23. Собака за зайцем, а заяц за волей.
24. Вор, что заяц; и тени своей боится.
25. Труслив, что заяц, блудлив, что кошка.
26. Двум медведям в одной берлоге не ужиться.
27. Делить шкуру неубитого медведя.
28. Хозяин в дому, что медведь в бору.
29. Медведь корове не брат.
30. Медведь всю зиму лапу сосѐт.
31. И медведя плясать учат.
32. Медведь по корове съедает, да голоден бывает; кура по зерну клюѐт, да сыта живѐт.
Фразеологические обороты
1. Голоден как волк.
2. Волк в овечьей шкуре.
3. К волку в пасть лезть.
4. Хоть волком вой.
5. Волком смотреть.
6. Волчьи законы.
7. Бежать со всех ног.
8. Держать нос по ветру.
9. Хитрый как лиса.
10. Ходит вокруг как лиса.
11. Ушки на макушке.
12. Труслив как заяц.
13. Дрожит как заяц.
14. Заячье чутье.
15. Заячья душа.
16. Ехать зайцем.
17. Заячья натура.
18. Неуклюжий как медведь.
19. Медвежья услуга.
20. Медведь на ухо наступил.
21. Медвежьи объятия.
22. Медвежий угол.
Работая над этим проектом, я не только прочитала сказки, героями которых являются Волк, Лиса, Медведь и Заяц, но и ещѐ составила викторину по сказкам, которую проводили на новогоднем утреннике.
Сказки просят: - а сейчас Вы, друзья, узнайте нас! 1. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил
И остался с носом… («Лиса и Журавль»)
2. А дорога – далека, А корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
3. Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
4. Чей хвост пришил Медведю Айболит в сказке «Топтыгин и лиса?» (павлиний)
5. Дедушка, Бабушка, Заяц, Лиса, Волк – герои какой сказки? (колобок)
6. «Я – тучка, тучка, тучка,
Я вовсе не медведь…» (Винни Пух)
7. Исправь ошибки гномика Путалки:
«Царевна-индюшка». |
«Царевна-лягушка». |
«Лапша из топора». |
«Каша из топора». |
«По собачьему велению». |
«По щучьему велению». |
«У страха уши велики». |
«У страха глаза велики». |
«Иван-царевич и зеленый волк». |
«Иван-царевич и серый волк». |
«Сивка-будка».
|
«Сивка-бурка». |
Сказка «Поэты» (Г. Юдин)
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
- Малины! Заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про мухомор.
Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, Что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
- Айболит! – заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.