Проект "Удивительный мир часов" в средней группе

  • docx
  • 24.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект-часы.docx

ПРОЕКТ «Удивительный мир часов».

 

Подготовила: Шебалина М.Н.

Провела: Шебалина М.Н.

                           

 

Для детей 4 - 5 лет.                 

Вид проекта – Исследовательско - творческий.

Продолжительность:(16.01.2023г-27.01.2023г)
           Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. 

- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Актуальность проекта.

Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.   

 Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень. Рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому мы решили в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы». 

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

- Изучение различной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Изготовление альбома «Виды часов».

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме и сбору часов.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения нод и игровой деятельности детей.

2 этап - основной

-провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Познавательный рассказ воспитателя о часах.

- провести мероприятия проекта по ознакомлению с часами прошлого и настоящего.

1. Беседы:

«Для чего нужны часы?»

«Какие часы бывают?»

«Часы у меня дома»

«История часов»

«Что я знаю о часах»

«Солнечные часы или часы на небе»

«Часы без стрелок (песочные часы)»

«Механические часы»

«Электронные часы»

«Самые известные часы в мире»

2. Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

3. Рассматривание иллюстраций часов.

4. Подготовка рассказов о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах. (Совместная работа детей, родителей и педагогов)

          5.  Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».

            6.Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография).

          7.Аппликация «Наручные часы».

 

  8. Дидактическая игра «Какие часы бывают?»

   9. Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?»

10. Работа с родителями:

- рисование совместно с детьми старинных часов,

- создание коллекции часов, изготовленных своими руками.

(совместная работа детей и родителей)

3 этап - заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание мини- музея «Часы».

- Создание альбома «Удивительный мир часов».

-Выставка работ на тему: «Часы такие разные»

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.

3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995.

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2000.

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. Издательство «Учебная литература»,2004.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.

9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. -Харьков. Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ о часах.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: - Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

-Первыми часами. Которые придумали люди две- три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

- Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.

(Изготавливаются заранее водяные часы из пластиковой бутылки. Делается отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

 «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

(Дети рассматривают песочные часы)

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24части. Выходит, Время не только течет, но еще и сгорает.

(Демонстрируется горящая свеча.)

Воспитатель: - Сейчас существует много разновидностей часов. Назовите их.

(настенные, напольные, механические, электронные, будильники и др.)

Рассматривание часов на иллюстрациях.

Чтение детьми стихотворений о часах.

Воспитатель: - Замечательные стихи вы прочитали, молодцы. А хотите узнать, какими были первые будильники, и кто их изобрел?

(Рассказ о будильниках, с использованием иллюстраций.)

Воспитатель: - У вас на столах есть цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Бумага. Нарисуйте, пожалуйста, часы – кто какие захочет.

Дети рисуют.

Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, нарисовали отличные рисунки.

А вам понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Беседа на тему: «Кто и как считает время».

Цель: Учить детей определять причинно-следственные связи.

Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:

-Что это такое?

-Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?

-Кому они в нашей группе нужны?

-Зачем они нужны людям?

-Для чего их создали?

Вы все говорили правильно, часы измеряют время.

-А что такое время?  Время было всегда, оно и бежит, и идет вперед. Слово время происходит русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.

А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

Воспитатель: было время, когда не было часов.

-Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?

Они ориентировались на времена года, части суток (день –ночь)

Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

- Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.

Воспитатель:

- А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

- Как он определял время суток? - Утром тень в одной стороне, вечером в другой.

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

- Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

- А что плохого в этих часах?

- Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.

- Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

- Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно через каждые 1 минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

- Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в дет.сад, школу?

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?

Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.

Дидактическая игра «Нарисуй за 1минуту кружков»

Воспитатель: Почему получилось у каждого разного количества кружков?

- У каждого свой темп.  

 Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло, но такие часы время показывали не точно.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

- Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.

Появились разные часы.

- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.

- Которые стоят на полу? – напольные.

- Которые стоят на столе? – настольные.

- Которые человек носит на руке? – наручные.

Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут вам сигнал.

 Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели вместе,

А часы стоят на месте

 

Приложение 2

ЗАГАДКИ:

1.

Идут не умолкая,

Чеканя каждый шаг,

Усталости не зная,

Тик-так, тик-так, тик-так.

(часы)

2.

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(часы)

3.

Одна нога - короче,

одна нога - длиннее,

при этом, между прочим,

в двенадцать раз быстрее!

Но не смотря, на это,

они идут куда-то

с заката до рассвета,

с рассвета до заката.

А, что это, ребята?

(часы)

4.

Маленький домик

Не стоит, не лежит,

На стене висит,

В нём хозяйка сидит,

На часы глядит.

(часы с кукушкой)

5.

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят который час.

(часы)

 

 

                                                                                                 Приложение 3

 

Пословицы про минуту

Минутам цену, секундам – счёт.

Лучше тремя часами раньше, чем минутой позже.

Минута рабочего времени – не иголка: потеряешь – не найдёшь.

Минута час бережёт.

Потерял минуту – потеряешь час.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Срубить дерево – пять минут, вырастить его – сто лет.

Минутное дело.

Из минуты в минуту (точно в назначенный срок).

Придёт с минуты на минуту (очень скоро, сейчас).

Зайти на минуту.

Помочь в трудную минуту.

В первую минуту.

Минута на размышление.

Сию минуту.

Прошла одна минута.

Без пяти минут инженер.

Минуточку!

Ни минуты покоя.

В первую минуту.

Улучить минуту.

Минутное замешательство.

Минуту внимания!

Объявляется минутный перерыв.

Иногда одна минутка, значит больше, чем года.

Пословицы и поговорки о времени

Век долог, да час короток.

Времена меняются.

Время — деньги.

Время — лучший лекарь.

Время не щадит ничего.

Время разум даст.

Время терпит.

Всему своё время.

Всякое семя знает своё время.

Всякому овощу своё время.

Вчера не догонишь.

День да ночь — сутки прочь.

Деньги пропали — наживёшь, время пропало — не вернёшь.

Ещё не вечер.

Ждать — не устать, было б чего искать.

Звёздный час.

Из прошлого бери лишь пламя — обметай пепел.

Иное время, иное бремя.

Лучше поздно, чем никогда.

Неделя крепка середой.

Новое время — новые песни.

Обещанного три года ждут.

Одно нынче двух завтра.

От всего плохого есть два лекарства: одно — время, другое, на вес золота, — молчание.

С незапамятных времён.

Сколько лет, сколько зим.

Убивать время.

Утро вечера мудренее.

Час упустишь, годом не наверстаешь.

Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду.

Пословицы про час

В час много можно сделать.

Растет не по дням, а по часам.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Час пропустишь – годом не наверстаешь.

Потерял минуту – потеряешь час.

Час от часу не легче!

Счастливые часов не наблюдают.

Час за часом следует.

Без проказ ни на час.

Час в добре пробудешь всё горе позабудешь.

     Год тих, а час лих.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Приложение 4

                 

                            Загадки о часах и времени

***

Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)

***

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)

***

Одна нога — короче,
одна нога — длиннее,
при этом, между прочим,
в двенадцать раз быстрее!
Но не смотря на это,
они идут куда-то
с заката до рассвета,
с рассвета до заката…
А что это, ребята?
(часы)

***

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

***

Усатое Солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами
Зовут (Часами)

***

Под шляпой — крышей ходим-бродим,
Но никуда мы не уходим.
Подскажем боем
Время городское.
(Часы)

***

Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить.
(Часы)

***

Братья у Календаря
На стене висят не зря.
Календарь считает сутки,
А они часы, минутки.
(Часы)

***

Цифры Время стерегут
И за Временем бегут.
Время сдвинется на миг
И они тот час же прыг.
(Часы)

***

Идём мы день. Идём мы ночь
И убегают сутки прочь!
(Часы)

***

Ходят кругом
Друг за другом.
(Стрелки часов)

***

Живут на стенке,
Подтянув коленки.
Идут, стучат –
Никогда не молчат.
(Часы)

***

Идут лет двести,
А всё на месте.
Шагают так!
Тик! — Так! Тик! — Так!
(Часы)

***

На блестящем циферблате
Три Бегуна спешат куда-то.
Бегут и день, бегут и ночь
И убегают сутки прочь.
(Часы)

***

Стали в нашем доме другом,
Стрелки движутся по кругу,
Время тикают,считают,
Сна и отдыха не знают.
(Часы)

***

Две девицы, две подруги
Ходят вместе, друг за другом
Только та, что подлиннее
Ходит чуточку быстрее
А другая, покороче,
Словно двигаться не хочет
Так и ходят круг за кругом
Две девицы, две подруги
И встречаясь каждый раз
Говорят который час
(часы)

***

Знаем всё – когда  вам  спать
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим  ночью, ходим  днём,
Никогда  не  устаём.
(часы)

***

Ходят лёжа, ходят стоя,
Крутят  чёрные усы.
Без звонка они, без боя
Просто точные  (часы).

***

Слышишь, стучат они  тик-так, тик-так
Ходят они —  это шаг снова шаг
Крутятся, вертятся стрелки-усы
Меряют время, считают….(Часы)

***

Одна нога — короче,
Другая — подлиннее,
при этом, между прочим,
в двенадцать раз быстрее.
Но, не смотря на это,
они идут куда-то:
с заката до рассвета,
с рассвета до заката…
(Часы)

***

Что может в одно и тоже время
(загадка уму не бремя!)
Висеть и ходить,
Стоять, и ходить,
Ходить, и лежать.
А иногда и врать!
(Часы)

***

Час за часом, день за днём
Мы минуткам счёт ведём.
(Часы)

***

Циферки в кружочек встали –
Время наше посчитали.
(Часы)

***

Они — идут. А я лежу.
Но сторожить их нечего.
Я по утрам их нахожу
Там, где оставил вечером!
(Часы)

***

Сестра сестру обогнала,
А через час — гляди! —
Её отставшая сестра
Маячит впереди.
(Стрелки часов)

***

Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»
(Будильник)

***

Что идет без ног?
(Время)

***

Стоит на месте,
А без устали идет.
(Время)

***

Вы идете спать в 8 часов,
Ставите будильник и просыпаетесь в 9.
Сколько вы спали?
(Один час)

***

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)

***

Стучат,стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все — тут да тут.
(Часы)

***

Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, нидремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.
(Часы)

***

Нет ног, а хожу,
Нет рта, а скажу,
Когда спать, когда вставать.
(Будильник)

***

Чего нельзя купить
Ни за какие сокровища?
(Времени)

***

Нет ног, входим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

***

Мы, когда идем, стоим.
А стоять умеем лежа.
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)

***

Что быстрее мысли?
(Время)

***

Мы ночью ходим, Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
(Часы)

***

Ходят весь век,
А не человек.
(Часы)

***

На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы)

***

Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит.
(Стрелка часов)

***

Мы, когда идем, стоим.
А стоять умеем лежа.
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)

***

Нет ног, входим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

***

Мы ночью ходим,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
(Часы)

***

Ходят весь век,
А не человек.
(Часы)

***

На руке И на стене,
И на башне В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы)

***

Мы бьем исправно
Каждый час,
Но, вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы)

***

Стучат,стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все — тут да тут.
(Часы)

***

Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит.
(Стрелка часов)

***

Стучат,стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все — тут да тут.
(Часы)

***

Мы бьем исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас!
(Часы)

***

На руке и на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы)

***

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время)

***

Я напрасно не стучу,
Когда надо, разбужу.
(Будильник)

***

Ежедневно, в семь утра,
Я трещу:
— Вставать поррррра!
(Будильник)

***

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)

***

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

***

Весь день усами шевелят
И время узнавать велят.
(Часы)

***

На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
(Часы)

***

Стучит, бренчит,
вертится,
Никого не боится.
Считает весь свой век,
А все не человек.
(Часы)

***

Мы день не спим,
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)

***

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 5

 

Детские стихи о часах

Там, на мамином комоде,
Каждой ночью кто-то ходит!
Слышен лёгкий быстрый шаг
В тишине: тик-так, тик-так

Я к Пушку: «Ну что ты спишь!
Может это всё же мышь?!»
Но зевает кот в усы:
«Это тикают часы

Е. Горбовская
-----------------------------------------
Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

Н. Чупрова
 ---------------------------------------- 


Всю-то ночь часы стучат.
Ни минуты не молчат!
Я прошу: «Часы, постойте,
Вы меня не беспокойте,
Дайте мне еще поспать,
Так не хочется вставать!»
А часы в ответ: «Тик-так,
Просыпайся же, чудак!
Ночка где-то далеко,
Солнце в небе высоко,
Славный ждет тебя денечек,
Открывай глаза, дружочек!»

И. Шимко
-----------------------------------------------
Учу свои часы ходить:
-С утра вам лучше не спешить.
Ведь люди так хотят поспать,
А вы:»Вставать пора, вставать!»
Вот удеру тайком на пляж –
Крутите стрелки-усики,
Пожалуйста, помедленней,
Чтоб высох чуб и трусики.
Зато, когда я в школе –
Вы побыстрей бегите!
А то на вас посмотришь,
А вы как будто спите.
А если вдруг накажут
За что-нибудь меня –
Пусть стрелки так мелькают,
Как искорки огня.
Чтоб я покинул угол
Как можно поскорей
И смог еще с ребятами
Успеть сыграть в хоккей.

Н. Астахова

---------------------------------------------------------

А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали...
Видно - ноженьки устали!

Т. Уманская. Про часы

-------------------------------------------------------------------------



Стрелка к стрелке подбегая,
Как здоровье, дорогая?
Всё в порядке? Не отстала?
Ну, пока, я побежала!

Ю. Мориц

-------------------------------------------------
Шли часы через дорогу,
На свиданье к носорогу,
А навстречу шли часы
За батоном колбасы.
Шли часы в библиотеку,
Шли на поезд и в аптеку,
Шли часы на самолет,
И с коньками шли на лед.
Шли часы на именины,
Шли в музей смотреть картины,
Шли в кино и на футбол,
Шли купить красивый стол.
Шли часы на одеяле,
Шли на башне на вокзале,
Шли, чирикая в кармане,
Кукарекая в тумане,
Шли часы по всей стране,
Шли кукуя на стене,
Под подушкой у меня,

Шли заливисто звеня!

Стихотворение из сборника:

Т. Вишнякова. Часы-будильник

------------------------------------------------------------------------------
Мы идём, тик-так , идём
Стрелки крутим день за днём,
Чтобы вы не опоздали,
Чтобы раньше всех вставали!
Прозвоним мы в нужный час -
Позовём на завтрак вас!
Мы идём, тик-так, идём,
Но лентяев мы не ждём!

О. Подтуркина. Часы

--------------------------------------------------------------------
Наблюдала белочка
За минутной стрелочкой,
Кот Василий, сам не свой
Все следил за часовой.
И, глазам своим не веря,
Думал: «А её – быстрее!
Уже третий раз подряд
Пробежала циферблат!
А моя спешить не хочет,
Будто надо мной хохочет!»
Белка! Глянь, какая жалость –
Моя стрелка поломалась!

Е. Борисова

-------------------------------------------------------


Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.

 И. Фомичева. Часы с кукушкой

-----------------------------------------------------------------------
На главный праздник Дед Мороз
Часы волшебные принёс.
Часы с кукушкою у нас,
Слежу за ней я каждый час.
Ку-ку, ку-ку - опять зовёт.
Ну как она не устаёт?
Весь день пытаюсь я поймать
Кукушку эту. Вот опять
Сижу и жду на стуле я.
Ура! Придумал! Эврика!
Со стула к ней я дотянусь,
Схвачу и к мамочке вернусь.
Держи мамуля мой сюрприз!
Кукуй кукушечка на бис!

О. Шалимова. Солнечные часы

---------------------------------------------------------------------------------



Я у солнышка спросила -
Сколько времени сейчас?
Солнце палку осветило,
Показало!? Вот те раз?
Но потом я догадалась!
Палочку воткнула в грунт,
Круг вокруг нарисовала,
Числа, цифорки - все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно - север
На двенадцати у нас!
Н. Костюк

------------------------------------------------------------

Ходики внезапно стали.
Что случилось, что стряслось?
Стрелки сразу перестали
День наматывать на ось.
Оглядел их мрачновато
Сероглазый циферблат:
«Если вы не виноваты,
Кто-то всё же виноват?»
«Может быть, - подумал Рома –
Сил у маятника нет, -
Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»
М. Генин

------------------------------------------------------------

Бьют часы не раз, не два,
Много раз подряд.
То идут они едва,
То вперёд спешат.
А случается они
Правильно идут
И часы в такие дни
Ежечасно бьют.
Но порою устают…
Впору их винить.
Бить часы перестают –
Их несут чинить.
К. Абоимов

-------------------------------------------------------------

Часы бывают разные
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу
И всё им нипочём.
Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.
Но ход часов бывает
По важности причин
Неверным и неточным,
Мы это им простим.
Одни бегут торопятся,
Другие отстают.
Вдруг кто-то остановится, -
Идти перестают.
Но нам винить не стоит
Помощников своих
За их порой неточности
Ведь нет часов плохих.
Прошу вас оглянуться
И убедиться нам,
Что жизнь вокруг налажена
И мчится по часам.
Приносят пользу всякие
Нам ходики-друзья.
Жить помогают собрано
Секундами звеня.
Песочные стройняшки,
Спортивные близняшки,
Скромняги электронные,
Да солнечные сонные.

Приложение 1

                                               Опыты и эксперименты:

Песочные часы.

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Сделайте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часам определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим внуком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно ещё поиграть.

Солнечные часы.

Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие
и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдёт солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца - это же не будильник, а просто часы.

Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша,
а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без минут). Так делайте пометки до захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться.

 

 

Водяные часы.

Нам понадобится:

Пластиковая бутылка - чем больше ее форма похожа на цилиндр, тем лучше.

Проволока, чтобы укрепить бутылку на стене.

Полоска бумажки и скотч, чтобы сделать шкалу.

Какая-нибудь большая емкость, в которую будет вытекать вода.

Часы с секундной стрелкой.

 

Ход работы:

Сначала снимаем с бутылки этикетку и отрезаем дно, чтобы было легко туда добавлять воду. В крышке шилом проделываем небольшое отверстие, через которое будет вытекать вода. Мы взяли крышку-поилку от бутылки детской воды. Так удобнее - в ней дырка уже есть и ее величину можно регулировать.

Потом вырезаем полоску бумаги длиной с нашу бутылку, наклеиваем полоску скотчем так, чтобы один ее край не был закрыт и на нем можно было бы писать - тут мы будем делать шкалу.
После этого самый трудный этап - надо найти место, куда бутылку прикрепить. Ее надо повесить горизонтально вниз крышкой. Под бутылкой снизу нужно подставить большую емкость для вытекающей воды.
Мы решили прикрутить бутылку на ручки балконного шкафчика с помощью проволоки. Вот так:

Все, конструкция готова.  Теперь надо нанести шкалу, чтобы можно было определять время.
Закрываем отверстие пальцем и заливаем в бутылку воду. Открываем отверстие - вода начинает вытекать небольшой струйкой.

Надо так отрегулировать размер отверстия, чтобы вода вытекала не слишком быстро, но и не капала по одной капле.  Вполне достаточно сделать часы
на 5-10 минут. Теперь следим по секундомеру. Каждую минуту отмечаем
на шкале положение уровня воды. Шкалу надо было начинать с нуля.

 Чем дальше, тем меньше становятся промежутки между делениями. Это зависит от скорости вытекания воды, которая, в свою очередь, зависит
от напора - давления столба воды в бутылке. Чем меньше столб воды, тем медленнее течет вода. Когда шкала готова, то можно снова наливать воду
в бутылку и пользоваться нашими самодельными водяными часами.