Проект Уголок Шагалки - школьный двор
Оценка 4.8

Проект Уголок Шагалки - школьный двор

Оценка 4.8
docx
19.02.2020
Проект Уголок Шагалки - школьный двор
Формирование ИКТ компетентности в начальной школе.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование ИКТ компетентности в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

Автор статьи:

Лавренчук Г.Н.

Учитель начальных классов

МКОУ Шагальская ООШ

 

 

           Работая по проблеме «Формирование ИКТ компетентности в начальной школе», пришла к выводу, что это одна из важнейших задач начального образования, ведь в Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что «главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

      Главной целью моей педагогической деятельности является организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственности.

       Основные задачи, которые я решаю в образовательном процессе, ориентированы на становление личностных характеристик ученика:

- готовить учащихся, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, владеющих основами умения учиться, способных к организации собственной деятельности;

-учить самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике;

-развивать коммуникативные умения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

   Для учебно-воспитательного процесса имеются все необходимые условия: светлый уютный кабинет, который отвечает возрастным особенностям детей, требованиям СанПиН, пожарной безопасности, эстетическим нормам.  В классе имеются необходимые учебно-методические пособия, информационно-образовательная среда соответствует требованиям ФГОС. Имеются в кабинете печатные издания (таблицы, картины, наглядный материал), электронные приложения к учебникам, что необходимо в моей работе. Я постоянно пополняю свою методическую копилку тестами по предметам, карточками для индивидуальной работы, презентациями, как своими, так и из сети Интернет.

На уроках и во внеурочной деятельности использую электронные издания «Первое сентября», «Большая энциклопедия. Животные и растения», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Инфоурок», «Видеоурок», а также другие методические пособия, которые приобрела с введением ФГОС. Школьная библиотека выделяет учебники для учащихся в соответствии c ФГОС по УМК «Школа России». Использую журнал «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя».

     Как педагог, стремлюсь к постоянному совершенствованию мастерства посредством изучения опыта моих коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет. Своевременно прохожу  курсы повышения квалификации в НИПКиПРО и дистанционно, посещаю семинары, конференции, являюсь участником вебинаров ,провожу открытые уроки для коллег, выступаю на педсоветах,

В своей педагогической деятельности использую основные методы обучения:

* проблемно-диалогический;

* метод проектов и учебно-исследовательской деятельности;

* системно-деятельностный;

* ИКТ.

При выборе метода обучения учитываю индивидуальные особенности учащихся, их жизненный опыт, стараюсь процесс учения переводить в процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом, на формирование умений свободного перехода от учебной к внеучебной деятельности. Применяя системно-деятельностный подход, я формирую у обучающихся учебно-познавательную компетентность через вооружение их системой общих и специфических приёмов деятельности как умственной, так и практической. Овладение информационной компетентностью происходит через самостоятельную работу с различными источниками информации, в том числе Интернет, коммуникативной - в ходе парной, групповой работы на учебных и внеурочных занятиях.

При проектной и учебно-исследовательской деятельности дети осваивают компьютер, учатся работать в сети Интернет, находить информацию в различных источниках, анализировать, грамотно использовать в своих работах, оформлять проекты в соответствии с существующими нормами, излагать свою точку зрения, отстаивать её, выступая на научно-практической  конференции.

В своей работе использую элементы технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. На мой взгляд, технология проблемного диалога универсальна, применима на любом предметном содержании и любой ступени. При проблемном введении материала мои ученики формулируют вопросы для исследования или темы уроков, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность обучающихся – это творчество. Проблемно-диалогическое обучение в настоящее время неразрывно связано с методом проектов, с исследовательскими методами. Учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, учатся ориентироваться в возросшем потоке информации, находить нужную, перерабатывать и использовать её.

 

На современном этапе наблюдается процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества. Внедрение ИКТ ставит перед каждым учителем новые задачи:

*овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

*ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь её находить, перерабатывать и использовать в образовательном процессе;

*научить детей пользоваться мультимедиа техникой.

Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накапливаю личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий. Учусь применять их в учебном процессе, в профессиональных конкурсах, дистанционных олимпиадах, в публикациях на образовательных сайтах. Для распространения собственного опыта, общения с коллегами по проблемам образования, создала личный сайт .

Основными целями использования компьютерных технологий в образовательном процессе, на мой взгляд, является повышение мотивации к учению, углубление знаний, создание благоприятной эмоциональной атмосферы. ИКТ позволяют модернизировать, дифференцировать и повышать эффективность образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Поэтому я стараюсь по ходу урока проводить демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов ЭОРов, собственных учебных презентаций и энциклопедий для фронтальной работы с учащимися. В энциклопедии «Кирилла и Мефодия» ребята находят определения, толкования слов, исторические справки. Уроки стараюсь проводить так, чтобы каждый ученик мог высказать своё мнение, предположение, опираясь на наблюдения, свой личный опыт. Обучающийся учится говорить, доказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других, сопоставлять и сравнивать со своими суждениями, и в результате сам приходит к правильному выводу, сам открывает для себя новое. Это не только интересный процесс, но и огромный труд для ребёнка, поэтому моя задача – избежать перегрузки детей. И здесь мне тоже помогает использование ИКТ. Активно использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Регулярно включаю в урок систему упражнений для глаз, релаксирующий тренинг для снятия напряжения, увеличиваю двигательную активность учеников, благодаря музыкальным физминуткам и анимациям.

При проектировании урока стараюсь предусмотреть чередование обычных видов работ с включением работ с информационными технологиями, а также и их временной режим (с точки зрения соблюдения СанПиН).

Для проверки знаний на уроке и факультативных занятиях использую программированные тесты, что позволяет экономить учебное время и давать независимую оценку.

 Для выявления отношения учащихся к учебной деятельности мною было проведено анкетирование . В результате выяснилось, что 100% учащихся учатся в полную силу, мотивом для учения многие дети выбрали такие позиции:

·        просто интересно учиться (11человек из 11),

·        от этого зависит будущее (6человек),

·        желание принести пользу (8человек),

·        желание самоутвердиться, завоевать уважение(3человека).

 Поэтому я считаю, что доминирующим мотивом учения в классе является положительный мотив (достижение успеха) и внутренний (овладение новыми знаниями).

На мой взгляд, учебную деятельность учащихся нужно строить так, чтобы учение приносило радость, желание постоянно познавать новое, чтобы не пропадал интерес к учебе. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что применение ИКТ в учебном и воспитательном процессе даёт только положительные результаты. Использование ИКТ в образовательном процессе и в дальнейшем поможет учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет учащимся участвовать  в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах (Приложение №8).

 Вместе с вышесказанным  успешно применяю элементы АСО (А.С.Границкой), методику Т.С.Троицкой по литературному чтению, малые фольклорные  жанры, зрительные диктанты Федорченко, дифференциации и интеграции, а также ИКТ.

Такие  активные формы обучения как работа в парах (А.С. Границкой), опережающее обучение, использование опорных схем (С. Н. Лысенковой), создание на уроке ситуации успеха, проблемной ситуации, игровые моменты, ИКТ повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к учению.

  Большое внимание в учебном процессе уделяю самостоятельной работе. Это работа в парах, по карточкам, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Например, на уроках математики удобно использовать работу в парах при изучении таблицы умножения, на уроке русского языка – при повторении словарных слов. Дети выступают в роли ученика и учителя, что позволяет им чувствовать себя на уроке комфортно. На уроке русского языка – при повторении словарных слов. Во время самостоятельной работы на уроке, стараюсь организовать индивидуальную работу  со слабыми учащимися.  Ребята учатся  работать с различными словарями (О.Д.Ушакова «Говори правильно», «Толковый словарь школьника», П.А.Грушников «Орфографический словарь», Е.Леонович «Толковый словарь» и др.) 

 Для контроля, учета и оценки знаний учащихся применяю такие виды работ: диктанты, контрольные работы, тестовые задания, тесты, сигнальные карточки, уплотнённый опрос и т.д. Прослеживаю динамику учебных достижений учащихся, где фиксирую результаты контрольных и самостоятельных работ, успехи каждого ребёнка, что помогает мне осуществлять индивидуальную работу, прослеживать успешность обучения. На уроках русского языка использую различные дидактические игры: «Назови одним словом», «Зоркий глаз», «Фотоглаз», «Кто больше?», «Соедини слово»  «Какографию». На уроках математики –» Кто быстрее?», «Рыболовы», «Найди ошибку» и т.д. Часто ребята выполняют задания творческого характера: закончи рассказ, продолжи повествование, восстанови последовательность, составь рассказ по схеме, задачу по условию  и т.д. Для подготовки к урокам использую книги В.В.Волиной «Весёлая грамматика», «Праздник числа», Д.Х.Гизатуллиной «Русский язык в играх», где можно  найти много занимательного материала. В класс приходят дети с разными способностями, поэтому использую разноуровневые задания.

Проектируя свои уроки, стараюсь учитывать психологию младших школьников, их индивидуальные способности, сочетаю доброжелательный тон с тактичностью, продумываю темп урока, взаимоотношения с учащимися строю на основе педагогики сотрудничества, основанной на справедливости и уважении к личности ребёнка.


 

Формирование ИКТ компетентности в начальной школе»

Формирование ИКТ компетентности в начальной школе»

Работая по проблеме «Формирование

Работая по проблеме «Формирование

ФГОС по УМК «Школа России». Использую журнал «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя»

ФГОС по УМК «Школа России». Использую журнал «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя»

Учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, учатся ориентироваться в возросшем потоке информации, находить нужную, перерабатывать и использовать её

Учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, учатся ориентироваться в возросшем потоке информации, находить нужную, перерабатывать и использовать её

Для проверки знаний на уроке и факультативных занятиях использую программированные тесты, что позволяет экономить учебное время и давать независимую оценку

Для проверки знаний на уроке и факультативных занятиях использую программированные тесты, что позволяет экономить учебное время и давать независимую оценку

Ребята учатся работать с различными словарями (О

Ребята учатся работать с различными словарями (О
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020