«Формирование ИКТ компетентности в начальной школе»
Автор статьи:
Лавренчук Г.Н.
Учитель начальных классов
МКОУ Шагальская ООШ
Работая по проблеме «Формирование ИКТ компетентности в начальной школе», пришла к выводу, что это одна из важнейших задач начального образования, ведь в Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что «главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Главной целью моей педагогической деятельности является организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственности.
Основные задачи, которые я решаю в образовательном процессе, ориентированы на становление личностных характеристик ученика:
- готовить учащихся, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, владеющих основами умения учиться, способных к организации собственной деятельности;
-учить самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике;
-развивать коммуникативные умения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Для учебно-воспитательного процесса имеются все необходимые условия: светлый уютный кабинет, который отвечает возрастным особенностям детей, требованиям СанПиН, пожарной безопасности, эстетическим нормам. В классе имеются необходимые учебно-методические пособия, информационно-образовательная среда соответствует требованиям ФГОС. Имеются в кабинете печатные издания (таблицы, картины, наглядный материал), электронные приложения к учебникам, что необходимо в моей работе. Я постоянно пополняю свою методическую копилку тестами по предметам, карточками для индивидуальной работы, презентациями, как своими, так и из сети Интернет.
На уроках и во внеурочной деятельности использую электронные издания «Первое сентября», «Большая энциклопедия. Животные и растения», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Инфоурок», «Видеоурок», а также другие методические пособия, которые приобрела с введением ФГОС. Школьная библиотека выделяет учебники для учащихся в соответствии c ФГОС по УМК «Школа России». Использую журнал «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя».
Как педагог, стремлюсь к постоянному совершенствованию мастерства посредством изучения опыта моих коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации в НИПКиПРО и дистанционно, посещаю семинары, конференции, являюсь участником вебинаров ,провожу открытые уроки для коллег, выступаю на педсоветах,
В своей педагогической деятельности использую основные методы обучения:
* проблемно-диалогический;
* метод проектов и учебно-исследовательской деятельности;
* системно-деятельностный;
* ИКТ.
При выборе метода обучения учитываю индивидуальные особенности учащихся, их жизненный опыт, стараюсь процесс учения переводить в процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом, на формирование умений свободного перехода от учебной к внеучебной деятельности. Применяя системно-деятельностный подход, я формирую у обучающихся учебно-познавательную компетентность через вооружение их системой общих и специфических приёмов деятельности как умственной, так и практической. Овладение информационной компетентностью происходит через самостоятельную работу с различными источниками информации, в том числе Интернет, коммуникативной - в ходе парной, групповой работы на учебных и внеурочных занятиях.
При проектной и учебно-исследовательской деятельности дети осваивают компьютер, учатся работать в сети Интернет, находить информацию в различных источниках, анализировать, грамотно использовать в своих работах, оформлять проекты в соответствии с существующими нормами, излагать свою точку зрения, отстаивать её, выступая на научно-практической конференции.
В своей работе использую элементы технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. На мой взгляд, технология проблемного диалога универсальна, применима на любом предметном содержании и любой ступени. При проблемном введении материала мои ученики формулируют вопросы для исследования или темы уроков, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность обучающихся – это творчество. Проблемно-диалогическое обучение в настоящее время неразрывно связано с методом проектов, с исследовательскими методами. Учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, учатся ориентироваться в возросшем потоке информации, находить нужную, перерабатывать и использовать её.
На современном этапе наблюдается процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества. Внедрение ИКТ ставит перед каждым учителем новые задачи:
*овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;
*ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь её находить, перерабатывать и использовать в образовательном процессе;
*научить детей пользоваться мультимедиа техникой.
Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накапливаю личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий. Учусь применять их в учебном процессе, в профессиональных конкурсах, дистанционных олимпиадах, в публикациях на образовательных сайтах. Для распространения собственного опыта, общения с коллегами по проблемам образования, создала личный сайт .
Основными целями использования компьютерных технологий в образовательном процессе, на мой взгляд, является повышение мотивации к учению, углубление знаний, создание благоприятной эмоциональной атмосферы. ИКТ позволяют модернизировать, дифференцировать и повышать эффективность образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Поэтому я стараюсь по ходу урока проводить демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов ЭОРов, собственных учебных презентаций и энциклопедий для фронтальной работы с учащимися. В энциклопедии «Кирилла и Мефодия» ребята находят определения, толкования слов, исторические справки. Уроки стараюсь проводить так, чтобы каждый ученик мог высказать своё мнение, предположение, опираясь на наблюдения, свой личный опыт. Обучающийся учится говорить, доказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других, сопоставлять и сравнивать со своими суждениями, и в результате сам приходит к правильному выводу, сам открывает для себя новое. Это не только интересный процесс, но и огромный труд для ребёнка, поэтому моя задача – избежать перегрузки детей. И здесь мне тоже помогает использование ИКТ. Активно использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Регулярно включаю в урок систему упражнений для глаз, релаксирующий тренинг для снятия напряжения, увеличиваю двигательную активность учеников, благодаря музыкальным физминуткам и анимациям.
При проектировании урока стараюсь предусмотреть чередование обычных видов работ с включением работ с информационными технологиями, а также и их временной режим (с точки зрения соблюдения СанПиН).
Для проверки знаний на уроке и факультативных занятиях использую программированные тесты, что позволяет экономить учебное время и давать независимую оценку.
Для выявления отношения учащихся к учебной деятельности мною было проведено анкетирование . В результате выяснилось, что 100% учащихся учатся в полную силу, мотивом для учения многие дети выбрали такие позиции:
· просто интересно учиться (11человек из 11),
· от этого зависит будущее (6человек),
· желание принести пользу (8человек),
· желание самоутвердиться, завоевать уважение(3человека).
Поэтому я считаю, что доминирующим мотивом учения в классе является положительный мотив (достижение успеха) и внутренний (овладение новыми знаниями).
На мой взгляд, учебную деятельность учащихся нужно строить так, чтобы учение приносило радость, желание постоянно познавать новое, чтобы не пропадал интерес к учебе. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что применение ИКТ в учебном и воспитательном процессе даёт только положительные результаты. Использование ИКТ в образовательном процессе и в дальнейшем поможет учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет учащимся участвовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах (Приложение №8).
Вместе с вышесказанным успешно применяю элементы АСО (А.С.Границкой), методику Т.С.Троицкой по литературному чтению, малые фольклорные жанры, зрительные диктанты Федорченко, дифференциации и интеграции, а также ИКТ.
Такие активные формы обучения как работа в парах (А.С. Границкой), опережающее обучение, использование опорных схем (С. Н. Лысенковой), создание на уроке ситуации успеха, проблемной ситуации, игровые моменты, ИКТ повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к учению.
Большое внимание в учебном процессе уделяю самостоятельной работе. Это работа в парах, по карточкам, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Например, на уроках математики удобно использовать работу в парах при изучении таблицы умножения, на уроке русского языка – при повторении словарных слов. Дети выступают в роли ученика и учителя, что позволяет им чувствовать себя на уроке комфортно. На уроке русского языка – при повторении словарных слов. Во время самостоятельной работы на уроке, стараюсь организовать индивидуальную работу со слабыми учащимися. Ребята учатся работать с различными словарями (О.Д.Ушакова «Говори правильно», «Толковый словарь школьника», П.А.Грушников «Орфографический словарь», Е.Леонович «Толковый словарь» и др.)
Для контроля, учета и оценки знаний учащихся применяю такие виды работ: диктанты, контрольные работы, тестовые задания, тесты, сигнальные карточки, уплотнённый опрос и т.д. Прослеживаю динамику учебных достижений учащихся, где фиксирую результаты контрольных и самостоятельных работ, успехи каждого ребёнка, что помогает мне осуществлять индивидуальную работу, прослеживать успешность обучения. На уроках русского языка использую различные дидактические игры: «Назови одним словом», «Зоркий глаз», «Фотоглаз», «Кто больше?», «Соедини слово» «Какографию». На уроках математики –» Кто быстрее?», «Рыболовы», «Найди ошибку» и т.д. Часто ребята выполняют задания творческого характера: закончи рассказ, продолжи повествование, восстанови последовательность, составь рассказ по схеме, задачу по условию и т.д. Для подготовки к урокам использую книги В.В.Волиной «Весёлая грамматика», «Праздник числа», Д.Х.Гизатуллиной «Русский язык в играх», где можно найти много занимательного материала. В класс приходят дети с разными способностями, поэтому использую разноуровневые задания.
Проектируя свои уроки, стараюсь учитывать психологию младших школьников, их индивидуальные способности, сочетаю доброжелательный тон с тактичностью, продумываю темп урока, взаимоотношения с учащимися строю на основе педагогики сотрудничества, основанной на справедливости и уважении к личности ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.