Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 39»
Проект урока окружающего мира.
Тема: Органы чувств
УМК
Планета знаний
Разработала:
Мингареева Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Череповец
2023-2024 уч. год
Тема урока: Органы чувств.
Предмет: Окружающий мир.
УМК «Планета знаний»
Раздел : Человек.
Класс 3.
Возраст учащихся 10 лет.
Тип: урок открытия нового знания.
Вид: урок-исследование
Цель урока: знакомство с органами чувств человека, и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью.
Задачи:
1. Познакомить с органами чувств человека.
2. Развивать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, развивать функциональную грамотность, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Оборудование:
1. Для проведения исследований:
геометрический материал одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; книга, журналы, репродукции картин; игрушка; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматизаторов; стаканы с солёной, сладкой и простой водой; корзина, помидор, апельсин, клубок, яблоко, рукавички.
2. На доске плакат с изображением фигуры человека; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот, уши; названия органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган слуха, орган осязания).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые |
||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент Приветствие. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением. |
Дети смотрят друг на друга, улыбаются. |
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. (фронтальный опрос): -Какой раздел начали изучать? -Для чего нам нужно изучать свой организм?
- Какие органы человека вы знаете? -Что такое системы органов?
Какие системы органов мы изучили?
3. Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа. Один у доски на компьютере. Работа на сайте https://wordwall.net/ru/resource/6304263/проверка-знаний
Остальные на карточках. Проверяем. Как себя оценишь? (проверить листы у 2-3 человек на оценку) 4. Постановка проблемы Сегодня на урок к нам пришел мальчик Степка, но мне кажется она какая-то странный. Что в ней странного? (слайд 3) (После ответов детей, появляется Слова язык, глаза, нос, руки, уши Можем ли мы назвать их одним словом? Тема урока. Поставим цель урока Составим план работы 1) узнать, какие органы чувств есть у человека 2) какую информацию получает человек с помощью органов чувсв 3) Как сохранить органы чувств здоровыми
- А что нужно для реализации плана сделать? 5. «Открытие» детьми нового знания Мы тоже можем назвать себя исследователями. А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Вспомните, кто такие исследователи? -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? - Верно. Предметом нашего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши, кожа - это всё части организма - его органы. Давайте составим план исследования. (Слайд 4) Давайте мы все результаты исследования, будем фиксировать в таблицу Работаем в командах по 4 человека. У каждой команды есть свое задание. Оно написано на листочках. Читаете задание. Проводите исследование. Результаты записываете в таблицу Команда №1. Глаза. Задание. В конверте лежат фигуры. Достаньте их. Рассмотрите их. В чем их отличие. Запишите, с помощью какого органа чувств вы смогли дать о фигурах информацию. Какую информацию вы получили Команда №2 .Уши. Наденьте наушники. Послушайте информацию в наушниках. Запишите Какой орган чувств вам помог? Какую информацию можно получить? Группа № 3 .Язык В стаканах вода. Попробуйте определить какая она? С помощью какого органа вы смогли это определить? Группа № 4. Нос На столе лежат бумажки. Определите, чем пахнет? С помощью какого органа вы смогли это сделать? Группа №5. Руки. На столе 3 мячика. Потрогайте их. Какие они на ощупь? Какие качества у мячиков? Каким органом вы смогли определить их? Группа №6. Гигиена органов чувств На столе карточки с правилами для сохранения здоровья. Распределите их по группам- глаза, уши, нос, язык, руки.
· Защищать уши от сильного шума и ветра, громкой музыки. · Не ковырять в ушах острыми предметами. · Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. · Регулярно мыть уши. · Если почувствуешь боль в ухе, сразу обратись к врачу. · Надо закаляться, беречь организм от простуды. · Содержать нос в чистоте. · Не лазить в нос посторонними предметами. · Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается. · Регулярно мыть тело горячей водой с мылом. · Мыть руки после загрязнения. · Закаляться. · Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
o Не смотреть долго телепередачи o Нельзя играть длительное время за компьютером o Делать зарядку для глаз o Не читать лёжа o Больше кушать моркови и яблок o Не читать в общественном транспорте
|
-Человек -Чтобы правильно ухаживать за ним, чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы. -Сердце, печень, почки, желудок, легкие, мозг, кишечник и т.д.. -Органы, выполняющие общую работу. -Пищеварительная, опорно-двигательный аппарат, дыхательная
Рассматривают изображение человека и приходят к выводу, что у мальчика нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта, рук. -органы чувств
Тема :Органы чувств. Цель:изучение органов чувств
Изучить материал
Предмет исследования – организм человека.
Дети создают план «помощи» странному человечку… 2. Глаза 3. Уши. 4. Язык 5. Нос 6. Руки.
|
Познавательные: умение извлекать информацию из рисунка.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: способность правильно сформулировать проблему.
Регулятивные: определение цели и составление плана действий.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
||||||||||||||||||||||||
1.Исследование органа зрения
Выступление групп. На доске заполняется таблица. Закройте глаза. Можете ли вы увидеть, что на экране? Появляется портрет. (слайд 5) Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет, принадлежащий кисти русского художника Федора Степановича Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. -Что вы можете сказать о глазах этой женщины? А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий: Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. -А вот для чего они нужны человеку попытаемся ответить. Зрение дается человеку 1 раз и его надо беречь. О строении глаза посмотрим видео. (слайд ?) 1.Что общего и в чём различие предметов? (Конверт с геометрическим материалом одинакового размера, но различных цветов) 2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (Конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы .) 3.Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (Конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разного размера.) 4.Рассмотри книги, журналы, может быть успеете почитать. (Книга, журналы, репродукции картин) - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? После проведённой работы каждая группа делает вывод о значении зрения. -При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза - это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Глаза- это орган зрения. (наклеиваются глаза на рисунок лица на доске) Сообщение ученика. Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения. А как нужно беречь зрение нам расскажет 6 группа. (карточки с ответами крепятся на доску) Чтобы сохранить зрение можно делать специальные упражнения. Несколько я покажу и вы сможете дома тоже их делать. Зарядка для глаз Упражнение 1 1. Крепко закрыть глаза на 3-5 сек. 2. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз). Упражнение 2 Быстрое моргание 1-2 мин.
|
Не можем
Выступает группа № 1. Дети формулируют выводы: Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
o Не смотреть долго телепередачи o Нельзя играть длительное время за компьютером o Делать зарядку для глаз o Не читать лёжа o Больше кушать моркови и яблок o Не читать в общественном транспорте
|
Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
Личностные: умение сотрудничать. Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Познавательные:
умение делать выводы. |
||||||||||||||||||||||||
2.Исследование органа слуха Вернёмся к плану работы? Что мы изучили? Приступаем к следующему исследованию. Нашего мальчика позвали гулять. Но он не пошел? Почему? Про уши расскажет 2 группа. Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши - это орган слуха (на слайде появляется рисунок ушей на изображение человека) Заполните таблицу. То, что мы называем ушами, - это так называемые наружные уши, или ушные раковины. Потрогайте свои уши, как вы думаете звуки мы слышим ушными раковинами? - Сами ушные раковины не слышат, а только улавливают звук. О том как сохранить здоровье ушей расскажет 6 группа.
Сообщение ученика. Катя нашла очень интересный материал об органе слуха. Это интересно . Самые чувствительные уши у летучих мышей. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тысяч колебаний в секунду, то у летучих мышей – около 1 миллиона в секунду. Но, оказывается, уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга) |
Мальчик ничего не слышал, потому что нет ушей. Уши нужны, чтобы слышать.)
Ребята из группы 6 прикрепляют на доску карточки · Защищать уши от сильного шума и ветра, громкой музыки. · Не ковырять в ушах острыми предметами. · Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. · Регулярно мыть уши. · Если почувствуешь боль в ухе, сразу обратись к врачу. · Надо закаляться, беречь организм от простуды.
|
Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
||||||||||||||||||||||||
3.Исследование органа обоняния Какой пункт плана мы уже выполнили? Что будем изучать дальше? Выступает группа №3.
-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? -Вы хорошо справились с заданием. Как называется умение человека различать запахи? Заполнение таблицы. - Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре. (появляется рисунок носа на изображение человека)
О гигиене органа обоняния расскажет группа №6
Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)
|
С помощью носа мы чувствуем запах
· Содержать нос в чистоте. · Не лазить в нос посторонними предметами. · Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.
|
Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
||||||||||||||||||||||||
4. Исследование органа вкуса. Какой пункт плана выполнили? Над чем предстоит поработать дальше? Мальчик хочет сьесть сладкое. Посмотрите на экран , что он сьел? Почему он перепутал? О языке нам расскажет 4 группа. Заполнение таблицы. -Научное определение: язык - орган вкуса. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Появляется рисунок языка на лице человека)
Выступает группа № 6.
Физминутка (гимнастика для языка – для повышения тонуса) |
язык
|
Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
||||||||||||||||||||||||
5.Исследование органа осязания Какой пункт плана не изучен? Ребята, отгадайте загадку: Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу. Это кожа. Выступает группа № 5 На нашей коже множество рецепторов
Кожа- это орган осязания. Помогает определить размер, форму, поверхность, температуру. Появляются руки на слайде.
Выступает группа № 6. Правила гигиены появляются на доске
|
. Отвечают на вопросы.
· Регулярно мыть тело горячей водой с мылом. · Мыть руки после загрязнения. · Закаляться. · Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
|
Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. Гимнастика для пальчиков. |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
6.Закрепление 1. Пять органов чувств, пять помощников, которые связывают человека с окружающим миром, помогают нам видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться, восхищаться красотой окружающего мира. Какой орган чувств самый главный? Все. Руководит ими головной мозг. Проверим, как вы все запомнили. 1.Работа в паре. На листах нарисованы органы чувств и предметы. Соедините линией, какой орган чувств позволяет наиболее полно получить информацию о предмете.
2.Игра Запрещается, разрешается. Поднимаете красный или зеленый квадратик. -смотреть долго телевизор -делать зарядку для глаз -Читать лежа -слушать громкую музыку Отдыхать в тишине -пить очень горячий чай Закалятся Беречь кожу от ожогов Мыть уши Есть витамины Ходить зимой без шарфа и шапки |
Выполняют задания на карточках, работая с рисунками как с источниками информации. |
Познавательные: |
||||||||||||||||||||||||
7. Итог урока. Рефлексия - Вот и закончилось наше исследование. Посмотрите на рисунок мальчика. Зачем нужны все органы чувств человеку? Какая была цель урока? Достигли ли мы её? Оцените свою работу на уроке при помощи светофора. |
Ответы детей. Органы чувств нужны, чтобы познавать окружающий мир. |
Познавательные: умение делать выводы.
Регулятивные: умение оценивать результат. |
||||||||||||||||||||||||
8.Домашнее задание Дома (на выбор) 1) Составить памятку по охране зрения. 2) Нарисовать плакат Береги органы чувств. |
|
|
Список литературы.
1. Потапов И.В.Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. Издательство: Астрель, 2013 г.
2. Саплина Е.В. , Саплин А. И., Потапов И. В, Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь №2. К учебнику И.В. Потапова, Е.В. Саплиной и др. ФГОС Издательство: АСТ, 2013 г.
3. Ивченкова Г.Г. , Потапов И.В , Саплина Е.В. Обучение в 3 классе по учебникам "Окружающий мир" " Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова Издательство: АСТ, 2013 г.
Перечень интернет ресурсов:
1. http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
2. http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
3. http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
4. http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
5. it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы
6. https://wordwall.net/ru/resource/6304263/проверка-знаний
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.