Проект урока по основам православной культуры в 4 классе по теме: «Икона»

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гракова Л.docx

Гракова Л.А.,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 7 г. Рославля

                                                                                     Смоленской области

 

Проект урока по основам православной культуры в 4 классе

по теме: «Икона»(15урок)

                                (по курсу Кураева А.В.)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели урока:  дать представление о внутренних законах древнерусского творчества;познакомить  с  историей   развития   древнерусской  иконописи;

познакомить с особым «языком » иконы;воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;  развивать умение выявлять причинно-следственные связи; умение доказывать, слушать; развивать связную устную речь;воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ключевые слова: икона, образ, нимб, свет, лица (лики).

Оборудование:

·               Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб.для    общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев.- М. : Просвещение, 2012.-95с.: ил.

·               Презентация к уроку.

Ход  урока

1.Организация класса.Учитель:Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

2. Постановка темы и целей урока.

Отгадайте кроссворд. Работа в парах.

Слово, которое вы получите по вертикале,  и будет темой нашего сегодняшнего урока.

1.             Священная книга христиан. (Библия)

2.             Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)

3.             Как называется обращение к Богу? (Молитва)

4.             Книги, написанные апостолами. (Евангелие)

5.             Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства –  иконам, познакомимся с историей появления первых икон,  с различиями в написании иконы и картины.(Слайд 1)

Чтение учителем отрывка из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым.

“Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

Учитель: Из этого отрывка видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме.

2. Актуализация знаний.

Учитель:Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу.

- А что называется иконой?

-Где мы можем  ее увидеть? (Слайд 2)(с.52-1,2абзац)

- Что такое иконостас?(Слайд 3)

-Какие иконы в нем присутствуют всегда?

- Какие существуют правила поведения в храме? 

-Что такое икона?(Ответы детей)

3. Изучение нового материала.

На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”. Откуда же появились иконы?  Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви…

…В те времена, когда  Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику  нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя  его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

В конце XIV — начале XV века (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону « Троица» (Слайд 4)

Глядя на образы А.Рублева, люди явственно понимали, почему “Троица” называется животворящей, ибо они чувствовали на своем опыте, что именно единство и любовь есть жизнь и начало жизни, напротив - вражда, раздоры, разделения разрушают, губят и приводят к смерти (распятие). Поэтому, икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.

Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее.

Учитель: Нам на уроке предстоит выяснить. Чем икона отличается от картины? Работа в группах. Задание 1.(Варианты ответов детей)

Учитель:Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)

Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.

А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)

Учитель:  А что  икона раскрывает  нам? Прочтём 3абзац с.52.Икона-

Учитель:Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.(Слайд 5)

Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)

Учитель:Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». Т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.(Слайд 6-7)

4.Исследовательская  работа с текстом.

1.            Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? «Свет иконы» с.52 -3абзац

2.            Чтение учителем стихотворения Татьяны Егоровой, 2004

Видишь, сияет там, впереди,

Свет потаенный?

Тихо, смиренно, мой друг, подойди

К Божьим иконам.

 

Лики святых, словно звезды, горят

В небе Христовом.

Светом пронизан праздничный ряд –

Духом и Словом.

 

Чудный торжественный иконостас –

Быль, а не сказка.

Видишь: Евангелие для нас

Явлено в красках!

Вопросы после прослушивания стихотворения

1.. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?(Слайд 8)абзац 2-4

2.Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?(Слайд 9)абзац1

3.Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?(Слайд 10) абзац 7

4.Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

5.Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?(Слайд 11)абзац5-6

Слайды 12-16, выборочное чтение учебника с.53-54.

4.Закрепление нового материала.

Учитель: Какие новые слова вы бы записали в « Книге мудрых мыслей»

Икона, свет иконы, нимб, лик. Объясните их значение.

Работа в парах. Дополнить предложения. Цель: Выяснить, как учащиеся усвоили новый материал.

-Обратите внимание на тест и соедините  те понятия ,о которых мы с вами говорили с ихформулировкой.

ТЕСТ:

нет тени

свет

нимб

гармония

закон обратной перспективы

лица и глаза

1.Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла. Поэтому ни один предмет не  отбрасывает ….

2. ….на иконе проступает через лицо и фигуру святого  человека, а не падает на него извне.

3.Это знак Божией благодати,которая пронизала жизнь и мысль святого.(…………)

4.На иконе нет беспорядка  .Иконописец через внутреннюю …………  …….передает ……………….. внешнюю.

5.Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали,а ,напротив, расходятся. Получается что не мы смотрим на икону  ,как бы она смотрит на нас. Что это за закон?(………………………………..)

6.Самое поразительное, что есть в иконе-это…………………………………….

Учитель:  Объясните, как связаны между собой два слова: икона и молитва?

Слайд 17. Икона или картина?

Это картина или икона? Обоснуйте. Если это икона, то по канонам ли она написана?

Шилов В.В. Александр Невский. Историко-патриотическая картина.

(щелчок) Боровиковский В.Л. Святой Александр Невский. Икона, выполненная с отступлениями от традиционной иконописи, в стиле западных иконописных образцов и мистической аллегорической светской живописи. Можно скорее отнести к религиозной живописи.

(щелчок) Святой Александр Невский на фоне Московского Кремля. Уральская икона в академическом стиле. 1889 год. Западное католическое влияние, стремление к живоподобию, выполнена с отступлениями от православного иконописного канона.

(щелчок) Традиционная икона св. Александра Невского, 20 век.

Выполним  задание 2. Работа в группах.

Учитель: 1.Объясните, как связаны между собой два слова: икона и молитва?

1. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?(Слайд 18)

Учитель: Подтверждение словам найдите в учебнике.с.54-55

Учитель:Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

5.Итог урока. Рефлексия.

Вопросы:

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

3. Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Слайд 19.Слушаем Молитвенное песнопение к Пресвятой Богородице в исполнении Юлии Березовой.

Песня-молитва пред Казанской иконой Божией Матери

Слова народные, муз.о. Николая Гурьянова

9.Домашнее задание.

1. Стр.52-55 учебника, вопросы.

2. Подготовьте рассказ на одну из тем: «Иконы в нашем доме», «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы».

 


 

Скачано с www.znanio.ru