Проект урока русского языка в 1 классе
по теме «Слог как минимальная произносительная единица»
(по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели: научить обучающихся различать слово и слог, определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов, самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов развивать речевые умения, внимание; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: 1) Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/ [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий] – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.: ил. (Школа России).
2) Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.
3) Дидактический материал: картинки героев, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Сообщение темы и постановка цели урока
- Задания к сегодняшнему уроку для вас приготовили сказочные герои. Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный ...
Кто же это? … (Буратино)
- Из какой сказки этот мальчик? Назовите других героев этой сказки.
Минутка чистописания
- На минутку чистописания к нам пришла строгая учительница из этой сказки. (Мальвина)
- Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишите с доски число, классная работа. Начнём минутку чистописания.
- Какую следующую букву алфавита мы будем сегодня писать? (Ж, ж)
- Дайте характеристику звуку, который обозначает буква «же». (Согласный, звонкий парный, всегда твёрдый). Напишите соединения букв Ж, ж.
- Прочитайте, что написано на доске. (Жук жо жа Жучка жу чижи)
- На какие две группы можно разделить? (Слова и слоги)
- Прочитайте слоги. Прочитайте слова.
- Спиши слоги. Дополните строчку своими слогами. Спишите слова, дополните словами с буквой Ж или ж. Прочитайте свои слова.
- Какие понятия мы вспомнили? Что писали в первой строчке, во второй?
- Сформулируйте тему урока.
- Откройте учебник на с.32, прочитайте, правильно ли вы определили тему урока.
3. Объяснение нового материала
Открытие детьми нового знания. Составление алгоритма.
- Следующее задание для вас приготовил Буратино. Прочитайте его.
(Как определить, сколько в слове слогов?)
- Прочитайте задание к упр.1. Проведите опыт.
- А теперь поставьте на парту локоток. На открытую ладошку положите подбородок и произнесите слово «мама». Что вы заметили?
- Определить количество слогов в слове вам поможет и горящая свеча. Как вы думаете, как с помощью неё определить количество слогов в слове?
- Предложите способ, позволяющий, не считая при произнесении выдыхаемых толчков, определить количество слогов. (По количеству гласных)
- А сколько гласных звуков в слове «мама»? Сколько же слогов?
- При произношении слова «мама» можно выделить две части. Эти части слова называются слогами. Каждый слог произносится как бы отдельно, одним дыхательным толчком. (Обращаемся к электронному приложению)
- Проведите эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: один ученик (в паре) определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков, а другой – подсчитывая количество гласных в слове.
дом ива крапива
лист липа ученик
(вывод)
- А теперь прочитайте правило в учебнике (один ученик, хором).
- Объяснение правила по картинкам (используем приложение на электронном носителе).
- Посмотрите на интерактивную доску.
- Чтобы вы правильно делили слова на слоги, один из героев этой сказки, который очень любил писать, составил для вас алгоритм. Но посмотрите, все строки алгоритма закрыты. Пьеро предлагает вам самим догадаться, что же нужно сделать, чтобы определить количество слогов в слове. Если ответите верно, то табличка откроется.
(На примере слова «сова» ученики под руководством учителя составляют алгоритм. На интерактивной доске открываются таблички.)
- Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и трёхсложное слово.
Физкультминутка
4. Закрепление полученных знаний
Чтение слов по цепочке и определение количества слогов
- Чтобы проверить, как вы умеете делить слова на слова, к нам на урок пришел пёс Артемон и предлагает выполнить упр.2 с.32.
- Прочитайте задание. Читаем по цепочке и называем количество слогов в слове.
- Подберите другие слова с таким же количеством слогов.
- Слова с одним слогом называются - …, с двумя слогами -….
- У трёхсложных слов сколько должно быть слогов? (3)
Самостоятельная работа и проверка по эталону
- Запишите трёхсложные слова, разделите на слоги. Действуйте по алгоритму. Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку по эталону.
Составление и запись слов с помощью слогов за – ва. (Упр. 4 с. 33)
Составление из слогов предложений – скороговорок (по вариантам)
(дополнительное задание)
5. Итог урока. Рефлексия
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Закончите предложения:
- Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных, ...
- Мне стало известно, что слог — это ...
- Мне было интересно выполнять …
- Чью работу вы хотели бы отметить?
- Вы довольны своей работой на уроке? Давайте оценим её с помощью сигналов светофора.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.