Урок русского языка
4 класс
Методическая записка к уроку
Автор разработки урока: Савушкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов.
Учебная тема: «Имя прилагательное».
Тема урока: «Обобщение знаний об именах прилагательных»
Краткое описание урока: Урок обобщения знаний и способов учебных действий. Применены технология сотрудничества, технология учебного диалога. В увлекательной форме обучающиеся выполняют 4 блока заданий по теме «Имя прилагательное»:1 блок - блиц-опрос «Что я знаю о прилагательном», 2 блок – «Как я умею находить прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки», 3 блок – «Как я умею грамотно писать окончания у прилагательных», 4 блок – «Как я использую прилагательные в речи». Формы организации деятельности: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная работа. Приёмы «Общий шум», «Дума». Задания репродуктивные, продуктивные, компетентностно-ориентированные.
Целевое назначение урока: обобщение знаний и способов учебных действий.
Планируемый результат: обобщить знания и способы действия по теме «Имя прилагательное»: находить имя прилагательное, определять грамматические признаки (число, род падеж), писать безударные падежные окончания, использовать имена прилагательные в речи.
.
Проект урока
Тема урока: Обобщение знаний об именах прилагательных
Цели урока:
Образовательная: Создание условий для закрепления, обобщения и систематизации знаний обучающихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма.
Воспитательная: Воспитание чувство патриотизма, любви к своему городу.
Развивающая: Развитие умения анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Проявлять интерес к познанию русского языка; вырабатывать элементы учебно-познавательного мотива изучения русского языка. Проявлять способность к самооценке, ориентации на понимание причин успеха в У.Д.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников.
Информационные: анализировать языковой материал.
Коммуникативные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь работать в парах, в группах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
Демонстрировать умение определять грамматические признаки имён прилагательных, применять способ проверки безударных падежных окончаний прилагательных; применять полученные знания для решения учебно-практической задачи.
| 
 
 №  | 
 
 Этап урока  | 
 Задача этапа  | 
 
 Деятельность учителя  | 
 
 Деятельность обучающихся  | 
 Результаты этапа, компетенции  | 
|||
| 
 1 
 
 
 
  | 
 Организацион-ный момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Организо- вать напра-вленное внимание на начало уро -ка. Создать положитель-ный эмоци- ональный настрой на работу. 
 Мотивиро-вать обучающихся на работу. 
 
  | 
 Учитель входит в класс с зонтом: 
 - Ребята, недавно я попала под дождь, промокла, но, несмотря на это, я шла и думала о нашем прекрасном городе Санкт- Петербурге! 
 - Синоптиками выявлено, что этой зимой в Петербурге было очень мало солнечных дней. 
 Учитель ставит раскрытый зонт на пол (на нём капли из бумаги), оставляет его «сохнуть». 
 - Есть такое выражение: СЛАЙД 2 УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ-ТЬМА. -А что же является светом учения? - Предлагаю вам осветить этот день своими знаниями. Пусть на 1 солнечный день этой зимой в Петербурге будет больше!  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Знания  | 
 Личностные результаты: Положительный настрой на работу.  | 
|||
| 
 2  | 
 Целеполагание. Определение темы урока. Постановка учебной задачи 
 
 
 
 
  | 
 Определить тему урока. Сформули-ровать цель.  | 
 СЛАЙД 3 На экране словосочетания: Медный всадник, Дворцовая площадь, Летний сад, Петропавловская крепость, Ростральные колонны. 
 (существительные закрыты тучами) 
 - Посмотрите на экран. Что вам напоминают эти слова? - Разгоните тучи и восстановите названия достопримечательностей. (Тучи исчезают. На экране появляются полные названия достопримечательностей) 
 - Что объединяет первые слова в названиях? 
 - Предположите тему нашего урока. 
 СЛАЙД 4 - Это новая для вас тема? -Тогда, какая работа вас ждёт? 
 - Поставьте цель на сегодняшний урок. 
 Обобщить, повторить знания о 
 
 
 СЛАЙД 5 - В ходе урока все наши знания мы будем складывать в сундук. Знание – не только свет, но и богатство. 
 (Сундук на столе) 
 - А все свои успехи в повторении темы вы будете фиксировать на листе самооценки. 
 - Рассмотрите его. То, что у вас будет получаться легко, вы раскрасите голубым цветом. Если будете испытывать небольшие затруднения, то серым. А если задание будете выполнять с большим трудом, то оставите белыми. 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Это достопримечательности Санкт-Петербурга. 
 Восстанавливают названия. 
 
 
 - Часть речи. Имя прилагательное. - Имя прилагательное. 
 
 - Нет. - Повторить тему. Обобщить. 
 Формулируют цель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 На экране появляется лист со схемой для самооценки в течение урока. 
  | 
 Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, умеют определить часть речи. 
 Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Коммуникативные: Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 
 Информационные: Анализируют языковой материал. 
  | 
|||
| 
 3  | 
 Решение учебной задачи. 
 1. Блиц-опрос 
 
  | 
 Вспомнить изученную информацию о прилаг.  | 
 - Начнём «осушать» наш зонт. 1 капля – Блиц-опрос об им. пил. (Учитель с зонта снимает 1-ую каплю. На ней задание: Вспомни, что ты знаешь об имени прилагательном.) 
 СЛАЙД 6 - На листе самооценки найдите таблицу с вопросами. Расставьте + и – в этой таблице. 
 -Кто достиг 2 уровня и может не только ответить на эти вопросы, но и может помочь другим? - Давайте ответим на вопросы блиц-опроса. 
 «Блиц-опрос»: 1. Что обозначает имя прилагательное? 2. На какие вопросы отвечает имя прил.? 3. Как изменяется имя прилаг.? 4. С какой частью речи согласуется им. прил. в роде, числе, падеже? 5. Каким членом предложения чаще всего бывает? 6. Какова роль им. прил. в речи? 
 После ответов на вопросы, кладут 1-ую каплю в сундук. 
 - Посмотрите на лист самооценки. Найдите 1 каплю и раскрасьте её соответствующим цветом.  | 
 
 
 
 
 
 
 Дети заполняют таблицу: ЗНАЮ, МОГУ научить друга 
 
 Поднимают руку. 
 Отвечают с места, дополняют др.др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Оценивают себя на листе самооценки (раскрашивают 1-ую каплю)  | 
 Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, отвечают на вопросы по изученной теме. 
 Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Регулятивные: Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.  | 
|||
| 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Решение У.З. 
 2. «Грамматческие признаки им. прил.» 
 Работа в парах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Повторить знание о числе, роде, падеже им.прил. 
 Закрепить умение определять число, род, падеж  | 
 Учитель снимает с зонта 2-ую каплю «Грамматические признаки» 
 - Вскройте голубые конверты, которые лежат в папке. Что в них? 
 - Все ли достопримечательности вам знакомы? СЛАЙД 7 
 
 - Переверните фото. Что обнаружили? 
 
 - Найдите прил., определите число, род, падеж. Подпишите сверху. - Выполните эту работу в парах. 
 - Как вы думаете, какую работу сейчас необходимо провести? - Какой способ проверки предлагаете? 
 - Обменяйтесь фотографиями, проверьте др.др. в соответствии с образцом. 
 СЛАЙД 8 (На экране появляется образец для проверки) 
 Каплю №2 вкладывают в сундук. 
 -Обратитесь к листу самооценки. Раскрасьте 2 каплю.  | 
 
 
 
 - Фотографии с достопримечательностями Санкт- Петербурга. Дети называют ту достопримечательность, которая изображена у них на фото. - Предложения о достопримечательности. 
 Работают с предложениями на фото в парах. 
 
 - Проверить. 
 - Можно обменяться и выполнить взаимопроверку. 
 
 
 
 Выполняют взаимопроверку. 
 
 
 Выполняют самооценку. 
  | 
 
 Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, находят прил., определяют число, род, падеж. 
 
 Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Регулятивные: Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. 
 Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д. 
  | 
|||
| 
 4 
 
 5  | 
 Физкультминутка 
 
 
 
 Решение У.З. 
 3. «Правописание». Самостоятельная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 . 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Снять мышечное и умственное напряжение 
 
 Вспомнить способы проверки безуд. падежных окончаний прил. 
 Совершенствовать умение писать окончания прил.  | 
 СЛАЙД 9 На экране музыкальный видеоряд – «Прогулка по городу» 
 
 
 Учитель снимает 3-ю каплю с зонта «Правописание» 
 -Иностранец Джон, который знает русский язык, приехал на экскурсию в Санкт-Петербург. Он тоже гулял по городу, рассматривал красоты города, а вернувшись домой, решил записать свои впечатления об экскурсии, но компьютер подчеркнул некоторые слова. В них допущены ошибки. 
 СЛАЙД 10 - Какие ошибки допустил Джон? Что он не знает? 
 у ПетропавловскАЙ крепости к МихайловскАМУ замку в ЗимнЕЙ дворец высокЕМИ фонтанами в летнЕЮ белАЮ ночь - Вспомните способ проверки окончания прил. 
 
 
 - На обратной стороне листа самооценки – ошибки Джона. Исправьте его ошибки. 
 СЛАЙД 11 -Давайте проверим, какие окончания необходимо написать. 
 
 
 3-ю каплю кладут в сундук. 
 -Обратитесь к листу самооценки. Раскрасьте 3 каплю. 
  | 
 Под музыкальный видеоряд дети выполняют упражнения с учителем «Прогулка по городу» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Ошибки в окончаниях прил. -Джон не знает способ проверки окончаний прил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Окончания прил. можно проверить по вопросу. Какое окончание у вопроса, такое и у прил….. 
 Самостоятельно исправляют окончания. 
 
 Называют словосочетание, проверяют вопросом, называют окончание. 
 
 
 
 Выполняют самооценку на листе  | 
 
 
 
 
 
 
 
 Метапредметные результаты(ключевые компетенции): Регулятивные: Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Самоопределяются в УД. 
 Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 
 Предметные результаты(предметная компетенция): Применяют способы проверки безуд. окончаний прилаг. 
 Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д. 
  | 
|||
| 
 6  | 
 Решение У.З. 
 4. «Использование в речи» (Конструктор) 
 Работа в группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Учитель снимает 4-ую каплю с зонта. 
 СЛАЙД 12 -А сейчас вы поработаете с конструктором. -Работать будете в группах. - Объединитесь в группы по 5 человека. - Достаньте синие конверты из папки. 
 - Вскройте их. Что обнаружили в конвертах? - Есть ли среди них прилагательные? 
 -Сконструируйте из этих слов предложение, дополнив, украсив его прилагательными. - Предложение нужно наклеить на рабочее поле, а прилагательные напишите маркером печатными буквами. Санкт-Петербург - _______________, ______________,_____________________, ____________________ город на р. Неве. 
 Каждая группа вывешивает свои предложения на доску. - Прочтите, какие предложения о городе получились. Кладут 4-ую каплю в сундук. -Обратитесь к листу самооценки. Раскрасьте 4 каплю.  | 
 
 
 
 Создают группы 
 - Слова -Нет 
 
 
 
 Выполняют задание по составлению предложения с использованием своих прилагательных 
 
 Группы прочитывают свои предложения 
 Выполняют самооценку на листе  | 
 Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д. 
 Метапредметные результаты(ключевые компетенции): Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 
 
 
 Регулятивные: Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Самоопределяются в УД. 
  | 
|||
| 
 7  | 
 Итог урока. Рефлексия деятельности  | 
 Формиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты сво его труда.  | 
 - Вернёмся к нашей цели урока. СЛАЙД 13 
 - Можно ли сказать, что достигнута? 
 - Поднимите свои листы самооценки и покажите, как вы себя оценивали в течение урока. 
 СЛАЙД 14 - Вернитесь к той таблице на листе, с которой мы начинали обобщение знаний о прил. - Можете ли вы теперь дополнить её? - Как быть тем, кто не смог заполнить таблицу полностью и у кого есть серые капли? 
 
 
 
 
 
 
 - Вы озарили сегодняшний день светом своих знаний. 
 СЛАЙД 15 
 На слайде – сундук, из которого появилось солнце. -Теперь на 1 солнечный день этой зимой в Петербурге стало больше. 
 
 - Светит солнце, капли высохли, значит, зонт нам больше не нужен. 
 Учитель складывает зонт. 
 -Я хочу показать вам самого успешного, самого талантливого ученика сегодняшнего урока. Хотите увидеть его? 
 - Вы можете заглянуть в наш сундук со знаниями о прил. и там его увидите. 
 - Благодарю вас за отличную работу. 
  | 
 
 - Да, мы достигли нашей цели. Демонстрируют листы самооценки. Комментируют, какие моменты в уроке были самыми сложными, самыми интересными. Дополняют таблицу. -Можно обратиться к однокласснику, который достиг 2 уровня в теме «Имя прил.» и не только знаток, но и помощник. Можно обратиться к учебнику, к учителю за помощью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Дети заглядывают в сундук, в нём зеркало.  | 
 
 Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д. 
  | 
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.