Урок русского языка
4 класс
Методическая записка к уроку
Автор разработки урока: Савушкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов.
Учебная тема: «Имя прилагательное».
Тема урока: «Обобщение знаний об именах прилагательных»
Краткое описание урока: Урок обобщения знаний и способов учебных действий. Применены технология сотрудничества, технология учебного диалога. В увлекательной форме обучающиеся выполняют 4 блока заданий по теме «Имя прилагательное»:1 блок - блиц-опрос «Что я знаю о прилагательном», 2 блок – «Как я умею находить прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки», 3 блок – «Как я умею грамотно писать окончания у прилагательных», 4 блок – «Как я использую прилагательные в речи». Формы организации деятельности: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная работа. Приёмы «Общий шум», «Дума». Задания репродуктивные, продуктивные, компетентностно-ориентированные.
Целевое назначение урока: обобщение знаний и способов учебных действий.
Планируемый результат: обобщить знания и способы действия по теме «Имя прилагательное»: находить имя прилагательное, определять грамматические признаки (число, род падеж), писать безударные падежные окончания, использовать имена прилагательные в речи.
.
Проект урока
Тема урока: Обобщение знаний об именах прилагательных
Цели урока:
Образовательная: Создание условий для закрепления, обобщения и систематизации знаний обучающихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма.
Воспитательная: Воспитание чувство патриотизма, любви к своему городу.
Развивающая: Развитие умения анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Проявлять интерес к познанию русского языка; вырабатывать элементы учебно-познавательного мотива изучения русского языка. Проявлять способность к самооценке, ориентации на понимание причин успеха в У.Д.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников.
Информационные: анализировать языковой материал.
Коммуникативные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь работать в парах, в группах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
Демонстрировать умение определять грамматические признаки имён прилагательных, применять способ проверки безударных падежных окончаний прилагательных; применять полученные знания для решения учебно-практической задачи.
№ |
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результаты этапа, компетенции |
|||
1
|
Организацион-ный момент.
|
Организо- вать напра-вленное внимание на начало уро -ка. Создать положитель-ный эмоци- ональный настрой на работу.
Мотивиро-вать обучающихся на работу.
|
Учитель входит в класс с зонтом:
- Ребята, недавно я попала под дождь, промокла, но, несмотря на это, я шла и думала о нашем прекрасном городе Санкт- Петербурге!
- Синоптиками выявлено, что этой зимой в Петербурге было очень мало солнечных дней.
Учитель ставит раскрытый зонт на пол (на нём капли из бумаги), оставляет его «сохнуть».
- Есть такое выражение: СЛАЙД 2 УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ-ТЬМА. -А что же является светом учения? - Предлагаю вам осветить этот день своими знаниями. Пусть на 1 солнечный день этой зимой в Петербурге будет больше! |
- Знания |
Личностные результаты: Положительный настрой на работу. |
|||
2 |
Целеполагание. Определение темы урока. Постановка учебной задачи
|
Определить тему урока. Сформули-ровать цель. |
СЛАЙД 3 На экране словосочетания: Медный всадник, Дворцовая площадь, Летний сад, Петропавловская крепость, Ростральные колонны.
(существительные закрыты тучами)
- Посмотрите на экран. Что вам напоминают эти слова? - Разгоните тучи и восстановите названия достопримечательностей. (Тучи исчезают. На экране появляются полные названия достопримечательностей)
- Что объединяет первые слова в названиях?
- Предположите тему нашего урока.
СЛАЙД 4 - Это новая для вас тема? -Тогда, какая работа вас ждёт?
- Поставьте цель на сегодняшний урок.
Обобщить, повторить знания о прил. (число , род, падеж)
СЛАЙД 5 - В ходе урока все наши знания мы будем складывать в сундук. Знание – не только свет, но и богатство.
(Сундук на столе)
- А все свои успехи в повторении темы вы будете фиксировать на листе самооценки.
- Рассмотрите его. То, что у вас будет получаться легко, вы раскрасите голубым цветом. Если будете испытывать небольшие затруднения, то серым. А если задание будете выполнять с большим трудом, то оставите белыми.
|
- Это достопримечательности Санкт-Петербурга.
Восстанавливают названия.
- Часть речи. Имя прилагательное. - Имя прилагательное.
- Нет. - Повторить тему. Обобщить.
Формулируют цель.
На экране появляется лист со схемой для самооценки в течение урока.
|
Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, умеют определить часть речи.
Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Коммуникативные: Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Информационные: Анализируют языковой материал.
|
|||
3 |
Решение учебной задачи.
1. Блиц-опрос
|
Вспомнить изученную информацию о прилаг. |
- Начнём «осушать» наш зонт. 1 капля – Блиц-опрос об им. пил. (Учитель с зонта снимает 1-ую каплю. На ней задание: Вспомни, что ты знаешь об имени прилагательном.)
СЛАЙД 6 - На листе самооценки найдите таблицу с вопросами. Расставьте + и – в этой таблице.
-Кто достиг 2 уровня и может не только ответить на эти вопросы, но и может помочь другим? - Давайте ответим на вопросы блиц-опроса.
«Блиц-опрос»: 1. Что обозначает имя прилагательное? 2. На какие вопросы отвечает имя прил.? 3. Как изменяется имя прилаг.? 4. С какой частью речи согласуется им. прил. в роде, числе, падеже? 5. Каким членом предложения чаще всего бывает? 6. Какова роль им. прил. в речи?
После ответов на вопросы, кладут 1-ую каплю в сундук.
- Посмотрите на лист самооценки. Найдите 1 каплю и раскрасьте её соответствующим цветом. |
Дети заполняют таблицу: ЗНАЮ, МОГУ научить друга
Поднимают руку.
Отвечают с места, дополняют др.др.
- Оценивают себя на листе самооценки (раскрашивают 1-ую каплю) |
Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, отвечают на вопросы по изученной теме.
Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Регулятивные: Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д. |
|||
|
Решение У.З.
2. «Грамматческие признаки им. прил.»
Работа в парах.
|
Повторить знание о числе, роде, падеже им.прил.
Закрепить умение определять число, род, падеж |
Учитель снимает с зонта 2-ую каплю «Грамматические признаки»
- Вскройте голубые конверты, которые лежат в папке. Что в них?
- Все ли достопримечательности вам знакомы? СЛАЙД 7
- Переверните фото. Что обнаружили?
- Найдите прил., определите число, род, падеж. Подпишите сверху. - Выполните эту работу в парах.
- Как вы думаете, какую работу сейчас необходимо провести? - Какой способ проверки предлагаете?
- Обменяйтесь фотографиями, проверьте др.др. в соответствии с образцом.
СЛАЙД 8 (На экране появляется образец для проверки)
Каплю №2 вкладывают в сундук.
-Обратитесь к листу самооценки. Раскрасьте 2 каплю. |
- Фотографии с достопримечательностями Санкт- Петербурга. Дети называют ту достопримечательность, которая изображена у них на фото. - Предложения о достопримечательности.
Работают с предложениями на фото в парах.
- Проверить.
- Можно обменяться и выполнить взаимопроверку.
Выполняют взаимопроверку.
Выполняют самооценку.
|
Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, находят прил., определяют число, род, падеж.
Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Регулятивные: Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.
|
|||
4
5 |
Физкультминутка
Решение У.З.
3. «Правописание». Самостоятельная работа
.
|
Снять мышечное и умственное напряжение
Вспомнить способы проверки безуд. падежных окончаний прил.
Совершенствовать умение писать окончания прил. |
СЛАЙД 9 На экране музыкальный видеоряд – «Прогулка по городу»
Учитель снимает 3-ю каплю с зонта «Правописание»
-Иностранец Джон, который знает русский язык, приехал на экскурсию в Санкт-Петербург. Он тоже гулял по городу, рассматривал красоты города, а вернувшись домой, решил записать свои впечатления об экскурсии, но компьютер подчеркнул некоторые слова. В них допущены ошибки.
СЛАЙД 10 - Какие ошибки допустил Джон? Что он не знает?
у ПетропавловскАЙ крепости к МихайловскАМУ замку в ЗимнЕЙ дворец высокЕМИ фонтанами в летнЕЮ белАЮ ночь - Вспомните способ проверки окончания прил.
- На обратной стороне листа самооценки – ошибки Джона. Исправьте его ошибки.
СЛАЙД 11 -Давайте проверим, какие окончания необходимо написать.
3-ю каплю кладут в сундук.
-Обратитесь к листу самооценки. Раскрасьте 3 каплю.
|
Под музыкальный видеоряд дети выполняют упражнения с учителем «Прогулка по городу»
- Ошибки в окончаниях прил. -Джон не знает способ проверки окончаний прил.
- Окончания прил. можно проверить по вопросу. Какое окончание у вопроса, такое и у прил…..
Самостоятельно исправляют окончания.
Называют словосочетание, проверяют вопросом, называют окончание.
Выполняют самооценку на листе |
Метапредметные результаты(ключевые компетенции): Регулятивные: Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Самоопределяются в УД.
Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные результаты(предметная компетенция): Применяют способы проверки безуд. окончаний прилаг.
Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.
|
|||
6 |
Решение У.З.
4. «Использование в речи» (Конструктор)
Работа в группах
|
|
Учитель снимает 4-ую каплю с зонта.
СЛАЙД 12 -А сейчас вы поработаете с конструктором. -Работать будете в группах. - Объединитесь в группы по 5 человека. - Достаньте синие конверты из папки.
- Вскройте их. Что обнаружили в конвертах? - Есть ли среди них прилагательные?
-Сконструируйте из этих слов предложение, дополнив, украсив его прилагательными. - Предложение нужно наклеить на рабочее поле, а прилагательные напишите маркером печатными буквами. Санкт-Петербург - _______________, ______________,_____________________, ____________________ город на р. Неве.
Каждая группа вывешивает свои предложения на доску. - Прочтите, какие предложения о городе получились. Кладут 4-ую каплю в сундук. -Обратитесь к листу самооценки. Раскрасьте 4 каплю. |
Создают группы
- Слова -Нет
Выполняют задание по составлению предложения с использованием своих прилагательных
Группы прочитывают свои предложения
Выполняют самооценку на листе |
Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.
Метапредметные результаты(ключевые компетенции): Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные: Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Самоопределяются в УД.
|
|||
7 |
Итог урока. Рефлексия деятельности |
Формиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты сво его труда. |
- Вернёмся к нашей цели урока. СЛАЙД 13
- Можно ли сказать, что достигнута?
- Поднимите свои листы самооценки и покажите, как вы себя оценивали в течение урока.
СЛАЙД 14 - Вернитесь к той таблице на листе, с которой мы начинали обобщение знаний о прил. - Можете ли вы теперь дополнить её? - Как быть тем, кто не смог заполнить таблицу полностью и у кого есть серые капли?
- Вы озарили сегодняшний день светом своих знаний.
СЛАЙД 15
На слайде – сундук, из которого появилось солнце. -Теперь на 1 солнечный день этой зимой в Петербурге стало больше.
- Светит солнце, капли высохли, значит, зонт нам больше не нужен.
Учитель складывает зонт.
-Я хочу показать вам самого успешного, самого талантливого ученика сегодняшнего урока. Хотите увидеть его?
- Вы можете заглянуть в наш сундук со знаниями о прил. и там его увидите.
- Благодарю вас за отличную работу.
|
- Да, мы достигли нашей цели. Демонстрируют листы самооценки. Комментируют, какие моменты в уроке были самыми сложными, самыми интересными. Дополняют таблицу. -Можно обратиться к однокласснику, который достиг 2 уровня в теме «Имя прил.» и не только знаток, но и помощник. Можно обратиться к учебнику, к учителю за помощью.
- Дети заглядывают в сундук, в нём зеркало. |
Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.