Проект в подготовительной группе по экспериментированию "Мир вокруг нас"

  • docx
  • 20.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала izverzhenie_vulkana.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №24

комбинированного вида «Золотая рыбка» г.Ессентуки

 

 

 

 

 

Конспект НОД

 по экспериментированию в подготовительной группе

«Извержение вулкана»

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

воспитатель

Е.О.Умрихина

 

 

г. Ессентуки 2020год

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

- Я очень люблю наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Я приготовила для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … …. )

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

- Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

- Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

- В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: - Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

- С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

- Что происходит дальше? (взрыв, лава)

- Как растекается лава?)

- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

- Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

- Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

- Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

- Посмотрите, на столе стоит макет вулкана и оборудование, которое поможет нам его разбудить.

- Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_thumbnail/public/gallery/2019/02/27/quotneizvedannoe_ryadomquot/4_ekzemplyara_foto_bumaga.jpg?itok=x6K6vqzG

- Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

- Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

- Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

- итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

- После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

- У кого очень быстро изливалась лава? …

- Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

- Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №24

комбинированного вида «Золотая рыбка» г.Ессентуки

 

 

 

 

 

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства соли»

 

 

 

 

 

 

 

Составил

Воспитатель:

Е.О.Умрихина

 

 

 

 

г. Ессентуки 2020год

Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно – исследовательская.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Познавательное развитие: Систематизировать знания детей о том, что соль-минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе (моря, солончаки, подземные залежи). О способах добычи соли.

Речевое развитие: Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения; формировать умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.

Активация словаря: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.

Социально –коммуникативное развитие: Развивать познавательный интерес детей,используя ИКТ для активизации мыслительных процессов: внимание, памяти, анализа синтеза.

На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться).

Художественно-эстетическое развитие: Способствовать развитию художественных способностей детей, используя нетрадиционное рисование цветной солью.

Физическое развитие: физкультурная разминка.

Методические приемы: наглядные, эксперимент, наблюдения.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения соли, дидактические игры.

Материал и оборудование: мультимедийная система, лупы, стаканчики с водой, чайные ложки, цветная соль в небольших ёмкостях, яйцо, лупы по количеству детей.

 

Ход НОД:

Здравствуйте ребята!

-Ребята, я знаю что, вы многое умеете и знаете!

-Конечно это здорово узнать что-то интересное, даже о предметах, явлениях с которыми мы, казалось бы, хорошо знакомы.

Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Вкус припомните вы сразу.

она, конечно, всем нужна, без неё не сваришь ужин,

Не засолишь огурцы,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде

Она живет в морской воде

(ответы детей)

- Я с вами согласна, конечно же, это соль!

-А что такое соль? (ответы детей)

Соль-это природное вещество

-Как выглядит соль?

-Чтобы рассмотреть соль и познакомится с ее свойствами, предлагаю провести исследование и опыты.

-Давайте пройдем в лабораторию.

Одевайте фартуки и подходите к столам.

1 опыт(рассматриваем в тарелках соль через лупу)

-Как вы думаете, что находится в тарелках?

(ответы детей соль)

-Как проверить?

-Мы можем определить ее на вкус. Возьмите ложку и на самый кончик наберите вещество из тарелки и попробуйте. Ребята, вы убедились: в тарелках находится соль.

-Во всех тарелках одинакова соль? (ответы детей)

-Возьмите лупу и рассмотрите соль, вы видите маленькие кристаллы соли, Соль - это кристаллическое вещество.

-Вы заметили, что соль в одной тарелке совсем (очень) мелкая, а в другой видите крупные кристаллы соли.

-Скажите, какого цвета соль? (белого) картинка

-Давайте определим, имеет ли соль запах?

Поднесите тарелку и понюхаете. Соль - не имеет запаха.

-Ребята, пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку, что произойдет

-Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

2опыт:

-У вас на столах стоят стаканы с водой. Возьмите стакан и попробуйте немного воды (теплая) Что можно сказать, какая это вода? –Верно, вода пресная. А теперь возьмите ложку любой соли и добавьте в стакан, размешайте хорошенько и посмотрите что происходит (ответы детей).

-Что вы ребята заметили, что соль растворяется в воде. Какой вывод сделаем! Соль растворяется в воде.

Закрепляем свойства соли:

Мы провели опыты, что же мы можем рассказать о соли?

Это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.

-кристаллическая (крупная и мелкая)

-белая

-соленая

-сыпучая

-без запаха

А теперь, предлагаю вам посмотреть опыт, который проведу я.

У меня в стакане вода, (ребенок пробует) какая вода на вкус (ответ ребенка -пресная)

- я положу в пресную воду сырое яйцо, что произошло? (яйцо опустилось на дно, утонуло)

В этом стакане тоже вода, давайте определим, какая она? Тоже пресная?

В этом стакане соленая вода. Опускаю яйцо. Что произошло?

В стакан с соленой водой яйцо держится на поверхности.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Основная часть.

-Ребята, где в природе вы встречались с соленой водой? (в морях и океанах). В такой воде легче плавать, чем в реке, озере, где вода пресная.

 Соль бывает разной, её используют в пище, самая полезная – морская соль, в ней много микроэлементов)

-Цветную соль вы видели, где?

Дети: Соль для ванны.

Есть ее, конечно, нельзя, но принимать с такой солью ванну приятно и полезно.

Заключительная часть.

-Ребята что нового вы узнали?

-Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.