Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №24
комбинированного вида «Золотая рыбка» г.Ессентуки
Конспект НОД
по экспериментированию в подготовительной группе
«Извержение вулкана»
Составила:
воспитатель
Е.О.Умрихина
г. Ессентуки 2020год
Цель:
Познавательное развитие:
обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Речевое развитие:
расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Социально-коммуникативное развитие:
воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира
создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Проблемный вопрос: Что такое вулкан?
Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.
2. Вулкан- это обычная гора.
Оборудование:
картинки с изображением вулканов;
поддоны;
видеофильм;
сода;
лимонная кислота;
сухая красная краска;
моющая жидкость;
чайные ложки;
пипетки;
стаканчики с водой;
салфетки
наглядность: картинки с явлением природы,
предварительная работа: знакомство с явлениями природы.
Ход знятия
Здравствуйте ребята. Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Давайте порадуемся улыбчивым лицам,
Доброе утро скажем друзьям. …
- Я очень люблю наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)
Я приготовила для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … …. )
Если дети затрудняются, педагог использует загадку
Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.
ДОЖДЬ
- Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».
- Послушайте интересную легенду.
«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
- В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.
- Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …
Просмотр сопровождается пояснениями педагога.
2фрагмент: - Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.
3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.
- С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)
- Что происходит дальше? (взрыв, лава)
- Как растекается лава?)
- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …
- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.
- Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет
- Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.
Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.
- Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.
Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.
- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.
- Посмотрите, на столе стоит макет вулкана и оборудование, которое поможет нам его разбудить.
- Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
- Надо работать аккуратно:
ничего не брать в рот- символ
осторожно насыпать порошок - символ
осторожно наливать воду - символ
лавы не трогать - символ
использовать салфетку- символ
- Чтобы разбудить вулкан, надо:
положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ
накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ
добавить воды не больше 4 ложек- символ
- Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.
- итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.
Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.
- После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …
- У кого очень быстро изливалась лава? …
- Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.
- Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получится.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №24
комбинированного вида «Золотая рыбка» г.Ессентуки
Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства соли»
Составил
Воспитатель:
Е.О.Умрихина
г. Ессентуки 2020год
Образовательная область: познавательное развитие.
Основная деятельность: познавательно – исследовательская.
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи деятельности:
Познавательное развитие: Систематизировать знания детей о том, что соль-минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе (моря, солончаки, подземные залежи). О способах добычи соли.
Речевое развитие: Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения; формировать умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Активация словаря: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.
Социально –коммуникативное развитие: Развивать познавательный интерес детей,используя ИКТ для активизации мыслительных процессов: внимание, памяти, анализа синтеза.
На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться).
Художественно-эстетическое развитие: Способствовать развитию художественных способностей детей, используя нетрадиционное рисование цветной солью.
Физическое развитие: физкультурная разминка.
Методические приемы: наглядные, эксперимент, наблюдения.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения соли, дидактические игры.
Материал и оборудование: мультимедийная система, лупы, стаканчики с водой, чайные ложки, цветная соль в небольших ёмкостях, яйцо, лупы по количеству детей.
Ход НОД:
Здравствуйте ребята!
-Ребята, я знаю что, вы многое умеете и знаете!
-Конечно это здорово узнать что-то интересное, даже о предметах, явлениях с которыми мы, казалось бы, хорошо знакомы.
Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Вкус припомните вы сразу.
она, конечно, всем нужна, без неё не сваришь ужин,
Не засолишь огурцы,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде
Она живет в морской воде
(ответы детей)
- Я с вами согласна, конечно же, это соль!
-А что такое соль? (ответы детей)
Соль-это природное вещество
-Как выглядит соль?
-Чтобы рассмотреть соль и познакомится с ее свойствами, предлагаю провести исследование и опыты.
-Давайте пройдем в лабораторию.
Одевайте фартуки и подходите к столам.
1 опыт: (рассматриваем в тарелках соль через лупу)
-Как вы думаете, что находится в тарелках?
(ответы детей соль)
-Как проверить?
-Мы можем определить ее на вкус. Возьмите ложку и на самый кончик наберите вещество из тарелки и попробуйте. Ребята, вы убедились: в тарелках находится соль.
-Во всех тарелках одинакова соль? (ответы детей)
-Возьмите лупу и рассмотрите соль, вы видите маленькие кристаллы соли, Соль - это кристаллическое вещество.
-Вы заметили, что соль в одной тарелке совсем (очень) мелкая, а в другой видите крупные кристаллы соли.
-Скажите, какого цвета соль? (белого) картинка
-Давайте определим, имеет ли соль запах?
Поднесите тарелку и понюхаете. Соль - не имеет запаха.
-Ребята, пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку, что произойдет
-Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
2опыт:
-У вас на столах стоят стаканы с водой. Возьмите стакан и попробуйте немного воды (теплая) Что можно сказать, какая это вода? –Верно, вода пресная. А теперь возьмите ложку любой соли и добавьте в стакан, размешайте хорошенько и посмотрите что происходит (ответы детей).
-Что вы ребята заметили, что соль растворяется в воде. Какой вывод сделаем! Соль растворяется в воде.
Закрепляем свойства соли:
Мы провели опыты, что же мы можем рассказать о соли?
Это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.
-кристаллическая (крупная и мелкая)
-белая
-соленая
-сыпучая
-без запаха
А теперь, предлагаю вам посмотреть опыт, который проведу я.
У меня в стакане вода, (ребенок пробует) какая вода на вкус (ответ ребенка -пресная)
- я положу в пресную воду сырое яйцо, что произошло? (яйцо опустилось на дно, утонуло)
В этом стакане тоже вода, давайте определим, какая она? Тоже пресная?
В этом стакане соленая вода. Опускаю яйцо. Что произошло?
В стакан с соленой водой яйцо держится на поверхности.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Основная часть.
-Ребята, где в природе вы встречались с соленой водой? (в морях и океанах). В такой воде легче плавать, чем в реке, озере, где вода пресная.
Соль бывает разной, её используют в пище, самая полезная – морская соль, в ней много микроэлементов)
-Цветную соль вы видели, где?
Дети: Соль для ванны.
Есть ее, конечно, нельзя, но принимать с такой солью ванну приятно и полезно.
Заключительная часть.
-Ребята что нового вы узнали?
-Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.