Проект внеурочной деятельности школьников
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»
Актуальность проекта
Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наше время возникла такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки экологического сознания людей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе нравственных ценностей выделены в разделе Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Программа помогает развитию во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся их нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых решаются задачи их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Актуальность программы обусловлена необходимостью учебно-методического обеспечения процесса обновления образовательных стандартов.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» записано: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Программа создает условия для вовлечения учащихся в социальные и исследовательские проекты, гражданские акции и творческие занятия, развивают способность школьников понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении…» («Наша новая школа»).
Экологический календарь – один из способов привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия.
Цель проекта:
создание условий для становления экологической компетентности школьника как совокупности духовного и практического опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего выживание и развитие общества, подготовка учеников к дальнейшему обучению, и повышению уровня образования за счет изучения материала по коммуникационным технологиям, сформировать устойчивое понятие о возможностях образовательных ресурсов Интернета.
1.Разработанный проект создает условия для формирования экологического сознания по следующим направлениям:
· Формирование адекватных экологических представлений.
· Формирование субъектного отношения к природным объектам.
· Освоение технологий непрагматического взаимодействия с природой.
· Развитие познавательный интерес через участие в образовательных программах, конкурсах;
· Знакомство с эффективными методами, связанными с поиском информации в Интернете;
· Знакомство с многообразием служб Интернета;
· Формирование критического мышления.
Сроки проекта: 1 неделя октября – организационный этап;
2-4 недели октября – подготовка материала;
1-2 недели ноября – самостоятельная работа учащихся;
3 неделя ноября – проверка презентаций учащихся;
4 неделя ноября – презентация работ учащихся.
Участники проекта: ученики 8 – 9 классов.
Проект обладает значительным потенциалом для осуществления процесса социализации школьников, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
· современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
· в России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.
· направленность проекта – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
При подготовке учащихся приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса.
Данный проект способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию.
Успешная работа по проекту позволит:
знать:
· необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети;
· виды поисковых систем и их различия;
· многообразие возможных услуг Интернета и их использование;
· находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время
· виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;
· виды образовательных ресурсов и
уметь:
· использовать язык запросов;
· работать в различных поисковых системах;
· сохранять информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;
· использовать образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения
· использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные ресурсы.
Результаты проекта:
1. Подготовка электронных презентаций к дням экологического календаря.
2. Презентация работ учащихся.
Информация о международных датах экологического календаря
Международные десятилетия экологической тематики
·
2005 - 2014 – Десятилетие образования в интересах устойчивого
развития
·
2006 - 2016 годы - Десятилетие реабилитации и устойчивого
развития пострадавших регионов (третье десятилетие после Чернобыля)
·
2005 - 2015 годы - Международное десятилетие действий «Вода
для жизни»
·
2010–2020 годы – Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с
опустыниванием
Темы 2011 года
·
2011 год - Международный год химии - объявлен Организацией
Объединенных наций.
·
2011 год – Международный год лесов - объявлен Организацией
Объединенных наций.
·
2011 год - Год российской космонавтки – объявлен
указом президента РФ Д. А. Медведева
·
Птица 2011 года – белая трясогузка - объявлен
Союзом охраны птиц России
Экологический календарь
Январь |
11 января - Всемирный день заповедников |
Февраль |
2 февраля -
Всемирный день водно-болотных угодий |
Март |
1 марта -
Всемирный день кошек |
Апрель |
1 апреля -
Международный день птиц |
Май |
1 - 10 мая -
Весенняя декада наблюдений птиц |
Июнь |
5 июня - Всемирный
день охраны окружающей среды |
Июль |
11 июля - Международный день народонаселения |
Август |
6 августа -
Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы) |
Сентябрь |
11 сентября - День
рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF) |
Октябрь |
Первые выходные октября
- Международные дни наблюдения птиц |
Ноябрь |
6 ноября -
Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время
войны и вооруженных конфликтов |
Декабрь |
1 декабря - Всемирный
день борьбы со СПИДом |
Эффекты, достигаемые при работе по проекту «Экологический календарь»:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.