Проект внеурочной деятельности школьников «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

  • doc
  • 30.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект внеурочной деятельности школьников.doc

Проект  внеурочной деятельности школьников

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

Актуальность проекта

Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наше время возникла такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки экологического  сознания людей.

            В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России в системе нравственных ценностей выделены в разделе Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Программа помогает развитию  во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся их нравственных ценностей.   

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых решаются задачи их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Актуальность  программы обусловлена необходимостью учебно-методического обеспечения процесса обновления образовательных стандартов.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» записано: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение  выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Программа создает условия для вовлечения учащихся  в социальные и исследовательские проекты, гражданские акции  и творческие занятия, развивают  способность школьников понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении…» («Наша новая школа»).

Экологический календарь – один из способов привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия.

 

Цель проекта:

создание условий для становления экологической компетентности школьника как совокупности духовного и практического опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего выживание и развитие общества, подготовка учеников к дальнейшему обучению,  и   повышению уровня образования за счет   изучения материала по коммуникационным  технологиям, сформировать устойчивое понятие о возможностях образовательных ресурсов Интернета.

 

1.Разработанный   проект  создает условия  для формирования экологического сознания по следующим направлениям:

·        Формирование адекватных  экологических представлений.

·        Формирование субъектного отношения к природным объектам.

·        Освоение технологий непрагматического взаимодействия с природой.

 

·     Развитие  познавательный интерес через участие в  образовательных программах, конкурсах;

·     Знакомство с эффективными методами, связанными с поиском информации в Интернете;

·     Знакомство с многообразием служб Интернета;

·     Формирование критического  мышления.

 

Сроки проекта: 1 неделя октября – организационный этап;

                             2-4 недели октября – подготовка материала;

                             1-2 недели ноября – самостоятельная работа учащихся;

                             3 неделя ноября – проверка презентаций учащихся;

                             4 неделя ноября – презентация работ учащихся.

 

Участники проекта: ученики 8 – 9 классов.

 

Проект обладает значительным потенциалом  для осуществления процесса социализации школьников, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • формирование у школьников системы представлений об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.;
  • формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
  • освоение экологически безопасных способов природопользования;
  • обучение школьников осознанному использованию уникального потенциала, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
  • формирование  потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

·      современный этап развития образования  связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

·      в  России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с  ИКТ.

·      направленность проекта – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

При подготовке учащихся   приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса.

Данный проект  способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию.

Успешная работа по проекту позволит:

знать:

·   необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети;

·   виды поисковых систем и их различия;

·   многообразие возможных услуг Интернета и их  использование;

·   находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время

·   виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;

·   виды образовательных ресурсов и

уметь:

·   использовать язык запросов;

·   работать в различных поисковых системах;

·   сохранять информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;

·   использовать образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения

·   использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные ресурсы.

 

Результаты проекта:

1.      Подготовка электронных презентаций к  дням экологического календаря.

2.      Презентация работ учащихся.

 

Информация о международных датах экологического календаря

Международные  десятилетия экологической тематики

·         2005 - 2014 – Десятилетие образования в интересах устойчивого развития

·         2006 - 2016 годы - Десятилетие реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов (третье десятилетие после Чернобыля)

·         2005 - 2015 годы  - Международное десятилетие действий «Вода для жизни» 

·         2010–2020 годы – Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием

Темы  2011 года

·         2011 год  - Международный год химии - объявлен Организацией Объединенных наций.

·         2011 год – Международный год лесов - объявлен Организацией Объединенных наций.

·         2011 год - Год  российской  космонавтки – объявлен  указом  президента РФ Д. А. Медведева

·         Птица 2011 года –  белая  трясогузка  - объявлен Союзом охраны птиц России

 Экологический   календарь

Январь

11 января - Всемирный день заповедников  

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий
2 февраля -  День сурка (США)
19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих  (День кита)

Март

1 марта   - Всемирный день кошек
14 марта - Международный день  действий против  плотин
20 марта - День Земли
21 марта - Международный день леса
22 марта – Международный день Балтийского моря
22 марта - Всемирный день водных ресурсов (День воды)
23 марта - Всемирный метеорологический день

Апрель

1 апреля - Международный день птиц
7 апреля - Всемирный день охраны здоровья
15 апреля-  День экологических знаний
15 апреля – 5 июня – Дни защиты окружающей среды  от экологической опасности
18 - 22 апреля - Марш парков
22 апреля – Всемирный день Земли
24 апреля – Всемирный день защиты лабораторных животных
26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
28 апреля - День борьбы за права человека  от химической опасности (День  химической  безопасности)

Май

1 - 10 мая - Весенняя декада наблюдений птиц
3 мая - День Солнца
15 мая - Международный день климата
15 мая - 15 июня -   Единые дни действий  в защиту малых рек  и водоемов
20 мая - День Волги
22 мая - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)
24 мая - Европейский день парков
25 мая - День Нерпенка  (Иркутская область)
Май (третье воскресенье) - Всемирный день памяти жертв СПИДа
31 мая – Всемирный день без табака  

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
5 июня - День эколога
8 июня - Всемирный день океанов
15 июня - День создания юннатского движения в России
17 июня - Всемирный день по борьбе  с опустыниванием и засухой
27 июня - Всемирный день рыболовства

Июль

11 июля - Международный день народонаселения

Август

6 августа  - Всемирный день борьбы за запрещение  ядерного оружия (День Хиросимы)
16 августа - Международный день бездомных животных
18 (31) августа - Лошадиный праздник

Сентябрь

11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября - День рождения Гринпис
16 сентября - Международный день охраны  озонового слоя
22 сентября -  День без автомобилей, Европейский день пешеходов
27 сентября  -  Международный день туризма
Сентябрь (второе воскресенье) - Всемирный день журавля
Сентябрь (второе воскресенье)  – День Байкала
Сентябрь (третье воскресенье) - День работников леса
Неделя в сентябре -   Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
Сентябрь (последняя неделя) –  Всемирный день моря

Октябрь

Первые выходные октября  - Международные дни наблюдения птиц
4 октября  - Всемирный день защиты животных
5 октября  - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. – Всемирный союз охраны природы)
6 октября  - Всемирный день охраны мест обитания
16 октября - Всемирный день продовольствия
31 октября - Международный День Черного моря
Октябрь (вторая среда) - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий

Ноябрь

6 ноября - Международный день предотвращения экс­плуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
9 ноября - День антиядерных акций
12 ноября - Синичкин день
15 ноября - День вторичной переработки
17 ноября - День черного кота (Италия)
29 ноября - День создания  Всероссийского общества охраны природы (ВООП)

Декабрь

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами
5 декабря - Международный день волонтеров
10 декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря - Международный день гор

Эффекты, достигаемые при работе по проекту  «Экологический календарь»:

  • Реализация стандартов второго поколения.
  • Расширение возможностей образовательного учреждения в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, удовлетворении потребностей школьников и родителей.
  • Увеличение количества школьников, участвующих в социальных проектах.

  • Скачано с www.znanio.ru