Проект Воспитать человека
Оценка 4.6

Проект Воспитать человека

Оценка 4.6
doc
08.05.2023
Проект Воспитать человека
проект Воспитать человека.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 имени Н.Ю.КУЕКА»

а.КУНЧУКОХАБЛЬ, ТЕУЧЕЖСКОГО РАЙОНА , РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

 

III всероссийском конкурсе воспитательных и образовательных технологий

 «Воспитать человека»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«ШКОЛА   ОБЩЕНИЯ»

 

 

      Составила: Куек Мулиат Хамзетовна

зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ №5 им.Н.Ю.Куека»

а.Кунчукохабль Теучежского района Республики Адыгея

 

                                                                  2020 г.

 

Актуальность проекта.

В наше время, когда стремительно меняется политический строй, социальная среда, стандарты обучения и воспитания, конфигурация семьи, количество молодежных организаций, тема развития коммуникативных навыков стоит особенно остро. Ребенок, на которого оказывают влияние эти факторы, не может найти себя, правильно социализироваться. Для подростка характерны две сферы общения: общение с взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди  равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики. Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та единственная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества. У товарищей подросток находит необходимую ему оценку качеств, оценку своих знаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными . Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются теми отношениями, которые складываются у подростка с взрослыми. Подросток стремиться поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чем-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Обоснование проблемы

 

Отличительной чертой современного образовательного пространства является применение и использование педагогики компетенций. Школьное образование характеризуется тем, что с привычных  нам знаний, умений, навыков акцент переносится на формирование универсальных учебных действий и компетенций. Важно понимать, что «коммуникация» и «общение» – понятия различные. Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психологической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми. Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия. Коммуникация включает в себя кроме речевой деятельности ещё и тактильные способы восприятия (жесты, мимику, интонацию). В процессе коммуникативного общения человек помимо говорения и слушания может выражать своё отношение к содержанию речи и собеседнику.

Следовательно, коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах. Успешность современного человека зависит от умения подать себя, умения общаться. Несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетентности, которая нашла свое отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2020г., в национальных проектах Президента Российской Федерации, педагоги продолжают отмечать снижение уровня коммуникативных компетенций  подростков. Они не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Можно выделить несколько причин:

§  Школьники в последнее время часто прибегают к общению в сети.  Общаясь «онлайн» они порой забывают о правилах, стараются сократить и упростить свою речь. Теряют свою индивидуальность и уникальность. Так же им очень сложно выразить свои эмоции в общении.

§  Снижение интереса к чтению приводит к общей безграмотности. Чтение положительно влияет на культуру речи школьников.

§   Низкий уровень общения в семье.  Современные родители вынуждены много времени проводить на работе или же занимаясь своими делами не обращая внимания на важный аспект общения с ребенком. А где, как не в семье закладываются правила и нормы общения?!

§  В учебном процессе очень плотно закрепилась методика тестирования в качестве проверки знаний. Предлагая, выбрать школьнику уже готовый вариант мы лишаем его возможности поразмыслить, выдвинуть свою точку зрения и озвучить ее.

Процесс развития коммуникативной компетенции у подростков  будет протекать более эффективно, если в воспитательном процессе реализуются следующие педагогические условия:

§  обогащение содержания образования ситуациями социального взаимодействия;

§  использование элементов технологии уровневой дифференциации, личностно- ориентированного подхода;

§  выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность школьников;

§  использование коммуникативного тренинга;

§  систематический мониторинг уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Цель: Актуализация и обеспечение личностного роста, и развитие коммуникационной компетенции подростка, воспитание личности посредством межличностного общения.

Задачи:

1.    Диагностика и наблюдение за формированием и развитием коммуникационных компетенций учащихся

2.    Выявление наиболее эффективных способов начала общения, поиск путей и тренировка навыков поддержания контакта.

3.    Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения на примере игровых ситуаций.

4.    Развитие умения выражать свои чувства и понимать выражения чувств  других людей

5.    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

6.    Анализ результатов реализации проекта и оценка эффективности  используемых методов.

Основными принципами формирования коммуникационной компетенции являются :

Целенаправленность;

Преемственность;

Последовательность,

Обеспечение социальной успешности;

Диалогичность общения;

Учет индивидуальных особенностей.

В работе используются   активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности:

§  дискуссионные методы;

§  игровые методы;

§  элементы социально-психологического тренинга

                 Структура и содержание проекта

1.    Диагностика

Опытно-экспериментальное исследование формирования и развития коммуникативных навыков у подростков. В исследовании принимало участие   15 учащихся 7-9 классов, в возрасте 13-14  лет.                                                                                Для исследования   были выбраны следующие методики:

1) методика «тест коммуникативных умений Л. Михельсона», направлена на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений;

2)  методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), предназначена для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Проведенные исследования позволяют нам сделать следующий вывод:

1.     По тенденциям поведения в ситуациях общения подростки в основном придерживаются компетентного типа реагирования, переходящее к зависимому или агрессивному поведению.  При агрессивном типе они провоцируют собеседника на конфликт, очень раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной агрессии. А при зависимом типе подвержены риску стать объектом манипулирования, пассивны, склонны к избеганию ситуации конфликта.

2.     По результатам диагностики по методике изучения коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых отмечается высокий и низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, очень низкий.  Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми

3.     Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний показатель, что составляет 50% из числа опрошенных.

50% обучающихся класса  показали  высокий уровень эмпатии ( чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, быстрое установление контактов с людьми) , а остальные имеют низкий уровень эмпатийности, т. е. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми.

Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных навыков большинства подростков. Это позволяет сделать предположение, нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственность.

2.     Методы формирования коммуникативной культуры - это своеобразный инструмент в руках педагога. Они выполняют функции организации духовно - нравственного развития и совершенствования личности, управления этим процессом. При помощи методов формирования коммуникативной компетенции осуществляется целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их духовный и жизненный опыт. Особенностью методов формирования коммуникативной культуры является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, диспут. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. Рассмотрим данные методы более подробно.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Рассказ должен быть  логичным, последовательным, продолжительностью не более 30 минут. Он должен сочетаться  с другими методами, как  обсуждение затронутой темы, пересказ, составление собственного рассказа на заданную тему.

Беседа. Основное в беседе – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящая  подростков к модели естественной коммуникации. Основная цель беседы – привлечь учащихся  к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать адекватное отношение к окружающей действительности. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие  нравственное или эстетическое содержание общественной жизни.

Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Одним из самых важных и продуктивных методов развития коммуникативных навыков является коммуникативная игра.

Под коммуникативной игрой понимается модель естественного общения, организуемого преподавателем для имитации процесса реальной коммуникации.

Выделяют следующие цели коммуникативных игр:

§  развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

§  развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

§  развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Игра - это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей учащегося она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму, сложный и многоструктурный процесс. Подросток преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента. Однако если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута, благодаря гибкости общения и коммуникации.

В нашем мире, где происходит обмен информации; и огромный информационный поток, который с каждым днем меняется, требует быстроты и гибкости восприятия и реакции на постоянно меняющуюся ситуацию. Где общественные отношения настолько сложны и многообразны, необходимо быстро приспосабливаться и уметь адекватно реагировать на сложившуюся систему обмена и передачи информации.

Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет учащемуся, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам, и потребностям современного общества.

Различают следующие типы коммуникативных игр:

1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования.  Данный приём предполагает распределение определённых предметов или явлений в порядке значимости / важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и обучающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.

2. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у обучающихся.   Этот приём предполагает неравномерное распределение определённой информации между партнёрами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить / уточнить неизвестные им факты / события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним.

3. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов. В этом случае каждый обучающийся получает одну часть информации и должен найти у партнёра по общению недостающую.

4. Игры на поиск пары и координацию действий.   Каждый обучающийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.

5. Интервью.

6. Ролевые игры.

Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.

Одним из широко применяемых методов в воспитательной деятельности стал метод проектов, так как  он позволяет интегрировать знания и умения учащихся из различных областей для решения  заданной практической задачи, стимулируя при этом развитие творческой способности личности.

При организации проектной деятельности  ребятам предлагаются правила  успешной работы над проектом.

1.     В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2.     Команды не соревнуются.

3.     Все члены команды должны получать удовольствия  от общения друг с другом, от уверенности в себе.

4.     Все должны проявлять активность и вносить посильный вклад в общее дело.

5.     Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Сейчас ребята работают над проектами «Глобализация глазами школьников» и «Современный молодежный язык».

3.     Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и развитие коммуникативной компетенции обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию коммуникативных умений обучающихся.

Эта  работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для развития коммуникативной компетенции;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса.

Для коррекции выявленной несформированности коммуникативных навыков был разработан и применяется проект «Школа общения»,  направленный  на формирование и развитие коммуникативных навыков у подростков.

4.    Ожидаемые результаты.

1.Изменения в модели поведения школьника:

-       проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

-       соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

-       активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

-       создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

-       использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

-       краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

-       объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

-       способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

-       сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

 

5.    Тематический план занятий в «Школе общения».

Для коррекции выявленной несформированности  коммуникативных навыков был разработан и применяется проект «Школа общения» , направленный  на формирование и развитие коммуникативных навыков у подростков. ).

Тема занятия

Задачи, решаемые на занятии

Упражнения

1

«Наша команда»

Формирование четкого  представления таких понятий как  общение и коммуникация, понимание  ценности личности . Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу;                                   Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем

1. «Приветствие без слов»

2. «Разборка имени»

3. «Ветер дует»

4. Рефлексия

2

«Воображение и выразительность»

- Развитие экспрессивности и навыков командной работы;                                  - Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций;                                                     

1. «Промежуточное звено»

2. «Живой стул»

3. «Покажи движениями»

4. Рефлексия

3

«Вместе мы – сила»

- Знакомство  участников с ключевым принципом командной работы;                          - Развитие умения координировать совместные действия;                                          - Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

1. «Бегущие движения»

2. «Передай апельсин»

3. Рефлексия

4

«Наши достоинства»

- Укрепление самооценки;                                 - Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе;                                 - Поддержание в группе позитивного настроя, более глубокое знакомство участников друг с другом.

1. «Мои достоинства»

2. «Маленькие успехи»

3. «Рекомендация»

4. Рефлексия

5

«Самоконтроль»

- Тренировка умения произвольно регулировать свое состояние в различных ситуациях;                                                         - Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях;                             - Развитие умения отслеживать свое внутреннее психологическое состояние.

1. «Противоположные движения»

2. «Сядьте так, как…»

3. «Психологическое время»

4. Рефлексия

6

«Неопределенность»

- Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности, в неожиданных ситуациях, где отсутствуют заранее известные алгоритмы действий, гарантированно ведущие к успеху.                                      

1. «Междугородняя почта»

2. «Рисунок по точкам»

3. «Походка»

4. Рефлексия

7

«Преодоление стрессов»

- Развитие навыков самоконтроля, восприятия жизненных ситуаций как руководства к действию, а не как повод к переживаниям;                             - Развитие умения контролировать выражение своих эмоций;                                                 - Развитие ассоциативного мышления и творческого потенциала.

1. «Спящие львы»

2. «Два дела»

3. «Каракули»

4. Рефлексия

8

«Быстро и ловко»

- Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу;                                      - Сплочение тренинговой группы;                                                                  - Развитие умения быстро и скоординированно действовать совместно.                                 

1. «Ласковое имя»

2. «Карандаш»

3. «Воздушный шарик»

4. Рефлексия

9

«Творческое мышление»

- Подкрепление и развитие основных качеств, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность)

                                               1. «Что, откуда, как?»

2. «Логические задачки»

3. «Невероятная ситуация»

4. Рефлексия                                     

10

«Творчество в быту»

- Применение творческого креативного мышления в жизненных ситуациях

                                                  1. «Способы действия»

2. «Значимые события»

3. «Хочу-могу-надо»

4. Рефлексия

11

«Необычное в обычном»

- Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству

 1. «Странные отгадки»

2. «Ошибки»

3. «Кроссенс»

4. Рефлексия

12

«Учимся общаться»

- Развитие компетентности в общении;                                                                    - Тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

                                                   1. «Многоножка»

2. «Найди меня»

3. Вопрос-ответ

4. Рефлексия

13

«Уверенность в отношениях»

- Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.                                           - Развитие гибкости поведения.

                                                  1. «Три способа поведения»

2. «Оптимальные варианты»

3. Агрессивный и застенчивый»                              4. Рефлексия

14

«Мои чувства»

- Развитие умения распознавать свои чувства                            - Развитие умения выражать чувства                                                - Развитие саморегуляции

                                          1. «Пара?»

2. «Эмоция»

3. «Сказочник»

4. Рефлексия

15

«Конкуренция или сотрудничество?»

- Определение понятия «конфликт», «сотрудничество»                                      - Развитие умения отстаивать свои интересы мирным путем                                          - Развитие умения проявлять инициативу

1. «Причина»

2. «Атомы-молекулы»

3. Рефлексия

16

«Креативное решение проблем»

- Развитие умения пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, постановкой и достижением целей

                                           1. «Карта препятствий»

2. «Шаг к цели»

3. «Злой гений»

4. Рефлексия

17

«Решение конфликтов»

- Развитие умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия в интересах между участниками.

1. «Наблюдательный»

2. «Раздвоение»

3. Рефлексия

18

«Общение без слов»

- Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные  сигналы  других  участников  общения

                                                   1. «Стеклянные двери»

2. «Разговариваем в рисунке»

3. «Незаконченные предложения»

4. Рефлексия

19

«Мои друзья»

- Развитие умения создавать и поддерживать психологическую безопасность во взаимоотношениях;                                       - Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями

                                                              1. «Журавленок и молнии»

2. «Качества друга»

3. «Веревка»

4. Рефлексия

20

«Портрет нашей группы»

- Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга

                                                   1. «Дай руку мне»

2. «Двойник»

3. «Шляпы»

4. Рефлексия. Анкета обратной связи.

 

 

6.    Промежуточные результаты реализации проекта

С целью эффективного  анализа результативности программы, отслеживаю динамику по следующим показателям:

1.       Умение оказать и принимать знаки внимания.

2.       Реагирование на справедливую критику.

3.     Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

4.     Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

5.     Умение принять сочувствие, поддержку.

6.     Умение вступить в контакт.

7.     Реагирование на попытку другого вступить в контакт.

8.     Умение просить и принимать помощь.

 

При проведении исследования были получены следующие результаты:

7.    Перспективы дальнейшего развития

       Исходя из полученных результатов,  можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся в рамках психолого-педагогического сопровождения.  Проект   будет  полезен  педагогам образовательных учреждений и может являться средством в рамках реализации ФГОС второго поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

1.     Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений, по следующим направлениям:

1.  Умение оказать и принимать знаки вниманию.

2.      Реагирование на справедливую критику.

3.      Реагирование на несправедливую критику.

4.      Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы.

5.      Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6.      Умение ответить отказом на чужую просьбу.

7.      Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

     8.      Умение принять сочувствие, поддержку.

9.      Умение вступить в контакт.

10.    Реагирование на попытку другого вступить в контакт.

11.    Умение просить и принимать помощь.

12.    Реагирование на собственный неуспех и успех другого.

 

1.   Кто-либо говорит Вам: «Мне кажется, что Вы замечательный человек». Вы обычно в подобных ситуациях:                                                                                                                                                                          а) Говорите: «Нет, что Вы! Я таким не являюсь».                                                                                                            б) Говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся».                                                                в) Говорите: «Спасибо».                                                                                                                                                           г) Ничего не говорите и при этом краснеете.                                                                                                                          д) Говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2.                              Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»                                                                                                                                                                              б) Говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше».                                                                                       в) Ничего не говорите.                                                                                                                                                           г) Говорите: «Я могу сделать гораздо лучше».                                                                                                                   д) Говорите: «Это действительно замечательно!»

3.                              Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Вы – болван!»

      б) Говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки».

      в) Говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим.

      г) Говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете».

      д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4.                              Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно Вы в ответ:

а) Говорите: «Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»

б) Говорите: «Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа».

в) Говорите: «Если кто-либо растяпа, то это Вы».

     г) Говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то».

  д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5.                              Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:

а) Говорите: «Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать».

б) Говорите: «Я все думал, когда же Вы придете».

в) Говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас».

г) Ничего не говорите этому человеку.

д) Говорите: «Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!»

6.                              Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:

а) Никого ни о чем не просите.

б) Говорите: «Вы должны сделать это для меня».

в) Говорите: «Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела.

г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.

д) Говорите: «Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня».

7.                              Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»

б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.

в) Говорите: «У Вас какая-то неприятность?»

г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

д) Смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

8.                              Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

б) Говорите: «Это не Ваше дело!»

в) Говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие».

г) Говорите: «Пустяки».

д) Говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».

9.                              Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Вы с ума сошли!»

б) Говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой».

в) Говорите: «Я не думаю, что это моя вина».

г) Говорите: «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите».

д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10.                          Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать».

б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.

в) Говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать».

г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано».

д) Говорите: «Если Вы этого хотите…», после чего выполняете просьбу.

11.                          Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей».

б) Говорите: «Нет, это не было столь здорово».

в) Говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех».

г) Говорите: «Спасибо».

д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12.                          Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне».

б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: «Да, спасибо».

в) Говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) Говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

13.                          Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: «Извините, но Вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях Вы обычно:

а) Немедленно прекращаете беседу.

б) Говорите: «Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда».

в) Говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом.

г) Говорите: «Извините» и прекращаете беседу.

д) Говорите: «Все в порядке» и продолжаете громко разговаривать.

14.                          Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:

а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно».

б) Говорите: «Становитесь в хвост очереди!»

в) Ничего не говорите этому типу.

г) Говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»

д) Говорите: «Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».

 

15.                          Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

а) Выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу Вас!»

б) Говорите: «Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете».

в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

г) Говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь».

д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16.                          Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

б) Воздерживаетесь от всяких просьб.

в) Отбираете эту вещь.

г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.

д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17.                          Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом».

б) Говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им».

в) Говорите: «Нет, приобретайте свой!»

г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

д) Говорите: «Вы с ума сошли!»

18.                          Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:

а) Не говорите ничего.

б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

19.                          Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что Вы делаете?» Обычно Вы:

а) Говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного».

б) Говорите: «Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?»

в) Продолжаете молча работать.

г) Говорите: «Это совсем Вас не касается».

д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20.                          Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:

а) Рассмеявшись, говорите: «Почему Вы не смотрите под ноги?»

б) Говорите: «У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?»

в) Спрашиваете: «Что случилось?»

г) Говорите: «Это все колдобины в тротуаре».

д) Никак не реагируете на это событие.

21.                          Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С Вами все в порядке?» Обычно Вы:

а) Говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»

б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.

в) Говорите: «Почему Вы не занимаетесь своим делом?»

г) Говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне».

д) Говорите: «Пустяки, у меня все будет о’кей».

 

 

22.                          Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:

а) Не говорите ничего.

б) Говорите: «Это их ошибка!«

в) Говорите: »Эту ошибку допустил Я».

г) Говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек».

д) Говорите: «Это их горькая доля».

23.                          Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:

а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24.                          Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал».

б) Говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»

в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

д) Говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

25.                          Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:

а) Говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите».

б) Говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще».

в) Говорите: «Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите».

г) Говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое».

д) Говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

26.                          Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:

а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

д) Ничего не говорите этому человеку.

27.                          Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом «Привет!» В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Что Вам угодно?»

б) Не говорите ничего

в) Говорите: «Оставьте меня в покое».

г) Произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.

д) Киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть, построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике.  Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

o             ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

o             ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

o             ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)

o             ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

o             ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

1.                              Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника – вопросы 1, 2, 11, 12.

2.                              Реагирование на справедливую критику – вопросы 4, 13.

3.                              Реагирование на несправедливую критику – вопросы 3, 9.

4.                              Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника – вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

5.                              Умение обратиться к сверстнику с просьбой – вопросы 6, 16.

6.                              Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» – вопросы 10, 17, 25.

7.                              Умение самому оказать сочувствие, поддержку – вопросы 7, 20.

8.                              Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников – вопросы 8, 21.

9.                              Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность – вопросы 18, 26.

10.                          Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт – вопросы 19, 27.

Ключи

 

зависимые

компетентные

агрессивные

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27

АГ
АВ
ВД
БД
Г
АГ
БГ
АГ
Д
БД
БД
БГ
АГ
АВ
ВД
БД
Г
АГ
АВ
ГД
Б
А
АВ
Г
В

ВД
БД

БВ
Д
Б
Г
АБ
ВД
АВ
В
БВ
Г
Г
А
В
Д
Б
Г
АБ
В
Д
БВ
ГД
ВГ
Д
АБ
АД

АБ
АГ

Д
БГ
АГ
АВ
ВД
Б
Д
БД
АГ
АВ
АВ
ВД
БД
БГ
АГ
АВ
ДВ
БД
БГ
А
АВ
БД
БГ
ВД
БГ

Г
В

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Актуальность проекта. В наше время, когда стремительно меняется политический строй, социальная среда, стандарты обучения и воспитания, конфигурация семьи, количество молодежных организаций, тема развития коммуникативных навыков…

Актуальность проекта. В наше время, когда стремительно меняется политический строй, социальная среда, стандарты обучения и воспитания, конфигурация семьи, количество молодежных организаций, тема развития коммуникативных навыков…

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психологической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психологической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми

П роцесс развития коммуникативной компетенции у подростков будет протекать более эффективно, если в воспитательном процессе реализуются следующие педагогические условия: § обогащение содержания образования ситуациями социального…

П роцесс развития коммуникативной компетенции у подростков будет протекать более эффективно, если в воспитательном процессе реализуются следующие педагогические условия: § обогащение содержания образования ситуациями социального…

Опытно-экспериментальное исследование формирования и развития коммуникативных навыков у подростков

Опытно-экспериментальное исследование формирования и развития коммуникативных навыков у подростков

Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний показатель, что составляет 50% из числа опрошенных

Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний показатель, что составляет 50% из числа опрошенных

Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания

Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания

Игра - это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем

Игра - это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем

Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов

Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов

Эта работа включает: — выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение групповых…

Эта работа включает: — выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение групповых…

Тематический план занятий в «Школе общения»

Тематический план занятий в «Школе общения»

Поддержание в группе позитивного настроя, более глубокое знакомство участников друг с другом

Поддержание в группе позитивного настроя, более глубокое знакомство участников друг с другом

Развитие умения быстро и скоординированно действовать совместно

Развитие умения быстро и скоординированно действовать совместно

Конкуренция или сотрудничество?» -

Конкуренция или сотрудничество?» -

Промежуточные результаты реализации проекта

Промежуточные результаты реализации проекта

ФГОС второго поколения.

ФГОС второго поколения.

Говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень

Говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень

Говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»

Говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»

Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования

Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования

Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать

Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать

Обработка и анализ результатов:

Обработка и анализ результатов:

Ключи зависимые компетентные агрессивные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21…

Ключи зависимые компетентные агрессивные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023