ПРОЕКТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 «ОДУВАНЧИК»
ТЕМА: «Мы все сделаем как надо мама, папа будут рады»
Составила:
Капорская Е.Л.
2015-2016 год
Вид проекта: оздоровительный, познавательно-игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы «Одуванчик», воспитатели, родители.
Длительность: ноябрь 2015г. - май 2016г.
Актуальность. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание
культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности
социализации детей, но и для их здоровья.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них
любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада,
- писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С
раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной
тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды,
вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является
приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому
образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры
гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических
навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления,
последовательность своей работы, четко представить результат процесса
воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому
я считаю рассматриваемую тему актуальной.
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культурно – гигиенических навыков.
Задачи:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Формировать правила поведения за столом.
4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н.
План действий.
Подготовительный этап
Основной этап
· Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К. Г. Н.
Заключительный этап:
План взаимодействия с родителями:
Консультации:
• "Как ухаживать за молочными зубами"
• "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
• "Как привить детям культурно гигиенические навыки"
• "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
Родительское собрание:
" Чему научились дети за год. Научились ли дети сами себя обслуживать."
Ожидаемые результаты:
• Дети должны самостоятельно мыть руки по мере
загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
• С помощью взрослого приводят себя в порядок.
• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой,
полотенцем, расческой, горшком).
• Во время еды дети должны правильно держать ложку.
• При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы
спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать
снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
План работы по формированию К. Г. Н.
Ноябрь
Ситуативная беседа "Как вести себя за столом"
Цель: Формирование столового этикета.
Д/И. "Подбери предметы личной гигиены"
Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
Д/У. "Моем чисто руки и лицо"
Цель: Закрепить последовательность умывания.
Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"
Декабрь
С/р. игра " В гости кукла к нам пришла"
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре.
И/ситуация "Купание куклы"
Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Разучивание потешки " Водичка - водичка"
Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол"
Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность).
Чтение стихов о культуре гигиенических навыков. Ежедневно
Рассматривание картины " Мама купает Катю"
Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.
Январь
Экскурсия в среднюю группу.
Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.
Чтение потешки "Водичка -водичка".
Развлечение " Приключение мыльного пузыря".
Цель: Доставить радость детям.
Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом" - ОБЖ Ежедневно
И/У. " Накормим куклу Катю".
Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
Рассматривание сюжетной картины " За обедом".
Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен".
Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Создание рисунков по теме проекта. Еженедельно.
Февраль
Беседа с детьми " Как вести себя за столом".
Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово".
Чтение сказки " Три медведя".
Цель :Закрепить название посуды и правила поведения за столом.
И/У. " Делаем причёску"
Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр"
Март
Разукрашивание капельки.
Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки не вылезая за контур.
Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.
Цель: Создание комфортных условий при формировании К. Г. Н.
Д/У. " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол".
Цель : Закрепить последовательность действий.
Д/И. " Назови действие"
Цель: Определять действия по показу.
Апрель
Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.
Чтение стихотворения «Федорино горе»
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, словарного запаса о предметах гигиены.
Май
Алгоритм выполнения КГН.
Цель: упражнять и закреплять знания детей о КГН, о предметах их назначении и пользования.
С/р игра «У куклы Маши насморк»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Интеграция образовательных областей.
1 Познание. Беседа " Кто опрятен тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Наблюдение за умыванием детей средней группы.
2 Коммуникация. Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры - ситуации, дидактические упражнения.
3 Чтение художественной литературы. К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков.
4 Социализация. Дидактическое упражнения " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо", Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Дидактические игры " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка"
5 Труд. Самообслуживание, умывание и др.
6 Безопасность. Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
7 Музыка. Прослушивание песенок о культурно - гигиенических навыков
8 Художественное творчество .Создание рисунков по теме проекта
9 Физическая культура .Сюжетные комплексы о. р. у.
10 Здоровье. Дидактические игры, беседы по формированию культурно -гигиенических навыков.
Список литературы:
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
2. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.
4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.
9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998.
10. Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.
11. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
13. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
14. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990.
15. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005
Приложение 1
Как ухаживать за молочными зубами у детей.
Чтобы походы к стоматологу были только профилактическими, а молочные зубки радовали здоровьем и безболезненностью, за ними нужно правильно и своевременно ухаживать.
После годика ребенка следует познакомить с гигиенической процедурой чистки зубов. Купите ему детскую зубную щетку (которую следует исправно менять каждые три месяца) и пасту, предназначенные для этого возраста. Покажите, как пользоваться зубной нитью. И начинайте учить чистить зубки правильно. Будьте терпеливы и всегда доводите процедуру до завершения сами – чистить зубки, как следует, полностью ребенок научится приблизительно только к восьми годам.
До двух лет достаточно чистить детские зубки только вечером, но после непременно нужно перейти на обязательный 2-разовый режим: после завтрака и после ужина.
Держите сладкое под замком, а точнее – сахар. Самые большие враги здоровых зубов – леденцы. В меньшей мере, но все же опасны – шоколад, мармелад, пастила. Постарайтесь исключить их из рациона ребенка. А если от случая к случаю вы побаловали свое чадо – сразу же после трапезы почистьте зубки. Но все же лучше, чтобы роль сладкого в детском рационе выполняли сухофрукты: и вкусно, и полезно, и безопасно.
Однако не думайте, что сахар разрушает зубки только у старших деток. Для грудничков он представляет еще большую угрозу, потому как скрывается в таких, казалось бы, безобидных напитках, как сок, чай и даже молоко! От них страдают детки, привыкшие потягивать из бутылочки что-то подобное в ночное время. Все это способствует сильному повреждению зубной эмали и провоцирует развитие «зубного кариеса». Поэтому не давайте ребенку ночью ничего, кроме чистой воды.
Витамины для здоровых зубов
Чтобы зубки были крепкими и здоровыми, ребенок должен полноценно питаться. Обратите внимание на то, что для здоровья зубов особенно важны кальций, фтор, фосфор, витамины А, D, С, группы В. Молочные и морепродукты, свежие овощи и фрукты, зелень, а также ежедневные прогулки для роста здоровых зубов просто необходимы.
Приложение 2
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ПРАВИЛЬНО ОДЕТЬ РЕБЕНКА НА ПРОГУЛКУ.
Каждый раз перед прогулкой
мы задумываемся, как правильно одеть ребенка, чтобы всем угодить и всякий раз
совершаем одни и те же ошибки. На стыке весны и лета погода весьма переменчива.
На солнышке зачастую очень жарко, а в теньке прохладный ветерок заставляет
поеживаться. Главная задача хорошей мамы предусмотреть все возможные варианты
перепадов температур на улице, а также игры и занятия, которые ребенок может
выбрать на детской площадке.
В любом случае одевать маленького ребенка теплее, чем одеты вы сами, не стоит.
У всех детей без исключения температура тела несколько выше, чем у взрослых.
Малыши зачастую активно двигаются, а значит и теплообмен у них происходит
интенсивнее. Обеспечить ребенку комфорт, когда он меняет свои занятия каждые
пять минут - поистине сложная задача.
Однако если взглянуть на ассортимент одежды детского магазина, то даже бывалая
практичная мама найдет для своей крохи что-нибудь подходящее. Желательно
выбирать одежду для малыша только из натуральных тканей, которые отлично
сохраняют тепло и позволяют испарять лишнюю влагу. Идеальным выбором станут
дышащие вещи из хлопка. Именно хлопковые ткани превосходно пропускают воздух и
не допустят перегревания тела.
Кроме того, не рекомендуется покупать вещи на несколько размеров больше. К
примеру, брючки, которые явно велики, будут все время спускаться с талии, а
широкие штанины будут мешать правильно шагать. А стильные зауженные джинсы для
девочек сильно стесняют движения, не позволяя свободно бегать и прыгать.
А эти ужасные крики на детской площадке «слезь, иначе испачкаешься»? Зачем же
надевать на малыша белоснежные или дорогостоящие вещи, если он собрался на
горке покататься или в песочнице с лопаткой посидеть? Не проще ли надеть
практичные темные джинсы, чтобы не одергивать драгоценное чадо каждые пять
минут? А уж если хочется вдоволь насладиться тихой завистью малознакомых
соседок, то не следует портить ребенку прогулку своими замечаниями.
Чтобы ребенок получал удовольствие от общения со сверстниками, необходимо
учитывать его возраст и темперамент. Для малышей, сидящих в коляске, двуслойность
будет наиболее приемлемым вариантом. К примеру, можно надеть тонкую маечку, а
поверх нее хлопчатобумажную рубашку. При необходимости верхний слой всегда
можно снять. Штанишки из хлопка или юбочка с тонкими колготами будет
оптимальным решением для низа. Если малыш постоянно находится под козырьком
коляски и на него не попадают солнечные лучи, то панамка не обязательна.
Если малыш любит резвиться и бегать со сверстниками, то желательно захватить с
собой дополнительную футболку, ведь он непременно вспотеет. Отлично подойдут
как девочкам, так и мальчикам шортики до коленок в сочетании с кофточкой с
коротким рукавом. Головной убор в солнечные дни - это обязательный аксессуар
для активных ребятишек. Благо, что выбор летних панамок, шляпок, косыночек,
забавных кепочек достаточно большой. Для вечерней прогулки не лишним будет
захватить толстовку или вязаный из хлопковых ниток свитерок.
В дождливую или пасмурную погоду, когда порывы ветра бывают достаточно
холодными, необходимо позаботиться о тонкой не продуваемой курточке или легкой
удобной ветровке. Практичные кроссовки или закрытые туфли придутся как нельзя
кстати. Штаны желательно надеть непромокаемые, ведь наверняка вашему малышу
захочется прокатиться с мокрой горки и присесть на скамеечку. В сырую погоду
можно выбрать тонкую водолазку или футболку с длинным рукавом, которая будет
плотно прилегать к телу малыша.
А когда на улице температура воздуха поднимется выше 23 градусов, то самая
подходящая одежда для всех детей - это сарафаны и юбки, короткие платья и шорты,
майки и футболки, топики и боди. Даже на младенцев не следует надевать шапочки
и носочки. Если боитесь, что подует ветерок, то можно носочки положить в сумку.
Из обуви в жаркую погоду отдаем предпочтение только открытым сандалиям.
Для всех детей лето - это самая комфортная пора, когда минимум одежды не
стесняет движений, а самое главное, сборы на прогулку занимают лишь несколько
минут. Выбирать одежду для улицы следует строго в соответствии с погодными
условиями. Находясь на свежем воздухе, ребенок должен чувствовать себя
комфортно, а его кожа должна дышать даже, если она находится под одеждой.
Поэтому покупая очередную обновку в магазине или
детском отделе, тщательно пощупайте ткань, а также не поленитесь прочитать
этикетку. Если производитель одежды не внушает вам доверия, то лучше от такой
покупки отказаться. Согласитесь, лучше одна качественная вещь, чем две скверные
подделки. Проверенные детские компании практически никогда не используют
синтетику при производстве детской одежды.
Одевая маленького карапузика или дошколенка, попытайтесь встать на его место и
представить себе, как вы будете резво бегать по траве, по сто раз кататься с
горки, лазать по спортивным стенкам, висеть на перекладине, крутить педали на
велосипеде и многое другое. Тогда сразу станет понятно, во что нарядить свою
кроху.
Приложение 3
КАК ПРИВИТЬ ДЕТЯМ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Что же нужно знать нам, взрослым, о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро .Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот.
Многие дети к пяти годам уже умеют сами умываться и чистить зубы. Для выработки и закрепления этих навыков малышу необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо их ополаскивать, смывать мыло, вытираться только личным полотенцем. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце и стоять зубная щетка. Но не стоит торопить ребенка, если вначале он на умывание и чистку зубов будет тратить много времени.
Самое главное для приобретения гигиенических навыков – это пример родителей. Если взрослые делают физические упражнения, а затем принимают душ, то ребенок будет делать так же. Дети должны привыкнуть к тому, что по вечерам ежедневно нужно умываться и чистить зубы. Ребенок должен уметь самостоятельно пользоваться носовым платком, который хранится у него в определенном месте. Но взрослые должны помнить, что нельзя ругать ребенка за утерянный носовой платок.
Действенным средством воспитания можно назвать правильно организованный режим занятия, игры, разнообразная самостоятельная деятельность, если педагог активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Даже у младших дошкольников в различных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки бережного обращения к игрушкам и вещам, находящимся не только дома, но и в общем пользовании в детском саду. Развивающее и воспитательное воздействие педагогов и родителей на малышей должны быть общим, постоянными и последовательными. Важен наглядный пример и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Ежесекундное общение с детьми должно строиться только на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие чувства – взаимоуважение и взаимопонимание, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве все навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу в течение всей его жизни.
Культурно-гигиенические навыки – значимая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви - это не только требования гигиены, но и нормы человеческих отношений. Дошкольники должны знать, что в соблюдении этих правил выявляется и уважение к окружающим, что каждому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряха, который не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Об этом должны помнить всегда и родители, и педагоги.
И культуру еды часто мы относим к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Культура потребления пищи и культура поведения за столом имеет еще и этическую сторону, потому что поведение за столом основано на уважении к сидящим рядом, и даже к тем, кто приготовил пищу.
С самого раннего возраста дети должны усваивать некоторые правила: есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; нельзя класть локти на стол во время еды; нужно бережно относиться не только к хлебу, но и ко всем продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – трудное дело, требующее каждодневной кропотливой работы, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом, опрятно.
В формировании и воспитании культурно гигиенических навыков основное значение имеет пример взрослых, поэтому родитель и педагог- это важнейший действенный пример для подражания. Их внешний облик, их поступки и суждения, их тон разговора и их справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям должны быть положительным примером для подражания.
Приложение 4
Как приучать детей к опрятности и аккуратности.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться.
Среди подростков одной из московских школ провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-б-х классов ответили отрицательно. При этом ребята выразили недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел. Среди учащихся старших классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, что с возрастом угасает желание детей помогать старшим, брать на себя обязанности, если сами взрослые не способствуют этому. Порой упрёки, адресуемые детям в том, что они ленивы и неаккуратны, - запоздалы и несправедливы. Эти качества в них мы порождаем сами.
ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!
Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребёнку, что одежда должна быть чистой, а игрушки нужно убирать на место. Ведь дети стремятся во всём подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям, - будьте сами аккуратны и опрятны.
Как только у ребёнка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно, начинайте приучать его к порядку. Как правило, это происходит в конце первого - начале второго года жизни. Стремление к самостоятельности становится особенно выраженным, когда ребёнок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо заявляет о своём праве на самостоятельность хорошо известной всем родителям фразой «Я сам!».
Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребёнка. Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков. Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам.
К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЁХЛЕТКИ.
Понимание цели того или иного действия складывается к концу раннего возраста. Третий год - это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых, поливают цветы, убирают на место игрушки. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребёнок начинает понимать слово «труд» - помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: «Я трудюсь».
К трём годам ребёнок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, развязывать и завязывать шнурки, расстёгивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расчёской, зубной щёткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может и не заметить испачканных штанишек.
Терапевтическая сказка о микробах.
Замечательным воспитательным средством, "приучает" нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика ...
Гигиена - целая наука. Наука эта практическая. И наша задача - дать детям как можно раньше азы гигиенического воспитания, элементарные навыки по уходу за своим телом. Грязные ногти, нечесаные волосы - первые признаки нечистоплотности. А с неряхами, конечно, не очень-то любят общаться. Нужно также объяснить ребенку, что грязная кожа и одежда могут причинить вред его здоровью.
Если ребенка трудно затянуть в ванну, он с криками моет голову или отказывается мыть руки, попробуйте провести разъяснительную, а заодно и просветительскую работу. Расскажите вашему малышу, что такое «грязь» и почему кожу необходимо удерживать в чистоте. Это может звучать примерно так: «Кожа защищает нас от многих болезней, если ее содержать в чистоте. Когда ты бегаешь, играешь, прыгаешь, тебе становится жарко. И на твоей коже появляются капельки пота. Если его не смывать, то пот соединяется с тонким слоем жира на твоей коже (или кожным салом). Поверхность твоего тела становится хорошим убежищем для ... бактерий и микробов, их там просто множество! Некоторые из них - настоящие «злодеи» и наносят вред твоему организму. Они обожают грязь! Как их можно победить? А помнишь сказку Мойдодыр? »Можете использовать энциклопедии о теле человека или вместе с ребенком рисовать микробов.
Чистота рук! Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой, повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз - вкусный обед ». Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте воззвание в картинках, в виде ребуса ». Прибегайте к внешним средств воздействия на ребенка, а не прямых указаний типа: А ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно!
Носовой платок. Приучайте
малыша пользоваться носовым платком. Никто не спорит, что рукавом гораздо
удобнее. Но гигиенично и культурнее - все-таки платком. Носовой платок должна
всегда лежать в кармане у ребенка, особенно, если он ведет «светский образ
жизни», то есть ходит в детский
сад или
школу сад или в школу. Что нужно рассказать детям о носовом платке? Во-первых,
это средство личной гигиены, так же, как и зубная щетка, расческа. Делиться им
с другом не стоит. Носовой платок нужно менять ежедневно, а не таскать ее по
полгода в кармане.
При чихании или кашле нужно обязательно прикрывать рот платком, чтобы не
заразить своими микробами окружающих. Носовые платки из ткани можно заменить
бумажными, особенно во время болезни. Глаза, рот, царапины нужно вытирать
только свежим, неиспользованным платком! Через платок можно подцепить не только
вирусную инфекцию, но еще и герпес, стоматит, конъюнктивит.
Как часто мыться и умываться? Водные процедуры утром и
вечером полезны и для чистоты тела, и для укрепления иммунитета.
Мыть ноги необходимо каждый вечер - это закон! Интимная гигиена и для
мальчиков, и для девочек - также ежедневный закон!
Ванну можно принимать раз в неделю.
Существует старое доброе чукотская пословица (пусть
простят нам братья чукчи!): «Моются только ленивые. Потому что им чесаться
лень! "
У многих детей, пожалуй, чукотские корни - их не затянешь в ванну. Хотя они
действуют так не из-за лени, им просто некогда, а вечером они уже падают с ног.
Здесь хотя бы до кровати доползти, не только к воде с мылом ... Поэтому
соблюдайте режим! Скучно, но так полезно.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРАВИЛА
Все культурные навыки ребёнок осваивает только в совместной деятельности с взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задаёт образцы правильных действий, помогает выполнить их, даёт им оценку.
• Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы ваше объяснение было понятно и интересно малышу.
Учите его следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
• Приучайте ухаживать за своими вещами: вешать одежду на вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
• Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребёнок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.
• Воспитывайте у своего чада эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребёнка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричёсанных волос, побуждайте обращаться к взрослому за помощью с тем, чтобы устранить неприятные моменты.
• Знакомьте с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит бельё, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство с взрослыми. Прививайте ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
• Учите сочувствовать близким, заботиться о них. Предложите малышу помочь бабушке убрать со стола посуду, вытереть стол, полить цветы, убрать на место одежду.
• Помните, что удовольствие делать что-то вместе с вами - самая высокая награда для малыша.
• Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
• Ругать ребёнка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте его, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: «Я тебя не люблю» или «Ты плохой мальчик». Лучше сказать так: «Ты нарочно разбил чашку, и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды». После нескольких подобных случаев ребёнок поймет последствия плохого поступка.
• Прививая детям навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игровые приёмы. Например, играя с малышом в такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Уход за бельём», «Парикмахерская», «Гости», можно в интересной для ребёнка форме обыграть многие бытовые действия и правила поведения. В ходе сюжетных игр можно приучать детей бережно обращаться с игрушками, ухаживать за ними.
• Приучать ребёнка убирать на место игрушки лучше с помощью игровых приёмов.
Например, наводя вместе с ребёнком порядок в игровом уголке перед сном, обыграйте это событие, разговаривая с игрушками: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку в свой домик. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай мы положим тебя в кроватку, укроем одеяльцем, а собачку - под кроватку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас. А вы, машинки, поезжайте в гараж».
И последнее. Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом. Он любознателен, ему всё интересно - и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить «куличики» из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте маленькому ребёнку радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он испачкал новый костюмчик или промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему фартучек или резиновые сапожки. Подберите для него «рабочую одежду» и приучайте надевать её на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Не возводите опрятность в абсолют, не ставьте в зависимость от неё эмоциональное и познавательное развитие ребёнка.
Наглядные материалы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.