Проект "Забытая старина"

  • docx
  • 12.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Забытая старина.docx

 

                «Забытая старина»

Формирование у детей элементарных представлений об истории существования своей семьи, рода, национально-культурного наследия.

Вид проекта: исследовательско-творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, дети.

Образовательная область: художественно-творческое развитие, ознакомление с окружающим миром.

Актуальность темы:

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый социальный институт, с    которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. Семью важно рассматривать, как объект социальной действительности, как носитель многовекового опыта и обычаев.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей включающих бережное отношение к семье, пропаганде семейного образа жизни.

Результаты исследований в последние годы, вызывают тревогу. Всё чаще говорится о кризисе семьи, о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных семей, но и неблагополучных.

Традиции, трепетного отношения к заветам предков, их памяти к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

К сожалению, сегодня традиции и изучение своего народа почти утрачены, нарушена связь с преемственностью поколений.

Если человек не знает своих корней, не знает своих обычаев и традиций, он перекрывает доступ энергии защиты своего организма человека себе, и через несколько  генераций – его род затухнет, а его дети могут рождаться с несостоявшейся иммунной системой.

Знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной является хорошей традицией.

Если в каждой семье будет храниться история рода, то прекратится искажение российской истории и его народа, у детей усилится ответственность перед их будущими детьми.

Любой народ, любая нация живёт до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции.

Если уничтожить культуру народа, то в третьем поколении нация исчезнет самостоятельно.

Противоречие:

Национальность. Она есть у каждого из нас с момента рождения. Она даёт возможность быть разными, и в то же время чем-то схожими; слышать иную речь и учить других своему языку; удивляться обычаям и привычкам друг друга; радоваться новым знакомствам, поражаться красоте традиционных национальных костюмов; переписывать понравившиеся рецепты блюд.

А ещё бывает, что люди разных национальностей женятся, и, говорят, у них рождаются самые умные, здоровые и красивые дети. Но иногда национальности становятся порой причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости.

Система личностных нравственно-ценностных ориентаций дошкольников складывается под воздействием окружающего общества. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в передачи этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Цели:

Определить педагогические основы духовно-нравственной направленности, приобщение к истории, освоению социального опыта прошлых поколений, пробуждению культурно-исторической памяти.

 

 

Способствовать формированию ценностного отношения к семье, созданию в семье атмосферы творческого взаимодействия детей и родителей.

 

Задачи:

Обеспечить условия для взаимодействия родителей и педагогов в приобщении дошкольников к культурно-историческому наследию России.

Развивать у детей важнейшие духовно-нравственные качества (милосердие, справедливость, трудолюбие, дружелюбие и миролюбие и т.д.) на основе лучших традиций народной культуры, в том числе взаимопомощи, гостеприимства, стремление не запятнать добрую память и добрые дела предков и т.д.

Мотивация и активизация познавательных и художественно-творческих интересов детей в процессе выполнения совместно со взрослыми исследований по народной художественной культуре.  

Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности при ознакомлении с музейными экспонатами.

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине , своему родному краю, толерантное отношение к людям другой национальности.

 

Основные направления реализации проекта:

Создание продукта через различные художественные деятельности: аппликация, рисование, лепка из глины; оформление и создание  макета «Деревенская изба» и макетов по народным сказкам; украшения для головных уборов – «Русские самоцветы» ит.д.

Через непосредственно-образовательную деятельность:

- Познавательно-творческие занятия:

«Земля родная и мой дом»

«Добры молодцы и красны девицы»

«Мастера и мастерицы»

Познавательно-исследовательскую деятельность -   исследование экспозиции:

«Какие тайны хранят семейные фотографии»

«Почему бабушка любит носить валенки»

«Путешествие в страну весёлой прялки»

«Традиции моей семьи»

«В какие игрушки играли наши пра-пра-бабушки»

«История самовара»

Изучение народного творчества: фольклора, обрядовых праздников:

«Осины», «Покров», «Рождество», «Масленица».

Широкое использование игр, способствующих изучению отечественной  традиционной культуры и культуры других народов с элементами игротерапии и сказкотерапии.

Организация и приобщение всех участников проекта к созданию мини-музея «Живая старина», которая является одной из основных форм работы с детьми и родителями.

Игровые костюмированные занятия, включающие в себя элементы драматических и театральных форм игры.

 

Роль родителей в реализации проекта:

- посещение открытых занятий и активное участие в них:

«Моя родословная

«Из-за леса, из-за гор»

«По стопам семейного альбома»

- Изготовление совместно с детьми пособий  и выполнение творческих заданий :

 

«Подбор семейных фотографий»

«Национальная кухня семьи»

«История народных костюмов» - пошив костюмов для кукол

«Головные уборы»

- Приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к   культуре других народов России; сбор компонентов творчества народов  России – фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки.

- Участие в различных праздниках

- Проведение консультаций:

«Сущность значений и функций семьи»

«Благополучие и неблагополучие семьи»

«Источник родословной и традиций»

«Русская народная мудрость о воспитании»

« Народные традиции – традиции народной культуры» и т.д.

 

-Мастер-классы:

Изготовление игрушек по старинным технологиям

«Игровые методы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом»

-Круглый стол:

«Посиделки за самоваром»

«От старины до наших дней хранит реликвии музей, а кто музей сей посещает, тот, непременно много знает»

 

Оказание помощи родителей в подборе практического и теоретического материала для создания мини-музея «Живая старина»

Этапы реализации проекта:

1этап - организационный

 

1. Выявить национальное состояние семей детского сада (группы)

Установить партнёрские отношения с родителями, детьми.

- Беседы индивидуальные и групповые

Просмотр домашних праздников через фотографии, видиосъёмки, анкетирование

2. Создать в группе условия для изучения национальных семейных культур и обычаев

- Консультации для родителей

«Приобщение детей к народным традициям»

- Совместный конкурс (родители-дети): изготовление национальных костюмов для кукол и какую одежду носили дети в старину

- Развлечения:

«Иллюстрация народных сказок»

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

- Занятия:

«Традиции моей семьи»

«Как строили дом на Руси» (деревянное зодчество)

2 этап – формирующий

1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

- Подготовка и проведение семейного праздника «У самовара я и вся моя семья»

- Ознакомление с окружающим

«История моей семьи»

«История имени ребёнка»

- Консультация

«Новогодние семейные праздники»

- Мастер-класс

«Что такое Рождественская писанка?»  (это рождественская игрушка, сделанная своими руками на Рождество)

- Развлечения с детьми

- Консультация для родителей

«Моя родословная»

- Театрализованные игры разных народов

- Недели русской, ….культуры

3 этап – теоретический

- Создание мини-музея «Живая старина» - частично этнографический, частично декоративно-прикладной

- Посещение выставок и музея декоративно-прикладного искусства

- Знакомство с игрушками «забытой старины»

- Мастер-класс «В какие куклы играли наши пра-пра-бабушки».

4 этап – обобщающий

- Фестиваль национальных культур

- Фотовыставка «Широка страна моя родная»

 

 

 

 

Литература:

Ознакомление с окружающим миром

«Традиции моей семьи» Т.Н.Ватрухина, Л.А. Кондрыкинская

Родительские собрания в ДОУ  О.Л.Зверева, Т.В.Кротова

Лучшие сценарии детского дня рождения для всей семьи  В.Надеждина

Приобщение детей к народным традициям

Знакомство дошкольников с семьёй и родословной  Е.К.Рывина

Куклы наших бабушек  И.Рюмина

Народ России и его обычаи  (сборник Забелина)