Муниципaльное общеобрaзовaтельное учреждение
Кaлининский рaйон Тверскaя облaсть
«Бурaшевскaя СОШ»
Проект нa тему:
Жаргон и сленг у младших школьников: вред или польза?
Подготовили: ученики 4 «A» клaссa
Хотеевa Екaтеринa
Лобанов Глеб
Руководитель: учитель нaч.клaссов
Кaрпухинa Т. A.
Феврaль 2025
Оглaвление.
1.Введение.
1.1 Aктуaльность темы. 3
1.2 Гипотезa 3
1.3 Цели и зaдaчи исследовaния 3
2. Основнaя чaсть.
2.1 Что такое «жаргон» и «сленг» 4
2.2 Как появляются сленговые школьные слова 7
2.3 Вред и польза для младших школьников сленга и жаргона 8
2.4 Анкетирование (опрос) 10
3. Зaключение
3.1 Выводы по гипотезе 13
3.2 Составление «словарика сленга младших школьников» 13
Литерaтурa
Приложение
Aктуaльность
В нaшем клaссе многие ребятa стали часто употреблять в речи слова, которые понятны только нам, ученикам начальной школы, или даже только отдельному классу, например только четвероклассникам. Например, «дэзэ», «домашка», «трэш», «сигма», «досвидос», «круть», «супер», «приколоться» и многие другие слова, которых нет в словарях русского языка. Мы задались вопросами: что это за слова, как они появились, есть ли от них польза для говорящих или они вредны и засоряют нашу речь?
Гипотезa
Предположим, что новоявленные слова, придуманные нашими одноклассниками, развивают русский язык и являются новыми и очень нужными для младшего школьника, и мы совершаем целое открытие для наших русских людей, увеличивая и улучшая русский язык.
Цель рaботы:
Узнaть в научной литературе о придуманных ребятами словах и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу
Зaдaчи исследовaтельской рaботы:
- изучить научную литературу и словари о «жаргоне и сленге»
- узнaть о пользе и вреде сленга и жаргона
-выяснить, как появляются «жаргонные и сленговые» слова
-составить СЛОВАРЬ жаргонных и сленговых слов младшего школьника
2.1 Что такое «жаргон» и «сленг»
Слово "жаргон" впервые встречается в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и определяется как «наречие, говор, местная речь, произношение». В других словарях русского языка находим следующее определение:
ЖАРГО́Н - 1, -а, м. Условный язык какой-л. небольшой социальной группы, отличающийся от общенародного языка лексикой, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой;. Ударить по уху так, чтобы щелкнуло, точно хлопушкой, называлось на гимназическом жаргоне «дать фаца». Короленко, История моего современника. Язык письма был изыскан, но вместе с тем сдобрен хорошей дозой морского жаргона ---, каким изъясняются матросы и бродяги. Паустовский, Черное море. Бывает воровской жаргон, криминальный жаргон, школьный жаргон, молодёжный жаргон и т.д.
ЖАРГО́Н - 2. полудрагоценный камень, разновидность циркона Известны такие разновидности самоцветного циркона: жаргон (от искажённого циркон) — бесцветный, слабо-дымчатый или бледно-жёлтый; старлит — бледно-голубого цвета; гиацинт — оранжевый или красно-коричневый… В. А. Суприснев, «Сказание о камне-самоцвете: самоцветы Украины», 1975 г.
Нас интересует первое значение слова.
СЛЕНГ (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого слова представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура. Дж. Б. Гриноуen и Дж. Л. Киттриджen охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями, как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь»,
Многие слова и обороты, начавшие своё существование как сленговые, в настоящее время прочно вошли в литературный язык. Примерами в русском языке могут быть слова «шпаргалка», «шумиха», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).
В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы (например, ака или ЗЫ в компьютерном сленге). Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей. Общеизвестный пример — молодёжный сленг или «блатная феня».
Лингвисты выделяют так называемое «новое просторечие» («общий сленг»), которое представляет собой обширную группу нестандартных лексико-фразеологических единиц, постоянно пополняющихся за счёт различных социолектов. Эти единицы, выходя за пределы профессионального и корпоративного (группового) сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определёнными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и другое). В русском языке речь идёт о таких номинативных единицах, как бабки, балдеть, достать (кого-либо), задолбать (кого-либо), крутой, лапшу на уши вешать, мент, дать на лапу, на шару, облом, примочка, по барабану, прикол, прикольный, прикольно, разборки, тащиться, тугрики, тусовка, тусоваться, тусовочный, фигня и тому подобных. Основными источниками таких слов в русском языке являются молодёжный сленг и уголовный жаргон.
Таким образом, мы узнали, что жаргон и сленг это почти одно и то же и мы будем их считать словами-синонимами. Зависит от стиля речи. В разговорной и публицистической - "жаргон" и "сленг" - это как правило одно и тоже, но с разным отношением: "жаргон" имеет негативную окраску, а "сленг" - нейтральную. Слово "сленг" еще может обозначать еще и отдельный жаргонизм.
2.2 Как появляются сленговые школьные слова
Изучив литературу и понаблюдав за сленгом в нашем классе мы пришли к выводу, что многие слова мы придумали сами, но разными способами.
1. Способ сокращения по первым буквам.
В 1 классе вместо «Тетради на печатной основе» для краткости мы стали писать «ТПО». Этого слова нет ни в одном словаре и понятно оно только нашему классу. Так же появились такие слова как «дэзе»( что означает «домашнее задание» ) и многие другие сокращения
2. Эмоциональные слова
«Блин» - выражение плохой отрицательной эмоции, досады.
«Круть» - выражение положительной оценки, пожвала, радостная эмоция
3. Английские словечки на новый лад
«Изи», «Кринж», «Булить», «Трэш»
4. Слова из переписки в соцсетях, чатах для сокращения времени набора текста, например : домашка, велик, инглиш, инет, ок,
5. Смешные слова («каверканье» литературного слова для смеха одноклассников как способ выделиться, отличиться) Например:
автобус – «абобус», кроссовки – «кросы», моб.телефон – «мобила»…и т.д
В общем, школьный жаргон(сленг) появился из-за желания подростков быть самостоятельными, самоутвердиться, принадлежать к той или иной социальной группе, протестовать против общепринятых норм, упрощать жизнь.
2.3 Вред и польза для младших школьников сленга и жаргона
В разных источниках бытует мнение, что школьный сленг
1) делает речь более краткой, эмоционально выразительной;
2) используя ученический сленг, школьник обозначает свою принадлежность к определенной социальной группе;
3) сленг - средство, чтоб скрыть бедность словарного запаса школьника;
4) школьный сленг - способ подражания какому-то человеку или словесное выражение своих увлечений
Положительной стороной будет, несомненно, использование жаргонизмов как возможность комфортного общения. В современном обществе это крайне важно, так как каждый стремится выделиться из общей толпы, чтобы не быть похожим ни на кого. Кроме того, чтобы влиться в какую-либо группу, особый круг людей, нужно уметь наладить контакт со сверстниками. В этом как раз и помогают жаргонизмы, эмоционально окрашивая речь и способствуя выражению чувств. Часть подростков, принявших участие в опросе, ответили, что пользуются жаргоном, потому что так проще общаться. Действительно сленг позволяет значительно сократить длинные фразы, сохраняя их смысл. А главное, жаргонизмы не требуют тщательного подбора слов в неформальной обстановке.
Теперь минусы жаргона. Они очевидны — сленг засоряет наш язык, делает его непонятным старшему поколению. Также некоторые слова или выражения могут быть непонятны людям, живущим в разных городах или областях страны, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Засорение нашей речи сленгом вызывает ещё одну проблему, а именно замещение литературных выражений. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном художественном языке. В свою очередь и это приводит к определенной проблеме: не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Есть и другие минусы. Например, некоторые люди не знают значения жаргонизмов и используют их неправильным образом. Основной же проблемой и существенным недостатком, по-нашему мнению, является скудный словарный запас некоторых людей. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Молодежь даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен общий язык, иногда не может подобрать нужные слова. Но в общем счете, количество минусов и плюсов примерно равно.
2.2 Анкетирование (опрос)
Мы провели опрос ребят нашей школы . В основном это были ученики 4-ых классов . Обработали ответы и вот что получилось.
1.Знаете ли вы что такое школьный сленг и школьный жаргон?
Почти все ребята считают, что знают о сленге( жаргоне)у школьников. Хотя подробно объяснить не смогли, а только приводили примеры слов, которыми пользуются. Делаем вывод: ребята понимают жаргонные слова, знают их, но не могут объяснить что это такое.
2. Используете ли вы в своей речи школьный жаргон и сленг?
Оказалось, что 93% опрошенных используют ежедневно в речи жаргонные слова. 2% сказали, что вообще не используют таких слов, а 5% утверждают, что стараются не использовать школьный сленг.
3.Зачем ты используешь в речи жаргон(сленг)?
Данные ответы показывают различные причины популярности школьного сленга среди ребят.
Четвёртый вопрос мы задавали родителям учеников 4-ых классов.
4. Как вы относитесь к тому, что ваш ребёнок пользуется школьным жаргоном?
Ответы родителей нас удивили:
Пусть пользуется – 5
Мне всё равно –1
Не хотелось бы – 6
Надо отвыкать – 4
Повзрослеет, сам перестанет пользоваться – 1
Надо больше читать и улучшать речь -5
В литературе научной мы читали мнение учёных о том, что культурный и образованный человек должен выражаться так, чтоб его понимали все. А значит сленг для этого не подойдёт, ведь его знает лишь какая-то часть(группа) людей. Значит надо овладевать литературным языком, уметь выражать свои мысли понятно для всех. А школьным сленгом «надо переболеть», во взрослой жизни культурный и образованный человек так говорить не должен. При опросе мы заметили одно интересное слово, которое ребята 4 класса отнесли к сленгу. Это слово «обоюдно». Учительница сказала, что это нормальное литературное слово. Мы проверили в словаре русского языка и поняли, что «обоюдно» - значит взаимообразно, взаимно. Теперь это слово мы будем использовать в речи правильно.
3.1 Выводы по рaботе
Тaким обрaзом, изучив материал по данному вопросу, проведя анализ ответов ровесников, мы опровергли нaшу гипотезу о том, что жаргон и сленг развивают русский язык. Наоборот, никаких открытий мы не делаем, используя жаргон среди одноклассников. Мы обедняем свою речь.
В итоге мы создали небольшой словарь «школьного жаргона» для объяснения значений слов, которые используем.
3.2 Составление
«Словаря школьного сленга»
Работая по данной теме у нас появилась идея составить словарь школьного сленга нашего класса. Мы хотели объяснить « свои» слова для более взрослого и образованного поколения. Опросили ребят, записали слова по алфавиту и объяснили каждое сленговое слово. (см.Приложение п.2)
Используемaя литерaтурa
1. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2. https://old.bigenc.ru/linguistics/text/3625474?ysclid=m6no6yz1vk852932060
3. https://old.bigenc.ru/linguistics/text/1979735?ysclid=m6noge59cs959091901
4. https://dzen.ru/a/X3151PhiVxCS050r?ysclid=m6noha2dfc11867391
5. https://moluch.ru/archive/380/84069/
6. https://euroasia-science.ru/filologicheskie-nauki/к-проблеме-разграничения-понятий-«сл/
7. https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/soderzhanie_terminov_sleng_zhargon_v_sovremennoy_spravochnoy_i_uchebnoy_literature/
8. https://gufo.me/dict/dal/жаргон?ysclid=m6nokjvacd323821670
Приложение
1. Анкета для опроса ребят и родителей
1.Знаете ли вы что такое школьный сленг и школьный жаргон?
2. Используете ли вы в своей речи школьный жаргон и сленг?
3.Зачем ты используешь в речи жаргон(сленг)?
4. Как вы относитесь к тому, что ваш ребёнок пользуется школьным жаргоном?
2. Фото «словаря» во время работы над проектом
3. Словарь школьного жаргона 4-ых классов 2025 год
Словарь
школьного сленга
2025
А
Абобус – автобус
Б
Бабки - деньги
Базар – разговор.
Балдеть – очень хорошо.
Башка – голова.
Блин – выражение отрицательных
эмоций, досады.
В
Везуха – удача.
Велик – велосипед.
Г
Гоу – иди сюда, быстрее
Д
Днюха – день рождения.
Домашка – домашнее задание.
Дэзэ –домашнее задание
До свидос – пока.
Достал – надоел.
Дэрэ-день рождения
Дыганы – догонялки
Дрифт – боком давать
З
Замётано – договорились.
Зануда – надоедливый человек.
И
Изи - легко
Инглиш – английский язык
Инет – интернет.
К
Кайф – удовольствие.
Камчатка – задние парты
КД - как дела?
Клёвый – весёлый.
Колбаситься – бурно веселиться.
Комп, компик – компьютер.
Косяк – ошибка
Кринж - стыдно
Кроссы – кроссовки.
Круто – здорово
Крутой – добившийся успеха.
Крутяк – хорошо.
Л
ЛП – лучшая подруга
ЛД-лучший друг
Лох – дурак.
М
Матеша – математика.
Мобила – мобильный телефон
Н
На фига – зачем
НЕмош- усталость
Ни фига – полное отсутствие.
Ништяк – все хорошо.
О
Окружайка – окружающий мир.
Отвали – уйди.
Отвянь – отойди, отстань.
Отпад – красиво, потрясающе.
Отстой – плохо, некрасиво.
Офигеть – Боже мой! С ума сойти.
П
Пеар – популярность
Пипец – всё плохо.
Пикми – девушка, которая всеми
силами ждёт одобрения от мальчиков
Плаки-плаки-горе, плачу
По-барабану - всё равно.
Потники – носки.
Потрясно – здорово.
Приколоться, прикольно – интересно.
Проехали – оставить в прошлом.
Р
РНО- работа над ошибками
Русиш – русский язык.
Сигма – крутой успешный парень
С
Скил-навык в игре
Скорлупа – младший
Спятил – сошёл с ума.
Столовка – столовая.
Стянуть – украсть.
Супер – хорошо.
Т
Тачка – машина.
Тормоз – медлительный человек;
человек, который долго думает.
Трайбан – тройка.
Тубзик – туалет.
Тупица – плохо соображающий человек
Тэпэошка – тетрадь на печатной основе
У
Училка- учительница.
Ф
Фигня – ерунда, чепуха.
Физра – физическая культура.
Физручка – учитель физкультуры.
Футбик – футбол.
Ч
ЧД – что делаешь?
Чел – человек.
Чувак – человек
ЧМО – плохой человек
Ш
Шавуха – шаварма
Шатаб - заткнись
Шик - положительная оценка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.