МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №86 «Сударушка»
Проект
«Зимующие птицы»
для детей подготовительной
логопедической группы
Подготовила:
Учитель-логопед
Полякова А.Ю.
г. Смоленск
2024г
Актуальность проекта
Главная задача в логопедической группе – это развитие речи детей, а также расширение и систематизация знаний об окружающем мире. Это неразрывно связано с воспитанием в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Тип проекта: познавательно-творческий.
По составу участников: групповой.
Участники проекта:
дети подготовительной логопедической группы,
родители воспитанников,
воспитатели группы :
Мищенкова А.В, Крюкова А.В.
По продолжительности: краткосрочный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта:
Познакомиться с зимующими птицами и особенностями их жизнедеятельности.
Задачи проекта:
1. Запомнить названия и внешние признаки зимующих птиц.
2. Уметь наблюдать за птицами в природе.
3. Обогащение словаря по теме, словообразование.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи детей на базе данной темы.
6. Учить ориентироваться в пространстве.
7. Развивать психические процессы.
8. Воспитывать любовь к птицам.
9. Развитие творческого потенциала детей через лепку, рисование и аппликацию.
10. Изготовление кормушек.
11. Закрепить умение детей работать по инструкции.
Ожидаемые результаты проекта:
- у воспитанников сформируются понятие о зимующих птицах, представления об их разнообразии, о характерных особенностях их строения и образе жизни.
- в экологическом уголке группы пополнится развивающая среда;
- результаты художественного творчества будут оформлены в выставке работ;
- родители будут вовлечены в педагогический процесс и помогут в изготовлении кормушек для птиц.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о зимующих птицах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про птиц и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Практический - дать первичную информацию о птицах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания птиц; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; прослушивание голосов птиц, звуков природы; просмотр познавательных мультфильмов и презентаций о птицах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о птицах, наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек с родителями детей дома и съедобных кормушек в детском саду.
3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки «Мир птиц», изготовление плаката «Зимующие птицы».
Сотрудничество с семьёй: Изготовление кормушек.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, зёрна и формочки для изготовления съедобных кормушек.
Содержание работы.
На подготовительном этапе был проведен первичный мониторинг знаний детей о птицах.
Для выявления уровня знаний детей о птицах применяли беседу в форме вопросов.
1. Наблюдал ли ты за птицами зимой?
2 Картинка парка с птицами. Что ты видишь на картинке?
3. Где живут птицы?
4. Чем покрыто тело птиц?
5. Чем строение птицы отличается от животного?
6. Чем птицы питаются зимой в природе?
7. Как человек помогает птицам зимой?
Ответы детей фиксировались в таблице.
Критерии оценки:
« + » - ответил правильно на вопрос.
« + - » - ответил не полностью.
« - » - не ответил на вопрос.
В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о птицах и их жизни в природе, об участии людей в жизни птиц.
Практический этап
На данном этапе осуществлялся сбор и накопление материала по проекту; создание условий для реализации проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта; разработан план проекта по ознакомлению детей с разнообразием птиц.
Определив основное направление в работе, приступили к созданию предметной среды (дидактические игры, альбомы, картотеки игр, загадок, стихов), которая бы расширила представления детей о зимующих птицах.
На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с разнообразием птиц, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о птицах, их строении, повадках, внешних особенностях. Изготовление кормушек.
План мероприятий
|
Воспитатели |
Логопед |
Пн |
Ознакомление с видами птиц. Определение чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой. |
Занятие по ЛГ «Птицы» - обогащение словаря - словообразование -отгадывание загадок -развитие мелкой моторики -дыхательная гимнастика - автоматизация звуков Р, Рь - изменения слов по падежам. |
Вт |
Рисунок « Снегирь на ветке» Наблюдение за птицами на прогулке. |
Занятие ЛГ «Птицы» - просмотр презентации «Зимующие птицы» -отличительные признаки птиц – словообразование (остроклювые, быстрокрылые, желтогрудая, белобокая и т.д.) - сравни птицу и животного -разрезные картинки с изображением птиц - хитрые вопросы - составление предложений «Угости птицу»
|
Ср |
Развитие речи «Составление описательных загадок о птицах по плану схеме» |
Занятие по фонетическому развитию и обучению грамоте. - звуковой анализ слов ворона, синица на планшетах -деление названий птиц на слоги хлопками -выделение первого и последнего звуков в словах - интонационная выразительность (ударение) – как кричит птица |
Чт |
Аппликация (отрывная) – «Синица» |
Занятие по связной речи – составление рассказов по плакату «Зимующие птицы» - согласование сущ. и числительных
|
Пт |
Чтение художественной литературы Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь» Изготовление съедобных кормушек. Во второй половине дня вывесить эти кормушки на деревья возле садика. |
Разучивание стихотворения с элементами пантомимы Покормите птиц А. Яшин Покормите
птиц зимой. Не
богаты их корма. Сколько
гибнет их — не счесть, Разве
можно забывать: |
На заключительном этапе был осуществлён повторный мониторинг знаний детей о птицах, проведён анализ полученных результатов.
Для выявления уровня знаний детей о птицах применяли те же самые вопросы педагогического мониторинга.
В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации результатов педагогического мониторинга в таблицу.
В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о птицах детей подготовительной группы, где видно, что показатели уровня знаний детей о птицах существенно изменились.
Для оценки результативности данной работы над проектом было проведено сравнение уровня знаний детей о зимующих птицах на подготовительном и заключительных этапах.
Таким образом, содержание таблицы и рисунка, говорят о значительном повышении уровня знаний детей о зимующих птицах, значит цель и задачи нашего проекта достигнуты.
В выходные ребята с родителями изготовят кормушки из дерева и бросового материала.
Итоги проекта:
За время реализации проекта у детей сформировались представления о зимующих птицах и их особенностях, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и среде обитания птиц; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её; помогать птицам зимой, пополнился материал по теме, развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.
Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, родителей и детей в изготовлении кормушек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.