Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Селезянский детский сад «Теремок»
Проект «Злаки»
Средняя группа
Автор проекта: воспитатель
Кукунина Алла Николаевна
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный с марта по ноябрь
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: «Познание»,«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание»
Актуальность.
В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая.
Также этот проект ставит перед собой задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба. Кроме этого проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Ø обогатить познавательный опыт детей
Ø сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
Ø дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
Ø совершенствовать трудовые навыки детей
Ø воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу, приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительныймарт-апрель
2 этап – практическиймай-октябрь
3 этап- заключительный ноябрь
Планируемый результат:
Ø знание детей информации о злаковых культурах;
Ø понимание детьми ценности и пользе хлеба
Ø знание детей о производстве хлеба
Ø умение детей применять трудовые навыки
Ø понимание детьми важности труда хлебороба
Ø проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.
Технологическая карта интеграции
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Подвижная игра «Калачи», «Колоски» Физкультминутки: «Зерно», «Пироги пшеничные» Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто», «Печем торт», «Пирог»
|
Игровая деятельность |
Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки» Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош» Познавательные занятия: «Хлеб - всему голова» Аппликация «Платье осени» Праздник «День земли» Итоговое занятие «В каждой крошке хлеба-труд» Игра: найди лишние ингредиенты Дидактическая игра: "Сложи правильно" |
Продуктивная деятельность |
Посадка зерен в горшочки Посадка семян 3-х зерновых культур в грунт; Полив, прополка. Аппликация «Платье осени» |
Коммуникативная |
Отгадывание загадок Беседы о хлебе: Что необходимо для роста растений?. Что такое злаки и из чего пекут хлеб? «Колосок, не упади, к нам в ладошки попади» «Как превратить зерно в муку». Почему нужно беречь хлеб. |
Чтение художественной литературы |
Чтение сказок:«Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна» Заучивание пословиц, поговорок: «Хвала рукам, что пахнут хлебом» «Что летом уродится, все зимой пригодится» «Хочешь есть калачи, не лежи на печи» «Не велик кусок пирога, а стоит много труда» «И обед не в обед, коли хлеба нет» «Ржаной хлебушко, калачам дедушка» «Гречневая каша – матушка наша, а хлебуржаной – отец наш родной» и др. |
Исследовательская деятельность |
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Наблюдение «Здравствуй, росток!». Уход за всходами Превращение зерна в муку(камни, кофемолка) Наблюдение за тем, как температура влияет на рост зерен
|
Трудовая |
Посадка зерен в горшочки Посадка семян 3-х зерновых культур в грунт; Полив, прополка. Аппликация «Платье осени» Уборка своего рабочего места |
Социализация |
Сюжетно-ролевая игра «Семья»,«Магазин» Дид.игра«Почемучка» Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус» |
Здоровье |
Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему |
Познание |
Подсчет зерен для высевания, из расчета 100 зерен на 1 метр;
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением уборки зерна и выпечки хлеба Знакомство с профессиями пекаря, кондитера |
Перспективный план работы над проектом «Злаки»
Первый этап «Зернышко» |
|||
Срок |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Место проведения |
Март, 3-я неделя |
Беседа о злаках с рассматриванием зерен пшеницы, овса, ржи |
Познакомить с зернами пшеницы, овса, ржи; рассказать какой длинный путь проходит зернышко к караваю; предложить проследить за превращением зерна в хлеб |
Групповая комната |
Март, 4-я неделя |
Беседа «Что необходимо для роста растений?». Посадка зерен в горшочки |
Учить работать коллективно; учить проверять семена на всхожесть; прививать практические навыки посадки семян; расширять экологический кругозор |
Уголок природы |
Апрель, 2-я неделя |
Занятие «Хлеб –всему голова» |
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов и к труду вообще; познакомить с методами выращивания хлеба, с орудиями труда |
Групповая комната |
Апрель, 3-я неделя |
Беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок о труде |
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду хлебороба; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения |
Групповая комната |
Апрель, 4-я неделя |
Праздник «День земли» |
Донести до сознания детей, что Земля-наш общий дом и ее нужно беречь; учить радоваться красоте природы; помочь почувствовать красоту и щедрость родной земли |
Музыкальный зал |
Второй этап «Огород» |
|||
Май, 1-я неделя |
Подготовка грядки для посадки семян, посадка семян в грунт |
Прививать практические навыки посадки зерен в землю; приучать к коллективному труду; Вызывать желание самим сажать семена |
Огород |
Май, 2-я неделя |
Наблюдение «Здравствуй, росток!» Уход за всходами |
Вызывать интерес к тому, что в земле все семена и зерна дают ростки; формировать желание ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения |
Огород |
Июль, 1-я неделя |
Наблюдение «Здравствуй, росток!» Уход за всходами |
Развивать наблюдательность; учить радоваться результатам своего труда и различать злаковые культуры |
Огород |
Третий этап «Урожай» |
|||
Август, 1-я неделя |
Наблюдение |
Проверить семена на зрелость. Показать детям, как можно определить, что семена созрели (1-по цвету колосков, 2-если колосок потереть в ладошке и он упадет-значит , зерна созрели). Углублять экологические знания в процессе практических действий |
Огород |
Август, 2-я неделя |
Беседа «Колосок, не упади, к нам в ладошки попади» |
Познакомить детей с орудиями труда для сбора урожая (серпом, косой), рассказать о современной технике на полях при сборе урожая. Показать детям, как ими пользоваться. Напомнить о долгом пути зернышка к урожаю и вложенном труде детей вместе со взрослыми |
Огород, групповая комната |
Август, 3-я неделя |
Беседа, труд |
Вспомнить, что в группе колоски не вызрели, дать детям возможность самостоятельно догадаться, почему они не вызрели |
Огород |
Четвертый этап «Каравай на столе» |
|||
Сентябрь 2-я неделя |
Беседа «Как превратить зерно в муку». Чтение русской народной сказки «Колосок», белорусской народной сказки «Легкий хлеб» |
Вспомнить сказки о хлебе, колоске; побеседовать о поведении мышат Крутя и Вертя; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу; объяснить смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит» |
Групповая комната |
Сентябрь 3-я неделя |
Смолоть зерно в кофемолке |
Расширять кругозор; показать, как можно получить муку из зерна в домашних условиях |
Групповая комната |
Октябрь 3-я неделя |
Итоговое занятие «В каждой крошке хлеба-труд» |
Подвести итоги: вспомнить долгий путь хлеба от зернышка до стола; совершенствовать навыки связного высказывания; развивать внимание, память, мышление; продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу; вызывать чувство гордости своим трудом и удовлетворения им, желание угостить гостей выпечкой из муки, которую дети сделали вместе с воспитателем |
Групповая комната |
Конспект НОД по экологии в средней группе
«Хлеб - всему голова»
Задачи:
1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход:
1. Организационный момент.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.
2. Актуализация знаний.
Педагог задаёт вопросы:
- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).
- Где растёт хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
- Что дальше происходит с зерном?
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
– Кто сеет хлеб?
– Труден ли труд хлебопашца?
– Как получают муку?
Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики,
Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки,
Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…
Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба?
Физминутка.
Едем в поле(дети встают
друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали(подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо,
влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Педагог предлагает детям пройти на свои места.
- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
- Мы тесто
месили, мы тесто месили, |
|
4. Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.
Конспект НОД «Хлеб всему голова»
Цель: Развивать познавательный интерес, укреплять бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба; учить систематизировать знания о процессе выращивания хлеба; познакомить с орудиями труда, которыми пользовались славяне при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; закреплять полученные знания в процессе моделирования.
Предварительная работа: Посадка зерен пшеницы, овса и ржи в горшочки, чтение пословиц и поговорок о хлебе.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает о том, что еда у наших предков была простая и очень полезная: овощи, грибы, фрукты, каша.
Воспитатель: Но без чего не может обойтись ни один обед, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Всем нужен, а не всякий сделает». Верно, это хлеб.
Дети вспоминают пословицы о хлебе.
Воспитатель:К хлебу всегда было особое уважение, так как хлеб – результат долгого и тяжелого труда.
Рассказывает о процессе выращивания хлеба нашими предками, об орудиях труда и вместе с детьми сравнивает их с современными орудиями труда хлебороба.
Воспитатель:Наши предки – славяне. Они, как и в наше время, еще зимой начинали подготовку к будущему урожаю (дети подбирают картинки, на которых изображено снегозадержание) и обращались к нему со словами:
Падай, падай, белый снег!
Хватит, хватит всем на всех!
Падай, падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай-
Будет летом урожай.
Как только наступала весна, плугом пахали землю и сеяли в нее зерна пшеницы или ржи ( Дети выставляют картинки) Зерна прорастают, тянутся к солнышку. Если лето засушливое, то люди обращаются к дождю:
Дождик, дождик, поливай!
Будет славный урожай,
Долгий лен, зеленый хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться,
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья серпом.
Воспитатель показывает детям серп. Дети выставляют картинку «Уборка хлеба».
Воспитатель:колосья везут на мельницу, где их обмолачивают. Затем получившееся зерно мелют. (Дети подбирают картинку)
Дидактическая игра «Мельница»
Дети становятся в круг и поют:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся.
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове необходимо остановиться.
Воспитатель:Далее из муки месили тесто и пекли хлеб. Что еще можно испечь? (Дети называют мучные изделия)
В конце занятия воспитатель предлагает сделать из теста красивый каравай.
Итоговое занятие «В каждой крошке хлеба труд»
Цель: Развивать интерес к процессу выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду тех, кто растит хлеб; учить выразительно читать стихотворения, пословицы, отгадывать загадки; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
Последовательность работы:
Дети стоят полукругом в зале и поют
Уж мы песню запоем,
Хлебу честь воздаем,
Хлебу долгий век,
А здоровья на всех.
(А. Куликова)
1-я девочка:
С караваем воль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(А. Куликова)
2-я девочка:
Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на первом месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью (подносит хлеб-соль гостям)
Воспитатель:Вы знаете, сколько людей трудились, чтобы у нас был такой каравай? Чтобы хлеб появился на нашем столе, трудятся люди разных профессий, от пахаря до пекаря, поэтому к хлебу нужно относиться очень бережно. Вот об этом мы сейчас и поговорим.
В зал, ни с кем не здороваясь, заходит старушка с мукой.
Воспитатель:Здравствуйте, бабушка! Чем это вы так расстроены?
Бабушка:Здравствуйте! Простите, я так расстроена, что не заметила вас.
Воспитатель:И кто же вас так расстроил?
Бабушка:Мальчишки на улице. Они играли с хлебом, как с футбольным мячом. Я хотела с ними поговорить, но они убежали. Оказывается они еще и трусы. Видно, совсем не знают, как тяжело выращивать хлеб.
Воспитатель:Те мальчишки, может, и не знают, а вот наши дети хорошо знают, как тяжело выращивать хлеб, и сейчас вам об этом расскажут.
Дети читают стихи.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лееют,
Сил для хлеба не жалеют.
Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук
(Я.Аким)
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он,теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье-наша сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Бабушка:Стихи вы знаете хорошие, но я все же посмотрю внимательнее, может, они здесь (рассматривает детей, разводит руками). Нет, вроде бы нет. А откуда вы знаете, как выращивают хлеб?
Ведущий:Мы сами его выращивали.
Бабушка:Не поверю, пока не увижу своими глазами.
Ведущий:Мы трудились целый год. И пусть урожай у нас небольшой, но мы его вырастили сами и, чтобы вы нам поверили, сейчас покажем.
Показывает видеозапись с практическими работами в группе и на огороде.
Бабушка:Вы такие старательные и трудолюбивые-настоящие хлеборобы! Молодцы, ребята!
Воспитатель:Бабушка, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе, послушайте. Кому я брошу мяч, тот скажет поговорку.
-Хлеб-всему голова.
-Хлеб да вода-богатырская еда.
-Хлеб с солью не бранится.
-Хлеб сердце человеку укрепит.
-Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеба ни куска-и в горле тоска.
-Хлебу мера, а деньгам счет.
-Хлеба нет-и друзей не бывало.
-Без труда хлеб не родится никогда.
-Кто пахать не ленится, у того и хлеб родиться.
Бабушка:Спасибо, ребята! Я люблю поговорки, они такие мудрые, и в них заложен глубокий смысл. Я вспомнила стихотворение из своего детства, послушайте!
«Хлеб не швыряйте, он святой,-
Бывало, скажет дед седой
Затем, что труд и крепкий пот
И жита дух медовый
Всему живому жизнь дает»
Вопросы детям
-О чем просил дед детей?
-Что такое жито?
Воспитатель:Чтобы вырастить хлеб нужно потрудиться до крепкого пота. Хлеборобы очень любят землю, свою работу и жита дух медовый.
Бабушка:А загадки отгадывать умеете? Отгадайте!
-Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (Колос)
-Кольцо не простое
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье (Бублик)
-Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня! (Тесто)
В хорошее время вы живете, а мне в вашем возрасте приходилось голодать, потому что была война, а жила я в блокадном Ленинграде. Вам рассказывали о нем? Нам выдавали в день по кусочку черного хлеба, который совсем не похож на хлеб, который мы едим сейчас.
Воспитатель:Чтобы представить себе, каким был тот хлеб, посмотрите, пожалуйста, на экран.
Дети просматривают видеозаписи о блокадном Ленинграде, беседуют по содержанию.
Бабушка:У некоторых народов сохранился обычай просить прощения у хлеба, если его случайно уронят. Очень добрый, я думаю, обычай, а вы как считаете?
Воспитатель:Мы теперь еще бережнее будем относиться к хлебу. А сейчас давайте немножко отдохнем и поиграем, и вы, бабушка, присоединяйтесь к нам!
Игра «Колоски»
По весне поле вспахали - трут ладошки друг о друга,
Зерном поле засевали - складывают ладошки в щепотки,
Солнце припекает - перекрещивают ладошки, раздвигают пальцы,
Землю согревает - поднимают руки к «солнцу»,
Высоко поднялись колоски
К солнышку тянутся они - сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг другу и медленно поднимают руки.
Ветер налетает, колосок качает - качают руками над головой,
И в право пригнулись, и в лево качнулись - наклоны туловища вправо-влево.
А как дождик идет, рожь водицу пьет-медленно опускают руки, быстро шевелят пальцами, складывают ладони чашечкой и поднимают ко рту-пьют.
Вот какая нива!
До чего ж красива!
Бабушка:Спасибо ребята! Вы меня успокоили, а то я уже думала, что все дети так относятся к хлебу, как те мальчишки.
Воспитатель:Что вы бабушка! Таких детей очень мало, а в нашем саду их совсем нет.
Бабушка:Вижу, что нет. А если вы таких ребят встретите, объясните им, что в каждой крошке хлеба – труд и его нужно беречь. Ой, ребята, у меня ведь есть для вас угощение, совсем забыла…
Бабушка поет песню
Я, ребятушки, из булочной шла,
Пирожков на три дня припасла.
И хочу сейчас я вас угостить,
Как же деточек таких не любить,
Очень рада встрече с вами, друзья,
Вы теперь вспоминайте меня.
Угощает детей пирожками, прощается и уходит.
Воспитатель:И нам пора. Я думаю, вы всегда будете бережно относиться к хлебу и уважать труд людей, которые его выращивают. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им крепкого здоровья.
Дети поют.
Уж мы песню споем,
Гостям честь воздаем.
В полях урожай-
На столе каравай.
Праздник «День Земли»
Задачи: Развивать представления о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура); воспитывать чувство гордости за свою планету ( единственную в солнечной системе «живую» планету, общий дом для всех, который надо беречь); пробуждать желание сделать для Земли что-либо приятное, например сказать хорошие слова; учить тому, что в разных местах условия разные: есть территории, где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренный климат), но есть места, где человеку, животным и растениям жить трудно; подвести к пониманию, что нам повезло,- мы живем в более благоприятных условиях, чем многие другие люди.
Ход праздника
Праздник проводится на участке или на огороде
Ребенок:
Здравствуй, матушка-Земля!
Здравствуйте, луга, поля!
Здравствуй, речка, здравствуй, луг,
Все, что видим мы вокруг!
Ведущий: Сегодня мы празднуем День Земли. Мы Землю славим и за все благодарим. Все живые существа на Земле находят для себя пропитание. Все, что нужно для жизни, дает нам Земля: пищу, материал для одежды, воду. Земля - прекрасная планета! Люди должны любить и беречь ее, ведь она-наш общий дом. Я вас всех поздравляю с праздником Земли! Отгадайте мои загадки!
-Никого не родила, а все матушкой зовут.
-В долг зерном берет, караваем отдает.
-И топчут ее, и режут ее, а она не серчает, добром отвечает.
-Мир кормлю, а сама не ем
-Кто в году четыре раза переодевается?
Далее дети читают стихи о Земле А. Масленской
Многогранна жизнь наша Земная-
На Земле, с Землей мы процветаем.
Мир людской взрастила ты, Земля
Мы здесь - и ты, и я.
Ты все даешь, всего на всех хватает.
В обилии всего нам поставляешь.
Не платим мы тебе - но ты прощаешь,
Хоть от людей так часто ты страдаешь.
Как благодарны мы тебе, Земля,
Что ты такая щедрая, родная.
Хвала тебе, любимая Земля!
Будем беречь ее все мы - и ты, и я.
Ведущий: А сейчас, давайте споем для Земли-матушки песню.
Исполняется русская народная песня «Земелюшка-чернозем».
Далее дети поочередно говорят пословицы о родной земле.
-Всем мила родная сторона.
-Своя сторона не бывает холодна.
-Родная землица и во сне снится.
-Возвращая земле долг - будет толк.
-Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
-Земля-тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Инсценируется потешка «Трактора».
Тара-тара-тара-ра,
Как из нашего двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Проводиться аттракцион «Польем грядку!»
Ведущий: Вы уже большие и понимаете, что Земля наша кормилица и поилица.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету!
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду ее никому не дадим!
Посадка зерен злаковых культур в грунт
Цель: Развивать интерес к труду хлеборобов; воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки зерен в землю; приучать к коллективному труду; формировать желание сажать семена своими руками; учить наблюдать и ухаживать за всходами.
Предварительная работа: Воспитатель вместе с детьми подготавливает грядку для посадки (вскапывают грядку, накрывают ее пленкой, чтобы земля прогрелась)
Наблюдения
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья,
Нам никак пускать нельзя.
Правильно, это огород! У кого есть огород? Что выращивает ваша семья в огороде? Сейчас мы пойдем на огород и посеем на нашей грядке зерна пшеницы, овса и ржи. А теперь проверим, узнаете ли вы их, ведь мы их уже сажали в горшочки.
Дети по внешнему виду определяют зерна каких культур держат в руках.
Воспитатель: (на огороде) Что нам предоставляет природа для того, чтобы вырастить урожай?
Почву - плодородную,
Воду - дождевую,
Солнце - теплое, жаркое,
Воздух - свежий, теплый,
Ветер - ласковый,
Насекомых - трудолюбивых.
Все действия детей воспитатель сопровождает словами.
Воспитатель:
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали,
Мы водой прохладной
Грядки поливали!
Зерна в землю мы бросали
И земелькой укрывали.
Чтоб скорее прорастали,
Молодцы, работники!
Ну и огородники!
Будем чаще приходить,
За посевами следить!
Наблюдение за всходами пшеницы, овса, ржи и уход за ними.
Цель: Развивать любознательность, интерес к жизни растений; воспитывать трудолюбие; вызвать интерес к тому, что в земле все семена и зерна дают ростки; формировать желание ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом; учить сравнивать, анализировать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Ход наблюдения
Воспитатель: (через несколько дней после посадки зерен в грунт) Кто из вас помнит, через сколько дней проросли зерна в горшочках в группе? Посмотрим, не появились ли ростки на грядке?
Дети вместе с воспитателем идут на огород.
Воспитатель:
Посмотрите, посмотрите,
Проросла у нас пшеница!
Очень слабые ростки
Показались из земли.
Будем их мы поливать
И за ростом наблюдать.
И наверно, из ростков
Мы дождемся колосков!
Дети вместе с воспитателем осматривают всходы.
Вопросы детям:
-Какого цвета ростки?
-На что они похожи?
-Смогут ли выжить без участия человека?
-Где в группе или на грядке взошли семеня? Почему?
Воспитатель:Ростки такие маленькие, хрупкие и беззащитные. Они нуждаются в нашем уходе, ведь они тоже живые. Давайте за ними ухаживать! Для начала польем их и укроем от птиц и холода. Будем наблюдать за их ростом. Помните, что необходимо для роста растений? (свет, тепло, вода, уход)
Дети возвращаются на участок и играют в игру «Ассоциации» («превращаются» в зернышко, которое весной посадили в землю), текст и имитация движений на усмотрение воспитателя.
Наблюдение «Здравствуй, колосок!»
Цель: Развивать наблюдательность, интерес к жизни растений; воспитывать чувство ответственности за них; учить радоваться результатам своего труда, различать злаковые культуры по колосьям; фиксировать изменения внешнего вида растений в «Дневнике наблюдений».
Предварительная работа: Уход за посевами, наблюдение за их ростом.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает загадки:
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Вырос в поле дом-
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом!
Воспитатель:Давайте поищем отгадку на нашем огороде. Да вот же она!
Здравствуй, здравствуй, колосок!
Был вчера еще росток,
А сегодня, посмотрите,
Вырос чудо-колосок!
Вы догадались, какой это колосок? Конечно, это овес, ведь у пшеницы и ржи колоски другие. К тому же их еще нет, хотя мы сеяли все семена одновременно. Зерна овса проросли последними, но колоски появились первыми. Вот так чудо!
Дети вместе с воспитателем делают отметку в «Дневнике наблюдений».
Воспитатель:давайте его внимательно рассмотрим.
Вопросы:
-На что похож колосок овса?
-Чем он отличается от зрелого колоска?
-Можно ли сказать, что урожай созрел?
Воспитатель:А сейчас повнимательнее рассмотрите колосок, потом мы нарисуем его по памяти и сравним, у кого из вас колосок больше похож на настоящий. Давайте понаблюдаем, какой колосок появится следующим: у пшеницы или ржи. Помните, на этот случай есть народная поговорка: «Каждому семечку свое времечко».
Проверка зерна на зрелость, уборка урожая (наблюдение)
Цель: Развивать любознательность, интерес к тому, как растения меняются; воспитывать трудолюбие, ответственность за свои действия; учить определять семена на зрелость; углублять экологические знания на практике; накапливать сенсорный опыт.
Ход наблюдения
Дети вместе с воспитателем просматривают дневник наблюдений, народный календарь, знакомятся с приметами, пословицами и поговорками. Наводящими вопросами воспитатель подводит к тому, чтобы дети догадались, в каком месяце собирают урожай на полях, затем читает пословицы и поговорки, объясняет их значение.
-Овсы да льны в августе смотри.
-В августе серпы греют, а вода холодит.
-Август-серпень, живень, хлебосол, все созревает в полях, садах и огородах.
-Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
-День прозевал-урожай потерял.
-Август-собериха, припасиха.
Воспитатель:Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. Народ давно приметил: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели наливается, две недели подсыхает». А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосу-пора жать полосу». У хлеборобов начинается горячая пора, которая издавна называется страдой. Зерно надо вовремя и без потерь собрать
С поля и убрать на хранение. Давайте вспомним, какой сейчас месяц. Верно, август, вернее конец августа. Значит, время собирать урожай. Мы пойдем на наше маленькое поле-огород и проверим: не пора ли собирать урожай?
На огороде воспитатель обращает внимание детей на то, что колосья стали крупными и тяжелыми.
Воспитатель:Сейчас я вам покажу, как хлеборобы проверяют семена на зрелость: они растирают колосок в ладони; если зернышки высыпаются-значит, они созрели.
Дает детям колоски и вместе с ними проверяет семена на зрелость.
Воспитатель:
Если зернышки созрели-
Значит, время подоспело
Урожай собирать
И на зиму запасать.
В старину колосья срезали острым серпом (показывает серп), потом связывали их в снопы (показывает связанные друг с другом колоски). Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога сена. Колосья молотили цепами (это ручное орудие для молотьбы), чтобы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна-амбары.
Был завет старинный-
Срезав хлеб серпом,
Первый, именинный
Сноп вносили в дом.
Верили, что сила зерен золотых
Многих исцелила слабых и больных.
Давайте соберем наш урожай, не уроним ни одного зернышка, ведь мы столько трудились, чтобы вырастить его.
Срезает стебли с колосьями и дает детям, затем собирает их вместе.
Воспитатель:Мы собрали колоски, но это еще не хлеб. Зерна могут клевать птицы, но люди зерно не едят, поэтому нам еще предстоит много потрудиться, чтобы получить хлеб. Отнесем колосья в группу и поставим их в вазу, они должны просохнуть, а потом мы получим из них муку.
В группе дети ставят колосья в вазу. Воспитатель предлагает пригласить в гости детей средней группы и рассказать о том, как они вырастили урожай. Вазу ставят на стол, дети водят вокруг стола хоровод, поют песню «Урожайная» (муз. И сл. А.Филипенко).на следующий день воспитатель показывает детям современные сельскохозяйственные машины на картинках и рассказывает об их назначении.
Беседа «Как превратить зерно в муку»
Цель: Развивать познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей различных профессий; рассказать, как в старину получали муку и как ее получают сейчас; показать, как можно получить муку в домашних условиях; объяснить смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит».
Предварительная работа: За один, два дня до беседы воспитатель читает детям русскую народную сказку «Колосок», белорусскую народную сказку «Легкий хлеб», беседует по их содержанию, подводит к пониманию: труд кормит людей, а лень портит.
Ход беседы
Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на столе хлеб, мука зерно.
Воспитатель:Как вы думаете, из чего пекут хлеб? (Из муки). А откуда берут муку? (Ответы) конечно, чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого строили мельницы, это обычно делали на берегу реки. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили вдвижение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерна и превращавшие их в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движение жернова.
Труженица мельница встала у реки.
Намели нам мельница из зерна муки!
Мельница не ленится-вертит жернова,
И шумит, и пенится быстрая вода.
А мука струится м бежит ручьем,
С медом и корицей коврижку испечем!
В наше время зерно перерабатывают на специальных заводах, где имеются большие электрические мельницы. Потом муку отвозят на хлебокомбинаты, где пекут хлеб и другие мучные изделия. Сейчас мы попробуем сами получить муку из зерна с помощью кофемолки. Представьте, что это маленькая электрическая мельница.
На столе приготовлены три блюда: для пшеничной, ржаной и овсяной муки. Воспитатель объясняет детям, что им нельзя самостоятельно включать электрические приборы. После того как зерна смололи, рассматривают и сравнивают муку по цвету. Воспитатель показывает манную крупу и объясняет, что ее тоже делают из пшеницы. Предлагает потрогать муку руками, спрашивает детей, какие ощущения они испытали.
Дети отвечают на вопросы, что и из какой муки выпекают:
-Из пшеничной-хлеб пшеничный, булки, печенье.
-Из ржаной-ржаной хлеб.
-Из овсяной муки пекут овсяное печенье, а из овсяных зерен делают воздушные овсяные хлопья, которые называются «Геркулес»
Воспитатель:Иногда муку используют вместо клея, так как она содержит клейковину. Для этого муку разводят теплой водой, размешивают, и клей готов. Им можно склеивать бумагу, использовать его при наклеивании обоев. Сейчас я расскажу вам сказку о пшеничном зернышке.
После прослушивания сказки задает детям вопросы:
-Как первобытные люди получали муку из зерна?
-Каким был самый первый хлеб на Земле?
-Как называлась дикая пшеница в те времена?
Беседа о злаках с рассматриванием зерен пшеницы, овса, ржи
Цель: развивать познавательный интерес, формировать представление о злаковых культурах; воспитывать уважение к труду хлеборобов; учить различать семена пшеницы, овса, ржи, сравнивать, анализировать; рассказать, какой длинный путь проходит зернышко к караваю; предложить понаблюдать за превращением зерна в хлеб; рассказать о предстоящей работе.
Ход беседы
Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на котором стоят ваза с колосками злаковых культур и вазочки с их семенами.
Воспитатель:Я расскажу вам сегодня о злаках. Злак-это растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колоском или метелкой. К злакам относятся пшеница и рожь, овес и ячмень, а также просо, кукуруза и рис.
Мы о злаках вам расскажем,
Что у нас в полях растут,
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Мы расскажем о пшенице
И о ржи-ее сестрице.
Они кормят за обедом
Нас душистым, пышным хлебом.
Вы узнаете, ребятки,
Про зерно и про початки,
И запомните все мигом,
Коль прочтете эту книгу.
Воспитатель показывает книгу о злаках.
Воспитатель:Как вы думаете, какой злак чаще всего можно увидеть на полях? (ответы). Верно, в нашей местности это пшеница, рожь и овес. Все злаки содержат полезные для человека вещества: углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.
Злаки- древнейшая пища человека. Из злаков люди научились готовить множество вкусных и полезных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели, а из муки - выпекать хлеб и изготавливать пирожные, торты, сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия. Попробуйте представить себе завтрак, обед, ужин без хлеба, булочек или печенья…Нет, это невозможно! На завтрак мы кладем на ломтики хлеба кусочек сыра, колбасы или смазываем маслом. И суп, и второе блюдо мы едим с хлебом, а вечерний чай, как правило, сопровождают бутерброды с вареньем или медом. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы на вашем столе появились хлеб, печенье или булочки?(ответы). Для этого необходимо долго и много работать. Попробуем сами посадить зерна и посмотрим, что из этого получиться. Но мы это сделаем в следующий раз, а сейчас внимательно рассмотрим и сравним зерна пшеницы, ржи и овса.
Спелые зерна пшеницы-желтовато-золотистого цвета, окружены твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму.
Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.
У созревшей пшеницы
Стебелек клонится,
Он не может устоять,
Тяжкий колос удержать.
У ржи высокий, плотный и жесткий стебель, на котором, после того как он отцветет, образуется колос, полный твердых, желтовато золотых зерен. У пшеницы зерно имеет почти овальную форму, у ржи оно продолговатое и немного темнее. Колосья у них тоже разные: рожь можно узнать по «усикам». Рожь бывает яровой и озимой. Яровую сеют весной, а урожай ее собирают к осени. Озимую сеют во второй половине августа. К осени она подрастает, начинает куститься, и ржаное поле становится изумрудно-зеленым. Озимая рожь зимует под пуховым снежным покрывалом, а весной, когда пригреет солнышко, рожь начинает бурно расти.
И поднимется рожь спелым колосом,
Над полями влагой напоенными.
Уродиться в поле ржаной хлебушек,
Рожь накормит вволю наших детушек!
У овса колоски совсем другие - они расположены на веточках метелок, каждый колосок содержит два или три зернышка, зернышки удлиненные, продолговатые. Из овсяной муки варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепешки. Из овсяных зерен получают воздушные овсяные хлопья, которые называют «Геркулес», а Геркулес - могучий герой древнегреческих легенд и мифов, настоящий силач. Кроме того, овес-любимый корм лошадей.
Любят ребята овсяную кашу,
Вкусная каша-кормилица наша!
Любит овес и гнедая лошадка:
Резвою станет, веселой и гладкой,
Если овсом я ее покормлю,
Пышную гриву рукой потреплю!
Вот сколько всего интересного узнали сегодня о злаках! А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Из чего сварили кашу?» овсяную кашу- из овса, манную-из пшеницы, гречневую-из гречихи и т.д.
Беседа «Что необходимо для роста растений?»
Цель: Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Ход беседы
Воспитатель:Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения-живые существа или нет? Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растения не поливать, что с ними может случиться? Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растение не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? За ними нужно ухаживать-рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.
Сейчас мы посадим в горшочки семена злаковых культур, чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу горшочки с землей.
Дети вместе с воспитателем сажают зерна пшеницы, овса, ржи в горшочки, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.
Воспитатель:Давайте заведем дневник наблюдений и будем записывать в него все изменения, которые произойдут с зернами. Посмотрим, вырастут у нас в группе колоски или нет. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о злаках,о труде, о хлебе.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в срок - будет прок.
Хорошо зерно в землю спать уложишь, сыт будешь.
Какова земля, таков и хлеб.
Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.
Труд кормит, а лень портит.
Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
Земля - матушка, а хлеб батюшка.
Молодцы, а теперь объясните их значение
Посадка семян зерновых культур в грунт,
полив, прополка.
Рассматривание иллюстраций с изображением уборки зерна и выпечки хлеба
Знакомство с профессиями пекаря, кондитера.
Аппликация «Платье осени»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.