Проект " Здоровыми могут быть все"
Оценка 5

Проект " Здоровыми могут быть все"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
17.07.2019
Проект " Здоровыми могут быть все"
Основной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья. За время обучения в школе обучающиеся должны овладеть приемами саморегуляции. Проект долгосрочный, рассчитан на 4 года, имеет практико - ориентированную направленность. Основные направления проекта: "Физическое здоровье", "Психологическое здоровье"
ПРОЕКТ .docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 9 г. Сальска Проект  «ЗДОРОВЫМИ МОГУТ БЫТЬ ВСЕ!»  ЗДОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ­ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ. номинация : Автор­разработчик: Ким Ольга Ивановна                                                                                                     учитель начальных классов Сальск 1 2018г. Оглавление Введение___________________________________________3­4 Основной  План и Стратегия реализации проекта_________5­7 Основные направления проекта________________________7 Физическое здоровье_________________________________7­10 Психологическое здоровье____________________________13­15 Результаты_________________________________________15­17 Необходимое ресурсное обеспечение проекта_____________17           Планируемые результаты______________________________17­18           Риски проекта________________________________________18 Приложение 2 «Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему  сохранения здоровья детей неформально». Актуальность проекта: Здоровье   людей   во   все   времена   считалось   высшей   ценностью   жизни.   Система образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или   занимается   школьными   делами.   Поэтому   гигиенические   условия   обучения, организация   педагогического   процесса,   психологическое   воздействие   педагогов   и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников. В моём классе из 25 человек с отклонениями здоровья 20 человек – 80%. 12%   с нарушением   органов   зрения,   68%   ­   с   заболеваниями   органов   дыхания,8%   ­с заболеваниями   органов   пищеварения,   у   16%   ­нарушена   осанка,   4%­   психические расстройства  и лишь 3 человека в классе считаются относительно здоровыми. Поэтому   возникла   необходимость   повышения   компетентности   в   вопросах физического развития и здоровьесбережения детей, совершенствования и обновления предметно­пространственной среды. У родителей наших обучающихся недостаточно сформированы   представления   о   ценностно­смысловом   компоненте   культуры здоровья. Таким образом, необходимым стало изучение современных инновационных методик   по   укреплению   и   сохранению   детского   здоровья,     Считаю,   сохранение здоровья школьников – главной проблемой, которую перед нами ставит сама жизнь. Тип проекта: практико­ориентированный Взаимодействие : учителя лицея, школьный психолог, школьная медицинская сестра , врач педиатр, родители, общественность. Целевая аудитория проекта: ученики лицея №9, родители, медицинский работник лицея, психолог, педагог. Основной   идеей   проекта   является   объединение   коллектива   педагогов,   детей, родителей   в   создании,   распространении   опыта   применения здоровьесберегающих технологий МБОУ лицеем №9 г. Сальска. Проблема   разработке, Младший   школьный     возраст   является   решающим   в   формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно с семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. По результатам мониторинга выявлен высокий процент заболеваемости среди детей   и   несформированность   первоначального   опыта   ведения   здорового образа жизни и навыков его сохранения. Я   вижу   решение   проблемы   в   оказании   помощи     родителям   в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического 3 здоровья,   в   развитии   индивидуальных   способностей,   поэтому   в   центре работы   по   укреплению   здоровья   и   полноценному   физическому   развитию детей находятся образовательное учреждение и семья. Цель и задачи проекта Цель: обеспечить возможность обучающимся  для сохранения здоровья за период  обучения  в  начальной школе. Задачи :  организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления  здоровья;  сформировать привычки ежедневных организованных и самостоятельных  упражнений;  создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения,   воспитывать у обучающихся культуру здоровья;  развивать творческие способности;  осваивать новые  методы деятельности в процессе обучения школьников,  предполагающие использование здоровьесберегающих  технологий. Сроки реализации проекта: 2017­2021 учебный год Основной  План и Стратегия реализации проекта Этап проекта Содержание этапа Прогнозируем ый результат Средства  контроля Научно­ методические, учебно­методические 4 1. Первый  этап:  концептуаль ­но­ проектиро­ вочный  (2017г.сентя брь  – ноябрь) 2. Второй  этап:  аналитическ ий (2017г.  ноябрь­ декабрь) 1.Прогнозирова ние влияния  процесса  обучения на  здоровье  школьников.2. Диагностика  здоровья:  психическое  (социальное и  психологическ ое) и  физическое. 3.Анкетиро вание  сотруднико в для  выявления  уровня владения  современны ми  технология ми ЗОЖ.  Разработка  анкет для родителей. 1.Анализ  результатов диагностики  состояния  здоровья  обучающихся.  2.Изучение  уровня  осведомленнос ти и мотивации родителей по  вопросам  продукты  1. Изучение и  обобщение мирового  инновационного опыта 2. Сборник  нормативных  документов по  здоровьесбережению. 1. Обществен­ ная  презентация  проектной  идеи 2. Экспертиза  инновационно го  предложения. 1.База­ классификатор  медицинских  отклонений в  здоровье  учащихся с  целью  дальнейшей  корректировки и предупреждения обострений;   2.Диаграмма состояния физического, психологическог о и нравственного здоровья учащихся. 3.Информацион ный банк  авторских  разработок  1.Наглядный  материал по  проблеме  ЗОЖ. 2.Родительский актив класса:  «Ступени к  здоровью» 1.Ведение  дневника  здоровья  класса 2.Популяриза ция  имеющегося  семейного опыта по укреплению здоровья  детей в    буклеты, 1.Презентации, памятки, листовки 2.Банк   современных и эффективных здоровьсбе регающие технологий. 3.Программы внеурочной деятельности 5 рамках  родительских  собраний и  совместных  мероприятий. «Подвижные игры» «Азбука здоровья» 2.Сценарии: собраний мероприятий и заседаний  родительского  актива. 3. Группа в интернет­ форумах. здоровьесбере жения. 3.Анализ  состояния  предметно­ пространствен ной среды по  наличию и безопасности  оборудования. Анализ и  изучение  литературы,  интернет­  ресурсов по  данной  проблеме. Подбор  современных и эффективных  форм работы с родителями по проблеме  ЗОЖ. 3. Третий  этап:  конструктор ­ско­ внедрен­ ческий  (2017г.декаб рь–  2020г.август ) 1Поэтапное  внедрение  проекта. 2.Реализация   плана  социально – развивающих  мероприятий в  рамках  реализации  проекта. 3. Создание  учебно– методического  банка  Программ и  1.Деятельностна я  образовательно­ воспитательная   среда по  здоровье  сбережению. 2.Мероприятия  по ЗОЖ 3. Учебно– методический   банк Программ  и материалов по  здоровье  сбережению. 1.Профессион ально ­  общественная  экспертиза  программ  внеурочной  деятельности  «Подвижные  игры» «Час  общения». 2.  Ученические  портфолио. 3. Портфолио  профессионал ьного  1. Мастер­классы,  педагогические  мастерские,  проблемно­проектные  семинары. 2. Публикации статей  «Формирующее  оценивание младших  школьников на уроках русского языка » 3.Диссеминация опыта педагога на областном конкурсе «Учитель  года 2018»номинация  «Учитель здоровья». 6 развития  педагогов . 1. Отчет о  результатах и  эффектах  проекта  в 1. Благоприятная динамика состоянии здоровья школьников   материалов по  здоровье  сбережению 1.Обобщение,  оформление и  тиражирование результатов  проекта.  Определение  перспективы  изучения  исследуемой  проблемы 4. Четвертый этап: рефлексивн о­ обобщающи й   (август 2020 – август 2021)   Основные направления проекта       в 1.РМО   Круглый   стол по « теме: Использование здоровьесберегающих технологий начальной школе». 2.Статья, представляющая итоги реализации проекта   в научно­ педагогическом издании. Компонент «Физическое здоровье» Цель:  укрепление   и   сохранение   здоровья   обучающихся,   повышение функциональных   возможностей   организма   (сердечно­сосудистой,   дыхательной, нервной системы и опорно­двигательного аппарата) Достижение цели через  изучение медицинских показаний обучающихся;  изучение резистентности;  обучение дыхательной гимнастики Стрельниковой;  проведение спортивных мероприятий,праздников, соревнований;  проведение Дней здоровья;  внеурочную деятельность курса «Подвижные игры», «Час общения»;  классные и тематические часы. Планируемые результаты ­ уменьшение отклонений связанных с физическим развитием; ­ уменьшение пропусков уроков по болезни;  ­ улучшение показателей ОФП. Компонент «Физическое здоровье» 7 Критерии Показатели Методики Объект наблюдения Периодичность измерений Медицинские показания ученика Группа здоровья: •Соматические признаки •Физиометрические  признаки •Ростовой индекс •Весо­ростовой показатель  Устойчивость   к заболеваниям  Воздушно­тепловой Анализ медицинских документов Учащиеся 1­, 2­, 3­, 4­ х классов 1 раз в год режим  Гигиеническая оценка освещенности   классного помещения  Гигиеническая оценка Резистентность Физическая подготов­ ленность школьной мебели  Гигиенические требования   к   организации учебного процесса  Гигиенические требования   к   составлению расписания уроков  Гигиеническая оценка урока Соответствие возрастным   показателям по: – прыжкам с места; – челночному бегу; – подтягиванию. Сведения   о пропусках   по болезни   за четверть Учащиеся 1­, 2­, 3­, 4­х классов 2 раза в год   с прыжок места; челночный бег 3х10 м; подтягивание Учащиеся 1­, 2­, 3­, 4­х классов 3 раза в год Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в   медицинские   документы   после   осмотра   ребенка   врачами­специалистами, указывающими   на   группу   здоровья,   а   также   резистентность,   т.е.   устойчивость   к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни: – 1­й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за четверть, – 2­й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней), – 3­й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней), – 4­й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней). 8 Примерный планпо развитию физического здоровья 2017­2021 учебный год: № п/п 1 Мониторинг здоровья  Мероприятие Ответственные Учитель, медсестра Место проведения лицей Сроки проведения Сентябрь  2017 2018­2021 2017­2021 (на каждом  уроке) лицей лицей медсестра Учитель первоклассников 2 Мониторинг АРМИС 3 Обучение  и выполнение  дыхательной гимнастики Стрельниковой, метода  кинезиологии,  зрительной гимнастики. Работа с родителями  (собрания, всеобучи,  круглый стол,  дискуссионные клубы)  Дни здоровья 4 5 6 7 Внеурочная  деятельность  «Подвижные игры» Вакцинация 8 Классные часы.  Тематика бесед: «Как  следует питаться?»,  «Питание – необходимое условие для жизни  человека», «Здоровая  пища для всей семьи»,  «Умеем ли мы правильно питаться?»и т.д. Внеклассное  мероприятие «5  слагаемых здоровья» 10 Организация отдыха  9 2017­2021 лицей Учитель, родители 2017­2021  (2 раза в год:  осень, весна) 2017­2021 (1  раз в неделю) 2017­2021 по   плану 2017­2021 (по графику) лицей лицей лицей лицей Учитель, учитель  физической  культуры Учитель Мед.сестра,  учитель Учитель,мед.сестра 2017 декабрь лицей Учитель 2017­2021 лицей Учитель, УСЗН детей     (пришкольном  оздоровительном и  загородных лагерях и  санаториях) 11 Охват горячим двух  2017­2021 лицей разовым питанием 12 Страхование от  2017­2021 9 страховая  Родители, учитель,  работники  столовой Учитель несчастных случаев 13 Спортивный праздник  14 «Мама, папа, я –  спортивная семья» Занятость во внеурочное  время (секции, студии,  кружки) 2017 ­2021 (1  раз в год) 2017­2021 Учитель, учитель  физической  культуры Учитель, родители, тренер компания лицей спортивные  школы, секции  лицея,  танцевальные,  акробатически е студии Цель: создать условия для гармоничного  развития личности в процессе школьного Компонент «Психологическое здоровье» обучения  Планируемые результаты: ­наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а  также в целом позитивного восприятия окружающего мира; ­высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее  состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных  качеств, проблем и ресурсов; ­ стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы,  спортивных занятий, вести ЗОЖ.; ­ адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения. Компонент «Психологическое здоровье» Мотивация   к здоровью   и ЗОЖ Стремление   вести ЗОЖ Умение вести здоровый образ жизни   Психо­ эмоцио­ нальное состояние Школьная тревожность Самочувствие 2 раза в год 2 раза в год Учащиеся  1­, 2­, 3­, 4­ х классов Учащиеся  1­, 2­, 3­, 4­ х классов Учащиеся  1­, 2­, 3­, 4­ х классов   Интервью необходимо здоровый образ жизни?» «Почему вести   Экспертные родителей, учителей   оценки   Тест Филлипса, методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера­ Ю.Л.Ханина,"Самооценка психических   состояний" Айзенка Модифицированный   тестУчащиеся  2 раза в год 2 раза в год 10 Л. Люшера, САН 1­, 2­, 3­, 4­ х классов Примерный планпо развитию психологического здоровья  2017­2021 учебный № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мероприятие Почта доверия (для  родителей) Обучение приемам  саморегуляции Анкетирование, опрос Уголок уединения Формирующее  оценивание (смайлики) Внеурочная деятельность  «Час общения» Внеклассные  мероприятия: «Рождение класса»   «Семейные традиции»,  «Традиции класса»,  «Школьные традиции» «Лицеист года» Классные часы. Тематика бесед: «Ты и Я», «Если я  злюсь…», «Вредные  привычки», «Компьютер­  друг или враг», «Я за  ЗОЖ»и т.д. Социально­ психологическая адаптация   в   пятом классе. год: Сроки проведения Сентябрь  2017­2021 2018­2021 2017­2021  2017­2021 2017­2021 (на  каждом  уроке) 2017­2021 (1  раз в неделю) 2017­2021 по   плану Место проведения лицей лицей лицей лицей лицей лицей лицей Ответственные Учитель учитель  психолог Учитель, родители Учитель, психолог Учитель Учитель 2017­2021 (по графику) лицей Учитель,мед.сестра 2021­2022 лицей Учитель начальных классов, классный  руководитель 5  класса *Мероприятия Примерного плана могут меняться и корректироваться в процессе реализации проекта 11 На данный момент реализуемый проект находится на третьем этапе: конструкторско­ внедренческом (2017г. декабрь– 2020г. август). Проект реализован частично, имеет  практико – ориентированную направленность. На   сегодняшний   момент   мои   ученики   уже   овладели   приемами   дыхательной гимнастики   Стрельниковой   А.Н.     Известно,   что   правильное   дыхание   помогает насытить организм   человека  оптимальным количеством  кислорода, укрепляет его иммунную   защиту  и   стимулирует   обмен   веществ,   благоприятно   воздействует   на эндокринную систему и работу сердца. Уверяю,   любой   урок,   наполненный   приемами   дыхательной   гимнастики,   априори будет   здоровым!   Ребята   умеют   концентрироваться   и   расслабляться     с   помощью дыхательной   гимнастики.   Использую   перед   началом   сложной   работы   упражнение «Пинг­понг»  или  после контрольной  работы упражнение «Снег».   Кстати,  уборка выпавшего снега – это прекрасный повод для движения на перемене. Использование этих приемов, значительно снизило  количество заболеваний обучающихся. Пропуски уроков 2017 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Пропуски уроков 2017 Соответственно, значительно возросли показатели по ОФП 2017­2018год. 80 70 60 50 40 30 20 10 0 5 4 3 сентябрь май     В   результате   деятельности   были   установлены   партнерские   отношения   с   семьей каждого воспитанника, создана атмосфера взаимоподдержки и общности интересов. Благодаря совместеной работе родители и учитель лучше узнали ребенка, увидели его   в   разных   ситуациях.   Это   помогло   взрослым   в   понимании   индивидуальных 12 особенностей   детей,   развитии   их   способностей,   формировании   ценностных жизненных   ориентиров,   преодолении   негативных   поступков.   Осуществляется   и обратный   процесс   воздействия.  Дети   обучают   родителей   на   собрании   приемам саморегуляции.   Проделанная работа помогла родителям осознанно понять, что: ­ образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение   потенциала   здоровья   человека,   но   и   быть   причиной   сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни. ­ образ жизни должен соответствовать возрасту человека; ­ образ жизни должен быть обеспечен энергетически; ­ образ жизни должен быть укрепляющим; ­ образ жизни должен быть ритмичным; ­ образ жизни должен быть эстетичным; ­ образ жизни должен быть нравственным; ­ образ жизни должен быть волевым. Несомненно, при тесном сотрудничестве родителей и педагога, возросли результаты учебной деятельности. 120 100 80 60 40 20 0 Декабрь Май УО Повышенный Высокий Базовый Этому способствует комфортная обстановка на уроке. С использования  сигнальных смайликов   начинается   любая   работа   ­   они   же   сигнал   к   моему   действию   или видимому   бездействию.   Когда   тревожные   смайлики   повторяются,   к   решению проблемы   подключается   психолог.   Иногда   ребенку,   как   и   взрослому,   хочется побыть   наедине.   Для   этого   есть   «Уголок   уединения».   Здесь   есть   перчаточные куклы, антистрессовые раскраски и игрушки, можно почитать книгу. На   уроках   постоянно   провоцирую   ребят   на   движение,   часто   детям   приходится поворачиваться,   чтобы   найти   нужную   информацию,   меняю   учебные   зоны,   дети работают в группах, на ковриках.  А если это невозможно, включаю в урок приемы кинезиологии.  Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.  Метод   кинезиологии     направлен     на синхронизацию работы полушарий головного мозга. 13 Следовательно, развивающая работа на основе метода   кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.  Метод кинезиологии влияет не только на   психическое и физическое здоровье, он позволяет   активизировать   различные   отделы   коры   больших   полушарий,   что способствует   развитию   интеллектуальных   способностей   человека.     В   частности, применение   данного   метода   позволяет   улучшить   у   ребенка,   внимание,   речь, пространственные   представления,   мелкую   и   крупную   моторику,   снижает утомляемость,   повышает   способность   к   произвольному   контролю, стрессоустойчивость. В результате обучения кинезиологическим упражнениям наблюдается качественная  положительная динамика в развитии познавательных процессов восприятия, памяти,  внимания, воображения, творческих способностей. Результаты диагностики отношения к школе 2017­2018 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Благоприятное эмоциональное состояние Неудовлетворител ьное эмоциональное состояние Удовлетворительн ое эмоциональное состояние Пропаганду здорового образа жизни веду на каждом уроке.  Результаты   практической   деятельности   проекта   по   здоровьесбережению представляла на муниципальном и  областном уровнях, принимая участие в конкурсе «Учитель года 2018» в номинации «Учитель здоровья». Ожидаемые результаты 1.Сохранить здоровье школьников, научить приемам саморегуляции. 2.Повысить качество образования, используя  метод кинезиологии. 3. Повысить заинтересованность родителей, педагогов в формировании основ  здорового образа жизни обучающихся. 4.Укрепить  иммунитет, применяя дыхательную гимнастику. 5.Социализировать ребенка с ОВЗ. Направление финансирования Необходимое ресурсное обеспечение проекта Цель Расходы   на   размножение Проведение   обучающих   семинаров, 14 дидактических   материалов   (на бумажных и электронных носителях) Издательские расходы мастер­классов мастерских Публикация продукции   и   педагогических   научно­методической Планируемые результаты в педагогических компетенций применению методов оздоровления детского организма Для детей: ­снижение заболеваемости на 3 %; ­формирование у детей навыков саморегуляции, привитие навыков ЗОЖ. Для родителей: ­активное включение родителей в образовательную деятельность; ­обучение повседневнойжизни; ­повышение педагогической компетентности родителей. Для педагогов: ­формирование использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми; активная реализация метода сотрудничества в триаде «дети – педагоги – родители»; ­постоянное повышение квалификации, участие в конкурсах, конференциях. Перспектива развития проекта  ­ Обобщение и сохранение лучших традиций в работе лицея  с семьями обучающихся.   ­   Установление   практических   связей   с   социальными   партнерами   по вопросам   здоровьесбережения   и   культуры   ведения   здорового   образа жизни.   ­   Изменение   отношения   сотрудников   к   собственному   здоровью   с   целью трансляции обучающимся и родителям личного примера ЗОЖ.          ­ Подготовка материалов для публикаций на сайте лицея, местной прессе, научно­методических журналах. по Возможные риски реализации проекта:  1.Несбалансированное по качеству и количеству питание в семье; 2.Гиподинамия, гипердинамия. 3.Стрессовые ситуации в семье. 4.Безразличное отношение к здоровью 5.Незнание методов диагностики здоровья Предупреждение рисков: 1.Формирование культуры рациональное питания. 15 2. Сбалансированность  активности путем организации различных  форм  деятельности. 3.Здоровый психологический климат в семье. 4.Повышение мотивации  школьников в отношении  своего здоровья. 5.Владение простейшими методами диагностики здоровья. Приложение Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого­педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья,   ответственного   отношения   не   только   к   собственному   здоровью,   но   и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания.  В процессе личностно­ ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная   диагностика,   используемая   не   для   оценки   имеющихся   способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания   школьников   на   развитие   их   самых   разных   возможностей,   т.е.   на мотивацию ЗОЖ. Выделяются 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника: 1­й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает; 2­й   – допустимый –   отражает   положительное   отношение   учащегося   к   ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна; 3­й   – тревожный –   ученик   признает   необходимость   ведения   здорового   образа жизни, но как второстепенное положение; 4­й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована. В качестве используемых диагностических процедур обучающимся предлагается написать мини­сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?». Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию   умений   и   навыков   ребенка   вести   здоровый   образ   жизни,   используя четыре уровня: 1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками   ЗОЖ;   учащийся   с   вниманием   относится   к   собственному   здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей.  2. Допустимый –   навыки   ЗОЖ   сочетаются   с   отсутствием   вредных   привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер. 16 3. Тревожный –   понимание   необходимости   ведения   ЗОЖ   не   сочетается   с   употребление   алкоголя   или навыками   собственной   жизнедеятельности; табакокурение носят эпизодический характер. 4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ. Каждый ребенок ­ особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят  «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для  того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.  4 года я участвовала в  проекте «Дистанционное образование детям с ограниченными возможностями  здоровья»,  являясь совместителем санаторной школы – интернат №28 г. Ростова – на – Дону. Получив колоссальный опыт работы с особенными детьми, я и сейчас  работаю с ребенком ОВЗ по адаптированной программе. Мною разработаны  рекомендации по работе  с особенными детьми:  Принимать ребенка таким, какой он есть;  Как можно чаще общаться с ребенком;  Избегать переутомления;  Не сравнивать ребенка с окружающими;  Использовать упражнения на релаксацию;  Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;  Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;  Стараться делать замечания как можно реже;  Не предъявлять ребенку завышенных требований;  Оставаться спокойным в любой ситуации.  Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают   снять   статическое   утомление   различных   мышц,   ослабить   умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически   вплетаются   в   канву   урока.   Физкультминутки   я   провожу,   учитывая специфику   предмета,   зачастую   с   музыкальным   сопровождением,   с   элементами самомассажа   и   другими   средствами,   помогающими   восстановить   оперативную работоспособность. Время   начала   физкультминутки   выбираю,   ориентируясь   на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине урока). «Ленивые   восьмерки   для   глаз». Важное   коррекционное   упражнение,   которое рекомендуется выполнять после работы на компьютере. Снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз», так что   улучшаются   действия,   требующие   зрительной   работы.   Включаются   оба полушария головного мозга, вследствие чего улучшается концентрация внимания, письма, чтения. 1.   Вытяните   руку   перед   собой,   чуть   согнув   в   локте.   Сожмите   пальцы   в   кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте   движение   по   форме   перевернутой   восьмерке   (знак   бесконечности). 17 Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением пальца только глазами: то   есть   глаза   вслед   за   рукой   рисуют   восьмерку,   при   этом   голова   все   время удерживается в прямом положении. Большой палец начинает движение от центра и идет вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения должны быть медленными и осознанными. 2. Повторите движение как минимум по три раза каждой рукой, плавно и непрерывно. Обе руки вытяните вперед и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают   перекрестие   («Х»).   Сосредоточьтесь   на   центре   перекрестия. Проделайте «Ленивые восьмерки» минимум три раза. «Ленивые восьмерки для письма». Выполняется аналогично «Ленивым восьмеркам для глаз». Восьмерка рисуется перед собой на столе. Сначала правой рукой минимум четыре   раза,   затем   левой   минимум   четыре   раза,   затем   указательными   пальцами, образовывающими   перекрестие   («Х»),   минимум   четыре   раза.   Выполняется   для активизации связи «рука – глаз» перед письменной работой или чтением. Помогает прояснить мысли. Соединяю   дыхательную   гимнастику   с   кинезиологией.   Для   этого   использую упражнения «Ухо­нос», «Рисуем зеркально» когда дети становятся старше  ­ «Слон», все это активизирует умственную деятельность. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия,  снятие   синкинезий   и   мышечных   зажимов.  Кроме   того,  развитие «чувствования»   своего   тела   способствует   обогащению   и   дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации   является   лобная   доля   мозга,   отвечающая   за   внутреннюю   речь   и самоконтроль.   Кроме   того,   выразительные   движения   являются   неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, т.к. нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше   чувствуют   и   осознают   свое   тело,   свои   чувства   и   переживания,   могут адекватно их выразить.  «Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы   восприятия   аудиальный,   визуальный   и   кинестетический.   Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации   ретикулярной   формации   и   настройке   внимания.   Также   улучшаются память,   навыки   чтения   и   понимания   прочитанного,   услышанного.   Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению. 1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки. 2.   Рукой   рисуйте   ленивую   восьмерку,   начиная   от   центра,   идя   вверх   по   часовой стрелке.  Глаза  следят  за движением  кончиков  пальцев. Старайтесь  рисовать всем 18 телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите   «У»,   но   можно   выполнять   упражнение   без   звука.Выполняйте   упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой. «Энергезатор». Повышает   уровень   кислорода   в   крови,   расслабляет   мышцы   шеи   и плеч.   Помогает   пробудить   весь   организм   после   долгого   сидения   или   работы   за компьютером.   Если   его   делать   около   10   минут,   стимулирует   и   повышает концентрацию внимания. Выполняется сидя. 1. Положите руки перед собой на стол. 2. Наклоните подбородок к груди, ощутите грудную клетку. Затем сделайте вдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Дыхательные и звуковые упражнения (проводятся во всех группах) Упражнение для развития артикуляции. 1. «Трактор» Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносит « д­т­д­т», меняя  громкость и длительность (произнесение этих звуков, укреплять мышцы языка. 2. «Стрельба» Представить, что мы находимся в тире, стреляем из воображаемого пистолета.  Высунув язык, энергично произнести «к­г­к­г» (укрепляются мышцы полости глотки). 3. «Фейерверк» Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и разноцветные огни  фейерверком рассыпаются в воздухе. Энергично произнести «п­б­п­б» (укрепляются  мышцы губ). 4. «Соня» Несколько раз зевнуть и подтянуться (зевание стимулирует не только гортанно ­  глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а так же снижает стрессовые  состояния. 5. «Гудок парохода» Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхания на 1­2 секунды, с шумом  выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у­у­у» (выдох удлинен). Гимнастика для глаз 19 Чтобы снять напряжение с глаз, использую гимнастику для глаз в стихах или со специальными предметами. Гимнастика полезна не только для детей с проблемами зрения   –   упражнения   помогают   снять   напряжение,   укрепить   глазные   мышцы   и усилить   кровообращение   глаз.   Гимнастика   для   глаз   для   детей   носит   название офтальмологические паузы и является одним из приемов оздоровления, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. 1. Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3­4 секунд. После  чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при  этом укрепляет мышцы. 2. Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы  век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и  кровоснабжение. 3. Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик,  изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем  координацию и ориентирование. 4. Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая  тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения. 5. Пол­потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз­вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым. 6. Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга  и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и  изображает спящего. После отдыха повторяемся. 7. Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по  часовой стрелке, а затем против. 8. Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо­ вверх, затем влево­вниз и в обратной последовательности. 9. Далеко­близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна.  Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10­15 секунд, после чего перевести взгляд на очень  близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от  глаз. 10.Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от  внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не  более 1 минуты. 20 Гимнастика для глаз. 1.Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно (посмотреть вправо­влево) Ах, как солнце высоко ( посмотрите вверх) Мы глаза сейчас закроем, ( закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх ­ влево и вверх ­ вправо) Вправо­влево повернём, А потом скатимся вниз, ( Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись ( Зажмурить глаза.Открыть и поморгать ими)  «Бабочка» Спал цветок ( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё) И вдруг проснулся, ( Поморгать глазами) Больше спать не захотел, ( Руки поднять вверх ­ вдох.Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, ( Руки согнуты в стороны ­ выдох) Взвился вверх и полетел. ( Потрясли кистями, посмотреть вправо­влево.) Кошка: Вот окошко распахнулось (разводят руки в стороны)Кошка вышла на  карниз (идут по кошачьи) Посмотрела кошка вверх (поднимают глаза вверх)  Посмотрела кошка вниз (опускают глаза вниз) Вот налево повернулась  (смотрят глазами влево) Проводила взглядом мух (проводят глазами слева  направо) Глаза вправо отвела Посмотрела на кота (смотрят глазами вправо) И  потом взглянула прямо (смотрят прямо) И закрыла их руками (закрывают их  руками) Стрекоза Вот какая стрекоза ­ как горошины глаза (пальцами делают  очки)Влево ­ вправо, назад ­ вперед (водят глазами вправо­влево) Ну, совсем  как вертолет (делают круговые движения глазами) Мы летаем высоко (смотрят вверх) Мы летаем низко (смотрят вниз) Мы летаем далеко (смотрят вперед)  Мы летаем близко (смотрят вниз) 21 Важная часть жизни школьника – внеурочная деятельность. Она не должна повторять  урок. Ее польза напрямую зависит от содержания. Я разработала авторский курс   «Подвижные игры» и «Час общения». Это не только статичное общение, это  проектная деятельность, экскурсии на предприятия нашего города, загородные  поездки.  А самое главное, я считаю, учитель – это пример для подражания. 22

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"

Проект " Здоровыми могут быть все"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2019