Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"
Оценка 4.9

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
6 кл
23.05.2017
Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"
Экологическая проблема давно стала злободневной. Чтобы решить такую проблему, нужно, прежде всего, привлечь внимание человека. Это можно сделать с помощью поэзии. Прочитав стихотворение, человек начинает задумываться о его смысле. Оно вдохновляет на благородные поступки. Если за основу стихотворения взять экологию, человек не только задумается, но и предпримет меры по сохранению природы. Стихотворения многих поэтов, пишущих о природе, звучат как сигнал бедствия, как крик о помощи природе. Всё это можно отнести и к нашим кинель-черкасским поэтам. Они умеют тонко подметить в движении природы движение души человеческой. Но часто их поэтические устремления сталкиваются с грубейшим бытием. Проблему взаимоотношения с природой поэты представляют как проблему человека прежде всего.. Любовь к природе не должна быть пассивной, она должна быть действенной. Мы решили сделать подборку стихотворений местных поэтов, которые, пробуждая сочувствие в читателе, должны призвать его к деятельности во спасение природы и себя. И мы очень хотим, чтобы этот сигнал был услышан.
проект Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов.docx
Экологические проблемы в стихах кинель­черкасских  поэтов Подготовили:  Плет Ангелина Жигалкина Дана 6А класс  ГБОУ СОШ №2  с. Кинель­Черкассы Самарская область Введение Что имеем, не храним­ Потерявши ­ плачем.                      Народная мудрость Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается, а иногда и уродуется  человеком.                                            Ю. Нагибин. Вероятно, нет ни одного поэта России, который не обращался бы к теме "Человек   и  природа".  Каждый  по­своему   из  них   воспринимает   природу,  и каждый по­своему открывая читателю мир природы и себя самого в этом мире. Эта тема, конечно же, неисчерпаема, но её звучание определяется и временем, в котором живёт и творит поэт, и тем, в каком взаимодействии находятся друг с другом в этот период человек, общество и природа. Если в первой половине 19 в. человек не ощущал себя сильнее природы, то и в поэзии отражалась гармония отношений человека и природы. Поэты воспринимали  природу как источник прекрасного для человека, как  нечто вечное ­ люди уходят, а природа остаётся ­ вечно прекрасное. С развитием научно­технического прогресса рождается новый взгляд на проблему "Человек и природа": "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" Человек почувствовал себя хозяином, покорителем и преобразователем природы, и его практическое отношение к природе ведёт к тому, что ради материальной выгоды человек готов губить и разрушать её. Человек, пытаясь овладеть природой и использовать её в практических целях, поставил её на край гибели, тем самым создав угрозу и своему собственному существованию. Экологическая   проблема  давно   стала   злободневной.   Чтобы   решить такую   проблему,   нужно,   прежде   всего,   привлечь   внимание   человека.   Это можно сделать с помощью поэзии. Прочитав стихотворение, человек начинает задумываться о его смысле. Оно вдохновляет на благородные поступки. Если за основу стихотворения взять экологию, человек не только задумается, но и предпримет меры по сохранению природы. Стихотворения многих поэтов, пишущих о природе, звучат как сигнал бедствия, как крик о помощи природе.   Всё   это   можно   отнести   и   к   нашим   кинель­черкасским   поэтам.   Они умеют тонко подметить в движении природы движение души человеческой. Но часто их поэтические устремления сталкиваются с грубейшим бытием. Проблему взаимоотношения с природой поэты представляют как проблему человека прежде всего..   Любовь к природе не должна быть пассивной, она должна быть действенной.   Мы решили сделать подборку стихотворений местных поэтов, которые, пробуждая сочувствие в читателе, должны призвать его к деятельности во спасение природы и себя. И мы очень хотим, чтобы этот сигнал был услышан. Новизна  работы   состоит   в   том,   что   экология   природы   в художественной   литературе   рассматривается   в   основном   на   материале прозаических   произведений   крупной   формы   (циклы   рассказов,   повесть, роман), в то время как экологическая тема в лирике затронута  практически очень мало.   Выполняя   исследование,   мы   столкнулись   с   трудностью   в   том,   что специализированной литературы по теме «Экология в стихотворениях поэтов Кинель­Черкасского   района»   мы   не   нашли.   Нам   пришлось   прочитать   все имеющиеся   в  школьной   библиотеке   сборники   со   стихотворениями   кинель­ черкасских поэтов, выбрать из них стихи на экологическую тему и произвести их анализ. Актуальность  темы,   выбранной   для   исследования,   в   том,   что   в последнее   время   человек   перегружен   информацией,   которая   совсем   не воздействует   на   чувства.   Современному   человеку   некогда   любоваться красотами природы, восхищаться ей. В погоне за цивилизацией человек стал просто   потребителем   природных   богатств.   Люди   практически   перестали читать   книги,   особенно   поэзию.   Своей   работой   мы   хотим   затронуть   хоть какие­то струнки души ребят нашей школы. Ведь в проблеме охраны природы немаловажную роль играет любовь к этой самой природе. А поэзия – источник зарождения или возрождения такой любви.  Особенно актуальна наша работа в этом году, так как Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 2017 год объявлен в России Годом экологии. В   своей   работе   мы   пытаемся   пропустить   проблемы   экологии   через призму   поэзии.   С   этой   работой   мы   планируем   познакомить   ребят   нашей школы, поэтому воздействие на чувства – главная наша задача. Цель работы: пробудить   в   людях   добрые   чувства   к   природе   с   помощью стихотворений на экологическую тему. Задачи: •  Изучить сборники стихотворений кинель­черкасских поэтов и выбрать из них стихотворения на экологическую тему; •  провести литературоведческий анализ данных стихотворений; • сделать подборку стихотворений на экологическую тематику Глава 1. Кинель­Черкасская   земля   славится   своими   поэтами.   В   Кинель­ Черкассах выпущено более 10 сборников.  Нами было прочитано книги: «Тебе посвящаю, мой край родной!»,  «Сила неизбывная ключей»,  сборник   стихов   Галины   Красновой   «На   пароходе   времени   плыву», Алексея Жукова «Слепые дожди»,  Юрия Михеева «Свет души», «Перекрестки»  и др.  Проблемы   экологии   в   своих   стихотворениях   затрагивают   Галина краснова, Юрий Михеев, Виктор Штанин, Александр Кочнев, Геннадий Казак, Алексей Жуков, Надежда Санакова и другие поэты. Глава 2. Приступая к  работе, мы провели опрос  учащихся 6­х классов. Были предложены следующие вопросы: ­Назовите имена поэтов Кинель­Черкасского района? ­ Какие стихотворения местных поэтов вы читали? ­ Есть ли среди стихов местных поэтов произведения на экологическую тему? Из 42 опрошенных учащихся 29 (69%) человек назвали имена Галины Красновой, Алексея Жукова. 15 человек читали стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне. 14 человек читали стихи о природе, но не смогли  вспомнить названия. Произведения на экологическую тематику назвали только 3 человека. Мы решили рассказать одноклассникам о таких произведениях. Глава 3. Читая стихотворения местных поэтов, можно обратить внимание, что во многих из них повторяются одинаковые образы – основные виды деревьев нашего края. Самый яркий образ, который встречается чаще всего – это образ русской березы. Оглянемся в наше далекое прошлое и вспомним, что береза ­ священное   дерево   многих   народов,   символ   «Святой   Руси».   Берёза   в славянской   мифологии   –   это   дерево   начала   жизни.   Оно   символизирует чистоту и верность, весну и воскресение. Среди исследуемых стихотворений пять посвящено березе. Рассмотрим их подробнее. Стихотворение Галины Красновой «Не спеши» очень близко известному нам стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Оба поэта одинаково скорбят о погубленной красоте. Люди живут своими заботами, не замечая, что их окружает прекрасное. А когда это прекрасное погублено их рукой, они все равно не видят потери. Тяжесть утраты ощущает только сама природы. Если у Лермонтова пальмы были срублены, чтобы в последний раз принести людям пользу – дать тепло от костра, то у Красновой березки «шепчутся в тиши». Здесь природа уже выступает  как источник различных благ для человека, и в стихотворении звучит призыв к человеку: О чем березки шепчутся в тиши? О сокровенном, видимо их речь… Для них зарю восхода не туши И не спеши стволы рубить и жечь. Продолжает   «березовую   тему»   Александр   Кочнев   в   стихотворении «Береза».   Используя   яркие   сравнения   «Стоишь   девчонкой   разодетой   в льняного   платья   полотно»,   поэт   описывает   достоинства   березы:   она   и «вдохновение поэтов», и «Большой Руси на радость, гербом зеленым на Руси», и красива «в жару, в морозы, когда снежинки и листва». Все стихотворение построено   на   антитезе   –   автор   противопоставляет   красоту   березы   и потребительское к ней отношение. Человек видит в березе только дрова. Стоишь девчонкой разодетой В льняного платья полотно Как вдохновение поэтов И не поэтов Все равно. Всегда светла: В жару, в морозы, Когда снежинки И листва… А мы пилим тебя, береза, Все на дрова да на дрова. К тебе я выйду под окошко И буду у тебя просить: Ты дай мне тонкие сережки Моей подруге поносить. В сиянье синих зорь и радуг, В прохладе утренней росы Ты всей большой Руси на радость Гербом зеленым всей Руси. Тебя буравят в сердце слезы ­ К чему высокие слова, А мы пилим тебя, береза, Все на дрова да на дрова. Геннадий   Казак   в   стихотворении   «Березка»   сравнивает   березку   с невестой. В   нем   передано   отношение   автора   к   березе:   нежное,   ласковое, трепетное. Поэт показывает взаимосвязь и взаимозависимость всего живущего на земле. Березе без старой сосны, которая ей только мешает, будет лучше, просторнее,   но   «если   нет   соседки   –   на   душе   печаль».   Экологические проблемы угадываются в подтексте: человек уничтожает все живое вокруг себя, а когда уже ничего вокруг не останется, вот тут­то и наступит «на душе печаль». Это стихотворение­предупреждение. Белая березонька рядышком с сосной Проросла по осени у тропы лесной!.. Больно исколола ей листики сосна, Та, что погибала, без корней гнила. Ничего, березонька! Скоро вновь весна! Скоро отряхнешься ты уже от сна. Но мешать не будет старая сосна, Ведь она погибнет! Старая она! Вскинешь руки­ветки, встретишь ты рассвет, Вырвешься из клетки ввысь, где солнца свет!.. Отряхнешь иголки старые с листвы… Что от них­то толку? Ведь они мертвы! Дунет вечер шалый вечерком с пруда. Все! Гляди: упала старая сосна, Корни­то отгнили, но грядет мораль: Если нет соседки – на душе печаль! Очень   созвучны   по   настроению   стихотворения   Сергея   Царева   «Я присяду   в   тени   белоствольных   берез»   и   Надежды   Санаковой   «Березовая молитва».   Одушевленная   природа   способна   чувствовать,   терпеть   боль, плакать, молиться. Береза ничего не жалеет для человека; она как донор, поит его целительным соком, а он «к ней с ножом подходит», «по живому режет», «шрамы   оставляет»,   «топор   берет»,   «все   рубит   ствол».   Оба   автора показывают беззащитность и искренность березы, готовность служить людям до   последней   капли   сока:   «Но   береза   зла   не   держит,   всех   она   прощает», «Березка белая молчит, даже не вздрогнула». Н.Санакова  призывает человека опомниться,   умерить   свое   потребительское   отношение   к   природе:   «Не выпьешь столько, человек, не жадничай!» Надежда Санакова Березовая молитва Была весенняя пора – Сокодвижение. Березка нежная с утра Стоит в волнении. Подружек рядом хоровод – Все просыпаются. А человек топор берет, К ним направляется. Он подрубил стволы. На снег Наставил баночек. Не выпьешь столько, человек, Не жадничай! Березка белая молчит, Даже не вздрогнула. Молитву, может быть, твердит: «Я буду донором. Я жажду людям утолю Соком целительным. О Господи, тебя молю: Будь мне спасителем!» Березка белая весной Стоит и молится. А человек все рубит ствол, Не успокоится. Читая стихотворения местных поэтов, можно обратить внимание, что во многих   их   стихотворениях   говорится     о   проблеме   сохранения   водных ресурсов. В стихотворении Галины Красновой «Берегите меня» мы слышим слышим крик маленького родника: Красота.   Родник горланит песни О местах, где он родиться смог, И о том, что в мире нет чудесней Тех волшебных пройденных дорог. Коими он тайно пробирался, Чтобы к солнцу обратить свой взор. Он бежал, от счастья задыхался. Что нашел свой чудо­коридор. И теперь, ликуя от восторга, Серебристым голосом звеня, Говорит нам: «Люди, шел к вам долго, Берегите вы теперь меня» Ни у кого из кинель­черкасских поэтов так остро не звучит тема угрозы окружающей среды как в творчестве Галины Красновой. Её волнует судьба каждой   травинки,   цветка,   каждого   бездомного   животного,   всей   природы, оказавшейся под угрозой уничтожения.  В стихотворении «Нам доброго бы вдохновенья» есть такие строки: А результат всей жизни нашей Уничтожаем лес густой. Природу мы толкаем к тризне, Лишь смаковать бы свой покой. А в стихотворении «Виновен в этом человек» автор осуждает деяния  человека: А дождь стучи где­то там, В небесной сини заблудились. Не относи всё к чудесам­ У природы ритмы сбились. Виновен в этом человек, Решивший, что он царь природы, И укорачивая век, Он рушит биоритм погоды.            Но она всё­таки верит, что каждый человек, если очень постарается,  сможет сделать наш мир немного светлее. Твое предназначенье , человек, Творцом быть на земле и в небесах. Планета ускоряет жизни бег, А мы спешим купаться в чудесах, Что создавались миллионы лет На благо всех живущих на земле. Сейчас природа гибнет, человек. Так что ответим высшему судье? Ведь нам планету надо сохранить,  Беречь её, богатство умножать,  Чтоб мы могли на ней спокойно жить,  Творить добро, любить, детей рожать. Природа защищается от нас. Всему когда­то должен быть предел. И чтобы свет всей жизни не угас, Творите, люди, больше добрых дел! Нет   большего   преступления,   чем   уродовать   и   извращать   природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, ­ это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к  ней нужно, как к своей матери, ­ с огромном любовью. Сорвал цветок, и он завял в руке, Поймал жука ­ он умер на ладони, И пенье птиц в небесном «далеке» Напомнило о колокольном звоне. Застыло сердце, понимая вдруг, Что мир вокруг прекрасен и непрочен, Что гибнет он от грубых наших рук, Что миг добра не может быть просрочен И совершенства хрупкое стекло Лишь издали нам наблюдать возможно. Чтоб ещё долго тайною влекло, Прекрасного касайся осторожно. Не рви цветок, и не лови жука, И не топчи созданья под ногами, Любуйся красотой издалека, И красота тогда пребудет с нами.

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"

Проект "Экологические проблемы в стихотворениях кинель-черкасских поэтов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017