Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"
Оценка 4.7

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
естествознание
Взрослым
24.02.2018
Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"
Проект адресован учителям общеобразовательных учебных учреждений, ученикам 6 -11 классов. Проект может быть реализован в содержании элективных курсов, исследовательских работах обучающихся, при подготовке к итоговой аттестации. Проект включает методическое пособие для учителя: «Технологическая карта урока деятельностной направленности «открытие нового знания», «Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока», копилка задач по курсу «Анатомия человека»; - методическое пособие для учащихся (учителей): «Инструкции и памятки по применению приемов технологии развития критического мышления» адаптированные к преподаванию биологии
Нижневартовск МБОУ СОШ №2 проект Борисова.doc
образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 Муниципальное бюджетное ­многопрофильная»   «Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода» Автор­разработчик:    учитель высшей квалификационной категории Борисова Елена  Анатольевна г. Нижневартовск  2014 2. Краткая аннотация  проекта   –  биология.    Предметный раздел – предмет естественнонаучного  цикла.  Предмет   Возрастная группа – обучающиеся 6 ­11 классов. Адресация   проекта:  проект   адресован   учителям   общеобразовательных учебных   учреждений,   ученикам   6   ­11   классов.   Проект   может   быть реализован в содержании элективных курсов, исследовательских работах обучающихся, при подготовке к итоговой аттестации.   Проект включает:  ­   методическое   пособие  для   учителя:   «Технологическая  карта  урока деятельностной   направленности   «открытие   нового   знания»,   «Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока», копилка задач по курсу «Анатомия человека»; ­ методическое пособие для учащихся (учителей): «Инструкции и   памятки по   применению   приемов   технологии   развития   критического   мышления» адаптированные к преподаванию биологии;  ­ список литературы.                        Тип проекта:   по характеру создаваемого продукта – практико­ориентированный; по количеству участников – групповой, индивидуальный; по продолжительности – долгосрочный. 3. Обоснование необходимости проекта      Актуальность   данного   проекта   вызвана   изменениями   в   современном российском образовании. В условиях модернизации образования:  переход массовой   школы   к   реализации   инновационных   технологий   обучения главным   направлением   развития   средней   школы   является   повышение качества  образования, создание  условий  для  развития  личности  каждого ученика   через   совершенствование   системы   преподавания. Невозможно добиться   успехов   в   решении   задач,   поставленных   перед   учителем,   без активизации  познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого   познавательного   интереса   к   изучаемому   материалу. Формирование   познавательных   интересов   и   активизация   личности   – 2 процессы   взаимообусловленные.   Познавательный   интерес   порождает активность,   но   в   свою   очередь,   повышение   активности   укрепляет   и углубляет   познавательный   интерес.   Развитие   познавательной   активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической   науки   и   практики.   Реализация   принципа   активности   в обучении   имеет   определенное   значение,   т.к.   обучение   и   развитие   носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.                Анализ собственной педагогической   деятельности показал, что, у многих обучающихся недостаточный уровень познавательного интереса к биологии.   У   таких   ребят   формируется   привычка   к   бессмысленной деятельности, списыванию, ответам по подсказке, шпаргалкам. Знания их, как правило, отрывочны и поверхностны. Это привело меня к осознанию педагогических   проблем:  недостаточный     уровень   познавательного интереса   и   познавательной   активности   обучающихся   на   уроках биологии;   необходимость   реализации   инновационных   технологий обучения в связи с переходом на ФГОС. Методологическая государственного образовательного стандарта общего образования ­ деятельностный подход, в   котором   главное   место   отводится   активной   и   разносторонней,   в максимальной   степени   самостоятельной   познавательной   деятельности школьника. При формировании познавательного интереса и познавательной активности учащихся на своих уроках использую элементы инновационных технологий:   проблемного   обучения,   технологии   развития   критического мышления. Считаю, что эти образовательные технологии в большей степени активизируют   познавательную   деятельность   обучающихся,   развивают творческую активность.   Федерального     основа 4. Цели и задачи проекта   Актуальность  данного проекта определила  цель     проекта: формирование познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии с использованием   технологий,   отвечающих   принципам   деятельностного подхода. Объект исследования:  процесс формирования познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии.  3 Предмет   исследования:  технология   формирования   познавательного интереса и активности обучающихся в контексте деятельностного подхода. Гипотеза:  формирование   познавательного   интереса   и   активности обучающихся   на   уроках   биологии   в  контексте   деятельностного   подхода наиболее эффективно, если в технологии  деятельностного подхода особое внимание будет уделено: А)   средствам   активизации   деятельности   обучающихся   (создание проблемных ситуаций); Б) средствам активизации мыслительной деятельности. Задачи проекта: 1. Изучить состояние проблемы в теории и практике образования. 2.Определить   факторы   формирования   познавательного   познавательной активность обучающихся. 3.Разработать   технологическую   карту   урока   деятельностной направленности «открытие нового знания». 4. Представить результат проекта в форме портфолио, включающего: ­ приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока ­ копилку задач по курсу «Анатомия человека» ­ инструкции и памятки по применению технологии РКМ. 5. Распространить информацию о накопленном педагогическом опыте через сайт учителя http://borisovaea.umi.ru, публичные выступления на ГМО.   интереса   и 5. Основное содержание проекта Для   реализации   поставленной   цели   использовала   комплекс взаимодополняющих   методов: (анализ   философской, научной   педагогической,   психологической   и   методической   литературы; анализ   образовательных   стандартов,   учебников   для обучающихся 6­11 классов); эмпирические (систематические наблюдения в школьной практике); социальные   (опросы, беседы, дискуссии).      теоретические    программ, Настоящий педагогический опыт основан на работах в области:   ­  современных   образовательных   технологий:  «Развитие   критического мышления» (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит);  «Проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутова, A.M. Матюшкина); «Технология деятельностного метода» (Л.Г. Петерсон); ­ психологических основ обучения и воспитания (российский психолог Л.С. Выготский, швейцарский психолог Ж. Пиаже, американский психолог Д. Брунер). 4 осуществлять   Ведущая   идея   проекта  ­  формирование   познавательного   интереса   и познавательной   активности   обучающихся   в   контексте   деятельностного подхода   как   главного   элемента   современной   системы   развивающего обучения. Технология деятельностного подхода преобразовывает систему деятельности,   сохраняя   все   необходимое   для   реализации   новых образовательных   целей.   Реализация   деятельностного   подхода   позволяет последовательно ориентировочно­мотивационный, операционально­исполнительный,   рефлексивно­оценочный   этапы   учебной деятельности. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены на четыре группы: ­ уроки «открытия» нового знания («ОНЗ»); ­ уроки рефлексии; ­ уроки общеметодологической направленности; ­ уроки развивающего контроля. В  данном  проекте   уделено   внимание   урокам  «открытия»  нового   знания. Уроки апробированы по курсу «Анатомия человека» (8 класс). Структура урока «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: 1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).      Этапы урока деятельностной   направленности     «ОНЗ»   включают   в себя   элементы   инновационных   технологий:   проблемного   обучения, технологии развития критического мышления. 5 проблемных     ситуаций,   постановка   Создание     учебных   проблем, проблемных   вопросов­задач,   использование   приемов   и   стратегий технологии критического мышления ­ пути активизации обучения на уроках биологии,   которые   помогают   проявить   оригинальность   мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений.    Путь   формирования   познавательного   интереса   и   активности обучающихся   с   использованием   указанных   технологий   представлен   на рисунке 1.       Рисунок 1. Проект   реализуется   в   рамках   одного   учебного   учреждения.   Реализация проекта   осуществляется   через   классно­урочную   систему   преподавания предмета биологии.  Информация о проекте распространялась посредством публикаций материалов в Интернете (сайт учителя http://borisovaea.umi.ru, на   сайте   Всероссийского   фестиваля   педагогических   идей     «Открытый урок»), а также распространение информации о накопленном опыте работы среди   коллег   города   в   рамках   конкурса   «Педагог   года   города Нижневартовска ­ 2013 г.». На школьном МО проект заинтересовал и стал применяться в работе учителей географии, биологии, химии, математики нашей школы. Таблица 1. Преподаватель Образовательное учреждение. Класс Количество обучающихся 6 Алимбекова Н.В. (учитель географии) Щербинова   Н.Н.   (учитель математики) Воскобойникова (учитель химии) Абдулова   Г.Х.   (учитель биологии) Т.И.   МБОУ   «СОШ   №   2­ многопрофильная»,   6­е,   9­е классы МБОУ   «СОШ   №   2­ многопрофильная», 11а, 11б МБОУ   «СОШ   №   2­ многопрофильная», 8­9 классы МБОУ   «СОШ   №   2­ многопрофильная»,   5­е,   9­е классы 220 46 104 215 6. Ресурсы Временные   ресурсы  –   2009­2010   г.г.   (создание   и   внедрение   проекта, изучение   теоретических   основ   технологий);   2010­2011г.г.   (активное использование   проекта);   2011­   и   т.д.   (корректировка   и   дальнейшее использование   проекта);  информационные   ресурсы  –   совокупность данных,   организованных   для   эффективного   получения   достоверной информации (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации  нормативно­правовые   ресурсы проекта,   его   изложение   на   МО); (подготовка   документов   регламентирующего   характера);  научно­ методические   ресурсы  (создание   научно­методического   обеспечения реализации   проекта,   рекомендаций); интеллектуальные   ресурсы  –   наличие   у   учителя   педагогических компетенций   (владение   ТРКМ,   технологией   проблемного   обучения, личностно­ориентированного   обучения,   групповыми   и   индивидуальными формами   работы,   владение   знаниями   психологии   и   возрастных особенностей   учащихся);  организационные   ресурсы  –   административная поддержка   и   оказание   помощи   в   реализации   проекта;  материально­ технические ресурсы  (кабинет биологии, интерактивная доска, документ камера, медиапроектор, компьютер, принтер, маркерная доска, цифровые микроскопы, литература, дидактические материалы).   методических   памяток, 7. Партнеры автор  –   учитель   биологии   высшей   квалификационной   категории, разработчик     организующий   учебную, исследовательскую   и   практическую   деятельность   учащихся.   Учитель содержания   проекта, 7 осуществляет   координационную   работу   по   взаимодействию   всех участников проекта, проводит занятия, консультирует учащихся, проводит анализ   результатов   проекта;  учащиеся  –   выполняют   учебную, исследовательскую   и   практическую   работу   в   совместной   с   учителем деятельности,   представляют   результаты   своей   деятельности   на   уроках, олимпиадах,   научно­практических   конференциях   различного   уровня; администрация   школы  –   оказывает   материальную   поддержку   в приобретении   необходимого   оборудования   (компьютер,   медиапроектор, документ камера, принтер, интерактивная доска, цифровые микроскопы), а также моральную   поддержку во время презентации проекта;  пассивные участники проекта – психолог школы осуществляет диагностику развития уровней   познавательной   активности   и   познавательного   интереса обучающихся.  8. Целевая аудитория      Данный проект рассчитан на учащихся 6 ­11 классов. Отбор участников происходит в соответствии с учебной нагрузкой педагога, работающего в 6 ­11 классах. Целевая группа: обучающиеся общеобразовательных школ 6­11 классов,   учителя   биологии,   работающие   в   6­   11   классах.   Количество участников проекта не ограничено. Возраст участников: обучающиеся 12­17 лет.   Социальный   статус   участников:   обучающиеся   общеобразовательной школы, учителя.  9. План реализации проекта       определение   предмета,   Формирование   опыта   происходило   с   2009   года   по   2013   год   включительно:  2009­2010 г.г. – подготовительный этап (изучение состояния проблемы в психолого­педагогическом знании и ее анализ с позиции методологической педагогики;   задач   исследования; формулирование гипотезы; отбор методик исследования познавательного интереса   и   активности     обучающихся);   2010­2011   г.г.   –  поисково­ экспериментальный этап (апробация проекта, промежуточные результаты, корректировка);   2011­   по   настоящее   время   –  заключительный   этап (оценка   эффективности   проекта,   корректировка   проекта,   анализ результатов,   обобщение   и  распространение  информации   о   накопленном опыте). Проект реализуется мною по календарно­тематическому плану.   цели, 8 В     апробации   проекта   приняли   участие   учащиеся     8   классов   (120 человек). В     школе   выступала   на       научно­практическом   семинаре  «Современные образовательные   технологии   как   средство   повышения   качества образования» с темой «Инновационные технологии на уроке «открытия» нового знания в условиях подготовки к введению ФГОС» (присутствовало – 54 человека). С данным опытом  работы    ознакомила учителей города на заседании   городского   МО   (присутствовало   –   27   человек,   2013­2014 учебный год). Также проект был отмечен в рамках конкурса «Педагог года города   Нижневартовска   ­   2013   г.»   в   конкурсном   мероприятии «Методический   семинар»   (присутствовало   23   человека),   комбинации элементов инновационных методик при деятельностном подходе обучения (проблемного   обучения,   ТРКМ)   показала   в   конкурсных   мероприятиях «Открытый урок», «Разговор с учащимися» (присутствовало – 20 человек обучающихся; 11 человек членов жюри).   Предполагаемым   результатом   проекта   было   формирование   у   детей   познавательной   активности   и   познавательного   интереса   к   предмету биология. Поэтому большое значение, я уделяла подготовке учащихся к выступлениям  на конференциях различного уровня. Результаты: городской Слёт научных обществ обучающихся в 2009­2010 уч. г. – 4 место (Хафизова М, 10 класс «Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью»); 2012­2013 уч. г. – 2 диплома II степени (Плетенчук В. 6 класс «Изучение   влияния   фитонцидов   растений   на   рост   и   развитие   плесневых грибов»,   Гнитецкая   Л.   6   класс   «Влияние   домашних   животных   на эмоциональную   отзывчивость   и   тревожность   учащихся»),   диплом  III степени  (Зайцева  Д. 6 класс  «Леворукость  ­ аномалия,  одаренность  или индивидуальный   вариант   нормы?»);   межрегиональный   фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»   в 2010­2011 уч. г. – лауреат (Шарифуллина А. 7 класс «Изучение влияния энергетических напитков на живой организм»), в 2012­2013 уч.г. – 2 диплома  II  степени (Зайцева Д., Плетенчук В.): научно­практическая конференция «Сохраним нашу Землю голубой   и   зеленой» в   рамках   Международной   экологической   акции «Спасти и сохранить» в 2012­2013 г.г. ­  диплом III степени (Гнитецкая Л. 6 класс).  10. Ожидаемые результаты и социальный эффект 9 10.1 Результатом  реализации проекта становится  качественная подготовка учащихся по предмету (качество 68%).  Реализация проекта показала, что реальным   социальным   эффектом   становится   будущее   профессиональное самоопределение выпускников, связанное  с профессиями: инженер­эколог, врач.   За   последние   три   года   (2009­2012)   ЕГЭ   сдавали   15   учащихся.   7 человек из них поступили в высшие медицинские учреждения, 5 человек в медицинский колледж г. Нижневартовска. Средний балл ЕГЭ за три года составил   ­   60   (что   выше   городского).   Социальным   эффектом   в   ходе реализации работы над проектом является представление материала на сайт школы, публикации  из опыта работы на  http://borisovaea.umi.ru (в разделе «Конкурс   «Педагог   года   –   2013»),   на   сайте   Всероссийского   фестиваля педагогических идей  «Открытый урок». 10.2 Продуктом проекта является методическое пособие, включающее ­ технологическую карту урока деятельностной направленности «открытие нового знания»,  которая может быть использована учителями на II и III ступенях обучения при внедрении ФГОС; - «Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока», «Инструкции и     памятки по  применению приемов технологии развития критического   мышления»   адаптированные   к   преподаванию   биологии, копилку задач по курсу «Анатомия человека». Цель  создания   методического   пособия:   оказать   помощь   учителю   в организации урока «открытие нового знания».  Задачи:   разработать   схему   проектирования   урока   «открытия   нового знания»   с   указанием   некоторых   приемов   развития   познавательной активности и интереса на разных этапах урока; создать копилку задач по курсу «Анатомия человека». Практическое   применение:  материалы   пособия   помогут   учителю   при проектировании   урока   «открытия   нового   знания»  сохранить деятельностный   подход   обучения   и   обеспечить   соответствующую   ему систему дидактических принципов как основу для построения структуры и условий  взаимодействия   между учителем  и  учеником.  Обучать  решению любых проблемных (биологических) задач с опорой на приемы технологии развития   критического   мышления,   проблемного   обучения.   В   результате работы   по   данному   пособию  учащиеся   должны   знать:  приемы   работы технологии развития критического мышления, проблемного обучения. 10 Должны   уметь:  выявлять   причинно­следственные   связи,   определять критерии   для   сравнения   фактов,   явлений,   анализировать   связи, соподчинения   компонентов,   работать   с   текстом:   составлять   логические цепочки, таблицы, схемы. Знание приемов данных технологий может быть полезно учащимся 6­11 классов при подготовке к урокам и в самообразовании. А также учащимся 9­11 классов при повторении курса биологии в ходе подготовки к итоговой аттестации. Схема проектирования урока открытия нового знания Деятельностная   цель   урока   «ОНЗ»:  формирование   способности учащихся к новому способу действия. Образовательная  цель урока  «ОНЗ»:  расширение   понятийной   базы   за счет включения в нее новых элементов. Таблица 2. Этап урока Цель Деятельность Деятельность Приемы 1.  Мотивирование  к учебной  деятельности. ­ мотивация  учащихся  к  учебной  деятельности    ­определение  содержательных  рамок урока и  способов  деятельности ученика Опора   жизненную ситуацию на ­ Прием новизны ­ Прием  значимости  изучаемого  материала ­театрализация ­яркое пятно ­эвристический  прием учителя 1) актуализирует  требования к  ученику со  стороны учебной  деятельности  (“надо”); 2) создает  условия для  возникновения  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность  (“хочу”); 3)  устанавливается  тематические  рамки (“могу”). 11 2.Актуализация  и фиксирование индивидуальног о затруднения в  пробном  учебном  действии. ­ организация  подготовки и  мотивации  учащихся к  надлежащему  самостоятельно му выполнению  пробного  учебного  действия 3.Выявление  места и  причины  затруднения ­выделение  и  формулирование нового знания. 1) актуализирует  соответствующие мыслительные  операции и  познавательные  процессы; 2) мотивирует к  пробному  учебному  действию (“надо” ­ “могу” ­  “хочу”) и к его  самостоятельном у осуществлению 1) организует  выявление места  и причины  затруднения 2) организует  взаимодействие  учащихся 3) организует  решение, сбор и  обсуждение  результатов 4. Построение  проекта выхода  из затруднения  ­моделирование  способа  открытия нового Этим   процессом руководит учитель: на     и   фиксируют 1) актуализируют изученные способы действий, достаточных   для построения нового знания, их обобщают и фиксируют; 2) индивидуальные затруднения   в выполнении пробного учебного действия или его обоснуют 1) восстановливают выполненные операции   фиксируют (вербально и знаково)   место­   операцию, шаг, где   возникло затруднение; 2) соотносят свои действия   с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)  3)   выявляют   и фиксируют   во внешней   речи причину затруднения   ­   те конкретные знания,   умения или   способности, которых недостает   для решения исходной   задачи и   задач   такого класса   или   типа вообще. В 1) коммуникативно й форме       ­ Работа в  группах, в парах ­ верные,  неверные  утверждения -прием «З/Х/У» ­толстые, тонкие  вопросы - Прием  постановки  проблемного  вопроса ­ прием научного  спора Приемы  целеполагания:  ­тема­вопрос 12 (цель и тема,  способ, план,  средство). знания первых   порах   с помощью подводящего диалога,   затем   – побуждающего, а затем   и   с помощью исследовательск их методов.   Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Проводит параллель с ранее   изученным материалом. Организует учащихся   исследованию проблемной ситуации Организует работу в парах, в группах   для реализации построенного проекта по 5. Реализация  построенного  проекта.     выявление ­ обучающимися новых знаний,  ­ развитие умения находить ответы на   проблемные вопросы,  ­ детей самостоятельно му   выводу способа действия   информацией   подведение к с   6. Первичное  закрепление с  освоение   ­ способа   организует 1) работу   обдумывают проект   будущих учебных действий:   ставят цель (целью всегда   является устранение возникшего затруднения   согласовывают тему урока выбирают 3) способ,   строят план   достижения   цели и определяют средства­ алгоритмы, модели и т.д. 2)     выбирают   обсуждают 1) различные предложенные варианты 2) оптимальный вариант, который фиксируется   в языке   вербально и знаково   3)   построенный способ   действий используют   для решения исходной   задачи, вызвавшей затруднение 4) уточняют общий   характер нового   знания   и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В коммуникации форме     ­работа над  понятием ­подводящий  диалог ­исключение ­группировка ­домысливание ­проблемная  ситуация и др. -работа в  группах, парах ­моделирование ­применение  схем Фишбон ­составление  кластера ­таблица ПИМ ­стратегия  IDEAL исследовательски й прием ­работа в  группах, парах 13 проговаривание м во внешней  речи. с в   действия полученными знаниями   практической деятельности 7.  Самостоятельна я работа с  самопроверкой  по эталону. ­ осознание  каждым  обучающимся  степени  овладения  полученных  знаний  ­ организация  для каждого  ученика  ситуации успеха, мотивирующая  его к включению в дальнейшую  познавательную  деятельность   к   в фронтально, группах, в парах 2)   устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает   высказыванию своего мнения. 3) подводит обучающихся   к выводу о… 4)   наводящими вопросами помогает выявить причинно­ следственные связи в… 5)   обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. 6)   акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся   на уроке 1)организует индивидуальную форму работы 2)   организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу   уточнению   конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение по и   решают   типовые задания на новый способ   действий с проговариванием алгоритма решения вслух. ­использование  натуральных  объектов ­моделирование ­использование  символов ­работа с  таблицами   Самостоятельно выполняют задания   нового типа и осуществляют  их самопроверку, пошагово сравнивая эталоном с   Индивидуальная  работа Выполнение  теста, карточки и т.д. 14 8. Включение в  систему знаний  и повторение. 9. Рефлексия  учебной  деятельности на уроке (итог). ­ выявление   границы  применимости  нового знания  ­ автоматизация  умственных  действий по  изученным  нормам ­ подготовление  к введению в  будущем новых  норм ­ фиксация  нового знания ­оценка  собственной  деятельности на  уроке   в способов решения;  3)   организует исполнительскую рефлексию   хода реализации построенного проекта   учебных действий и   контрольных процедур Подбирает задания, которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую   для ценность введения   в последующем новых   способов действий 1)   организует рефлексию   и самооценку учениками собственной учебной деятельности 2) степень вовлеченности учащихся   в   работу   на уроке 3) дает комментарий   к домашнему заданию отмечает     Задачи,  помогающие  устанавливать  связь  теоретических  знаний с  практическими -эссе ­синквейн ­методика «все в  твоих руках» ­«плюс­минус­ интересно» ­лесенка успеха ­дерево успеха ­поезд ­«анкет­газета» ­ключевое слово   Выполняют задания, в которых   новый способ   действий предусматривает ся как промежуточный шаг     их называют соотносят и 1)   цель результаты, фиксируют степень   соответствия  2)   формулируют конечный результат   своей работы на уроке 3) основные позиции   нового материала   и   как они   их   усвоили (что   получилось, что не получилось   и почему) 4) намечают дальнейшие   цели деятельности       Приемы   развития   познавательного   интереса   на   разных   этапах   урока, инструкции   и       памятки   по   применению   приемов   технологии   развития критического мышления, адаптированные к преподаванию биологии, а так 15 же копилка задач по курсу «Анатомия человека» представлены  на сайте учителя http://borisovaea.umi.ru. 10.3 Вариант урока «ОНЗ» с применением ТРКМ, проблемного обучения. Урок (8 класс) «Круги кровообращения». 1.Мотивирование к учебной деятельности – прием «яркое пятно». ­   Что   объединяет   данные   объекты?   (слайд)   Их   предназначение?      (транспортная функция) ­ Что будет предметом обсуждения на уроке?  (движение крови, кровообращение)                                        А)     Актуализация   требований   к   учащемуся   со   стороны   учебной   деятельности (“надо”). ­ Как вы считаете, данный предмет обсуждения  актуален? ­Имеет ли он отношение к каждому из вас? Статистика по России: среди общей смертности  сердечнососудистые заболевания составляют 57 %. Нижневартовск: заболевания сердца   стоят на первом месте среди всех причин смертности.  30 человек из 100  умирают от сердечнососудистых заболеваний (слайд). Б)  Создание   условий   для   возникновения   внутренней   потребности   включения   в учебную деятельность (“хочу”). В   информационном   листе   учащимся   предлагается   выполнить   задание   №1   «Верю,   не верю» (технология ТРКМ). Утверждения До изучения материала (предположения) После изучения материала (ответы) 1. Человек имеет четырехкамерное сердце. 2. Кровь человека движется по двум кругам  кровообращения. 3. У человека 3 круга кровообращения. 4. Венозная кровь­это кровь, которая течет по   венам. 5. Артериальная кровь­это кровь, которая течет по  артериям. Учитель: отложим пока эту таблицу,  а в конце урока мы к ней вернемся. 16 В) Устанавливаются тематические рамки (“могу”). ­ Какое систематическое положение в органическом мире имеет вид человек разумный (царство, тип, класс)? Учитель: человек относится к классу млекопитающих, а особенности строения органов кровеносной системы и движения крови в организме млекопитающих вы изучали в курсе зоологии.   Поэтому,   на   сегодняшнем   уроке   вы   без   труда   сможете   изучить кровообращение человека. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения (столкновение с проблемой). ­Назовите   характерные   черты   кровеносной   системы   млекопитающих  (сердце четырехкамерное, замкнутая кровеносная система, два круга).  ­ Следовательно, какой может быть сделан вывод в отношении человека. (У него такие же признаки). ­ А кардиологи считают, что у человека три круга кровообращения. ­ Так как же считать правильно ­ два или три круга кровообращения?   ­ Предлагаю ответить на этот вопрос в течение урока  (учащиеся записывают эту проблему в информационный лист). 3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Учитель:  сформулируем  тему нашего урока  ­ «Круги  кровообращения»  (учащиеся записывают ее в информационный лист). Цель:  выяснить   особенности   пути   движения   крови   в   организме   человека (формулируют ученики) Задачи: (ставят ученики) 1.Изучить теоретический материал с помощью учебника. 2. Составить схему кругов кровообращения. 2.Определить количество кругов кровообращения.  Способ деятельности ­ работа в группах:  1   группа  изучает   движение   крови  большого   круга   кровообращения   (учащиеся моделируют «большой круг кровообращения» из предложенного материала) 2   группа  моделируют «малый круг кровообращения» из предложенного материала) 3 группа – кровообращение в сердце (учащиеся составляют схему на доске) Каждая группа получает инструктивную карточку  «План и средства достижения цели».   4. Реализация построенного проекта. А)   Выступление   1   группы   ­   «движение   крови   большого   круга   кровообращения». Представление модели.  Вопросы:  1. Что происходит в капиллярах большого круга кровообращения? 2. Кровь по венам поднимается к сердцу снизу вверх, тогда почему кровь не течет в обратном направлении? (лабораторная работа, функции венозных клапанов) Б)   Выступление   2   группы   ­   «движение   крови   малого   круга   кровообращения». Представление модели.  Вопросы:    изучает   движение   крови  малого   круга   кровообращения   (учащиеся 17 какую   проблему   в   начале   урока   мы   обозначили  (два   или   три   круга 1. Почему легочные артерии в вашей модели синим цветом, а легочные вены красным цветом? В) Выступление 3 группы по схеме.  Учитель:   кровообращения у человека?) Общие выводы: 1. Кровь у человека движется по двум кругам кровообращения. 2.   Большой   круг   кровообращения   начинается   с   левого   желудочка   и   заканчивается правым предсердием. 3. Малый круг кровообращения начинается  с правого желудочка и заканчивается левым предсердием. 4. Кровообращение в сердце – часть большого круга кровообращения. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель:  мы   с   вами   изучили   движение   крови   по   малому   и   большому   кругу кровообращения. Обращаю   ваше   внимание   на   динамический   слайд   «движение   крови   по   большому   и малому кругу кровообращения»  (прокомментируйте происходящее). 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. А) Вернемся к нашим утверждениям.  Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Заполните вторую колонку таблицы (см. 1 этап урока).  ­ По каким вопросам ваше мнение совпало?  ­ По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? Б) Рефлексия. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены виды деятельности   на   уроке.   Ученикам   предлагают   опустить   «веселое   личико»   в   тот вагончик,   который   указывает   на   то   задание,   которое   было   интересно   выполнять,   а «грустное   личико»   в   тот,   который   символизирует   неинтересное   задание.   Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. (Материал: цветные листы бумаги, магниты). 10.4   Фрагмент   методического   пособия   для   учащихся   (учителя) «Памятка   приемов   технологии   развития   критического   мышления» (стадия вызов: прием тонкие и толстые вопросы, стадия осмысления: прием ЗХУ, фишбон, стадия рефлексии). 1. Прием "Тонкие и толстые вопросы" Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех   фаз   урока:   на   стадии   вызова   ­   это   вопросы   до   изучения   темы,   на стадии осмысления ­ способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении ­ демонстрация понимания пройденного.  Толстые ? Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните,  почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы  считаете ...? В чем различие ...? Каким образом...? Предположите, что будет, если... ?  и т.д. Кто ? Что ?  Когда ? Может ..?  Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...?  Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? 18 По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие   простого,  односложного   ответа.   В  левой   колонке  ­   вопросы, требующие подробного развернутого ответа.  2. Прием ЗХУ Данный прием был разработан Донной Огл. Чаще всего я использую его,   когда   ориентирую   обучающегося   на   выполнение   самостоятельной работы. Данная работа представляется в виде таблицы. «Знаем – хотим узнать – узнали» Знаю (что мы знаем) Хочу   узнать  хотим узнать) (что   мы Узнал  (что мы узнали и что нам осталось узнать) Категории   информации  информации, пользоваться) (категории   которыми   мы   намерены Источники информации (источники, из которых   мы   намерены   получить информацию) Для   эффективного   использования   данного   приема   необходимо   помнить некоторые рекомендации автора: 1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения   в   первой   графе   таблицы.   2.   Попробуйте   систематизировать имеющиеся   сведения   до   работы   с   основной   информацией,   выделите категории   информации.   3.   Поставьте   вопросы   к   изучаемой   теме   до   ее изучения.   4.   Познакомьтесь   с   текстом   (фильмом,   послушайте   рассказ учителя). 5. Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы   в   третью   графу   таблицы.   6.   Посмотрите,   нельзя   ли   расширить список «категорий информации», включите в него новые категории (после работы   с   новой   информацией),   запишите   это.   7.   Поработайте   с   третьей частью таблицы. В ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили.   Запишите   новую   и   интересную   информации,   которую   вы получили на занятии. Если текст не дал Вам исчерпывающей информации и возникли новые вопросы, таблица может выглядеть так: Знаю Хочу узнать Узнал Хочу узнать (новые вопросы) Узнал (новые источники информации) 4. Прием «Фишбон» (Fish bon) Для   того,   чтобы   учащиеся   в   процессе   чтения   текста   смогли   четко сформулировать   проблему,   обозначить   направления   поиска   ее   решения, 19 можно   воспользоваться   приемом   Фишбон.   Представим,   что   ученики изучают   тему   «Антропогенное   воздействие».  После   работы   на   этапе вызова, они читают текст, из учебника. В процессе чтения, учащиеся работают со схемой Фишбон, что в переводе означает «рыбный скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние   и   нижние   «косточки».   На  верхних   «отростках»   ученики отмечают   причины   возникновения   изучаемой   проблемы  (кстати,   эти записи они могут сделать и на фазе вызова, до чтения текста в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних «косточек» есть нижние   отростки,   на   которых   обучающиеся   по   ходу   чтения выписывают   факты, существование сформулированных   ими   причин.   Записи   должны   быть   краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. подтверждающие     причины факты пробле мама Пути решени я 10.5 Результаты деятельности учителя Учебный год 2009­2010 2010­2011 2011­2012 2012­2013 Общая обученность (%)  Таблица 4. Качество обученности (%) 100 100 100 100 58 62 64 68 Диаграмма 1. 20 Б) Средний балл ЕГЭ по биологии по годам. Таблица 5. Учебный год 2009­2010 2010­2011 2011­2012 Количество сдающих экзамен Средний балл 2 6 7 57, 9 58 62,7 В) Мониторинг участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня. За время работы я подготовила победителей и призеров олимпиад и конференций по биологии, экологии: Муниципальный   уровень:  Всероссийская   олимпиада   школьников   по экологии – 2 место Панова М. (2012 г.); Городской Слёт научных обществ обучающихся – два Диплома 2 степени Плетенчук В, Гнитецкая Л. (2012 – 2013 уч.г.), Диплом 3 степени Зайцева Д. (2012 – 2013 уч.г.). 21 Региональный   уровень:  Межрегиональный   фестиваль   исследовательских работ «Открытие мира» ­ Лауреат Шарифуллина А. (2011­2012 уч.г.); два Диплома   2   степени   Плетенчук   В,   Зайцева   Д.   (2012­2013   уч.г.);   XIV межрегиональная   научно­практическая   конференция   «Сохраним   нашу Землю голубой и зеленой» ­ 3 место Гнитецкая Л. (2012­2013 уч.г.). Всероссийский   уровень:  Всероссийский   молодежный   биологический чемпионат – 3 место Шамигулов А. (2010 – 2011 уч.г.), 3 место – Шошин Н. (2011­2012 уч.г.), два 1 места Петухова А., Панова М. (2012­2013 уч.г.). дипломант   финального   этапа Международный   уровень:   V Международной Олимпиады по основам наук по биологии, Гаркавченко Д. (2009   г.);   3   место   второго   этапа  VII  Международной   Олимпиады   по основам наук по биологии, Шамигулов А. (2011 г.); 1 место второго этапа VIII Международной Олимпиады по основам наук по биологии Шошин Н. (2012 г.). Диаграмм 2. Г)   Уровни   познавательной   активности   и   познавательного   интереса обучающихся.   В   диагностическом   исследовании   принимали   участие   120 человек (8 «а» класс­26 чел, 8 «б» класс­24 чел, 8 «в»­ 16 чел, 8 «г» ­ 27 чел, 8 «д» ­ 27 чел.). Использовались опросник   «Познавательная активность обучающихся» (Б.К.Пашнев) и «Карта интересов» (А.Е.Голомшток). 22 Диаграмма 3. Диаграмма 4. Степень   достижения   поставленной   цели   ­   цель   достигнута,   что подтверждено результатами. Возможные последействия реализации проекта – дальнейшие консультации учителей, заинтересовавшихся проектом. 11.  Перспективы дальнейшего развития проекта 23 Планирую: ­   использовать   проект   в   дальнейшем,   так   как   имеется   положительная динамика   результатов   достижения   обучающихся,   по   необходимости пополнять методическое портфолио; ­ опубликовать  педагогический проект на сайте infourok.ru.        Данный   проект   перспективен.     Тема   проекта   интересна,   актуальна, привлекает   внимание   учителей.   Использование   приемов   технологии развития  критического   мышления, проблемного   обучения  происходит    в каждодневной работе и не только на уроках биологии, но и в ходе изучения других дисциплин, в различных областях научных знаний. Таким образом, продолжение  и  развитие   проекта   возможно   и  осуществляется   на  других учебных предметах. 12. Литература 1. Безух   К.   Е.   Активизация   деятельности   учащихся   при   обучении биологии. Журнал «биология в школе» №2 за 2007г. 2. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической   науки   [Текст]/   И.А.   Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. ­ №2. – С. 119­128. 3. Гузеев   В.   В.   О   скрытом   контексте   в   технологии   развития критического   мышления   [Текст]/   В.В.   Гузеев/   /   Педагогические технологии. ­ №2. – 2006. ­ С. 16­21. 4. Жарикова   Н.   В.   Способы   повышения   познавательной   активности школьников   при   использовании   проблемного   обучения   на   уроках биологии [Текст] / Н. В. Жарикова, В. Н. Долгин // Вестн. Том. гос. пед. ун­та. ­ Томск, 2008. ­ Вып. 2 (76). ­ С. 133­136. ­ Библиогр. : с. 136­141. 5. Загашев И., Заир­Бек С. Критическое мышление: технология развития [Текст]/  И.  Загашев, С. Заир­Бек. ­  СПб.:  Издательство "Скифия" & "Альянс­Дельта", 2003. – 284 с. 24 6. Каргин   М.И.   Влияние   контекста   на   усвоение   студентами   учебного материала как средства регуляции профессиональной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1998. 7. Краевский   В.В.   Предметное   и   общепредметное   в   образовательных стандартах/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской// Педагогика. – 2003. – № 2. – С.3­10 5.  8. Крылова О.Н. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века:  методические материалы для учителя [Текст] ­ СПб.: Изд. «Аграф», 2004.­ 100с 9. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100»: Педагогика здравого смысла: сборник материалов. М: Баласс, издательский дом РАО, 2003.­368 с. 10.Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.  11. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010. 12.Мухина   А.   В.   Деятельностный   подход   при   обучении   биологии. Журнал «Биология в школе» №6 за 2007г. 13.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Наука, 1992. 14.Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум – СПб.:Речь, 2007. ­ 950 с. 15.Поташник   М.М.   Требования   к   современному   уроку   ­   М.:   Центр педагогического образования, 2008 г. 16.Петерсон   Л.Г.   Что   значит   «уметь   учиться»   /Л.Г.   Петерсон,   М.А. Кубышева,   С.Е.   Мазурина,   И.В.   Зайцева.­   М:   АПК   иППРО,   УМЦ «Школа 2000…», 2006.­80 с. 17.Петерсон   Л.Г.   Технология   деятельностного   метода   как   средство реализации   современных   целей   образования   /   Л.Г.   Петерсон.   –М: УМЦ «Школа 2000», 2003. ­16с. 18.Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.   –   М.: Народное образование, 1998. 19.Щукина   Г.И.   Педагогические   проблемы   формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1989. Электронные ресурсы 25 1. Государственные   стандарты   общего   образования.   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp 2. Образовательный   стандарт   основного   общего   образования   по биологии   [Электронный   ресурс]   //   Российский   образовательный портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. 26

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"

Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018