Вид проекта: практико-ориентированный
Тип проекта: детско-взрослый
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Срок реализации: с сентября по май
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, старший воспитатель, родители, логопед.
Возраст участников проекта: 6-7 лет
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Рябинушка»
Старший воспитатель Луконина А.И.Вид проекта: практикоориентированный
Тип проекта: детсковзрослый
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Срок реализации: с сентября по май
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель,
старший воспитатель, родители.
Возраст участников проекта: 67 лет
Охватываемые образовательные области:
речевое развитие,
познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие, физическое
развитие, художественноэстетическое развитие.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач, на которую направлен Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования).Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
определяются целевыми ориентирами, среди которых можно отметить
следующий: «ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности.»
Под моделью выпускника дошкольного учреждения понимается
предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи,
характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности
ребенка,
которыми должен обладать выпускник дошкольного
образовательного учреждения. Среди них есть такое качество, как
«овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и
сверстниками». Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Необходимость осуществления задач полноценной подготовки детей к
школьному обучению определяет важность изучения вопросов
целенаправленного формирования коммуникативной деятельности у детей,
поскольку именно коммуникативные умения и знания являются важнейшей
составляющей личностной сферы и обеспечивают необходимую социально
психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.
Особое внимание необходимо уделять тем видам высказываний,
которые, прежде всего, используются в процессе общения, усвоения детьми
знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного
обучения, т.к. именно они определяют уровень интеллектуального развития.
Важным условием успешности обучения в школе является умение активно
вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе
общения. Данные виды коммуникативных умений позволяют получать
информацию и налаживать отношения с окружающими.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии
речевой и, как следствие, познавательной активности детей, что обусловлено
рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
ухудшение состояния здоровья детей;
существенное сужение объема «живого общения» родителей и детей;
глобальной снижение уровня речевой культуры в обществе;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию детей.Ярким показателем наличия познавательных интересов детей являются
вопросы. Вопросы детей – показатель роста и развития детской мысли,
являются также «проводником педагогического воздействия». Вопросы
имеют тем большее значение для характеристики ребенка и воздействия на
него, чем моложе ребенок, чем меньше он развит. Многие исследователи
(Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст
сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой
которой является познавательный вопрос.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования
коммуникативной деятельности, диалога, как одной из форм речевой
коммуникации детей,
особенности формирования вопросительных
высказываний изучены недостаточно полно. Основные методические
разработки на сегодняшний день в большинстве своем относятся к работе с
детьми, имеющими нарушения речи. Работе по данному направлению с
детьми, посещающими общеобразовательный детский сад, уделяется намного
меньше внимания. И как результат большинство исследователей указывают
на то, что в старшем дошкольном возрасте снижается общее количество
задаваемых детьми вопросов. По результатам диагностического обследования
мы можем отметить, что дети шестого года жизни в ситуации поиска
предмета, скрытого от них, склонны задавать идентификационные вопросы, т.
е. действовать методом перебора вариантов, а не задавать продуктивные
вопросы, направленные на получение сведений.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта:
«Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного
возраста».
Поэтому объектом данной работы является процесс формирования у
детей старшего дошкольного возраста вопросительных высказываний, а
предметом
– педагогическая технология осуществления работы по поэтапному
формированию вопросительных высказываний у детей.
Цель работы: Раскрытие актуальных форм и методов формирования
как основного источника развития
вопросительных высказываний,
познавательных интересов и речи детей.
Задачи:
1.
сформировать лексикограмматические средства оформления
вопросительных предложений;
2.
развивать навык построения различных моделей вопросительных
предложений;
3.
активизировать речевую инициативу и познавательную сферу
дошкольников.
4.
закреплять навык использования вопросов в познавательных и
социальнокоммуникативных целях;5.
формировать навык использования интонационных средств
оформления вопросительных высказываний;
6.
оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности
вопросов детей и ответов на них.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. регулярное использование детьми в речи познавательных вопросов в
познавательных и социальнокоммуникативных целях;
2. повышение интереса родителей к важности вопросов детей и ответов на
них;
3. формирование у детей навыка построения различных моделей
вопросительных предложений.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
использование различных видов деятельности (игровая, коммуникативная,
познавательноисследовательская, музыкальная, двигательная);
просвещение родителей (консультации, журнал для родителей);
организация развивающей предметнопространственной среды;
образовательная деятельность;
информационнокоммуникативные технологии, сайт педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ЕЕ
ПРОЕКТНЫМ МЕТОДОМ.
Установлено:
Важнейшим условием развития познавательных интересов ребенка на
протяжении дошкольного возраста является формирование детской
вопросительности.
старший дошкольник проявляет
любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений, вопросы
возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений,
как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить
прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и
зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются в
стремлении к самостоятельности в решении возникших задач, способностью к
более опосредованным способам познания. Все это выражается в
усложняющихся по форме вопросах.
Старший дошкольный возраст считается важнейшим этапом в развитии
вопросов, так как именно в этот период ребенок овладевает произвольной
постановкой вопроса, осуществляется переход от устанавливающих вопросовк вопросам гипотезам. Вместе с тем большинство исследователей указывают
на то, что в старшем дошкольном возрасте снижается общее количество
задаваемых детьми вопросов и отмечаются некоторые трудности в
формулировании произвольных вопросов. В свободной беседе ребенок задает
вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать.
Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов, испытывает
большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описание ситуации.
Для детских вопросов характерна также определенная стереотипность: 1)
ребенок задает по картинке вопросы одного типа; 2) все вопросы задаются в
одной форме.
Наличие такого рода негативных особенностей в развитии детской
вопросительности говорит о необходимости ее активного поддержания, а
именно в помощи детям в постановке и постепенном углублении и
расширении его вопросов, в охвате ими всех существенных сторон
действительности и в более углубленном проникновении в ответы.
Необходимо, чтобы работа строилась на следующих основных принципах:
принцип коммуникативнодеятельностного подхода основывается на
понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для
коммуникации. К.д. п. ориентирует занятия на обучение общению,
использование языка с целью обмена мыслями, усвоения информации.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет
стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает
развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения
(коммуникации), и в разных видах деятельности. Специально организованные
занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что
и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и
весь методический инструментарий должны способствовать развитию
коммуникативноречевых умений. Коммуникативный подход меняет методы
обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.
принцип поэтапности (работа должна вестись в несколько этапов,
каждому из которых соответствуют свои задачи и приемы обучения, поэтому
ей характерна определенная последовательность приступая к очередному
этапу, нельзя миновать предыдущий)
принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных
особенностей)
принцип динамичности (от самого простого до сложного)
принцип сотрудничества (совместная работа с родителями)
принцип наглядности.Реализовать работу в данном направлении лучше всего позволяет такая
форма, как проект работы по формированию вопросительных высказываний,
рассчитанный на работу в течение учебного года.
Содержание работы по формированию вопросительных высказываний
включает:
проведение обследования у детей умения задавать вопросы;
проведение специальных игр и занятий по обучению детей умению
задавать вопросы;
целенаправленную работу с родителями, пропагандирующую
повышение речевой культуры в семье, «живого» общения с ребенком и
адекватное отношение к детской вопросительности;
ознакомление родителей с приемами активизации детской
любознательности и формирования вопросительных высказываний;
проведение речевого праздника совместно с родителями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Изучение и анализ литературы по рассматриваемой теме. Нами была
проанализирована следующая литература:
1 Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. –
2005. №12. – С.12
2 Рубинштейн С.Л. Вопросы и их роль в умственном развитии
ребенка //Дошкольное воспитание. – 2008. №2. – С.7
3 Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 67 лет//
Дошкольное воспитание. – 2008. №4. – С.79
4 Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников//
Дошкольное воспитание. – 2007. №1. – С.50
5 Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное
воспитание. – 2005. №3. – С.68
II ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Процедура проведения обследования умения детей задавать вопросы:
Перед ребенком ставится ящик, в котором спрятан какойлибо предмет
простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной
жизни (яблоко, карандаш, носовой платок и т.п.). Ребенка спрашивают: «Ты
хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать это нужно, задавать
вопросы, какие захочешь. Я буду на них отвечать, и ты сможешь догадаться,
что там лежит». Если ребенок действует методом перебора вариантов, ему
предлагается перечень вопросов – алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня:
для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой
формы? Какого размера? Какого цвета?».
Выполнение задания
ограничивается 1015 минутами.
По результатам исследования
подсчитывается число продуктивных вопросов, т.е. вопросов, направленных
на получение сведений и требующих ответа,
и количествоидентификационных вопросов, т.е. определенных версий относительно самого
объекта и его характеристик. (Приложение 1)
По результатам обследования можно сделать выводы, что дети
старшего дошкольного возраста задают больше не продуктивных вопросов,
продуктивные вопросы являются для них более сложными и используются в
речи реже. Во время обследования дети задали 21% продуктивных и 79%
непродуктивных вопросов, что отображено на диаграмме. Данное
соотношение говорит о том, что дети шестого года жизни не умеют
использовать в речи поисковые вопросы и им требуется помощь в
формировании навыка использования в речи продуктивных вопросов.
Рисунок 1 Соотношение в речи детей продуктивных (поисковых) и непродуктивных
(идентификационных) вопросов
III ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1 Работа воспитателя
а) Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий
(Приложение 2)
б) Разработка образовательной деятельности с детьми, консультаций,
журнала для родителей, речевого праздника.
2 Работа с детьми
а) специально подобранные дидактические игры с использованием
элементов технологии ТРИЗ.
Работа по данному направлению делится на три этапа, каждый из
которых направлен на решение определенной задачи:
1 этап Цель: знакомство с вопросом как формой приобретения
информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом
этапе в различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной
форме. Вводятся фишки, присваиваемые за правильно сформулированный
вопрос, а также элементы соревнования, что позволяет задать и поддержать
дополнительную мотивацию к предлагаемой деятельности.
Игры первого этапа.
«Все ли мы увидели?»
Материал. Картинка с изображениями различных предметов, фишки.Ход проведения. Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся,
кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое
вопрос? Мы задаем вопрос, когда чтото хотим узнать. Например, Саша, что
ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром.
Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите внимательно на нее.
Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить
ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило:
вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Дается время на обдумывание (12 минуты).
Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если
они задают в основном стереотипные вопросы, это делается для того, чтобы
дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель
равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?» Дальше дается
формулировка вопроса по картинке).
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, тот и
выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в
следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и
тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все
получится.
«Что в чудесном мешочке?»
Материал. Мешочек, какойлибо предмет простой геометрической фор
мы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла), мяч или любой другой пред
мет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход проведения. Игра может проводиться в дополнение к занятию.
«Дети, у меня в мешочке чтото есть. Хотите угадать, что там лежит?
Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы
будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос.
Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять
вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек.
Начинаем!»
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос.
Далее мяч передается по кругу, либо тому ребенку, кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают,
в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, лицо, тело
были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
«Вопросответ»
Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и
одинаковое число фишек (1015).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование.
Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее
детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать обигрушке все, что захочет; другая отвечать. Если команда не сможет ответить
на какойто вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой оста
нется больше фишек».
Время для рассматривания 34 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры
следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень
интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем
случае не порицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.
Визуальная «Данетка»
(вариант 1)
Материал. Семьвосемь предметов различного назначения игрушки,
предметы быта, овощи, одежда и т.п.
Ход проведения. Предметы раскладывают на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой
нибудь предмет, но мне не говорите (дается время).
Сейчас я буду задавать разные вопросы, чтобы узнать, какой предмет вы
загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает
задавать вопросы.
Этот предмет нужен в хозяйстве?
Его едят?
Его надевают на тело?
Он лежит посередине стола? Он лежит лежит рядом с...?
Он круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета
к его расположению к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать
отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы
будете задавать вопросы».
Затем можно предложить двумтрем детям загадать предмет.
Визуальная «Данетка»
(вариант 2)
Материал.
Семьвосемь предметов различного назначения (как в
предыдущей игре), фишки.
Ход проведения. Дети делятся на команды. У каждой свой стол с
предметами.
«Мы в прошлый раз играли в интересную игру. Она называется «Данет
ка». Хотите еще раз в нее поиграть? Только теперь мы будем играть коман
дами: сначала одна команда загадает какойнибудь предмет, а другая будет
отгадывать с помощью вопросов. Потом мы поменяемся ролями. Та команда,
которая задаст больше вопросов, выигрывает».Дети одной команды задают вопросы, а дети другой команды отвечают
«да» или «нет». Затем меняются ролями. Воспитатель при необходимости
оказывает помощь в формулировке вопросов.
2 этап Цель: освоение умения формулировать вопросы в различной
форме при опоре на наглядное содержание. Работа на этом этапе
предусматривает обучение детей оформлению различных вопросов, при этом
для облегчения задачи вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное
вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку
вопроса.
Игры второго этапа
«Учимся задавать вопросы»
(вариант 1)
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную
формулировку вопроса, фишки, какойнибудь предмет, например машина (у
предмета должны быть части разной формы, разного цвета).
Ход проведения.
Воспитатель привлекает внимание детей:
«Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но
не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что?), нужно
задать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда покажу карточку с
контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу
карточку с цветным треугольником, спросите у меня: «Какого цвета?». За
каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Всем понятно? Если чтото забудете, я буду напоминать».
Далее воспитатель по очереди поднимает карточки с разными
символами. В конце подводится итог. Отмечаются успехи всех детей, даже
если они не смогли набрать очень большое число фишеек. В этом случае
желательно выразить уверенность в том, что в следующий раз они обязательно
смогут задать много вопросов.
«Учимся задавать вопросы»
(вариант 2)
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную
формуливку вопроса, фишки, тричетыре предмета, расставленных на столе
(должны иметь части разной формы, резного цвета, разного размера). Наряду
с ранее упомянутыми используются карточки с символами, обозначающими
вопросы «Где?», «Сколько?», «Для чего?».
Ход проведения. Воспитатель указывает на стол: «Посмотрите, на столе
находится несколько предметов. Сегодня мы тоже будем задавать вопросы
карточкам. Давайте вспомним, с какого слова должен начинаться вопрос,
когда я покажу вот эту карточку («Что?»; далее по очереди показывает
карточки, использованные в предыдущей игре).
Сегодня появятся две новые карточки: вот эта будет означать, что
вопрос должен начинаться со слова «Сколько?», а эта показывает, что
спрашиватьнадо, начиная со слова «Где?». За каждый вопрос дается фишка.
Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если забудете, я
буду напоминать».
Далее воспитатель по очереди поднимает карточки с разными
символами. Дети задают вопросы с соответствующей формулировкой. В
конце подводится итог.
«Спрашиваем сами»
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную
формулировку вопроса (Что это? Какого цвета? Какой формы? и др.), фишки,
сюжетная картинка, к которой можно задать вопрос, вскрывающий причинно
следственную связь. (Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в
бутылке? И т.п.). Наряду с ранее использованными применяются карточки с
символами, обозначающими вопросы «Почему?» и «Что делают?».
Ход проведения. Воспитатель разъясняет содержание игры: «Сегодня
мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду
показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся
перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появятся две новые
карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает,
что надо задать вопрос, начинающийся со слова «Почему?»; на второй
карточке изображено, как люди занимаются спортом, значит, надо задать
вопрос, который начинается со слов «Что делают?». Все поняли? Ничего не
забыли? Давайте все вместе повторим, какие вопросы можно задавать.
Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый
вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше
фишек. Внимательно посмотрите, что изображено на картине. По моей
команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».
Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 1012
минут. В конце подводится итог.
«Кто больше задаст разных вопросов?»
Материал. Карточки с символами, обозначающими разные вопросы:
«Кто это?», «Что это?», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого
размера?», «Почему?», «Для чего?», «Где?», «Что делают?»; фишки
(квадраты) соответствующего цвета, несколько предметов (четырепять),
расположенных на столе.
Ход проведения. Карточки с символами раскладывают в поле зрения
детей.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы постараемся задавать разные по
форме вопросы. Спрашивать нужно о предметах, находящихся у меня на
столе. За каждый вопрос дается квадрат соответствующего цвета. Например,
вы спросили, какой формы этот предмет, значит, получаете квадрат (...) цвета.
Если зададите еще один вопрос, начинающийся со слов «какой формы»,
квадрат вы уже не получаете. Выигрывает тот, кто получит больше квадратов
разного цвета».В ходе игры надо обязательно поощрять каждого ребенка за
поставленный вопрос («Какой интересный вопрос, как ты это сумел заметить,
какой ты наблюдательный!» и т.п.).
В конце игры подводится итог, подсчитывается число полученных
детьми квадратов, выявляется выигравший.
«Играем в КВН»
Материал. Все карточки с символами, обозначающими разные вопросы,
фишки двух цветов, например красного и синего.
Ход проведения.
Знакомые детям карточки с символами
раскладываются в поле зрения детей; остальные лежат на столе воспитателя.
Он говорит: «Сегодня мы будем с вами играть в КВН. Веселые и находчивые
стараются быстро задать вопрос и быстро на него ответить. Но сначала мы
познакомимся с новыми карточками. Далее воспитатель показывает по
очереди карточки «Куда?», «Откуда?», «Когда?» и уточняет, какой из
символов что означает. На этой карточке нарисованы часы это значит, что
можно задавать вопросы, которые начинаются со слова «Когда?». Давайте
разделимся на две команды. Одна команда будет называться "Вопрошайка", а
другая "Почемучка"».
Дети делятся на две команды.
Воспитатель напоминает: «Одна команда спрашивает, а другая
отвечает, потом они меняются ролями. За каждый заданный вопрос члены
команды получают синюю фишку, за каждый правильный ответ красную
фишку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество фишек.
Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та
команда, которая даст ответ быстрее, получает фишку.
Когда люди завтракают?
Куда течет река?
Откуда идет школьник?
Когда тает снег?
Почему весной текут ручьи?
Когда садится солнце?
Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь команды будут
играть между собой».
Сначала спрашивает «Почемучка», а «Вопрошайка» отвечает, затем
наоборот. Игра проходит в течение 1015 минут. Затем подводится итог.
Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли интересно?
Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру?
«Угадай, какой предмет загадали»
Материал. Шестьсемь различных по назначению предметов, карточки с
символами всех вопросов, фишки двух цветов.
Ход проведения. Воспитатель сообщает название игры: «Сегодня мы
будем играть в игру "Угадай, какой предмет загадали". Я загадаю какой
нибудь из предметов, разложенных на столе. Чтобы угадать, что это запредмет, нужно спрашивать про него, а я буду отвечать. За каждый вопрос
дается синяя фишка, а за угаданный предмет красная. Запомните: нельзя
задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так
«Это машинка?» «Это совочек?» Такие вопросы не засчитываются, и на такие
вопросы я не буду отвечать. В конце игры мы подсчитаем, кто сколько
красных и синих фишек набрал. Задавать вопросы вам помогут карточки.
Вспомните: какие вопросы нельзя задавать? (Ответы?) Начинаем».
Воспитатель загадывает какойлибо предмет, дети задают вопросы.
Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение
какихлибо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у
предмета...», «Где он стоит?»), но не вопросов, представляющих собой
перебор вариантов («Это машина?», «Это совочек?»).
Игра проводится несколько раз. Время проведения не более 1015
минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным
детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли
бы.
«Что мы видим на картинке?»
Материал. Картинка, на которой изображен какойнибудь сюжет (пере
езд на новую квартиру, стройка, зимние развлечения и т.п.; главное, чтобы
было изображено движение, действие), карточки с символами всех вопросов,
квадраты, соответствующие цвету карточек, фишки какоголибо цвета,
например красного, молоточек, свисток либо чтото другое для подачи
звукового сигнала, глажок.
Ход проведения. Карточки находятся в поле зрения детей.
Воспитатель говорит: «Сегодня в вопросах и ответах будут
соревноваться две команды "Вопрошайка" и "Почемучка". Одна задает
вопрос, а другая отвечает; потом наоборот. За каждый заданный вопрос
команда получает фишку определенного цвета, за ответ – красного цвета.
Члены команды должны задавать вопрос по очереди, а чтобы не забыть, кому
спрашивать, будем передавать друг другу флажок. Выигрывает та команда, у
которой больше фишек разного цвета. По моему сигналу игра начинается и по
сигналу заканчивается. Посмотрите внимательно на картинку (12 минуты)».
Игра продолжается 1215 минут.
Зачем подводится итог:
подсчитывается общее число фишек, набранных командами; подсчитывается
число фишек разного цвета; поощряются дети, задавшие интересные вопросы
и давшие развернутые ответы.
«Что под салфеткой?»
Материал. Карточки с символами вопросов, пятьшесть предметов (иг
рушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга), три салфетки.
Ход проведения. Три предмета раскладываются на столе, и каждый
накрывается салфеткой. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны
предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная
задача с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его.Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о
предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете,
для чего он нужен, а потом выясните, какой он».
Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку
убирают, предмет показывают детям. Салфеткой накрывают другой предмет
(чтобы дети его не увидели, можно предложить им на несколько секунд
закрыть глаза). В целом игра продолжается 1520 минут.
В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети,
пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты
спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня
спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее
отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».
Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ
не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:
игрушка чтобы играть;
элемент одежды это человек надевает на себя;
овощ нужен для приготовления пищи, например салата, супа (в
зависимости от того, какой овощ используется);
фломастер чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;
нож разрезать чтолибо;
книга можно узнать много интересного.
3 этап Цель: формирование умения осуществлять целенаправленный
поиск неизвестного с помощью вопросов. Переход к этому этапу происходит
после успешного освоения предыдущего. Его содержание предусматривает
проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные
символы необходимо было выяснить, какой предмет спрятан. Число игр
определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной
от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и
т.п.) к выявлению внешних свойств.
Игры третьего этапа
« Угадай, что это за предмет»
Материал. Пятьшесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ,
тетрадь, ножницы, ручка), три салфетки.
Ход проведения. Проводится по типу предыдущей игры, но без опоры
на карточки с символами вопросов.
«Что в чудесном мешочке?»
Материал. Тричетыре предмета, мешочек.
Ход проведения.
Воспитатель вкладывает какойлибо предмет в
мешочек так, чтобы дети его не видели.
«У меня есть чудесный мешочек. Но он может раскрыться и показать,
что в нем есть, только если вы сумеете отгадать, что это за предмет. Для
этого нужно у меня спрашивать об этом предмете, а я буду отвечать на вашивопросы. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они вам помогли
узнать о нем как можно больше».
Игра продолжается 1520 минут. В ходе игры необходимо поощрять
детей к задаванию вопросов так же, как это делалось в предыдущей игре.
«Угадай, что загадано»
Материал. Фишки для активизации вопросительной деятельности детей.
Ход проведения. Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю какойнибудь
предмет из тех, что находятся в группе. Вы меня спрашивайте об этом
предмете, а я буду отвечать. Нужно стараться задавать вопросы так, чтобы
выяснить о предмете как можно больше. И не забывайте о том, что было
сказано о загаданном предмете. За вопросы будут даваться фишки. Но не за
все: не дается фишка за повторяющиеся вопросы и за вопросы типа «Это ма
шинка? Это кукла? Это кастрюля?».
Затем предлагается загадать предмет из окружающей обстановки двум
трем детям. Воспитатель остается равноправным участником игры. По ее
окончании подводится итог подсчитывается количество полученных детьми
фишек; в отношении детей, склонных к задаванию шаблонных вопросов,
выражается уверенность в том, что вскоре они обязательно научатся задавать
самые разные вопросы.
б) беседы и опыты, как пояснение ответов на вопросы детей.
На протяжении работы по проекту ведется активная работа,
направленная на активизацию детской любознательности. Так достоверные и
точные ответы на задаваемые детьми вопросы, сопровожденные краткой
беседой, небольшими опытами, помогают ребенку глубже проникнуть в суть
интересующего явления и активизируют дальнейшую вопросительность детей.
«Откуда дует ветер?»
Потребуется:
карандаш с ластиком на конце;
пластмассовый стаканчик, например, изпод йогурта;
соломинка для коктейля;
булавка с головкой.
Что делать?Взять стаканчик изпод йогурта, проделать в центре отверстие и вставить в
него карандаш, чтобы ластик оказался наверху, а острие карандаша внутри
стаканчика.
На каждом конце соломинки для коктейля сделать два надреза длиной в один
сантиметр. В каждый из них вставить по небольшому треугольнику,
вырезанному из картона. Углы треугольников должны быть направлены в одну
сторону чтобы получилась стрелка для нашего флюгера.
Теперь надо ровно посередине проткнуть соломинкустрелку булавкой и
наколоть ее на ластик карандаша. Покрутите в разные стороны, чтобы
убедиться, что она легко вращается. Основание флюгера (стаканчик)
закрепляется с помощью пластилина на картонном квадрате. Пластилина не
нужно жалеть, флюгер должен быть устойчивым.
Выносим конструкцию на открытую дачную веранду или на балкон и, чтобы ее
не унесло ветром, кладем на уголки картонного квадрата по камню. Теперь
осталось флюгер сориентировать. Конечно, хорошо бы это сделать по
компасу. Но если в дачном хозяйстве его не оказалось, встаем часов в 67 утра
и смотрим, где солнце. В смысле, где восток. С этой стороны пишем на
картонке букву В, с противоположной З, сверху С, снизу Ю. Отныне
флюгер исправно будет показывать вам направление ветра.
«Почему листья зеленые?»
Потребуется:
кусочек фольги;
скотч;
разведенный спирт;
стакан с тонкими стенками.
Что делать?
К живому, необорванному листку любого растения приложить кусочек
фольги, его можно вырезать в виде звездочки или кружка. Чтобы фольгу не
унесло ветром, прикрепите ее полоской скотча. Через неделю можно увидеть
результат: «фотографию» на зеленом листочке. В том месте, где была фольга
и куда, соответственно, не поступал свет, лист станет желтым.
Расскажите ребенку, что растения используют солнечный свет, чтобы из него
«готовить» себе пищу. В листьях есть особое зеленое вещество, котороеназывается хлорофиллом. Он улавливает солнечную энергию. Когда
наступает осень, света становится мало, и без него листья не могут
«приготовить» себе пищу, они становятся желтыми, и листья опадают, потому
что не могут прокормить себя. «А можно этот хлорофилл увидеть?», не дает
покоя любознательное чадо. Можно!
Что делать?
Для этого нужно положить зеленый листок в стакан с тонкими стенками и
залить разведенным спиртом. Затем вскипятить в миске воду и осторожно
опустить в нее этот стакан получится чтото вроде водяной бани. Через
некоторое время пинцетом достаем листок. Перед нами удивительное
превращение лист обесцветился, а спирт стал изумруднозеленого цвета,
потому что в нем растворился хлорофилл зеленый пигмент растения.
«Как пьют растения?»
Возможно, ребенок уже сталкивался с тем, что срезанные цветы, которые
забыли поставить в воду, вянут очень быстро значит, для питания им нужна
вода. Но подтвердить эту идею поможет красивый опыт.
Потребуется:
разноцветные чернила (красные, синие, зеленые);
несколько обычных стаканов (по числу цветов);
несколько белых гвоздик или стеблей сельдерея.
Что делать?
В каждый стакан нужно налить чернила одного цвета, примерно на два
сантиметра от донышка. Добавить столько же воды. Цветы или стебли
сельдерея следует подрезать до такой длины, чтобы они смогли устойчиво
стоять в стакане. Теперь оставляем нашу икебану на четыре часа. Что
произошло? Как всегда, чудо: цветы стали разноцветными. Если к ним
приглядеться, то можно увидеть тонкие прожилки: цветная вода их окрасила,
поэтому они стали видны. Именно по ним вода, поднимаясь по стеблю, бежит
к лепесткам.
Если вместо цветов вы использовали стебель сельдерея, можно сделать срез
стебля бритвой или острым ножом. На срезе будут видны цветные точки они
обозначают капилляры тончайшие трубочки, по которым вода поднимается
снизу вверх.Особо нетерпеливым рекомендуем в самом начале опыта, когда цветок уже
будет стоять в цветной воде, аккуратно срезать его под водой. Вода в этом
случае будет подниматься гораздо быстрее. Этому тоже есть вполне научное
объяснение. Ведь когда мы обрезаем стебли на воздухе, на месте среза
моментально образуются воздушные подушки, которые препятствуют
проникновению воды. Именно поэтому опытные цветоводы всегда советуют
обрезать стебли букета только под водой.
в) образовательная деятельность по речевому развитию по
обучению рассказыванию по картинам, работа с предметными и
сюжетными картинами.
В образовательной деятельности используются сюжетные картины
различной тематики: времена года, труд людей в различное время года,
зимние и летние забавы детей, профессии. В совместной деятельности
рассматриваются различные предметные картины.
2 Работа с родителями
а) консультации для родителей.
В данном разделе работы проводятся консультации для родителей на
«Почему необходимо поддерживать детскую
«Игровые упражнение для формирования у
следующие темы:
вопросительность?»,
дошкольников умения задавать вопросы».
б) журнал для родителей.
в) анкетирование по вопросам развития детской
вопросительности.
Выпускается журнал «Почемучки», в котором родителям предлагается
помощь в ответах на наиболее популярные вопросы детей.
г) проведение речевого праздника.
IV ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта,
определение дальнейших перспектив
Проведение викторины «Веселые Почемучки»
Анализ результатов проекта
Анкетирование родителей
Обобщение опыта работы и размещение ее в Интернете на сайте
педагога, в соц.сообществах.
В течение года мы провели большую работу, направленную на
формирование вопросительных высказываний у старших дошкольников.Контрольное исследование было проведено в мае 2014 года в форме
дидактической игры «Что в сундучке», наблюдения за детьми в свободной
деятельности и на итоговой викторине.
Из диаграммы
видна положительная динамика
формирования
вопросительных высказываний у старших дошкольников.СИСТЕМА ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Формы работы
Направление работы
Срок
1. Изучение и анализ литературы
по рассматриваемой теме
сентябрь
2. Анализ умения детей задавать
вопросы, анализ результатов.
Обследование детей,
диаграммы
обследования
Сентябрь
Май
о
к
с
е
ч
и
т
е
р
о
е
Т
е
е
о
к
с
е
ч
и
т
с
о
н
г
а
и
Д1. Работа воспитателя
а) Подбор и изготовление
дидактических игр и наглядных
пособий – игрушек, картин
б) Разработка образовательной
деятельности с детьми,
в) разработка и оформление
пособий – моделей вопросов
г) консультаций, альбома и
журнала для родителей, речевого
праздника.
2. Работа с детьми
а) специально подобранные
дидактические игры с
использованием элементов
технологии ТРИЗ.
Знакомство с вопросом.
е
о
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
П
Сентябрь
– декабрь
Октябрь
ноябрь
Игры, на которых
дети задают вопросы
в свободной форме:
«Всё ли мы
увидели?»
«Что в чудесном
мешочке?»
«Вопросответ»
«Визуальная
«Данетка» Обучение умению
формулировать вопросы
е
о
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
П
Формирование умения
осуществлять целенаправленный
поиск неизвестного с помощью
вопросов
б) беседы и опыты, как
пояснение ответов на вопросы детей.
Декабрь
февраль
Март
май
Октябрь
май
1Игры с опорой на
наглядное
содержание с
введением
визуальных знаков
(пиктограмм (см.
приложение):
«Учимся задавать
вопросы»
«Спрашиваем
сами»
«Кто больше задаст
разных вопросов»
«Играем в КВН»
«Угадай, какой
предмет загадали»
«Что мы видим на
картинке?»
«Что под
салфеткой?»
Игры без опоры на
наглядные символы:
«Угадай, что это за
предмет»
«Что в чудесном
мешочке?»
«Угадай, что
загадано»
Беседы:
«Почему времена
года сменяют друг
друга?»
«Почему наступает
ночь?»
«Почему нужно
беречь растения?»
«Почему падают
звезды?»
«Почему птицы
летают и не
падают?»в) образовательная
деятельность по речевому развитию
по обучению рассказыванию по
картинам, работа с предметными и
сюжетными картинами.
3. Работа с родителями
а) консультации для родителей.
б) журнал для родителей.
в) анкетирование по вопросам
развития детской вопросительности
г) проведение речевого праздника.
Опыты:
«Откуда дует
ветер?»
«Почему листья
зеленые?»
«Как пьют
растения?»
1. «Почему
необходимо
поддерживать
детскую
вопросительность?»,
2. «Игры для
развития
любознательности
детей».
3. «Как реагировать
на трудные
вопросы?»
Журнал
«Почемучка»
ноябрь
январь
декабрь
сентябрь
декабрь,
февраль,
апрель
апрель
май
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам исследований:
Дидактическая игра «Что в сундучке?»;
Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей;
Анкетирование родителей на темы: «Развитие детской вопросительности»Наименование
реализации
Проведение
диагностики умения
детей задавать
вопросы
Анкетирование
родителей
Бумага
Изготовление
пособий –
визуальных знаков
Цветной
картон, цветная
бумага,
фломастеры,
клей
Выпуск журнала
«Почемучка»
Бумага, краска
для принтера
Итого
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Финансирование
сумма
Источник
Бумага
Бюджет ДОУ
Бюджет ДОУ
Бюджет ДОУ
Бюджет ДОУ
50
50
100
200
400КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления
работы
1.
2.
Анализ
уровня умений
и навыков детей
Анализ
анкет родителей
по по проблеме
умения детей
задавать
вопросы
3.
Оценка
системы
планирования и
сроков
проведения
мероприятий
Предполагаемые
рабочие
материалы
Карта анализа
диагностического
материала
Карта анализа
родительских
анкет
Карта
результатов
проведения
мероприятий
Сроки
Ответственный
Октябрь, май
Луконина А.И.
Октябрь, май
Луконина А.И.
Галихина С.М.
мартЛитература
1 Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. –
2005. №12. – С.12
2 Рубинштейн С.Л. Вопросы и их роль в умственном развитии
ребенка //Дошкольное воспитание. – 2008. №2. – С.7
3 Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 67 лет//
Дошкольное воспитание. – 2008. №4. – С.79
4 Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников//
Дошкольное воспитание. – 2007. №1. – С.50
5 Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное
воспитание. – 2005. №3. – С.68Игра «Задай вопрос» Игра «Спроси животное о его жизни»
Игра «Визуальная «Данетка» Игра «Чудесный мешочек»Игра «Спрашиваем сами» Игра «Кто больше задаст разных вопросов»