Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +1
Взрослым
25.04.2018
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
проект.docx
Проект
«Гражданско
патриотическое
воспитание
подрастающего поколения
в современных условиях
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2
Учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Прокопьев Александр Сергеевич Обоснование актуальности проекта
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становится задачей государственной
важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и
гражданском воспитании школьников рассматривают национально –
региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к
родному дому, природе, культуре малой Родины.
Государственная и общественная потребность в гражданско
патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015
годы».
Программа определяет содержание и основные пути развития системы
патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование
патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной
из основ духовнонравственного единства общества.
Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных
учреждений признается гражданскопатриотическое воспитание подрастающего
поколения.
Проведенное среди детей и родителей нашей школы анкетирование
показывает:
у 43 % школьников отсутствует познавательный интерес к истории и
культурному наследию края;
у 53 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, области;
34 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения
изза высокой занятости, низкого уровня доходов, низкого культурного и
образовательного уровня;
около 60 % родителей затрудняются в знании истории родного края;
40 % родителей не знают и не хотят знать историю нашего края.
Проводя анкеты – опросники среди учеников, можем с уверенностью
сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за «Родина»,
словами
«патриотизм»,
«гражданственность», и какие именно качества они должны воспитывать в себе,
чтобы стать в будущем опорой для своей страны.
«гражданин»,
«патриот»,
Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но
на практике видно, что уровень патриотического воспитания низкий.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются
исторические и краеведческие знания. Знание истории необходимо для
формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к
«малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых
славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своего народа.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и
гражданственности обучающихся и помогает воспитывать в наших детях чувство
достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные
ценности семьи, нации и Родины.
Культурное наследие, оставленное предшествующими поколениями,
бесценно, поскольку уникально и при утрате невосполнимо. Поэтому в
современном мире укрепляется понимание важности сохранения культурно
исторического наследия. Музей открывает широкое поле деятельности для
учащихся и педагогов нашей школы и всех неравнодушных к истории нашего края
людей.
Особый смысл взаимодействие музея и системы образования приобретает в
настоящее время, когда идет процесс, определяемый культурологами и
философами как формирование "второго осевого времени". Сопровождаемый
болезненными явлениями: разрушением духовных ценностей, "крушением
гуманизма", снижением этических мотиваций, изменением нравственных
ориентиров, распадом семейных традиций, он отрицательно сказывается на
внутреннем мире ребенка. Возникающую потребность в дополнительных
источниках восстановления гармонии с миром может в значительной мере
удовлетворить музей уникальное историческое, культурное, нравственное,
природное,
обладающее огромными
компенсаторными и адаптационными возможностями. Особенно это важно в
работе с "проблемными" детьми.
художественное пространство,
Исключительная особенность школьного музея состоит в том, что созданный
и действующий в образовательном пространстве школы, он, прежде всего,
должен реализовывать задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых знаний, служить развитию интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание эффективных условий для формирования гражданско
патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музейной
педагогики
Задачи:
Изучение проблемы в теории и практике.
Выявление уровня гражданскопатриотического воспитания школьников.
Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и
методов воспитательного воздействия на обучающихся. Использование
современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ.
Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и
духовнонравственных ценностей родного края, развитие навыков
поисковой,
экспозиционной и
экскурсоводческой работы.
исследовательской деятельности,
Повышение информированности и формирование у подрастающего
поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края
через использование фондов музея и активизацию учебнометодической
работы.
Расширение и укрепление связи и отношений школы с учреждениями
дополнительного образования, культуры, ветеранскими организациями
села, района.
Вовлечение в систему гражданскопатриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч.
родителей обучающихся.
Активизация детской общественной организации – Совета музея.
Повышение авторитета музейной педагогики в школе. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и
распространение опыта работы по теме проекта.
Ресурсное обеспечение проектной деятельности:
Наименование ресурсов
Кадровые ресурсы
Информационные
ресурсы
Организационные
Материально
технические ресурсы
Финансовые ресурсы
проектной деятельности,
Наличие ресурсов
Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной
педагогики,
обладающих
достаточной квалификацией.
Специалисты организацийпартнеров, привлекаемые в
качестве консультантов научной деятельности учащихся
Доступ к ресурсам Интернет.
Электронный банк экспонатов школьного музея.
Опыт учителей, использующих музейную педагогику и
проектную деятельность
Совет школьного музея.
Общешкольный родительский комитет.
Управляющий совет школы.
Районные советы ветеранов войны, труда и
правоохранительных органов
ОО «Боевое братство»
Школьный комплекснокраеведческий музей.
Рабочие места учителей.
Мультимедиа проекторы и интерактивная доска.
Бюджетные средства
Пожертвования благотворителей Принципы реализации проекта:
Проект реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать
социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую
личность:
гуманистическое воспитание – гармоничное развитие личности и
предполагает гуманный характер отношений между участниками
педагогического процесса.
деятельностный подход ребенок развивается в деятельности: игровой,
трудовой, досуговой, творческой, что определяет отбор форм и методов
воспитательной работы;
комплексный подход воспитание и развитие разнообразных качеств
личности ребенка должно осуществляться в комплексе;
принцип обеспечения успешности успех в деятельности не только
помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые
возможности;
принцип дифференциации отбор содержания, форм и методов должен
учитывать индивидуальные особенности детей и взрослых, их этнические,
религиозные, исторические, культурологические условия;
компетентностный подход воспитание направленно на формирование
ключевых компетенций личности ребенка:
наиболее общих
(универсальных) выработанных способов действия (способности и умений),
позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в
личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Кроме того, реализуя данный проект, мы исходим из позиции, что
воспитание и обучение является равноправными и взаимодействующими
компонентами образовательного процесса.
Педагогические технологии
Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней
постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать
и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их
использовании. Реализация целей и задач проекта предполагает активное
участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует понимание
технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на
использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию
деятельностного подхода в обучении и воспитании:
ученического исследования;
метода проектов;
игровых технологий;
образовательных путешествий и встреч;
технологии коллективных творческих дел (КТД);
технологии проблемного обучения.
Решение задачи формирования и развития ключевых компетенций
обучающихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения
доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включения школьников
в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом,
реализация компетентностного подхода,
использование современных
педагогических технологий сегодня является необходимым условием
достижения нового качественного образования.
Описание форм организации сетевого взаимодействия с
организациямипартнерами
Заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве.
Проведение семинаров, мастерклассов.
Взаимодействие со средствами массовой информации.
Организация встреч с ветеранами, участниками войны, представителями
учрежденийпартнеров.
Привлечение учащихся других образовательных учреждений к поисковой
работе.
Организация виртуальных экскурсий по музеям.
Участие в организации и проведении районных и областных конкурсов.
Участие в благотворительных акциях. Целевая аудитория
Категория
Количество
Возраст
Социальный статус
Учащиеся 14 классов
Учащиеся 59 классов
Учащиеся 1011 классов
370
420
60
610 лет
Обучающиеся
1115 лет
Обучающиеся
1618 лет
Обучающиеся
Выпускники школы разных лет
1000
Родители обучающихся
Жители города
800
100
Рабочие,
интеллигенция
служащие, Основное содержание проекта
и мероприятия по его реализации
№ Название этапа
Содержание работы
1.
Подготовительный
этап
Изучение литературы
по тематике проекта,
разработка программы
гражданско
патриотического
воспитания,
плана
составление
мероприятий
по
реализации проекта,
заключение договоров
о сотрудничестве с
учреждениями
социума,
публичное
обсуждение проекта с
Сроки
реализации
–
Март
август
2013 г.
Ожидаемый результат
Создание
инициативной
группы
Разработка проекта
Разработка
программы
гражданско
патриотического
воспитания «Сыны
Отечества».
Составление плана
мероприятий
по
реализации проекта.
Заключение общественностью
о
договоров
сотрудничестве с
учреждениями
социума.
Привлечение
общественности к
разработке
и
реализации проекта
2.
Практический этап
Реализация
подпроекта «Живи в
веках, родной край!»
Активизация работы
школьного комплексно
краеведческого музея
Сентябрь
2013 г. –
декабрь
2015 г.
Создание условий
для
гражданско
патриотического
воспитания
3.
Подведение
итогов
ЗУН
по
Заседание
инициативной группы
Мониторинг
воспитанников
гражданско
патриотическому
воспитанию
Обобщение
опыта
работы по реализации
проекта на школьном и
муниципальном
уровнях.
материалов в СМИ
Публикация
Март 2016
г.
Диаграмма
сформированности
гражданско
патриотических
качеств личности Данный проект предполагает реализацию следующих подпроектов:
Подпроект «Живи в веках, родной край!»
В школе реализуется общешкольный проект «Живи в веках, родной край!»
Проект долгосрочный – срок реализации 20132014 учебный год.. Проект
является групповым, межпредметным. Это хороший способ помочь детям
приобщиться к культурным, историческим и социальным процессам,
происходящим Курганской области.
Участие в проекте активизирует всех представителей образовательного
процесса и представителей социума.
Цель: укрепление и поддержка патриотического и гражданского воспитания;
организация и проведение праздничных торжеств, посвященных юбилею области
и города.
Задачи: Поиск новых форм и методов работы для повышения эффективности
гражданского и патриотического воспитания.
Формирование чувства единства, сплоченности, сопричастности с судьбой
малой Родины;
Развитие творческих способностей школьников, формирование навыков
саморазвития и самообразования, активной гражданской позиции;
Развивать творческое сотрудничество между учащимися, учителями и
представителями социума;
Создание условий для развития духовного,
культурного и
образовательного потенциала населения.
Идея проекта:
Расширение историкокраеведческих знаний об истории малой Родины.
Основные этапы проекта, механизм реализации:
1.
Организация поисковоисследовательской работы по следующим
направлениям:
Курганская область: на карте России;
Литературная карта Катайского района;
Природные ресурсы района и области;
Малая Родина в годы войны;
Знаменитые люди нашего района;
Наши земляки – руководители района и области.
После проведения поисковой работы вся информация анализируется,
систематизируется, и оформляются информационные стенды, отвечающие
тематике исследовательских работ.
2. Организация и проведение мероприятий,: классные часы, экскурсии в музеи,
творческие фестивали и смотры, конкурсы стихотворений и сочинений,
рисунков и презентаций, праздничные выпуски газет, литературные
композиции и др.
Все проводимые мероприятия, главным образом, должны воспитывать у
учащихся чувство сопричастности с судьбой малой Родины, чувство
гордости за ее успехи и достижения.
.
3. Подведение итогов.
Методы исследований:
Историкохронологический. Работа с архивными фондами (изучение
архивных материалов, официальных документов, статистических данных). Информационные технологии. Поиск информации в сети Интернет.
Оформление материалов в компьютерные презентации.
Установление связи с земляками, достигшими значительных жизненных
успехов и прославившими свой родной край.
Использование материалов поисковой работы в деятельности школьного
музея.
Анкетирование родителей обучающихся.
Поиск социальных партнеров.
Мероприятия по реализации проекта
п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Заседание творческой группы по
планированию подготовки к юбилею
города и области
Август
2013 г.
Администрация
школы
Оформление тематического стенда
«Курганская область на взлет!» (о
достижениях области)
Ноябрь
2013 г.
Зам. директора
по ВР
Поэтическая гостиная
Сентябрь
2013 г.
Библиотекарь
Конкурс сочинений «Курганская область:
вчера, сегодня, завтра»
Январь
2014 г.
Учитель
русского языка
Праздничная программа «Курганская
область – территория будущего»
Январь
2014 г.
Администрация
школы
Цикл экскурсий по области и району
В течение
года
Классные
руководители
Классные часы:
«Катайск знакомый и незнакомый»;
«Здесь начинается Россия»;
«С днем рожденья, область, в
Май
сентябрь
2013 г.
которой я живу!»
Классные
руководители
Книжная выставка в школьной библиотеке
«Любимый сердцу милый уголок…»
Сентябрь
2013 г.
январь
2014 г.
Библиотекарь
9.
Экскурсии в школьный музей:
«Катайск в годы войны»;
Сентябрь
2013 г. –
Руководитель
музея «В гостях у региона»
10. Участие в районных тематических
мероприятиях.
январь
2014 г.
Сентябрь
2013 г. –
январь
2014 г.
Администрация
школы
11. Викторина на знание истории области,
района «Возвращаясь к истокам»
Сентябрь
2013 г.
Зам. директора
по ВР
12. Конкурс заочных экскурсий по региону
«По малой Родине моей»
Сентябрь
2013 г.
Учитель истории
13. Конкурс рисунков, фотографий «Катайск
– глазами детей»
Май
2013 г.
Учитель ИЗО
14. Заседание актива школьного музея
«История Катайска, Курганской области»
Апрель
2013 г.
Руководитель
музея
15.
«Милый сердцу уголок» экскурсии по
родному краю
16. Подведение итогов реализации проекта
Апрель –
май
2013 г.
Февраль
2014 г.
Классные
руководители
Оргкомитет
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать детям, что родной
край славен своей историей,
достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми.
традициями,
Основной из задач любого образовательного учреждения является
приобщение детей к этим общечеловеческим ценностям. Именно эти цели и
преследует данный проект.
Проект имеет практикоориентированное значение, потому что все
собранные исследовательские материалы, все проведенные мероприятия
помогают учащимся познакомиться с историей своей Родины, позволяют стать
патриотами своей страны. Ведь патриотизм в современных условиях – это, с
одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение
культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они
должны стать полноправными участниками данного проекта. Знание истории
страны, края, города нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем,
кому передается эстафета истории.
Можно сделать однозначный вывод: проектная и исследовательская
деятельность многогранна, эффективна, перспективна, неисчерпаема.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Повышение эффективности гражданскопатриотической работы;
повышение качества и количества мероприятий по организации и
проведению гражданскопатриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской активности и компетентности учащихся;
внедрение и использование новых форм и методов работы по данному
направлению, в т.ч. информационнокоммуникативных технологий;
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых
традиций нашего края;
формирование идеала жизни и идеала человека;
развитие творческих способностей;
формирование гордости и любви к своей малой Родине;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности;
разработка и реализация общешкольной программы гражданско
патриотического воспитания «Сыны Отечества»;
разработка и реализация подпроектов.
Ожидаемые результаты
Система показателей по достижению
целей проекта
Модернизация материально
технической базы музея
Расширение
школьного
краеведческого музея.
Оборудование
музея
комплексного
необходимой Развитие педагогического
коллектива школы на основе
включения в инновационную
деятельность
Создание научного совета –
методического центра по
внедрению
индивидуализации обучения
средствами
музейной
педагогики
мультимедийной техникой.
Подключение музея к системе Интернет.
Создание сайта школьного музея в сети
Интернет
Количество педагогов, освоивших проектные
технологии.
Доля современных технологий, в том числе
информационных в организации учебного
процесса.
Количество
педагогов
повысивших
квалификацию в проектной деятельности.
Уровень самооценки педагогами общественной
значимости и эффективности результатов
профессиональной деятельности.
Уровень внедрения проектной деятельности и
процесс
деятельностного подхода
образования и воспитания.
Участие педагогов в профессиональных
в
конкурсах
Количество
проектов,
созданных
с
использованием базы музея.
Количество творческих групп учителей,
проектную деятельность
организующих
учащихся.
Количество семинаров, мастерклассов для
учителей школы по применению современных
педагогических технологий
Формирование
выпускника,
ключевыми компетенциями
модели
обладающего
Количество учащихся, занимающихся поисковой
деятельностью.
Личностные и профессиональные достижения
выпускников школы.
Уровень профориентации школьников.
Удовлетворение
индивидуальных
Разработка
моделей
индивидуальных траекторий
обучения талантливых детей
образовательных потребностей обучающихся.
Количество обучающихся, занятых в активе
музея.
Количество участвующих в работе научного
общества.
Уровень самореализации обучающихся школы в
учебной и досуговой деятельности.
Удовлетворение
индивидуальных
Внедрение
рейтинговой
Количество участников предметных олимпиад.
образовательных потребностей обучающихся системы оценки учащихся на
основе участия в конкурсах,
олимпиадах,
проектах
различного уровня, в том
числе дистанционных
Систематизация комплекса
социального партнерства
Создание банка данных
собственных методических
разработок, их публикация
на сайте школы и других
образовательных порталах
Привлечение
внимания
общественности к работе
музейных комнат, научного
общества
Количество победителей, призеров олимпиад,
конкурсов, соревнований.
Количество
участников
дистанционных
олимпиад, конкурсов.
Уровень
познавательной
активности
обучающихся.
Организация выставок портфолио обучающихся.
Количество мероприятий, проведенных на базе
музея.
Количество заключенных договоров социального
партнерства
Количество публикаций и выступлений учителей
по пропаганде педагогического опыта.
исследовательских
работ
Публикация
обучающихся
Количество посетителей школьного музея.
Доступность образовательных ресурсов.
Степень формирования положительного
общественного мнения о школе
Критерии эффективности
Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания
личности.
Выявление представления воспитанников о качествах человека,
характеризующих его гражданскую позицию.
Определение характера отношения обучающихся к Отечеству.
Доведение числа систематически занимающихся патриотической работой
школьников до 100 %.
Создание элективных курсов и кружков гражданскопатриотической
направленности.
Привлечение подростков «группы риска» к общественным мероприятиям
гражданскопатриотической направленности и, как следствие, снижение
числа школьников, совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Разработка исследовательско поисковых работ обучающихся. Эффекты реализации проекта:
Формирование творческой, свободной, социально и профессионально
компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном,
личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в
гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.
Популяризация школьных музеев как средства педагогической
деятельности.
Увеличение информационного и образовательного потенциала школы и
расширение социального партнерства.
Повышение конкурентноспособности школы. Выводы
Реализуемый проект дает положительные результаты. Теоретически
обоснованная и созданная система форм и методов воспитательного
воздействия на обучающихся способствует повышению уровня гражданско
патриотического воспитания учащихся:
обучающиеся освоили определенный объем знаний исторического
прошлого родного края, его культурного наследия, познакомились с
деятельностью знаменитых земляков;
формируются положительные качества личности: патриотизм, активная
гражданская позиция, ответственность, экологическое поведение.
В совокупности обретение этих знаний, умений, качеств способствует
формированию патриотической компетентности обучающихся.
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Проект «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.